Реферат Курсовая Конспект
Основы идеологии - раздел Образование, ...
|
Академия управления
при Президенте Республики Беларусь
Система открытого образования
Основы идеологии
белорусского государства
Курс лекций
Часть I
Е издание, стереотипное
Минск
УДК 321 (476)
ББК 66
О75
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
ТЕМА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 14
Лекция 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства 14
Предыстория возникновения термина «идеология» 14
Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей 21
Власть идеологии. Функции политической идеологии 27
Идеология государства – специфический тип
идеологии 31
Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты 34
Контрольные вопросы 39
Литература 39
Лекция 2. Истоки идеологии белорусской государственности 40
Формирование иделогии белорусской государственности 40
Перспективы развития идеологии белорусской государственности 54
Контрольные вопросы 60
Литература 61
Лекция 3. Становление идеологии белорусского государства 65
Распад советской государственности 65
Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период 72
Укрепление белорусской государственности 79
На пути к союзному государству 90
Контрольные вопросы 100
Литература 101
Лекция 4.Современные идеологические концепции и доктрины 103
Определение идеологии 103
Основные типы идеологии 107
Контрольные вопросы 132
Литература 132
Лекция 5. Конституция Республики Беларусь –
правовая основа идеологии белорусского
государства 133
Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь 133
Понятие и сущность конституции 133
Юридические, политические и идеологические
свойства конституции 135
Понятие и характерные черты конституционного
строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь 141
Понятие конституционного строя и основ конституционного строя 141
Понятие и политико-правовое значение
суверенитета 144
Суверенитет государства, народа, нации.
Их взаимосвязь 144
Декларация о государственном суверенитете
Республики Беларусь. Иные акты, направленные на закрепление государственной самостоятельности 150
Характеристика основ конституционного строя 156
Человек, его права и свободы как высшая ценность 156
Демократическое государство 158
Правовое государство 160
Социальное государство 163
Светское государство 167
Экономические основы конституционного строя 168
Конституционные основы деятельности
политических партий и общественных объединений 171
Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями 172
Контрольные вопросы 177
Литература 178
ТЕМА 2 ДИНАМИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ 179
Лекция 6. Политическая культура и идеологические процессы 179
Политическая культура как сфера духовной
культуры 180
Проблемы формирования политической культуры 187
Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси 193
Идеологические процессы в Беларуси и их
особенности 202
Историко-культурное наследие – источник
созидания народа Беларуси 214
Контрольные вопросы 232
Литература 233
Лекция 7. Средства массовой информации в идеологических процессах 234
Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития 235
Идеологическая функция средств массовой информации 245
Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь 256
Контрольные вопросы 271
Литература 272
Лекция 8. Профсоюзные организации в
идеологических процессах 274
Политико-правовые основы деятельности
профсоюзов 276
Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов
в переходный период 281
Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе 284
Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь 287
Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода 290
Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе 294
Социальное партнерство 301
Контрольные вопросы 306
Литература 306
Лекция 9. Идеология избирательных кампаний 308
Понятие и функции выборов в политической системе общества 309
Виды избирательных систем 313
Стадии избирательного процесса 326
Контрольные вопросы 340
Литература 341
ПРЕДИСЛОВИЕ
Понятие «идеология» неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, «подпитка» центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.
Когда наступают знаковые периоды в жизни общества
(к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.
На этапе избирательных баталий термин «идеология» можно отождествить с таким многовекторным понятием, как «пропаганда» или «агитация», включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь победившие, если так можно выразиться, идеологические конструкции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому конституция любого государства, по большому счету, является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства (затем они конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.).
Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граждан, и руководством страны проводится соответствующая политика во всех сферах, то в политической системе соблюдается определенное равновесие, общественный баланс.
Идеология государства - это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи «гражданин – государство», которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь «власть, органы управления – человек».
У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.
Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая же платформа пользуется наибольшим доверием избирателей. В целом наши граждане высказали доверие сильной государственной власти и институту Президенства, а также свою приверженность христианским ценностям.
Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов «государственность», «идеология», «национальная идея», так как их нельзя навязать «сверху», искусственным путем, а следует «собирать» по крупицам.
Попытки сформулировать национальную идею в последние годы предпринимались не одиножды. К сожалению, ни одна из них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь создание национальной идеи – не пропагандистская акция, а определение направления и перспектив государственного строительства.
В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. По мнению авторов курса, этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.
Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства.
Структура курса имеет системный характер, она включает
4 крупных темы, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой «процессуальный уровень» принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования общественного сознания. На политическом уровне правительством страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные и молодежные организации. Поэтому в раздел «Динамика идеологических процессов» включена и тема о роли профсоюзов, чтобы рассмотреть, как профсоюзы влияют на формирование идеологии белорусского государства и экономической стабильности.
В этой же теме – лекция об идеологии избирательных кампаний. Такой аспект также обязательно должен присутствовать, поскольку разговор идет о выборах руководящих органов государственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от СМИ. Идет формирование общественного мнения, представлений о том, как государственные институты будут выполнять политические, экономические, мировоззренческие, идеологические задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить процесс организации и проведение избирательных кампаний.
Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: «Государственные институты и идеологические процессы». Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.
И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: «Государственная политика в идеологической сфере». Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей: как, какими способами их достигнуть – и какими будут результаты?
В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый потенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зависит, как этот курс будет воспринят слушателями, народом, гражданами. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропагандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная разработка курса идеологии, с одной стороны, существенно продвигает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоззренческую задачу: обеспечивает диалог относительно главных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, насколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запросам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересованный диалог власти и населения.
Курс разработан:
1. Князевым С.Н., доктором юридических наук, профессором (общ. ред.);
2. Решетниковым С.В., доктором политических наук, профессором (общ. ред.,предисловие, лекции 1,15);
3. Старовойтовой Л.В., кандидатом философских наук, доцентом (лекция 1);
4. Сташкевичем Н.С., доктором исторических наук, профессором (лекция 2);
5. Бущиком В.В., доктором политических наук, профессором (лекция 3);
6. Криштаповичем Л.Е., доктором философских наук (лекция 4);
7. Матусевичем Е.В. кандидатом философских наук, доцентом (лекция 4);
8. Василевичем Г.А доктором юридических наук, профессором (лекция 5);
9. Адуло Т.И., доктором философских наук, (глава 6 §1,2,3,4);
10. Петрик И.Л., кандидатом юридических наук (глава 6 §5);
11. Дмитриевым Е.И., кандидатом социологических наук, доцентом (глава 7);
12. Козиком Л.П., доктором экономических наук, профессором (глава 3 §4,глава 8);
13. Денисюк Н.П., кандидатом философских наук, доцентом (глава 9);
14. Паречиной С.Г., кандидатом политических наук (глава 10);
15. Котляровым И.В., доктором социологических наук, профессором (глава 11);
16. Соколовским А.А., кандидатом исторических наук, доцентом (глава 12);
17. Шинкаревым В.В., доктором исторических наук, профессором (глава 13);
18. Вартановой Л.В. (глава 13);
19. Антоновой Н.Б., кандидатом экономических наук, доцентом (глава 14);
20. Антанович Н.А., кандидатом политических наук, доцентом (глава 15);
21. Яскевич Я.С., доктором философских наук, профессором (глава 16);
22. Чещевиком А.Б., доктором биологических наук, профессором (глава 17);
23. Земляковым Л.Е., доктором политических наук, профессором (глава 18, приложение);
24. Гречневой Е.Ф., кандидатом философских наук, доцентом (глава 19);
25. Мацелем В.М., кандидатом исторических наук, доцентом (глава 20).
ТЕМА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Лекция 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
Основные понятия:
Идеология; сущность идеологии; марксистский подход к идеологии; политическая идеология; концепция К.Мангейма; цель идеологии; генезис идеологии; политическое сознание; уровни понимания политики; современные политические идеологии; политические программы; политические доктрины; уровни функционирования идеологических систем; идеологическая политическая культура; функции политической идеологии; идеология государства; структура идеологии; сущность идеологии белорусского государства; национальная идея.
Предыстория возникновения
термина «идеология»
Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе «Проект идеологии». В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию,
с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить «иллюзорные мысли».
На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.
В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.
К.Маркс и Ф.Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах «Немецкая идеология» и «Святое семейство». Марксизм рассматривал идеологию как часть «надстройки» над экономическим базисом, опосредованным социальной структурой общества. Они использовали термин «идеология» для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе». Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Тем самым превращаются в «ложное сознание». Идеология в марксистском понимании – это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма – классовые интересы, отсюда следует и искаженный, спекулятивный взгляд на окружающую действительность.
С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Она является квинтэссенцией социально-классового интереса.
Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Термин «научная идеология» принадлежит В.И.Ленину, который применил данное понятие к марксизму.
Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К.Маннгейма. Позиция Маннгейма близка к марксистскому пониманию идеологии.
Маннгейм разрабатывал методологию социологии знания, чтобы разобраться в том «поразительном факт, что один и тот же мир может представляться различным разным наблюдателям». Именно совместная коллективная деятельность людей способствует возникновению общих проблем, понятий и форм мышления определенной группы. В соответствии со специфической коллективной деятельностью, в которой участвуют люди, и возникающими на этой основе интересами, они склонны различным образом видеть окружающий их мир. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления, создает различные концепции этого мира. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. Маннгейм отмечает, что с точки зрения социологии знания, идеология не может быть отделена ни от психологических корней эмоциональных и жизненных импульсов, составляющих ее основу, ни от ситуации, в которой она складывается, и решение которой она пытается найти.
В работе «Идеология и утопия» Маннгейм рассматривает идеологию как разновидность «апологетического сознания», которое, будучи «трансцендентным» по своей природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Маннгейм считал, что идеология консервативна. В этом ее главное отличие от утопии. Утопия же является трансцендентной ориентацией сознания, которое переходит в действие и стремится взорвать существующий порядок вещей. Утопия стремится воплотиться в реальность. Противопоставление идеологии и утопии с методологической позиции оказалось не слишком удачным, так как сам Маннгейм говорил о невозможности заранее предвидеть, какую идею следует рассматривать в качестве истинной утопии восстающих классов, а какую – в качестве чистой идеологии господствующих классов.
Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп являются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.
В многочисленных исследованиях, посвященных изучению идеологии как социального явления, в разное время были предложены интересные подходы к пониманию сущности и структуры идеологии. Так, марксист А.Грамши и далекий от марксизма теоретик Д.Белл подчеркивали, что главное отличие идеологии от философии или просто идей в том, что она всегда ориентирована на практику, на превращение идей в социальное действие.
Т.Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К.Ленк определял идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства.
У.Матц, исследуя феномен политической идеологии и идеологической политики, приходит к выводу, что идеология есть в принципе религиозно мотивированная, но по своему содержанию секуляризирующая система ориентаций. Идеологическая политика имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиции, а в трансцендентном по отношению к обществу принципе, который обществу навязывается.
Идеология отличается от религии и философии. Философия и религия, формируя мировоззрение, формируют и миропонимание, и мироощущение, и мироотношение. Понятие «идеология» является более узким, так как идеология фиксирует только то, что четко выходит на социальные отношения и противоречия, а также на социальные действия. Идеология самым тесным образом связана с политикой. В Новое время идеология выступает детерминантой политики и определяет выбор социально-значимых целей, социальные действия и индивидуальное поведение.
Идеология – это систематизированная, теоретически оформленная совокупность идей, которые выражают и защищают определенные социально-классовые интересы. Ибо социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. Идеологии подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность. Даже самый добросовестный исследователь, который стремится быть объективным, не может быть равнодушным, так как для человека характерно ценностное отношение к миру, и у него возникают ценностные ориентиры, социально-политические симпатии и антипатии.
Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается особенно сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная «призма», через которую социальные слои смотрят на мир.
В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу.
Но идеология – это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.
Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Идеологические конструкции – это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.
Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.
Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических деятелей. Содержанием политических идеологий является область ценностных суждений, имеющих силу веры. В содержание идеологии входят идеи, идеалы, ценности, которые оформляются концептуально.
Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна воздействовать на общественное сознание и порождать политические движения. Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирование их поведением путем воздействия на сознание. Идеология наделяет смыслом действия социальных слоев, классов, отдельных личностей в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывает к жизни определенную практику.
Политическая идеология не просто выражает в систематизированной форме социально-классовые интересы, но и призывает защищать эти интересы с помощью политической власти.
Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.
На политическом уровне идеология обретает форму идеологической доктрины. Белорусская идеологическая доктрина является мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях. Формой существования нашей идеологической доктрины является национальная идея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.
Однако белорусская идеологическая доктрина, или национальная идея, как мировоззренческая основа государственной идеологии, составляет ее очень важную, существенную, но все же часть идеологии белорусского государства. Если же подходить к анализу идеологии системно и рассматривать ее как системную конструкцию, как системную модель, необходимо учитывать все сферы жизнедеятельности нашего государства и белорусского пути развития.
Итак, правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующем разделе книги.
Следующей составной частью Белорусской идеологии государства является белорусская политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская политическая система основана на Конституции Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития со стороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков.
Четвертой составляющей, или составной частью идеологии белорусского государства, является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, о которой было сказано выше. Это – мировоззренческая основа идеологии государства.
На сегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.
Что касается диалога ученых и специалистов по поводу, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, то такой документ нужен, но конкретный, в виде концепции государственной идеологической политики. Этот документ должен быть конкретизирован на уровне отраслей, ведомств и регионов в виде программ информационно-аналитического обеспечения государственной идеологической политики. Программа должна включать четкие параметры: цель, задачи, сроки, проблемы, приоритеты, нормативную базу, механизмы реализации, ресурсы оценку эффективности идеологической политики.
Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:
1) теоретико-методологический (базис системы). Цель – определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;
2) процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;
3) институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие;
4) инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель – определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.
Способ взаимодействия элементов системы показывает, что, если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.
Контрольные вопросы
1) Как возник термин «Идеология»?
2) Какова трактовка идеологии с точки зрения марксизма?
3) В чем отличие идеологии от религии и философии?
4) Каково основное содержание политической идеологии?
5) Каковы функции политической идеологии?
6) Каково отличие идеологии государства от идеологии, либерализма, консерватизма, социализма?
7) Какова структура и компоненты идеологии белорусского государства?
Литература
1) О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003.
2) Маннгейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
3) Зиновьев А. Запад. Кризис западнизма. – М., 1995.
4) Сирота Н. Современные политические идеологии. – СПб., 1995.
5) Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2. С.5–23.
6) Май А.В. Модели господствующей идеологии. – Иерусалим, 1997.
7) Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1–2.
Лекция 2. Истоки идеологии белорусской государственности
Основные понятия:
Национальная государственность; восточнославянские племенные союзы; древнерусская народность; Великое княжество Литовское; этническое самосознание белорусов; Речь Посполитая; религиозно-национальная борьба; белорусское общественно-политическое движение; национально-демократическое течение; западноруссизм; Белорусская народная республика; Белорусская Советская Социалистическая Республика; Литовско-Белорусская ССР; второе провозглашение БССР; Союз Советских Социалистических Республик; Декларация о государственном суверенитете; право на самоопределение; концептуальные подходы к дальнейшему развитию белорусской государственности; социально ориентированное государство.
Контрольные вопросы
1) Имеет ли идея белорусской государственности общероссийские корни, то есть, входили ли существовавшие до ХШ века на территории, составляющей нынешнюю Беларусь, государственные образования (земли – княжества) в состав Древнерусского государства, каковы исторические границы их развития?
2) Имеет ли Республика Беларусь историческое и юридическое право считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского (вторая половина ХШ ХЦІ вв.)?
3) Сохранил ли белорусский народ формы своей государственной жизни в составе Речи Посполитой (ХУП ХУШ вв.) и какое значение для становления и развития идеи белорусской государственности имело включение Беларуси в состав Речи Посполитой?
4) Имеет ли положительное историческое значение вхождение Беларуси в состав Российского государства, а, следовательно, скажется ли это вхождение в состав России, а затем и в Советский Союз на становление и развитие государственности белорусского народа?
5) Какое историческое значение имела БССР для становления и развития белорусской нации на протяжении всего XX столетия?
6) Аккумулирует ли формирующаяся современная идеология белорусского государства опыт и традиции из истории прошлого народа Беларуси?
Литература
1) Астаповский В.Е., Божанов В.А., Малиновский В.И. История белорусской государственности: Учебное пособие.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
2) Андреев И.Л., Никитенко П.Г. Россия и Беларусь: Аспекты современной геополитики. -Мн., 2002.
3) Бабосов Е. Цивилизационный выбор Беларуси //Бел.думка. 2001. № 3.
4) Беларусь на мяжы тысячагоддзяў. -Мн.: БелЭН, 2000.
5) Гісторыя Беларусi ў кантэксце еўрапейскай цывілізацьі: Дапаможнік/ У.Я.Казлякоў, С.В.Марозава, У.А.Сосна і інш.;Пад рэд. Л.В.Лойкі. Мн.: РІВШ БДУ, 2003.
6) Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч. 1. Са старажытных часоў да канца ХУШ ст.: Курс лекцый/ І.П.Крэнь, І.І.Коўкель, С.В.Марозава, С.Я.Сяльверстава, І.Федараў. -Мн.: РІВШ БДУ, 2000.
7) Гісторыя Беларусі.: У 2 ч. Ч. 2. ХІХ-ХХ стагоддзі: Курс лекцый/ П.І.Брыгадзін, У.Ф.Ладысеў, П.У.Зялінскі і інш. -Мн.: РІВШ БДУ, 2003.
8) Гісторыя Беларусі: Вучэбны дапаможнік у двух частках/ Пад рэд. Я.К.Новіка, Г.С.Марцуля. 2-е выданне, перапрац. і дап. - Мн: Універсітэцкае, 2000.
9) Дзмітрачкоў П.Ф. Беларусь у складзе Вялікага княства Літоўскага. Другая палова ХУ1 – першая палова ХУІІ стст.: Вуч.дап. -Магілеу: МДУ імя А.А. Куляшова, 2003.
10) Доўнар-Запольскі М.В. Асновы дзяржаўнасці Белару-
сі. -Мн.: ВПП Дзяржэканомплан Рэспублікі Беларусь, 1994.
11) Довнар-Запольский М.В. История Беларуси.-Мн.: Беларусь, 2003.
12) 3агарульскі Э.М. Заходняя Русь 1Х-ХШ стст.-Мн., 1998.
13) Ігнатоускі В.М. Кароткі нарыс гісторьі Беларусі. -Мн.: Беларусь, 1991.
14) Марцуль Г.С., Сташкевіч М.С. Гісторыя Беларусі: Насельніцтва. Фарміраванне і вызначэнне этнічных і дзяржаўна-адміністратыўных межаў. Беларускае замежжа: Вуч.дапамож-
нік. -Мн.: РІВШ БДУ,1997.
15) К единому государству: о создании российско-белорусского союзного государства/ Под ред. Г.В.Осипова и С.Н.Бабурина). -М.: РАДОН-ПРЕСС, 2001.
16) Круталевич В.А. История Беларуси: становление национальной государственности. -Мн.: ИООО «Права и экономика», 1999.
17) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с из-
менениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. -Мн., 1997.
18) Лукашенко А.Г. За сильную и процветающую Беларусь: Доклад на втором Всебелорусском народном собрании //Советская Беларусь. 2001 22 мая.
19) Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекция Президента Республики Беларусь в Белорусском государственном университете, Минск, 14 марта 2003 г. -Мн.: БГУ, 2003.
20) Мельник В.А. Республика Беларусь: Власть, политика, идеология. 2-е изд., испр. и доп. -Мн.: Тесей, 2000.
21) Мельник В.А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции. -Мн.: Тесей, 2002.
22) Мельник В.А. Белорусская идея и национальная государственность. -Мн.: БАПН.
23) Майхровiч А. Які ен, шлях Беларусью да дэмакратычнай дзяржавы? -Мн., 1996.
24) Майхровіч А.С. Нацыянальныя духоўныя традыцьі і беларуская ідэя //Гуманітарныя і сацыяльныя навукі на зыходзе ХХ стагоддзя. -Мн., 1998.
25) Мясникович М. За идеологию, выражающую правду жизни, защищающую интересы народа //Бел.думка. 2000. c 5.
26) Пашута В.Т. Флория Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и судьбы дальневосточного славянст-
ва. -М.: Наука, 1982.
27) Пилипенко М.Ф. Возникновение Белоруссии: новая концепция. -Мн.: Университетское, 1991.
28) Решетников С.В. Распад СССР и национально-государственная политика Республики Беларусь //Гуманітарныя і сацыяльныя навукі на зыходзе XX стагоддзя. -Мн., 1998.
29) Сташкевич Н.С. Исторические аспекты белорусской государственной идеологии //Кулешовские чтения. Материалы научно-практической конференции: Тезисы докладов. -Могилев, МГУ им. А.А.Кулешова, 2001.
30) Сташкевич Н.С. К вопросу формирования государственной идеологии в Беларуси //Славянский мир и славянские культуры в Европе и мире: место и значимость в развитии цивилизаций и культур (история, уроки, опыт, современность). Материалы международной научно-теоретической конференции. Часть 2,. 31 октября – 1 ноября
2002 г. УО «Витебский государственный университет
им. П.М.Машерова. /Ред. кол.: В.А. Космач (гл.ред.), Г.Н.Яковлева, А.В.Русецкий и др. -Витебск, издательство ВГУ
им. П.М.Машерова, 2003.
31) Сташкевич Н.С. Революция 1917 года и два пути национально- государственного строительства в Белоруссии //Россия в ХХ веке: Реформы и революция: В 2-х т. Т. 1/ Под общ.ред. Г.Н.Севостьянова; Сост. С.М.Исханов. -М.: Наука, 2002.
32) Сташкевич Н., Козляков В. Исторический путь белорусского народа //Бел.думка. 2003. а 3, е 4.
33) Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период: Учебное пособие. -Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.
34) Фроянов И.Я. Начало русской истории. Избранное. -М.: Издательский Дом «Парад», 2001.
Лекция 3. Становление идеологии белорусского государства
Основные понятия:
Государственный суверенитет; Верховный Совет; верховенство Конституции и законов Беларуси; социалистическая система; перестройка; демократизация; кадровая политика; политическая монополия; национальные элиты; политические партии и движения; политический процесс; трансформация политической системы; Содружество Независимых Государств; Президент; форма правления; устройство государственной власти; «двоевластие»; исполнительная ветвь власти; принцип разделения властей; президентская вертикаль; референдум; изменения и дополнения к Конституции Республики Беларусь; президентская республика; интеграция; Союзное государство.
Таблица 1
Уровень поддержки населением деятельности властей в различных областях (в процентах к числу опрошенных)
Направления деятельности | Годы | Поддер- живаю | Не поддер-живаю | Трудно сказать |
Область ценовой политики | ||||
Социальная защита населения | ||||
Реорганизация органов власти | ||||
Борьба с коррупцией, преступностью | ||||
Поддержка предпринимательства | ||||
Оплата труда | ||||
Защита гражданских прав и свобод | ||||
Защита интересов белорусского народа на международной арене | ||||
Наведение порядка и дисциплины в обществе | ||||
Здесь снова возникает проблема совершенствования социального механизма формирования представительных органов власти. Мировая практика знает два пути решения данной проблемы: в первом случае предусматривается снижение избирательного ценза, во втором – принятие комплекса мер по повышению явки избирателей к урнам. Первый вариант активно обсуждался в процессе выборов 1995 года всеми ветвями власти. В ходе полной драматизма борьбы избирательный ценз не был снижен. Второй вариант просто не рассматривался, поскольку «доперестроечная» практика морального принуждения к участию в выборах ранее была решительно осуждена и отвергнута. Следует при этом отметить, что во многих цивилизованных странах существует не только моральная, но и административная ответственность за систематическое игнорирование выборов.
Накануне выборов в местные органы власти в 1999 году избирательный ценз был все-таки снижен, что вывело республику из периодически повторяющегося избирательного марафона. Одновременно практика проведения указанных выборов со всей очевидностью показала, что актуализировалась другая, не менее острая, проблема участия в выборах оппозиционных партий.
Представляется, что исходя из здравого смысла активисты оппозиционных политических партий пусть лучше «воевали» бы на заседаниях представительных органов власти, чем на улицах, митингах и т.п. Кроме того, практическая деятельность в представительных органах власти, работа с людьми объективно уменьшит энтузиазм и снимет налет экстремизма у таких активистов. Наконец, стране нужны активные и подготовленные кадры, и работа в представительных органах власти в этом плане является хорошей школой.
Контрольные вопросы
1) Какими причинами был обусловлен распад советской государственности?
2) Как воспринимало население нашей страны деятельность политических элит по изменению существующей политической системы?
3) Дайте краткую характеристику социально-экономической и политической ситуации в Беларуси в начальный период формирования идеологии белорусской государственности.
4) Почему политической элитой было принято решение о переходе к президентской форме правления? Как оценивало население и лидеры политических партий переход к президентской форме правления?
5) В чем состояла суть конфликта, возникшего между ветвями власти в 1996 году? Как он был воспринят гражданами республики?
6) Охарактеризуйте круг социально-экономических и политических проблем, которые сохраняют свою актуальность в современный период укрепления белорусской государственности?
7) Каковы основные этапы становления союзного государства Беларусь – Россия?
Литература
1) Беларусь и Россия: организационно-правовые основы интеграции (1996–2001 гг.) / Л.П.Козик, М.В.Мясникович, А.М.Абрамович и др. – Мн.: Полымя, 2001.
2) Бущик В.В. Хотим перемен? Неман. 2002. №2.
3) Бущик В.В. Социально-экономические и политические преобразования в Беларуси в постсоветский период: социолого-политологическая оценка // Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологический анализ: Сб.науч. тр. – Мн., 2000. (Вып. 2).
4) Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. – Мн.: Академия МВД РБ, ОНИГН НАНБ, 1998. – 240с.
5) Рубанов А.В. Беларусь после президентских выборов: необходимость и перспективы либерализации // Россия в условиях трансформации: историко-политологический семинар: Материалы. Выпуск № 15–16. С.110–131.
6) Гісторыя Беларусі: У 2-х ч. Ч.2. ХIХ–ХХ стагоддзі: Курс лекцый / П.І. Брыгадзін, У.Ф. Ладысеў, П.І. Зялінскі і інш. – Мн.: РІВШ БДУ, 2002. С.561–579.
Составными элементами коммунистической идеологии являются коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком.
Коммунистическая идеология развивалась и формировалась в различных социально-исторических и национально-культурных условиях.
Практическая реализация коммунистических идей связана с Октябрьской революцией в России. В настоящее время многие ученые считают, что коммунизм, в конечном счете, не выдержал испытания историей и потерпел поражение в споре с капитализмом. Но это слишком поверхностное и конъюнктурное понимание поражения социализма в СССР и распада великой державы. Когда говорилось, что эксплуатация труда, отчуждение человека от средств производства и власти существовали и при социализме, то, в первую очередь, следует различать природу этого явления в противоположных системах общественного устройства.
Отчуждение при социализме лежит совсем в другой сфере, чем отчуждение при капитализме. Поэтому необходимо понимать социальные условия преодоления этого отчуждения. В капиталистическом обществе снятие отчуждения невозможно без замены частной собственности на средства производства общественной собственностью. В социалистическом обществе, где эта социальная несправедливость снята в результате политической и экономической революции, преодоление отчуждения человека от средств производства и власти предполагает такое культурное развитие личности, когда последняя внутренне способна на самоконтролирование всей своей жизнедеятельности по принципу собственной ответственности за социальное неустройство человеческой жизни. Проблема отчуждения в социалистическом обществе – это, в первую очередь, проблема культурная и нравственная, ибо абсурдно говорить о создании нового социального устройства, если всю обязанность по его созданию возложить на коммунистические институты, и стоит только человеку войти в это готовое коммунистическое царство, чтобы он стал и культурным, и хозяином, и свободным.
Президент А.Г.Лукашенко на семинаре по идеологии отметил, что «провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе – стремление к равенству и социальной справедливости. Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете»[44].
Следует отметить, что с коммунистической идеологией Беларусь прожила почти весь двадцатый век. Все события всемирно-исторического значения – освобождение Европы от фашизма, распад колониальной системы империализма и образование независимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке, первый искусственный спутник Земли, полет первого человека в космос – также отмечены печатью коммунистической идеологии.
Социалистическая Белоруссия в исторически кратчайшие сроки совершила гигантский скачок в своем развитии, превратилась в одну из самых развитых стран мира с исключительно высоким экономическим, научным и культурным потенциалом. По индексу человеческого развития наша республика входила в состав самых развитых стран мира.
И для сегодняшней Беларуси такие коммунистические принципы, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость, высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, моральное поощрение человека, вполне могут входить в идеологию современного белорусского общества.
Таким образом, идеология белорусского народа органично включает в себя элементы идеологии коммунистической, консервативной, либеральной и социал-демократической.
Исторический процесс ведет не к разъединению, а к объединению народов. Интеграционная парадигма развития требует справедливых взаимоотношений между развитыми и развивающимися странами. Этот новый интеграционный взгляд, базирующийся на новой идеологии, предполагает, что настало время отойти от конфронтации и сформировать новое партнерство между всеми странами мира, основанное на взаимном интересе, на сотрудничестве, на гуманном коллективизме.
Для постсоветской Беларуси, как и для других постсоветских республик, характерна идеологическая пестрота, обусловленная наличием многопартийности. Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси можно разделять на три вида: 1) идеологии социалистической и левопатриотической ориентации; 2) прозападно-либеральные идеологии; 3) национал-экстремистские идеологии.
Специфика идеологической ситуации в Беларуси в современный период заключается в том, что оформление идеологических предпочтений белорусского народа было осуществлено инициативами Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на исторических референдумах 1995–1996 годов.
В результате экстремистские идеологии ушли из государственной политики, стратегический курс развития Республики Беларусь получил адекватную государственную символику, рациональную внутреннюю политику, грамотно выстроенные международные приоритеты, а исторический выбор Беларуси – национальные идеологические принципы и ориентиры.
Национальная идея является важнейшей систмемообразующей частью иделогии Белорусского государства. Президент А.Г.Лукашенко на семинаре по идеологии подчеркнул, что «для нас единственно верное решение – оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве», поскольку «собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа»[45].
Любая национальная идея, выполняющая консолидирующую функцию в рамках данной нации, характеризуется таким набором человеческих качеств, которые образуют меру данного национального характера, его золотую середину. Подлинно национальная идея специфицируется в историческом развитии данного народа и закрепляется в его национальном генетическом коде. В этом смысле национальной идеей нашего народа является идея духовного лидерства Беларуси в славянском мире. Как подчеркивал Президент А.Г.Лукашенко в своем докладе на семинаре по идеологии, «временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации. Ощущение этого предназначения может поднять наш народ на удивительные подвиги. Множество людей в России, в Украине и в других странах смотрят на Беларусь как на пример последовательной и самостоятельной политики»[46].
Общечеловеческие ценности как важнейшая составная часть мировоззренческой основы идеологии государства представляют собой определенную совокупность понятий, входящих в систему социальных наук и являющихся общими для социально-философского учения о человеке. Их теоретической разработкой и систематизацией занимается такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях.
Исторически формирование общечеловеческих ценностей происходило на заре человеческой цивилизации и было тесно связано с религиозно-нравственным мировоззрением. В европейской культурной традиции начало систематизации общечеловеческих ценностей связывается с Ветхим заветом, в виде так называемых десяти заповедей – религиозно-нравственных запретов убийства, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, требования почтительного отношения к родителям.
Аналогичная система общечеловеческих ценностей сложилась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, приверженность к середине – такова иерархия китайской системы ценностей. Китайская система ценностей своими корнями уходит в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием и практически без изменений функционирует в современном китайском обществе.
В христианстве общечеловеческие ценности были изложены в Нагорной проповеди Иисуса Христа. К ним относились требования равенства людей перед Богом, любви к ближнему, нестяжательства, нравственного самосовершенствования, искренности, отрицания лицемерия (фарисейства) и частной собственности.
Актуализация проблемы общечеловеческих ценностей характерна и для современного мира. В докладах Программы развития ООН сформулирована концепция развития человека на основе главных восьми целей мирового сообщества: ликвидации крайней нищеты и голода; обеспечения всеобщего начального образования; равенства между мужчинами и женщинами, сокращения детской смертности; улучшения охраны материнства; борьбы со СПИДом; обеспечения экологической устойчивости; формирования глобального партнерства в целях развития[47].
Национально-государственное самосознание как важнейшая составная часть мировоззренческой основы идеологии государства – это совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих сущность и специфику представлений членов национальной общности о своей истории, государственности, современном состоянии и перспективах своего национально-государственного развития, а также о роли и месте среди других национальных общностей и характере взаимоотношений с ними. Национально-государственное самосознание включает рациональное осознание своей принадлежности к нации и государству и эмоциональное, зачастую неосознаваемое чувство своей этнической идентичности, принадлежности к своей цивилизационной и государственной общности.
Национально-государственное самосознание лежит в основе того, что можно назвать духом, душой, ментальностью народа. В постижении национально-государственного самосознания важно придерживаться правила: не вкладывать в самосознание народа тех взглядов, представлений, чувств, которых сам народ не находит в своей истории. В этом плане, говоря о национально-государственном самосознании белорусского народа, можно выделить такие ментальные характеристики, которые зафиксированы в его исторической жизни, как: чувство братскости с русским народом; единство образа жизни, территориальной целостности, культурной и цивилизационной общности. Для национально-государственного самосознания белорусского народа характерно также признание сильной государственной власти, эволюционности преобразований, ориентации реформ на широкие слои населения, уважительного отношения к историческому прошлому страны, приверженность делу европейской и международной безопасности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества.
Патриотизм – любовь к родине – это еще один важнейший компонент идеологии государства. Он связан со строем чувств, мыслей и действий человека, направленных на служение интересам отечества, готовности защищать его от врагов. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалась на протяжении многих веков и коренится в его национальной матрице. Через патриотизм человек постигает смысл своей жизни, сопричастность мировому историческому процессу. Как говорится в «Повести временных лет», лучше на родине лечь костьми, чем на чужбине быть в почете! Именно любовь к родине делает человека по-настоящему счастливым. Ю.А.Гагарин говорил, что счастье – это тогда, когда у тебя есть Родина. Любовь к Родине сродни любви к матери. Когда плохо матери, тогда плохо и сыну, когда плохо Родине, тогда плохо и человеку. «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой». Это святое чувство, которое возвышает и облагораживает человека, делает его ответственным за социальное и государственное устройство. И где бы человек ни находился, Родина, как и мать, у него всегда одна.
Контрольные вопросы
1) В чем заключается специфика идеологии?
2) Каковы основные признаки либеральной идеологии?
3) Каковы особенности идеологии консерватизма?
4) Каковы специфические черты коммунистической идеологии ?
5) Каковы основные компоненты идеологии белорусского государства?
6) В чем, на ваш взгляд, заключается необходимость национальной идеи?
7) Какова национальная идея белорусского народа?
Литература
1) Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность, М.,1994.
2) Кастельс Мануель. Информационная эпоха. М.,2000.
3) Криштапович Л.Е. Идеология в современном мире. Мн., 2003.
4) Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси. Мн., 2003.
5) Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.-Соч.2 –е изд.Т3. М., 1955.
6) О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара работников респ. И местных гос. органов. Мн., 2003.
7) Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.,2002.
8) Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие и стратегические приоритеты. Мн.,2003.
Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
Понятие и политико-правовое значение суверенитета
Характеристика основ конституционного строя
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность Конституции? Назовите ее свойства и характер действия конституционных норм?
2. Можно ли говорить о существовании конституционного строя, исходя при этом из чисто формального признака – наличия в государстве Конституции?
3. Назовите виды суверенитета. Назовите особенности развития Беларуси, которые способствовали обретению ее независимости в начале 90-х годов XX столетия. Какие акты содействовали становлению государственного суверенитета Беларуси?
4. Почему человек, его права и свободы рассматриваются как высшая ценность и цель общества и государства?
5. Назовите характерные черты демократического правового социального государства?
6. Какие в основном Законе сформулированы экономические основы конституционного строя?
7. Назовите конституционные основы деятельности политических партий и общественных объединений.
8. Какие требования предъявляются правовому регулированию отношений между социальными, национальными и иными общностями.
Литература
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. –Мн.: Беларусь, 2000.
2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Минск. Интерпрессервис. 2003 г.
3. Василевич Г.А. Референдумы в Республике Беларусь и ее путь к независимости в конце ХХ столетия. Минск. 2002 г. Молодежное научное общество.
4. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий. Минск. Право и экономика, 2001 г.
ТЕМА 2 ДИНАМИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Лекция 6. Политическая культура и идеологические процессы
Основные понятия:
Политическая культура; характеристики политической культуры; когнитивная функция; аксиологическая функция; эмоциональная функция; интегративная функция; коммуникативная функция; регулятивная функция; воспитательная функция политической культуры; культура политического поведения; культура функционирования политических институтов; англо-американская политическая культура; континентально-европейская политическая культура; авторитарно-патриархальная политическая культура; тоталитарная политическая культура; политическая социализация, историко-культурное наследие; культурные ценности; духовные ценности.
Белорусское общество переживает сложный, противоречивый этап социально-исторической трансформации. Она охватывает как экономическую, социальную, политическую, так и духовную сферу, находит отражение в динамике идеологических процессов. Идеологические процессы, о которых в последнее время много говорится, не есть абстракция, иллюзорная конструкция человеческого воображения. Напротив – это объективная социальная реальность, характеризующаяся определенной закономерностью формирования и развития, хотя она и проходит через сознание людей и в значительно большей степени от него зависима по сравнению с другими общественными явлениями. Идеологические процессы органично связаны с политической культурой. С полным на то основанием можно утверждать, что политическая культура является одним из важнейших системообразующих элементов идеологии, одним из детерминирующих факторов идеологических процессов. Именно по этой причине столь серьезное внимание уделяется формированию политической культуры в процессе идейно-воспитательной работы.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение политической культуры.
2. Перечислите основные качественные характеристики политической культуры.
3. Назовите основные типы политической культуры.
4. Перечислите основные функции политической культуры.
5. Какую роль в жизни общества играет политическая социализация?
6. Какие Вы знаете трактовки идеологии?
7. Что представляет собой идеология в структурном отношении?
8. Какую роль играет идеология в общественной жизни?
9. Какими специфическими свойствами обладает идеология по сравнению с другими формами общественного сознания – философией, правом, моралью и др.
10. Кто является субъектом идеологии?
11. Место и роль идеологии в Беларуси как суверенном государстве.
12. Как соотносятся идеология и массовое сознание?
13. Как Вы понимаете идеологический процесс?
14. Должно ли государство вмешиваться в идеологический процесс?
15. Какие конкретные задачи в области идеологической работы были поставлены перед государственными институтами на мартовском (2003 г.) постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных государственных органов?
16. Каковы место и роль историко-культурного наследия в жизни белорусского народа?
Литература
1. Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси. Лекции, прочитанные в высших учебных заведениях Минска., Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь., 2003.
2. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь., 2003.
3. Майхрович А.С. Идеология. Сущность, назначение, возможности. Мн., 2001.
4. Мельник В.А. Государственная идеология. понятие, элементы, функции., Мн., 2002.
5. Модель устойчивого развития Республики Беларусь: идеология, система управления, механизм реализации в союзе с Россией. М.А.Ермолицкий, Е.П.Сапелкин, О.Г.Слука, А.Н.Тур, А.Т. Юркевич.-Мн.: Технопринт,1999. 144 с.
6. Слука А.Г. Нацыянальная iдэя. Сiстэмны аналiз праблемы. Мн.,2001.
Лекция 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
Основные понятия:
журналистика; средства массовой информации; коммуникация; социальная коммуникация; политическая коммуникация; государственная политика в сфере СМИ; пропаганда; информационное поле; государственные СМИ; государственно-общественные СМИ; СМИ организаций и структур гражданского общества; альтернативные СМИ; СМИ коммерческого характера; социальные функции СМИ.
Информация — это третье,
после массы и энергии,
Измерение материи.
Контрольные вопросы
1. Какую роль играла идеология в возникновении журналистики как социального и политического института?
2. Какими объективными и субъективными факторами обусловлено место и значение СМИ в политических и идеологических процессах?
3. Как Вы понимаете термин «медиатизация политики»?
4. Что такое медиатизация культуры?
5. Какую роль играет редукционизм в медиатизации науки?
6. Какие отношения регулирует государственная политика в сфере СМИ?
7. Что такое политическая коммуникация и каковы ее основные формы?
8. Каковы социальные функции СМИ?
9. В чем состоит сущность пропаганды как формы политической коммуникации?
10. Что включает в себя десятиступенчатая система анализа содержания пропаганды?
11. Что такое информационное поле Беларуси и какие в нем присутствуют социальные типы СМИ?
12. Каким образом должно трактоваться словосочетание «СМИ — четвертая власть»?
13. Какую роль играет телевидение в информационном поле Беларуси?
14. Чем характеризуется взаимодействие СМИ и структур власти?
15. На чем должна основываться деятельность СМИ с позиции идеологии белорусского государства?
Литература
1. Ананич Л.С., Воробьев В.П. Информационное пространство Беларуси. — Мн.: МФЦП, 2003. — 248 с.
2. Березин В.М. Политическая коммуникация в современных российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2003. №1. С. 101—118.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистики / Пер. с фр. — М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. — 159 с.
4. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. с фр. — М.: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 192 с.
5. Воробьев В.П. Система СМИ Беларуси. — Мн.: Изд. центр БГУ, 2002. — 252 с.
6. Дмитриев Е.И. Включенность населения Беларуси и ее отдельных регионов в аудиторию средств массовой информа-
ции. — Социально-политическая ситуация в Беларуси: региональный аспект: Сб. науч. тр. — Мн.: ИСПИ, 2001. С. 67—95.
7. Дмитриев Е.И. Региональные массово-политические СМИ в информационном поле Беларуси // Динамика общественного мнения о социально-политической ситуации в Беларуси: Сб. науч. тр. — Мн.: ИСПИ, 2003. С. 63—80.
8. Дмитриев Е.И. Социология журналистики: Конспект лекций. — Мн.: БГУ, 2001. — 150 с.
9. Дмитриев Е.И., Лазовик Н.И., Хурс М.Н. Выборы — 2003: Социологический анализ. — Мн.: ИСПИ, 2003. С. 76—108.
10. Дмитриев Е.И., Хурс М.Н. Беларусь: итоги и уроки президентских выборов 2001. — Мн.: ИСПИ, 2002. С. 184—206.
11. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. — М.: Алгоритм, 2002. — 256 с.
12. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Уч. пособие. — М.: Изд. РИП-холдинг, 2000. — 308 с.
13. Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход: Уч. пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРА-М», 2001. — 752 с.
14. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
15. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. С. 450—465.
Лекция 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
Основные понятия:
Общественная организация; профсоюз; право граждан на объединение в профессиональные союзы; экономические и трудовые права работников; Федерация профсоюзов Беларуси; политика; Трудовой кодекс Республики Беларусь; Генеральное соглашение; социальные гарантии; отраслевые профсоюзы; заработная плата; борьба с безработицей; охрана труда; реформирование профсоюзов; подготовка профсоюзных кадров; профсоюзная собственность; развитие профсоюзного движения; социальный диалог профсоюзов с Правительством; международное профсоюзное движение; социальное партнерство; Национальный совет по трудовым и социальным вопросам.
Важнейшим элементом политической системы являются общественные организации и движения. То есть социальные инструменты, позволяющие группам граждан влиять на принимаемые в государстве решения, отстаивать свои права. Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному принципу. Первейшая функция профсоюзов – обеспечение соблюдения интересов своих членов и оказание помощи государству в осуществлении его функций: регулировании социальных отношений, экономической и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы.
Место профсоюзов в политической системе государства определяется не только массовым характером движения в целом (это самое крупное общественное объединение в нашей стране), но и признанием их со стороны государства и объединений нанимателей как равноправных партнеров.
Преобразования в конституционно-правовом и социально-экономическом устройстве Республики Беларусь обозначили новые ориентиры для государства, общества, политических партий, общественных объединений. Права и свободы человека, гарантии их реализации конституционно признаны высшей ценностью общества и государства, а государство провозглашено демократическим социально-правовым. К числу основных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит право граждан на объединение в профессиональные союзы. Наделяя граждан правом объединяться в профсоюзы для защиты своих экономических и социальных интересов, Основной Закон Республики Беларусь тем самым создает базу для их профессионально-общественного самоопределения.
Защита экономических и трудовых прав работников – ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни.
Федерация профсоюзов Беларуси, действуя в рамках Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь
«О профессиональных союзах», других актов законодательства Республики Беларусь, выступает за:
· последовательное построение демократического социального правового государства;
· неуклонное повышение жизненного уровня населения страны;
· строгое соблюдение прав и гарантий трудящихся и профессиональных союзов;
· совершенствование социального партнерства;
· сохранение стабильности, гражданского мира и согласия в обществе;
· организационно-финансовое и кадровое укрепление профессиональных союзов.
Контрольные вопросы
1. Каково место профсоюзов в политической системе белорусского государства?
2. Каковы правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь?
3. Каковы особенности деятельности профсоюзов в переходный период?
4. В чем суть реформирования деятельности профсоюзов на современном этапе?
5. В чем сущность идеологического обеспечения профсоюзного движения в Республике Беларусь?
6. Каковы основные тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе?
7. В чем заключается суть социального партнерства?
Литература
1. Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекции прочитанные в ВУЗах Минска. Мн., 2003.
2. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2003.
3. Лутохина Э.А. Социально-ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
4. Михеев В.А. Основы социального партнерства .-М.: Экзамен, 2001.
5. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений / Под. ред. В.Н.Киселева.-М.,1997.
6. Социальный менеджмент/Под. ред. В.Д.Валового.-М.,1999.
7. Коллективный договор в странах запада: Сб. обзоров. М.:ИНИОН РАН, 1998.
8. Михеев В.А. Политика социального партнерства Ч.1-2.-М., 1999.
9. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухстороняя модель. - М.,2001.
10. Эрхард Л. Благосостояние для всех/ Пер. с нем. - М.,1992.
11. Социальная сфера жизни и политика. - М.,1998.
12. Шахмалов Ф. Теория государственного управления. - М.: ЗАО «Экономика», 2002.
Контрольные вопросы
1. Что такое выборы, и какие функции они выполняют в обществе?
2. Каковы права и обязанности избирательных комиссий?
3. Каковы основные отличия мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
4. Какой тип избирательной системы законодательно закреплен в Республике Беларусь?
5. Каковы правила предвыборной агитации?
6. Имеют ли право кандидаты в депутаты использовать средства массовой информации для предвыборной агитации?
7. Кем финансируются выборы в Беларуси?
Литература
1. Выборы: правовые основы, избирательные техноло-
гии. – Мн., 2000.
2. Денисюк Н.П. Избирательная система Республики Беларусь. – Мн.: Оракул, 1997. 63 с.
3. Доклад о развитии человека за 2002 год / Издано по заказу ПРООН. – Нью-Йорк: Оксфорд юниверсити пресс, 2002. – 277 с.
4. Избирательный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2000. – 167 с.
5. Лебедева М.М. «Воронка причинности» в электоральных исследованиях // Полис. 2002. №5.
6. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. – М., 1998.
7. Соловьев А.И. Политическая коммуникация // Полис. 2002. № 3, 6.
8. Сторожев Н. Избирательный закон // Судебный вестник. 2000. № 2.
9. Тузиков А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
|
Авторский коллектив
Основы идеологии
Белорусского государства
Курс лекций
Часть I
– Конец работы –
Используемые теги: основы, идеологии0.047
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основы идеологии
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов