рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РИМСКОЕ ИСКУССТВО

РИМСКОЕ ИСКУССТВО - раздел Образование, Римское Искусство ...

РИМСКОЕ ИСКУССТВО

  Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках… Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX в., по существу только тогда осознав всю…

Введение

Древний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Памятники культуры Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи. Памятники культуры Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие цивилизации.

Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества, носит название Археология. Цивилизация Древнего Рима позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее, что определяет актуальность исследования вопросов археологии культуры Древнего Рима.

1. Археологическое подтверждение основания Рима

Рим, «город семи холмов и всей земли повелитель», расположен в области Лаций на левом берегу Тибра, в 27 километрах от впадения его в Тирренское море и занимает семь холмов (Капитолий, Палатин, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий, Авентин). В состав Рима входят также два холма на правом берегу (Яникул, Ватикан).

Начало Вечного города было скромным: еще не было золоченых храмов, поселение состояло из простых глиняных хижин, между которыми привольно пасся домашний скот.

Античная история утверждает, что Рим основан 21 апреля 753 г. до н. э. Этот день и сейчас празднуется в Риме как день рождения города.

Однако римляне уже в древности знали, что дата эта условная и что люди обитали здесь значительно раньше. В действительности, согласно данным археологии, жизнь на месте Вечного города возникла в столь давние времена, о которых древние римляне не имели никакого понятия.

Италия по имени властителя называлась Сатурнией, а холм, где он жил, — Сатурновым. Сегодня он называется Капитолием, как будто «Юпитер прогнал Сатурна из его дома». В этой картине, нарисованной Юстином, писателем II в., можно уловить далекие воспоминания о временах первобытнообщинного строя, когда еще не было ни частной собствённости, ни рабства и один человек не эксплуатировал другого.

Дальнейшая история, по мнению древних римлян, выглядела так. После Юпитера на Капитолии вождем (римские авторы называют его царем) стал Фавн. В его правление прибыли в эти места чужеземцы под предводительством Эвандра, которые покинули свой родной Паллантион в Аркадии, в Южной Греции, и отправились искать новое место для поселения.

Пришельцы обосновались рядом с Капитолием на соседнем холме и назвали его тоже Паллантион; некоторые римляне полагали, что так возникло название Палатин.

Когда это было? Дионисий Галикарнасский, историк I в. до н. э., пишет, что это произошло за 60 лет до Троянской войны. На основании археологических раскопок известно, что Троянская война — реальность и что I была в середине XIII в. до н. э.

В наше время на территории бывшего форума около церкви Сант-Омобоно в наносном слое, попавшем, вероятно, с Капитолийского холма, обнаружены осколки керамики XIV в. н. э. не только италийского, но и греческого производства.

Находки греческой (ахейской, или микенской) бронзы и керамики во многих местах Италии свидетельствуют о том, что уже в середине II тысячелетия до н. э. существовали постоянные контакты между Италией и Грецией. Данные современной археологии говорят о том, что на месте будущего Рима находилось небольшое греческое поселение. Когда на Капитолии Латин царствовал уже тридцать пятый год, в будущий Рим прибыла новая партия переселенцев с Востока. Это были троянцы под предводительством Энея, которые после разгрома греками Трои отправились искать новое место для поселения.

Прибытие троянцев в Лаций древние римляне считали бесспорно историческим фактом и были убеждены в этом столь твердо, что Тит Ливий именно с этого общеизвестного события начинает свою знаменитую «Историю Рима» (впоследствии это сочинение стали называть «От основания города»). Троянцы поселились в Лации; Латин примирился с ними и даже выдал свою дочь Лавинию замуж за Энея, который не стал претендовать на Капитолий, Палатин и другие близлежащие холмы, а ушел к морю и основал новый город, назвав его по имени жены Лавинием.

Сейчас на этом месте находится маленький городок Пратика ди Маре (он расположен в 30 км от Рима, недалеко от моря). Археологи обнаружили здесь керамику XII—XI вв. до н. э. и остатки святилища Энея IV в. до н. э. (по древним поверьям основатель города после смерти становился божеством — покровителем города, а его могила почиталась как героон, где совершались жертвоприношения).

После гибели Латина в бою местные жители и пришлые оказались под властью Энея и слились в единый народ. Потом на Рим напали оскорбленные антемнаты, но Ромул разбил их и захватил город Антемны. Разгневанные крустумины также выступили против Рима и тоже были разбиты, а их город Крустумерия (севернее Рима) перешел во власть римлян. Последними двинулись на Рим сабины, самое мощное из соседних племен. Они захватили Капитолий, а когда дело дошло до решительной битвы, римляне дрогнули и в панике бежали на Палатин. Как гласит предание, Ромул в отчаянии воздел руки к небу и дал обет соорудить храм Юпитера Статора на этом самом месте, если только потерявшие голову римляне остановятся и повернутся против врага. Очевидно, Юпитер внял мольбе Ромула, так как впоследствии храм был построен, но от этого древнего здания не сохранилось ничего. На этом месте в 294 году до н. э. новое здание храма построил консул Марк Аттилий Регул, который во время войны с самнитами попал в положение, сходное с тем, в каком оказался Ромул, и дал подобный же обет. Здесь, в этом здании, в начале ноября 63 г. до н. э. состоялось то самое заседание сената, на котором Цицерон произнес свою знаменитую Первую речь против Катилины. В средние века на развалинах этого храма построили башню, куда временно поместили архив римской церкви; в 1829 г. башню сломали, а руины храма снова увидели свет.

Война с сабинами закончилась миром, ибо в дело вмешались похищенные сабинянки, которые уже прижились в Риме. Сабины согласились объединиться с римлянами, и так образовалось единое государство с центром в Риме и с двумя царями одновременно — с Ромулом и Титом Тацием; впрочем, сабинский царь вскоре был убит. Ромул тоже опасался за свою жизнь и окружил себя стражей из трехсот всадников. Рим в те времена, хоть и считался уже городом, состоял из хижин, крытых соломой. Античная традиция безоговорочно утверждала, что сам Ромул жил именно в такой хижине, и даже много веков спустя на Палатине показывали место, где она якобы стояла. Археологические раскопки в центре Рима (на Палатине и на Форуме) в общем подтвердили реальность античного предания. Под поверхностью Форума императорского времени находится мощный культурный слой республиканского, царского и догородского периодов, который, в свою очередь, состоит из 29 земляных слоев.

В самых древних из них, т. е. в самых нижних (в слоях 23—29), сохранились остатки хижин, стены которых были сплетены из тростника, обмазаны глиной и прикреплены к дубовым столбам, врытым в землю. На Палатине обнаружены круглые отверстия в каменной поверхности холма, куда вставлялись опорные столбы хижин. Их обитатели выращивали пшеницу и бобы, разводили скот, охотились, ткали одежду из шерсти и льна, занимались гончарным делом. В расположенных выше слоях 20—22 найдены остатки первых домов на фундаментах; судя по скромным размерам последних, стены были совсем легкими, т. е. сплетенными из тростника. Этот период перехода от хижин к домам на фундаментах совпадает со временем Ромула. Со второй половины VI в. до н. э. появляются Жилые дома с каменными стенами, сложенными из грубо обработанных квадров туфа.

Языком развалин, камней и надгробий Рим рассказывал, чего достигло прошлое, на чем оно споткнулось, решать какие задачи оставили предки своим отдаленным потомкам. А начало вовсе не предвещало этой будущей славы. На вершинах нескольких холмов в беспорядке стояли хижины, сплетенные из ветвей и обмазанные глиной. Столб в середине хижины поддерживал соломенную или тростниковую крышу; дым от очага выходил в отверстие над дверью, над которой прилаживали иногда навес. Очаг был переносной, а в каменном полу были прорублены канавки для стока воды. Место, где устроились эти древние поселенцы, представляло собой путаницу оврагов, ложбинок, заболоченных низин и мелководных речушек, стекавших с холмов, амфитеатром расположенных на левом берегу Тибра. Холмы, пусть и невысокие (одни – немногим выше 50 м, другие – немногим ниже), иногда крутые и обрывистые, были все же естественной крепостью, а заболоченные ложбины, превращавшиеся иногда в настоящие болота, делали эту крепость еще надежнее. Кругом росли леса и били ключи; чистая вода, материал для построек, топливо и дичь были под рукой. Возле протекала большая судоходная река: легко было подняться вверх и спуститься вниз; можно было и завязать торговлю с кем нужно; можно было при случае организовать и разбойничий набег. В VII в. до н.э. население этих поселков, живших совершенно обособленно, начало объединяться, и в VI в. под влиянием и под властью этрусков Рим стал уже настоящим городом.

2. Археология и культура республиканского Рима

Республиканский Рим долго сохранял скромный облик и проявлял полное равнодушие к внешнему великолепию. Только в IV в. до н. э. патриции стали строить для себя массивные каменные дома, а мелкий люд продолжал ютиться в убогих хижинах. Да и жилища состоятельных людей тоже не блистали богатством, ибо цепко держался старинный суровый уклад жизни, основанный на скромности и бережливости. Страсть к роскоши обуяла Рим только тогда, когда войны стали приносить богатую добычу. Народы древней Италии были бедны, и римляне, воюя с ними, не получали больших материальных выгод. Но когда в III в. до н. э. Рим вышел на широкую арену Средиземноморья и стал покорять процветающие государства, богатства хлынули к нему рекой. К концу республиканского времени особняки римской знати засверкали великолепием, а от скромного старинного образа жизни остались одни воспоминания. С укором и скорбью пишет об этом Саллюстий, римский историк I в. до н. э.: «Когда посмотришь на наши современные дома и виллы, похожие на целые города, стоит взглянуть и на храмы богов, которые построили наши предки, религиознейшие люди. В самом деле, они украшали храмы богов благочестием, а дома свои — славой и не отнимали у побежденных ничего кроме возможности причинять вред».

От большинства республиканских храмов (а было их в Риме несколько десятков) не сохранилось даже руин. Наиболее значительными являются остатки четырех небольших храмов, обнаруженных в 1926—1930 гг. на Ларго Арджентина (на территории античного Марсова поля, недалеко от современного моста Гарибальди). Храмы, три прямоугольных и один круглый, построены из травертина и туфа на близком расстоянии друг от друга. Неизвестно, каким богам они посвящены, поэтому археологи дали им латинскую буквенную нумерацию: А, В, С, 0. Самым древним из них является храм С (рубеж IV—III вв. до н. э.). Храмы имели греческие колонны с каннелюрами (продольными желобками), один из них украшали терракотовые барельефы.

 

 

В не разрушенном состоянии в Риме сохранились только два республиканских храма на площади Бокка делла Верита (что в переводе означает «Уста Истины») у берега Тибра недалеко от Палатинского холма. В древности здесь располагался Бычий рынок (forum Boarium), где торговали мясом. Одного из торговцев мы даже знаем по имени, ибо сохранилась его эпитафия, которую он сам сочинил, сооружая себе надгробие (у римлян это было в обычае): «Квинт Бруций, сын Публия, из Квириновой. трибы. Живет; торговец говядиной с Бычьего рынка; здесь покоится; честный, безупречный, всем любезный. Бруция Руфа, его вольноотпущенница, благочестивая; патрону своему, пока жила, была мила». На площади возвышаются два храма — прямоугольный и круглый. Оба они построены в самом конце республиканского периода, когда пристрастие к роскоши уже овладело Римом, поэтому можно предположить, что они имеют более нарядный облик, чем древние республиканские храмы. Богатство одного из этих зданий заключается уже в том, что оно сооружено из мрамора, который ранее не употребляли: республиканский Рим был хоть и каменным, но не мраморным: тогда строили из кирпича и различных местных пород камня вулканического или осадочного происхождения Размеры этих двух храмов столь невелики, а формы столь изящны, что никакой идеи мощи Рима и его богов они в себе не несут; как видно, Рим в те времена о внешнем величии еще не заботился, это пришло позднее, в эпоху империи.

Безусловным достижением римской архитектуры периода Республики стало умение вписать архитектурные объекты (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) в городской, сельский пейзаж, создать ансамбль из нескольких построек. Все это также служило возвеличиванию Рима.

 

3. Вечный город Рим

 

Рим растет; сначала центр незаметной страны, он становится столицей мощного государства и, в конце концов, столицей мировой державы. И те преимущества, которые привлекали древнейших насельников к этим холмам и низинам, оказываются теперь недостатками. Холмы круты, на них трудно взбираться; несмотря на все работы по осушке заболоченных мест, которые начались еще до Тарквиниев, малярия не переводилась в городе и каждую осень собирала обильную жатву; улицы узки и кривы; «при всем своем могуществе римляне не могут их выпрямить», – заметил Диодор. Эти улицы, улочки и переулки вьются в долинах, карабкаются на холмы; в этой переплетающейся сети нет ни системы, ни порядка: «самый беспорядочный город в мире», – пишет А. Боециус, крупнейший знаток античного градостроительства. Рим уже в конце республики и еще отчетливее при империи распадется на две части: Рим холмов и Рим низин, лежащих между этими холмами. Они во многих отношениях непохожи один на другой. Воздух на холмах здоровее и чище («colles saluberrimi» – «холмы очень здоровые», – скажет Цицерон), там много садов и парков, торговля жмется в сторону, и хозяевами здесь особняки (domus), прибравшие для себя площадь, которую надо высчитывать в гектарах. Здесь живут люди, которым случается взойти на императорский престол, первые сановники государства, представители старых аристократических родов, обладатели огромных состояний – те, кто хочет и может обеспечить себе тихий досуг вдали от торговой толкотни, от крикливой, шумной и деятельной суеты улиц, проложенных в низинах. Центром государственной и общественной жизни древнего Рима была одна из низин – Форум; и как Рим был просто «городом», так и форум республиканского времени назывался только «форумом», без всяких дальнейших определений. От него во все стороны расходились улицы; и на этих улицах, пробиравшихся между холмами, и сосредоточивалась главным образом торговая и ремесленная жизнь города. Самый Форум уже в IV в. до н.э. был окаймлен торговыми рядами: по южной его стороне шли Старые лавки (tabernae veteres), напротив расположились Новые (tabernae novae). На некоторых холмах дорога для повозок была только одна.

 

На Палатин можно было въехать со Священной Дороги по Палатинскому взвозу (clivus Palatinus), а с Велабра – по взвозу Победы (clivus Victoriae), который огибал холм и поднимался на него с севера; на Капитолий въезжали по Капитолийскому взвозу (clivus Capitolinus); им заканчивалась Священная Дорога. Это был единственный доступный для повозок путь на Капитолий, по нему поднимались колесницы триумфаторов и по нему же спускались в долину Большого Цирка повозки с изображениями и символами разных божеств. Для пешеходов были устроены лестницы – scalae или gradus.

По лестнице в сто ступеней, получившей по числу их и свое имя – Centum gradus, поднимались на Капитолий со стороны Велабра. Лестница Кака (scalae Caci) вела с Палатина к Большому Цирку, а с Форумом его соединяла лестница Колец (scalae Anulariae), названная так по находившимся вблизи мастерским ювелиров, изготовлявших кольца. Свидетельство современников о том, что улицы древнего Рима были узкими и извилистыми, подтверждается и Мраморным Планом, и остатками раскопанных античных улиц. Самая большая ширина их 6-7 м (ширина взвоза Победы – 8 м – исключение). Священная Дорога в своем начале не превышает 4,8 м, а в самом широком месте достигает 6,5 м; ширина Капитолийского взвоза – 6 м, Этрусской улицы – 6,5 м, Яремной – 5,51 м. Улицы обычно были не шире 4,5-5 м (по законам Двенадцати Таблиц от V в. до н.э. улицы не должны быть уже 4,74 м). Переулки и тупики были еще уже и часто не достигали в ширину даже и 3 м15. Римские площади (areae) не все известны по имени. Величина у них разная: были большие, например, перед термами Тита (82x12 м); были поменьше (22x45 м, 25x23 м). Почти весь Капитолий (не Кремль) занимала Капитолийская площадь (около 1.5 га), посередине которой возвышался храм Юпитера Сильнейшего Величайшего, один из древнейших храмов города.

На площади стояло несколько древних храмов (Юпитера Феретрия, Юпитера Гремящего, Марса Мстителя, Венеры и другие), много часовен, алтарей, статуй богов и знаменитых римлян. Последних было так много, что Август велел перенести часть их на Марсово Поле (Suet. Calig. 34. 1). Храм Аполлона на Палатине – самое великолепное из воздвигнутых Августом зданий – находился на площади, которая называлась площадью Аполлона, или площадью Аполлонова храма (Area Apollinis или Area aedis Apollinis). Храм был выстроен из больших плит белого каррарского мрамора; на крыше стояла колесница Солнца; двери были украшены рельефами из слоновой кости. Храм окружал портик с колоннами из желто-красного нумидийского мрамора, между которыми стояли статуи пятидесяти Данаид, а перед ними конные статуи их несчастных мужей. В Риме улицы не обсаживали деревьями и цветами, да при узости улиц это было и невозможно. Свою тоску по зелени городская беднота удовлетворяла «подобием садов»: разводила цветы и всякие травы у себя на окошках. Римские улицы, тесные, шумные, с галдящей толпой, через которую было не пробиться, не были, конечно, местом для отдыха и прогулок. Было, однако, в республиканском Риме два места, где городские жители любили собираться в часы досуга: Форум и Священная Дорога.

Марсово Поле, низина в излучине Тибра, площадью почти в 250 га, было местом, где римская молодежь занималась военными и гимнастическими упражнениями. Здесь же собирались Центуриатные комиции, происходили выборы магистратов, производилась перепись населения; отсюда легионы двигались в поход. При империи здесь воздвигаются великолепные здания, устраиваются сады и парки. Равнина эта удивительна уже самой величиной своей: здесь без помехи можно мчаться на колесницах и заниматься другими видами конного спорта; в это же время огромная толпа спокойно занимается игрой в мяч, бросает диск, упражняется в борьбе. Здания, лежащие вокруг, вечнозеленый газон, венец холмов, спускающихся к самой реке, кажутся картиной, от которой нельзя оторвать глаз» На Марсовом Поле, к западу от Широкой Дороги, находились сады Агриппы – парк, разбитый Агриппой, по всей вероятности, с намерением подарить его народу: это вполне согласовалось с его взглядами, а кроме того, парк этот тесно примыкал к его термам, которые, по крайней мере в какой-то своей части, уже давно находились в общенародном пользовании.

 

Агриппа развел его на месте Козьего болота (palus Caprae), и устройство этого парка было для Марсова Поля такой же оздоровительной мерой, как устройство парка на Эсквилине. Сады Агриппы подходили к самому портику Помпея; с юга их окаймлял «стоколонный портик» (hecatostylon), а за ним тянулся парк с аллеями платанов. В зелени деревьев стояли фигуры зверей. Что же представляли собой портики, о которых так часто вспоминают поэты августовского времени? Это прямоугольник, обычно обведенный крытой колоннадой, обрамляющей сад с аллеями (очень любимы платаны и лавровые деревья), купами деревьев и фонтанами. В портике (в узком значении этого слова) висят картины; в саду среди зелени и цветов стоят статуи; те и другие – часто произведения великих мастеров. Портик Октавии был настоящим музеем, где собраны шедевры античного искусства: Александр и Филипп с Афиной работы Антифила, Афродита Фидия «исключительной красоты», Эрот Праксителя, Асклепий и Артемида Кефисодота, Праксителева сына, Эрот с молнией, которого приписывали, одни – Скопасу, другие – Праксителю, и ряд других не менее замечательных статуй. Портик был отстроен Августом в честь его сестры Октавии. Он занимал большую площадь (130x110 м) и был окружен двойной колоннадой; гранитные колонны были облицованы дорогим заморским мрамором; в середине портика находилось два храма – храм Юноны и храм Юпитера, зал для собраний и библиотека, устроенная Октавией в память юного ее сына, Марцелла; как и Палатинская, она состояла из двух отделений – греческого и латинского; первым библиотекарем был здесь Мелисс, отпущенник Мецената (Suet. gramm. 21). Главный вход в портик, обращенный к Тибру, был отделан в виде двойного пронаоса (паперти), в котором с внутренней и наружной стороны стояло по четыре коринфских колонны белого мрамора (высотой 8.60 м); на них покоился треугольный фронтон.

 

 

Значение портиков было двоякое: население столицы могло здесь прогуливаться и отдыхать в любую погоду – крытые колоннады защищали от дождя и от солнца; в аллеях было хорошо в ранние утренние и предзакатные часы. И эти сады с их колоннадами, храмами, библиотеками, хранившие сокровища искусства, были подлинным украшением города. Нельзя отказать людям старого Рима в заботе об украшении родного города. Уже в республиканское время на Марсовом Поле было выстроено несколько великолепных зданий. Но забота их была случайной: последовательного плана тут не было. В период республики римляне строили главным образом сооружения практического назначения — не для красоты, а ради пользы. Это были городские стены, дороги, водопроводы, мосты, складские помещения, базилики, зрелищные сооружения.

Раскопки Помпеи и Геркуланума

  Это один из наиболее достопримечательных исторических памятников Италии,… Помпеи и Геркуланум - два римских города, которые были расположены в юго-западной части Средней Италии, в области…

Инженерные сооружения древнего Рима

В 312 г. до н. э., когда в Риме цензором был Аппий Клавдий, построили водопровод и дорогу; оба этих сооружения навеки сохранили его имя. Римляне называли Аппиеву дорогу (Виа Аппиа) царицей дорог, так как это была…  

Мавзолей Адриана

   

– Конец работы –

Используемые теги: Римское, искусство0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ЛЕКЦИИ ПО ОСНОВАМ РИМСКОГО ПРАВА Лекция 1. РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ РИМСКОГО ПРАВА Образование Римского государства
Лекция РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ РИМСКОГО... Образование Римского государства...

Искусство Римской империи 1 в. н. э
На сайте allrefs.net читайте: Искусство Римской империи 1 в. н. э.

Искусство Римской империи
Совершенствование градостроительного искусства привело к разработке и воплощению в жизнь той модели города, который был большим шагом вперед по… В генеральном плане застройки предусматривалось выделение основных элементов… Они делили весь город на четыре части, как правило, ориентированные по странам света и упирающиеся соответственно в…

Понятие частного права. Основные черты римского частного права. Источники римского права
Publicum ius est quod ad statum rei romanae spectat privatum quod ad singulorum utilitatem D Публичное право есть то которое... С точки зрения этого определения кладущего в основу деления содержание нормы... Частное право противополагается публичному праву и является областью непосредственное вмешательство в которую...

Римское искусство
Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и… Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались,… Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала…

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Искусство спора. О теории и практике спора
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство спора. О теории и практике спора"

Искусство памяти
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство памяти"

Бутерброд — это искусство
На сайте allrefs.net читайте: "Бутерброд — это искусство"

Искусство изучать языки
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство изучать языки"

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам