рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Киевской Руси.

Искусство Киевской Руси. - раздел Образование, Древнерусское искусство Х-ХVII века До Конца Х Века На Руси Не Было Монументального Каменного Зодчества, Но Сущес...

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства в 988 году князем Владимиром Святославичем, начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце Х в. греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 г. Очень широко применялась для украшения киевских храмов мозаика.

В апсиде собора св.Софии в Киеве изображена Богоматерь Оранта ( молящаяся ). Когда под лучами света, падающими на её золотой фон, сверкает и пламенеет каждый кубик смальты, она производит неизгладимое впечатление. Опускаясь перед ней на колени, русский человек видел в Ней заступницу, всей своей мощью ограждающую его страну от бесчисленных врагов, и потому Её прозвали «Нерушимой стеной».

1. Собор св. Софии в Киеве. Интерьер. Середина ХI века. 1037-1054 гг.

 

Собор построен Ярославом в честь победы над печенегами, руками греческих зодчих. Этот храм появился на месте построенного княгиней Ольгой храма Премудрости Божией, сгоревшего в 1017 году. Вход в него ведет через Золотые Ворота, над которыми воздвигнут храм Благовещения. Стены сложены из рядов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства других храмов Киевской Руси. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чем сказались, вероятно, традиции деревянного строительства. В XI в. в Киеве было возведено еще несколько каменных построек, в том числе и светских. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Древнерусское искусство Х-ХVII века

Иллюстративный практикум... Введение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Киевской Руси.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Купола Софийского собора.
В истории древнерусского искусства мозаики Софии Киевской важны как свидетельство мощи и роскоши Киевской державы, ее стремления ни в чем не уступать Византии, как грандиозный живописный цикл, над

Фрески собора св. Софии в Киеве. Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагмент. Центральный неф.
  Среди фресок Софийского собора групповой портрет семьи Ярослава Мудрого представляет особую ценность. Четыре фигуры на южной стене широко известны как портреты дочерей Ярослава. Пор

Софийский собор в Новгороде Великом.
  В 1045 году супруга Ярослава Мудрого великая княгиня Ирина приехала в Новгород к своему старшему сыну, князю Владимиру Ярославичу, по случаю закладки собора Святой Софии и вскоре пр

Михайловский Златоверхий собор в Киеве.
Был посвящён архангелу Михаилу, считавшемуся покровителем Киева и княжеской дружины. Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве были созд

Мозаика Михайловского Златоверхого собора. Архидиакон Стефан.
    Контрольные вопросы: 1. Особенности формирования искусства древнерусского государства. Появление первых произведений искусства на территори

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше 1152 г.выстроенная князем Юрием Долгоруким.
  Одноглавые четырехстолпные крестово-купольные храмы с тремя массивными апсидами и фасадами, широко расчлененными плоскими лопатками. Стены лишены украшений, щелевидные окна - словно

Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197гг. XII век.
  При Всеволоде, брате Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего могущества. Построенный при нем Дмитриевский собор во Владимире должен был олицетворять его

Фрагмент резьбы Дмитриевского собора во Владимире. XII век.
  Особое место во владимирской архитектуре этого времени занимает Дмитриевский собор, возведенный в 1194-1197 годах в центре княжеского дворца. Он отличается богатством белокаменной р

Золотые ворота во Владимире. 1164 г.
  Одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью, - замечательно

Успенский собор во Владимире. 1158-1161 гг.
  Был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче, так, чтобы, видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой. Величественный, все вокруг превосходящий и себе под

Богоматерь Владимирская XII век. Хранилась в Успенском соборе города Владимира.
  Написанная в первой половине XII века, икона, названная у нас Владимирской Богоматерью, - не только самый замечательный дошедший до нас образец византийской станковой живописи, но и

Суздаль. Рождественский собор. Златые врата. Фрагмент.
  Это вершина Владимиро-Суздальского декоративно-прикладного искусства. Они созданы в 20-30-х годах XIII в., состоят из массивных досок, обитых снаружи медными листами, образующими пя

Шлем князя Ярослава Всеволодовича. Конец XII-начало XIII века.
  Украшенный рельефной чеканкой, очень близкой к резьбе Георгиевского собора, шлем князя Ярослава Всеволодовича, брошен им на поле проигранной сечи, Липецкой битвы 1216 года, где княз

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. Конец XII в
Каменная церковь возведённая в конце XII века за чертой Новгорода по указу новгородского князя Ярослава Владимировича не отличается пышностью форм и монументальностью. Между тем, эта церковь - нас

Храм Спасо-Преображения на Ковалеве. XIV век. После восстановительных работ.
Выстроенная новгородским боярином Онцифором Экабиным в 1345 году церковь Спаса на Ковалеве – один из интересных памятников переходного периода новгородского зодчества XIV века, в архитектуре которо

А. Храм Спасо-Преображения на Ковалеве XIV век. До восстановительных работ.
  Новгород, избежавший ужаса дикого татаро-монгольского разорения, стал жертвой разорения, ещё более яростного и губительного в своей обдуманной целеустремлённости, учиненного на наш

Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292 г. XIII век.
  Зодчие внесли новшества в традиционный тип четырехстолпного одноглавого храма кубической формы. Они заменили позакомарное покрытие трехлопастным, отказались от членения фасадов лопа

Башня в Детинце. Часозвоня. 1443 г. Восьмигранная башня на прямоугольном основании в Новгородском кремле. Часы были установлены в 1671 году.
Весь быт Новгорода Великого был озарён живописью, столь же лаконичной в своей графической точности, столь же ясной своим внутренним строем, столь же выразительной в каждой детали, как и новгородско

Святой Георгий. Икона XII века. Собор Юрьева монастыря под Новгородом.
10. Святитель Николай Чудотворец. Храмовая икона из церкви на Липне. 1294г. Алексей Петров. Это первое произведение русской станковой живописи, имеющее подпись художника.

Феофан Грек. Архангел Михаил. Фреска в церкви Спасо-Преображения в Новгороде.
Большой вклад в развитие монументальной живописи древней Руси внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал на Русь из Византии в 70-х годах XIV в. уже зрелым живоп

Феофан Грек. Макарий Египетский. Фреска церкви Спаса на Ильине 1378 г.
  Это грандиознейший образ новгородской монументальной живописи, образ, запоминающийся навсегда. Здесь поистине трагическая неуемность в его чертах, в жесте его рук. Неуёмная духовная

Богоматерь из деисусного чина. Икона начала XV века. Благовещенский собор в Москве.
Греческое слово «деисус»означает «моление», «прошение». Ряд икон объединён в одно целое, который и называется в иконописи «чином». «Чин» означает «ряд», «порядок». Каков же этот ряд в деисусном чин

Битва суздальцев с новгородцами. XV век.
  Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине XV в. вызвало появление иконы «Чудо от иконы Знамения», которая более известна под названием «Битва суздальцев с новгород

Святой Георгий. XIV век
Тревога и драматическая напряженность, которые сквозят в псковской иконописи, самобытной по краскам и общему настроению, отражают те чувства, что должны были испытывать псковитяне перед лицом посто

Древнерусская иконопись.
Существует вульгарная точка зрения, будто необходимость писать сюжет по канонам сковывала инициативу живописцев, вступала в противоречие с талантом и волей художника. Думать так можно только не име

Богоматерь Великая Панагия (Оранта) XIII век.
Тип композиции «Оранта»называют также «Знамением». Строго фронтальное, поясное изображение Богородицы. Она подняла руки с повернутыми к нам ладонями, до уровня плеч. На груди у Бо

Церковь Ризположения в Кремле.
  Одноглавая церковь Ризположения(1484-1485) служила для утренних молитв московского митрополита, а затем патриарха всея Руси. Находящаяся совсем рядом с Успенским собором, она по кон

Оклад Евангелия. Москва. Первая половина XV века. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля.
С конца XV в. наступает новый этап в развитии русского зодчества. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Рост прои

Благовещенский собор в Кремле. Конец XV века.
  Строился под неусыпным вниманием Василия I и Софии Витовтовны. Позднее в конце XV века он был перестроен. Княгиня София ревностно относилась к возведению в Москве новых храмов.

Ивановская колокольня в Кремле.1505-1508 гг. Бон Фрязин.
  Украшая ансамбль Московского Кремля, вознеслась к небу Колокольня Ивана Великого, над которой трудился мастер Бон Фрязин в 1505-1508 годах. В этом ансамбле

Успенский собор в Кремле. Конец XV века.
Из соборов Московского Кремля всех величественней и всех прославленней был Успенский (1475-1479), возвышающийся в самом центре Кремля над Москвой В архитектуре Успенского собора Московско

Грановитая палата в Кремле. Конец XV века.
  В ансамбле Московского Кремля возникла ставшая знаменитой Грановитая палата (1487-1491). Она выстроена итальянцами Марко Руффо и Пье

Дионисий. Фреска Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500-1501 гг. Фрагмент.
Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV - начала XVI вв. был Дионисий (ок. 1440-1502 или 1503). Дионисий

Архангельский собор Московского Кремля.
Служивший усыпальницей русских царей, Архангельский собор (1505-1509 гг.), самый большой в Кремле после Успенского, строил Алевиз Новый. Эта постройка являет некоторые черты

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVI ВЕКА.
  Еще в XV веке выявилось стремление русских зодчих придать строениям динамичную устремленность ввысь (например, собор Спасо-Андроникова монастыря). Это нашло выражение и в строительс

Храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове.
6 8flTvJVCUjAAHtRRTKiIG8xflUDHtTlhRIBI3JYZ6UUUCe4rQIVEh603OUIKjj2oooECMDF5pQZP WntJiMs4yaKKT2GtwCKFyFHr0pRtjIAXP1oopg9x2VHAWmtCrqY1OAD6UUUAtyJAvl7lHfHJpwRW ZgR05FFFA5AwORHnjNN8oMSCcknHPSiiofxBIPs+M

Собор Василия Блаженного. XVI век. Вид со стороны Красной площади.
Постник и Барма - авторы крупнейшего на Руси архитектурного сооружения XVI века - собора Покрова, «что на рву», всемирно известного под названием храма Василия Блаженного (1555-1560 гг.), по имени

Покровский собор 1510-1514 гг. Суздаль.
  Построен по заказу Великого московского князя Василия III. Монастырь был местом пребывания женщин из царских и великокняжеских семейств. С историей монастыря связаны имена жены Васи

Теремной Дворец Московского Кремля. 1635-1636 гг.
В первой половине XVII века построен знаменитый Теремной дворец в Московском Кремле (1635-1636 гг.). Это крупнейшая из гражданских построек той поры, воздвигнутая мастерами

Церковь Троицы в Никитниках.
Церковь Троицы (1628-1636) в Никитниках (в Москве), воздвигнутая на средства купца Никитникова по соседству с его домом, являет нам квинтэссенцию милой затейливости архитектурных и живописных искан

Успенский собор Новодевичьего монастыря. Конец XVII века.
Был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить кото

Церковь Иоанна Предтечи в Угличе. XVII век.
  Углич и Ярославль входили тогда в Ростовскую митрополию, и эти города тоже гордятся архитектурными памятниками, воздвигнутыми при том же деятельном ростовском митрополите Ионе Сысое

А. Храм в Толчковской слободе создавался на протяжении 16 лет, с 1671 по 1687гг.
В его строительстве принимали посильное участие почти все жители кожевенной слободы. Церковь представляет собой четырехстопный пятиглавый храм, окруженный одноэтажными закрытыми галереями,

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1677 г.
Образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси был центральным образом всего древнерусского искусства. Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы буквы IC XC

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская (Древо государства Московского). 1668г.
В XVII –XVIII веках сохраняется отношение к иконе Владимирской Богоматери как к главной святыне Российского государства при венчании на царство и поставлении патриархов. В последней трети

Ушаков. Архангел Михаил. Икона. 1676 г.
Одна из лучших работ Ушакова, хранящаяся в Третьяковской галерее. Архангел Михаил – защитник правого дела, твердо шествует по крутящейся под его ногами земле, между тем как за ним в дымке вырисовыв

Никифор Савин. Иоанн Предтеча в пустыне. XVII век. Строгановское письмо.
Еще на рубеже XVI и XVII столетий в нашей иконописи возникла школа, получившая наименование строгановской. Выходцы из Новгорода, «именитые люди» Стро

Марина Мнишек. Прижизненное изображение. 1600 г.
  Дочь польского воеводы, выданная замуж за Дмитрия Самозванца, человека, объявившего себя спасшимся сыном Ивана Грозного, царевичем Дмитрием. В Москве польские порядки возму

Царица Евдокия Лукьяновна, дочь боярина Стрешнева, супруга Михаила Романова
Кремлевские терема в первой четверти XVII столетия были почти пусты, богатства разграблены в годы Смутного времени. Евдокия Лукьяновна создала быт царского дома. В её Светлице было много мастериц,

Царица Мария Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича.
В 18-лет Мария Ильинична Милославская становится женой царя Алексея Михайловича. «Радуюсь свиданию с вами, как слепой радуется увидеть свет» , - писал царь жене. За 18 лет Мария Ильинична родила во

Царица Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена Алексея Михайловича, мать Петра I.
Наталья Кирилловна Нарышкина, воспитанница боярина Артамона Сергеевича Матвеева, научена хорошим манерам и незнакомой в теремах свободе поведения. При первом же торжественном выезде Наталья Кирилло

Опочивальня царя Алексея Михайловича.
Распространен растительный орнамент, травяной узор является лейтмотивом всего искусства XVII века, делая нарядным любой предмет. Представляя в теремных палатах русских бояр того времени в их ферязя

Княгиня Ольга и князь Владимир. В.Васнецов.
Ольга – первая княгиня Руси, принявшая христианство. Князь Владимир Святославич, ее внук стал крестителем Руси в 988 году, воплотив в жизнь мечту своей бабки княгини Ольги. Так они навсегда окажутс

Памятник Александру Невскому на площади перед Александро-Невской Лаврой. Санкт-Петербург. 2002 г.
Александр Ярославич, княживший в Новгороде с 1236 по 1251 год, вел успешную борьбу с захватническими походами ливонских и шведских рыцарей на Новгородские и Псковские владения. Особо прославленными

К. Васильев. Плач Ярославны. XX век.
Галицкая княжна Евфросинья Ярославна, вышедшая замуж за князя Новгород-северского Игоря Святославича, изображена художником в сцене знаменитого «Плача» по находящемуся в плену у половцев князю Иго

А. Афонин. Вдали от мира сего . 1995 г.
Древнерусские мастера тонко чувствовали связь окружающего пейзажа с возводимыми зданиями, поразительно верно находили места для своих творений. В северных обителях все настраивает на спокойное созе

А.М.Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском в XIV веке.
В XIV веке среди княжеств Северо-Восточной Руси на первое место выдвигается великое княжество Московское. Активизируется борьба с Золотой Ордой. В 70-е годы XIV века фактическим правителе

Н.С. Присекин. Куликовская битва. XX век.
Дмитрий Донской в 1380 году в честь победы и в память погибших русских воинов на Куликовом поле воздвиг церковь Всех Святых «на Кулишках», которая в перестроенном в XVI-XVII веках

К. Лебедев. Обручение малолетних Ивана III Московского и Марии Тверской. XIX век.
В 1447 году во дворце тверского князя Бориса происходит обручение его дочери Марии с Иваном, сыном великого московского князя Василия III Темного. Жениху и невесте едва исполнилось по семь лет. Но

А.Д. Кившенко. Иван III разрывает ханскую грамоту и топчет басму перед татарскими послами в 1478 г.
Последняя четверть XV века знаменательна в истории Древней Руси многими событиями. Иван III, великий Московский князь, практически покорил всех удельных князей, заставил их признать главенство Моск

Афонина. Преподобный Кирилл Белозерский. 1998 г.
Монах московского Симонова монастыря Кирилл был учеником и последователем Сергея Радонежского. Происходил из древнего боярского рода Вельяминовых, был в дружбе с князьями. В конце XIV века в 1397 г

Ю.А.Хмелецкий. Елена Глинская. 2004 г.
Период регентства великой княгини Елены Васильевны, матери Ивана IV Грозного был недолгим, но вместил в себя немало важных событий: укрепление оборонительных сооружений Москвы, построение городов н

К. Маковский. Под венец.
e nbX/AL4/74FehY+cvY//2VBLAQItABQABgAIAAAAIQCKFT+YDAEAABUCAAATAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAA AAAAAAAAAAAAPQEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AF

К. Маковский. Убийство семьи Бориса Годунова.
После внезапной смерти Бориса Годунова на престоле оказывается его 15-летний сын Федор. В Польше обьявляется человек, назвавшийся царевичем Дмитрием, который чудом спасся. Он движется к Мо

В. Рассохин. Сборы к заутрене. 1993 г.
Вячеслав Павлович Рассохин (1937-1998г.), будучи коренным москвичом, задался целью создать много красочную энциклопедию Москвы, показать своеобразие быта и нравов наших предков – от государя до юр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги