рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер - раздел Культура, Особенности культуры и эстетики Северного Возрождения Безусловно, Одной Из Знаковых Фигур Северного Немецкого Возрождения Был Масте...

Безусловно, одной из знаковых фигур Северного немецкого Возрождения был мастер Альбрехт Дюрер (1471-1528). Слово мастер как никакое другое подходит этому художнику, поскольку его творчество отличается и прилежностью средневекового ремесленника и полетом фантазии булгаковского Мастера. Он родился в семье ювелира и очень рано обнаружил способности к рисованию. Поражает, что он еще совсем в юном возрасте написал свой замечательный автопортрет. Этот жанр обычно становится подвластным зрелым творцам, но Дюреру это удалось уже в двенадцать. Вообще же, известно несколько автопортретов художника, каждый из которых – своеобразный пролог к тому или иному этапу его жизни, и, кроме того, является констатацией характерного взгляда человека эпохи Ренессанса – глубокого и сосредоточенного.

Первый автопортрет А. Дюрера.

Автопортрет А. Дюрера. 1493

Автопортрет А. Дюрера. 1498

Автопортрет А. Дюрера. 1500

Дюрер, безусловно, титан Северного Возрождения. Его огромное наследие: живопись, графика, в том числе и замечательные гравюры (в разных видах техники – на дереве и меди), а также трактаты, статьи и переписка отличается поистине гуманистическим и оригинальным содержанием. Кроме того, творчество Дюрера свидетельствует, что на культуру северного Возрождения оказало влияние итальянское искусство. Правда, Дюрер единственный, среди художников этой эпохи, кто стремился овладеть законами искусства, покорившихся итальянским мастерам, для чего с 1495 года и посещал регулярно Италию. И эти поездки не прошли для него даром. Итальянские уроки оказались полезны ему в разных видах его работы. Но особенно дух Италии отразился в живописи Дюрера: и темы, и особенности палитры, и построение композиции – все в ней проникнуто итальянским настроением. Среди наиболее знаменитых живописных работ Дюрера алтарь «Рождество» («Алтарь Паумгартнеров», ок. 1498), «Поклонение волхвов» (ок. 1504). «Праздник четок» ( «Праздник венков из роз», 1506) и др.

Однако особенности творчества Дюрера вовсе не определяются только итальянским влиянием. Законы изобразительного искусства, почерпнутые в итальянских штудиях, сплелись у Дюрера с немецким готическим мятущимся духом. И все это, соединенное с уникальным природным даром, явило миру самобытного художника. Изобразительные образы Дюрера никогда не носили того универсального характера, который был присущ мастерам Итальянского Возрождения. Не случайно в его творчестве довольно много работ в жанре портрета. Конечно, портреты создавали и итальянские мастера, но все-таки это были сгармонизированные образы – не столько конкретные лица, сколько универсальные лица эпохи. В портретной живописи художников Северного Возрождения ощущается стремление к достоверности, конкретике, даже к характерности. Так, поражает сделанный Дюрером портрет его матери. Изображая самого родного человека и зная, что мать скоро умрет, он не опускает кисти: «Альбрехт одновременно и страшится этого лица, и боится расстаться с ним, пытливо выявляет на нем знаки близкого конца и изумляется прозрачности его строения», - пишет А. Степанов[1] И далее он справедливо отмечает, что до Дюрера старость, показываемая с такой беспощадной правдивостью, могла быть лишь философской аллегорией смерти или зла. Мастер Альбрехт же через прилежную фиксацию черт лица умирающего родного человека впервые сделал прощание с ним самостоятельной художественной темой, к тому же, подлинно возрожденческой. Описание последних мгновений жизни Барбары Дюрер, родившей и воспитавшей восемнадцать детей, перенесшей чуму, бедность и другие невзгоды осталось в «Памятной книжке» Дюрера: «Я видел также, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце и как она закрыла рот и глаза и отошла в мучениях. Я молился за нее. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать»[2]. Портрет, вообще, становится излюбленным жанром Дюрера. Он создает их в техниках гравюры[3], живописи[4], угля[5], серебряного[6] и металлического карандаша[7]

А. Дюрер. Портрет матери.

Дюрер как истинно одаренный человек и как представитель Ренессанса особенно чутко слышал время. Это безусловно ощущается в его гравюрах на дереве, посвященных теме «Апокалипсиса». Интерес к ней возник у него неслучайно. Он жил во время перелома эпох, особо остро ощущаемого наиболее талантливыми из художников, кроме того, это был рубеж столетий. Если даже в наши времена, в ХХI в., те или иные события нередко связываются в массовом сознании с апокалипсическими пророчествами, то уж в средние века эти пророчества были как никогда актуальны. Как пишет Н. А. Дмитриева:«В сгустившейся атмосфере Германии как бы уже слышались трубы архангелов, возвещавшие «начало конца»… В свое время братья ван Эйк в Гентском алтаре обратились к ее идиллическому концу («Поклонение Агнцу»), а Дюрер — к ее зловещему началу, к рассказам о конце света, где при всей неясности и мистической спутанности есть образы удивительной силы»[8]. Дюрер проиллюстрировал «Откровение Иоанна» на пятнадцати листах. Помимо усиления акцентов на гибели того, что ее заслужило, ему удалось передать некий вселенский ужас, которому были подвержены его современники. Особенно ярко это представлено в гравюре «Битва архангела Михаила», в которой заключен главный смысл «Откровения Иоанна»: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним… Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени».

А. Дюрер. Архангел Михаил побеждает дракона.

Иллюстрации (гравюры на дереве) к Апокалипсису.

Художник на гравюре мастерски воспроизвел мистическое ожидание чего-то космически страшного. Вспышки молнии, очертания крылатых воинов и чудищ, но главное – изображение земли. Она залита мертвенным и таинственным светом, слегка напоминающим эффект неполного солнечного затмения. Часть гравюры, где это изображено, небольшая, но она столь же впечатляет как и битва дракона с архангелом Михаилом. Битва изображена виртуозно и полна остроумными изобразительными решениями: «Положение дракона всё ещё висящего в воздухе, всё ещё цепляющегося за небеса подчёркивается тем, что он держит на себе Михаила и ангела-лучника, чьи ноги упираются в туловище чудовища»[9]. Но и впечатление от изображения земного ландшафта не менее сильные. Воспринимающий чувствует ожидание на земле исхода битвы. Отголоском ее является ураган, который ломает деревья, угрожает судам на море (неслучайно там убраны паруса), а само море волнуется и вздымается. Хотя самой известной иллюстрацией к «Апокалипсису» у Дюрера стала гравюра «Четыре всадника» (они символизируют войну, мор, неправедный суд и голод), именно «Битва Архангела Михаила» в больше степени свидетельствует о мировоззрении художника.

Помимо гравюр на дереве Дюрер прославился своеобразным циклом гравюр на меди. Помимо упомянутых гравюр-портретов, он, интересуясь пропорциями идеального человеческого тела, создает замечательную гравюру на меди «Адам и Ева» (1504). Широко известен его своеобразный цикл, состоящий из трех гравюр: «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513), «Св. Иероним в келье» (1514) и «Меланхолия»(1514). Его иногда называют триптихом, хотя художник и не замышлял ничего подобного. Однако эти произведения связывает некий общий философский смысл, толкованию которого посвящено не одно теоретико-искусствоведческое исследование. Помимо живописных и граверных Дюрер оставил массу карандашных рисунков[10], а также акварелей. Среди самых известных – «Заяц» (1502) и «Кусок дерна» (1503).

А. Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол.

Гравюра на меди.

Широко известны теоретические труды Дюрера: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). В целом, его творчество и его личность оказали огромное влияние на развитие и немецкого, и мирового искусства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности культуры и эстетики Северного Возрождения

План... Термин Северное Возрождение Причины гуманистического движения в Европе... Представители Северного немецкого Возрождения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Альбрехт Дюрер

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Матиас Грюневальд
Матиас Грюневальд[11] еще один яркий художник эпохи Северного (немецкого) Возрождения, который не в меньшей степени мощно выразил трагизм и религиозный дух своей эпохи. Эпоха

Эразм Роттердамский
Необычайно много ярких личностей подарило миру Возрождение в Нидерландах. Там проза появилась раньше, чем в Германии, а наиболее ярким писателем этой эпохи и одним из самых харизматичных представит

Ян Ван Эйк
  Изобразительное искусство Нидерландов эпохи Северного Возрождения так же самобытно как и литература. Прилежный интерес к миру – лицам, ситуациям, определенным событиям – важная черт

Иероним Босх
Абсолютно неповторим и мгновенно узнаваем художественный мир другого знаменитого нидерландца Иеронима Босха[25]. Если итальянские мастера Возрождения стремились представить св

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги