А.Носов © 2004
Охраняется законом об авторском праве.
Воспроизведение всей работы или любой её части, входящей в состав любого (из ста шестидесяти пяти) урока,
без письменного разрешения автора – запрещается.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ИГРЕ НА ШЕСТИСТРУННОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ*ГИТАРЕ
И
СТРУНЫ
Н |
овые гитары комплектуются обычно недорогими, демонстрационными струнами (чтобы не удорожать стоимость инструмента). При усердных занятиях, долго на таких струнах вы не проиграете, поскольку они имеют не слишком высокое качество изготовления и приходят в негодность быстрей, чем хотелось бы: как правило, протирается и начинает раскручиваться обмотка 4-й струны (впрочем, надо заметить, что 4-я струна выходит из строя раньше других независимо от качества струн). Поэтому стоит сразу же побеспокоится о покупке нормального комплекта (набора) струн про запас.
Струны (здесь и далее имеются ввиду струны для акустических, а не для электрогитар) бывают на металлической основе (металлические) и на синтетической основе (синтетические, они же – нейлоновые). Какие же выбрать? Без колебания выбирайте синтетические струны. Синтетические (нейлоновые) струны больше в диаметре и гораздо мягче, поэтому прижимать их к грифу намного удобней, чем металлические струны. Следовательно, для игры, а тем более, для обучения, синтетика подходит гораздо лучше (практика показывает, что освоение приёмов игры, связанных с извлечением звука одной только левой рукой, на металлических струнах серьёзно затруднено). Звучат синтетические струны, вопреки устоявшемуся мнению, не намного тише металлических струн, а дорогие комплекты (от 10 долларов) почти не уступают им в громкости (разумеется, при сравнении на одной и той же гитаре). И что особенно важно, струны синтетические, в отличие от металлических, способны передать лучшие стороны звучания вашего инструмента. Так что, если хотите услышать собственный голос вашей гитары (а не звон металла), придать её звучанию теплоту и задушевность, избежать болевых ощущений в пальцах левой руки на начальном этапе обучения и, главное, не иметь проблем с освоением технических приёмов, остановите свой выбор на синтетических (нейлоновых) струнах. Вас сейчас устроят недорогие комплекты, хотя чем струны дороже, тем, как правило, лучше (по сроку службы, по тембру и громкости звучания). К слову, профессиональные гитаристы-классики играют на синтетических струнах. Наверное, если бы металл по сумме положительных качеств превосходил синтетику, профессионалы использовали бы его! Ну, и последний аргумент в пользу выбора синтетических струн, – они надёжны. Что немаловажно для начала обучения, где лишний оборот колка, во время настройки гитары, чреват обрывом струны.
Из предыдущего абзаца вы, видимо, поняли, что симпатии автора находятся на стороне синтетических струн (что естественно для гитариста, исповедующего классический стиль звукоизвлечения). Однако, есть одно «но», способное склонить ваш личный выбор в пользу струн металлических. Дело в том, что порой, из-за не слишком удачной конструкции кузова гитары или состояния материала (например, повышенной его влажности), синтетические струны звучат так, будто натянуты на сырое неотёсанное бревно. И, если звук вашей гитары именно такого качества (а, убедиться в этом можно только на практике), то, возможно, будет лучше использовать металлические струны. Тем более, что металлические струны лёгкого, а, тем более, сверхлёгкого натяжения, вполне сравнимы, по пальцевым ощущениям, с синтетическими струнами.
Струны (и металлические, и синтетические) бывают разной степени натяжения: сверхлёгкой (extra light), лёгкой (light), нормальной (normal), средней (medium), сильной (hard) и сверхсильной (extra hard). Для обучения пригодны струны сверхлёгкого натяжения (extra light tension), лёгкого натяжения (light tension), нормального натяжения (normal tension) и, отчасти, среднего натяжения (medium tension). Однако, при использовании металлических струн сверхлёгкого и лёгкого натяжения, следует помнить, что первая струна здесь настолько тонка, что грозит обрывом при каждом неосторожном движении (таком например, как перенатяжение, или обычная небрежность).
И несколько слов об обмотке струн («канитель»). Канителью на синтетических струнах обмотана основа четвёртой, пятой и шестой струны, а на металлических – основа третьей, четвёртой, пятой и шестой струны. Канитель бывает медная, латунная, бронзовая и посеребренная. Для обучения подойдут струны с обмоткой любого типа. Разница, между ними заключается всего лишь в окраске звучания (тембре). Со временем можно, испробовав их все, остановить свой выбор на той обмотке, которая наилучшим образом подчёркивает достоинства звучания вашего инструмента. Выбор обмотки – дело только вашего вкуса и на технику исполнения никакого влияния не оказывает.
Настройка третьей струны
Третья струна прижимается на четвёртом ладу и настраивается по открытой второй струне (уже настроенной). Нужно добиться одинакового звучания третьей струны, прижатой на четвёртом ладу и открытой второй струны. Третья струна – это единственная струна, которая при настройке прижимается на четвёртом ладу, все остальные прижимаются на пятом.
Настройка четвёртой струны
Четвёртая струна прижимается на пятом ладу и настраивается в унисон (unison – одинаковое звучание) с открытой третьей, уже настроенной, струной.
Настройка пятой струны
Пятая струна прижимается на пятом ладу и настраивается в унисон с открытой четвёртой, уже настроенной струной.
ПЕРВЫЙ УРОК