рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Инженерные сооружения древнего Рима

Инженерные сооружения древнего Рима - раздел Образование, РИМСКОЕ ИСКУССТВО   В 312 Г. До Н. Э., Когда В Риме Цензором Был Аппий Клавдий, П...

 

В 312 г. до н. э., когда в Риме цензором был Аппий Клавдий, построили водопровод и дорогу; оба этих сооружения навеки сохранили его имя.

Римляне называли Аппиеву дорогу (Виа Аппиа) царицей дорог, так как это была первая вымощенная камнем дорога в истории Италии; она вела на юг и сначала соединила Рим с Капуей, а потом ее продолжили до Беневента и Брундизия. В конце III — начале II в. до н. э. ее усовершенствовали, придав ей конструкцию, сохранившуюся до наших дней: хорошо утрамбованную землю залили бетоном из мелкого щебня с крепким цементом, поверх поместили еще один слой бетона с гравием и на этот второй слой, пока он еще не затвердел, положили гладкие крупные базальтовые плиты, утопив их неровные основания в бетоне. Эта трехслойная конструкция, имеющая небольшую выпуклость в центре (чтобы вода стекала к краям дороги), достигает в высоту 90 см (толщина современных шоссе не более 60—70 см). В течение веков римляне построили множество дорог; время показало, что их долговечность в сто раз выше, чем у наших шоссе. Аппиева дорога, самая старая из всех, работает до сих пор, только теперь ее базальтовые плиты почти везде залиты асфальтом, а называется она Antica (древняя) в отличие от новой, проложенной параллельно ей (via Appia Nuova); дорога, соединяющая их, называется via Appia Pignatelli, так что теперь Вечный город имеет три Аппиевых дороги. Вдоль древней «Царицы дорог» со временем воздвигли множество мавзолеев, ибо в перенаселенном Риме пришлось ликвидировать кладбища в черте города и умерших стали хоронить вдоль дорог. Водопровод Аква Аппиа — «Аппиева вода» — первый водопровод в истории Рима. Его длина достигала 16 км 617 м. Он представлял собой крытый канал четырехугольного сечения, местами вырубленный в скале, а частично сложенный из каменных плит. Такую конструкцию водопровода римляне заимствовали у греков. В отличие от греческого образца первый римский водопровод на протяжении 90 м, там, где местность была неровной, подняли на субструкции (искусственные каменные подпорки). Рим стал многолюдным городом и нуждался в большом количестве воды. Поэтому построили еще три водопровода: Анио Ветус («Старый Аниен») — в 272—269 гг. до н. э., Аква Марциа («Марциева вода») — в 144—130 гг. до н. э. и Аква Тепула («Тепловатая вода») — в 125 г. до н. э.

 

Самым мощным был водопровод 144 г. до н. э., названный по имени претора Квинта Марция Рекса. Его протяженность — 91 км 300 м. За десять километров до города канал водопровода выведен на поверхность и поднят на каменную аркаду, высота которой местами доходит до 10 метров. Известно, что его строили обращенные в рабов жители Коринфа и Карфагена, разрушенных римлянами. Марциев водопровод работает и сейчас. В 179 г. до н. э. в Риме построили первый каменный мост на Тибре — мост Эмилия; от него сохранилась лишь небольшая часть; эта руина возвышается посреди воды и называется Понте Ротто — «Разрушенный мост». От II—I вв. до н. э. сохранились мосты Мульвия (или Мильвия — в северном предместье Рима), Фабриция и Цестия (соединяющие остров на Тибре с его берегами). На мосту Фабриция до сих пор отчетливо видны надписи: «Луций Фабриций, сын Гая, куратор дорог, озаботился построить»; «Он же принял работу». Это было в 62 г. до н. э. В 21 г. до н. э. мост реставрировали и сделали еще одну надпись: «Квинт Лепид, сын Мания, Марк Лоллий, сын Марка, консулы, по постановлению сената приняли работу».

6. Общественные постройки Древнего Рима.Крупными общественными сооружениями в республиканском Риме были базилики — большие просторные здания, в которых оглашались постановления, заседали суды, заключались всевозможные сделки. Внутреннее пространство базилики представляло собой большой прямоугольный зал, разделенный рядами колонн на несколько продольных помещений, преимущественно на три или четыре. Незначительные руины сохранились только от базилики, построенной на Форуме в 179 г. до н. э. Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором (впоследствии ее реставрировали другие представители рода Эмилиев). В 174 г. до н. э. на левом берегу Тибра, в гавани, в Эмпории, построили Портик Эмилиев, большое складское помещение протяженностью в 487 м при ширине в 60 м (сохранились лишь его руины в районе современной набережной Тестаччо между улицами Флорио и Франклина). Это было первое крупное здание, построенное из бетона. В дальнейшем, особенно в I—II вв., применение бетона достигло широкого размаха и дало возможность возвести огромные и очень прочные, поистине вечные сооружения (Колизей, Пантеон).

В 78 г. до н. э. богатый римлянин Квинт Лутаций Катул построил на собственные средства Табуларий — здание государственного архива. Необходимость в его сооружении диктовалась тем, что за много веков существования Римского государства накопилось большое количество документов (законы, постановления сената и народного собрания плебеев, распоряжения должностных лиц, договоры с другими народами и пр.). Сначала они хранились в храмах, но постепенно с увеличением их числа места в храмах стало не хватать, тем более что документы были громоздкими и тяжеловесными: тогда главными писчими материалами для документов были металлические либо деревянные доски, обтянутые кожей, так что «перелистать» римский архив было делом нелегким. Табуларий построили на Форуме впритык к обрывистому склону Капитолийского холма. Здание было двухэтажным, его основанием служили субструкции пятнадцатиметровой высоты, а вдоль обоих этажей шли открытые галереи. Табуларий — единственный памятник римской гражданской архитектуры, который дошел до наших дней в относительно приличном состоянии. Сохранился он чисто случайно: в средние века на нем построили дворец Сенаторов, сломав верхний этаж.

 

Таким образом, сейчас можно видеть глухой цоколь, закрывающий субструкции, и несколько арок первого этажа высотою в 10 м (выше находится Палаццо Сенаторио). По краям арок поставлены дорические полуколонны. В этом здании впервые объединились греческий ордер с полукруглой аркой. Хотя древние греки в принципе с аркой были знакомы, однако она у них не получила сколько-нибудь заметного развития и сделалась специфически римским элементом архитектуры.

Над одним из входов в здание сохранилась надпись с именем его строителя: «Квинт Лутаций Катул, сын Квинта, внук Квинта, консул, по постановлению сената озаботился соорудить, и он же принял работу». В древности на Табуларии находилась еще одна надпись, которая сейчас не существует, но текст ее был переписан в средние века и, таким образом, дошел до нас: «Квинт Лутаций, сын Квинта, внук Квинта, консул, по постановлению сената озаботился соорудить субструкцию и Табуларий, и он же принял работу».

 

С середины 70-х гг. I в. до н. э. Рим стал застраиваться богатыми и нарядными зданиями; к середине I в. до н. э. в нем насчитывалось уже более сотни дворцов. Довольно поздно в Риме стали строить постоянные театры. Объясняется это тем, что римляне долгое время оставались людьми с невысоким интеллектом, хотя они почти все были грамотными. Даже во второй половине I в. до н. э., в период расцвета римской литературы, еще крепко держалось сознание, что интеллект присущ другим народам в большей степени, чем римлянам.

Во II в. до н. э. в Риме начали строить театр из камня, но работу прекратили, ибо ретрограды решили, что дело это ненужное и даже вредное.

Первый каменный театр в Риме появился только в середине I в. до н. э., когда культурный уровень его жителей значительно поднялся, а аристократы-консерваторы утратили былую мощь. Театр был построен на Марсовом поле на средства знаменитого полководца и крупного государственного деятеля Гнея Помпея и назывался его именем.

В отличие от греческого театра, где места. для зрителей располагались на естественном склоне холма, театр Помпея целиком помещался на искусственных субструкциях; он вмещал 17000 зрителей. Этот театр не сохранился, известно только место, где он находился (недалеко от храмов на Ларго Арджентина).

 

 

7. Особенности римской погребальной архитектуры

 

В древнем Риме имелись погребальные постройки: мавзолеи и колумбарии.

Columbaria назывались здания, предназначенные для погребения; в стенах их сверху до низу были устроены ниши рядами в несколько этажей; в нишах помещались урны с останками мертвых.

 

 

 

 

Этот способ погребения, по-видимому, был принят большими семьями, у которых было слишком много вольноотпущенников и рабов, чтобы можно было помещать их останки в той же гробнице, где хоронились члены семьи; именно так поступали менее многолюдные семьи, если только относительно кого-нибудь из рабов или вольноотпущенников не существовало особой оговорки насчет исключения из родовой гробницы. Впоследствии такого рода сооружения устраивались спекуляторами, которые продавали места людям слишком бедным, чтобы иметь особую гробницу и содержать ее; с другой стороны, и сами бедняки объединялись в товарищества, чтобы в складчину устроить себе columbarium.

 

Римские колумбарии, расположенные вокруг городских стен, а также вдоль идущих из Рима дорог, представляли собой обширные четырехугольные помещения, наполовину подземные; стены их были заняты нишами, которые шли рядами на одинаковом расстоянии друг от друга. В каждой нише помещалось обыкновенно две урны, иногда одна, а иногда три или даже четыре. Урны эти были замурованы, так что их нельзя было перемещать. Они чаще всего были глиняные; но встречаются также урны из мрамора, алебастра, стекла и других материалов. Форма и украшения некоторых из них не лишены изящества. Надписи, выгравированные на мраморных или бронзовых плитах, прибитых к стене, указывают имя, возраст и звание покойника, иногда также и имена тех, кто позаботился о их погребении. Залы колумбариев слабо освещались отверстиями в своде. Узкая дверь служила входом, откуда приходилось спускаться по лестнице.

 

Самый обширный из известных колумбариев – это тот, который был устроен на Аппиевой дороге для вольноотпущенников и рабов Ливии, жены Августа: он мог вместить останки по крайней мере 3000 человек.. Этот колумбарий представлял собой двухэтажное здание в виде параллелограмма, имеющего 10,65 м длины и 6,25 м ширины. Предполагают, что им пользовались вплоть до времен Клавдия.

Римские мавзолеи чрезвычайно разнообразны по архитектурным формам. Хорошо сохранилось три мавзолея I в. до н. э. Один из них построен у Аппиевой дороги и представляет собой поставленную на квадратное основание толстую круглую приземистую башню, в верхней части которой сохранилась надпись: «Цецилии Метелле, дочери Квинта Кретика, жене Красса». Неизвестно, женой какого Красса была эта знатная женщина. Возможно, что верхняя часть здания завершалась конусообразным шатром, который сломали в средние века, когда мавзолей вошел в состав замка Каэтани и стал использоваться как крепостная башня; от средневековья сохранился венец зубцов в виде ласточкиных хвостов.

 

Другой мавзолей находится около Порта Маджоре на скрещении Пренестинской и Лабиканской дорог. Он представляет собой тяжелое сооружение неправильной четырехгранной формы очень своеобразной архитектуры: плоскость каждой его стены зрительно делится поперек на две неравные части, верхняя (большая) часть стен прорезана рядами крупных круглых отверстий (типа современных иллюминаторов), над которыми находятся фриз и карниз, а под ними — надпись, сделанная четкими буквами: «Это — гробница Марка Вергилия Эврисака, пекаря-поставщика». Нижняя часть стен состоит из чередующихся приземистых квадратных столбов и цилиндров. В одной из стен имеется ниша, где помещались горельефные портретные изображения богатого булочника и его жены (сейчас они сняты и стоят отдельно); под нишей надпись: «Была у меня жена Атисия, женщина достойнейшая жила, останки тела которой, все, что осталось, находятся в этой хлебной корзине». Стиль надписи явно говорит о том, что сочинил ее сам Эврисак. Объясняет эта надпись и странную архитектуру мавзолея — это, оказывается, хлебная корзина.

 

Существует такое толкование архитектурных форм этого мавзолея: цилиндры в нижней части стен изображают чаны для замешивания теста, круглые обрамленные отверстия в верхней части стен — края сосудов для зерна или жерла печей; крыша имела плоскую пирамидальную форму, а наверху помещалось ажурное изображение корзины. На скульптурном барельефе, который расположен под карнизом, представлен весь процесс приготовления хлеба. В мавзолее погребен также приятель хозяина, о чем свидетельствует надпись: «Огульний, друг, пекарь, специалист по тончайшей пшеничной муке».

Третий из сохранившихся мавзолеев представляет собой пирамиду высотой в 36,4 м, грани которой были облицованы мрамором. Он принадлежал Гаю Цестию, о чем свидетельствует надпись: «Гай Цестий Эпулон, сын Луция, из Поблилиевой трибы, претор, народный трибун, септемвир эпулонов. Строительство (мавзолея) закончено по завещанию за 330 дней под наблюдением наследника Луция Понтия Мелы, сына Публия, из Клавдиевой трибы, и вольноотпущенника Пота». Пирамида встроена в городскую стену у ворот Сан Себастьяно.

 

8. Римский скульптурный портрет

С самых первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровождалось грабежом их художественных произведений. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры.

Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского скульптурного искусства. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить увиденное в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значительной мере обязан заимствованному римлянами у этрусков культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой идеально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда предельно индивидуализирован. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной.

 

Таким образом, в римском искусстве возникла новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, более характерная для Средневековья. Образ человека постепенно утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира. Поскольку духовные, нравственные идеалы в римском обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и жанр скульптурного портрета, но главными чертами скульптурных образов республиканской эпохи были лаконичные формы и обобщенность изображения.

 

В разных музеях мира, в том числе и в Эрмитаже, хранится огромное число римских портретов - императоров, полководцев, политических деятелей, философов, писателей и просто безымянных римлян, запечатленных с поразительным мастерством, во всей полноте и разнообразии человеческих характеров, чувств, настроений - одухотворенных и жестоких, волевых и прямодушных, коварных и наивных. Классическим произведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, человека практичного ума, хранителя строгих нравов.

С самого начала римскую культуру отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с римской системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, добившись вполне самобытных результатов.

 

9. Выдающиеся памятники римской архитектуры

 

В центре города высится самый грандиозный памятник Древнего Рима — амфитеатр Колизей. Пантеон («Храм всех богов») служит национальным мавзолеем. В Риме сохранились не только отдельные памятники античности, но и целые архитектурные ансамбли той эпохи. Среди них — постройки Форума, выполнявшего функции сначала рыночной площади, затем центра общественной жизни Рима.

Амфитеатр, который в средние века стали называть Колизеем, стоит и сейчас: это самый величественный и грандиозный памятник античного Рима.

Слово «амфитеатр» — греческое. «Театром» древние греки называли места для зрителей, полукругом располагавшиеся на склоне холма вокруг зрелищной площадкой; «амфи» означает «со всех сторон», «кругом»; таким образом, «амфитеатр» — это зрелищное сооружение, где места для зрителей окружают арену со всех сторон.

Хотя «амфитеатр» — слово греческое, однако как тип зрелищного сооружения он является изобретением жителей древней Италии. Возникновение здания амфитеатра связано с тем, что именно в Италии стал приобретать популярность новый вид зрелищ, неведомый грекам, — бои (или игры) гладиаторов.

Амфитеатр, строительство которого начал Веспасиан и завершил его старший сын Тит, оказался самым большим и эффектным из всех античных зданий такого рода. Его официальное название — амфитеатр Флавиев, ибо Веспасиан и Тит принадлежали к роду Флавиев.

Император Веспасиан около 75 г. начал строительство грандиозного амфитеатра не столько ради прославления своего имени в веках, сколько ради приобретения популярности у римского народа при жизни.

Кроме того, Нерон построил в Риме неважный амфитеатр, и Веспасиан пожелал превзойти своего предшественника.

Колизей имеет очень ясную конструкцию: эллиптическая арена (54x86 м) окружена местами для зрителей, основанием которых служат восемьдесят постепенно повышающихся радиальных стен, которые пересекаются семью кольцевыми концентрическими стенами; самая высокая из кольцевых стен является внешней стеной здания, ее высота около 50 м.

Восемьдесят радиальных стен делят амфитеатр на отсеки, семьдесят шесть из которых пронумерованы и имеют входы примерно для 650 человек каждый; хотя здание вмещает около 50 000 человек, однако благодаря такой конструкции зрители могли его быстро заполнить и столь же быстро покинуть. В верхней части четвертого яруса сделаны небольшие каменные стойки-кронштейны, в которые вставлялись длинные жерди, поддерживавшие огромный тент, натягивавшийся над амфитеатром для защиты зрителей от палящего солнца. Внешняя стена была облицована мрамором, а в арках второго и третьего ярусов стояли статуи (сейчас нет ни того, ни другого). Это грандиозное сооружение построили в основном за пять лет. Новый амфитеатр (Колизей) предназначался для гладиаторских боев и травли диких зверей, к чему римляне питали особое пристрастие.

Открытие Колизея состоялось в 80 г., после смерти Веспасиана. Тит «при посвящении амфитеатра и бань, носящих его имя, показал (зрителям) много удивительных вещей.

Бились друг с другом... четыре слона, было убито около девяти тысяч животных, домашних и диких, и женщины, правда незнатные, принимали участие в их избиении. Много мужей вступало в единоборство, многие же сражались сомкнутыми рядами в пешем и в морском боях. Наполнив неожиданно (арену) амфитеатра водой, Тит велел вывести лошадей, быков и других прирученных животных, которых научили все, что они делают на земле, проделывать также на воде. Он приказал и людям выплывать на кораблях. И эти люди там сражались, одни — в качестве керкирян, другие — в качестве коринфян; иные же сражались вне амфитеатра, в роще Гая и Луция, которую некогда с этой целью насадил Август. И там происходили единоборство и травля зверей, причем озеро было покрыто досками для статуй и застроено вокруг подмостками.

На второй день происходили конные состязания, на третий — морское сражение трехсот человек, а после этого также сухопутное сражение. Афиняне победили сиракузян (сражались под этими именами), сделали вылазку на остров и приступом взяли укрепление, воздвигнутое вокруг памятника. В продолжение ста дней давались такого рода представления.

Тит при этом дарил и кое-что полезное народу. В самом деле, он приказал бросать сверху зрителям небольшие деревянные круглые жетоны с условными знаками, одни — на съестное, другие — на одежду, третьи — на серебряную или на золотую утварь, на лошадей, вьючных животных, скот, рабов; народ ловил эти жетоны, затем их надлежало предъявить раздатчикам и получить означенную вещь»

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Древний Рим одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности получила сво название по главному городу Roma в свою очередь названному в... Памятники культуры Древнего Рима можно условно подразделить на три... Наука изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества носит название Археология Цивилизация...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Инженерные сооружения древнего Рима

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РИМСКОЕ ИСКУССТВО
    Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладель

Раскопки Помпеи и Геркуланума
    Это один из наиболее достопримечательных исторических памятников Италии, которому посвящено множество исследований и описаний. Помпеи и Геркуланум - два рим

Мавзолей Адриана
   

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги