Реферат Курсовая Конспект
Ашельская культура - раздел Культура, ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 6.1. Общие свойства культуры Параллельно С Развитым Олдуваем В Восточной И Южной Африке Начала Развиватьс...
|
Параллельно с развитым олдуваем в Восточной и Южной Африке начала развиваться ашельская техника (с возраста 1.6-1.3 млн. лет) и в течение сотен тысячелетий эти техники сосуществовали здесь. Определяющим орудием культуры ашель является ручное рубило — орудие универсальное по назначению, треугольной или овальной формы, симметричное и в плане, и в профиль с заостренным нижним и притупленным верхним концом, весом от 0,5 до 1 кг. В ашеле еще нет составных орудий, все орудия держатся непосредственно рукой. Ашельская эпоха наиболее продолжительная в палеолите, стратифицируется как по времени (нижний, средний и верхний ашель), так и по региональным типам индустрии, при этом отмечается сосуществование и переплетение разных индустриальных традиций.
Древнейшие галечные варианты нижнего ашеля развивают традиции олдувайской индустрии. Кроме Африки они известны из Центральной Азии (Чжоукоутянь, Лантянь, Ченьцзяо и др., Китай, возраст 1 млн. — 500 тысяч лет), Индии (выделены два варианта ашеля — Мадрасский, содержащий наряду с чопперами и чоппингами рубила, массивные отщепы, колуны и кубовидные ядрища; Соанский, характерный для Потварского лессового плато, возраст, 700-400 тыс. лет), а также Вьетнама, Таиланда, о. Ява, Филиппин.
На Ближнем Востоке эта техника представлена в Убейдии (Палестина), возраст 680-640 тыс. лет и местонахождениях Шарая и Растан. Характер индустрии средний между олдувайским и ашельским, она представлена сфероидами, полиэдрами, мелкими отщепами, имеет общие черты с африканским типом индустрии. В Средней Азии галечная разновидность ашеля известна из Южного Казахстана со стоянки Кульдара (возраст — 800 тыс. лет).
Находки галечных орудий Сибири датируются в основном миндель-риссом. Это стоянки Верхнего Енисея (берега Красноярского водохранилища, Куртакский комплекс: расколотые гальки, чопперы, отщепы), Кузнецкой котловины, Нижнего и Среднего Приангарья (гора Игетей в долине реки Осы), верхней Лены. Одна из наиболее проблемных стоянок домустьерского времени в Сибири — это местонахождение Диринг на берегу реки Лены выше Якутска, раскапывавшееся Ю.А.Мочановым. Характерна особая техника дробления валуна. Нуклеусы отсутствуют. Половина орудий представлена галечными формами: чопперами и чоппингами, имеются также скребла, острия, ножи, резцы, долотовидные и другие формы.
В Европе самая древняя культура чопперов, близкая к олдувайской, возрастом 0.9 млн. лет известна из грота Валлоне (Приморские Альпы). Кроме того ранний ашель представлен стоянкой Вертешселлеш (Венгрия): чопперы, чоппинги, скребла, зубчатые орудия, изготовленные из очень мелких галек. Возраст этой стоянки — миндель. Второе местонахождение (миндель-рисского времени) — Бильцингслебен (Германия) содержит чопперы, скребла, проколки, зубчатые и бифасиальные орудия, кроме того, изделия из кости, рога и дерева. Памятник Королеве в Закарпатье, культурные слои которого охватывают диапазон от гюнца до рисса, наряду с другими типами орудий содержат и характерные галечные чопперы и дис-ковидные ядрища. Древнейшие в Европе ашельские памятники возраста 700-650 тыс. лет, связанные с гравиями высоких террас р. Соммы (Франция), дают начало другой традиции. Преобладающими здесь являются би-фасы и очень грубые толстые ручные рубила.
Начало среднего ашеля датируется рисским возрастом. Типичными для этого периода считаются французские стоянки — мастерские Коммона и Каньи. Характерные орудия: копьевидные, миндалевидные, сердцевидные рубила, скребла, скребки, ножи с обушком, проколки, изделия зубчато-выемчатых форм. Одновременно появляется леваллуазская техника. Она заключается в тщательной предварительной оббивке ядрища, которое, вследствие этого, приобретает сходство с панцирем черепахи ("черепахо-видный нуклеус"). Такая обработка камня предопределяет правильную форму отщепов, из которых делают остроконечники разных размеров, универсальные по назначению. В это время начинают складываться типичные региональные разновидности ашеля, которые окончательно оформятся в верхнем ашеле. Это "классический" или "северный" ашель с рубилами без чопперов и колунов африканского типа; "южный" ашель с рубилами, кливерами и чопперами, а также комплексы с орудиями на отщепах (клектон, тейяк, премустье и др.). В среднем ашеле в западной Европе ведущими орудиями являются ручные рубила. Их разнообразие очень велико, параллельно существуют разные традиции их изготовления. В восточной части ареала максимум их распространения сдвинут на финальный ашель. Разновидность ашеля — клектон — описана для памятников Англии, она характеризуется рубящими орудиями из желваков кремня, разнообразными скреблами, усеченными ретушью, отщепами и множеством зубчатых и характерных выемчатых орудий. Ретушью называют вторичную обработку орудия. Чаще всего это заострение режущего края легкими ударами. Ретушированные орудия типичны для мустье, но встречаются и в ашеле. Культура тейяк распространена во Франции (Ла Микок, Кон-дель-Араго), не имеет леваллуазских форм, характеризуется появлением мустьерских черт. Встречаются чопперы, скребла, зубчатые орудия, зубчатые острия. Традиция индустрии микок характеризуется удлиненными копьевидными рубилами, часто с шаровидной пяткой и вогнутыми краями, а также листовидными двусторонне обработанными наконечниками.
Верхняя граница ашеля несколько размыта, финальный ашель сосуществует со следующей культурной стадией — мустье. По классической французской схеме мустье начинается с вюрма, но аналогичные комплексы встречаются и в рисс-вюрме и даже в рисское время. С другой стороны, ашельские черты долго сохраняются в культуре мустье.
6.4 Культурамустье'
Переход к мустье датируется последним этапом рисского оледенения (микок). Индустрии этого периода: микок, премустье и собственно мустье. Характерные памятники это Торральба и Амброна (Испания) — разделочные площадки туш слонов, свайные поселения, дома с очагами, сооруженными на каменной вымостке (Вертеселлеш), а также грот Ригаб, Пеш-дель-Азе (Франция) и большое количество археологических памятников с Северного Кавказа, Нижнего Дона, Русской равнины.
Люди ашельской культуры — это архантроп и архаичный человек разумный. Появление палеантропа в Европе связано с первой фазой вюрмс-кого оледенения и совпадает со становлением культуры мустье. Этот период характеризуется очень суровыми условиями (среднегодовая температура на юге Европы была порядка 8°С). С этим связано и преобладающее направление отбора — на физическую силу- и очень медленное развитие культуры. В этот период предполагаются миграции неандертальца в Ливан и Палестину, где он встречается с Homo sapiens из Африки (в период 80 000 лет назад). В период между 41 и 38 тысячелетием Африканский Homo sapiens мигрировал в Европу и дошел до верховьев Дуная. Этот период называют "палеолитической революцией". По-видимому контакт двух культур, почти равноценных по продвинутости, послужил стимулом для появления культурных нововведений (в частности употребления символов и начала развития искусства).
Техника мустье, сменившая ашельскую, содержит орудия и двусторонней и односторонней оббивки, большая часть изделий из сравнительно толстых отщепов. Ядрища дисковидные (реже пирамидальные). Основные орудия — скребла и остроконечники. Типичное скребло имеет выпуклое лезвие, гладкую нижнюю сторону, ретушь по всему режущему краю, скребла используются для выскабливания шкур и обработки дерева. Возможно, в мустье появляются составные орудия, и остроконечники служат наконечниками копий. На стоянке Леринген (Нижняя Саксония) найдена рогатина или копье размером 2.44 м из ствола тисса, заостренного и обожженного. Копье застряло между ребер слона. Костяные орудия встречаются достаточно широко (на стоянках Ла-Кина, Драхенлох, Петерсхелле и других).
Франсуа Борд выделяет в эпохе мустье четыре комплекса, которые, несмотря на то, что описаны для Франции, могут служить опорными для выделения региональных культур. Европейские варианты мустье следующие:
1. Типичное мустье содержит от 25 до 55 % скребел, много остроконечников, небольшое количество зубчато-выемчатых орудий и единичные рубила и ножи с обушком. Иногда используется леваллуазская техника.
2. Мустье с ашельской традицией делится на две эволюционные фазы: фаза "А" характеризуется большим количеством рубил (от 8 до 40%, в среднем 10-15%), треугольной, сердцевидной, копьевидной формы, большое количество орудий на отщепах, полученных при оббивке бифасов (20-40%), кроме того, остроконечники, иногда с утонченными концами, выемчатые и зубчатые орудия верхнепалеолитического типа (резцы, скребки, проколки, усеченные пластины, ножи с обушком). В фазе "В" количество рубил сокращается до 2-8%, они становятся мельче, количество скребел сокра-
щается до 4-10%, увеличивается количество зубчатых изделий верхнепалеолитического типа и ножей с обушком.
3. Зубчатое мустье представлено на 35-55% зубчато-выемчатыми орудиями и на 5-25% скреблами. Нет остроконечников, типичных рубил и ножей с обушком.
4. Шариатское мустье делится на две фации: кина и ферраси. Мустье типа кина характеризуется большим количеством скребел (50-80%), среди которых специфичны выпуклые на очень толстых заготовках со ступенчатой ретушью, поперечные бифасиальные скребла и скребки, много выемчатых изделий, часто клектонского типа, зазубренных орудий мало, бифасов и ножей с обушком практически нет, техника леваллуа не использовалась. Фация ферраси сходна с фацией кина, но использовалась техника леваллуа, что позволяло получать более тонкие заготовки, заметно меньше поперечных скребел и скребел высокой формы.
В целом для эпохи мустье характерно большое разнообразие, "свобода форм" орудий, свидетельствующее об активном инновационном поиске, который A.M.Лобок (1997) называет "вариативным экспериментированием с базовыми культурными схемами". В некоторых случаях региональные комплексы встречаются на ограниченной территории, не смешиваясь. Это свидетельствует об изолированном существовании отдельных общин мустьер-цев (например, Ф.Борд указывает пять локальных культур мустье для одной местности Дордонь-Вьенк: мустье с ашельской традицией, типичное мустье, зубчатое мустье, мустье типа Ла Кина и типа Ла Ферраси).
В Южной и Центральной России мустьерские памятники концентрируются в Причерноморье, Прикубанье, Нижнем Поволжье, в бассейне Дона, Десны, встречаются в центральной части Русской равнины, на северо-востоке России, на Урале, в Сибири, несколько памятников на Алтае. Культура их сходна с ближневосточной (стоянкой Ябруд), а облик обитателей близок европейским и переднеазиатским неандертальцам. Есть отдельные памятники в Кузнецкой котловине, в Кузнецком Алатау, на Енисее. Для стоянки Игетейский Лог на Ангаре принадлежность к мустьерс-кой культуре предполагается, но не доказана.
Мустьерские находки известны из Передней и Средней Азии, Казахстана, Монголии. Но в Южной, Юго-Восточной и на большей части Центральной Азии не было заметной смены культурного комплекса в среднем палеолите и в региональных культурах этих территорий мустье представлено только находками единичных орудий (обычно зубчатого типа).
Судя по характеру наиболее массовых орудий и костным остаткам ашельской и мустьерской культуры, основной деятельностью человека среднего палеолита была охота на крупных животных и обработка шкур. Орудия охоты — наконечники копий, по-видимому, использовались и для войн. Некоторые исследователи (Я.Таттерзаль) указывают на увеличение количества наконечников почти вдвое в период контакта европейских неандертальцев с пришельцами из Африки (между 41 и 38 тысячелетием). Доля скоблящих орудий для обработки шкур остается стабильно высокой на большей части памятников. Шкуры использовали не только для одежды, но и для перекрывания жилищ. На работу со шкурами указывает и часто встречающийся характерный полукруглый износ передних зубов (при обработке шкуру держали зубами).
Человек мустье для жилья использовал и пещеры, и стоянки под открытым небом. В пещерных жилищах встречаются искусственно возведенные каменные стенки, обложенные камнями очаги и ямы для хранения еды или инвентаря. Наземные жилища имели круглую, овальную или удлиненную форму. В качестве строительного материала часто использовали кости крупных животных (в приледниковой зоне, где не было деревьев).
Мустьерцы хоронят мертвых обычно в искусственных ямах, перекрытых камнями, плоскими костями или насыпью. Захоронения бывают одиночными, парными, групповыми, сопровождаются инвентарем, костями (по-видимому, вместе с мертвым кладут его долю еды). Положение трупа либо скорченное (что указывает на обычай связывать мертвых и, вероятно, страх перед ними), либо выпрямленное; обычны следы ритуальных действий: использование охры или красной краски, ритуальное людоедство, символические действия с частями трупа и частями животных (использование при захоронении рогов козла (погребение Тешик-Таш), черепов медведя (Регурду) и т. п.).
Части животных (слонов, медведей) использовались также в качестве "звериных реликвий" в формировании особых культов. Этим культам, так же, как захоронениям и зачаткам изобразительной деятельности придается особое значение, как серьезному шагу на пути развития интеллекта. Культура мустье располагала основными предпосылками для интеллектуального скачка: было выработано понятие о форме и симметрии (более 200 видов орудий), оседлый образ жизни давал резерв свободного времени, охота вырабатывала необходимые качества: быстрота и согласованность действий, наблюдательность, эмоциональность, хорошая ориентировка в обстановке. Но главное, что произошло в этот период, — переход от сугубо утилитарной деятельности, связанной с самыми насущными потребностями, к деятельности, "положившей начало идеологической надстройке над материальным бытием коллектива" (Столяр, 1985) — это захоронения и коллективные культово-магические действия. В них использовались "звериные реликвии" — черепа с нанесенными на них искусственными "ранами", кости лап медведя и другие — в качестве символического отражения объектов действительности, которые были особенно эмоционально значимы для человека. Насколько важна была эта деятельность для человека конца среднего палеолита, можно судить по "медвежьим пещерам" Вильдкирхли и Драхенлох. Альпийская пещера Драхенлох, находящаяся на высоте 2.3 тыс. метров, т. е. практически мало доступная, оказалась насыщенной костями медведей, специально отобранных и разложенных в искусственно сделанных хранилищах. Часть черепов экспонировалась на специальных плитах камня. Культурный слой отсутствует, т. е. пещера не была жилой. Древность хранилищ — 49 тыс. лет, начало освоения пещеры порядка 53 тыс. лет до н. э. то есть обряды, связанные с захоронением костей медведя имеют тысячелетнюю традицию. Деятельность по созданию этого "святилища" не служила потребительским интересам, кости представляли собой символ — олицетворение охотничьих целей. Коллективные действия с ними (требовавшие значительных затрат труда) служили развитию мышления, которое было еще нераздельно с трудом. В сознание вводились объекты, наделенные новым, условным смыслом. Первоначальная классификация, выделение каких-то важных призна-
ков составляет "обобщающую абстракцию" — предпосылку образования понятия. У человека мустье это было "абстрагирование в натуре". Изобразительная деятельность человека представлена очень бедно — это ямки, правильно расположенные на плите известняка и нарезки на кости. Эти знаки расшифровываются, как символы ран. Вероятно, они часто делались на туше убитого животного и на теле человека. К артефактам, которые оцениваются, как явления предискусства, относят овальную плитку, вырезанную из бивня мамонта ("чурингу") и нуммулит со следами нарезки в виде крестообразной фигуры со стоянки Тэта (Венгрия).
С эпохой мустье связано уникальное явление, открытое А.Рустом и Д.Гаррод на Ближнем Востоке в тридцатых годах в местностях Ябруд, Адлун, Убежище Цумоффена. На границе рисс-вюрма и вюрма была открыта культура, названная амудийской, или преорипьяком. Она просуществовала до конца вюрма-1 (т. е. порядка 20 тысячелетий) и затем исчезла, перкрытая более поздними слоями мустьерской культуры. Амудийская культура имеет хорошо выраженный верхнепалеолитический характер: левалуазская техника использовалась очень ограниченно, основной способ расщепления камня — получение пластинчатых сколов с призматических нуклеусов. Изделия представлены концевыми скребками, грубыми резцами, ножами со спинкой. Встречаются особенные пластины с мелкозубчатой ретушью ("пилки Руста"). Амудийская культура сочетается с редкими бифасами и галечными орудиями. Разрешение загадки появления пре-ориньяка между мустьерскими слоями могло бы пролить свет на проблему установления центра сапиентации или, во всяком случае, открыть некоторые пути миграции древнего человека.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Эволюция орудий тесно связана с биологической эволюцией человека и является одним из ее факторов Так при производстве каменных орудий выделяется... культуры... Второй уровень предполагает планирование операций при изготовле нии орудия Форма орудия не зависит от стечения...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ашельская культура
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов