рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мутабельный: Рыбы

Мутабельный: Рыбы - раздел Образование, Астрология, психология & четыре стихии Ключевая Концепция Целительное Сострадание Ко Всем, Кто Страд...

Ключевая концепция

Целительное сострадание ко всем, кто страдает.

Планета здесь будет окрашена данными качествами

Стремления души, идеализм, вдохновение, уязви­мость.

 

 

 

Функции планет в знаках

Положение данной планеты

в знаке показывает:

Основные персональные факторы:

Сознательно направляемое действие

Солнце: каким человек является (тон бытия) и как он воспринимает жизнь.

Луна: как человек реагирует, основываясь на подсоз­нательной предрасположенности.

Меркурий: как человек общается и мыслит.

Венера: как человек выражает любовь и чувствует себя оцененным.

Марс: как человек отстаивает свои права и выражает желания.

Коллективные факторы:

Состояния бытия

Юпитер: как человек стремится расти и испытывает веру в жизни.

Сатурн: как человек стремится упрочиться и сохранить положение

через усилия.

Трансперсональные факторы:

Трансформирующие энергии

Положения в знаках Урана, Нептуна и Плутона — это указания на позиции поколения, но в гороскопе отдельного

 

 

человека они гораздо менее значимы, чем положения в домах и аспекты этих планет. Аспекты этих транс-сатурнианских планет к персональным планетам показывают, как человек настроен на силы изменения в своем поколении и как он на­строен на силы изменения в самом себе.

С точки зрения юнговской психологии транс-сатурнианские планеты представляют функциональные моды коллек­тивного бессознательного, а Луна и Сатурн представляют структурные паттерны и подсознательные потребности инди­видуального подсознания. Луна символизирует неосязаемые потребности в эмоциональной надежности, связанные с ма­терью (внутренняя поддержка), а Сатурн символизирует ося­заемые потребности в материальной надежности, связанные с отцом (внешняя поддержка).

 

 

 

Четыре стихии:

основные энергии астрологии

 

В попытках модернизировать астрологию в соответствии с материалистической наукой многие авторы-астроло­ги не придавали значения древней концепции четырех стихий (элементов) или практически полностью игнорировали ее. Некоторые авторы высказывают подобные мысли: «Сегодня, когда наука дала нам периодическую систему элементов, мы знаем, что элементов намного больше, чем четыре». Другие авторы и преподаватели, которые все еще в некоторой степени используют стихии, недостаточно ясно объясняют, что пред­ставляют собой эти «стихии», как они функционируют, и, по-видимому, не осознают, что эти стихии являются основой зодиака и, следовательно, всей астрологии.

Одно из лучших толкований четырех стихий, которое я смог обнаружить, содержится во введении к работе Ч.Е.О. Картера «Энциклопедия психологической астрологии» (С.Е. O.Carter «An Encyclopedia of Psychological Astrology»), на ко­торую я буду ссылаться позднее. После описания того, что он называет «основными принципами» астрологии, Картер го­ворит, что стихии «можно описывать с различных точек зре­ния и очень детально, но далеко не просто понять, объяснить

 

 

и проиллюстрировать то, что в сущности является ничем иным, как основными законами нашей солнечной системы, если не всей вселенной». Далее Картер пишет, что астрология — это надежное средство обретения некоторого понимания действия этих жизненных принципов, хотя для того, чтобы «полностью понять их, потребуется интеллектуальное пони­мание, которое мы можем приписывать только Творцу этой Системы».

Я полностью согласен с Картером, что четыре стихии — это не просто «символы» или абстрактные концепции, скорее они относятся к важнейшим силам, составляющим все миро­здание, которое может быть воспринято физическими чувст­вами. (Вот почему зодиак называли в древности «Душой при­роды»). Следовательно, стихии — это не только основа астро­логии и всех оккультных наук, они охватывают все, что мы можем обычно воспринимать и испытывать. Если стихии рас­сматривать как чисто материальные факторы, они символи­зируют четыре состояния материи, описываемые современ­ной физикой: земля — твердое; вода — жидкое; воздух — газообразное и огонь — плазму. Можно также сказать, что они представляют четыре основные потребности любого жи­вого организма: воздух, воду, землю (или пищу) и огонь (тепло). Но все вышесказанное не раскрывает истинного зна­чения стихий.

В своем буклете «Невидимые силы» (M.P.Hall «Unseen Forces») Мэнли П. Холл пишет: «Четыре стихии — это основа, а также жизнь, стоящая за четырьмя физическими матери­альными элементами — землей, огнем, воздухом и водой». Далее он говорит, что «все, что стоит выше этих четырех сущностей, может быть познано только духовным видением». Другими словами, четыре элемента, с которыми имеет дело астрология, переступают пределы материальных элементов, с которыми имеет дело химия. В своих «Лекциях по медицин­ской астрологии» (W.Davidson «Medical Astrology Lectures») д-р Вильям Девидсон утверждает, что «за химией стоит сила».

 

 

В наших попытках понять истинное значение стихий мы дол­жны проявлять осторожность, чтобы не путать внешние ре­зультаты этих важнейших сил с первичными, сообщающими энергию факторами.

Хотя с первого взгляда утверждение, что четыре стихии имеют такой полный и всеохватывающий размах действия, может показаться довольно смелым обобщением, по мере про­чтения этой книги станет очевидным, что многочисленные данные различных культур и сфер знания указывают на этот факт.

Возьмем сферу астрологии. Астрологические факторы ус­пешно использовались для понимания природы циклов, собы­тий, персонального опыта и изменений в земных делах на каждом уровне: физическом, социальном, экономическом, психологическом, эмоциональном, политическом и т.д. Аст­рология, очевидно, не была бы столь полезной в таком много­образии жизненных активностей, если бы не предоставляла нам язык важнейших динамических жизненных сил. Чтобы понять, с чем мы реально работаем в астрологической практи­ке, мы должны подходить к самой астрологии на том уровне, на котором она действует, а это уровень энергетических пат­тернов, энергетического потока и преобразования энергии. Чтобы понять сущность астрологической науки, человек дол­жен полностью понять стихии, а чтобы сделать это, ему нужно рассматривать не только физическое и психологическое зна­чение стихий, но также рассмотреть их с выгодной позиции состояния духовного осознания.

 

Всемирное признание

четырех стихий

 

Многие мировые культуры включали четыре стихии в свои философские, религиозные или мифологические традиции. Большинство из этих традиций постулирует существование

 

 

одной первичной энергии, которая проявляется в виде энерге­тических потоков «с пониженным напряжением», известных как стихии, — процесс, напоминающий работу трансформа­тора. Эту первичную энергию называли различными имена­ми: прана, витальная сила, ци и т.д. Неотъемлемые характе­ристики этой первичной энергии были идентичны во всех культурах, хотя названия, которые давались первичной силе и самим стихиям, различались.

В Тибете создавались огромные структуры, имевшие на­звание «ступы», как гигантские символы структуры мирозда­ния. Основанием ступы служил огромный куб (представля­ющий землю), на котором покоилась сфера (вода), а на вер­шине сферы находилась напоминающая спираль структура (огонь). На самой вершине этой конструкции располагался полумесяц (воздух), в котором находилась маленькая сфера («эфир» — тибетское название первичной силы, из которой вытекают другие стихии). Ступа представляла основу тибет­ской космологии, а стихии считались основными энергиями космоса.

Сходная концепция стихий обнаруживается в священных индийских книгах (таких как «Бхагавадгита») и в философ­ской основе Аюрведы (традиционной индусской медицины). Китайская философия и акупунктура основаны на концепции стихий. «Пять первостихий: дерево, огонь, земля, металл и вода охватывают все явления природы. Этот символизм в рав­ной степени применим к человеку» (Су Вен). Эти пять стихий соответствуют четырем стихиям, обычно используемым в за­падной культуре, с добавлением эфира. Западная традиция обычно не упоминает пятую стихию, поскольку она отличает­ся от других и в сущности является источником остальных четырех стихий.

Древнегреческая философия также основывалась на докт­рине стихий, которые приравнивались к четырем способно­стям человека: моральной (огонь), эстетической и духовной (вода), интеллектуальной (воздух), физической (земля).

 

 

 

Европа эпохи средневековья и Возрождения заимствовала идею стихий главным образом из работ Галена, связавшего их с четырьмя основными соками организма, которые, в свою оче­редь, порождали четыре вида темперамента. Упоминание об этом можно найти во всех ранних медицинских трудах Евро­пы, а также в произведениях Вильяма Шекспира и других известных литераторов. Мы можем обнаружить множество примеров значимости, придаваемой стихиям, в японской культуре. Например, в буддийском трактате о Бодхидхарме, написанном в 1004 году нашей эры, четыре традиционные стихии представлены как четыре качества, которые состав­ляют мироздание: свет (огонь), воздушность, текучесть и твердость.

Стихии также тесно вплетаются в ткань мифологии. В древнем Шумере, где религия охватывала все жизненные ас­пекты и виды деятельности, важнейшие божества соответст­вовали стихиям: Ану — бог неба (воздух); Энлиль — бог-гро­мовержец (огонь); Нинурсаджа — богиня земли; Энки — бог воды. Упомянутые примеры показывают, что стихии, подобно зодиаку, считались не только важнейшей реальностью, с ко­торой древние народы должны были иметь дело, но в сущности основой самой реальности.

 

Современные описания

Поскольку большинство из нас не имеет высшего духовно­го видения, самое близкое, к чему мы можем подойти в непос­редственном понимании и оценке стихий, — это познать их действие в искусстве целительства. Этот подход к стихиям более детально будет рассмотрен позднее, но здесь будет по­лезно упомянуть, как рассматривают стихии некоторые со­временные авторы. Доктор Рандольф Стоун, создатель систе­мы целительства, названной терапией полярности, которая основана на теории сбалансирования стихий, называет сти­хии

 

 

 

«невидимыми строителями жизненных структур». Д-р Стоун говорит, что стихии — это «зубчатые колеса жизни», гармоничное сцепление которых необходимо для здоровья ума и тела. Он утверждает в своих работах, что стихии по­добны анодам в аккумуляторной батарее, через которые те­чет жизненная энергия (или «прана»). Д-р Рандольф Стоун называет стихии «тонкими энергетическими полями», дей­ствие которых вызывает состояние здоровья или болезни ума и тела.

Доктор Стоун, которому сейчас восемьдесят пять лет и который удалился от практики, имеет научные степени в остеопатии и натуропатии. Однако он заявляет, что его спо­собность проникновения в действие стихий исходит не от ка­кого-либо ортодоксального обучения искусству целительства, а скорее от личной интуиции, шестидесятилетнего опыта ра­боты с разнообразными трудными случаями и, больше всего, от личного обучения у многих духовных наставников и индий­ских целителей. Интересно, что похожее понимание выража­ет человек, не имевший никакого контакта с источниками и трудами д-ра Стоуна. «Мистер А», так он был назван в книге Рут Монтгомери «Рожденный, чтобы исцелять» (R.Montgo­mery «Born to Heal»), не имел никакого специального образо­вания кроме средней школы и познавал стихии с помощью своего экстрасенсорного восприятия. Понимание действия тонких жизненных сил позволило мистеру А содействовать тысячам случаев удивительных исцелений от неизлечимых болезней.

Описание стихий мистера А очень напоминает слова д-ра Стоуна, в которых он говорит, что стихии подобны анодам в аккумуляторной батарее:

Мир, в котором мы живем, состоит из «газов» и энергии. Вся субстанция — растительная, животная и человеческая жизнь — проистекает из неограничен­ного числа сочетаний воздействующих энергетических частот.

 

 

 

Каждое растение, животное и человек имеет свою индивидуальную энергетическую часто­ту, чтобы создавать и поддерживать жизнь, рост и развитие. Первый вдох при рождении — это наше питание, жизненно важная связь с Универсальной си­лой... Пока эта энергия течет без помех, мы нахо­димся в состоянии гармонии с Универсальной подачей энергии.

 

Астрологическая карта рождения строится на момент пер­вого вдоха, на то мгновенье, когда мы устанавливаем свою жизненную настройку на космические источники энергии. Поэтому карта рождения раскрывает наш энергетический паттерн или космическую настройку на четыре стихии. Дру­гими словами, карта показывает различные вибрационные проявления, охватывающие выражение индивидуума в этой плоскости мироздания, все они следуют определенному пат­терну порядка, который символизирует карта рождения. В научных терминах астрологическая карта рождения пока­зывает ваше «энергетическое поле» или то, что экстрасенсы называют «аурой».

Духовная перспектива

 

Чтобы в наших попытках понять стихии мы могли добить­ся наивысшей возможной перспективы, будет полезно обра­титься к трудам двух великих духовных наставников Индии, с которыми д-р Стоун имел личный контакт и которые много писали о стихиях.

Махараджа Шаран Синх пишет:

Все, что мы видим физическим взором, состоит из одной или нескольких из пяти стихий, а именно, земли, воды, воздуха, огня и эфира; все эти пять сти­хий враждебны друг к другу.

Но с помощью (или благо­даря) души... все пять стихий вмещаются и действу­ют в человеческом теле, каждый человек проявляет их в соответствии с собственной кармой — в опре­деленной пропорции, но все пять стихий в большей или меньшей степени активны в каждом человече­ском теле.

 

Далее он говорит, что, когда душа покидает тело и этот мир, стихии распадаются и возвращаются к своим истокам. Из этого можно сделать вывод, что знак Солнца в астрологии имеет такую важность потому, что он раскрывает основную настройку души, когда она появляется в этой плоскости миро­здания. Это аналогично тому, что Эдгар Кейс называл «ин­дивидуальностью души».

Другой духовный наставник, махараджа Саван Синх, пи­шет, что не только тело, но и разум «рождается из тончайшей сущности пяти стихий». В своих работах он устанавливает связь стихий с низшими чакрами (или энергетическими цент­рами) тела и с различными качествами, которые должны быть преодолены ради осуществления духовного прогресса: для воздуха — жадность, для воды — страсть, для огня — гнев, для земли — привязанность. Британская писательница и яс­новидящая, Джоан Кук, в своей книге «Мудрость звезд» (J. Cooke «Wisdom in Stars») также говорит об уроках стихий, которые должна усвоить душа, чтобы развиваться: огненным людям необходимо учиться любви; водным людям — спокой­ствию и миру; воздушным людям — братству, а земным лю­дям — служению.

Четыре стихии также многое объясняют в традиционной оккультной доктрине, это можно ясно увидеть, когда стихии связывают с различными «тонкими телами» или взаимопро­никающими энергетическими полями, о которых так часто говорят в этой сфере. Д-р Рейнор Джонсон, ученый с мировым именем, а также автор многих замечательных книг по

 

 

 

парапсихологии (R.Johnson «The Imprisoned Splendor», «The Spiritual Path»), кратко описывает природу этих тонких по­лей: «Центральную реальность окружает множество провод­ников или тел — слоев сознания, которые позволяют индиви­дууму иметь взаимосвязи с многими мирами или сферами бытия, с которыми эти проводники связаны». Стихии — это сообщающие энергию силы каждого из этих тел. Вода связана с эмоциональным или «астральным» телом, типом сознания, в котором доминируют интенсивные стремления, эмоциональ­ные реакции и непреодолимые желания. Воздушная стихия связана с ментальным или «каузальным» телом и представля­ет тип сознания, настроенный на абстрактные мыслительные паттерны универсального разума. Земля символизирует фи­зическое тело и настройку на мир физических чувств и мате­риальных форм. Огненная стихия связана с эфирным или витальным телом, которое действует как преобразователь энер­гии воздуха и воды, чтобы содействовать поддержке функций физического тела. «Витальное» тело тесно связано с физиче­ским телом и является тем же, что «двойное эфирное» энерге­тическое поле, о котором так часто говорится в исследованиях парапсихологов.

Тот факт, что стихии представляют определенные типы сознания и восприятия и, как показывает цитата д-ра Рейнора Джонсона, раскрывают способность испытывать определен­ные сферы бытия и настраиваться на определенные сферы жизненного опыта, имеет важное значение, которое мы де­тально рассмотрим позднее в этой книги. Теперь же мы под­робно исследуем стихии, чтобы добиться более глубокого по­нимания того, что они собой представляют.

Классификация стихий

 

Стихии традиционно подразделялись на две группы, огонь и воздух считались активными, самовыражающимися стихи­ями,

 

 

 

а вода и земля считались пассивными, восприимчивыми и самоподавляющими стихиями. Эти две группы совпадают с основной классификацией китайской философии: инь (вода и земля) и ян (воздух и огонь). Они также идентичны греческой концепции двух выражений энергии: Аполлона (огонь и воз­дух, которые активно и сознательно формируют жизнь) и Диониса (вода и земля, которые представляют силы, проявля­ющиеся более инстинктивно и подсознательно). Как вы уви­дите в главе, посвященной интерпретации карт, это деление имеет большое значение в холистическом подходе к картам рождения. Я должен здесь подчеркнуть, что мы рассматрива­ем сейчас только основные принципы и что упоминание о воде и земле как о «самоподавляющих» или «подсознательных» стихиях никоим образом не указывает на то, что у людей с акцентом этих стихий в картах рождения обязательно ограни­ченное осознание или они более «подавлены», чем любые дру­гие люди. Эти термины относятся скорее к форме действия этих энергий и к методу самоактуализации, чем к определен­ному обобщению, которое может быть случайно применено ко всем людям, относящимся к данной категории.

Например, водные и земные знаки являются более «самоподавляющими», чем огненные и воздушные знаки в том смысле, что они больше живут в себе и не позволяют проеци­ровать наружу свою неотъемлемую энергию без изрядной до­ли осторожности и предусмотрительности. Огненные и воз­душные знаки являются более «самовыражающимися», по­тому что свободно изливают свою энергию и жизненную субстанцию: огненные знаки путем прямого действия, а воз­душные знаки путем социального взаимодействия и вербаль­ного выражения.

Марк Эдмунд Джонс, пытаясь классифицировать стихии современным языком, который не рождал бы неправильного понимания как старые термины «позитивный» и «негатив­ный», писал, что воздух и огонь — это «воздействующие и экстенсивные» выражения энергии, а вода и земля — «поддерживающие и интенсивные».

 

 

 

Определения Джонса, по-види­мому, будут очень подходящим объяснением греческих тер­минов выражения энергии Аполлона и Диониса. Огненная и воздушная стихии также связывались с активностью и с «лег­костью», поскольку воздух и огонь склонны распространяться и подниматься вверх, простираясь к внешней границе в про­странстве. Земля и вода ассоциировались с «тяжестью» и инерцией, так как эти стихии, по-видимому, находятся под влиянием силы тяжести и, следовательно, концентрируются и собираются на самом нижнем уровне. Эта классификация сти­хий и тот факт, что знаки одной стихии и стихии одной группы считаются обычно «совместимыми», имеют важное значение не только в интерпретации индивидуальных карт, но также в искусстве сопоставления карт, о котором мы поговорим позд­нее (в Главе 15).

Следует также отметить, что принципы «легкости», «тя­жести» и т.д. описывают реальный поток энергии, который может восприниматься особо чувствительными людьми или в какой-то степени ощущаться теми, кто тесно связан с людьми иной энергетической настройки.

Стихия огня

 

Огненная стихия относится к универсальной энергии излучения, экспансивной и восторженной энергии, которая посредством своего света приносит цвет в этот мир. Карл-Гу­став Юнг связывал эту стихию с динамическим центром психической энергии, с той энергией, которая течет спонтан­но вдохновенным, самомотивирующимся образом. Марк Эдмунд Джонс сравнивает огонь с «опытом, сосредоточенным в персональной индивидуальности», и это объясняет, почему люди с доминантой огненных знаков в картах рождения так эгоцентричны и обычно довольно беспристрастны. Они ощу­щают себя каналом «жизни» и не могут скрыть свою гордость в связи с этим.

 

 

Огненные знаки служат примером приподнятого наст­роения, большой веры в себя, энтузиазма, нескончаемой силы и честности. Они нуждаются в значительной свободе для есте­ственного самовыражения и обычно обеспечивают себе это пространство, неуклонно настаивая на своей точке зрения. Огненные знаки лучше других знаков способны сознательно (хотя не всегда последовательно) направлять свою силу воли. Их желание быть и свободно выражать себя довольно ребяч­ливо в своей простоте, что иногда, по-видимому, вызывает любовь со стороны других людей, а иногда кажется оскорби­тельным для тех, кто более осторожен и чувствителен. Про­ступки огненных знаков редко являются результатом плохих намерений, скорее они вызваны просто недостатком самокон­троля и чувствительности к другим людям. Они могут быть довольно своевольными, временами даже подавляющими, бросающимися с такой поспешностью в какое-то дело, что ненамеренно причиняют вред или ранят чувства других людей.

Огненные знаки склонны быть раздражительными и не­терпеливыми с более чувствительными или мягкими людьми, особенно с теми, у которых преобладает вода или земля. Ог­ненные знаки чувствуют, что вода потушит огонь, а земля погасит его, поэтому они часто возмущаются инертностью и эмоциональностью этих знаков. Воздушные знаки, с другой стороны, раздувают пламя огня, принося новые идеи, которые огненные знаки могут использовать. По этой причине огонь обычно считается совместимым с воздухом, но следует отме­тить, что огненные знаки часто слишком кипучие и нетерпе­ливые, чтобы тонкая нервная система воздушных знаков мог­ла долго выдерживать их. В сущности, хотя огненные знаки часто стимулируются воздушными знаками, им быстро на­доедают и наскучивают интеллектуальные замечания, кото­рые они не могут довольно быстро использовать.

 

 

 

 

Стихия воздуха

 

Воздушная стихия — это жизненная энергия, которая свя­зана с дыханием или тем, что йоги называют «праной». Воз­душная сфера — это мир архетипичных идей за завесой физи­ческого мира, космическая энергия, актуализировавшаяся в определенные паттерны мышления. Она связана с геометри­ческими силовыми линиями, действующими через разум, с энергией, которая формирует паттерны предстоящих вещей. Тогда как огненные знаки заняты желанием претворить что-то в жизнь, воздушные знаки фокусируют свою энергию на определенных идеях, которые еще не материализовались, но концентрация на этих идеях гарантирует, что со временем они материализуются. Поэтому, хотя воздушные знаки часто обвиняют в непрактичной мечтательности, они играют суще­ственную роль в осуществлении творения на широчайшем общественном уровне, так как их идеи могут со временем затронуть жизни миллионов людей.

Марк Эдмунд Джонс пишет, что воздушные знаки имеют дело с «опытом, имеющим отношение к теоретическим взаи­мосвязям». Акцент теории и концепций в жизни людей с до­минантой воздушных знаков приводит к тому, что они нахо­дят наиболее приемлемую форму выражения в искусстве, сло­вах и абстрактном мышлении. Люди с акцентом воздушных знаков могут отстраняться от непосредственных переживаний повседневной жизни, что позволяет им добиться объективно­сти, перспективы и рационального подхода во всем, что они делают. Эта обособленность также позволяет им эффективно работать с различными людьми, так как они не ощущают потребности сильно вовлекаться в беспокойства или эмоции других людей. Воздушные знаки — в сущности наиболее со­циальные из всех знаков в том смысле, что они могут объек­тивно

 

 

 

оценивать мысли других людей, независимо от того, согласны они с ними или нет.

Однако, если воздушные знаки становятся слишком по­глощенными своими абстрактными идеями и теориями, они могут стать ментально неустойчивыми и склонными к все­возможным видам эксцентричности и фанатизма. У них час­то отсутствуют глубокие эмоции и признание ограничений, свойственных физическому телу. Они могут переоценивать умственные способности и отказываться посмотреть в лицо факту, что идеи необходимо подвергнуть проверке на их рабо­тоспособность, прежде чем придавать им большое значение. Мышление является такой доминирующей силой в жизни воздушных знаков, что они ощущают угрозу, если другие лю­ди игнорируют их мнения или относятся с пренебрежением к их интеллекту. Идеи воздушных знаков, могут обесцени­ваться водными и земными знаками, так как эти идеи обычно не соответствуют критерию эмоциональной глубины или практичности, на котором настаивают водные и земные зна­ки. Со своей стороны, воздушные знаки не хотят быть скован­ными ограничениями земли, а также не хотят того, чтобы их легкая свобода насыщалась чувствами и оговорками водных знаков. Огненные знаки, с другой стороны, побуждают воз­душные знаки к большей свободе самовыражения и дают воз­душным знакам чувство уверенности и силы, которое они не могут обрести ни с кем другим. Хотя воздушные знаки во многих отношениях восхищаются огненными знаками, они настаивают на своем праве все обдумать, прежде чем свя­зывать себя, а эта привычка может сильно раздражать огнен­ные знаки.

 

Стихия воды

 

Люди с сильной доминантой водной стихии в гороскопах с самого рождения осознают, что различные неосязаемые факторы

 

 

 

играют более значительную роль в жизни, чем обычно считается. Водные знаки имеют контакт со своими чувствами, они настроены на тонкости и нюансы, которые другие люди даже не замечают. Водная стихия представляет сферу глубо­ких эмоций и эмоциональных реакций, простирающихся от принудительных взрывов чувств и подавляющих страхов до всеохватывающей любви к мирозданию. Поскольку чувства по самой своей природе частично подсознательны, водные знаки одновременно осознают силу подсознательного разума и не осознают многое из того, что реально мотивирует их. Если они с полным осознанием настроены на глубочайшие измерения жизни, то это наиболее интуитивные и психически чувствительные знаки. В таком случае водные знаки уста­навливают контакт с единством всего мироздания и способ­ны помочь другим людям посредством сочувственной отзыв­чивости к их чувствам. Однако, если водные знаки не до конца осознают собственные чувства, они обнаруживают, что ими начинают руководить принудительные желания, безрас­судные страхи и чрезмерная чувствительность к малейшей угрозе.

Водные знаки, подобно природе самой воды, не обладают твердостью или собственной формой. Поэтому водные знаки наиболее счастливы, когда кто-то другой направляет в нуж­ное русло их текучесть и придает ей соответствующую форму, особенно если это земные знаки, обладающие твердостью, ко­торой вода может доверять и на которую может полагаться. Водные знаки склонны испытывать неприязнь к шумным или обладающим сильной индивидуальностью людям, таким как воздушные и огненные знаки. Они чувствуют себя наиболее удобно с людьми, которые довольно скрытны и сдержаны, которые дают им ощущение защиты и уверенности. Между прочим, это скрытное качество водных знаков весьма обман­чиво, так как, хотя они могут быть внешне спокойными, на более глубоких уровнях постоянно собираются штормы и воз­никают подводные течения, которые могут тянуть их вниз.

 

 

В сущности водные знаки могут временами вызывать сенсации, так как они будут подсознательно культивировать эмоцио­нальные штормы и перевороты, если их жизнь становится слишком скучной.

Чувствительность водных знаков так велика, а уязвимость к обидам так резко выражена, что в случае, если эмоциональ­ные реакции не контролируются и не направляются в соответ­ствующее русло, это может привести к состоянию эмоцио­нальной неустойчивости и к склонности слишком легко ока­зываться под влиянием малейшего дуновения ветра. Однако чувствительность водных знаков не следует считать слабо­стью, так как вода обладает огромной силой и проникающей способностью, особенно если ее целенаправленно направляют в определенное русло.

Прекрасным примером силы этой стихии служит высказы­вание китайского ученого XI века:

Из всех стихий в качестве своего наставника муд­рец должен взять воду. Вода уступчива, но всепобеж­дающа. Вода тушит Огонь или, признавая себя как бы потерпевшей поражение, исчезает в виде пара и снова возвращается. Вода смывает мягкую Землю или, на­толкнувшись на скалы, ищет обходной путь... Она насыщает атмосферу, чтобы затих Ветер. Вода с обманчивой скромностью уступает препятствиям, так как никакая сила не может помешать ей следо­вать по предназначенному курсу к морю. Вода побеж­дает своей уступчивостью; она никогда не атакует, но всегда побеждает в решающей битве.

 

И, наконец, водные знаки связаны с процессом обретения самосознания через медленное, но уверенное осознание глу­бочайших стремлений души. Водные знаки инстинктивно по­нимают, что они должны защищаться от внешних влияний, чтобы обеспечить внутреннее спокойствие, необходимое для

 

 

 

 

глубины раздумья и тонкости восприятия. Осознание истин­ной природы эмоций и стремлений — это медленный и часто болезненный процесс, но пока водные знаки с готовностью смотрят в лицо своим подлинным мотивам, им гарантирован постоянный рост внутреннего удовлетворения.

Стихия земли

 

Настройка на эту стихию указывает на то, что человек имеет контакт с физическими чувствами и реальностью «здесь и сейчас» материального мира. Земные знаки склонны больше полагаться на свои чувства и практический смысл, чем на вдохновение, теоретические соображения или интуицию других знаков. Земные знаки настроены на мир «форм», который их чувства и практический разум считают реаль­ным, а природное понимание функционирования матери­ального мира приносит земным знакам больше терпения и самодисциплины, чем любым другим знакам. Им редко при­ходится объяснять, как вписаться в мир, где нужно зарабаты­вать себе на жизнь, удовлетворять основные потребности и упорствовать, пока цель не будет достигнута. Все эти качества естественным образом имеют люди, настроенные на земную стихию.

Хотя земля считается одной из пассивных или «восприим­чивых» стихий, эта стихия, подобно воде, обладает силой вы­носливости и упорства, которая позволяет земным знакам всегда полагаться на себя. Хотя земные знаки не отличаются особой напористостью, они не будут молчать, если что-то важное для них подвергается опасности или существует угро­за их надежности. А благодаря своей работоспособности они не только не будут молчать, но будут действовать довольно прозаическими способами, чтобы гарантировать, что то, для чего они работали, не будет отнято у них. Земные знаки склонны к осторожности, предусмотрительности, они доволь­но

 

 

традиционны и необычайно надежны. Они обычно отно­сятся с подозрением к людям с более живым умом и реагируют на воздушные знаки с определенной сдержанностью, хотя отчасти могут быть очарованы ими. Тем не менее, они счи­тают, что воздушные знаки витают в облаках, ребячески иг­рая с непрактичными и непригодными для работы идеями. Они чувствуют, что огненные знаки опалят землю, что они проносятся через жизнь слишком стремительно и напористо, чтобы на них можно было положиться. Водные знаки, с дру­гой стороны, разделяют сходные качества приобретения, со­хранения и самозащиты. Поэтому земля ощущает, что вода освежит ее и позволит ей производить даже с большей про­дуктивностью.

Та же самая настройка, которая дает земным знакам их силу и особые способности, может быть источником зна­чительных недостатков. Настройка на практический мир часто ограничивает их воображение, что может приводить к узости взгляда, склонности к рутине и полному отсутствию способности иметь дело с абстрактными и теоретическими сферами деятельности. Больше всего, что нужно земным зна­кам, — это открыться для реальности невидимого мира и свя­зать себя с особыми идеалами, которые будут направлять их активность.

 

 

 

 

 

Психология индивидуума

 

Четыре стихии особенно полезны для понимания важ­нейшей природы психологического склада любого ин­дивидуума. Рассматривая этот вопрос, давайте ограничимся здесь только обсуждением стихии знака Солнца, так как сти­хия солнечного знака обычно является доминирующей сти­хией в рассмотрении общего психологического склада челове­ка. Это обусловлено тем, что стихия солнечного знака показы­вает основную настройку жизненной энергии человека и его способности самопроецирования, а также сферу опыта, в ко­торой человек живет каждый день, и основное качество его сознания. (Однако, как мы увидим в следующих главах, в конкретной карте рождения активной может считаться более чем одна стихия.)

Стихия знака Солнца показывает множество вещей: она раскрывает то, «из чего вы исходите». Другими словами, она показывает, где укоренено ваше сознание, на какую сферу опыта вы настроены и из какой сферы бытия и активности вы черпаете свою силу. Стихия солнечного знака также показы­вает, что «реально» для данного человека, так как именно подсознательное предположение о том, что реально, а что нет, определяет, как будет человек фокусировать свою энергию. Например, воздушные знаки живут в абстрактной сфере

 

 

мышления, и мысль для них так же реальна, как любой мате­риальный объект (на самом деле более реальна, о чем сви­детельствует их поведение). Водные знаки живут в сфере чувств, и их поведение больше всего определяется их эмоцио­нальным состоянием. Огненные знаки живут в состоянии воз­бужденной, воодушевленной активности, и от поддержания этого состояния зависит здоровье и счастье огненных знаков. Земные знаки заземлены в материальном мире. Материаль­ный мир и его внимание к вопросам выживания и произво­дительности считаются более реальными, чем любой другой аспект жизни.

Другой способ выражения той же отличительной особен­ности различных знаков заключается в понимании, что сти­хия знака Солнца показывает основную внутреннюю силу, мотивирующую все, что мы делаем. Воздушные знаки моти­вируются своими интеллектуальными концепциями, водные знаки — своими глубочайшими эмоциональными чаяниями, огненные знаки — своим воодушевлением и стремлениями, а земные знаки — своими материальными потребностями. Ес­ли бы психологи, психиатры и различные консультанты усво­или эту основную классификацию типов личности, они бы сделали большой шаг вперед в своих попытках разгадать ра­боту бесконечно сложных сил в человеческих мотивациях и поведении.

Стихия знака Солнца также дает нам понимание того, как человек видит жизнь (т.е. качество общего восприятия) и каковы его ожидания от жизненного опыта. В своей книге «Энциклопедия психологической астрологии» (C.E.O.Carter «An Encyclopedia of Psychological Astrology») Ч.Е.О.Картер так четко выразил психологическую склонность каждой сти­хии, что это стоит повторить здесь.

Он говорит, что огненные знаки воспринимают себя «как проецирование жизненного принципа в природу и воздейст­вие на нее» и что эти знаки стремятся к «позитивному опыту в сфере действий».

 

 

 

 

Водные знаки, мысленно перенося себя в природу, воспри­нимают это как «возможность страдания и потребность в за­щите». Он отмечает, что водные знаки помогают сохранять жизнь, «разделяя чувства других людей», и что эта способ­ность настраиваться на чувства других людей может быть «по­лезным защитником или коварным врагом».

Земные знаки, по словам Ч.Е.О.Картера, рассматривают природу как «сферу для проявления жизни», и из-за своей инстинктивной настройки на материальный мир они могут помочь поддержанию жизни посредством использования и ов­ладения природными процессами.

Воздушные знаки воспринимают природу как «что-то, что нужно понять, а также использовать, а условием для полного и правильного использования является понимание». Поэто­му воздушный ментальный принцип используется для улуч­шения жизни, предоставляя человеку перспективу спонтан­ных природных процессов. Дополняющая природа воздуш­ного и земного принципов символизируется совместным уп­равлением Венеры, Меркурия и Сатурна знаками этих двух стихий.

В случае подхода на уровне энергетической настройки мы приходим к поразительному пониманию природы стихии сол­нечного знака. В книге «Рожденный, чтобы исцелять» (Ruth Montgomery «Born to Heal») человек, названный мистером А, о котором мы упоминали раньше, неоднократно говорит о потребности каждого из нас «питать» свое энергетическое по­ле. Если мы не заботимся о подзарядке энергией солнечного знака (а также энергиями, указанными положением в стихи­ях других планет и Асцендента), то обнаруживаем, что стано­вимся истощенными, раздражительными и более уязвимыми к физическим и психологическим нарушениям. Мы можем осуществлять эту подпитку различными способами: посредст­вом интенсивных взаимоотношений (о чем мы поговорим поз­же), через сознательную настройку на необходимые энергии или через определенные виды активности в повседневной жизни.

 

 

Стихия солнечного знака определяет наиболее важ­ную потребность энергетического пополнения, так как это основная энергия, которую мы постоянно истощаем. В книге «Рожденный, чтобы исцелять» мистер А неоднократно повто­ряет о серьезных последствиях, которые могут возникнуть, если мы позволим себе лишиться необходимого «топлива».

Все мы слышали выражение, что человек «находится не в своей стихии», т.е. имеет дело со сферой активности, которая чужда его истинной натуре. Например, человек воздушного типа, пытающийся отказаться от своих интеллектуальных по­требностей и зарабатывать себе на жизнь, работая чернорабо­чим, вероятно, будет чувствовать себя не в своей стихии. Если этот человек не будет компенсировать это участием в об­щественной или интеллектуальной деятельности в свободное от работы время, то он постепенно истощит себя, потому что его воздушная стихия не будет подзаряжаться. Другими сло­вами, стихия солнечного знака — это топливо, которое нужно человеку, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым! Это источник нашей основной энергии, позволяющий нам попол­нять свои жизненные силы, чтобы справляться со стрессами и требованиями повседневной жизни. Хотя теоретически че­ловек может компенсировать то, что большую часть времени он тратит на работу, в которой чувствует себя «не в своей стихии», любой человек должен найти вид работы, который по-настоящему будет соответствовать его стихии, если он хо­чет, чтобы эта профессия удовлетворяла его в течение долгого времени.

Мы можем «подзаряжать наши батареи» путем вовлече­ния в такие виды активности, которые снабжают нас необхо­димым топливом. Поэтому водным знакам необходимо обще­ние с другими людьми водного типа или интенсивное эмоцио­нальное вовлечение во все, что они делают. Эти люди не могут отстраниться от своих переживаний, поэтому важно, чтобы они выбрали такой вид деятельности, который предоставит им полный простор для эмоционального выражения.

 

 

 

Огненным знакам необходима связь с другими людьми огненного типа, с вдохновляющими стремлениями и целями или физически ак­тивный вид работы. Земным знакам нужно принимать на себя материальную ответственность и обязательства, так как необ­ходимость справляться с вызовами материального мира сти­мулирует их энергию и питает их потребность выразить себя через практические достижения. Они могут также подзаря­жаться в тесном общении с другими людьми земного типа. Воздушные знаки ощущают потребность в регулярных кон­тактах с людьми сходного склада ума, в общественном вовле­чении, которое предоставляет им канал для выражения идей, или в таком виде работы, который обеспечивает им интеллек­туальную свободу и стимуляцию.

Человек может сознательно настроиться на необходимую энергию, развивая тесный физический контакт с этой сти­хией, так как в действительности земные знаки получают свою энергию от земли, воздушные знаки получают свою силу от воздуха, водные знаки — от потока чувств или контакта с самой водой, а огненные знаки — от Солнца и физической активности. Любой, кто сомневается в истинности этого ут­верждения, очевидно, не испытывал его реальность в собст­венной жизни. Ясновидящие с очень тонким восприятием го­ворили мне, что они могут видеть укорененность в земле Тельца, скалоподобную твердость Козерога, поток эмоцио­нальной восприимчивости, напоминающий водопад, у Раков, внезапную смену полярности, сходную с грозой, у Водолеев и т.д. Следовательно, человек может воспользоваться кон­тактом со стихией своего солнечного знака для восстановле­ния сил после лишающего энергии воздействия жизненных обстоятельств.

Чтобы сделать это, земным знакам, естественно, нужно ощутить прикосновение к земле, чтобы приблизиться к при­роде и настроиться на силу роста деревьев и растений. Я был знаком с женщиной, имевшей Солнце и Луну в Тельце, кото­рая не знала астрологию, но которая обнаружила, что обрета­ет

 

 

 

спокойствие и умиротворенность, когда приходит к реке, чтобы часами повозиться в мокрой земле.

Воздушным знакам для восстановления сил нужен ясный чистый воздух, которого не найдешь в наших городах, влаж­ных долинах или сельскохозяйственных угодьях. Такой воз­дух можно найти в горах, где он не только чист, но также сух и свеж. Мой приятель-врач с Солнцем в Водолее говорит, что он считает наилучшей высотой для воздушных знаков высоту не менее 800 метров над уровнем моря, и сам живет на такой высоте по этой причине.

Водные знаки обычно ощущают, что жизнь вдали от ре­ки, озера, моря или океана подобна жизни в бесплодной пус­тыне. Они чувствуют себя в наилучшем психическом и эмоци­ональном состоянии, если имеют возможность окунуться в проточную воду или, по крайней мере, находиться рядом с водой. Некоторые читатели могут вспомнить, что знамени­тый американский ясновидящий Эдгар Кейс пришел к зак­лючению, что его психические способности работают более эффективно, если он находится недалеко от воды, что заста­вило его переехать на атлантическое побережье штата Вирги­ния. Солнце Кейса находится в Рыбах, и его психические толкования пестрят упоминаниями о благотворном влиянии нахождения вблизи воды для психической или метафизиче­ской работы.

Огненным знакам в хорошую погоду нужно быть на от­крытом воздухе, купаясь в лучистом сиянии солнца. Им так­же нужно оставаться физически активными, чтобы поддержи­вать свою огненную энергию. Огненные знаки, долго оста­ющиеся взаперти или не имеющие возможность совершать энергичные физические движения, вскоре начинают ощу­щать, что они как бы умирают. Это причина того, почему лишающая движения болезнь или несчастный случай так часто имеют серьезные психологические последствия для ог­ненных знаков. Многие читатели, вероятно, замечали, что все огненные знаки, по-видимому, проявляют максимальную

 

 

энергию в светлое время суток и не знают, что делать с собой после наступления темноты. Огненной энергией можно запас­тись в летние месяцы, чтобы использовать ее позднее в более сумрачное и темное время года. Одна женщина с Солнцем во Льве когда-то говорила мне, что она никогда не болеет зимой, если предыдущим летом много времени провела на солнце. Однако в течение одного лета ей пришлось буквально все вре­мя оставаться в помещении из-за срочной работы, и следую­щей зимой она постоянно болела.

Ральф Мецнер (R.Metzner «Astrology: Potential Science and Intuitive Art») — один из немногих психологов, изучавших связь стихий с типами личности. В стэндфордском универси­тете Мецнер организовал небольшие группы, в которых он изучал взаимодействие между людьми с различными ком­бинациями стихий.

После ряда исследований и изучения астрологических корреляций стихий Мецнер сделал вывод, что четыре стихии символизируют типы людей, «усваивающих опыт с различны­ми скоростями и различными путями». Эти разные подходы к опыту приводят к тому, что четыре типа людей по-разному относятся к конфликтам или препятствиям, возникающим в их жизни.

Воздушные знаки склонны подниматься над конфликтом и обтекать его. Хотя позднее они могут обижаться на челове­ка, создавшего проблему на их пути, им редко не удается изящно разобраться с ней.

Водные знаки также питают отвращение ко всем видам конфликта (за исключением только некоторых Скорпионов). Они стараются обойти конфликт, пройти под ним, над ним или — если все это не удается — медленно «смыть» человека или препятствие на своем пути. Однако Скорпионы часто ищут вызовы и проблемы, подсознательно осознавая, что эти сложные проблемы пробудят их силу и лучшие способности. Тем не менее, большую часть времени Скорпионы будут со­хранять многозначительное молчание, не желая вызывать ненужный конфликт.

 

 

 

Земные знаки, будучи довольно твердыми по своей при­роде, склонны презирать конфликт, предпочитая медленно амортизировать натиск проблемы. Однако, если их припира­ют к стене, они способны нанести удар в полную силу. Это особенно верно для Тельцов — фиксированных земных зна­ков, которые сами никогда не будут искать конфликтов, но которые способны удивить своей силой и гневом при слишком большом нажиме.

Огненные знаки склонны брать верх над препятствиями, сжигать их или отпугивать их, демонстрируя свою силу. Они редко проявляют поведение, которое можно было бы назвать тактичным.

Л.Сарджент в своей прекрасной книге, посвященной сопо­ставлению карт (L.H.Sargent «How to Handle Your Human Relations»), придает большое значение стихиям для пони­мания того, как различные люди подходят к решению проб­лем. Л.Сарджент пишет, что огненные знаки энергично ре­агируют на ситуации, «стремясь к прямому действию в ре­шении проблем и склоняясь скорее к импульсивности, чем к осторожности. Земными знаками движет стремление к прак­тическим, полезным результатам. Они обычно обладают здравым смыслом, вне зависимости от того, используют ли они его или нет. Воздушные знаки любят все обсудить до конца, они обычно думают, прежде чем действуют. Водные знаки очень впечатлительны, чувствительны и интуитивны. Они склонны ожидать обстоятельств, которые помогут в ре­шении проблемы».

Как мы видим, понимание стихий может во многих отно­шениях способствовать самопознанию, показывая нам, как мы можем лучше ужиться с собой, удовлетворять свои потреб­ности и обновлять энергетическое поле. Стихии также указы­вают на то, как мы можем с пользой контролировать и направ­лять нашу энергию.

 

 

 

Средневековый врач-астролог Парацельс, которого Юнг считал предвестником современной психологии, связывал каждую из стихий с определенным природным духом. Эти духи, или их разновидности, встречаются во всей мировой мифологии и наглядно символизируют действие стихий. Здесь не место подробно останавливаться на вопросе, насколько «ре­альны» такие духи, но краткая ссылка на работы Парацельса прольет свет на то, как мы можем работать с этими силами.

Ундины считались духами воды, и Парацельс утверждал, что их следует сдерживать твердостью. Следовательно, мы можем понять, что людям водного типа нужно быть твердыми с собой и что твердость часто является лучшим способом обра­щения с человеком такого типа, особенно, если его эмоции вышли из-под контроля.

Духами воздуха считались сильфы, ими, по словам Пара­цельса, можно управлять путем постоянства. Ясно, что воз­душным знакам следует развивать четкий, последовательный подход к жизни. Принятие обязательств с непреклонной ре­шимостью — это трудный шаг для воздушных знаков, но он важен для их развития.

Духами огня считались саламандры, которых можно кон­тролировать главным образом с помощью спокойствия. Дру­гими словами, огненные знаки могут обуздывать импульсив­ное использование своей энергии, сознательно культивируя мирное и спокойное состояние удовлетворенности. Если ог­ненные знаки смогут научиться этому искусству спокойного восприятия жизни «здесь и сейчас», они смогут избежать мно­гочисленных стрессов и излишней траты энергии.

Земными духами считались гномы, которыми следует уп­равлять путем веселой щедрости. Очевидно, что веселая щед­рость не относится к качествам, которые можно обнаружить у земных знаков, поэтому они могут извлечь большую пользу, научившись этому. Я могу добавить, что величайшая сила и сияние земных знаков проявляется тогда, когда они усваива­ют это качество всей своей натурой.

Стихии в искусстве

целительства

Я не буду здесь вдаваться в детали о функционировании стихий в различных видах целительства, но об этом стоит упомянуть, чтобы получить другую перспективу реальности этих сил. В сущности, мы можем наиболее очевидным образом осознать силу стихий и их влияние на каждом уровне жизни, непосредственно испытав поток стихий в результате их ис­пользования в искусстве целительства. Я уже упоминал, что мистер А использовал в своей работе целителя основные жиз­ненные силы; более подробную трактовку его идей читате­ли могут найти в книге «Рожденный, чтобы исцелять» (Ruth Montgomery «Born to Heal»). Я также уже говорил о работе доктора Стоуна, а для полного описания его терапевтической системы, носящей название «терапия полярности», потребо­вался бы не один том. Д-р Стоун, больше чем любой другой западный врач, обрисовал полную научную картину четырех стихий таким способом, который делает эти силы доступными для лечения, когда они становятся несбалансированными. Хо­тя д-р Стоун написал целый ряд книг, большинство из них слишком техничны для неспециалистов. Однако у него есть несколько книг, вполне доступных для каждого, к ним отно­сится книга «Энергия: важнейший принцип в искусстве це­лительства» (R.Stone «Energy: The Vital Principle in the Hea­ling Art»), представляющая собой наиболее полное объясне­ние стихий. (В Приложении В приводится объяснение тера­пии полярности и ее взаимосвязи с астрологией.)

Многие из идей д-ра Стоуна были почерпнуты из Аюрведы — древней системы индусской медицины, полностью основан­ной на взаимосвязи стихий с пищей, погодой, физическими упражнениями, лекарствами и различными видами активно­сти. Китайская акупунктура — это еще один вид искусства

 

 

 

целительства, основанный на теории стихий. Любой, кто при­бегал к лечению такого типа, мог испытать реальность очень мощного энергетического потока, когда стимулируются опре­деленные точки, чтобы освободить блокированный или несба­лансированный энергетический «меридиан». Изучающие хатха-йогу также сталкиваются с теорией стихий и с их взаи­мосвязью с определенными энергетическими центрами (или «чакрами»), а люди, последовательно практикующие хатха-йогу, могут непосредственно испытать реальность стихий в собственной жизни. Д-р Вильям Девидсон, автор заслужива­ющей внимания книги «Лекции по медицинской астрологии» (W.Davidson «Medical Astrology Lectures»), был врачом-гоме­опатом, который прочел множество лекций о важности сти­хий. В его опубликованных лекциях можно найти упомина­ние о различных физиологических проблемах, возникающих из-за акцента конкретной стихии в натальной карте.

Все эти терапевтические системы основаны на сходной идее, что стихии являются жизненно важными силами. Как писал известный знаток трав 19 века, Сэмюель Томсон:

Все тела состоят из четырех стихий — Земли, Воздуха, Огня и Воды. Состояние здоровья — это правильный баланс и распределение этих стихий, а болезнь — приведение их в беспорядок.

 

Средневековая теория четырех телесных соков (желтая желчь, кровь, слизь и черная желчь) была основана на сход­ном представлении и связана с астрологическими стихиями. Эта теория заключалась в том, что, когда эти четыре телесных сока смешаны в точной и правильной пропорции у человека, он здоров и обладает хорошо сбалансированной индивидуаль­ностью. Малейшее преобладание одного телесного сока или стихии (которое мы все имеем, согласно нашим натальным картам) считалось влияющим не только на физические харак­теристики человека, но также на его цвет лица и темпера­мент.

 

 

В английском языке все еще можно обнаружить сле­ды этих старых представлений, так как слово «complexion» (цвет лица) означает «сплетенный вместе», а слово «темпера­мент» происходит от латинского temperamentum, что означает «смесь в пропорциях».

Эти древние концепции до недавнего времени осмеива­лись большинством западных ученых и врачей, пока откры­тие заново восточных методов целительства, а также возрож­дение гомеопатии и лечения травами не заставило непреду­бежденных ученых и врачей по-иному взглянуть на давно заброшенные идеи. Если мы действительно состоим из четы­рех основных энергий, то имеет смысл связывать лечение оп­ределенных болезней с энергетической настройкой человека. Д-р Обри Т.Вестлейк, автор книги «Паттерн здоровья» (А.Т. Westlake «The Pattern of Health»), — один из современных врачей, занимающихся исследованием этого вопроса. В своей книге д-р Вестлейк утверждает, что «болезнь в своей основе нематериальна», а скорее является результатом помех сво­бодному и беспрепятственному потоку основных жизненных энергий с последующим «блокированием, прерыванием, из­менением и искажением» этих энергий. И только тогда, по его словам, возникают определенные условия неустойчивости, дефицита, разрастания и т.д., которые мы называем болез­нью. Д-р Вестлейк называет стихии «формирующим эфиром» и говорит, что «свободный поток и гармоничное и сбалансиро­ванное взаимодействие этих сил составляют то, что мы назы­ваем состоянием здоровья или целостности». Высказывания д-ра Вестлейка перекликаются со словами д-ра Стоуна:

Никогда прежде мы не знали так много о болезни и патологических состояниях — и так мало о здо­ровье и целостности. Современная медицина — это действительно порочный круг, от которого нет спа­сения, пока мы продолжаем мыслить чисто в мате­риалистических рамках. Чтобы выйти из тупика,

 

 

 

 

необходимо начать осознавать, что в действительно­сти существуют силы, которые скрываются за про­явлениями материи.

 

Как же все это связано с астрологией? Просто благодаря использованию астрологии с правильным пониманием работы основных энергий (или стихий) мы можем установить, каких стихий недостает, какие в избытке или не сбалансированы, а какие, вероятно, являются источником проблем, физических, психологических и ментальных.

Как пишет д-р Вестлейк:

Сегодня впервые перед нами открывается воз­можность действительно превентивной медицины, так как мы можем теперь обнаруживать эти откло­нения от нормы, прежде чем они проявятся физиче­ски или сложатся в паттерн, известный нам как патологическое заболевание.

 

 

 

Стихии в интерпретации

 

Интерпретация астрологических карт приобретает но­вый, более глубокий смысл, когда акцент падает на стихии, так как при этом человек имеет дело с работой опре­деленных жизненных энергий, а не сосредотачивается только на проявлениях этих энергий во внешнем поведении и харак­терных чертах личности. Как мы говорили раньше, каждый человек состоит из всех четырех стихий. Человек не может существовать, если хотя бы одна из стихий отсутствует, так как тогда он будет полностью лишен функции этой энергии как психологически, так и физически. Однако стихии, наибо­лее акцентированные в натальной карте планетарными поло­жениями и положением Асцендента, показывают основные энергии и качества, на которые человек настроен сознатель­но. Эти доминирующие стихии показывают, «с чем вы нахо­дитесь в контакте» и, следовательно, какие энергии вы можете довольно легко использовать в повседневной жизни, а также в каких сферах опыта вы можете участвовать естественно и непринужденно. Стихии, которым недостает акцента в карте, указывают на определенные сферы жизненной активности, с которыми человек не имеет сознательного контакта, следова­тельно, эти стихии показывают настройку, которая должна сознательно культивироваться и развиваться, чтобы предо-

 

 

ставить человеку минимальное участие в сфере опыта, необ­ходимого для полнокровной жизни.

Можно многое узнать о человеке, просто анализируя лю­бую заметную несбалансированность стихий в натальной кар­те. Таким способом часто можно обнаружить конкретную жизненную проблему, приводящую человека в недоумение (сознательно или подсознательно) в течение всей его жизни, а возросшее осознание этой природной несбалансированности может заметно помочь ему в развитии более значимого кон­такта со сферами опыта, которые раньше были чужды для него. Естественно, человек не может изменить свою настрой­ку просто в результате анализа и обсуждения проблемы, но он может начать осознавать тот факт, что существуют сферы активности и типы людей, которые могут научить его чему-то, в чем он кровно заинтересован. Аналогичным образом, люди, имеющие чрезмерный акцент конкретной стихии в на­тальной карте, склонны переоценивать эту сферу опыта в ущерб своей целостности.

При анализе карты с точки зрения баланса стихий наибо­лее влиятельной стихией обычно является (но не всегда) сти­хия знака Солнца. За ней идут стихии Луны, Асцендента и Марса. И, наконец, стихии Венеры и Меркурия, за которыми в порядке значимости следуют стихии Юпитера и Сатурна. Стихии Урана, Нептуна и Плутона имеют мало общего с со­знательной настройкой человека, хотя они указывают на подсознательные факторы, мотивирующие целое поколение людей, к которому принадлежит данный человек. Однако для практических целей стихиям, на которые указывают положе­ния транс-сатурнианских планет, не следует придавать зна­чения в такой оценке. Я должен добавить, что стихии плане­ты, управляющей Асцендентом, а также стихии управителя знака Солнца придается дополнительный акцент, если это не Уран, Нептун или Плутон.

Например, при восходящем Скорпионе дополнительный акцент будет придаваться стихии Марса, а не Плутона.

 

 

 

Стихия управителя Асцендента имеет такую важность и обладает такой силой настройки в жизни человеке, что эту стихию всегда следует считать сильно акцентированной. Например, человек с восходящими Весами и Венерой в Раке, у которого нет других планет в водных знаках, будет открыто выражать многие качества, связанные с водной стихией. Другими сло­вами, такой человек будет мотивироваться эмоциональными потребностями, побуждением выразить нежные чувства, при­вязанность и сочувственную природу Рака. Это будет верно даже в том случае, если Солнце и Луна, а также Асцендент находятся в воздушных знаках.

Сосредотачиваясь на стихии управителя Асцендента, аст­ролог-практик достигает понимания одного из основных дви­жущих побуждений человека, понимания, которое легко мог­ло быть упущено, если бы человек просто суммировал число планет в каждой стихии и придавал им равное значение при определении доминирующей настройки. Только что упомя­нутая практика довольно бессистемно используется многими астрологами, а результирующая неточность суждений, осно­ванных на этой практике, побуждает их искать всевозможные «эзотерические» причины, чтобы объяснить наблюдаемые ха­рактеристики обратившегося к ним человека. Как всегда в практике астрологии, если человек действительно знает осно­вы и понимает их динамичное функционирование на уровне энергетического выражения, ему редко приходится полагать­ся на любой из множества вторичных приемов, обычно вос­хваляемых их защитниками.

Пример силы стихии управителя знака Солнца может до­полнительно прояснить используемую процедуру. Я недавно строил карту для женщины, у которой Солнце, Луна, Венера, Уран, Юпитер и Меркурий находились в Овне. Естественно, астролог может правильно предположить, что такой человек будет проявлять огненные характеристики. Если он не обра­щает внимания на тот факт, что управитель Овна, Марс, на­ходится в Рыбах (и это единственная планета в водном знаке),

 

 

то может описывать поведение этого человека как очень эгоцентричное в типичном овенском стиле. Однако тот факт, что «диспозитор» всех планет в Овне находится в водном зна­ке, смягчает выражение огненного побуждения Овна и окра­шивает самовыражение этого человека чувствительностью, которую не часто можно обнаружить у людей, имеющих все эти планеты в Овне.

Поэтому, анализируя сбалансированность или несбалан­сированность стихий в карте человека, не стоит слишком по­спешно делать обобщения. Один фактор в карте может видо­изменить выражение всего энергетического поля, по этой при­чине я посоветовал бы астрологам, которые просто суммируют число планет в каждой стихии, внимательнее приглядеться к используемой ими практике и честно рассмотреть ее ограни­чения и склонность к несправедливым заключениям. Идеалом при оценке акцента стихий в карте является по крайней мере некоторая настройка на каждую стихию. Это приводит к спо­собности достичь сбалансированного подхода к жизни и к воз­можности непосредственно участвовать во всех сферах опыта. Конечно, лишь очень немногие люди имеют этот идеальный баланс, но его отсутствие не следует непременно считать не­гативной чертой подхода человека к жизни. Люди способны компенсировать свои недостатки и слабости, они могут созна­тельно развивать энергетическую настройку и личные каче­ства, которые отсутствовали у них при рождении. Следова­тельно, баланс стихий должен рассматриваться скорее как директива для дальнейшего роста, чем как фактор, обязатель­но ограничивающий самовыражение человека в течение всей его жизни.

Несбалансированность огня

 

При слишком малом акценте огненных знаков человеку будет недоставать огненной энергии, у него, вероятно, будут

 

 

 

проблемы с пищеварением. Недостаток огня обычно проявля­ется как отсутствие воодушевления и тенденция не доверять самой жизни. Часто отсутствует радость жизни, человек быва­ет лишен веры и оптимизма. Ему может недоставать уверен­ности в своих силах, часто присутствует тенденция к унынию и отсутствие желания соответствовать требованиям жизни. Сложные ситуации и вызовы часто пугают таких людей, для преодоления любой важной жизненной проблемы требуется очень много времени, поскольку остаточные психологические эффекты, по-видимому, сохраняются еще долго после того, как переживание достигает своего пика.

Отсутствие огня почти всегда указывает на большую проб­лему, связанную с подходом человека к жизни. Огненную энергию могут стимулировать активные физические уп­ражнения, они очень рекомендуются для людей подобного типа. Следует тщательно следить за своей диетой, особенно если человеку также недостает земной стихии, так как тогда его пищеварению трудно справляться с тяжелой пищей. Ко всему, включая физические упражнения и привычки пита­ния, следует подход

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Астрология, психология & четыре стихии

На сайте allrefs.net читайте: "Астрология, психология & четыре стихии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мутабельный: Рыбы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Энергетический подход к
астрологии и его использование в консультировании Москва Центр астрологических исследований 9

Стефан Арройо
Астрология, психология & четыре стихии: Пер. с англ. О. Матвеевой. - М.: ЦАИ, 1997 .-264 с.: ил ISBN 5-86721-108-8 Эта книга Стефана Арройо, автора известного бестселлера «Аст

Астрологии гарантировано признание совре­менной
психологии, потому что астрология представляет собой совокупность всех психо­логических знаний древности. Карл-Густав Юнг * * *

Почему и как
Хотя многие современные астрологи (а также не астроло­ги) проводят статистическое исследование астрологических       предпосылок, мы должны осо

Универсальные принципы
Multa renascentur, quae jam cecidere cadentque, quae nunc sunt in honore... (Многое из того, что давно было предано заб­вению, воскреснет снова, а многое из того, к чему сегодня

Причинный подход
  К вопросу «почему астрология работает?» можно подхо­дить с разных позиций. Если рассматривать астро­логию в причинной структуре, то существует большое ко­личество свидетельств, подк

Символический подход
  Другой подход к астрологии, который может быть назван символическим подходом, рассматривает планеты и знаки как символы космических процессов и универсальных прин­ципов. В ка

Холистический подход
  Философия холизма предполагает, что вся вселенная — это единая целостная система и что в этом огромном целом есть гораздо меньшие целые, структуры, функции и паттер­ны которы

Энергетический подход
  В настоящее время холистическая философия является для многих людей наиболее эстетическим и интеллектуально удовлетворяющим подходом к астрологии. Однако есть еще один подход к астр

Преподавателя и студента
  Астрология может помочь нам относиться друг к другу как к отдельным, индивидуальным личностям, в то же время осоз­навая, что все мы части одной вселенной, просто различные проявлени

Астрологов-консультантов
  Любой, кто имел прямое отношение к астрологической сфере в течение последних нескольких лет, хорошо осведом­лен о трудностях,      

Карт рождения
    Астрология: язык энергии   Хотя астрология обычно описывалась с точки зрения символизма, кармы, синхронности, психологических функ

Зодиакальные знаки как энергетические паттерны
  Четыре стихии (огонь, земля, воздух и вода) — это основ­ные строительные блоки всех материальных структур и орга­нических целых. Каждая стихия представляет основной вид энергии и со

Четвертый дом
  Четвертый дом — это сфера непосредственного действия на эмоциональном и духовном уровне. Все действия на этом уровне опыта обязательно обусловлены факторами, на

Восьмой дом
  Срединный водный дом, восьмой дом, представляет по­требность найти эмоциональную надежность и духовную уве­ренность. Люди с акцентом этого дома в картах рождения неизб

Двенадцатый дом
  Падающий водный дом, двенадцатый дом, — это сфера обучения на эмоциональном и духовном уровне. Это обучение происходит через постепенный рост осознания, сопрово

Десятый дом
  Угловой земной дом связан с действием на материальном       уровне; этот дом традиционно считается представляющим

Второй дом
Ключевое слово срединного земного дома — это матери­альная надежность. Это объясняет, почему второй дом свя­зывается с деньгами, заработком, имуществом и желанием контролировать вещи и людей

Шестой дом
Падающий земной дом — это шестой дом, который связан с работой, здоровьем и обязанностями. Когда мы увидим, что основной принцип шестого дома — это обучение через непос­редственный опыт в

Первый дом
Угловой огненный дом — это первый дом, представляю­щий индивидуальность в действии, фазу жизни, в которой человек отождествляется с определенным нацеленным дейст­вием. Люди с сильным

Пятый дом
  Срединный огненный дом, пятый дом, представляет по­иски индивидуальной уверенности и надежности. Люди с ак­центом этого дома ищут надежное чувство своего «Я», отож­дествляясь

Девятый дом
  Падающий огненный дом, девятый дом, представляет обу­чение на уровне индивидуальности, другими словами, позна­ние того, что вы реально собой представляете. Из этого ос

Седьмой дом
Угловой воздушный дом, седьмой дом, символизирует дей­ствие на общественном и интеллектуальном уровне. По­скольку основным значением седьмого дома являются взаи­моотношения оди

Одиннадцатый дом
Срединный воздушный дом — это одиннадцатый дом, представляющий поиски общественной и интеллектуаль­ной уверенности и надежности. Люди с сильным акцентом одиннадцатого дома в натальных

Третий дом
  Падающий воздушный дом, третий дом, — это сфера обу­чения на интеллектуальном и общественном уровне. Поэто­му он представляет все формы обмена информацией, таки

Четыре стихии
В терапии полярности (а также в Аюрведе) стихия воздуха связывается с нервной системой, умственным восприятием и выражением. Огонь — это согревающий и сообщающий энер­гию принцип к

ЛР № 070921 от 29 марта 1993 г.
  Подписано к печати 27.11.1997. Формат 84х1081/32. Печать офсетная. Бумага офс. № 1. Тираж 3000 экз. Объем 16,5 п. л. Заказ 4151—97.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги