рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формирование первичных социальных взаимосвязей

Формирование первичных социальных взаимосвязей - раздел Образование, Учебное пособие предназначено для студентов бакалавров всех специальностей очной и очно-заочной форм обучения   Социальная Жизнь Возникает, Воспроизводится И Развивается Име...

 

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Какими же невидимыми нитями люди связаны друг с другом, обществом, как возникает социальное взаимодействие (интеракция)?

Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами. Формирование социальных взаимосвязей происходит постепенно – от социальных контактов к социальному действию и, наконец, к социальному взаимодействию.

Социальные контакты предшествуют всякому социальному действию. Социальным контактом называется тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве. В процессе контакта осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и устойчивым взаимосвязям.

Социологи выделяют пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена.

Пространственный контакт – первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей, исходя из своих потребностей и интересов.

Контакты заинтересованности. Почему вы выделяете из людей того человека или другого? Этот человек может быть вам интересен потому, что обладает определенными ценностями или чертами, соответствующими вашим потребностям (у него, например, интересная внешность, он обладает информацией, нужной вам). Контакт заинтересованности может прерваться или продолжиться в зависимости от многих факторов, но прежде всего от:

1) степени взаимности интересов;

2) силы интереса личности;

3) окружающей обстановки. Например, красивая девушка может привлечь к себе внимание молодого человека, но может оказаться совершенно безразличной предпринимателю, интересующемуся в основном развитием собственного дела, или профессору, отыскивающему научные таланты.

Контакты обмена. Я. Щепаньский отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Индивида в этом случае интересует всего лишь предмет обмена. Я. Щепаньский приводит следующий пример, характеризующий контакты обмена. Этот пример связан с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает на основании вполне определенной потребности пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Последующие повторяющиеся контакты могут привести к развитию более сложных взаимосвязей, направленных не на предмет обмена, а на человека. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом.

Социальные контакты являются первым шагом в образовании социальных групп, их изучение позволяет социологам определить место индивида в системе социальных связей, его групповой статус.

Следующим необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей является социальное действие. Оно представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. В чем же сущность социального действия?

Впервые в социологию это понятие было введено Максом Вебером. В его понимании социальное действие (включая невмешательство или терпеливое принятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасностей в будущем. «Другие могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей». Социальное действие должно быть ориентировано на других людей, иначе оно не социально. Не всякое человеческое действие, следовательно, социальное. Характерен в этом отношении следующий пример. Столкновение велосипедистов может быть не более чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последующие за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта – это уже социальное действие.

Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно приобретает характер такового, если предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых (поведение в общественном транспорте) и т.д. Мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает: будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как скорее всего поведет себя с учетом этого, какой вариант действий следует избрать.

Ни один индивид не совершает социальные действия без учета ситуации, совокупности вещественных, социальных и культурных условий. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств – своеобразная плата, которую действующее лицо должно платить за спокойные, надежные, цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.

В социологии принято выделять следующие виды социальных действий: целенаправленное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

М. Вебер в основание классификации социальных действий положил целенаправленное действие, которое характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства наиболее эффективны. Он сам соотносит цель и средства, просчитывает положительные или отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обстоятельств.

Однако всегда ли носят социальные действия в реальной жизни осознанный и рациональный характер? Многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности, скажем, в действиях политика, борющегося со своими соперниками, или руководителя предприятия, осуществляющего контроль за поведением подчиненных, во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.

Более массовым является ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально понятой цели, действие по словам М. Вебера, всегда подчинено «заповедям» или требованиям, в повиновении которым данный человек видит свой долг. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; в разрешении противоречий между целью и ориентацией на другого он полностью полагается на принятые им ценности.

Существуют также аффективное и традиционное действия. Аффективное действие иррационально; его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Традиционное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность.

В реальной жизни встречаются все перечисленные виды социальных действий. Некоторые из них, в частности традиционно-нравственные, вообще могут являться характерными, типичными для определенных слоев общества. Что касается отдельной личности, то в ее жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, привычному к ориентации на свой долг перед товарищами, родителями, Отечеством.

Понимание социального действия невозможно без изучения механизма его совершения. Известный российский социолог С.С. Фролов предлагает такую схему осуществления социального действия.

 

Воздействие Цель

ситуации

 

Потреб- Актуализа- Интерес Мотиваци- Социаль-

ность ин- ция моти- онная ус- ное дейст

дивида ва тановка вие

       
   

 


Рис. 1. Механизм совершения социального действия

 

В его основе лежит мотив – внутреннее побуждение, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта деятельности связано с его потребностями. Это могут быть например, потребности физические (в еде, питье, сне, сексе, жилище и т.д.), потребности в безопасности и качестве жизни, общении, достижении определенного положения, самоутверждении т.д. Потребность соотносится индивидом с объектами внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Мотивы различны у каждого индивида, и это придает социальному действию индивидуальную окраску. Социальный объект в соединении с актуальным мотивом вызывает интерес. До возникновения интереса механизм социального действия осуществляется в рамках пространственных контактов и контактов заинтересованности. Однако затем постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и свидетельствует о потенциальной готовности к совершению социального действия.

Таким образом, механизм социального действия содержит потребность, интерес и мотивационную установку.

Модель социального действия позволяет выявить качественные критерии эффективности организации социальных связей. Если социальные связи позволяют удовлетворить потребности, реализовать свои цели, то такие связи могут быть признаны разумными. Если данная цель взаимосвязей не позволяет этого достичь, формируется неудовлетворенность, побуждающая к перестройке данной системы связей. Возьмем, к примеру, преобразования последних лет в нашей стране. Повышения уровня жизни, большей свободы мы стремились вначале достичь не проводя коренных изменений. Но когда выяснили, что, видимо, решение этих проблем в рамках социалистических принципов не дает желаемого результата, в обществе стали нарастать настроения в пользу более радикальных изменений системы общественных отношений.

 

8.2. Социальные взаимодействия: понятие, основные теории, типология

 

Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Иначе говоря, социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди реагируют на действия других.

Взаимодействие предполагает два процесса: обмен информацией; обмен действиями. Беседа двух человек - это обмен информацией. А драка, вспыхнувшая между ними - обмен действиями. Как отмечает отечественный социолог А.И.Кравченко, всякий раз, когда речь заходит о группе людей, то подразумевают, что взаимодействие в ней принимает характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общих целей.

Яркий пример трудового взаимодействия – производственный процесс. Здесь имеет место глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установлена связь, например, производство и распределение товара. Процесс взаимодействия подчинен определенной логике, например, логике трудового процесса, где последовательность операций никому не позволено нарушать. Технология трудового процесса подкрепляется множеством инструкций, разрешающих одни действия, и запрещающие другие. Каждая инструкция предполагает санкции и ответственность, которые предупреждают нарушение технологии. За соблюдением последней следит специальный мастер, который определяет качество работы и назначает вознаграждение.

Примером социального взаимодействия может быть общение с коллегами по работе, друзьями. Если группа людей вместе долго работает, то люди не просто привыкают к друг другу. У них возникает не только трудовое, но и социальное взаимодействие. Они дружат семьями, вместе отмечают праздники, отдыхают, поддерживают друг друга морально, материально. В процессе взаимодействия осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами и т.д.

Большую роль в осуществлении взаимодействия играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым, постоянным. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, и включает статусы, роли, символы и значения.

Cоциологи изучают процесс взаимодействия на двух уровнях: микро- и макроуровне. Макроуровень включает такие крупные структуры, как правительство и торговля, и такие институты, как религия и семья. Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на обоих уровнях.

На основе экспериментов и наблюдений социологи выявили и попытались объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами. Их анализ позволяет понять особенности взаимодействия на микроуровне.

Сосредоточим внимание на микроуровне, и рассмотрим теории межличностного взаимодействия: теорию обмена, символический интеракционизм, управление впечатлениями, психоаналитические теории.

Согласно теории обмена (Джордж Хоманс) люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Поведение человека обусловлено следующими принципами: а) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; б) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди снова стремятся создать такую ситуацию; в) если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий; г) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится прилагать усилия ради их удовлетворения. Хоманс считает, что таким образом можно анализировать даже сложные виды взаимодействия: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.д.

Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер в своей теории символического интеракционизма подчеркивают, что все действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации, поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают.

В соответствии с этой теорией, существуют два вида действий: незначимые, или автоматические рефлексы, например, моргание, и значимые действия, основанные на интерпретации стимулов. Более важную роль играют значимые жесты. Так, вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи, нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать - пожать руку человеку, крепко схватить ее или удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом и выборе ответной реакции благодаря осмыслению этого символа. Коммуникация становится возможной потому, что люди придают одинаковые значения данному символу. Взаимодействие людей рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Термин «управление впечатлением» введен Эрвином Гоффманом для обозначения способа регулирования взаимодействий между людьми, основывающегося на выражении выгодных для них символических значений. Теория взаимодействия, сформулированная этим автором, трактует социальные ситуации как драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создавать определенные впечатления.

Например, важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия оттого, что помимо всего прочего, стараются создать впечатление своей значимости, внушить всем, что без них никакое мероприятие не состоится. Люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя «окружающую обстановку» и « декорации» для создания определенных впечатлений. Они заинтересованы в том, чтобы регулировать поведение других, для того, чтобы добиться своей цели.

Люди, отмеченные дурным клеймом, могут испытывать трудности в процессе управления впечатлениями. Цвет кожи, уродство могут считаться позорными, и с таким человеком не желают общаться.

Зигмунд Фрейд (психоаналитическая теория) считал, что на межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период. Индивиды образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируется чувства преданности и покорности лидерам группы. Это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, но обусловлено тем, что мы отождествляем лидеров с отцами. В таких случаях мы регрессируем или возвращаемся к более ранней стадии развития. Улаживание ситуации иногда требуется, когда руководитель на предприятии подвергает нападкам коллегу только за то, что она напоминает ему нелюбимую сестру.

Итак, мы описали лишь некоторые теории межличностного взаимодействия, предложенные учеными.

Рассмотрим основные типы социального взаимодействия.

Среди многообразия социальных взаимодействий выделяются два важнейших типа: сотрудничество и соперничество, отличительным критерием которых является форма взаимодействия.

Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимодействий между людьми: деловое партнерство, политический союз между партиями, сотрудничество между фирмами и др. Оно является основой объединения людей в организации, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки.

Отличительными чертами взаимодействия типов сотрудничества являются обоюдная заинтересованность, выгодность для обеих сторон, направленность на достижение совместной цели.

Соперничество как тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, территория, властные права и др.). Основу соперничества составляет стремление опередить, отстранить или уничтожить соперника, каждая сторона считает соперника, его действия препятствием на пути достижения цели. Если длительное сотрудничество подкрепляется такими средствами обмена как верность, признательность, поддержка, то соперничество – завистью, неприязнью, озлоблением.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. При наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга (например, предложить более дешевый или более качественный товар). При наличии конфликта предпринимаются более жесткие попытки заставить соперника отказаться от притязаний на неделимый объект. Конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника, а демонстрацию перед третьими лицами своих возможностей.

Однако некоторые конкуренты могут пренебречь правилами конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, физическое устранение соперника).

В этом случае конкуренция перерастает в конфликт. По мнению ученых, социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что их цели несовместимы.

Современная социология не склонна идеализировать сотрудничество и только негативно относиться к соперничеству.

Отметим, что в реальной жизни дружба может иметь элементы конкуренции, статусного неравенства, превосходства одного из партнеров, которое со временем может перерасти в конфликт. И стремление сохранить такое сотрудничество любой ценой может привести к краху всей системы взаимодействий. Поэтому нельзя однозначно позитивно оценивать любое сотрудничество, стремясь сохранить его во что бы то ни стало.

Также нельзя однозначно негативно оценивать и соперничество. Конкуренция полезна для общества, если она ведется по определенным правилам.

Сложнее дело обстоит с конфликтами. Возникновение конфликта – это свидетельство патологии не той или иной системы социальных взаимодействий, а ее естественного развития, источник новых качественных изменений. Но конфликт – острое оружие. В умелых руках оно лечит, развивает, а в неумелых – разрушает, дезорганизует.

Весь исторический опыт свидетельствует: если обе стороны конфликта проявляют терпимость, готовность к разумным компромиссам, конфликт становится фактором конструктивных изменений систем социального взаимодействия, способствует установлению новых критериев взаимоотношений, которые устраивают обе стороны, повышают эффективность социальных взаимодействий, укрепляют социальную систему.

Если же конфликтующие стороны рассматривают друг друга как непримиримые антагонисты, то подобные конфликты, как правило, имеют разрушительные последствия (разрушается семья, в пожаре гражданской войны уничтожаются накопленные ресурсы и т.д.).

Следующая типология социального взаимодействия основана на социальных статусах и ролях. По данному критерию выделяются взаимодействия, где индивиды выступают:

в роли собственников и наемных работников, предпринимателей, бизнесменов, безработных (экономическая сфера);

в роли матерей, отцов, сыновей, дочерей, бабушек, тетей, холостяков, новобрачных (семейно-родственная сфера);

в роли учителей, инженеров, водителей, рабочих, поваров, инспекторов (профессиональная сфера);

в роли представителей общественных движений, организаций, политических партий, субъектов органов государственного и местного самоуправления: милиция, судьи (политическая сфера);

в роли представителей различных религий, верующих и неверующих (религиозная сфера).

Любое взаимодействие есть также обмен действиями. Поэтому еще одна типология социального взаимодействия может быть основана на видах действия. Физическое взаимодействие основано на физическом действии (например, передача товара, выдача квитанции, пощечина). В основе вербального взаимодействия лежат словесные действия (например, приветствие, оскорбление, похвала). Жесты как разновидность действия: улыбка, рукопожатие, поднятый палец, иногда называемая драматургическим подходом.

В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды социальных отношений между людьми. Это могут быть отношения социальной зависимости и власти, уважения, экономического принуждения, благотворительности и т.д.

 

 

Тема 9 КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

 

9.1 Понятие, сущность, теории коллективного поведения

 

Вопросы, связанные с коллективным поведением, являются одними из сложных в социологии. Как отмечает современный отечественный социолог С.С.Фролов, очень трудно применять научные методы к таким малопонятным явлениям, как поведение толпы, паника, преклонение перед лидером. Еще сложнее понять природу коллективного поведения, если ограничиваться информацией, почерпнутой из разного рода документов, где крайне редки опросы прямых участников событий.

Исследуя природу коллективного поведения, ученые отмечают такие его характерные черты как спонтанность, непредсказуемость, относительную неорганизованность.

Выдающийся американский социолог современности Нейл Смелзер (род. в 1930 г.) в учебнике «Социология» отмечает важнейшую особенность коллективного поведения: оно не соответствует установленным стандартам. Он дает следующее определение этого феномена: «Коллективное поведение - относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию».

Герберт Блумер (1900- 1987гг.) американский социолог и психолог, в своем труде "Коллективное поведение", отмечает, что природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, сборища, панические настроения, мании, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массовое поведение, общественное мнение, пропаганда, мода, увлечения, социальные движения, революции и реформы.

Социологи всегда интересовались этими явлениями, но только в последние годы были предприняты попытки сгруппировать их в единый раздел социологии и рассмотреть в качестве различных выражений одних и тех же основополагающих факторов. Термин "коллективное поведение" употребляется для обозначения этой сферы интересов социологии.

Таким образом, коллективное поведение включает такие виды как паника, коллективное безумие, поведе­ние в толпе, массовая истерия, мода, массовые заблуждения, пропа­ганда, общественное мнение, восстания и революции.

Какие факторы определяют коллективное поведение?

Урбанизирован­ное общество в значительно большей степени порождает феномены коллективного поведения, чем сельское население, вследствие от­сутствия социальных корней, анонимности, большого количества временных жителей, высокой мобильности. Финансовая паника, безумие моды не­возможны в примитивном, традиционном обществе.

Часто в основе коллективного поведения ле­жит утрата каких-либо ценностей или боязнь их утраты. Острое чув­ство несправедливости (реальной или вымышленной) провоцирует многие коллективные действия экстремистского характера. Такое чувство характерно для угнетаемых классов, притесняемых этнических меньшинств, групп с минимальными средствами существования и да­же привилегированные группы, которые теряют свои привилегии, — это не только объединяет людей, но и способствует возникновению феномена коллективного сознания.

Развитие и распространение обобщенных верований. Члены соци­альной общности, совершающие коллективные действия, обязатель­но разделяют идею или верование, которая идентифицируется с ис­точником тревоги, привлекательным и малодоступным культурным образцом или ценностью, со способом избегания неприятных по­следствий или, наоборот, с возможностями достижения источника удовлетворения устремлений.

Толчком к возникновению общего по­нимания ситуации, чувства общности устремлений и желаний всегда служат определенные драматические события, вовремя полученная ин­формация, некоторая совокупность действий, которые могут в конеч­ном итоге привести к проявлению коллективного поведения. Так, крик о жестоком поведении милиции неоднократно приводил к столкно­вениям, происходившим в России в начале 90-х годов.

Мобилизация для совершения коллективных действий. Желания, устремления и осознание ситуации многими членами социальной общности могут не дать эффекта коллективного поведения, если ус­тановки и ориентации не направлены на определенный объект.

Рассмотрим несколько теорий коллективного поведения, основные идеи которых представлены в виде таблицы.

Таблица 7

Теории коллективного поведения

 

  Теория Автор Основная мысль
Заражение Г. Лебон В толпе формируется иррациональное поведение
Конвергенция Г. Олпорт Участники собираются и действуют в соответствии с уже существующими предрасположенностями
Возникновение норм Р. Тернер Определенные оценки и нормы включаются в регулирование коллективного поведения
Политический протест М.Школьник Участники выражают недовольство существующим политическим с социальным устройством
Прирастающая ценность Н.Смелзер Коллективное поведение есть стремление изменить господствующие социальные условия

 

Французский социальный мыслитель Гюстав Лебон известен как автор теории поведения толпы. Его основная мысль - с людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы. Разумные люди превращаются в жестоких, обезумевших зверей, способных на немыслимые вне толпы поступки. В толпе люди становятся легко внушаемыми, здесь действует эффект заражения, поэтому они принимают на веру указания фанатичных лидеров. Лебон подчеркивал важную роль лидера в условиях толпы, он полагал, что власть и престиж лидера оказывают на толпу магическое воздействие. В дальнейшем критике подверглась его мысль о том, что приличные люди могут стать извергами, когда становятся частью толпы.

В теории конвергенции (Гордон Олпорт) отстаивается идея о том, что сама по себе толпа не является причиной необычного поведения людей. И только люди, которые предрасположены к поведению такого рода, реагируют на воздействие толпы. Эта теория часто используется для объяснения таких вещей, как «поклонение» звезде, когда очарование звезды распространяется лишь на некоторых людей. В то же время, теория конвергенции не объясняет, почему линия коллективного поведения часто меняется.

Теория возникновения норм Ральфа Тернера основана на том, что поведение нескольких индивидов становится нормой для всей группы, поскольку внутри группы устанавливается коммуникация, способствующая появлению общей оценки ситуации и формированию общих норм поведения.

В отличие от теории Гюстава Лебона, Мейер Школьник показывает, что коллективное поведение может быть формой политического протеста. По его мнению, участники толпы могут быть политически сознательными людьми, недовольные системой и не имеющие доступа к другим средствам политической борьбы.

В теории прирастающей ценности, предложенной Нейлом Смелзером, коллективное поведение рассматривается как попытка изменить социальную среду. Согласно этой теории, процесс формирования коллективного поведения включает несколько этапов: существование условий, способствующих коллективному поведению; структурная напряженность, связанная с недоверием, например, полиции; усиление и распространение обобщенного верования как оценить ситуацию и как на нее реагировать; активизирующие факторы, например, избиение члена толпы полицией; мобилизация к действиям; социальный контроль - развитие событий в какой-то мере зависит от действий представителей власти, способствующих или препятствующих любому проявлению коллективного поведения.

Каждая из этих теорий, выдвинутых в разное время, начиная с конца 19 века и до наших дней, так или иначе пытается объяснить разные аспекты коллективного поведения. Как отмечает Н. Смелзер, теории, делающие упор на иррациональность, могут быть более полезны при объяснении таких явлений, как массовые психозы. Теории конвергенции, политического протеста или прирастающей ценности, подчеркивающие роль «рациональных» факторов, могут глубже понять процесс перехода мирных протестов в беспорядки.

 

9.2 Толпа как тип коллективного поведения

 

Социологи разработали ряд классификаций типов коллективного поведения. В виде схемы наиболее общая классификация коллективного поведения выглядит следующим образом.

Рис. 2. Схема классификации коллективного поведения.

Одна из самых обширных классификаций предложена Джоном Лофландом, который, прежде всего, устанавливает различие между массой и толпой. Толпа - это относительно большое число людей, находящихся в непосредственной близости к друг другу. Массой называется совокупность людей, которых волнует одна и та же тема, но они не находятся в непосредственной физической близости друг от друга. Лофланд выделяет три основных типа эмоций, присущих коллективному поведению: страх, враждебность и радость. Эти эмоции могут ощущаться и выражаться толпами и массами людей. Паника, вызванная пожаром - проявление страха толпы. Восторг болельщиков по поводу победы своей команды - пример массовой радости.

Таблица 8.

Типы коллективного поведения по Д.Лофланду

 

Основная эмоция Толпа Масса
Страх Заложники, захваченные террористами Стихийные бедствия Страх кровопролития Волны преступности
враждебность Политические собрания, шествия Беспорядки на религиозной основе Объявление чиновников ворами и коррупционерами
Радость Праздничные гуляния Рок-концерты Спортивные события Выступление любимых исполнителей Празднование Нового года

Большая часть первоначальных интересов социологов в сфере коллективного поведения была сосредоточена на изучении толпы. Этот интерес был особенно живым в конце прошлого века и прежде всего среди французских исследователей. Наиболее яркое выражение он получил в классической работе "Толпа" Гюстава Лебона (1897). Этот и другие труды дали нам значительную долю понимания природы и поведения толпы, хотя многое все еще остается непознанным...

Характеристики толпы. Следует отметить, во-первых, что подобная группа спонтанна и живет сиюминутным настоящим. Как таковая, она не является обществом или культурной группой. У нее нет наследия или традиций, которые направляли бы ее деятельность, нет никаких условностей, установленных традицией экспектаций или правил. Поэтому вместо того, чтобы действовать на основании установленного правила, она действует на основании побужденного порыва. Так же как она выступает в этом смысле некультурной группой, она равным образом выступает и неморальной группой. В свете этого факта нетрудно понять, что действия толпы могут быть странными, отталкивающими и порой зверскими. Не имея никакой совокупности определений или правил для направления своего поведения и действуя на основании порыва, толпа непостоянна, подвержена внушению и безответственна.

Поведение толпы может быть понято может быть понято лучше с учетом следующих характеристик ее индивидуального члена: потеря им самоконтроля и способности к критическому суждению; наплыв и эмоций, многие из которых обычно подавлены; ощущение возрастания его значимости; подверженность внушению со стороны окружения. Следует помнить о том, что это состояние членов толпы обусловлено их исключительно плотным контактом и взаимным возбуждением, а также о том, что этот контакт в действующей толпе в свою очередь был организован вокруг определенной общей цели деятельности. Общее сосредоточение внимания, контакт и растворение индивидов в толпе, составляющие единый процесс, являются просто различными фазами друг друга, и этим объясняются единство толпы и всеобщий характер ее поведения.

Чтобы предотвратить образование сборища или рассеять его, необходимо переориентировать внимание таким образом, чтобы оно не было коллективно сосредоточено на каком-то одном объекте. Таков теоретический принцип, лежащий в основе контроля над толпами. Когда внимание членов толпы направлено на различные объекты, они образуют некий агрегат индивидов, а не толпу, объединенную тесным контактом. Так, способами, с помощью которых можно рассеять толпу, являются: обращение людей в состояние паники, возбуждение в них интереса к другим объектам, привлечение их к дискуссии и аргументированному спору...

Ученые выделяют четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.

Окказиональная (случайная) толпа — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.

Например: Случившаяся с человеком неприятность привлекает прохожих, которые ничуть не стесняются собраться вокруг и громко выражать сочувственное любопытство.

Конвенциональная (условная) толпа собирается по поводу заранее объявленного события: боксерский или футбольный матч, митинг, концерт рок группы и т.д. и т.п. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

Не следует путать конвенциональную толпу с публикой, собравшейся в драматическом, оперном театре, в консерватории и проч. На концерт, скажем, симфонического оркестра и рока люди приходят с разными установками, различные сценарии вероятного развития событий и организаторы по-разному к ним готовятся. Конечно, если во время симфонического концерта в здании начнется сильный пожар или взорвется заложенная террористами бомба, может возникнуть массовая паника. Но такая вероятность обычно невелика, и свести ее к нулю — задача пожарной и охранной служб. Организаторы же рок концерта обязаны учитывать, что имеют дело с толпой, которая формируется как конвенциональная, но, в силу общего свойства толпы как таковой, непременно примет другие формы.

Экспрессивная толпа ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д. Спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения.

Например: люди, скандирующие лозунг на митинге или манифестации, громко поддерживающие любимую команду или клеймящие судью на стадионе, танцующие на карнавале и т.д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

Экстатическая толпа — экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на шиитском религиозном празднике «шахсей-вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока...

Действующая толпа — политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов:

- Агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой, как и направленность действий - ярость, злоба.

- Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

- Стяжательная толпа — люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Стяжательную толпу подчас образуют брокеры, когда на бирже пронесся слух о том, что какие-то акции быстро растут в цене. В советских городах, особенно провинциальных, возникали такие толпы («Дают!»), когда на прилавок «выбрасывали» дефицитный товар.

 

9.3 Массовое поведение как тип коллективного поведения

 

Термин масса применяется для обозначения другого элементарного и спонтанного коллективного группирования, которое во многих отношениях схоже с толпой, однако коренным образом отличается от нее в других отношениях. Масса представлена людьми, участвующими в массовом поведении, таким, например, которые возбуждены каким-то событием национального масштаба, или интересуются каким-либо судебным разбирательством по делу об убийстве, отчеты о котором публикуются в прессе, или участвуют в какой-то крупномасштабной миграции.

Отличительные черты массы. Понимаемая подобным образом, масса имеет ряд отличительных черт. Во-первых, ее члены могут занимать самое различное общественное положение, происходить из всевозможных слоев общества; она может включать людей, занимающих самые различные классовые позиции, отличающихся друг от друг по профессиональному признаку, культурному уровню и материальному положению. Это можно наблюдать на примере массы людей, следящей за судебным разбирательством по делу об убийстве. Во-вторых, масса является анонимной группой, или, точнее, состоит из анонимных индивидов. В-третьих, между членами массы почти нет взаимодействия и обмена переживанием. Обычно они физически отделены друг от друга и, будучи анонимными, не имеют возможности толочься, как это делают люди в толпе. В-четвертых, масса имеет очень рыхлую организацию и не способна действовать с теми согласованностью и единством, которые отличают толпу.

Тот факт, что масса состоит из индивидов, принадлежащих к самым разным локальным группам и культурам, имеет большое значение. Ибо это означает, что объект интереса, который привлекает внимание тех, кто составляет массу, находится за пределами локальных культур и групп и, следовательно, что этот объект интереса не определяется и не объясняется в терминах представлений или правил этих локальных групп.

Объект массового интереса может мыслиться как отвлекающий внимание людей от их локальных культур и сфер жизни и обращающий его на более широкое пространство, на такие области, на которые распространяются правила, регулятивы или экспектации. В этом смысле масса может рассматриваться как нечто, состоящее из обособленных и отчужденных индивидов, обращенных лицом к тем объектам или областям жизни, которые интересны, но сбивают с толку и которые нелегко понять и упорядочить. Перед подобными объектами члены массы, как правило, испытывают замешательство и неуверенность в своих действиях. Далее, не имея возможности общаться друг с другом, разве что ограничено и несовершенно, члены массы вынуждены действовать обособлено, как индивиды.

Из этой краткой характеристики явствует, что масса лишена черт общества или общины. У нее нет никакой социальной организации, никакого корпуса обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, никакой организационной группы установок, никакой структуры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны и, таким образом, однородны в той мере, в какой имеется ввиду массовое поведение.

Можно заметить, что оно не определяется никаким предустановленным правилом или экспектацией, является спонтанным, самобытным и элементарным. В этих отношениях масса в значительной степени схожа с толпой. В других отношениях налицо одно важное различие. Уже отмечалось, что масса не толчется и не взаимодействует как это делает толпа. Наоборот, индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Этот факт означает, что индивид в массе, вместо того чтобы лишаться своего самосознания, наоборот, способен довольно сильно обострить его. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушения и взволнованное возбуждение со стороны тех, с кем он состоит в контакте, он действует, откликаясь на тот объект, который привлек его внимание, и на основании пробужденных в нем порывов.

Рассмотрим природу массового поведения. Каким образом ведет себя масса? Форма массового поведения парадоксальным образом выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Эти индивидуальные деятельности в первую очередь выступают в форме выборов — таких, например, как выбор новой книги, пьесы, партийной платформы, новой моды, философии или религиозных убеждений, — выборов, которые являются откликом на неясные порывы и эмоции, побуждаемые объектом массового интереса.

Массовое поведение даже в качестве некой совокупности индивидуальных линий поведения может приобрести важное значение. Если эти линии сходятся, влияние массы может быть огромным, как это показывают далеко идущие воздействия на общественные институты, вытекающие из сдвигов в избирательных интересах. Из-за подобных сдвигов в интересах или вкусах может потерпеть крах какая-нибудь политическая партия или же коммерческое предприятие.

Когда массовое поведение организуется, например, в какое-нибудь движение, оно перестает быть массовым поведением, но становится по природе своей общественным. Вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру, определенную внутригрупповую установку и определенное "мы - сознание".

В современных — городских и промышленных — условиях жизни массовое поведение вышло на первый план по росту своего масштаба и значения. Это в первую очередь обусловлено действием тех факторов, которые обособили людей от их локальных культур и локального группового окружения. Миграции, перемены местожительства, газеты, кино, радио, образование — все это способствовало тому, чтобы индивиды мигрировали. Сталкиваясь с новой реальностью, они были вынуждены каким-то образом приспосабливаться, исходя из совершенно самостоятельных выборов. Совпадение их выборов сделало массу могучей силой. Временами ее поведение приближается к поведению толпы, особенно в условиях возбуждения. В таких случаях оно подвержено влиянию тех или иных возбужденных призывов, появляющихся в прессе или по радио, призывов, которые играют на примитивных порывах, антипатиях и традиционных фобиях. Это не должно заслонять тот факт, что масса может вести себя и без такого стадного неистовства. Гораздо большее внимание на нее может оказывать художник или писатель, которым удается почувствовать смутные эмоции массы, выразить и артикулировать их.

 

Тема 10 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

10.1. Понятие социального института и его трактовки

 

Слово «институт» латинского происхождения (institutum, institutio), и в Древнем Риме означало «обычай», «навык», «умение», «привычку», нечто устоявшееся или установленное. В эпоху раннего нового времени оно употреблялось в сочинениях политико-правового характера, например, в «Левиафане» Томаса Гоббса (1588-1679) для обозначения акта учреждения государства или форм государственного строя в результате общественного договора, а также для обозначения отдельных государственных и правовых учреждений. Таким образом, понятие «институт» использовалось в политико-правовом смысле. Первым, кто вложил в него смысл социологический, был английский социолог, сторонник органицизма и эволюционизма Герберт Спенсер(1820-1903). Он представлял общество как организм, где институты играют роль отдельных органов. Он выделял семейные, политические, религиозные, экономические, обрядовые и профессиональные институты. Каждый институт в своем развитии прошел длительную эволюцию, изменяясь вместе с другими институтами и обществом в целом. При этом каждый институт, по мнению Спенсера, специализируется на выполнении только одной функции, они не только дополняют друг друга, но и друг с другом согласуются. Поэтому нарушения в одном институте отражаются на функционировании других, что означает социальную болезнь, которая в крайнем случае может привести к смерти (разрушению, деградации) общественного организма. Позднее сходные идеи развивал американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979). Согласно его взглядам, социальные институты объединялись институциональную подсистему общества, одну из нескольких. Источником социальных проблем, нестабильности системы Парсонс считал дисфункции (неправильное функционирование) подсистем их элементов, главным образом, институтов.

Понятие общественного института играло большую роль в социологическом учении Эмиля Дюркгейма (1858-1917), для которого сама социология была ни чем иным как наукой об институтах. Он рассматривал институт как набор верований и практик, которые становятся нормативно обязательными и ориентированными на поддержание социального порядка, называя его «фабрикой воспроизводства общественных отношений». В отличие от политико-правовой трактовки института дюркгеймовская исходила из спонтанности их возникновения, из того, что социальный институт не может быть учрежден намеренно и сознательно, что он удовлетворяет потребности всего общества, а не конкретных людей. В противном случае это уже социальная организация, а не институт. С точки зрения современника и соотечественника Дюркгейма французского юриста Мориса Ориу (1865-1929), социальный институт, например, государство или право, возникает вокруг какой-либо ведущей идеи, которую разделяют все члены данного сообщества. Дабы идея имела долгую жизнь и сохраняла формообразующую силу, она объективируется в виде законов, правил, процедур и персонифицируется в политиках, чиновниках, юристах и т.д.

Польско-английский антрополог Бронислав Малиновский (1884-1942) полагал, что социальные институты (прежде всего, семья, брак) изначально возникли ради удовлетворения базовых потребностей индивидуума и той группы, к которой он принадлежит. Затем появились вторичные институты (государство, церковь, образование, наука и т.д.), которые были направлены на удовлетворение нужд уже более широких коллективов, обусловленных уже не природой, а культурой. Таким образом, в учении Малиновского социальный институт предстает «отлитым в отдельную форму организованным поведением», в которой группы людей совместно удовлетворяют свои потребности. Со сходных позиций подходил к анализу социальных институтов немецкий антрополог Арнольд Гелен (1904-1976). Институты, по его мнению, возникают как ограничители, направляющие человеческую деятельность в определенное русло. Не будь их, человечество оказалось бы ввергнуто в «войну всех против всех», как о том писал в свое время Гоббс, поскольку инстинкт самосохранения у человека развит гораздо слабее, чем у животных. Заменяя инстинкты, социальные институты не только удовлетворяют базовые потребности общества и человека предписанным культурными нормами образом, но и придают культурно обусловленный смысл всем действиям и вещам и самой жизни. При этом удовлетворение базовых потребностей открывает дорогу новым возможностям человеческой деятельности, где свобода выбора тех или иных вариантов поведения стеснена в гораздо меньшей степени.

Представители новой институциональной экономической теории американцы Дуглас Норт (р.1920) и Оливер Уильямсон (р.1932) видят в личной выгоде причину возникновения институтов. По их мнению, совместная деятельность по определенным правилам, в чем собственно сущность институтов и заключается, минимизирует транзакционные издержки, упорядочивает свободный рынок к пользе каждого из его участников.

Торстен Веблен (1857-1929) из США создал свою теорию социальных институтов на стыке эволюционизма и бихевиоризма. Он представлял эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые представляют собой привычных способах реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Эти идеи были развиты Томасом Лукманом (р.1927) и Петером Бергером (р.1929), которые дали трактовку социальных институтов, исходя из ролевой теории. В работе «Социальное конструирование реальности» (1966) они предложили концепцию хабитуализации (опривычивания) как основу процесса возникновения институтов (институционализации). Она гласит, что социальным институтам предшествуют социальные взаимодействия. Они институционализируются, когда типичные образцы поведения кристаллизуются в ролевые модели, знакомые всем или большинству членов общества. Отсюда определение социального института как «взаимной типизации опривыченных действий деятелями разного рода». Ролевые модели, а значит и институты, могут существовать в течение многих поколений, что обеспечивается процессом интернализации (т.е. объективации), которая принимает вид легитимирующего институт текста, нарратива (например, законодательство, священные книги, мифы, литературные произведения). Изменения в этом нарративе и в принципах легитимации обеспечивают институциональные изменения. Это означает, что и функционирование социальных институтов, и институциональные изменения являются культурно обусловленными процессами, что объясняет различия между институтами разных обществ и цивилизаций.

Таким образом, социальный институт представляет собой:

во-первых, важнейший элемент социума, общества, социальной системы;

во-вторых, совокупность обычаев, традиций, правил поведения, а также правовых норм, учреждений и лиц, обеспечивающих их соблюдение и передачу из поколения в поколение;

в-третьих, обособленный комплекс социальных действий, удовлетворяющий определенные индивидуальные, групповые или общественные потребности;

в-четвертых, систему ролей, статусов и норм, а также закрепляющих, передающих и изменяющих их культурных феноменов, таких как нарратив.

Социальные институты изучает специальный раздел социологической науки, который называется институциональная социология. Внимание исследователей данного направления (а помимо перечисленных выше, это Сеймур Липсет, Морис Дюверже, Пол Димадджио, Уолтер Пауэлл, Джон Майер, Фрэнк Доббин и др.) сосредоточено на политических институтах, менеджменте и социологии организаций и рынка.

 

 

10.2. Типология социальных институтов

 

Уже из приведенных выше трактовок видно, что исследователи выделяет определенные типы социальных институтов в зависимости от лежащих в их основе идей, выполняемых ими функций, характера удовлетворяемых потребностей и т.д. Из этого же обзора видно, что обычно социальные институты подразделяют на фундаментальные, первичные, обслуживающие базовые потребности индивида и общества, и частные, вторичные, возникающие на основе и в рамках фундаментальных, удовлетворяющие специальные потребности.

Обычно выделяют пять фундаментальных социальных институтов:

Таблица 9

Потребность Институт
Воспроизводство населения и секс Семья, родство и брак
Добывание средств к существованию Экономические и производственные институты
Безопасность и порядок Политические институты (государство, право и др.)
Передача знаний, социализация, познание окружающего мира Образование и наука
Объяснение мира, социального порядка, смысла жизни Религия

 

Несмотря на то, что все перечисленные институты являются фундаментальными, не все они появились одновременно. Изначальным, от которого в ходе истории человеческого общества отпочковались все прочие, была семья, точнее кровнородственная группа, род, в рамках которого люди на определенной стадии развития, очевидно до перехода к производящей экономике, удовлетворяли все перечисленные базовые потребности. С ростом населения и его плотности, что обеспечивалось увеличением производства пищи, человеческие сообщества стали объединять уже множество родовых коллективов, причем последние стали распадаться на коллективы уже семейные, пусть даже эти семьи были многочисленнее и сложнее по составу, чем сейчас. Они не утратили способности удовлетворять перечисленные выше потребности, но уже не могли делать это в полной мере. Например, некоторые виды сельскохозяйственных работ (рытье канала, например) требовали труда не только членов одного домохозяйства, но всего селения и даже племени, соответственно возникали объекты (те же каналы), право собственности на которые принадлежало уже не семье, а сообществам более высокого порядка. Появилась необходимость в обеспечении такого права, координации коллективных работ, наказании уклоняющих от них и т.д. Все эти нужды могли быть удовлетворены лишь за счет появления социальных институтов, постепенно отчуждавших от семьи функции производства, обеспечения безопасности, социализации и передачи знаний, объяснения смысла жизни и мироустройства. Процесс этот продолжается и сейчас и, вероятно, входит в свою окончательную фазу, что находит свое выражение в т.н. «кризисе семьи».

Очевидно, что общей тенденцией развития социальных институтов является не только отграничение от семьи, но и друг от друга. На Древнем Востоке экономическая деятельность протекала в рамках государственных учреждений (дворцов), письменность и обучение ей существовали для целей хозяйственного учета во дворцах. Должностные лица дворцов зачастую были еще и жрецами, храмы, наряду с дворцами, выполняли роль государственных хранилищ и центров власти. В античности экономическая деятельность в целом протекала в рамках уже обособленных институтов (неслучайно, именно тогда появляются деньги и частная собственность), обрел самостоятельность институт образования (возникли педагогика, грамматические и риторические школы и даже некие подобия высших учебных заведений и научных академий), однако государство и религия продолжали оставаться единым целым. В средневековой Европе произошло разделение государства и религии, прежде всего в организационном (пусть даже существовали многочисленные примеры теократий) и правовом отношении (пусть даже государство продолжало преследовать за преступления против церкви и религии). Институт образования утратил самостоятельность, оказавшись одним из институтов церкви, но именно ее рамках он получил решающее для его дальнейшей судьбы институциональное оформление в виде университетов. В новое время институт образования окончательно становится самостоятельным, он получает разветвленную организацию, появляется наука в современном значении этого слова. Все остальные институты также окончательно институализируются, внутренне дифференцируются на ряд вторичных институтов, легитимируются и осмысляются посредством законодательства, философии и науки.

Второй тенденцией развития социальных институтов является их внутренняя дифференциация, появление внутри них вторичных, частных институтов, которые делятся на социальные учреждения и социальные практики. Социальная практика - это существующая исторически длительное время последовательность действий, осуществляемая большой социальной группой (социальной общностью) в качестве группового обычая ради удовлетворения какой-то важной для группы или общности потребности. Социальное учреждение - это относительно устойчивая социальная практика, зачастую оформленная законодательно или освященная обычным правом. В отличие от фундаментальных институтов их великое множество, поэтому ограничимся перечислением лишь их части:

 

Таблица 10

Фундаментальный институт Частные институты
Семья, родство и брак Материнство, отцовство, усыновление, свадьба, приданое, брачный выкуп, наследование, кровная месть, побратимство, имянаречение
Экономические и производственные институты Собственность, рынок, заводы, деньги, банки, биржи, индексы, акции, рекрутинг, страхование
Политические институты (государство, право и др.) Монархия, президентская власть, коронация, вето, импичмент, законодательство, парламент, выборы, партия, суд, армия, прокуратура, полиция, жюри присяжных, штраф, смертная казнь, прописка
Образование и наука Университет, школа, экзамены, конференции, защита диссертации, апробация, бакалавриат, аспирантура
Религия Церковь, целибат, жертвоприношение, литургия, исповедь, экскоммуникация, епископат, монашество

 

К этой типологии нужно сделать еще одно существенное дополнение, а именно, выделить особую подгруппу культурно-коммуникационных институтов, в число которых входят библиотеки, музеи, театры, средства массовой информации, различные практики и учреждения, организующие отдых и досуг, в том числе спорт. Их можно включить в состав образовательно-научных, как это часто делают, однако сфера их приложения в значительной степени автономна и связана со все возрастающим значением свободного времени в жизни современного человека и обеспечения социальных коммуникаций в современном обществе. Поэтому есть основания говорить о появлении шестого фундаментального социального института. Более спорным является вопрос о медицине как особом фундаментальном институте. В прошлом соответствующие потребности удовлетворялись в рамках семьи или религиозных практик, сейчас этим заняты государственные, экономические и научно-образовательные институты, ну и, разумеется, наиболее простые виды медпомощи по-прежнему оказываются в семье.

Частные институты могут как появляться, так и исчезать. Например, монашество появилось в Англии в VII в., а в ходе Реформации в XVI в. было полностью ликвидировано.

Наиболее устойчивы те социальные институты, которые укоренены в фоновых социальных практиках. Этот термин был введен исследователями, работающими в рамках этнометодологии, занимающейся социологическим изучением повсед­невности. Под фоновыми практиками подразумевается совокупность приня­тых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами и т.д. Они находятся как бы на заднем плане, считаются сами собой разумеющимися, привычными, позволяют человеку осмысливать окру­жающую реальность и организовывать рациональное взаимодействие с други­ми людьми. По словам американского социолога Эрвинга Гоффмана (1922-1982) они выступают как неявные интерпретативные схемы, которые организуют коллективный опыт, но сами остаются невысказанными, неосознанными, нетематизированными. Отсюда следует важный практический вывод, что простой пересадки институтов на новую социальной почву (например, институтов, характеризующих демократический политически строй и рыночную экономику) будет явно недостаточно, чтобы решить поставленную задачу (например, задачу политической и экономической модернизации). Они могут не прижиться или заработать совсем не так, как планировалось. Подобная «хирургическая операция» должна сопровождаться методичной работой по изменению фоновых, повседневных практик, культуры общества.

 

10.3. Функции, структура, динамика социальных институтов

 

Как ясно из предыдущего изложения, социальные институты выполняют определенные функции. Эти функции могут быть универсальными, общими для всех институтов. В их число можно включить удовлетворение важнейших потребностей общества и индивида, социализации, закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, коммуникативную функции.

Наряду с универсальными существуют специфические функции, т.е. такие, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Примеры таких функций были приведены выше.

Наконец, каждый социальный институт, наряду с универсальными и специфическими функциями выполняет ряд подфункций, т.е. функций второстепенных, которые могут быть полностью или частично отчуждены другими институтами, например, производственная или образовательная функция семьи, производственная функция государства и т.п.

Функции социальных институтов могут меняться со времене

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебное пособие предназначено для студентов бакалавров всех специальностей очной и очно-заочной форм обучения

Социология учеб пособие под ред И А Обертяевой Воронеж ГОУВПО... Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом для студентов бакалавров и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формирование первичных социальных взаимосвязей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Степень удовлетворения, учета интересов другой стороны
Рис. 4. Стили поведения в конфликтной ситуации   Рассмотрим подробнее эти стили поведения в конфликтной ситуации: 1. Противоборство (конкуренция) ха

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги