рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Раскопки Помпеи и Геркуланума

Раскопки Помпеи и Геркуланума - раздел Образование, РИМСКОЕ ИСКУССТВО     Это Один Из Наиболее Достопримечательных Исто...

 

 

Это один из наиболее достопримечательных исторических памятников Италии, которому посвящено множество исследований и описаний.

Помпеи и Геркуланум - два римских города, которые были расположены в юго-западной части Средней Италии, в области Кампания (буквально -»страна полей»), которую благодаря красотам Неаполитанского залива и благоприятным условиям обитания в древности, обычно называли «Счастливой Кампаньей». Город Помпеи, основанный еще в VIII в. до н.э., сначала принадлежал этрускам, грекам, самнитам, а затем перешел к римлянам. Он был небольшим, но процветающим торговым центром. Геркуланум, названный так в честь Геракла, был основан в VI в. до н.э. Его также завоевывали воинственные самниты, а позднее он стал римским патрицианским городом, местом отдыха знати. Местное же население занималось главным образом рыбной ловлей и производством оливкового масла. Словом, это были провинциальные, ничем особенно не выделявшиеся города. Известность они приобрели в 79 г. н.э., когда произошло извержение вулкана Везувий, у подножия которого они были расположены.

Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Сначала над его кратером появилось облако горячего пара и пепла, а 24 августа началось сильное землетрясение, сопровождавшееся выбросом из расколовшегося жерла вулкана огромной массы камней, пепла, вулканической грязи и лавы. Нависшая над Везувием туча опускалась все ниже, наступивший мрак прорезывали только вспышки огня. Завершивший извержение горячий ливень как бы сцементировал все эти вулканические выбросы. В результате цветущая прибрежная зона Неаполитанского залива за один день превратилась в безжизненную пустыню. Погибли города, селения и виллы, располагавшиеся у подножия Везувия. Город Помпеи был разрушен каменными бомбами, вылетавшими из жерла вулкана, засыпан вулканическим пеплом, залит горячим дождем. Поток высотой до 15 м полностью поглотил и Геркуланум. Хотя большинству жителей обоих городов удалось спастись, многие все же погибли. Среди них оказался и знаменитый римский писатель Плиний Старший, гибель которого подробно описал его племянник Плиний Младший в письмах к историку Корнелию Тациту. Да и спасенным пришлось пережить все ужасы неожиданного бегства, потерю имущества. Достаточно вспомнить знаменитую картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Рассказы об этой страшной катастрофе еще долго жили в людской памяти. Но прошли столетия, и никто уже не представлял себе, где именно находились оба города. Когда местные крестьяне при рытье колодцев находили остатки древних строений, никто уже не связывал их с забытыми городами.

Извержение Везувия было таким грандиозным, внезапным и быстрым, что жители пострадавших городов не только не успели спасти и вывезти свое имущество, но и сами погибли.

У некоторых авторов, описывающих Геркуланум или Помпеи, говорится, что города эти были залиты лавой и засыпаны пеплом. Это — явное преувеличение катастрофы. Если бы Геркуланум и Помпеи были залиты лавой, от них ничего бы не осталось. Лава сжигает все, а в обоих городах сохранились даже книги. При извержении вулканы выбрасывают огромное количество раскаленного пепла и вызывают грозовые явления. Потоки дождя увлекают за собой пепел, который, высыхая, образует твердую массу. Вот такой массой и были покрыты Помпеи и Геркуланум. Короче, они были повреждены, но не разрушены. Подавляющее большинство вещей сохранилось. Не обратить на это внимания, пренебречь таким богатством бытового материала и продолжать извлекать только произведения искусства было бы противоестественно человеческому разуму.

Идеи новых, научных приемов раскопок, зародившиеся в Помпеях и Геркулануме, прошли долгий путь развития, потребовали работы многих выдающихся умов, пока не была выработана современная научная методика археологических исследований, продолжающая совершенствоваться с каждым годом. Однако на серьезную научную основу раскопки Помпей и Геркуланума были поставлены лишь через двести лет после их начала, с 1911 г., когда руководство ими принял итальянский археолог Амедео Маюри.

Местонахождение Помпеи было обнаружено только в XVII в. при постройке водопровода, но раскопки здесь начали лишь в XVIII в., а на более научной основе продолжили в XIX и XX вв. Благодаря работе археологов, которые расчистили территорию города, восстановили разрушенное и поврежденное, Помпеи превратились в большой археолого-музейный резерват под открытым небом, позволяющий представить себе, каким был италийский город 2000 лет назад. Н.В. Гоголь увидел в нем «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком».

Раскопки Геркуланума начали только в XIX в., но производили в основном уже в XX в. Этот город, залитый жидкой вулканической грязью, был разрушен гораздо меньше. Но и по сей день из под земли освобождена лишь сравнительно небольшая его часть.

Как объект Всемирного наследия археологический резерват Помпеи более всего интересен тем, что дает возможность познакомиться с типовой планировкой и застройкой римского города.

Помпеи имели четкую планировку. Две главные улицы города проходили с севера на юг и с запада на восток. Остальные улицы, мощеные каменными плитами, проходили параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов. Центром городской жизни была прямоугольная площадь форума, окруженная зданиями храмов, базилики, городской курии, архива-табулария, рынка. В южной части города находился большой театр с хорошо сохранившимися скамьями для зрителей, врезанными в склон холма, и сценой; он был рассчитан на 5000 зрителей. В юго-восточной части Помпеи размещался эллипсообразный амфитеатр, где происходили бои гладиаторов. А у ворот в городской стене обычно размещались гостиницы, трактиры, лавки, конюшни. В городе были также термы, публичный дом.

Среди его жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с мастерскими и магазинами, а в особенности дома богатых людей, землевладельцев и торговцев. Судя по раскопкам, типовой богатый дом имел главную комнату - атрий - с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. К атрию, где хозяин принимал деловых посетителей, примыкал его кабинет - таблиний, из которого открывался вид на перистиль - внутренний сад. К атрию и перистилю обычно примыкали столовая - триклиний - с ложами для трапезы, рассчитанная на прием гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека. Имелась также баня с холодной и горячей водой.

Дома в Помпеях интересны не только своей внутренней планировкой, но и декоративным убранством - скульптурой и в особенности хорошо сохранившимися яркими фресками, изображавшими людей, животных, мифических богов, цветы, орнаменты. С элементами такого декора ныне можно познакомиться как в самих зданиях города, так и в небольшом музее, созданном при резервате. Они демонстрируются и в национальном музее Неаполя.

Геркуланум также был поделен прямыми улицами на восемь кварталов. В нем также были театр, термы, палестра. Здания Геркуланума, не разрушенные градом камней, а залитые вулканической грязью, сохранились в большей целости. Да и сам тип их был несколько иным благодаря большому числу богатых вилл. В этих домах и виллах лучше сохранилась настенная роспись и напольная мозаика.

Раскопки в Геркулануме и Помпеях послужили толчком к развитию новой науки — истории античного искусства, которую долгое время считали, а в некоторых европейских странах и поныне считают, важнейшей отраслью археологии. Основоположником этой науки был один из наиболее ярких представителей эпохи Просвещения, Иоганн Иоахим Винкельман (1717 —1768). Приехав из Германии в Рим, Винкельман стал библиотекарем и хранителем коллекций кардинала Альбани. С 1763 г. он в качестве верховного хранителя всех древностей Рима и его окрестностей был очевидцем раскопок Геркуланума, Помпей, древних храмов Пестума. Его сочинения: «Донесения о раскопках в Геркулануме», «Неизвестные античные памятники» и основной труд «История искусства древности» (1764) положили начало научному исследованию памятников античного искусства, произвели огромное впечатление на весь образованный мир и оказали влияние на европейскую художественную культуру, способствовав возникновению того ее течения, которое получило название «классицизм».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Древний Рим одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности получила сво название по главному городу Roma в свою очередь названному в... Памятники культуры Древнего Рима можно условно подразделить на три... Наука изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества носит название Археология Цивилизация...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Раскопки Помпеи и Геркуланума

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РИМСКОЕ ИСКУССТВО
    Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладель

Инженерные сооружения древнего Рима
  В 312 г. до н. э., когда в Риме цензором был Аппий Клавдий, построили водопровод и дорогу; оба этих сооружения навеки сохранили его имя. Римляне называли Аппиеву дорогу (Ви

Мавзолей Адриана
   

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги