рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Почему и как

Почему и как - раздел Образование, Астрология, психология & четыре стихии Хотя Многие Современные Астрологи (А Также Не Астроло­ги) Проводят Статистиче...

Хотя многие современные астрологи (а также не астроло­ги) проводят статистическое исследование астрологических

 

 

 

предпосылок, мы должны осознать, что не можем рассчиты­вать на статистический подход для объяснения всего, так как многие сферы опыта и качества, присущие жизни, не подда­ются такому исследованию. В сущности, даже когда статисти­ческие исследования раскрывают очень важные взаимосвязи, они часто все же не «объясняют» действия самого явления. Например, есть определенные «эмпирические» законы в нау­ке, верность которых была подтверждена экспериментами, но для которых пока еще не было дано никакого рационального объяснения. Лучшим примером подобных законов в астроно­мии является «закон Боде». Он относится к удаленности пла­нет от Солнца. Если мы напишем последовательность цифр: 0, 3, 6, 12, 24, 48, 96 и прибавим 4 к каждому члену последова­тельности, то получим: 4, 7, 10, 16, 28, 52, 100. Закон Боде утверждает, что удаленность планет от Солнца пропорцио­нальна этим цифрам, т.е. если расстояние Меркурия от Солн­ца берется как четыре единицы, расстояние Венеры от Солнца составляет семь единиц, Земли — десять единиц, Марса — шестнадцать единиц, Юпитера — пятьдесят две единицы, а Сатурна — сто единиц. Цифра двадцать восемь первоначаль­но не имела известного аналога, пока не были открыты асте­роиды. Распространяя действие закона за пределы сотни, аст­рономы смогли предсказать существование Урана, Нептуна и Плутона. Появление этих транс-сатурнианских планет в ма­тематически определенной точке пространства и времени от­крывает одну из наиболее захватывающих глав в истории на­учных открытий. И это достижение в значительной степени обусловлено интуитивным восприятием Боде, под которое и по сей день не подведена никакая аналитическая основа. Сле­довательно, мы должны быть осторожны при использовании статистических методов, чтобы наши ожидания не превысили сферу применимости такого подхода.

Основное ограничение статистического метода заключа­ется в том, что, в то время как он полезен при работе с обоб­щениями, группами и величинами, он практически всегда ­

 

 

не уместен по отношению к индивидуумам и качествам, пред­ставляющим основную фокальную точку личностно-ориентированной психологии или астрологии. Как пишет психолог Ролло Мей:

...если вы воспринимаете индивидуумов как эле­менты в группе для целей статистического предска­зания — несомненно, законное использование психо­логии, — вы даете определения вне области характе­ристик, которые делают индивидуума живой лично­стью. Или когда вы воспринимаете его как смесь по­буждений и детерминированных сил, которые вы оп­ределили для изучения всего, кроме самого живого че­ловека, с которым этот опыт происходил...

 

Астрология уникальна в том, что она включает в себя как аспект целостности и искусства, так и аспект деталей, точно­сти и науки. Но, как пишет Дэйн Радьяр, акцент должен падать на «искусство интерпретации циклических приливов и отливов основных энергий и жизненных активностей, чтобы существование индивидуального человека... воспринималось как упорядоченный процесс изменений, процесс, имеющий неотъемлемое значение и цель». Радьяр говорит, что измере­ния в астрологии являются символическими и должны перево­диться в человеческие качества:

Вы не можете количественно измерить любовь, реакцию на красоту, характер человека, если не буде­те делать из этого человека компъютеро-подобную машину, а именно это пытается сделать из индиви­дуальных личностей современная наука.

 

По словам Радьяра, астрология по существу имеет дело с «качеством существования», а такой качественный язык вы­ход за пределы сферы статистических исследований.

 

 

 

Психолог Карл-Густав Юнг тоже писал об ограничениях статистической точки зрения:

Статистический метод показывает факты в свете идеальных средних величин, но не дает нам кар­тины их эмпирической реальности. Отражая неоспо­римый аспект реальности, он может исказить ре­альную истину наиболее обманчивым образом. Это особенно верно для теорий, основанных на стати­стике. Отличительная черта реальных фактов — это их индивидуальность. Говоря напрямик, можно сказать, что реальная картина состоит только из исключений из правил и что, в результате, абсолют­ная реальность преимущественно имеет характер неупорядоченности.

Научное образование основано в основном на ста­тистических истинах и абстрактных знаниях и, следовательно, передает нереалистическую, рацио­нальную картину мира, в которой индивидуум, про­сто как несущественное явление, не играет никакой роли. Однако индивидуум, как иррациональная величи­на, — это истинный и подлинный носитель реально­сти, конкретный человек в противоположность не­реальному идеалу или среднему человеку, к которому относятся научные утверждения.

Мы не должны недооценивать психологический эффект статистической картины мира: она вытес­няет индивидуума ради безымянных единиц, которые накапливаются в массовые конструкции.

 

Тот факт, что астрология дает нам уникальные формули­ровки и комбинации общих, архетипичных качеств, позволя­ет ей занять значимое место в качестве идеального психологи­ческого инструмента. Хотя астрология имеет дело с архетипичными принципами (см. Главу 4), она также предоставляет

 

 

через карту рождения всеобъемлющий символ человеческой уникальности и индивидуальности. В сущности, причина то­го, что большая часть астрологии использует геоцентриче­скую структуру, заключается в том, что земные и личностно-ориентированные аспекты астрологической работы акценти­рованы гораздо больше, чем любая предполагаемая «объек­тивная» структура. Хотя астрологию критиковали за это ка­жущееся искажение, факт остается в том, что для людей, живущих на планете Земля, Земля является центром их мира, так же как индивидуум является центром своего персональ­ного мира.

Состоятельность астрологии может быть продемонстриро­вана наиболее ясно с помощью того вида доказательства, ко­торый уместен для ее внутреннего характера. Истинный вопрос, на который нужно найти ответ при любом исследовании астрологии: действительно ли астрология значима и ценна для людей и в какой степени, а в сфере психологии — действи­тельно ли астрология полезна для психолога и для клиента. Любой другой вопрос «доказательства» астрологии является чисто академическим. Когда мы видим растущее число психо­логов и психиатров, а также обычных людей, использующих астрологию и находящих в ней что-то ценное для себя, мы можем предположить, что она действительно «полезна». У тех, кто понимает ценность такой техники, никогда не возни­кает вопроса о доказательстве или опровержении астрологии. В психологии, например, практики, занимающиеся психоте­рапией, в течение последних сорока лет всегда намного опере­жали теоретиков, так что не следует ожидать, что научные и академические круги выступят с «доказательствами» состоя­тельности астрологических предпосылок. В целях полноты в Приложении А перечислены статистические и научные ис­следования, имеющие отношение к астрологии. Но есть еще другой вид доказательства, который астролог-философ Дэйн Радьяр называет «экзистенциальным доказательством».

Согласно Радьяру, только «экзистенциальное доказательство»

 

 

может быть уместным для поистине индивидуальных ситуаций:

Экзистенциальное доказательство не может быть основано на общих категориях. Оно может вы­текать только из персонального опыта индивидуума в конкретной ситуации, включающей сложный и ни­когда точно не повторяющийся набор взаимосвязей. Если ситуация приносит результаты, которые важ­ны для человека, тогда это должно считаться дей­ственным для этого человека. Если после изучения астрологии и своей точно рассчитанной карты рож­дения человек впервые осознает, что последователь­ность его жизненных событий, казавшаяся до сих пор совершенно хаотической и бесцельной, имеет смысл, и если в результате этого изучения, он может ощу­тить направление и цель своей жизни, тогда это «эк­зистенциальное доказательство» эффективности астрологии в данном конкретном случае.

 

Для многих современных астрологов попытки сделать из астрологии просто еще одну науку традиционного типа (т.е. установить статистические взаимосвязи в чисто причинной структуре) означали бы принесение в жертву многого уни­кального и глубоко значимого в астрологии. В сущности, что­бы сделать это, необходимо пренебречь холистической косми­ческой структурой, из которой астрология черпает свою по­лезность и всесторонность. Те, кто пытаются создать совре­менную науку астрологию (т.е. сформулировать ее таким об­разом, чтобы она была приемлемой для критического, мате­риалистического разума), упускают из виду тот факт, что величайшая сила астрологии вытекает из того, что она явля­ется наиболее всесторонним и универсально применимым космическим языком, известным человеку. «Научный» ас­пект астрологии, несомненно, существует в отношении точно­сти

 

 

измерений. Но это только сырой материал для искусства астрологии, а именно это искусство, эта техника творческого применения научных факторов никогда не может быть понята в статистически обоснованной, объективно подтверждаемой астрологии. Будет уничтожена не только значительная часть тонкости астрологии, но также более глубокие значения, на которые отзывается душа человека. Как пишет Энн Кребо, попытки сделать это будут «попыткой заставить космический язык выражать свои мысли в рамках наших сегодняшних ог­раниченных концепций. Возможно, что этот язык переводим для нас только в терминах образов, визуальных взаимосвязей, жестов и качеств».

Швейцарский врач Александр Руперти выражает сходное мнение:

К несчастью, научная позиция имеет тенденцию к увеличению хаоса на психологическом уровне, пото­му что она разрушает ценность индивидуума и пото­му что тип городов и контролируемое машинами су­ществование, которые она порождает, также разру­шают ощущение участия человека в ритмах жизни и природы. Современный человек, по-видимому, забыва­ет., что основная забота науки — установление кол­лективных законов только для общего применения. Среда, которую наука предлагает человеку, не дарует ему какого-либо человеческого значения или цели; просто холодные, интеллектуальные факты, кото­рые обязаны быть неизменными, но которые, в дли­тельной перспективе, могут легко меняться в соот­ветствии с ритмом огромных космических циклов.

Какова ценность попыток втиснуть астрологию в строгий сюртук научных знаний, когда ее техника и основная философия позволяют человеку выбрать­ся из тюрьмы, в которую наука заключила человече­ский разум? Не будет ли более осмысленным для нас

 

 

построить астрологию на ее собственных основах, а затем представить ее как средство, дополняющее научный акцент и переориентирующее сознание и мышление современной цивилизации, которая утра­тила контакт со своими важнейшими корнями в творческих ритмах жизни?.. Наука дает нам знания и ничего больше. Ей нечего сказать о загадках вселен­ной, все, что относится к пониманию и значимости индивидуальных человеческих ценностей и целей, вы­ходит за пределы ее сферы.

... дар астрологии человечеству — это ее способ­ность решать и объяснять то, что наука не может и не пытается делать. Нам нужно более широкое видение, более конструктивное воображение, если мы хотим освободиться от теперешней зависимости от аналитических, математических деталей и ста­тистических методов. Целое — это всегда что-то большее, чем сумма его частей, и никакое собрание отдельных данных, каким бы полным оно ни было, о внешнем поведении и особенностях человека не пока­жет нам его как живое человеческое существо с соб­ственной жизненной целью.

 

Прежде чем мы сможем более глубоко оценить роль астро­логии в сформулированной по-новому психологии, мы долж­ны изучить универсальные и архетипичные факторы, лежа­щие в основе всей жизни и влияющие на все попытки понять опыт.

 

 

Архетипы и

универсальные принципы

Земное должно быть известным, чтобы быть любимым,

божественное должно быть люби­мым, чтобы быть известным.

Паскаль

 

Истинным назначением философии (прежде чем «фило­софия» стала просто бесплодной игрой слов, исполь­зуемой, чтобы увековечить интеллектуальное высокомерие) когда-то считался поиск сущности и природы вещей, основан­ный на любви к мудрости. В современных выражениях это могло бы быть названо поиском архетипичного уровня реаль­ности. В наши дни любое заявление о «сущности» приводит к тому, что к человеку приклеивают ярлык «оккультиста». Но если мы посмотрим на окружающий нас мир и попытаемся извлечь какой-то смысл из нашей жизни и той реальности, с которой имеют дело средства массовой информации, нам при­дется признать, что все, имеющее значимость, является ок­культным, т.е. скрытым. Несмотря на все знания, которые мы накопили, нигде нельзя найти значение и смысл, за исключе­нием сфер исследований, указывающих на единство человека

 

 

и вселенной. Это единство и взаимосвязь человека и все­ленной в действительности представляет собой единственное предположение, на котором основана астрология.

Сфера сравнительной религии и мифологии — это единст­венная дисциплина, которая ясно указывает на постоянное единство всей жизни. Здесь не место для детального изучения вклада Карла-Густава Юнга в эту сферу, так как его работы представляют собой научные исследования, продолжавшиеся в течение всей жизни. Достаточно сказать, что, больше чем кто-либо еще, К.Г. Юнг показал, что основные жизненно по­буждающие силы индивидуальной психики и психологиче­ских паттернов целых культур — это, несомненно, проявле­ния «архетипичных» факторов человеческой психики. Эти ар­хетипы свойственны психологическому слою жизни. Юнг на­звал этот психический субстрат «коллективным бессознатель­ным» и описывал архетипы как универсальные принципы, лежащие в основе всей психологической жизни (индивиду­альной и коллективной) и мотивирующие ее.

В астрологии и в мифологии эти универсальные принципы составляют основную сферу исследования. Различие между ними заключается в том, что, тогда как мифология акценти­рует культурные проявления архетипов в различных струк­турах, астрология использует сами архетипичные принципы в качестве своего языка для понимания фундаментальных сил и паттернов как индивидуума, так и культурной жизни в це­лом. Исторически существует сильная взаимосвязь между ми­фами конкретной культуры и видом астрологии, который в ней развивался. В сущности астрологию можно рассматривать как наиболее всестороннюю мифологическую структуру, ко­торая когда-либо возникала в человеческой культуре. Как упоминалось в прологе к этой книге, миф служит живитель­ной силой в любой культуре, показывающей взаимосвязь че­ловека с более универсальной реальностью. Тот факт, что западная культура больше не имеет какой-либо жизнеспособ­ной мифологии, которая может сообщать ей энергию, частич­но

 

 

объясняет причину определенного возрождения астроло­гии в последние годы, так как людям всегда необходим пат­терн порядка и роста для направления их коллективной жиз­ни и наполнения смыслом их индивидуального опыта. Как пишет Джозеф Кэмпбелл:

Откуда берутся силы у этих невещественных тем, которые побуждают население создавать ци­вилизации, каждую со своей красотой и судьбой? По­чему должно быть так, что, когда бы люди ни искали что-то прочное, на чем можно основать свою жизнь, они выбирали не факты, которыми изобилует мир, а мифы, порожденные древним воображением...?

 

Наиболее очевидный ответ на вопрос Кэмпбелла заключа­ется в том, что боги в мифологии (подобно планетам в астро­логии) представляют силы и принципы, существующие во вселенной и в жизни каждого из нас. К этому же ответу при­вели бы нас выводы, сделанные на основе юнговских исследо­ваний архетипичных основ человеческой психики, а также недавние исследования в сфере сравнительной религии и в некоторых сферах гуманистической психологии. По моему мнению, астрология предоставляет нам ключ к пониманию этих основных сил и функций в каждом человеке в силу того, что она является наиболее всеобъемлющим — и в то же время точным — языком энергии, известным человеку. Как пишет Кэмпбелл:

Факт заключается в том, что мифы наших куль­тур влияют на нас, сознательно или подсознатель­но, как высвобождающие энергию, жизненно побужда­ющие и направляющие силы...

 

Как подвергаются периодическим трансформациям по­требности человека, так должны меняться и его мифы, чтобы

 

 

 

соответствовать новому измерению его бытия. Когда сознание человека развивается, это же должно происходить и с его мифами:

Ибо, как в видимом мире растительного и живот­ного царства, так и в воображаемом мире богов суще­ствовала история, эволюция, последовательность изменений, управляемых законами...

(Кэмпбелл «Историческое развитие мифологии»)

 

Так же как изменилось понимание человеком своих бо­гов и религий, но они все еще продолжают существовать в той или иной форме, так по-прежнему существует астрология и потребность человека в ней, несмотря на все попытки ли­шить ее существования. Но мы должны заново оценить наш подход к астрологии, рассматривая ее не просто как паттерн небесных намеков о нашей непреложной судьбе, как ее тра­диционно рассматривали, а скорее используя астрологию как способ, помогающий понять нашу истинную натуру, найти наше место во вселенной и жить творческим, принося­щим удовлетворение образом. Другими словами, астрология может рассматриваться как сознательно употребляемая мифология.

Современный западный человек развился до такого уров­ня, где он больше не удовлетворен подсознательной жизнью в соответствии с устаревшими мифами, косными догмами или архаичными традициями. Но он зашел слишком далеко в по­пытках освобождения от ограничений и традиций. Человек утратил связь с архетипичными основами своего сущест­вования, с источником поддержки и духовно-психологиче­ской пищи, которую они предоставляют. Астрология может быть использована как способ воссоединения человека с его глубочайшим «Я», с природой и эволюционным процессом вселенной.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Астрология, психология & четыре стихии

На сайте allrefs.net читайте: "Астрология, психология & четыре стихии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Почему и как

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Энергетический подход к
астрологии и его использование в консультировании Москва Центр астрологических исследований 9

Стефан Арройо
Астрология, психология & четыре стихии: Пер. с англ. О. Матвеевой. - М.: ЦАИ, 1997 .-264 с.: ил ISBN 5-86721-108-8 Эта книга Стефана Арройо, автора известного бестселлера «Аст

Астрологии гарантировано признание совре­менной
психологии, потому что астрология представляет собой совокупность всех психо­логических знаний древности. Карл-Густав Юнг * * *

Универсальные принципы
Multa renascentur, quae jam cecidere cadentque, quae nunc sunt in honore... (Многое из того, что давно было предано заб­вению, воскреснет снова, а многое из того, к чему сегодня

Причинный подход
  К вопросу «почему астрология работает?» можно подхо­дить с разных позиций. Если рассматривать астро­логию в причинной структуре, то существует большое ко­личество свидетельств, подк

Символический подход
  Другой подход к астрологии, который может быть назван символическим подходом, рассматривает планеты и знаки как символы космических процессов и универсальных прин­ципов. В ка

Холистический подход
  Философия холизма предполагает, что вся вселенная — это единая целостная система и что в этом огромном целом есть гораздо меньшие целые, структуры, функции и паттер­ны которы

Энергетический подход
  В настоящее время холистическая философия является для многих людей наиболее эстетическим и интеллектуально удовлетворяющим подходом к астрологии. Однако есть еще один подход к астр

Преподавателя и студента
  Астрология может помочь нам относиться друг к другу как к отдельным, индивидуальным личностям, в то же время осоз­навая, что все мы части одной вселенной, просто различные проявлени

Астрологов-консультантов
  Любой, кто имел прямое отношение к астрологической сфере в течение последних нескольких лет, хорошо осведом­лен о трудностях,      

Карт рождения
    Астрология: язык энергии   Хотя астрология обычно описывалась с точки зрения символизма, кармы, синхронности, психологических функ

Зодиакальные знаки как энергетические паттерны
  Четыре стихии (огонь, земля, воздух и вода) — это основ­ные строительные блоки всех материальных структур и орга­нических целых. Каждая стихия представляет основной вид энергии и со

Мутабельный: Рыбы
Ключевая концепция Целительное сострадание ко всем, кто страдает. Планета здесь будет окрашена данными качествами Стремления души, идеализм, вдохновение, уя

Четвертый дом
  Четвертый дом — это сфера непосредственного действия на эмоциональном и духовном уровне. Все действия на этом уровне опыта обязательно обусловлены факторами, на

Восьмой дом
  Срединный водный дом, восьмой дом, представляет по­требность найти эмоциональную надежность и духовную уве­ренность. Люди с акцентом этого дома в картах рождения неизб

Двенадцатый дом
  Падающий водный дом, двенадцатый дом, — это сфера обучения на эмоциональном и духовном уровне. Это обучение происходит через постепенный рост осознания, сопрово

Десятый дом
  Угловой земной дом связан с действием на материальном       уровне; этот дом традиционно считается представляющим

Второй дом
Ключевое слово срединного земного дома — это матери­альная надежность. Это объясняет, почему второй дом свя­зывается с деньгами, заработком, имуществом и желанием контролировать вещи и людей

Шестой дом
Падающий земной дом — это шестой дом, который связан с работой, здоровьем и обязанностями. Когда мы увидим, что основной принцип шестого дома — это обучение через непос­редственный опыт в

Первый дом
Угловой огненный дом — это первый дом, представляю­щий индивидуальность в действии, фазу жизни, в которой человек отождествляется с определенным нацеленным дейст­вием. Люди с сильным

Пятый дом
  Срединный огненный дом, пятый дом, представляет по­иски индивидуальной уверенности и надежности. Люди с ак­центом этого дома ищут надежное чувство своего «Я», отож­дествляясь

Девятый дом
  Падающий огненный дом, девятый дом, представляет обу­чение на уровне индивидуальности, другими словами, позна­ние того, что вы реально собой представляете. Из этого ос

Седьмой дом
Угловой воздушный дом, седьмой дом, символизирует дей­ствие на общественном и интеллектуальном уровне. По­скольку основным значением седьмого дома являются взаи­моотношения оди

Одиннадцатый дом
Срединный воздушный дом — это одиннадцатый дом, представляющий поиски общественной и интеллектуаль­ной уверенности и надежности. Люди с сильным акцентом одиннадцатого дома в натальных

Третий дом
  Падающий воздушный дом, третий дом, — это сфера обу­чения на интеллектуальном и общественном уровне. Поэто­му он представляет все формы обмена информацией, таки

Четыре стихии
В терапии полярности (а также в Аюрведе) стихия воздуха связывается с нервной системой, умственным восприятием и выражением. Огонь — это согревающий и сообщающий энер­гию принцип к

ЛР № 070921 от 29 марта 1993 г.
  Подписано к печати 27.11.1997. Формат 84х1081/32. Печать офсетная. Бумага офс. № 1. Тираж 3000 экз. Объем 16,5 п. л. Заказ 4151—97.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги