Резюме
Эволюция орудий тесно связана с биологической эволюцией человека и является одним из ее факторов. Так, при производстве каменных орудий выделяется четыре уровня развития мышления. Первый уровень производства галечных орудий — деятельность, близкая к орудийной деятельности животных: Н. habilis или архантроп раскалывает камень с целью получить только режущий край. Нет специальных правил и приемов раскалывания камня, форма случайна и нестандартизована. Таковы чопперы, проторубила, отщепы олдувайской
культуры.
Второй уровень предполагает планирование операций при изготовлении орудия. Форма орудия не зависит от стечения обстоятельств, а является результатом сознательных волевых усилий изготовителя. Таковы ручные рубила и оформленные отщепы культуры ашель. Очень существенно сохранение стандартной формы орудия, указывающее на возникновение культурной преемственности. Третий уровень — переход к технике леваллуа — форма придается не самому орудию, а ядри-щу, с которого снимается отщеп — знаменует собой сдвиг в способности мыслить и предвидеть. Эта техника, присущая людям типа Сванс-комб и Штейнгейм (возраст 300-200 тыс. лет до н. э. граница среднего и верхнего ашеля) указывает на появление людей, способных к долгосрочному планированию.
В целом эпоха ашель характеризуется утилитарно-функциональной направленностью орудийной деятельности, началом типизации орудий и технологической эволюцией, которая идет путем медленного отбора лучших вариантов формы. Основой отбора служит принципиальная избыточность количества орудий, а не сознательное улучшение их формы.
Для эпохи мустье характерна высокая прагматичность и "взрыв множественной предметности" — появление огромного разнообразия типов орудий и их форм. Возникает вопрос — является ли это результатом сознательного изобретательства или случайной манипуляционной активности. A.M.Лобок (1997) считает, что это результат нецелевой деятельности. Мышление мустьерца принципиально вариативно, ("ва-риативное псевдотворчество") и сопоставимо с деятельностью ребенка, из любопытства ломающего игрушки. Тем не менее, качественная избыточность — "случайно непредсказуемый результат производства" форм орудий — приводит к открытию все новых способов их использования, создает базу для более эффективного отбора и ускоряет орудийный прогресс. В эпоху мустье, в связи с развитием неутилитарной деятельности (захоронения, факты предискусства, использование звериных реликвий) начинается формирование понятийного мышления. Появление Homo sapiens sapiens отмечено принципиально новой формой общественной деятельности — искусством.
Четвертый уровень — появление сознательной изобретательской деятельности и развития фантазии. В неолите выходит на первый план феномен целевой деятельности и связанной с ней изобретательской активности. Цель труда земледельца отодвинута во времени и при срав-
нительно меньших энергозатратах, чем охота, требует постоянных физических и интеллектуальных усилий, дисциплины, способности укладываться в определенные сроки. По-видимому, это требует дополнительной мотивации деятельности. В качестве такой дополнительной мотивации выступает мифологическое оправдание разных трудовых операций. Начинает особенно интенсивно развиваться мифологическая и ритуальная сторона духовной жизни человека. Таким образом, параллельно наступлению неолитической революции происходило формирование "мира идей" — феномена базовых культурных категорий.
Эволюция орудий перестала быть моментом только биологической эволюции с возникновением производственных отношений — с этого времени началась эволюция по особым социальным законам, которые заняли ведущее место в дальнейшем развитии человека.
Резюме
Понимание речи и языка человека открывает возможности познания его мышления с одной стороны и мировосприятия — с другой. Проблема изучения речи и, особенно, связанного с ней нарративного мышления очень актуальна в связи с широким использованием компьютеров. Компьютеры могут освободить человека от рутинной умственной работы, но тем более повышаются требования к человеку в том, что касается решения творческих задач. Проблема языка и речи актуальна также и потому, что в мире в целом и в нашей стране, в особенности, речевая культура резко падает — буквально за период жизни одного поколения, что неизбежно приводит к снижению общей культуры и может привести к непредсказуемым негативным последствиям.