рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Золотой век русской культуры

Золотой век русской культуры - раздел Культура, Культура России в первом половине XIX в В Одном Из Своих Произведений А. И. Герцен Писал О Русском Народе, «Мощном И ...

В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой yм и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и ... на царский приказ образоваться ответил через сто лет громадным, явлени­ем Пушкина». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пуш­кин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX в., назы­вают золотым веком русской культуры.

 

Архитектура и скульптура. Конец XVIII начало XIX в. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.

Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусст­во, на античную литературу и мифологию.

Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, чет­ким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами

архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлял­ся в виде портика. Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены – в желтый.

В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб. Затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмирал­тейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельный зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.

В 1806-1823 гг. было построено новое здание Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова(1761-1811). В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамич­ный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмирал­тейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.

Важное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объеди­нить, ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Не­вы. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены фран­цузскому архитектору Tомa де Томону. В доработке проекта участвовал А. Д. Захаров. Их творческое содружество привело к блестящему реше­нию задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловская кре­пость- стрелка Васильевского острова - Дворцовая набережная. Зда­ние Биржи сравнительно невелико, но мощь его архитектурных форм в со­четании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихи­ей развита в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России (Волгу, Днепр, Волхов и Неву), были созданы скульпторами С. С. Пименовым, И. И. Теребневым и В. И. Демут-Малиновским.

Невский проспект, главная магистраль столицы, приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин ( 1759-1814), сын крепостного­ крестьянина, взял за образец собор святого Петра в Риме, творение Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное

произведение. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Пе­ред собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б. И. ОРЛОВСКИМ. Впервые увидев эти памятники, Пушкин I сказал: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов».

В 40-50-с гг. XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульп­туры Петра Карловича Клодта(1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними.

Еще одна работа Клодта - памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади. Лошадь пританцовывает, император неподвижен - явный контраст по сравнению с расположенным невдалеке памятником Петру 1. .' .

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петер­бурге - самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в. Внутри собора могут находиться 13 тыс. человек. С галереи на его куполе видны Кронштадт, Петергоф, Пулково, Царское Село, Гатчина и море на далекое расстояние. Проект Исаакиевского собора был разрабо­тан французским архитектором Огюстом Монферраном (1786-1858). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П. К. Клодт, художник К П. Брюллов и др. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодер­жавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление, хотя автора проекта и заказчиков можно отчасти упрекнуть в гигантомании. Современники вспоминали, что богослужение в таком соборе было очень торжественно, но благоговейности не было, молитва до души не доходила.

По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834) – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И. Орловским.

Триумфальные мотивы Александровской колонны были подхвачены в скульптурном убранстве арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К.И. Росси, как бы повторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискось от него.

Карл Иванович Росси (177501849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. С его творчеством связаны завершающие работы по созданию петербургских ансамблей. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца (ныне Русский музей).

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, 3ахаро­вым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими русскими и иностран­ными архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков - святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

В начале XIX в. скульптор Иван Петрович Мартос (1754-1835) получил заказ на памятник Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода. Пока шла работа, Россия подверглась наполеоновскому нашествию. Патриотический подъем 1812 г, вдохновил мастера на создание высокоху­дожественного и глубоко одухотворенного произведения. Памятник был установлен на Красной площади в Москве, еще не залечившей свои раны, не застроившей свои пепелища. В Нижнем Новгороде воздвигли другой монумент.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр и Манеж (оба по проекту О. И. Бове). Пожар не устранил традиционное построение московских улиц, живописную хаотичность застройки. На узких и изогнутых улицах с постройками разных эпох трудно было развертывать архитектурные ансамбли. Поэтому московский классицизм запечатлен не в ансамблях, а в отдельных зданиях. Один из лучших московских особняков классического стиля - дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л. Н. Толстого). Строил его архитектор А. Г. Григорьев, выходец из крепостных.

Провинциальный классицизм ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик Воронихина М. П. Коринфский, уроженец Арзамаса, строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске. В своем родном городе он руководил постройкой собора, который возводился на средства местного купечества в память о событиях 1812 г. Далеко по России разошлась молва о великолепном Арзамасском соборе.

В Сибири в начале XIX в. все еще строились здания в стиле барокко.

Черты его видны в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском собо­ре в Томске. Но затем классицизм пришел и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников - «Белый дом» в Иркутске, построенный купца­ми Сибиряковыми. В Омске по проекту известного архитектора Василия Петровича Стасова (1769- 1848) был возведен Никольский казачий собор. В нем хранилось знамя Ермака.

В 30-е гг. XIX в. классицизм вступил в пору кризиса. Людей стало угнетать однообразие зданий с колоннами. Правила классицизма, слиш­ком жесткие, с трудом приспосабливались к меняющейся обстановке. В то время в городах разворачивалось строительство доходных (многоквартир­ных) домов. В таком доме было несколько подъездов, а по канонам классицизма можно было сделать только один главный вход - в центре здания. В нижних этажах доходных домов размещались магазины, но их широкие витрины не сочетались с нормами классицизма. И он ушел, сме­тенный критикой современников и настоятельными требованиями жизни.

Творческая мысль архитекторов остановилась на принципе «умного выбора». Считалось, что здание надо строить в том стиле, который отве­чает его назначению. На практике все определялось желанием заказчика и вкусом архитектора. Помещики начали строить усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились доходные дома с венецианскими окнами. Наступил период эклектики (смешения стилей).

В 1839-1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лeo Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равно­весие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощ­ные гранитные атланты у входа - все это создавало впечатляющий образ музея - хранилища шедевров мирового искусства.

Константин Андреевич Тон(1794-1881 ) в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал рус­ский и византийский декор. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, от которых Тон не смог отречься. Русско-визан­тийский стиль Тона многим казался искусственным. А на самом деле ТОН просто не постиг подлинно всех тайн древнерусской архитектуры, на­столько прочно они были забыты.

Работы Тона понравились Николаю I. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838- 1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был за­ложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполео­новского нашествия. Строительство растянулось на долгие годы. Торжест­венное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, отдавших свои сбережения на дело победы. Величественная 100-метрова громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Покровительство Николая I сыграло роковую роль для наследия Тона. Его творения стали рассматриваться как символ николаевского царство­вания. Именно этим объясняются резкие отзывы Герцена. Не жаловали Тона и другие оппозиционно настроенные критики. В годы советской власти творчество Тона замалчивалось или принижалось. Многие построенные им церкви были снесены. В 1931 г. взорвали храм Христа Спасителя. Не пришло лишь в голову взорвать Московский вокзал в Петербурге и Петербургский в Москве - тоже творения Тона.

 

Русская живопись.

В 1827 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов(1799-1852). Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь, когда город был засыпан раскаленным пеп­лом проснувшегося Везувия. Около шести лет шла работа над картиной «Последний день Помпеи». Гибель этого города в представлении художни­ка соединилась с гибелью всего античного мира. Его красоту как бы оли­цетворяет центральная фигура картины - прекрасная женщина, упав­шая с колесницы и разбившаяся насмерть.

В России картину «Последний день Помпеи» ожидал подлинный три­умф.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (1806- 1 858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. Напереднем плане грандиозного полотна выделяется му­жественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающе­гося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, но обяза­тельно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

Два замечательных портретиста своего времени - Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин( 1776- 1857) - оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической сла­вы. «Ты мне льстишь, Орест», - вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен, Каким-то особым теплом и уютом веет от работ Тропинина. До 47 лет находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверно, так свежи и одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».

Народные мотивы живописи Тропинина перекликаются с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова(1780-1847). Свой путь художника он начинал как светский портретист, но затем оставил столицу и уехал в свое имение в Тверской гу6ернии. Здесь на его полотнах отобразились че­реда крестьянских лиц: бородатый старик, старуха с клюкой, ребенок, де­лающий первые шаги, девушка с васильками. Их окружали орудия земле­дельческого труда: бороны, сохи, повозки.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андрее­вича Федотова(1815-1852). Задатки художника-сатирика обнаружи­лись у него еще во время службы в гвардии. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1848 г. на академической выставке по­явилась его картина «Свежий кавалер», дерзкая насмешка не только над тупым и чванливым чиновничеством, но и над академическими традиция­ми. Грязный халат, в который облачился главный герой картины, очень напоминал античную тогу. Брюллов долго рассматривал картину, а потом сказал автору полушутя-полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Комедийно-сатирический характер носят и другие картины Федо­това «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»). Последние его кар­тины очень печальны («Анкор, еще Анкор!», «Вдовушка»).

В 1852 г. в культурной жизни Росси произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедос­тупный художественный музей.

Вопросы и задания. 1. Какого царя имел в виду Герцен, когда писал о «царском приказе образоваться»? 2. Назовите характерные черты архитектуры классицизма. Чем отличается петербургский классицизм от московского? 3. Когда и почему произошел отказ от классицизма? Какой архитектурный стиль пришел ему на смену? 4. Есть ли в вашем городе старинные здания в стиле классицизма? Постарайтесь узнать, ког­да они построены и кто автор проекта. 5. Назовите характерные черты академизма. В творчестве каких художников он нашел наиболее яркое выражение? 6. Используя дополнительную литературу, расскажите об архитекторах, скульпторах и художниках первой половины XIX в., не упомянутых в учебнике.

Театр и музыка

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые поме­щики становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превратились в общедоступные. В них выступали и крепостные, и вольнонаемные актеры. Многие талантливые артисты были из крепостных. Михаил Семёнович Щепкин(1788-1863), друг Белинского и Герцена, до 33 лет был крепостным. Павел СтепановичМочалов(1800-1848) вырос в семье крепостного актера. Исполнение Мочаловым роли Гамлета вызывало восхищенные отзывы Белинского. Другим выдающимся исполнителем роли Гамлета на русской сцене в то время был Василий Андреевич Каратыгин (1802-1853).

Большим событием в театральной жизни России стала премьера гого­левского «Ревизора» сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль городничего играл Щепкин. Цензура не пропускала «Ревизора», и только личное вмешательство Николая I позволило поставить комедию. После спектакля он смущенно сказал: «Всем досталось, а мне более всех!»

В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (другое ее название - «Иван Сусанин»). В творчестве

Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) русское музыкальное искусство, усвоив западные средства выражения поднялось на новую высоту.

Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музы­кальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере - «Руслан и Людмила». Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России в те времена лишь очень немногие ценители поняли истинное значение музыки Глинки. Ему принадлежит и ряд замечательных романсов. Пожалуй, наиболее известный из них написан на стихи Пушкина - «Я помню чудное мгновенье…»

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура России в первом половине XIX в

Русская наука в те годы достигла больших успехов Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский создал новую... В области физики важные открытия сделали В В Петров и Б С Яко би Василий... В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов раскрыл тайну древнего...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Золотой век русской культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура России в первом половине XIX в.
Начало XIX в. - время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост нацио­нального самосознания русского народа, его консолидацию.

Из дневника Ф. Ф. Беллинсгаузена
10 генваря (1821 г.) .... В полдень ветер отошел к востоку и сделал­ся свежее. Не имея возможности идти к югу от встречаемого сплош­ного льда, мы должны были продолжать путь в ожидании благо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги