Реферат Курсовая Конспект
Quot;Роль языка в формировании мышления - раздел Образование, МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК Язык, Возникший Вместе С Возникновением Человека, Играл И Играет Великую Роль...
|
Язык, возникший вместе с возникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явился прежде всего одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. В связи с возникновением членораздельной речи произошла существенная перестройка в познавательных процессах человека. Лишь с появлением слова человек оказался в состоянии отвлекать от предметов те или иные свойства, абстрагировать связи вещей от самих вещей. Благодаря языку оказалось возможным объективировать эти отраженные в сознании признаки и отношения вещей в материальную форму слов и тем самым создавать идеальные объекты мышления — понятия, а вместе с ними и с помощью их осуществлять теоретическую деятельность в собственном смысле слова.
Язык с самого начала выполняет по существу ничем не заменимую функцию в обобщающей работе мышления. Именно с помощью языка человек оказался в состоянии перейти от познания единичных предметов и явлений к их обобщенному отражению в форме понятий. Фиксируя в себе обобщенные образы действительности, слово существенным образом влияло на восприятие, давая возможность человеку включать образ воспринимаемого предмета в сложную систему унаследованного и личного опыта, относить его к определенной категории предметов. В обобщающей роли языка состоит одна из его существенных особенностей, без которой человеческое сознание никак не могло бы приобрести способность обозревать бесконечное многообразие единичных вещей и явлений реального мира. Оно расплылось и растерялось бы перед лицом непрерывно меняющихся явлений, связей и отношений. Язык дал возможность человеку фиксировать общее в предметах, явлениях, дх связях и отношениях, расчленить их, соотнести и синтезировать в понятиях и представить как относительно устойчивые. Наличие элементов грамматики, зачатков правил связи слов в предложении давало возможность человеку отражать в своем сознании и выражать в процессе сообщения мысли доступные ему практически значимые связи и отношения между предметами. Наличие членораздельной речи давало возможность, далее, мыслить о предметах и сообщать свои мысли в отсутствие самих предметов, т. е. оперировать
предметами не только физически, но и в форме оперирования их названиями, словами и заключенными в них обобщенными образами этих предметов. На основе речи и вместе с ее появлением происходил процесс выделения умственной деятельности в относительно самостоятельную деятельность человека, что впоследствии послужило необходимой основой возникновения разделения физического и умственного труда, сыгравших огромную роль в развитии общества, в прогрессе знаний. Относительно самостоятельный характер мышления, возникший на основе речи, явился необходимой предпосылкой творческого преобразования мира. Только на основе языка слов оказалось возможным создавать такие комбинации мыслей, которые являлись не прямой копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески преобразованным отражением. Иначе говоря, благодаря своей абстрагирующей и обобщающей функции язык обеспечил человеку возможность выйти за пределы исходного чувственного содержания сознания, свойственного человеку на ранней ступени его развития, в сферу отвлеченного мышления общими понятиями и создать науку, философию, литературу, искусство и т. п. Обеспечив мышлению относительно самостоятельный характер, язык явился одной из мощных сил в созидании не только духовной, но, через духовную, и материальной культуры.
Поскольку при помощи языка оказалось возможным фиксировать мысль в материальную, чувственно воспринимаемую форму и тем самым ставить ее перед мыслящим субъектом в качестве специфического объекта, язык явился одним из средств формирования самосознания. Мышление человека, оперирующего мыслительным содержанием, которое закрепилось обществом в слове, всегда включает в себя взаимодействие мыслящего субъекта с заключенным в слове содержанием.
Язык обеспечил возможность социальной организации форм, законов и содержания мышления, поскольку субъект в процессе общения силой логики жизни вынужден был включать свои субъективные впечатления в нормы общественного осмысления действительности. Язык обеспечил внутреннему движению мысли ту внешнюю форму бытия, которая дала ему возможность стать общим достоянием. И тогда, когда человек воспринимал мысль другого, и тогда, когда он высказывал свою мысль, он
вынужден был все время соотносить свои субъективные впечатления, мысли с уже обработанными и отложившимися в формы языка мыслями общества и тем самым включать результаты индивидуального мышления в общие рамки социального сознания.
Будучи условием возникновения мышления, формирования самосознания, язык вместе с тем явился необходимой материальной формой или орудием мышления, его непосредственной действительностью и для слушающего, и для говорящего. Термин «орудие» применительно к языку — это не только метафора. Крайне важно отметить, что между орудиями труда и языком действительно существуют некоторые функциональное и генетическое сходство и связь. Если при помощи орудий труда, которые человек помещает между собой и объектом воздействия, он осуществляет изменения в предмете труда в 'нужном ему направлении, то при помощи языка, который опосредует отношение человека к природе отношением человека к человеку, один субъект воздействует на другого субъекта также в желаемом направлении. Примечательно то обстоятельство, что первобытный человек использовал язык не только как орудие в смысле основы мышления и средства общения, но и в прямом смысле орудия воздействия на явления природы, полагая, что он достигает желаемой цели с помощью мольбы и заклинаний в своих магических действиях. У человека с уже сформировавшимся языком мышление осуществляется на языковой основе, оно и выражается и совершается в формах языка, на основе грамматической структуры предложений, свойственной системе языка данного народа.
Человеческое мышление, возникшее вместе с Языком, представляет собой опосредствованную словом познавательную деятельность субъекта. Слово связывает отношение субъекта к действительности с отношением к другим людям. Суть самого мышления заключается в опосредованной объективированным в слове итогом общественного опыта деятельности субъекта, сознательно направленной на понимание реального мира. Дело в том, что человек как общественное существо стал соотноситься с реальным миром через людей и орудия, сделанные другими людьми, посредством знаний, усвоенных им от других людей, через сотрудничество с другими людьми в процессе производства. Мышление человека направлено
не только на объект познания, отражением которого оно является, но оно обращено и к другим людям, которым сообщаются результаты познания. Мышление имеет не только познавательную, но и коммуникативную цель, которую оно осуществляет с помощью языка. Эта двойная ориентация мышления зафиксирована в двойственной функции языка. Язык с самого начала своего возникновения служит средством общения, и в этой своей социальной функции он выявляет результаты работы мысли для других, а тем самым и для говорящего. Но язык выполнял и выполняет эту коммуникативную функцию потому, что он служил и служит средством обозначения вещей, и в этой своей функции он осуществляет связь мысли с ее объектом. Таким образом, общение опосредовано предметом, а связь субъекта с объектом опосредована связью субъектов.
Выполняя роль важнейшего средства взаимного общения людей, при помощи которого они оказались в состоянии организовать совместное производство, построить жизнь на общественных началах, согласовывать свои действия, осуществлять взаимный контроль и т. п., речь способствовала и способствует обогащению личного опыта отдельного человека за счет опыта всего коллектива, с которым он с ее помощью осуществляет общение. Общаясь между собой, люди духовно обогащались. Речь давала и дает возможность человеку обогащать свой опыт не только за счет опыта окружавшего его коллектива, но и за счет опыта предшествующих поколений, которые, фиксируя свои знания в речи, передавали их из поколения в поколение. Иначе говоря, люди оказались в состоянии познавать действительность не только в процессе непосредственного столкновения с ней, в процессе ее восприятия, но и опосредствованным путем, через овладение с помощью речи уже готовыми, исторически сложившимися знаниями. Правда, историческая преемственность опыта обеспечивалась не только речевыми, но и другими средствами. В этом отношении колоссальную роль играли орудия трудовой деятельности, которые фиксировали в своей вещественной форме не только все усложняющиеся навыки, приемы их изготовления, но и способы их производственного использования. Орудия труда, выполняя роль эффективного средства воздействия человека на природу, являясь овеществленным продуктом его тех-
нической мысли, неизбежно выполняли и выполняют в жизни общества и такую функцию, как специфическое средство общения, взаимного обмена опытом, производственными навыками. С помощью орудий труда одно поколение передавало последующему поколению свой опыт, освобождая его от уже пройденного пути в овладении навыками изготовления орудия и обеспечивая ему возможность поисков новых, более совершенных приемов их изготовления и использования.
Усложнение как практических, так и умственных форм деятельности не оставалось безразличным к строению и функционированию органов человеческого тела и главным образом мозга. Усовершенствование его отражательной и моторной функции, закрепляясь в его структуре, передавалось из поколения в поколение, обеспечивая последующим поколениям более широкие возможности в познании действительности и ее активном преобразовании, в образовании все более сложных форм временных условных связей в его коре, являющихся физиологической основой сознания, мышления, речи и практических действий. Неуклонное усложнение производственных операций постепенно обусловливало совершенствование аналитико-син-тетической деятельности тех мозговых центров, которые регулируют движение соответствующих мышц, с помощью которых они осуществлялись. Постоянное упражнение органов речи, усложнение форм умственной деятельности, обусловливаемые усложнением взаимоотношений человека с действительностью, в свою очередь стимулировало постепенное совершенствование свойств коры мозга в целом. Постепенно накапливаемые свойства фиксировались наследственностью, обеспечивая последующим поколениям более широкие потенциальные возможности в овладении приемами умственной и речевой деятельности, в познании действительности. Весь этот сложный, взаимопереплетающийся комплекс условий и обеспечил тот гигантский по своим последствиям прогресс, который оказался в состоянии осуществить человек, оставив безгранично далеко позади себя животное царство, из которого он смог с большим трудом вырваться, впоследствии образовав между собой и этим царством по существу непроходимую пропасть.
Во всем этом комплексе условий, обеспечивающих развитие познавательной деятельности людей, огромное
значение имел и поныне имеет язык. При помощи речи каждое новое поколение усваивало не только содержание мысли предшествующих поколений, но, овладевая приемами речевой деятельности, оно вместе с тем усваивало формы и законы мышления, которые, вместе с содержанием фиксируясь в речи, передавались от поколения к поколению. Это не могло не способствовать быстрому развитию сознания, мышления. Раз возникнув, язык превратился в грандиозную силу. Он бесчисленными нитями, уходящими в глубокую даль прошлого, связывает нас с мыслями и чувствами всех предшествующих поколений людей, на плечах которых величественно возвышается современный человек.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Quot;Роль языка в формировании мышления
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов