рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Руководство для преподавателя

Руководство для преподавателя - раздел Культура, Культуры и искусств Учебная Дисциплина «Эстетика И Теория Искусства» Предназначена Для Студентов ...

Учебная дисциплина «Эстетика и теория искусства» предназначена для студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлению 071600 Музыкальное искусство эстрады, квалификация выпускника – «бакалавр»

Основными дидактическими принципами, положенными в основу учебной работы при изучении данной учебной дисциплины, являются:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль системных, логически выстроенных теоретических знаний;

3) закрепление изученного теоретического материала на основе использования активных форм обучения;

4) быстрый темп изучения учебного материала;

5) систематическая работа над личностным развитием студентов.

Формирование знаний, умений, компетенций студентов в ходе обучения обусловлено не только содержанием учебного материала, но и личностью преподавателя, стилем его общения со студентами. К преподаванию данной учебной дисциплины следует привлекать преподавателей, знакомых не только с культурой повседневности, но и с теорией и историей культуры, оригинальным мышлением, творческими способностями.

Обучение в рамках дисциплины целесообразно выстраивать как сотрудничество студентов и преподавателя. Наиболее эффективным стилем общения преподавателя со студентами в рамках данной учебной дисциплины является демократический.

Учебный процесс в рамках изучения данной учебной дисциплины построен на основе следующих принципов:

1. создание атмосферы взаимного доверия и уважения между всеми участниками учебного процесса, использование в обучении разных форм сотрудничества и сотворчества;

2. обучение с учетом интересов и возможностей студентов, основанное на стимулировании интереса студентов к учебно-познавательной деятельности;

3. обучение через активную познавательную деятельность, решение проблемно-поисковых задач;

4. поощрение и стимулирование проявлений творчества и самостоятельности;

5. обеспечение успешности продвижения каждого студента в учебно-познавательной деятельности, утверждающее веру студента в свои силы и возможности.

Программа курса предусматривает как лекционные, так и семинарские занятия. Сущность семинарских занятий заключается в том, чтобы, в результате предварительной работы преподавателя и студентов над отобранным материалом, в обстановке непосредственного и активного общения, решить задачи познавательного и воспитательного характера.

Семинарские занятия: стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с литературой; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию. Семинарские занятия развивают у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии, в том числе, оперируя специальной терминологией. Одной из главных целей проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами.

Семинарские занятия предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать качество выполнения студентами самостоятельной работы. Они позволяют проверить степень знакомства студентов с основной и дополнительной литературой по соответствующему разделу учебной дисциплины, а также качество усвоения лекционного материала. Кроме того, именно семинарские занятия являются средством осуществления «обратной связи», позволяя преподавателю контролировать и оценивать качество собственной работы – и как лектора, и как руководителя семинара.

Семинарское занятие ни по форме, ни по содержанию не должно дублировать лекцию. В то же время семинарское занятие должно быть связано с материалом, полученными студентами в ходе лекционных занятий, - и логически, и содержательно. Именно поэтому важно при проведении лекционных занятий подчеркивать связь между лекцией и семинаром, обращая внимание студентов на те вопросы, которые представляют большой теоретический интерес и практическое значение, и которые за недостатком времени не представляется возможным осветить в ходе лекции. Именно на этих вопросах и нужно сконцентрировать внимание при проведении семинарского занятия. При этом важно привлечь внимание студентов к таким вопросам, пробудить их любознательность, обострить желание разобраться в них.

Содержание и характер проведения семинарского занятия зависит от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы. В то же время важно подчеркнуть, что ориентироваться при проведении семинарских занятий необходимо на самых сильных студентов. Высокие трудность занятий и требования к качеству их выполнения позволят и менее подготовленным студентам повысить уровень своей общекультурной и профессиональной компетентности.

В основе построения учебного процесса в рамках данной учебной дисциплины лежит понимание того, что по-настоящему и глубоко усвоен студентом может быть только тот материал, что пережит студентом и стал его личным опытом. Именно поэтому ведущими в рамках данной учебной дисциплины являются интерактивные формы обучения. Интерактивные формы обучения углубляют знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы студентов, способствуют трансформации знаний в умения, владение соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями.

Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, направлены также и на развитие культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь. Именно поэтому активные формы занятий, предусмотренные в рамках учебной дисциплины, предполагают высокую речевую активность студентов, построены на вербальной коммуникации, должны включать элементы дискуссий и обсуждений.

Большая часть заданий, выполняемых студентами в ходе изучения данной учебной дисциплины, рекомендуется для выполнения в группах. Это в наибольшей степени относится к заданиям, связанным с разработкой и презентацией проектов. Такая форма организации работы студентов способствует формированию готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, предполагают высокую самостоятельность студентов в процессе обучения. Преподаватель выступает в качестве организатора проблемной ситуации, для которой необходимо найти варианты решения в ходе занятий в группе. Учебная работа играет роль своеобразного «зеркала», «отразившись» в котором студент может получить представление о качестве выполнения им заданий, предусмотренных в рамках учебной дисциплины.

В круг задач семинарских занятий входит развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии. Одной из задач семинарских занятий в рамках данного раздела учебной дисциплины является также развитие первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов.

Преподавателю, ведущему семинарские занятия, важно требовать от студентов, выступающих с докладами, наличия и предварительного оглашения плана выступления. Такая процедура облегчает оценку доклада в целом, позволяя отметить его структуру, а также систематичность мышления студента. Важно обратить внимание студентов на необходимость выступления с докладом без конспекта. Свободное изложение студентом материала доклада позволяет оценить самостоятельность, глубину проработки материала, навыки устной речи, владение навыками установления контакта с аудиторией. Необходимо также ориентировать студентов на то, что они общаются с товарищами по учебной группе, а не только с преподавателем.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 4 докладов продолжительностью в 12—15 минут (при продолжительности семинарского занятия 2 академических часа). Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара, позволяя оценить глубину проработки выбранной темы самим докладчиком, а также степень знакомства с темой других студентов, участвующих в семинарском занятии. Важно помнить, что вопросы к докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель. Необходимо требовать, чтобы вопросы, задаваемые студентам, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потом любой студент, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них.

Слабая сторона методики проведения семинарских занятий, построенной на системе докладов, заключается в том, что зачастую, кроме докладчиков, к семинару никто всерьез не готовится. Да и сами выступающие с докладами студенты изучают лишь тему собственного доклада. Именно поэтому семинарские занятия, предусмотренные в рамках изучения данного раздела учебной дисциплины, должны включать элементы развернутой беседы по каждому из докладов. Проведение семинарского занятия с элементами развернутой беседы предполагает подготовку всех студентов, участвующих в занятии, по каждой из выносимых на обсуждение тем. Именно поэтому необходимо заранее ознакомить студентов с темами докладов, которые станут предметом обсуждения, списком основной и дополнительной литературы по данным темам.

Одной из важных задач, стоящих перед преподавателем, проводящим семинарское занятие, является провоцирование полемики. В ходе полемики формируются находчивость, быстрота мыслительной реакции, умение аргументировать собственную позицию, владение навыками устной речи. Кроме того, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается как глубоко личное. Для успеха проведения семинарского занятия важно использовать все средства активизации студентов. К ним относятся: постановка хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелая концентрация внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременное акцентирование внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы.

Важно довести до понимания студентов, что участие в семинаре – это не только подготовка и выступление с докладом, но и участие в развернутой беседе, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на вопросы, задаваемые другими студентами, полемику, как с авторами докладов, так и с другими студентами, участвующими в семинарском занятии. Добиваясь внимательного и активного отношения студентов к участию в семинарском занятии, преподаватель, ведущий такие занятия, должен поставить студентов в известность, что содержательный анализ доклада, грамотно поставленный вопрос, активное участие в полемике он оценивает так же высоко, как и выступление с хорошим докладом.

Порядок ведения семинарского занятия предполагает следующую последовательность:

а) выступление с докладом;

б) вопросы к выступающему;

в) развернутая беседа по теме доклада;

г) обсуждение достоинств и недостатков доклада;

д) заключительное слово докладчика;

е) заключение преподавателя.

Семинарские занятия, посвященные темам, связанным с искусством, целесообразно проводить в форме презентации. Составление презентации позволяет студенту применить знания, полученные на лекционных занятиях и в результате изучения специальной литературы.

Презентация подготовленного выступления в ходе семинарских занятий развивает коммуникативные навыки, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь; формирует готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

Порядок ведения семинарского занятия предполагает следующую последовательность:

а) выступление с презентацией темы;

б) вопросы к докладчику;

в) обсуждение достоинств и недостатков презентации;

г) заключительное слово докладчика;

д) заключительное слово преподавателя.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культуры и искусств

Федеральное государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Санкт Петербургский государственный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Руководство для преподавателя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эстетика и теория искусства
  ФГОС ВПО: 071600 Музыкальное искусство эстрады Дата утверждения, № приказа 13 сентября 2011 г. N 2288

Цели и задачи учебной дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины являются: овладение знаниями и навыками, овладение методиками, формирование общекультурных компетенций, позволяющих понимать и оценивать эстетиче

Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина относится к базовой (Б2) части учебного цикла. 2.2. В связи с тем, что изучение первой части учебной дисциплины – эстетики – предусмотрено учебным планом по нап

Организация самостоятельной работы студента
Таблица №5 № п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины для самостоятельного изучения Трудоемкость ак. час./зач. ед. Список ре

Образовательные технологии
  В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии: - лекционные занятия, сопровождаемые слайд-лекциями; - семинарские

Материально-техническое обеспечение дисциплины
  № п/п Наименование Количество 1. Специализированные аудитории: - 2

Показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине
Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются: - готовность собирать и интерпретировать необходимые данные для

Выберите наиболее подходящее, по Вашему мнению, определение эстетики
Варианты ответов Эстетика – наука о прекрасном Эстетика – наука о прекрасном и общих законах искусства Эстетика – наука об эстетическом освоении человеком действите

Эстетический вкус – это
Выберите один из наиболее подходящих ответов Эстетический вкус это способность отличать прекрасное от безобразного, трагическое от комического и т. п. Эстетический вкус есть

Талант художника – это
(Выберите наиболее подходящий ответ)   Присущие от рождения способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта Природное дарование, дающ

Какие из перечисленных художественных направлений (течений) представляют культуру ХХ века?
Варианты ответов Поп-арт Романтизм Ампир Рококо Назовите автора трактата «Что такое искусство?» Варианты ответов

Кто из перечисленных мастеров искусства относится к русскому художественному авангарду первой трети ХХ века?
Варианты ответов И. Стравинский А. Родченко К. Моне Р. Раушенберг   Группа художников и(или) совокупность их произве

Какая идея содержится в следующем фрагменте из диалога Платона «Пир»?(Выберите один ответ).
«...Он увидит, прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно не возникает, не уничтожается, не увеличивается, не убы­вает; далее, что оно не прекрасно здесь, не безобразно там; ни что оно

Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета) в первом семестре
1. Предмет эстетики 2. Основные эстетические категории (прекрасное и безобразное) 3. Основные эстетические категории (возвышенное и низменное) 4. Основные эстетические ка

Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена) в четвертом семестре
1. «Язык искусства» его особенности и отличия от других языков 2. Языковые революции в искусстве 3. Лидерство искусства Древней Греции в европейской культуре VII–I вв. до н. э.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги