рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нравоучение средневековой Руси ХI–XVII вв.

Нравоучение средневековой Руси ХI–XVII вв. - раздел Культура, Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ Взглянем На Нравоучение Средневековой Руси Сквозь Призму Понятия «Интеллигент...

Взглянем на нравоучение средневековой Руси сквозь призму понятия «интеллигентность», характеризующего именно русское самосознание и появившегося в XIX веке. А. В. Соколов [ ] выделяет четыре компонента так называемой «формулы интеллигентности». В неё входят такие составляющие как образованность, творческий характер личности, этическая самоопределённость и фактор времени, относительно которого первые три составляющие могут принимать ту или иную форму. В случае XIX века мы говорим об образованной интеллигенции, в ХХ веке мы обращаем внимание на фундаментальность советского образования. Российское искусство XIX и советское искусство ХХ веков создали множество образцов высокой культуры в музыке, живописи, литературе, театре и кино.

Этическая самоопределённость составляет одну из особенностей российского менталитета. Русская этика характеризуется глубинной мировоззренческой ориентированностью, укореннённостью в системе мировоззрения, её онтологичность и историософский характер: в ней всегда говорится о «правде» как главном религиозно-нравственном принципе мироздания, о поисках «абсолютного добра» (Н. О. Лосский), о добре для всех, о судьбе и будущем человечества, о смысле истории. При этом речь идёт не о теоретических построениях, а о программах нравственных действий. В средневековой Руси нравоучение традиционно выступало в виде поучения словом, запечатлённого в нравоучительной литературе, и поучения делом, воплощённого в жизненном подвиге, в религиозно-нравственном подвижничестве христианских святых. Жанровое своеобразие нравоучительной литературы в «житейной», а не понятийно-логической функции: средневековая этика опирается не на моральный логос, а на моральный этос, состоящий в нравственном опыте, запечатлённом во всей полноте его вербальных и невербальных форм, в контексте определённого поступка.

Становление русской этической мысли происходило без заметного участия античных и христианских оригинальных образцов. Отсутствие прямого античного и христианского культуропреемства, с одной стороны, привело к упрощённости и наивности, а с другой – стимулировало развитие самобытных элементов, проистекающих из особенностей национального характера (этоса), нравственной доминантой которого явилось «искание абсолютного добра». Христианское нравоучение составило предэтическую фазу эволюции нравственной мысли в России, на которой происходило формирование языка нравственных понятий.

Типичный пример нравоучительной литературы «Поучения» преподобного Феодосия Печерского (ок. 1036–1074 гг.), одного из основателей русского монашества. Поучения к братии, оформленные в виде нравственных изречений, сводятся к: 1) увещеваниям к добродетелям и подвигам – самоотверженной и деятельной любви к Богу, терпению и мужеству в перенесении монашеских подвигов, к непрестанному покаянию, изгнанию злых помыслов и достойному провождению поста; 2) дисциплинарным наставлениям в поведении во время богослужения и 3) обличению братии за недостаток смирения и послушания, за невоздержание и стяжание земных сокровищ.

В XV–XVI вв. поучения принимают вид нравственных трактатов, в которых просматриваются авторская позиция и философский фундамент. Нил Сорский, в русле исихастской традиции «внутреннего делания», предпринимает нравственно-психологический анализ зарождения и развития страсти, определяющей смертные грехи человека, в числе которых: чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Максим Грек, воспитанный на образцах итальянской учёности эпохи Возрождения, развивает в «Беседах души и ума» мысль о нравственном восхождении души к абсолютному добру. Конкретный характер русской этики, получивший развитие в этике русского зарубежья 1930–1940-х годов, проявляется у М. Грека в избежании общих отвлечённых понятий, их исключении из перевода или замене на наглядные и доступные образы (этический номинализм). Так, слово «зло» в фразе «Многоцветные ризы скрывают зло» переводится как «эфиоп». Второе отличие нравственных предписаний этого периода – построение максим, сентенций, пословиц и поучений на противопоставлении моральных понятий: добра – злу, любви – ненависти, правды – лжи, счастья – несчастью, богатства – бедности. Полутонов для средневекового сознания на Руси не существует, в силу этого аристотелевский принцип меры, идеализирующий добродетель как «золотую середину» между двумя крайностями и воспринятый на Западе, не получил распространения на Руси. Здесь всегда признавали, что «крайности сходятся» и что в их столкновении рождается истина. Если в рациональной «этике меры» щедрость помещается между расточительностью и скупостью, то в древнерусском нравственном сознании расточительность и есть щедрость, кротость не между гневом и равнодушием, а кротость и есть равнодушие, мужество не между отвагой и страхом – а мужество и есть отвага, воздержание не между наслаждением и аскезой, а воздержание и есть аскеза, вежливость (взаимность) – не между лестью и сварливостью, а вежливость и есть лесть, правдивость – не между хвастовством и притворством, а внешние проявления правдивости и есть притворство.

Три основные формы искания абсолютного добра на Руси – аскетизм, святость и юродство. Нравственный смысл аскетизма состоит в культивировании воздержания, ведущего к господству над страстями с целью содействия силам добра. Результатом христианской аскетики становятся достижение религиозно-нравственного совершенства, обожение и спасение. Для русского типа святости не характерны радикальный, героический аскетизм древневосточной (египетской и сирийской) христианской традиции, а также возвышенный мистицизм греческой или католической святости, которые ведут к уходу из мира и разрыву с ним. Русский святой, как это максимально выразилось в образе Сергия Радонежского (1314/1322–1392 гг.), выражает себя преимущественно через действенную любовь к миру, через кроткое смирение и сострадание, это – «глубоко народный святой» (В. В. Розанов), воплощающий в себе духовную потребность народа в совершенном, «ангельском» человеке. По мнению В. В. Розанова, порывы к святости, переживаемые почти каждым русским человеком, образуют духовную силу народа, позволяющую ему восставать из всяких бед.

Смысл подвига первых русских святых князей Бориса и Глеба, всенародно почитаемых и только в последствии канонизированных Русской церковью, заключён в идее непротивления. Борис и Глеб, став невинными жертвами политического заговора, не стали ничего предпринимать для спасения своих жизней, т. е. противиться старшему брату, решившему их убить. В условиях феодального общества, в котором каждый удельный князь живёт по законам, установленным им самим, такое противодействие было чаще всего невозможным или бессмысленным. Ответом русского самосознания, устремлённого к абсолютному добру в условиях феодального произвола становится такой особый подвиг христианского благочестия и парадоксальный вид духовного подвижничества как юродство. Его расцвет пришёлся на XIV–XVII вв., когда юродивый, обладавший священным правом открыто говорить правду Христову сильным мира, стал «ходячей мирской совестью, живым образом обличения людских пороков» (В. О. Ключевской).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ

Контрольные вопросы... В ч м с вашей точки зрения состоит проблема морального индивида... Каково отношение к смерти имело место в эпоху Античности в целом в героический период и в концепциях отдельных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нравоучение средневековой Руси ХI–XVII вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ.
1. О современном этапе развития морали: проблема морального индивида в социальной среде. 2. Практические задания: Привнесение осознанности в учебную практику. 3. Начала и зав

О современном этапе развития морали: проблема морального индивида
В ранний античный период VIII–VII вв. д. н. э. в Древней Греции формируются две этические программы, в значительной степени определившие направления развития вплоть до настоящего времени: героическ

Этический практикум: Привнесение осознанности в учебную практику
Взаимодействие индивида с социумом есть процесс постоянного отказа от тех или иных личных притрастий и представлений в пользу общего, то есть процесс отказа от своего близкого, но ограниченного усл

Начала и завершающий этап развития античной этики
В учениях философов-досократиков представление о сущности этического вытекает из того, что принималось в качестве основы бытия. Так, в контексте учения Анаксимандра (610–540 гг. д. н. э.) об апейро

Этические концепции Платона и Аристотеля
4а. Платон: четыре этики и пять видов блага Платону (423–347 гг. д. н. э.), продолжающему сократическую линию, принадлежит первая попытка систематизации этических идей. Он ставит задачу оп

Древнеиндийская система ценностей и восьмеричный путь освобождения в буддизме
Древнеиндийская система ценностей вытекает из философского понимания онтологии. Согласно Сāнкхья, древнейшей индийской философии, определяемой как философия числа, бытие дуально. Сознание-Пуру

Основные этические программы Древнего Китая
Одна из особенностей, определяющих специфику китайской философии, – её универсальная этизированность, состоявшая в последовательном рассмотрении всех основных философских тем с точки зрения морали.

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ.
1. О современном этапе развития морали: проблема восстановления справедливости (индивидуальное измерение). 2. Практические задания: Безвыходных ситуаций нет. 3. Ветхозаветные

Этический практикум: Безвыходных ситуаций нет
Представление Августина о «творении из ничего» – замечательный пример «магии слов», встречающейся повсеместно. «Магический» приём состоит в предельно возможной постановке вопроса и предельно узкой

Ветхозаветные религии в контексте закона трёх стадий Огюста Конта
Христианство и ислам – две современные религии, наиболее широко распространённые на Земле, черпают свои истоки в иудаизме, религии Старого Завета, основанной Моисеем предположительно в XIV–XIII вв.

Ветхий Завет, Новый Завет и Коран как источники этического знания
4 а. Иудаизм История иудаизма берёт начало от II тысячелетия д.н.э. С самого начала иудаизм противопоставил языческим религиям идею единого и всемогущего Божества. Религия приняла у евреев

Средневековая христианская схоластика
Средневековая этика представляет собой сложный комплекс разнообразных версий моральной философии, включающих детализированные разработки самых отвлечённых проблем морального сознания и обоснования

Темы для самостоятельной работы
Охарактеризуйте любовь как чувство и деятельную способность. В чём состоят противоречия любви, каковы пути их разрешения? Охарактеризуйте шесть видов любви античной философи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги