рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Между Востоком и Западом

Между Востоком и Западом - раздел Культура, ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ     В 395 Году Римский Император Феодосий I ...

 

 

В 395 году римский император Феодосий I (347—395) разделил империю между двумя своими сыновьями: Гонорию отошли Рим и западные пределы государства, Аркадию — Восток и новая столица, созданная на Босфоре императором Константином I, — Константинополь, возведенный на месте торгового города Византии. Орел на гербе Римской империи стал двуглавым: его головы смотрели на Восток и на Запад. Этому обстоятельству предшествовали различные внутренние и внешние процессы. Шарль Монтескьë в XVIII веке напишет: “Рим был разрушен потому, что все народы сразу напали на него и растерзали его на части”. Одной из этих частей была Восточная Римская империя, стремившаяся сохранить славу Рима-государства и Рима-города и названная впоследствии Византией. Проследим в общих чертах процесс ее появления.

“Вечным городом” называли римляне свой город и гордились его красотой. Натиск варваров, учинивших настоящее разграбление, стал одной из причин упадка культуры и гибели Рима. Византийский писатель, современник осады Рима в 410 году войсками вестготского короля Алариха I (ок. 370—410), рассказывает, что римляне уплатили завоевателю 5000 фунтов золота и 30 000 фунтов серебра, для чего пришлось расплавить золотые и серебряные статуи богов. Но и богатый выкуп не остановил Алариха. “Гордыня” и “кичливая сила своей власти” — такие выражения использовал готский историк Иордан (VI век), характеризуя предводителя гуннов Атиллу, но их можно отнести ко всем тогдашним варварам-завоевателям — готам, германцам, вандалам...

Нападения варваров не были главной причиной развала Римской империи, они лишь ускорили его. По существу, все желали перемен — и правители, и знать, и простонародье. Рим брал непомерные налоги с захваченных им территорий. Он уничтожил и поглотил греческие, восточные и западные земли и уже не мог существовать иначе, как питаясь в прямом и переносном смысле тем, что созидалось в римских провинциях. Поэтому процессы, вызвавшие необратимые изменения не только в культуре, но и во всех сторонах римской действительности, шли как извне Рима, так и изнутри него.

Римской провинцией была и Греция, некогда цветущая, а теперь разграбленная и лежащая в развалинах. Позднее Байрон (1788—1824) в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда” напишет:

 

Страна людьми низвергнутых богов,

Страна людей, прекрасных, точно боги.

Долины, рощи, гор твоих отроги

Хранят твой дух, твой гений, твой размах.

Разбиты храмы, рушатся чертоги,

Развеялся твоих героев прах,

Но слава дел твоих еще гремит в веках.

[22, т. 1, с. 210]

 

Эти строки написаны по поводу завоевания Греции турками, но они вполне справедливы и по отношению к римским завоевателям.

Вспомним, что для грека важно было само сознание своей принадлежности к великой Элладе, сознание того, что грек не может быть рабом. Великая Эллада оказалась покоренной чванливыми, менее развитыми людьми, вывозившими из Греции целыми кораблями статуи, они разрушили греческие представления о былой эллинской гордости. Но эти же завоеватели, попиравшие греческие ценности, почитали за честь “купить за деньги афинское гражданство, увековечить свое имя в дельфийском святилище..., принять участие в олимпийских или пифийских играх...” [255, с. 235]. Рим все более превращался в военную державу с неограниченной императорской властью. С Востока был завезен пышный придворный церемониал, богатство двора поражало, в связи с чем, естественно, росли и налоги. Разноплеменное государство не имело никаких оснований для внутреннего единства. Оставалось только уповать на религию, которая проповедовала бы веру в единого Бога. Такой религией, как известно, стало христианство, о котором уже шла речь в предыдущей главе.

Христианство сыграло в Византии двойственную роль. С одной стороны, оно начинало свой путь как гонимая и часто тайная религия рабов, обездоленных и искателей справедливости. Но впоследствии христианство вступило в союз с государством уже при Константине I и в дальнейшем способствовало разрушению античной культуры. Феодосии I в 394 году запретил олимпийские игры, согласно его указам разрушались языческие храмы, он сам руководил сожжением в Александрии египетского храма и знаменитой библиотеки, насчитывавшей 700 тысяч свитков. И Феодосии, и его наследники прокладывали дороги, возводили акведуки и оборонительные сооружения, используя в качестве строительных материалов прекрасные античные храмы. Таким образом, они разрушали свое прошлое, уничтожая культурную память Рима и одновременно укрепляя свою неограниченную власть, создавали предпосылки будущего общества. Но никакое общество не может опираться на одну только власть, ему нужна и соответствующая идеологическая основа. Этой основой стало для Византии христианство, выступившее его философией, нравственностью, политикой и даже правовой системой.

Возникшая в IV веке Византия значительно отличалась и от Греции, и от Рима. Как это и должно быть в переходный период, она несла в себе и новое, и старое, в том числе античные традиции, сохранявшиеся на Востоке гораздо дольше, чем на Западе, где разрушительные действия варваров носили более активный характер. В Византию входили многие восточные земли: Египет, Малая Азия, Палестина, Сирия, Греция, острова Эгейского моря, часть Месопотамии, Крит, Кипр, Закавказье, южная часть Крыма, а в периоды удачных военных захватов — северная Африка, часть Испании и Италии. Среди народов, населявших Византию, были греки, копты, сирийцы, армяне, персы, иудеи, арабы, грузины, фракийцы, туземные племена Малой Азии, находившиеся почти на первобытном уровне развития, а позже — славяне и латиняне. Не утратив своих собственных языков, нравов и обычаев, они оказали сильное влияние на все стороны жизни Византии — от придворного этикета до образа мыслей и отношений каждого отдельного человека с миром.

Огромные территории Византии на трех континентах (в Азии, Африке и Европе) отличались разнообразием климатических условий и располагали множеством природных богатств, поэтому она долго сохраняла славу мировой державы, восхищая своей пышностью и великолепием многие европейские государства. В отличие от Западной Европы здесь сохранились богатые и крупные города — центры ремесла, торговли и образованности. Особенностью византийской культуры является то, что “наивысший расцвет городов... приходится не на конец, а на начало истории Византии. В то время как на Западе многие античные городские центры были смыты волной варварских завоеваний и запустели, Византия на заре своей истории по праву могла называться страной городов” [155, с. 26]. Стоит вспомнить только часть из них: Иерусалим, Бейрут, Дамаск, Эфес, Коринф и другие, поражавшие воображение путешественников и послов. Но за долгий период существования Византии они постепенно теряли свой блеск и значительность, а к периоду покорения Византии турками только Константинополь еще хранил былое величие.

Жизнь же сельского населения Византии была трудной и переменчивой. Долго и мучительно складывались феодальные отношения. Рабский труд сохранялся и использовался и в ремесленном производстве, и в земледелии, хотя становился все менее выгодным. Некоторые владельцы земли предоставляли рабам землю с тем, чтобы они платили хозяину за ее пользование, а также налоги в государственную казну. Вместе с этим существовала и крестьянская община, часто организованная как сообщество соседей — микрокомия: каждый член общины владел участком земли, но объединялся с соседями для совместного труда. Здесь снова проявилась двойственность, характерная для многих сторон византийской действительности: частная собственность на землю сочеталась с общинной собственностью. Кроме свободных крестьян, были колоны — мелкие арендаторы земли, которые постепенно прикреплялись к ней различными способами: либо попадая в долговую зависимость от хозяина земли, либо потому, что исконно были несвободны. Владения феодалов (феод — земельная собственность) постоянно поглощали земли, принадлежавшие общинам, и непомерно богатели. Например, один из таких владельцев, Филарет Милостивый имел, кроме земли, 600 быков, 100 рабочих волов, табун из 800 лошадей, 12 тысяч овец. К VII—IX векам огромным количеством земли и богатством стала владеть церковь, при этом ни церковь, ни монастыри не платили налогов государству.

За длительный период существования Византии в ней успел возникнуть, сформироваться и постепенно придти в упадок феодальный способ хозяйства, и это стало одной из причин развала блестящего византийского мира.

Наиболее сильно особенности Византии проявились в системе государственности, вобравшей в себя многое из того, что характерно для государств Запада и Востока. От Запада Византия взяла римское государственное устройство, римское право, что более всего заметно в законах Юстиниана I (482—565), принятых в VI веке, в период наибольшего расцвета Византии. Форма же правления приближалась к восточным образцам. Правителем Византии был император (греч. basileus), наделенный самодержавной властью, которая не ограничивалась никакими органами, договорами или условиями. Сам он был вправе казнить, заключать союзы с другими государствами, командовать армией. В его руках была судебная, политическая и военная власть.

Как в любом государстве, особенно восточном, в Византии был большой штат чиновников, назначаемых самим императором. Они могли влиять и на решения басилевса, и на него самого, но даже юридически обусловленное существование сената (или синклита) не становилось решающим при сильном правителе. Особенно активизировались высшие чиновники в периоды смены власти. Специфика Византии была в том, что власть не передавалась по наследству. Поэтому вокруг правителя всегда кипели страсти, всегда находились силы, готовые лишить его престола любыми средствами, и “многие византийские императоры правили недолго и кончали ослеплением, пострижением в монахи или гибелью от руки подосланных убийц” [297, с. 23]. Только в последний период своего существования, во времена Палеологов Византия наконец узнала наследственную власть императоров.

Император Византии — наместник бога на земле, но это не земное божество древнего Египта и не сын Неба, как в Китае. Это суровый и часто беспощадный земной властитель, повелевающий и карающий от лица Бога. Созданный императором Юстинианом “Свод гражданского права” был особенно жесток по отношению к любым выступлениям против государственности. Интересно то, что в своей основе “Свод” опирался на достижения римского права. Он включал в себя четыре части: кодекс Юстиниана — собрание законов римских императоров; “Дигесты или Пандекты” — собрание наиболее авторитетных высказываний знаменитых римских юристов; “Институции” — систематическое руководство по основам римского права и “Новеллы”, написанные самим Юстинианом. Перерабатывая римское право. Юстиниан законодательно закрепляет связь власти с христианством и подчинение крестьян и колонов господам. “Каждый должен подчиниться своей участи”, — вот главный пафос всего законодательства. Основным завоеванием в области юридических взглядов этого времени было признание естественного права, то есть равенства всех людей по рождению, и несоответствия рабства человеческой природе.

Уже на ранних этапах в Византии возникает идея слияния церкви и государства. Главным условием этого союза была гармония христианской церкви и христианского правоверного императора. На идее такой гармонии возник культ византийского басилевса, императора, правителя всего православного мира. Это породило в Византии мысль об ее особой роли среди других держав мира, о роли богоизбранности и абсолютной правильности своего устройства, должного быть образцом для прочих государств.

Под влиянием христианства возникает представление об идеальном монархе. Идеальный басилевс не только должен обладать воинскими доблестями, бесстрашием и силой, по представлениям одного из правителей — Феофилакта Симокатта (конец VI—первая половина VII века), но и быть добрым, справедливым и мудрым: “Будучи любителем мудрости, считай, что эта порфира (пурпурная мантия.— А. Б.) — дешевая тряпка, которой ты обернут, а драгоценные камни твоего венца ничем не отличаются от камешков, лежащих на берегу моря”, — советует он монарху. “Стремись заслужить не страх, а расположение своих подданных, льстивым речам предпочитай упреки — они лучший наставник в жизни” [297, с. 24]. Идеальный монарх должен быть бескорыстным, заботиться о подданных и быть исполненным христианского благочестия. Но действительность так и не позволила ни разу осуществиться этим беспочвенным надеждам. Юрист и историк эпохи Юстиниана, этого поборника равенства, Прокопай Кесарийский (500— 565) в труде “Тайная история” описывает его как кровавого тирана, жестокосердого и грубого.

В сознании населения Византийской империи не сложилось ни чувства беспрекословного гражданского повиновения, ни поклонения императору как божеству. Наоборот, христианское сознание, зовущее к смирению, находилось в противоречивом единстве со стремлением к свободе. Единственным достижимым видом свободы стала внутренняя свобода, возможная только в сфере духа, но не в реальности. Это обстоятельство формирует в обществе две тенденции поведения.

С одной стороны, Византию сотрясают бесконечные восстания, не имеющие ничего общего с христианским стремлением к прошению, милосердию и смирению. Константинопольский ипподром стал 11 января 532 года местом восстания городских низов Против властей и непомерных налогов. Разъяренная толпа с кличем “Ника!” (“Побеждай!”) грабила дома аристократов, осадила и императорский дворец. Император Юстиниан хотел бежать, но, согласно многим описаниям событий, императрица Феодора сказала, что “царская порфира — прекрасный саван”, то есть рожденный в пурпуре должен и умереть в нем (греч. porphira “фиолетовый” — цвет императора Византии), Юстиниан хитростью и подкупом заманил простонародье на ипподром и, заперев ворота, уничтожил 35 тысяч человек. Известны и другие восстания, бурные, упорные и кровопролитные. Они и лежат в основе бунтарства и непокорности.

С другой стороны, стремление к некоей чистоте, целостности, к более глубокому постижению христианской веры вызвали к жизни аскетизм, отшельничество, появление и стремительный рост числа монастырей в пустынных местах и в городах. Роль отшельников, удалившихся в горы, пустыню или в леса, и монастырей была весьма значительной: считалось, что их дела утверждают истинную веру в противоположность язычеству. Их почитало население, считая, что добровольные лишения, такие, как обет молчания или стояния на высоком столпе (наиболее известным был Симеон Столпник), приближает их к Богу, дает им священное знание. К их советам иногда обращались императоры. Монастыри же пытались прямо воздействовать на жизнь общества и государства, выступая борцами против язычества, а чаще всего античных традиций. Они проповедовали послушание и смирение.

Продолжением византийской государственности была дипломатия, пожалуй, впервые занявшая такое значительное место в отношениях между государствами. Более хитрой и вероломной системы отношений с близкими и дальними соседями, чем византийская, не было ни на Востоке, ни на Западе. “Особенно преуспели византийские правители в умении разбивать сильного врага чужим оружием, хитрыми интригами натравив на него его же союзников... Византийские дипломаты по праву слыли великими мастерами склонять к измене самых лучших друзей своих противников, разъединять своих врагов, покупать союзников за золото и высокие имперские титулы” [297, с. 36]. В ход шло натравливание одних на других, выгодные браки, действия опытных интриганов, купленных или посланных с тайными целями. Византия создала целую систему дипломатической службы, полностью подчиненной правителю, в которой единой для всех послов целью было сохранение величия Византии.

Говорить о Византии как о мощном государстве, объединившем множество народов и территорий, во многих случаях проще, нем о византийской культуре, напоминающей фантом. Она есть и ее нет: в каждом явлении византийской культуры мы находим греко-римскую античность, иудейские, арабские, персидские и многие другие влияния, которые затрудняют выделение в ней специфического начала, а иногда просто затемняют его. Кроме того, ей не пришлось проходить путь от становления к расцвету, как многим другим культурам. Она не имеет четких границ ни во времени, ни в пространстве, она многократно переживала периоды расцвета и упадка. Со всей определенностью можно связать течение византийской культурной действительности лишь с историческими границами существования государства и его блестящей столицы — Константинополя.

§ 2 “Град выше слова и разума”

 

 

Когда “вечный город” Рим потерял свое значение, эстафету “вечности” “подхватил” Константинополь. Легенды гласят, что в 330 году 11 мая Константин I копьем начертал на земле границы будущего города, который предстояло воздвигнуть на месте города Византии на берегу залива Золотой Рог и Мраморного моря. Это было весьма удобное место, соединявшее Восток и Запад, здесь узлом связались торговые пути Балкан и Малой Азии, черноморских городов и городов Египта, Греции и Сирии. По своим размерам Константинополь превзошел Рим, и уже спустя столетие со дня его основания в нем проживали около полумиллиона жителей. В начале V века, при императоре Феодосии II, вокруг города заложили новые стены и укрепления, сделавшие его неприступным.

Константин хотел придать столице блеск и значительность. Для строительства Константинополя из Рима на Восток вывозились колонны разрушенных языческих храмов, различавшиеся по форме, цвету и величине, детали и элементы архитектурных украшений. Центральная улица города была украшена античными скульптурами, крытой колоннадой, защищавшей улицу от дождя и жаркого солнца. На античный лад строились дворцы, в которые насильно переселяли знатные семьи. Удивительно, как соединились в этом городе античность и новая, христианская идеология, как сошлись в нем отрицание и утверждение, старое и новое, пышность и нищета.

Как и в Риме, город пересекла с юга на север главная улица — Месе, к которой примыкали поперечные улицы и переулки. Богатство и пышность устремились к центру, дворцы и богатые лавки, общественные здания, украшенные колоннадами, расположились вдоль широкой, мощенной каменными плитами дороги. Улицы, отстоящие от центра, ближе к окраинам становились более узкими, а некоторые не превышали 2,5 метра. По римской традиции на центральной площади города располагался овальный форум с двумя триумфальными арками и статуей Аполлона посередине. Голова Аполлона, учитывая смену религиозного мировоззрения, а затем и власти, была заменена сначала головой Константина, а позже на этом месте была поставлена скульптура, изображавшая Феодосия.

Всё в Константинополе должно было поражать воображение: постройки, украшения, уклад жизни, развлечения, придворные ритуалы. Может быть, впервые создавался город, прямо рассчитанный на то, чтобы существовать напоказ. Конечно, Константинополь был столицей со всеми присущими престольному городу атрибутами. Но не это делало его особенным. Столиц в Европе было много — Константинополь был один, и он действительно превосходил в то время все города мира вплоть до завоевания его турками в 1453 году. Русский писатель Нестор Искандер (XV век), попавший в молодости в Турцию и участвовавший во взятии Константинополя, в “Повести о взятии Царьграда” (Царьград — русское название Константинополя) упоминает слова блаженного Андрея Критского: “Воистину град сей выше слова и разума есть”.

Ежегодно в Константинополе избирался консул. После избрания торжественная процессия двигалась от дома консула к сенату, затем на ипподром, где в его честь давались представления. Чтобы известить власти на местах, консул рассылал в разные провинции Византии диптихи (живописные или рельефные, резные произведения, состоящие из двух частей): на одной стороне изображали его самого (или вырезали его имя), на другой — сцены игр в его честь [177, с. 26, 27].

Стиль жизни императорского дома был еще более помпезным. Для императора полагались особые пурпурные одежды. Стены его комнат с золотой и серебряной утварью были обтянуты пурпурными тканями или покрыты удивительными по красоте и многообразию содержания мозаиками. В 30-х годах IX века создали множество диковинных механических изделий для дворцовой “Золотой палаты”, где обычно принимали послов. В сочинении Константина VII Багрянородного (905—959) “О церемониях византийского двора” (название подлинника — “Изъяснение императорского церемониала”) говорится: “Когда логофет (чиновник по иностранным делам.— А. Б.) заканчивал свои обычные вопросы, то львы начинали рычать, птицы (на седалище трона и на деревьях) начинают петь, и звери, находящиеся на троне, поднимаются на своих подножиях... В это время иноземными послами вносятся дары, и вслед за тем начинают играть органы, львы успокаиваются, птицы перестают петь и звери садятся на свои места” [327, с. 57]. Все эти механические чудеса, созданные для приемного зала Большого дворца выдающимся энциклопедистом, ученым и не менее выдающимся механиком Львом Математиком в IX веке, приводились в движение водой и были рассчитаны на то, чтобы любым способом продемонстрировать необычность, исключительность Византии, ее столицы и правителя. Во вступлении к своей книге Константин VII утверждает, что императорская власть, если она “выступает в убранстве “должного ритма и порядка”, ...отображает гармоническое движение созданного богом космоса” [121, т. 2, с. 352].

В Византии говорили: “В Константинополе Бог имеет Софию, император — дворец, а народ — ипподром” [45, с. 96]. Сердцем Константинополя был Большой императорский дворец. Он представлял собой целый комплекс зданий и ансамблей, постройка которых началась еще при Константине I. Парадные покои, как было принято еще у римских императоров, размещались во втором этаже и были окружены открытыми террасами с фонтанами, строения разделялись садами, в которых стояли изящные павильоны и другие постройки. Дворики украшались колоннадами, а между дворцами сооружались крытые переходы, иногда двухъярусные. Русский путешественник Стефан Новгородский в XIV веке писал о константинопольском дворцовом комплексе: “Тут же есть двор нарицается: палата правоверного царя Константина; а стены его велики, выше городских стен, великому граду подобны под гипподромием стоят, при море” [309, с. 54]. Он застал дворец, достроенный многими императорами более позднего времени, повелевшими украсить залы мозаиками, в искусстве создания которых особенно преуспели византийские мастера.

К дворцовому комплексу примыкал храм святой Софии, построенный в VI веке малоазийскими архитекторами Анфимием и Исидором. Прокопий Кесарийский писал, что храм “царил над всем городом, как корабль над волнами моря” [67, т. 2, с. 37]. По тем временам это была грандиозная во всех отношениях постройка. Суровый и несколько громоздкий снаружи, внутри храм поражал воображение. Огромный прямоугольник был перекрыт куполом диаметром 31,5 метра. “С востока и запада арки, поддерживающие купол, переходили в два полукупола, а те, в свою очередь,— в три малых полукупола (конхи). Пространство последовательно нарастало от малых куполов к большим полукуполам, а от них к необъятному главному куполу” [45, с. 89]. Изнутри казалось, что центральный купол висит в воздухе, поскольку он опирался на круглый барабан, прорезанный сорока окнами. Вся эта конструкция создавала в храме потоки света, заливавшего все пространство, украшенное цветными колоннами из красного порфира, гранита, зеленого и желтого мрамора. Мозаики стен, пола, многоцветие икон, большей частью сложенных из разноцветной смальты,— все это было столь же величественно, сколь и богато. От архитекторов требовалось выразить в архитектурных формах “непостижимость и неизреченность” христианского восприятия вселенной, воплотить идею централизации и могущества империи.

Постройки Константинополя, как и многое другое, например, купольное строительство, несли в себе не только следы восточных-традиций, но и западные, римские обычаи, которые продолжали связывать Константинополь с Римом, утверждая и величие Рима, и превосходство над ним. Это же касается и третьей части дворцового комплекса — ипподрома, игравшего в жизни византийцев особую роль.

Ипподром примыкал к дворцовому комплексу и имел два парадных входа — из дворца басилевса и из храма. Это выглядело почти символично — христианство и язычество объединялись властью. Предназначенный для конных соревнований (ристалищ), выступлений скоморохов, дрессированных зверей, акробатов, ипподром вмещал сто тысяч зрителей. Он поражал богатством шелковых навесов над трибунами, колоннадой, статуями римских императоров, атлетов, бронзового Геркулеса, созданного в Греции. “Император появлялся в своей ложе под восклицания “Взойди!” И он действительно всходил, словно солнце, появляясь в негнущихся одеждах из златотканых материй, сплошь усыпанных зелеными изумрудами, кровавыми рубинами и жемчугами. Кто бы и в каком бы виде состязаний ни оказывался сильнейшим, цезарь почитался вечным и неизменным победителем. Толпа устраивала ему овации, а он принимал их как должное. Ипподром был символом единения владыки и его подданных” [45, с. 99].

Ипподром был также источником и местом политической борьбы. Зрители цирковых представлений болели за тех или иных возниц конных квадриг (двухколесных колесниц, запряженных четверкой лошадей в один ряд; лошадьми управляли стоя). Четыре цвета одежды возниц породили сообщества болельщиков, принявших цвета как отличительные знаки. Впоследствии эти сообщества преобразовались в партии, или димы, связанные политическими интересами. Таких партий было четыре: левки (белые), русии (красные), прасины (зеленые) и венеты (голубые). Постепенно партии прасинов и венетов приобрели наибольшее влияние. Во главе димов стояли лица, участвующие в политических интригах высших кругов. Они использовали для своих целей простонародье или тех, кто по разным причинам примыкал к какой-либо партии. Венетов обычно возглавляли представители аристократии, а прасинов — влиятельное и богатое купечество. Во время состязаний они получили право “предъявлять требования к императору и его чиновникам, одобрять или критиковать их политику, участвовать в официальных церемониях, носить оружие” [297, с. 31]. Когда же происходили выборы следующего императора, в которых участвовали сенат, армия и народ, руководители димов стремились создать среди народа настроения в пользу своих интересов. Как отмечает З. В. Удальцова, императоры также активно использовали эти цирковые партии, постоянно разжигая между ними борьбу, чтобы избегнуть объединения народа. Восстание “Ника!”, о котором мы говорили, стало возможным в результате объединения этих двух партий.

 

 

Диптих с цирковыми сценами. Деталь. V век

 

Константинополь был также центром образования и образованности, а эталоном служило античное образование с его системой семи свободных искусств. В начальный период существования Византии еще не утратили своей известности знаменитые философские школы Александрии и Афин, где изучались философия и естественные науки. Школы принимали всех желающих. Хотя плата за обучение была велика, но и престиж ученых людей был высок: имеющие классическое образование могли улучшить свое материальное и социальное положение, получив должность в императорской или церковной канцелярии. Один из императоров говорил, что те, кто овладел семью свободными искусствами, достойны высокого места между ромеями.

В крупных городах Византии многочисленные школы были организованы по примеру греческих гимнасий. Обучение шло на греческом языке, даже в тех регионах, где в повседневной жизни общались на местном языке. В византийских школах по-прежнему обучались по поэмам Гомера и других греческих классиков, изучали деяния античных богов и героев. Христианство, особенно в ранний период существования Византии, не препятствовало античным тенденциям в системе образования. Церковь лишь предупреждала, что античные источники, по которым учились школяры,— причина “ошибок и заблуждений”, но, тем не менее, поощряла их изучение, поскольку полагала, что знание античной литературы помогает и пониманию Евангелия.

В Константинополе в 425 году указом Феодосия II был основан университет (единственный на Востоке), где получали преимущественно светское образование. В нем открылись кафедры греческой и латинской грамматики, риторики, права и философии. Многих ученых для преподавания в университете правительство приглашало из самых различных уголков обширной империи. В более поздние времена начались различного рода ограничения и даже репрессии по отношению к преподавателям, но университет не был окончательно закрыт. Когда Юстиниан I, по свидетельству некоторых современников, нуждаясь в деньгах, пытался “уничтожить звание адвокатов и отменить плату профессорам и медикам” [297, с. 501], константинопольские школы и университет сохранили свое значение. В IX веке здесь блистали виднейшие ученые-эрудиты, не находившие себе применения в Западной Европе, например, Лев Математик: он впервые применил буквенные обозначения цифр, заложив основы алгебры, изобрел световую сигнализацию для передачи различной, чаще военной, информации. В его бытность обучение в университете стало не только престижным, но и элитарным, потому что там преподавали лучшие профессора своего времени, а обучаться могли лишь дети знатных родителей.

В XIII веке крестоносцы, разбившие огромную империю на несколько держав, нанесли урон красоте и величию города, но и тогда Константинополь устоял, а при Михаиле VIII Палеологе (1224—1282) даже несколько возродил часть своего былого величия. Писатель Никифор Григора писал, что Михаил “очистил город и, уничтожив его безобразие, вернул ему по возможности прежнюю красоту”. Окончательное падение Константинополя под натиском турков, страшное разграбление города и его крушение потрясли всю Европу. Армянский поэт Аракел Багешский создал горестный плач по городу:

 

Окружили тебя неверные

И осквернили, Византия,

Стала посмешищем ты

Для соседей язычников, Византия,

Как виноградник роскошный,

Цвела ты, Византия,

Сегодня плод твой стал негодным,

Колючкой стал, Византия.

[297, с. 228. 229; пер. С. С. Аревшатяна]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Между Востоком и Западом

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Быстрова А. Н.
Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательств

Уолт Уитмен
    Что такое культура? Ответ на этот вопрос на первый взгляд кажется совершенно простым. Чаще всего говорят, что это — правила поведения в обществе. Действительно, нали

ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ
  Что может быть отправной точкой для выяснения сущности столь многофакторного и многозначного феномена, каким является культура? Пожалуй, главным и единственным всеобъемлющим началом

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Уже с самых древних времен появляется взгляд на человека как на особое существо в мире, концентрирующее в себе всю специфику мира в целом: “Человек подобен небу и земле...”, “Чел

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Понятие “культура” уже в древности оказалось прочно связанным с представлениями об особенностях человеческой деятельности. Римляне выделили ее как нечто, отличающееся от природно

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  Изучение любого явления обычно начинается с его определения. Дать определение — значит очертить границы рассматриваемого явления, за пределами которых мы имеем дело уже с чем-то ины

Надприродное определение культуры
Наиболее распространенным является взгляд на культуру, который противопоставляет ее природе. Такой тип определения культуры называют надприродным. Всистеме надприродного опр

Аксиологическое (ценностное) определение культуры
  В свете аксиологического[4] определения культура выступает как совокупность ценностей любого рода, как материальных, так и духовных. Для того,

Нормативное определение культуры
  Некоторые теоретики, считая, что слишком велика мера субъективного в системе идеалов, связывают культуру лишь с нормами как наиболее устойчивым явлением. Так складывается

Культура как деятельность
  Прежде чем перейти к определениям, рассматривающим процесс отношений человека с окружающим миром, нужно выяснить, что такое деятельность. Деятельностью

Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
  Когда под культурой понимают особый вид деятельности, непременно затрагиваются такие ее формы, как язык, искусство, религия, мораль, наука. Стремление найти общее основание для мате

Культура — системная целостность
  Среди определений, стремящихся к наибольшей полноте охвата своего предмета, можно выделить следующие. Культура — особый образ жизни человечества, включающий в себя систе

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе, либо на процессе этой деятельности, либо на той форме, в которо

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
    Для того, чтобы войти в мир культуры и не чувствовать себя там посторонним, недостаточно знать только ее определения. Необходимы и иные ориентиры. Мир культуры так ж

Материальная культура
Материальная культура — это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт

Культура производства
  Культура производства — наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияе

Культура быта
Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в ко

Физическая культура
Физическая культура — это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть свои

Духовная культура
  Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончая гениальными открытиям

Интеллектуальная культура
  Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект. Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок,

Культура речи
  Культура речи — проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Есть известное изречение: “Нет смутных слов — есть смутные мысли”. Действительно, тот, кто ясно мыслит, яс

Мораль как явление культуры
  Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (лат. moralis “относящийся к нраву, характер

Искусство как явление культуры
  В греческой мифологии Аполлон, один из основных богов греческого культа, кроме всего прочего, был Мусагетом (греч. “водитель муз”). О том, что греки с самых ранних времен пон

Религия как явление культуры
  Как и искусство, религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития. В религии заложен особый опыт человечества, связа

Наука как явление культуры
  В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт человечества по преобразованию природы, потребовавший обоб

Материально-духовные виды культуры
  Некоторые теоретики [143] выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры — и материальную, и духовную. Экономическая культура содер

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Культура представляет собой сложную системную целостность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообраз

Природа и культура
    Русский поэт XX века Николай Заболоцкий (1903—1958), написавший множество вдохновенных стихов о природе, в одном из них говорит:   С ут

Природа и восточная культура
  Все, кто занимается ориенталистикой, то есть изучает восточные культуры, отмечают, что центральное место в них занимает представление о космической целостности всех сторон и явлений

Природа и западная культура
  Как ни покажется это странным, традиция взаимодействия западной культуры и природы берет свое начало в египетской культуре и культуре Междуречья. Именно здесь сами природные условия

Адаптивная функция
Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определенном уровне развития культуры. Чтобы жить в этом мире, человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обще

Культура и цивилизация
  Проблема цивилизации как определенного этапа развития общества связана с теоретическими размышлениями XVIII—XIX веков. Впервые понятие цивилизация ввел в употребление шотланд

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Природа является не только местом развертывания культуры, объектом, на который направлена деятельность человека, но и условием возникновения, становления и развития культуры, обу

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
  Итак, мы познакомились с основными проблемами теории культуры, что позволяет открыть следующую страницу культурологии — историю культуры. Зная, как понимали термин “культура” в той

Темы для рефератов и выступлений
  1. Происхождение и формирование понятия “культура”. 2. Культура и природа. 3. Структура культуры. 4. Основные функции культуры в обществе. 5. Кул

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
    История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцве

Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
    Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалина

Основные этапы развития первобытной культуры
  Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая глав

Специфика архаического сознания
  Как мы могли заметить, в первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится ан

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Понятие “первобытная культура” отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Здесь трудно отделить собственно культуру от способа существования

Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
  “На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и о

У истоков древней мифологии
    Древнейшие мифы Двуречья — это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычаи античности, с ними во многом связаны

Глиняная поэзия” Древнего Востока
    Междуречье — родина не только первых в истории человечества городов, государства, законов и мифологии, но и

Наука и техника древнего Двуречья
    Письменность позволила сохранить научные достижения шумеро-вавилонской культуры. Следует заметить, что это была лишь система знаний, но не наука в полном смысле этог

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Культура Месопотамии базируется на принципиально новой форме организации жизни людей — государстве, окончательно разрушившем кровнородственные связи в обществе. Теперь человек яв

Египет — культура “речной” цивилизации
    Египет — это раскинувшаяся на необозримом пространстве пустыня. Здесь никогда не бывает ни снега, ни дождя, ни тумана, воздух сух, а земля бесплодна. Здесь протекает

Пирамида как символ египетской культуры
    К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Сакк

Религия Древнего Египта
  В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим. Многие автор

Искусство,наука и техника в Древнем Египте
  С развитием строительства и усилением власти гробницы и усыпальницы стали строить еще более сложными по планировке. В них увеличивалось количество помещений, стены покрывались не то

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Связь культуры Египта с “речной цивилизацией” привела к централизации власти, появлению соответствующих государственных институтов, развитию различных профессий, необходимых для

Индийская культура в контексте восточных культур
  В опере В. А. Римского-Корсакова (1844—1908) “Садко” индийский гость, прославляя свою страну, поет:   Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не

Социальная структура Индии
    Без знания социальной структуры общества, во многом определявшей и определяющей уклад и образ жизни в Индии, невозможно достаточно полное рассмотрение индийской куль

Основные направления духовной культуры Индии
  Трудно сказать, что именно обусловило необычность, глубину и утонченность мифологии, религии и философских систем, рожденных в “далекой Индии чудес”, но можно предположить, что это

Образ жизни и менталитет индийского общества
    Как уже говорилось, с течением времени внутри варн происходили изменения. Например, некоторые брахманы становились воспитателями, лекарями и даже актерами. Появились

Искусство Индии
    Искусство Индии — отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком аноним

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Индийская культура — одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности до наших дней. В

Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
  В сказке Андерсена “Соловей” говорится: “В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные — китайцы”. Может быть, в том, что Китай представляет собой единый этнос, и сос

Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
  В Китае традиционно почитали героев и мудрецов, главными достоинствами которых были служение власти и следование законам Неба, предписывающим умеренность, почтительность, верность и

Особенности менталитета китайского общества
    В древнекитайских воззрениях считалось, что мир возник от взаимодействия светлых (ян) и темных (инь) частиц. Они породили пять стихий — землю, воду, огонь, дерево и

Специфика художественной культуры Китая
    Культура Китая сложилась из удивительно поэтичной к

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Китайская культура не переживала периодов кардинальной ломки, поэтому смогла сохранить большинство традиций, уходящих корнями в глубокую древность. Любое новшество могло войти в

Государство и люди Страны Восходящего Солнца
  Первый великий японский поэт Какиномото Хитомаро (конец VII— начало VIII века) однажды написал:   На полях, что лежат предо мною, Я вижу, как

В единстве с природой: религия и эстетика Японии
    Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием, взаимопроникновением и борьбой двух начал — мира природы и мира человека. При этом то

Японская художественная культура
    Уже в ранних керамических изделиях периода Дзёмон отразились представления японцев о природе островов, страх перед стихиями и восхищение ими. Вулканы и тайфуны, моря

Осиротевшему другу
  Даже белый цветок на плетне Возле дома, где не стало хозяйки, Холодом обдал меня. (Басе) [137, с. 740, 741, 745].   Один и

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Японская культура возникла и окончательно оформилась в период средневековья, но в ее основании лежат древние взгляды, отраженные в мифологии, религии синто, отнош

Предпосылки и причины возникновения ислама
    Великий поэт Востока Омар Хайям писал:   Тот гончар, что слепил чаши наших голов, Превзошел в своем деле любых мастеров. Над

Сущность мусульманского вероучения
Ислам— самая поздняя из мировых религий — возник в VII веке. По-арабски “ислам” означает “послушание”, “покорность”, а “мусульманин” происходит от слова “муслим” — “предавший себя

Нравственные ценности ислама
    Трудно найти более нормативную религию, чем ислам. В его составе, кроме главных книг, существует также на их основе созданный шариат (“надлеж

Наука и искусство
    В культуре исламского мира особенно разителен контраст между обыденным сознанием рядового мусульманина и мудростью восточного ученого. Мусульманский мир дал миру вел

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. История восточной культуры начиналась с культуры государств Месопотамии. На этой же территории сложилась и самая поздняя из них — культура ислама, в которой можно проследить и вы

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
  Мы завершили вторую часть пособия и первую часть исторического материала по культуре Востока, где пытались отразить многообразие и неповторимость каждой культуры. Но помимо разделяю

Возникновение греческой культуры и ее периодизация
    Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Афинский реформатор, политик и поэт Солон (ок. 640—560 до н. э.), причи

Культура греческого полиса
    Ахейцы и другие греческие племена селились в долинах среди гор, ставших естественной защитой и границей поселений. С их вершин открывался широкий обзор всей прилегаю

Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
  Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство — это “второй рай человеческого духа,

Философия — научная система Греции
    Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основание многих сторон европейской культуры в самых различных ее областях. Так произошл

Культура эпохи эллинизма
    Сущность нового качества эпохи эллинизма состоит в том, что были разрушены прежние нормы во всем: в повседневной жизни, в традициях, в государственности, в искусстве

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали при

Рим царей — истоки и основания грядущего величия
  Явление на мировую арену Рима — государства и города — связано с мн

Блеск и нищета римской империи
    Из всех римских императоров только Тиберий и Клавдий, да еще Марк Аврелий, правивший Римом уже на закате его былого могущества, были благоразумны и умеренны в способ

Римская духовная культура: через философию к христианству
  Когда общество обратилось к философскому мышлению в поисках ответов на вопросы о смысле существования, появилась когорта философов, желавших обрести абсолют, не связанный с земной ж

Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
  Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых не избежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен, населявших некогда Апеннинский полуостров.

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. До сих пор среди исследователей культуры ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры. С самого зарождения и до своего крушения Рим конц

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
    Становление культуры, как и ее гибель,— процесс длительный и противоречивый. Римские легионы покорили множество различных народов с их обычаями, нравами, религиями.

Духовная культура Византии и ее противоречия
    Духовная культура Византии несет в себе те же особенности, которые характерны для всего общества в целом. Прежде всего, это влияния Востока и Запада, обусловл

Художественная культура Византии
    Художественная культура Византии впитала в себя все противоречия общества и эпохи. В ней сплелись воедино всевозможные восточные мотивы, почтение к официальной сторо

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Культура Византии представляет собой весьма длительный переходный период от Римского государства к новым государствам, новым формам цивилизации, новому образу жиз

Основные факторы становления культуры средних веков
    По поводу начала средневековья в Западной Европе современный французский теоретик Жак Ле Гофф пишет: “Римская цивилизация покончила самоубийством, и в ее смер

Наследие варварства в средневековой культуре
    Какое же наследство досталось Средним векам от прежнего общества? Крах Римской империи сопровождался разрушением городов, дорог, систем орошения, разорением деревень

Особенности менталитета средневекового человека
    Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культура средних веков. Какие только противоположности не объединяются воедино на этом не та

Рыцарская культура в системе культуры средневековья
    Особое место в средневековой культуре занимали рыцари — бедные или разорившиеся дворяне, давшие клятву своем

Образование и образованность в средние века
  После крестовых походов повысился спрос на грамотных людей, поэтому в XI веке увеличивается количество обучающихся в соборных школах клириков (священнослужителей). Появляются

Культура средних веков и христианство
    Средневековье Западной Европы было прочно связано с религией, а церковь имела в ней столь же сильное влияние, как и в Византии. В начале XI века христианское обществ

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Средние века — эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она — ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед мир

Проблема Возрождения” в культурологии
    Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают как ее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы.

Истоки и основания культуры Ренессанса
    Впервые (1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств Джорджа Вазари (1511 — 1574), оставивший жизнеописания великих художников этого вре

Сущность гуманизма эпохи Возрождения
    Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шагов назад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этот

Эпоха Возрождения и религия
    Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунто

Особенности искусства и науки Ренессанса
  Невозможно в одной главе учебного пособия дать подробный анализ искусства и науки эпохи Возрождения. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и полно во множестве популярных и на

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Ренессанс как период развития европейской культуры соединил в себе две мощные тенденции: античную и христианскую. Практически все мыслители этого времени, отталки

Специфика начала Нового времени
    В 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548—1600). В этом же году поэт Оттавио Ринуччини (

Новое время — век новой науки
  Зададимся вопросом: почему после семилетнего тюремного заключения добровольно взошел на костер Джордано Бруно, заявив своим обвинителям: “Сжечь не значит опровергнуть”, и почему так

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. XVII век не случайно открывает период Нового времени: это действительно был век нового человека, новой науки, нового искусства. 2. В Европе Новое время обнаруживает себя

Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
  В начале следующего, XIX века великий французский поэт Беранже (1780—1857), выросший на обломках Великой французской революции, напишет:   Господа! Есл

Естественный человек” эпохи Просвещения
    Англия, Франция и Германия — основные действующие страны европейской культуры, им принадлежат главные достижения эпохи Просвещения, но их вклад в культуру различен и

Искусство века Просвещения
    Искусство эпохи Просвещения, пронизанное идеями величия Разума, поисками Свободы и Счастья, ставит перед собой задачу привнести в действительность эти идеи, зажечь и

Последний парадокс эпохи
    Просветители довольно рано стали и сами осознавать некоторую ограниченность своих упований на знания, разум, воспитание людей. Первоначальная убежденность в том, что

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Эпоха Просвещения в значительной мере оказалась и эпохой великих социальных потрясений, реальную основу которых составили, с одной стороны, развитие материальной

Великая философия великого века
    Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель. В плоть и кровь этой философии вош

Золотой” век искусства
    В культуре XIX века поражает обилие великих имен, каждого из которых хватило бы, чтобы навсегда прославить свое время. Почему же так многолюден Олимп этого времени?

Человек на грани времен
  XIX век в Европе отнюдь не был безбурным, скорее наоборот, по насыщенности событий, по их масштабам и результатам

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Европейская культура XIX века унаследовала все проблемы прошлого: стремление к преобразованию общества, развитие капиталистической экономики. В центре этих процессов находятся во

Век техники: добро и зло
    Европа, как и другие регионы, пришла к XX веку с огромным количеством новых и новейших сведений о мире. В конце прошлого века разрушились представления о неделимости

XX век: человек в мире и мир человека
    Еще в прошлом веке в философии начал складываться антропологизм(антропологический принцип), при котором в центр рассмотрения закономерностей мирозда

Искусство XX века: традиции и новаторство
  Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру ка

Массовая культура — порождение XX века
    Современная культурология дает множество определений этому явлению, поскольку массовая культура занимает огромное и, пожалуй, все более и более значительное культурн

Постмодернизм — культура конца XX века
    Постмодернизм — новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени.

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. XX век стал веком противостояний и потрясений. Это противостояние социальных слоев, ознаменованное революциями; противостояние государств и государственных систем

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
    Итак, мы закончили краткий обзор развития европейской культуры. Чего же достигло человечество за эти тысячелетия? Оно смогло заглянуть в тайны Вселенной, и Вселенная

НАЧАЛО НАЧАЛ
    Любая культура начинается с осознания людьми своего места в мире и своих истоков. На пороге первой мировой войны Валерий Брюсов (1873—1924) написал:

Появление государства российского
  Повесть о начале Русской земли упоминает о первой форме политической организации общества в отличие от общинной — городовой области,

Материальная культура раннего периода
    Русь сложилась как государство довольно поздно: к этому времени уже исчезли такие мощные цивилизации, как египетская, греческая, римская. Европа и некоторые страны В

Начало русской литературы: фольклор
  Русскому фольклору не повезло, как и русской мифологии, с той лишь разницей, что существование мифологии было насильственно пресечено в период крещения Руси, а записи устного народн

Летописание
  Самое затруднительное при изучении этого феномена русской культуры – выяснение времени возникновения летописи. Некоторые исследователи датируют его концом X века, например, известны

Архитектура и искусство Древней Руси
  В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой пос

От язычества к христианству
  Древнерусское язычество, с точки зрения многих исследователей, недостаточно изучено, хотя настолько глубоко проникло практически во все стороны русской культуры, не исключая и христ

Господин Великий Новгород
  К XII веку Россия насчитывала множество богатых городов — Чернигов, Полоцк, Галич, Смоленск, Суздаль, Владимир и другие. Недаром скандинавы называли Северо-Западную Русь Гардарик

Архитектура и живопись домонгольского периода
  Раздробленность Руси несла с собой две противоположные тенденции. С одной стороны, она негативно сказывается на общем политическом и экономическом положении государства, с другой, к

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Русская государственность домонгольского периода развивалась по преимуществу путем централизованного правления. Однако на Руси был пример и полисной системы — в Н

Особенности русской государственности к концу XII — началу XIII веков
    Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой? Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали воспевать богатырей

Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
  Три века (XIII—XV) прошли под знаком борьбы против Золотой Орды. За это время культура Руси пережила два периода: вначале — упадка, затем — воссоздания, совпавшего с объединением ру

Духовная культура XIII—XV веков
    Несмотря на все лишения, духовная жизни Руси пострадала меньше всего. Были сожжены и уничтожены многие церкви вместе с городами, погибла часть священнослужителей. Ко

Политическая ситуация: эпоха перемен
  Ко времени освобождения Руси от завоевателей произошло несколько важных событий, определивших дальнейшее развитие Руси и ее культуры. За долгие годы зависимости идея объединения рус

Проблема человека в русской культуре
  К XV веку Западная Европа и Италия, в частности, переживали период высокого Возрождения. Мы уже говорили, что эта эпоха знам

Искусство и гуманизм
  Новый взгляд на человека и его место в мире породил и новый стиль в разных видах искусства. Лихачев выделяет в литературе то

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Российская государственность, определявшая практически все стороны жизни общества, в этот период стала самодержавной, еще более приблизив тип своей политической с

Смута: от политики до религии
  Объединение Руси, появление первых царей и новых форм подчинения всколыхнули практически все слои русского общества. Идея единства рождала горделивую мысль о Москве как о “третьем Р

Развитие образования и образованности
  Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к знанию и развитию

Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
  С. М. Соловьев считал, что русское общество того времени явственно осознавало свое отставание от западных соседей и поэтому стремилось преодолеть это отставание, “сблизиться с теми

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. В истории русской культуры обращает на себя внимание тот факт, что в один, сравнительно короткий отрезок времени вмещаются значительные события, коренным образом меняющие облик э

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ
§ 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”   В истории России на всем ее протяжении вряд ли найдется период спокойного и гармоничного развития. Обуреваема по

Общественная мысль и мыслители XVIII века
  Если личность Петра I соединила в себе множество типичных для своего времени противоречий, то российская действительность именно в это время как бы выплеснула наружу все, что в ней

Развитие науки и российское Просвещение
  Может быть, наибольшее значение с точки зрения культурного развития России имели реформы в области образования. Петр I понимал, что без образования, без профессионально подготовленн

Основные тенденции развития искусства
  В XVIII веке произошло становление нового искусства, которое в значительной степени освободилось от церковного влияния, стало светским и по форме, и по содержанию. Как и в Европе, в

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Петровская эпоха — время кардинальных перемен в российском обществе. Эти перемены охватывают практически все стороны жизни общества — от государственности до быта

Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
  Если XVIII век вознес русскую культуру с уровня средневековья до уровня Просвещения, то XIX век во многом стал веком свершений, веком развития всех тех тенденций, которые сложились

Общественная и философская мысль
  В России сложилось так, что дворяне не считали для себя приличным заниматься наукой, тем более преподавательской деятельностью даже в университетах. Стать ученым (впрочем, как актер

Великое искусство XIX века
  Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно все

Становление русской журналистики
  История русской культуры непременно обращает внимание на то, что XIX век вырвался из медлительного и постепенного темпа жизни, — настолько он насыщен различными событиями. И хотя ко

Развитие науки и техники
  Начало научных школ в России также относится к прошлому, XVIII веку. Крупным научным центром с этого времени стал Петербургский университет, где работали многие европейские ученые,

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать

Предпосылки становления и контрасты начала века
  XX век можно назвать одним из самых трагических в истории русской культуры. Он вместил в себя две мировые войны, несколько революций, последствия которых еще до сих пор ощутимы во в

Общественная мысль и философия в начале века
  В начале XX века многие иллюзии прошлого столкнулись с самой суровой действительностью, что вызвало потрясение на разных уровнях общества. Наиболее радикальная часть общества считае

Русское искусство начала века
  Еще одна трагическая нота русской культуры звучит в искусстве этого периода — представление русского художника о его особом

Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
  Взгляд на историю мировой культуры позволяет увидеть одну закономерность: чем дальше в глубь веков обращаем мы взор, тем большими отрезками времени приходится нам оперировать. Снача

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, веком надежд и их крушений, веком поэтических предвидений, философских мечтаний, великой науки, прорыва от сельскохозяйств

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
    Мы завершили рассмотрение основных этапов русской культуры. Она разворачивала перед нами свое богатство шаг за шагом с периода своего возникновения и до наших дней.

Темы для рефератов и выступлений
  1. Язычество и христианство в русской культуре. 2. Материальная и духовная культура Киевской Руси. 3. Русский фольклор: происхождение и место в русской культуре.

ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
    Великий Данте, заканчивая “Божественную комедию”, воскликнул:   “О, если б слово мысль мою вмещало!..”   Завершая книгу

Для подготовки зачетов и рефератов
  1. Абеляр П. Теологические трактаты.— М.: АО ИГ “Прогресс”, “Гнозис”, 1995. 2. Августин Аврелий. Исповедь,— М.: Республика, 1992. 3. Алексеев В. П

ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
(страницы указаны по печатному изданию)   А Абстракционизм 485 Аватара 181 Авидья 184 Автаркия 303 Адаптация 43 Азбуковники 561 Аксиол

ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
(мир культуры) Учебное пособие   Ответственный за выпуск А. Б. Тиранин Редактор С. К. Макеенко Художественный редак

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги