рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая культура как сфера духовной культуры

Политическая культура как сфера духовной культуры - раздел Образование, Основы идеологии В Современную Историческую Эпоху В Социальных Процессах Все Более Заметную Ро...

В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая культура – это «система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности»1. В данном определении зафиксированы следующие качественные характеристики (существенные особенности) политической культуры как социального феномена.

Прежде всего, политическая культура представляет собой не совокупность каких-то случайных и потому не связанных между собой явлений, процессов, а целостную систему. В виде той или иной системы она складывается исторически по определенным, чаще всего не зависящим от нас общественным законам, хотя ее носителем и являются люди, обладающие сознанием и самосознанием. Однако политическая культура, как социальный феномен, не только объективное, не зависимое от нас, но и субъективное, связанное с нами, образование, не мыслимое вне ценностных установок, политических пристрастий, ориентаций людей как творцов и носителей (субъектов) духовной культуры.

Политическая культура обладает общечеловеческими характеристиками (например, для граждан любого государства характерны те или иные политические интересы, предвыборные политические страсти и т.п.), но, в конечном счете, она произрастает на национальной почве и впитывает ее колорит и особенности, она, поэтому, не может быть целиком позаимствована у кого-то и перенесена на национальную почву. Скажем, не представляется возможным политическую культуру США, Англии, или же соседней Польши, в полном объеме перенести и распространить на Беларусь, хотя ее отдельные стороны нашими гражданами воспринимаются, усваиваются и в преобразовательном виде становятся элементами национальной политической культуры (например, представление кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами на должность Президента Республики Беларусь своих предвыборных программ и т.п.).

Политическая культура – не абстрактная, оторванная от реалий теоретическая конструкция, а способ (тип) практического политического поведения. Последнее не означает того, что она не может быть теоретическим объектом, т.е. объектом теоретического осмысления. Но это уже гносеологическая, а не политологическая проблема. В этом плане политическая культура – развивающийся феномен. Даже на небольшом, в масштабе человеческой истории, временном отрезке, равном жизни всего лишь одного поколения, в ней могут произойти радикальные изменения. Скажем, политическая культура Беларуси начала ХХІ века с неотвратимо формирующимися демократическими ценностями в виде гласности, свободы слова, печати, прав и свобод человека и т.п. характеристиками, разительно отличается от политической культуры 80-х годов, когда и речи не могло идти о плюрализме политических мнений в средствах массовой информации, политических дискуссиях и т.п. Отличается уже в плане политических ценностей, пристрастий и сам человек – субъект политической культуры.

Политическая культура – это социальный феномен, т.к. она зарождается и формируется лишь в социальной среде (обществе), проходя в своем развитии различные ступени – от жестко регламентированных властных отношений, складывавшихся по законам вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 до н.э.), или же по древнеиндийскому своду предписаний в виде законов Ману, до развитых форм демократии, в той или иной степени реализованных в некоторых европейских государствах во второй половине ХХ века. И как социальный феномен политическая культура органично связана с социально-экономическими, а также духовно-культурными процессами той или иной страны и даже мирового сообщества в целом. Здесь уместно напомнить рассуждения немецкого философа-классика Г.Гегеля о философии и философах, которые, по его глубокому убеждению, не произрастают как грибы после дождя, а являются продуктами своей исторической эпохи. «Столь же нелепо предполагать, – иронизировал Гегель, – что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху, перепрыгнуть через Родос»1. Между философией и политической культурой уместно в этом плане провести параллель: политическая культура тоже продукт конкретной исторической эпохи. Поэтому столь разительно отличие политических культур (вернее, предкультур) древних обществ от политических культур современной эпохи. Речь идет о политической культуре в целом. Ведь и в нашу историческую эпоху немало еще стран, где политическая культура находится чуть ли не в эмбриональном состоянии (можно в качестве примера привести политическую культуру талибов, на глазах мирового сообщества в конце ХХ века варварски уничтоживших исторические памятники – каменные фигуры Будды и отказывающих женщинам в праве на образование только лишь потому, что они женщины).

Иногда политическую культуру представляют в виде суммы политических культур индивидов, исходя из того, что ее творцами и носителями являются люди. Нередко ее сводят к культуре «политической элиты». Но это не научный подход. Действительно, носителями и творцами политической культуры являются конкретные люди. Сильное влияние на нее оказывают политические лидеры. Но политическая культура – это не сумма индивидуальных политических культур, это не мировоззрение политических лидеров и не выработанные ими политические доктрины, а надындивидуальное, т.е. обособившееся* от носителей духовное образование, функционирующее наряду с философией, правом и другими формами общественного сознания по своим собственным законам. Это духовное образование может быть зафиксировано в рукописях, книгах, объективировано в конкретных государственных институтах, законодательных актах, усвоено в процессе социализации личности. Но оно может оказаться по тем или иным причинам невостребованным.

Политическая культура – лишь один из многих сегментов (форм) духовной культуры, представляющей собой систему «исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)»1. Поэтому ей присущи те же функции, что и духовной культуре в целом, хотя эти функции и приобретают свою специфику, наполняются новым содержанием, способом практической реализации. К числу основных функций политической культуры относятся: когнитивная (приобретение политического знания), аксиологическая (выработка политических ценностей и идеалов), эмоциональная (формирование политических чувств), интегративная (объединяющая граждан в сообществе), коммуникативная (поддержание на соответствующем уровне взаимосвязи между гражданами), регулятивная (управление политическими процессами), воспитательная (формирование политической культуры в широком смысле этого слова) и др. При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что политическая культура охватывает лишь сферу политических процессов, политической жизни. Конечно же, политическая культура не функционирует изолированно. В процессе жизнедеятельности общества различные формы духовной культуры «действуют сообща», практически реализуют диалектический принцип единичного и общего.

Политическую культуру следует отличать от политической жизни. Политическая жизнь – более емкое социальное явление. И не только потому, что она не ограничивается лишь политической культурой, но включает в себя и ее антиподы. Политическая жизнь – это всестороннее взаимодействие субъектов политики – народа, государства и его институтов, политических партий, союзов и других объединений, преследующих политические цели.

Политическая культура – сложноструктурированный феномен. В ее структуре можно выделить следующие основные элементы. Прежде всего, к политической культуре следует отнести тот слой (сегмент) общественного сознания, который связан с политическими процессами и институтами. Центральное место в политической культуре принадлежит политическому мировоззрению. В структуру политической культуры входят нормы поведения («правила игры») в политической сфере, а также политические ценности и идеалы. Кроме того, к политической культуре относятся политические традиции, убеждения, символы. При этом надо исходить из того, что политическая культура не сводится лишь к системе ценностей, убеждений, идей, разделяемых подавляющей частью граждан. В любом государстве имеется социальный слой граждан, не разделяющих наличную политическую культуру и ратующих за изменение существующего политического строя. Ведь, как отмечал Г.Гегель, «в общественном мнении содержится все ложное и истинное, но обнаружить в нем истинное – дело великого человека. …Кто не умеет презирать общественное мнение, каким его приходится то тут, то там выслушивать, никогда не совершит ничего великого»1. К этому добавим еще и то, что существующие в данном обществе политические идеи, ценности, идеалы, как и все другое «разумное» с течением времени становится «неразумным» и вынуждено будет уступить место новым идеалам, ценностям, нормам. Поэтому к политической культуре необходимо отнести как разделяемые подавляющим числом граждан ценности, так и ценности и идеалы тех людей, которые работают на политическую перспективу. Древнегреческий философ Платон жил в историческую эпоху более-менее устоявшихся политических форм общественного устройства, базировавшихся на рабовладельческом экономическом базисе (здесь мы не касаемся типов государственного управления). Но он разработал принципиально новую концептуальную модель государства, предполагающую формирование политической культуры нового типа.

Иногда политическую культуру делят на два слоякультуру политического поведения, которая в целом зависит от субъекта (политика), и культуру функционирования политических институтов, в меньшей степени, якобы, подверженную влиянию субъективного фактора. На самом деле политические институты – те же субъекты политики, но выступающие в надындивидуальном облике. В этом плане культура политического поведения характеризует не только ту или иную политическую личность, что, само собою, разумеется, но и политические институты.

На мировом пространстве политическая культура не является однородной, и в связи с этим она подразделяется на определенные типы. Так, например, в работах американских политологов Г.Алмонда и С.Вербы выделены четыре основных типа политических культурангло-американская (ее основными чертами являются прагматичность, общенациональный консенсус в отношении основополагающих ценностей, наличие политического центра, к которому тяготеет электорат и др.); континентально-европейская, для которой характерны поляризованный политический спектр, ценностно-ориентированный электорат и др; авторитарно-патриархальная, воспроизводящая патриархальный тип «большой семьи» и, наконец, тоталитарная, базирующаяся на полном политическом контроле над жизнью индивида и общества1. Предложенная типология политических культур схематична и не воспроизводит их многообразия. Поэтому ученые предложили иные типы классификации. Одни из них пытаются все политические культуры разделить на два блока – Западную и Восточную. Другие же, наоборот, стремятся уйти от т.н. «цивилизационного» подхода и исходят из сущности самих культур, а не их географического пространства. В частности, в литературе получила распространение классификация, согласно которой в политических культурах выделяют следующие типы: органическую (авторитарная, тоталитарная, традиционная и др.), либерально-демократическую и смешанную.

Однако и эта классификация условна. В реальной жизни нет таких государств, где бы в политической сфере властвовал в чистом виде лишь авторитарный тип отношений, или же, наоборот, только либерально-демократический. Авторитарный режим рано или поздно граждане отвергают. А наличие государства как социального института уже изначально исключает либерально-демократический тип политических отношений (культуры) в его чистом (полном) выражении. Ведь любое государство в той или иной степени ограничивает свободу граждан.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы идеологии

Система открытого образования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая культура как сфера духовной культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Серия основана в 2001 году
  Авторcкий коллектив: доктор юридических наук, профессор Князев С.Н. (общ.ред.), доктор политических наук, профессор Решетников С.В. (предисловие;

Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
Политическое сознание – это совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая сфера социальности

Власть идеологии. Функции политической идеологии
Власть идеологии – это особая власть. Это власть над сознанием людей и возможностью управлять и манипулировать сознанием как на массовом, так и индивидуальном уровне. Идеологии явл

Идеология государства – специфический тип идеологии
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеол

Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
Без духовной энергии невозможно созидание эффективной экономики и процветающего общества. Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как

Формирование иделогии белорусской государственности
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из

Перспективы развития идеологии белорусской государственности
Конституционное закрепление новых форм государственной и общественной жизни знаменует и новый этап национально-государственного самоопределения Беларуси. Обычно принято рассматривать право наций на

Распад советской государственности
Конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались бурным развитием политического процесса на всем пространстве союзного государства. В результате политическая система общества претерпела качественные и

Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
Второй этап преобразований властных отношений начался в Беларуси со второй половины 1991 года и завершился избранием Президента в июле 1994 года. Он вошел в историю страны как пери

Укрепление белорусской государственности
Третий период реформирования системы власти и управленияначался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года. В этот период были приняты законы о президенте, Верх

На пути к союзному государству
Ушел в историю XX век — век величайших научных открытий и выхода человека за пределы Земли, серьезных испытаний нашей цивилизации, трагических ошибок и заблуждений. В новое тысячелетие человечество

Лекция 4.Современные идеологические концепции и доктрины
Основные понятия: идеология; политические теории и идеи; социально-политические идеалы; ценности; политические программы; политические символы; познавательн

Определение идеологии
Идеология – это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, п

Основные типы идеологии
Либерализм (от лат. liberalis – свободный) своими корнями либерализм уходит в рационалистические и просветительские учения XVII–XVIII веков, сыгравших прогрессивную роль в д

Лекция 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
Основные понятия: Конституция; основной закон; свойства Конституции; конституционноый строй; основы конституционного строя; гoсударственный суверенитет; нар

Понятие и сущность конституции
Слово «конституция» происходит от латинского constitutio – установление, строение. В настоящее время в юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется

Юридические, политические и идеологические свойства конституции
Любая конституция обладает совокупностью различных свойств – юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеет свою специфику. Степень и

Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федераци

Суверенитет государства, народа, нации. Их взаимосвязь
Осoбеннoсти гoсударственнoгo стрoительства в сoвременных услoвиях oбусловливаются oбретением республикoй гoсударственнoгo суверенитета. В литературе прoблеме суверенитета и егo видoв в прo

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь. Иные акты, направленные на закрепление государственной самостоятельности
Первым шагoм на пути к oбеспечению гoсударственнoгo суверенитета республики былo Пoстанoвление Верхoвнoгo Сoвета Республики Беларусь oт 20 июня 1990 гoда «О пoдгoтoвке Декларации o гoсударственнoм

Человек, его права и свободы как высшая ценность
Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиально иной роли человека. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются высшей ц

Демократическое государство
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический п

Правовое государство
Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека

Социальное государство
В литературе отмечаются следующие признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом

Светское государство
Светским можно считать такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания. Для светского

Экономические основы конституционного строя
Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в статьях 1, 13 и 44 Конституции. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Про

Конституционные основы деятельности политических партий и общественных объединений
Согласно ст. 5 Конституции политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли гра

Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями
Согласно ст. 14 Конституции государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Отношен

Проблемы формирования политической культуры
В Республике Беларусь в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация – в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтац

Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
Формирование и функционирование политической культуры органично связано с идеологией и идеологическими процессами. Термин «идеология» ввел в научный оборот французский мыслитель Дестют де Траси в н

Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
Если до сих пор в большей мере решались теоретические вопросы, связанные с моделированием концептуальных основ идеологии белорусского государства, то в настоящее время акцент смещен в практически-п

Поль Вирилио
Возникновение самой журналистики как социального и политического института во многом определялось потребностями общества, отдельных общностей, слоев, групп в идеологическом обосновании своих интере

Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
Место и значение СМИ в нашей жизни трудно оценить однозначно. С одной стороны, они получают все большую власть в современном обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы

Идеологическая функция средств массовой информации
Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая: · внутрижурналистские отношения (учредитель, изда-

Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь наиболее продуктивно с научной точки зрения рассматривать, отталкиваясь от реальной информационной стратификации нашего об

Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
За последнее время существенно изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-экономических интер

Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
Историческое значение профсоюзов состоит в том, что они, защищая интересы и права рабочих, стали основой развития рабочего движения. Именно профсоюзам принадлежит инициирующая роль при разработке т

Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
Действительная сила профсоюзов как неотъемлемой стороны в системе трипартизма в странах с переходной экономикой в значительной степени зависит от их собственных действий, гибкости и способности быс

Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
Идеология как система взглядов и идей способна фиксировать и отражать основные тенденции развития белорусской государственности. С развалом Советского Союза, в период становления независимого и сув

Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
Переходный период в развитии экономических отношений в Беларуси явился для профсоюзов этапом проверки способности исполнять их истинную роль как массовой общественной организации, главной целью кот

Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
Профсоюзное движение в Беларуси прошло большой и трудный путь развития. Будучи неоднородным на разных этапах по направленности, стратегическим и тактическим целям, меняя формы и ме

Социальное партнерство
Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами в Ре

Лекция 9. Идеология избирательных кампаний
Основные понятия: избирательная система; выборы; избирательное право; международные стандарты выборов; президентские выборы; парламентские выборы; выборы в

Понятие и функции выборов в политической системе общества
Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из с

Виды избирательных систем
Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, – избирательная система. Эти правила закрепляются в избирательном праве каждой страны. Избирательн

Стадии избирательного процесса
Проведение выборов в органы государственной власти связано с разнообразными событиями: собраниями, митингами, встречами кандидатов с избирателями, публикациями в средствах массовой информации и т.д

Е издание, стереотипное
  Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова Под авторской редакцией Художник обложки О.А. Стасевич Компьютерная верстка Н.М. Азаревич  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги