рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Полотняно‑Заводский лицей

Полотняно‑Заводский лицей - раздел Образование, Лариса Сергеевич Черкашина Наталия Гончарова   Все Началось С Удивительной Выставки – Посвящалась Она Миру Д...

 

Все началось с удивительной выставки – посвящалась она миру детства ушедшей эпохи и проходила в начале девяностых в Москве, в Доме художника на Крымском валу.

Чего там только не было! Деревянные лошадки и глиняные свистульки, фарфоровые куклы и картонные лото, потешные шахматы и полки оловянных солдатиков – все эти старые игрушки, столь любимые некогда и безымянными крестьянскими ребятишками, и будущими российскими венценосцами, буквально заполонили огромное выставочное пространство. Старинные буквари, портреты, книжки, рисунки… Поистине, утерянный мир детства иной, неведомой цивилизации каким‑то чудом материализовался вдруг в центре Москвы…

Пробродив по залам несколько часов кряду и собравшись было уходить, в самом низу большой стеклянной витрины я увидела раскрытую детскую тетрадку. И, скорее всего, прошла бы мимо, если бы не табличка. Она по музейному скупо уведомляла: «Ученическая тетрадь Натали Гончаровой. 1822 г. Орешковые чернила». Встав почти на колени, попыталась разобрать записи:

 

Дни юности! быстро вы, быстро промчались!

Исчезло блаженство, как призрак во мне,

А прежние скорби на сердце остались,

Зачем же и сердце оставлено мне?

 

Почему десятилетняя девочка запомнила и переписала эти совсем не детские стихи в свою тетрадку? Дальше шли и вовсе поразительные строки: «Стихи столько же свойственны нашему языку и столько же приятны для слуха, сколько ямбические и хореические…»

Неужели это написано будущей избранницей поэта, первой московской красавицей Натали Гончаровой?! Девочка, почти ребенок, она различает уже стихотворные размеры… Это случайное открытие тогда просто ошеломило меня. Но в выставочной суете я почему‑то не удосужилась узнать – где хранится и кому принадлежит эта всплывшая из таинственных глубин детская тетрадь…

Незаметно пролетел год. Наслоились новые заботы, дела, впечатления. Но мысль о той старой тетрадке занозой сидела в моей памяти. И вот он, благословенный случай! Как всегда нежданно, позвонил мой добрый знакомый Игорь Глебович Гончаров, прямой потомок Дмитрия Гончарова, старшего брата Натали. Он собирался в Полотняный Завод на встречу с рабочими местной бумажной фабрики (кстати, Полотняно‑Заводская фабрика работает уже три столетия!), пригласил и меня.

…Стоял яркий мартовский день. Старый гончаровский парк, разбуженный весной, потихоньку оживал. Оживал и старинный родовой дом. Реставрационные работы в нем недавно завершились, и в комнатах остро пахло свежей побелкой и краской. Игорь Глебович, старший из Гончаровых, любезно согласился стать моим гидом.

Мы проходили анфилады комнат возрожденного дворца, каждая из которых хранила былое название.

– Это «мраморная» комната, она была подготовлена к приезду в Полотняный императрицы Екатерины II в бытность еще Афанасия Абрамовича, патриарха нашего рода, владельца многих ткацких и бумажных фабрик.

Эта комната называлась «китайской», стены ее были затянуты тканью с гирляндами цветов и экзотическими птицами, а вдоль овальной стены стоял длинный диван, тоже овальный, с мягкими подушками… Здесь, при входе в кабинет, слева от этой двери висел портрет Дантеса, а справа – портрет Пушкина. И поэт, и его убийца приходились зятьями Дмитрию Гончарову…

А тут, – Игорь Глебович указал на небольшую угловую комнату, – по рассказам, был классный кабинет, и дети‑Гончаровы брали уроки…

Я поинтересовалась, откуда он так хорошо знает дом, жить в котором ему не довелось.

– От отца. Отец Глеб Дмитриевич Гончаров, сын последнего владельца майората, прекрасно помнил расположение и названия всех комнат. Его даже просили работники архива сделать подписи к фотографиям 1913 года, единственным, где запечатлены интерьеры гончаровского дома. Старые снимки и сейчас там хранятся.

– Где? В каком архиве?

– В архиве древних актов, в Москве. Там же, где и весь семейный фонд Гончаровых.

Первый же день работы в Российском Государственном архиве древних актов, старинном особняке, что вот уже более ста лет смотрит окнами на Большую Пироговскую, бывшую Царицынскую (в пушкинское время – Девичье поле, где однажды поэт был на гулянии по случаю коронации Николая I), принес удачу – в фонде Гончаровых значились тетради Натали. И спустя несколько дней томительного ожидания три увесистых тома сброшюрованных детских тетрадок легли на мой читательский стол…

История – дама с причудами: ныне в особняке на Большой Пироговке хранится и перешедший туда архив Коллегии иностранных дел, документы которого Пушкин тщательно изучал во время работы над «Историей Петра» и где даже на одном из дел вроде бы сохранилась его пометка.

«В Архивах я был, и принужден буду опять в них зарыться месяцев на 6; что тогда с тобою будет? – писал поэт жене из Москвы в мае 1836‑го. – А я тебя с собою, как тебе угодно, уж возьму».

Теперь, быть может, на соседних стеллажах рядом с древнейшими манускриптами хранятся и ученические тетради Наталии Гончаровой. На их последних страницах, исписанных круглым детским почерком, синеют маленькие прямоугольники штампов: «Государственный архив древних актов». Детские Наташины тетрадки тоже стали достоянием истории, документами государственной важности. И доподлинно свидетельствуют, что у Натали Гончаровой, избранницы поэта, тоже был свой лицей, – Полотняно‑Заводский. Никому, правда, не ведомый.

Так долго о невесте поэта говорили лишь как о «малообразованной шестнадцатилетней девочке»! В одной из чудом уцелевших тетрадок Наталии Гончаровой есть и ее сочинение о просодии – искусстве стихосложения, поражающее глубиной литературных познаний десятилетней девочки. В свои столь юные годы она могла не только отличить «ямб от хорея», но и достаточно свободно ориентироваться в русской поэзии.

Ученические записи хранят немало размышлений, любопытных заметок, поэтических описаний и наблюдений. В архивном собрании собраны тетради по всемирной истории, синтаксису, географии, античной мифологии. Все это – своеобразная лаборатория становления ее личности, духовного мира. Это ее шаги навстречу к Пушкину.

Да, случись все иначе, учили бы ее лишь рукоделию, танцам, правилам этикета, как то и принято было в дворянских семьях начала девятнадцатого века. И превратилась бы Натали Гончарова в милую уездную барышню, воспитанную на «чувствительных романах»…

Большинство ее записей на французском языке – и требуют особо бережного перевода. Это поистине бесценные сокровища – непознанная духовная Атлантида, – с помощью которых можно реконструировать мир детства ушедшей эпохи. И не дай Бог, если старые тетрадки исчезнут навсегда, истлеют, превратятся в прах. Ведь многие страницы рукописного наследия Наталии Гончаровой уже не читаются…

Когда я показала известному поэту и профессору Литературного института Владимиру Кострову сочинение юной Таши об искусстве стихосложения, он воскликнул: «Да этим премудростям я учу первокурсников, для девочки же – познания удивительные!»

Будто бы к ней обращены пушкинские строки:

 

Оставь, оставь порой

Привычные затеи,

И дактил, и хореи…

 

Жаль, что поэту не довелось видеть сочинение будущей избранницы.

 

«Любезный Соловей»

 

«Просодия учит стопосложению и механическому составу стихов…» – так начинает свое сочинение Наташа Гончарова и далее размышляет о том, чем различаются между собой ямб и хорей, дактиль и анапест, и в чем особенность пиррихия.

Пишет «о стихе дактило‑хореическом» и «анапестоямбическом», о рифмах, кои «разделяются на мужские и женские, на богатые и полубогатые», и о том, как «сочетание мужских стихов с женскими производит красоту в стихотворстве».

Приводит в пример неровные стихи, которыми «по большей части пишутся басни и сказки»:

 

…Хор галок и ворон. Они и день и ночь

Кричат, усталости не знают,

И слух людей (увы!) безжалостно терзают.

Что ж делать Соловью? лететь подале прочь. –

Жестокие врали и прозой и стихами!

Какому Соловью петь можно вместе с вами!

 

И как неожиданно сбылись те строки, что когда‑то Натали девочкой записала в ученическую тетрадку:

Теперь, в этих безыскусных строках старой басни чудится некое предчувствие беды…

Суть ее проста и гениальна: никогда истинному певцу не ужиться с крикливым вороньим хором.

 

Какому Соловью петь можно вместе с вами!

 

Это последняя строка. Перевернута страница, тетрадь закончилась. А чуть ранее, вот оно, двустишие:

 

…звезду златую

Смерть сорвала.

 

В тетрадке по русской грамматике – тоже неожиданная строка: «На тебе рука моя!»

Будто бы Наташе Гончаровой все было ведомо уже тогда!

Нет, поистине, в двадцать первом столетии, когда о судьбе Наталии Гончаровой столь много известно, эти ее детские записи несут некий сокровенный, провидческий смысл. «Бывают странные сближения», – некогда заметил поэт.

Но кто же автор басни? Известно лишь, что была она напечатана в первом русском альманахе «Аониды» за 1796 год. Ни литературоведы, ни знатоки поэзии, ни пушкинисты не могут с точностью назвать автора трагической басни, которая запала в душу будущей жене великого поэта.

Возможно, кто‑либо из баснописцев, популярных в то время в читающем обществе, – Иван Хемницер, Иван Дмитриев, Александр Измайлов.

Кто осмелится продолжить поиск и с достоверностью назвать поэта‑баснописца? Это было бы важным, чтобы полнее постичь духовный мир избранницы Пушкина.

 

«Что от небес одарена»

 

В тиши затерянной в калужских лесах усадьбы и в московском доме на Большой Никитской свершалось неприметное чудо: маленькая Таша Гончарова день за днем прилежно исписывала тетрадь за тетрадкой, благо бумаги было вдосталь, и бумага была своя, «гончаровская», лучшая в России.

И заполнялись чистые страницы, и в детскую головку ложились знания о далеких странах и загадочных морских архипелагах, о мифах Древней Греции и основах российского синтаксиса, о походах персидского царя Дария I и правилах французской грамматики.

Таша Гончарова не по‑детски рассудительна: «Говорить и писать значит сравнивать и судить; а потому слова должны быть в таком порядке, в каком понятия рождаются одному от другого…» Она имеет свое мнение, и ей не может нравиться, что «Плутарх, описывая поход греков под предводительством Александра, говорит неправильно, удаляет от главного предмета введением многих вставочных речей…». Она уже знает, что «связь понятий зависит от состояния души», и разбирает, как избежать сбивчивости «в живописной ораторской речи».

Мелькают дни и месяцы 1821 года. Таша Гончарова только‑только начинает постигать школьные премудрости, а ее будущий избранник – уже признанный автор «Руслана и Людмилы». В этом году о нем, как о подающем надежды русском поэте, появляется первый хвалебный отзыв в парижском литературном журнале. И тогда же, весной 1821‑го, он приступает к своей поэме «Бахчисарайский фонтан», принесшей ему новую громкую славу.

За плечами Александра Пушкина – Царскосельский лицей, первое путешествие на Кавказ и к «брегам Тавриды», служба в Бессарабии, увлечения, разочарования и загадочная «утаенная любовь»…

Что это – мистика, перст судьбы? Десятилетняя (девятилетняя ли?) Таша записывает в своей аккуратно разлинованной тетрадке: «Кто хочет писать Русские стихи, тот должен иметь предварительное понятие о стопе, о рифме, о строфе или куплете…»

Она пишет о шестистопных и пятистопных стихах дактило‑хореических, которыми «писали старинные наши стихотворцы» и где «последняя стопа в стихе была всегда хорей, а предпоследняя дактиль». Приводит в пример написанные «шестистопными стихами ямбическими» поэму Хераскова «Россияда», философское послание Ломоносова к графу Шувалову «Письмо о пользе стекла», трагедии Княжнина.

По удивительному совпадению в 1822 году Пушкин приступает к первой песне своей так и неоконченной поэмы «Вадим» – защитнике славянской свободы, восставшем против варяга Рюрика. Поэта вдохновила известная тогда трагедия Княжнина «Вадим Новгородский». Ее, верно, читала и Наташа.

Таша Гончарова отличает особенности пиррихия и анапеста, знает, сочетания каких стихов «производят красоту в стихотворстве». Переписывает отрывок из богатырской сказки, в коей Илья Муромец не советует витязям «стихо‑рифмодетелям» взбираться на Парнас.

 

Нет! Парнасе гора высокая,

И дорога к ней не гладкая…

 

Она знает, что пятистопные ямбические стихи «не очень употребительны, их можно найти только в баснях», и что «цезура бывает в них после двух первых, а иногда и после трех стоп».

Познания девочки в области стихотворчества скромными отнюдь не назовешь – ямб от хорея она без труда отличала с детства. Словно ее готовили как будущую избранницу поэта.

 

«Являться муза стала мне»

 

Еще одна ученическая тетрадь вложена в большой синий конверт. На обложке Наташа прописью выводит название нового предмета «Курс мифологии» и ставит дату – 23 мая 1822 года. Все записи девочка ведет на французском языке. Древние мифы проштудированы ею досконально – имена прославленных богов, богинь, героев Греции и Рима мелькают на тетрадных страницах.

«Музы обитают на Парнасе и на Геликоне, где бьет источник Гиппокрена и где обычно пасется конь Пегас, который имеет крылья и летает посредством их. Музы являются дочерьми Юпитера и Мнемозины, что означает Память, которая приходится дочерью <Урана> и […]. Музы вместе с Аполлоном покровительствуют искусствам и наукам; их девять, почему их и называют девятью сестрами или дочерьми <Мнемозины>; у каждой из них есть особое предназначение…» (Перев. с фр.)

В числе девяти мифических сестер Наташа называет Эрато – музу лирической поэзии и Каллиопу – музу поэзии эпической. Вероятно, не была ею забыта и Полигимния – муза торжественных песнопений, но край страницы уже не читается…

Не могла ведать тогда девятилетняя девочка, что вечно юные Парнасские девы уже покровительствуют ее будущему суженому, а сам он давно припал к Гиппокрене – источнику, дарующему вдохновение поэтам, что выбил копытом крылатый Пегас.

 

И светлой Иппокреной

С издетства напоенный…

 

…В мае 1822‑го Пушкин в Кишиневе, по словам Вяземского, «написал кучу прелестей».

 

Играй, Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали…

 

– пишет Александр Пушкин все в том же году, будто напутствуя неведомую ему, чудную девочку. Да и Наташе не дано было пока знать, что всего через несколько лет ей самой доведется предстать в облике Музы.

 

И в шуме света

Люби, Аделъ,

Мою свирель.

Она любила.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лариса Сергеевич Черкашина Наталия Гончарова

Наталия Гончарова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Полотняно‑Заводский лицей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Натальин день
  Шел 1812 год. В то грозное военное лето, когда на ратных полях решалась судьба России, произошло одно, неприметное тогда событие: в тамбовской глубинке, в имении Знаменское‑Ка

Знаменское‑Кариан и его владельцы
  Позднее, по разделу между наследниками, имение Знаменское‑Кариан перешло к сестрам Екатерине Ивановне и Софье Ивановне Загряжским, а Наталии Ивановне было выделено другое фами

Беды и радости Знаменки
  Есть несколько знамений, связующих место рождения жены поэта с ее дальнейшей судьбой. Имение Загряжских находилось ровно в 37 верстах от Тамбова, в том самом месте, где река Кариан

Наследница
  Судьба подарила мне встречу с Натальей Гончаровой. Уточню – Натальей Глебовной. Тезкой своей далекой тетушки красавицы Натали, в первом замужестве принявшей светоносную фамилию – Пу

Афанасий Николаевич Гончаров
  Родился в 1760‑м. Наследовал от деда Афанасия Абрамовича, пожалованного императрицей Елизаветой Петровной «за размножение и заведение парусных и полотняных фабрик» чином колле

Надежда Платоновна Гончарова, урожденная Мусина‑Пушкина
  Дочь майора Платона Ивановича, полного тезки и дальнего родственника всесильного графа в царствование Анны Иоанновны, родилась в 1765‑м. Принадлежала к одной из обедневших вет

Николай Афанасьевич Гончаров
  Родился в 1787 году. Получил превосходное образование, да и сам имел, видимо, недюжинные способности: Николай Гончаров владел несколькими европейскими языками, играл на скрипке и ви

Наталия Ивановна Гончарова, урожденная Загряжская
  Родилась в 1785 году. Ее отец, гвардейский генерал‑поручик Иван Александрович Загряжский, представитель старинной дворянской фамилии, скончался в год свадьбы дочери, в декабре

Тетрадь за тетрадкой
  Надо отдать должное родителям Таши – Николаю Афанасьевичу и Наталии Ивановне Гончаровым – всем своим шестерым детям: Дмитрию, Екатерине, Ивану, Александре, Наталии и Сергею, несмотр

Аннибал в Наташиной тетрадке
  Открываю следующую тетрадь по всемирной истории. Рим, Карфаген… Наташа описывает древние Пунические войны – долгую кровавую вражду между Римом и Карфагеном в третьем столетии до наш

Наставления
  Чем больше я вчитываюсь в страницы, исписанные ее рукой, перелистывая пухлые, почти академические фолианты сброшюрованных школьных тетрадей, тем более убеждаюсь, что не будь в ней э

ЛЮБОВНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ГЕНЕРАЛА ЗАГРЯЖСКОГО
  Где муки, где любовь? A.C. Пушкин   Вблизи Москвы есть словно затерянный мир. И далекое восемнадцатое столетие здесь предстает особенно зримым, почти

Удивительные заблуждения» дедушки Натали
  Он же и приступил к строительству фамильного дворца в Яропольце, задуманном в модном тогда готическом стиле. Вернее, к созданию грандиозного архитектурного ансамбля, включавшего сам

Баронесса из Дерпта
  Прошло несколько месяцев, и в том же 1785 году, у баронессы родилась дочь. Девочку окрестили и нарекли Наталией. Но век красавицы чужеземки был недолог. Словно вырванный с

Барышни Гончаровы
  В фамильной гончаровской летописи упоминается об одном необычном, почти мистическом случае – в спальне, куда вошла Наталия Ивановна, вернувшись из Москвы со свадьбы дочери, вдруг со

Как сладок юности покой!
  Преддверие встречи. Тайное сближение судеб. Время начало свой незримый отсчет…   Тайнопись «Полтавы»   Пройдет не боле

Царские комплименты
  В жизни избранницы поэта, сколь удивительно счастливой, столь и трагичной, было немало таинственных знамений и пророчеств, что ждут еще своей разгадки. И вот одно из них, по времени

Сват Толстой
  «Итак, я в Москве, – такой печальной и скучной, когда вас там нет. У меня не хватило духу проехать по Никитской», – признавался невесте поэт. Сколь много значила в жизни Пу

Воздыхатели и обожатели
  Не секрет – у первой московской красавицы Натали до замужества было немало воздыхателей. В их числе – и студенты Московского университета, целый кружок ее поклонников. Ими даже выпу

Монаршее слово
  Нет, за князя Мещерского Наталия Гончарова замуж не вышла. Не захотела. Не только Пушкин, как принято считать, но и она сама сделала свой выбор. И сделала его, робкая и пок

Потерянный альбом
  Май 1830 года. Как ждала и как боялась тогда приезда своего жениха Натали! Вот через Спасские ворота, что вели в усадебный двор, въехала дорожная коляска, и кони как вкопанные стали

Приданое Натали
  Внучки Афанасия Николаевича, в их числе и любимица Наташа, росли бесприданницами. И когда впервые Александр Пушкин, еще женихом, приехал в Полотняный Завод, «бронзовая бабушка», ста

ЧУДО БОЛДИНСКОЙ ОСЕНИ
  Мир вам, тревоги прошлых лет! A.C. Пушкин   «Что за проклятая штука счастье!»   Август 1830‑го выдался

Натальины сосны
  Наталия Николаевна никогда не бывала в Болдине – ни невестой поэта, ни его женой, ни вдовой… Но ее именем словно освящена вся неброская здешняя земля. Ее присутствие незримо, незаме

Венчание
  И вот в декабре 1830‑го Пушкин, вырвавшись из своего «болдинского заточения», вновь в Москве. Первый визит на Никитскую принес разочарование: Наталия Ивановна устроила поэту&#

ПОЭЗИЯ В ВЫИГРЫШЕ
    Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает…   A.C. Пушкин   Свадебное путешествие в мае 1831‑го – и

ТАЙНА СУПРУЖЕСКОЙ ПЕРЕПИСКИ
  Кто ей внушал и эту нежность, И слов любезную небрежность? Кто ей внушал умильный вздор… A.C. Пушкин   «Между тем пишите мне… – ваш

Заявление.
Об отмене частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях. В рукописном отделении Московского Румянцевского

Единственное письмо
  Хранитель рукописей Георгиевский утверждал: письма Наталии Николаевны были взяты из Румянцевского музея ее потомками. Такую вполне реальную возможность нельзя исключить, тем более ч

Профессор русской словесности
  В Пушкинском Доме среди великого множества именных собраний есть так называемый «Архив Плетнева». Петр Александрович Плетнев, один из ближайших друзей Пушкина. Поэт, литера

ЛУННАЯ НОЧЬ ДЛЯ НАТАЛИ
  Взошла луна над дремлющим заливом… A.C. Пушкин   «Знаменитый наш живописец»   В будущую, еще не написанную ле

Странствия лунной Марины
  Судьба картины загадочна. Каким‑то образом в семидесятых годах прошлого века она оказалась в Риге. О редкой находке тут же было сообщено в Феодосию, в Картинную галерею имени

Венчание в Лопасне
  Давным‑давно среди множества фотографий из отцовского архива, что достался мне по наследству, одна из них неизменно занимала меня. На добротной старинной карточке была запечат

Прощальный привет
  Через год, в мае 1861‑го, в семействе Гончаровых родится первенец Николай (его крестным станет Александр Пушкин, старший сын поэта), а Наталия Николаевна по настоятельной реко

Три сестры
  В тот военный год, когда Россия встала на защиту Болгарии, три сестры Гончаровы, племянницы Натали, жили еще вместе с родителями в Яропольце: ведь старшей из них, Екатерине, исполни

Традиции и реликвии
  Вопреки всем несчастьям старинный особняк вновь восстановлен! И наконец‑то обрел почетный музейный статус. Что ж, родовая усадьба Васильчиковых‑Гончаровых‑Пушкиных

Судьба Мадонны
  В свете шутили, поговаривали, что Пушкин женится, чтобы завести дома собственную мадонну. И сам он в порыве восторга писал о своей красавице жене и добавлял: «Женка моя прелесть не

Рафаэлево» трио
  В Эдинбург я стремилась давно. Конечно же, была наслышана о древней столице шотландского королевства, не похожей ни на один из городов мира, о величественном замке, возвышающемся на

Наталия Николаевна и русские императрицы
  …Царствуй, потому что ты прекрасна. Александр Пушкин – жене   «Двор от нее в восторге»   «Моя царица» – так п

Царственная подруга
  Санкт‑Петербург. Год 1841‑й. Царствование Николая Первого еще далеко до своего печального конца. В апреле Северная Пальмира широко празднует б

Хозяйка бала
  В жизни Наталии Николаевны, уже без Пушкина, знаменательных дней не так и много. И вот один из них, забытый как засохший цветок меж альбомных страниц, вдруг наполнился былой жизнью.

В предгорьях Словацких Карпат
  Бродзяны могли бы стать местом паломничества пушкинистов. Однако в стране, еще недавно называвшейся Чехословакией, в знаменитом курортном городке Карловы Вары, где мне довелось побы

Замок барона фон Фризенгофа
  Бродзяны неслучайно называют русским островком в Словакии. Александра Николаевна, приехав после замужества в это имение, расположенное в живописном краю Белых Карпат, постаралась за

Наталия, герцогиня Ольденбургская
  Племянница Наталии Николаевны, нареченная в ее честь, родилась 8 апреля 1854 года. Единственная дочь баронессы Александры фон Фризенгоф в юности получила прекрасное образование: вла

Кореонсис из Михайловского
  Давно предполагалось, что в Бродзянах хранились ранее альбом Александры Гончаровой с пушкинскими стихами и рисунками, ее дневники и, возможно, письма поэта к ней. В самом конце войн

ПРОЩАЛЬНЫЙ БАЛ В НИЦЦЕ
    О, этот Юг, о, эта Ницца!.. О, как их блеск меня тревожит! Жизнь, как подстреленная птица Подняться хочет – и не может…  

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
  «Прощай, жизнь моя, люблю тебя». Пушкин – жене   Что известно о последних днях и месяцах жизни Наталии Николаевны? Где жила, с кем встречалась, о чем

Христианка
  Истоки глубокой веры Наталии Николаевны – в ее детских годах. Рядом с усадебным домом в Полотняном Заводе возвышалась фамильная церковь во имя Спаса Преображения, возведенн

Царский духовник
  Ныне имя протопресвитера и доктора богословия, члена Святейшего синода Василия Борисовича Бажанова известно лишь историкам русской церкви. А когда‑то слово его было весомым: е

Небесная покровительница
  «Вчера были твои именины, сегодня твое рождение. Поздравляю тебя и себя, мой Ангел», – Пушкин всегда помнил о двух августовских днях, ставших знаменательными и в его жизни.

Легкие следы Натали
  «Что есть избранные судьбами…» Бесчисленные летописцы поэта расписали по дням и чуть ли не по часам его земное бытие, все тридцать семь лет драгоценной для России жизни ее гения. Сл

Древо жизни
  Пушкинская лира подобно библейскому ковчегу сберегла память тех, кто хоть единожды соприкоснулся с поэтом – и августейших особ, и сановных вельмож, и простых дворовых. Все они – тол

Слово правнука
  Так уж случилось, что я остался единственным правнуком Александра Сергеевича Пушкина и носителем родовой фамилии. Моя фамилия – лёгкая, весёлая, звучная. Скажешь – Пушкин,

О стопе
  Тот слог в слове, над которым при произношении делается ударение, называется долгим, а прочие короткими. Долгий слог означается (‑), а короткий… […] языке пять: ямб,

О стихе ямбическом
  Никакой стих не должен иметь более шести стоп. Самый даже шестистопный разделяется на две половины цезурою или сечением, дабы в два приема легче было прочитать […] Цезура сия бывает

О стихе дактилическом
  Шестистопных и пятистопных дактилических стихов нет, четырехстопные употребляются редко, а по большей части трехстопные и двухстопные. Женский дактилический стих […] […] &n

О стихе дактило‑хореическом
  Шестистопными и пятистопными стихами дактило‑хореическими писали старинные наши стихотворцы. Гекзаметры их в первых четырех стопах имели все дактили или все хореи или перемеши

О стихе анапесто‑ямбическом
  Анапесто‑ямбические стихи хотя редко употребительны, но есть шестистопные, пятистопные и даже четырехстопные […] с рифмами и без […] быть если бы и анапесты, но в шестой непре

СОЛОВЕЙ, ГАЛКИ И ВОРОНЫ
  Прошедшею весною Вечернею зарею В лесочке сем певал любезный соловей. Пришла опять весна; где друг души твоей? Ах, нет его! Зачем он скрылся?

Вместе с поэтом: именины и дни рождения Натали Пушкиной
  26–27 августа 1831 года. Натали празднует свое девятнадцатилетние на даче в Царском Селе впервые вместе с мужем. Пушкин завершает работу над «Сказкой о царе Салтан

Церкви, храмы и монастыри, связанные с именем Наталии Николаевны
  Святые места никогда не лишаются своей святости, какую они получили от сошедшей на них свыше Божественной благодати. Преподобный Максим Грек   Церков

Храмы и монастыри, в которых могла бывать Наталия Николаевна
  Никитский женский монастырь. Москва. Находился в начале Большой Никитской улицы, где стоял московский дом Гончаровых. Монастырь основан в XVI веке боярином Никитою

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги