рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Степень удовлетворения, учета интересов другой стороны

Степень удовлетворения, учета интересов другой стороны - раздел Образование, Учебное пособие предназначено для студентов бакалавров всех специальностей очной и очно-заочной форм обучения Рис. 4. Стили Поведения В Конфликтной Ситуации   Рассм...

Рис. 4. Стили поведения в конфликтной ситуации

 

Рассмотрим подробнее эти стили поведения в конфликтной ситуации:

1. Противоборство (конкуренция) характеризуется настойчивым, бескомпромиссным, отвергающим сотрудничество отстаиванием своих интересов, для чего используются все доступные средства, в том числе средства давления на оппонента;

2. Уклонение (избегание, уход)связано с попыткой уйти от конфликта, возможно из-за недостатка условий для его разрешения;

3. Приспособление (уступчивость) предполагает готовность участника конфликта поступиться своими интересами для сглаживания разногласий с целью сохранения или восстановления благоприятных взаимоотношений с оппонентом;

4. Сотрудничество предполагает открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения без ущемления интересов каждой из сторон.

5. Компромисс требует взаимных уступок, выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором никто не выигрывает, но и не теряет.

Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода к разрешению конфликта является жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию. Можно, например, прийти к компромиссу, приспособиться к нуждам другого человека (особенно близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклоняться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.

 

Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

16.1 Типология социальных движений

 

В социологии под социальными движениями подразумевают движения, совершающиеся в известных общественных классах, при этом вызывающиеся недовольством их своим положением.

Социологи, политологи и ученые в других областях общественных наук проявляют большой интерес к изучению социальных движений и, в частности, предпосылок их возникновения. Существует несколь­ко следующих наиболее распространенных способов их изучения:

1) локальное изучение, когда основное внимание уделяется внутренне­му содержанию движения без учета факторов внешней среды;

2) историческое, или лонгитюдное, изучение, которое охватывает про­блемы зарождения и развития социального движения, предполагает рас­смотрение его внутреннего содержания и в ходе которого результаты опросов общественного мнения комбинируются с изучением докумен­тов, газет, архивов и других источников с фиксированной информаци­ей;

3) сравнительное изучение членства в движении, при кото­ром анализируется поведение как простых, рядовых членов движений, так и их лидеров, либо статистически (в соответствии с их возрастом, полом, политическим и экономическим статусом, профессией, образо­ванием и другими характеристиками) для определения внутригрупповых связей, либо с помощью интервью и биографического мето­да для определения их общих чувств и мотивов поведения;

4) изу­чение движений с помощью контент-анализа их отчетов, речей и пропагандистских заявлений лидеров.

Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развит Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д. Поэтому при анализе мы применяем классификацию наиболее общих признаков движений и выделение их «идеальных типов».

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в состоянии изменить, обычно возникаютэкспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашаетсяс существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии оннаходит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы — это немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества.

Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь. Подобного рода движения отвергают, игнорируют несправедливую действительность и обращают свой взор к славному прошлому и подвигам предков. Это движение ветеранов войны, монархические движения, возрождающие ушедшие ритуалы, символику и находящие эмоциональное удовлетворение в ношении старой военной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же вре­те экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализировать прошлое, противопоставлять «героические» времена настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными йо­га движениями.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал знаменитую «Утопию», слова утопия и утопический означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его «Республики» и заканчивая американским психологом Б. Скиннером, лидером со­временного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны.

Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопи­ческих движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на осно­ве всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе рели­гиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к ма­териальному благополучию. Благом для них считалось общее следо­вание воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последо­вателей утопических идей. Вся идеология мирских утопических дви­жений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, коопе­ративного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление ими именно этих качеств. Забвение лидерами утопических движений таких естественных стрем­лений человека, как желание личного благополучия, стремление реализовать свои способности и получить вознаграждение, неизбежно ведет такие движения к угасанию и распаду. Коммуны Р. Оуэна, Ш. Фурье и многие другие организации, явившиеся следствием утопических движений, просуществовали весьма короткое время, распавшись из-за внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружением. Такая же участь ожидает многие современные коммуны, построенные по принципу «альтернативных обществ», т.е. тех, где все отношения и культура отличаются от официальных и общепринятых.

Конечно, утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому они могут забываться после распада движения и спустя некоторое время вновь возрождаться в других движениях. Очевидно, это исходит потому, что люди никогда не перестанут представлять наиболее совершенное общество.

Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны жизни общества. Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин) не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей власти. Опыт нашего государства показывает, что в настоящее время мы еще только начинаем привыкать к существованию подобных движений и, не опасаясь, участвовать в них.

Революционные движения. Под революцией в данном случае понимается неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. К. Фридрих определял революцию как «внезапное и насильственное свержение установленного порядка». По утверждению С. Хантингтона, «революция – это «внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его институтах, руководстве, структуре…». Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, близкими к власти и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, как «промышленная революция». Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением этого термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Исторический опыт показывает, что демократия в полном смысле слова не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на правительство и мно­гие из несостоявшихся реформаторов становятся революционерами. Таким образом, революционные движения процветают там, где рефор­мы блокируются в такой степени, что единственным способом уст­ранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно коммунистические движения не развиты в та­ких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где в той или иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмо­сфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские ис­следователи Л. Эдварде и К Бринтон смогли выделить наиболее ти­пичные стадии успешного развития революционных движений: 1) на­копление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенно­сти в течение ряда лет, 2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса на­селения понимала их; 3) появление побуждения к активным дейст­виям, восстанию и социального мифа или системы верований, оправ­дывающих это побуждение; 4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; 5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различ­ными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе; 6) выход на активные позиции экстреми­стов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию; 7) период режима террора; 8) возврат к спокойному со­стоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней пред­революционной жизни. По такой схеме в целом про­текали французская, китайская и, наконец, российская революции.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто реформистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне радикальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

Терроризм. Данное движение можно определить как применение силы против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства или населения к выполнению своих планов.

Движения сопротивления. Если революционные движения воз­никают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами движения сопротивления — это усилия определенных групп людей направленные на блокирование возможных или искоренение происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

 

16.2. Стадии социальных движений

 

Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые называется социальным беспокойством. Если люди попадают в ситуации, которые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать крайнее неудобство, неуверенность, переходящие в устойчивое чувство социального беспокойства. Например, после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов в России миллионы людей оказались в незнакомой для них ситуации, когда одни стали безработными, другие возвысились за счет новых возможностей обогащения, были преданы забвению прежние ценности и привычные нормы поведения. Все это привело к возникновению сильного социального беспокойства у значительной населения России и создало предпосылки для возникновения различных социальных движений.

■Ч

Стадия возбуждения. Социальное беспокойство видится исследователями как неопределенное, не сфокусированное и общее чувство, охватывающее некоторые части общества Оно возникает, когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместнопоявляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом за­висит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эф­фективности деятельности социальных институтов. Иногда красноре­чивый и популярный агитатор, затрагивающий насущныепотребности многих людей, может сформировать основы движениябуквальноза один день. Превращение массы недовольных в эффективное соци­альное движение зависит также от мастерства организаторов, направ­ляющих усилия недовольных членов обществав определенное русло.

Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный проме­жуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо по­терей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные мас­сы последователей движения не могут ничего создавать и совер­шать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не на­правлен на достижение строго определенных целей. На стадии фор­мализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизи­руют его активность и идеологию, Делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать лю­дям об их неудовлетворенности, определять причины такой неудов­летворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движе­ния для оптимального достижения целей и стремиться морально оп­равдать их действия. Формализация превращает возбужденные мас­сы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения — в реальную и видимую цель. Стадия формали­зации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кри­сталлизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадии эффектив­ные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определен­ные позиции и выполняют соответствующие социальные роли.

Стадия распада движения. Большинство ученых-социологов полагает, что социальное движение заканчивается стадией институционализации. Но в действительности для многих социальных движений это еще не окончательный этап. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются либо превращаются в со­льные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг с другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, этические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

 

16.3 Условия возникновения социальных движений

 

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения. Каковы же основные условия, благоприятные появления и развития социальных движений?

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах повел­ения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Конценция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем, определявшим культурное течение как процесс, в котором «небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля, и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден». Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивает новые идеи о том, ка­кое общество их больше всего устраивает и как оно должно относить­ся к своим членам. Длительное развитие демократического общест­ва — пример культурных течений. Можно также привести в качест­ве примера культурных течений постепенную эмансипацию женщин, тяготение людей к материализму или, наоборот, отход от материализ­ма к духовной жизни и религии, наблюдающийся у некоторых кате­горий молодых людей.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воз­действием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать воз­никновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп мужчин и женщин, религиоз­ных, политических, национальных меньшинств. Социальные дви­жения, совпадавшие по своему направлению с культурными тече­ниями, были весьма успешными, в то время как движения сопротив­ления культурным течениям терпели неудачу.

Социальная дезорганизация. Для уяснения значения дезорга­низации для развития социальных движений приведем пример с лидерами. В каждом обществе в определенное время появляются сильные лидеры, которые ведут за собой некоторую, иногда даже боль­шую часть общества. Однако прежде чем появиться лидеру, должен существовать народ или социальная группа, нуждающаяся в нем. В стабильном, высокоинтегрированном обществе такие лидеры появля­ются весьма редко. Члены такого общества пребывают в благодушии и испытывают чувство безопасности, они не ощущают дискомфорта, весьма равнодушны к изменениям в общественной жизни, а потому редко присоединяются к социальным движениям. В изменяющемся, нестабильном обществе (безразлично, простое оно или сложное), как правило, процветают социальные движения.

Любое изменяющееся общество всегда в той или иной степени под­вержено дезорганизации. Однако общества различаются по скорости происходящих в них изменений и по степени дезорганизующего воз­действия этих изменений на культуру. Традиции же изменяющего­ся общества не имеют устоявшихся форм и потому не могут созда­вать устойчивое и управляемое поведение его членов. В дезоргани­зованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Р. Мертон дал членам таких обществ некоторые основные социально-психологические характеристики:

1) чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям его рядовых членов;

2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей в обществе, которое видится как непредсказуемое и беспорядочное;

3) общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий;

4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку со стороны институтов данного общества.

Мертон полагает, что комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как разновидность аномии.

Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения. Понятие «отчуждение» применяется значительно реже, чем понятие аномии, включает в себя такие компоненты, как беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция. Это означает практически полное эмоциональное отделение индивида от общества.­

Отчуждение и аномия становятся широко распространенными явлениями в дезорганизованном обществе. Их симптомы: неуверенность, социальный страх, беспокойство и высокая внушаемость. Ранее действующие правила и нормы не считаются больше полезными и надежными, а прежние цели кажутся недостижимыми. В то же время другие правила отсутствуют, а новые цели представляются недос­тойными для затрачиваемых усилий. Такая неопределенность в обстановке, разобщенность людей служат идеальной средой для зарождения и развития социальных движений. Неопределенность норм и целей чаще вызывают социальные движения, чем бедность и нищета. Люди могут быть эмоционально устойчивы и уверены в будущем, несмотря на то что они занимают низший уровень в иерархии общества, материально не обеспечены, но только если система их ценностей определяет эти лишения как необходимость и как нормальные условия существования.

Коррупция, социальное неравенство и социальная несправедливость далеко не всегда приводят к нестабильности и возникновению движений протеста. Многие социальные системы оставались стабильными непоколебимыми в течение веков, несмотря на изматывающую народ бедность, безудержную коррупцию и высокую степень эксплуатации. Такой социальный порядок мог вполне благополучно существовать до тех пор, пока члены общества достигали целей, которые они ставили перед собой. Человек настолько податлив и внушаем, что поч­ти в каждой социальной системе находит хорошее для себя, если эта система внутренне устойчива и если человек успешно социализиро­ван для жизни в ней.

Таким образом, традиционные общества чаще всего являются наиболее стабильными до тех пор, пока в них не происходят изме­нения. Но как только нормы и ценности начинают подвергаться со­мнению, люди испытывают резкое обесценивание своих стремлений. Такую ситуацию некоторые ученые называют «революцией растущих ожиданий». Известно, например, что революции возни­кают не там, где люди бедствуют, а там, где, условия жизни улучша­ются. Все дело в том, что параллельно с улучшением условий жиз­ни значительно расширяются желания и потребности людей. Револю­ции и другие восстания наиболее вероятны тогда, когда прерывают­ся периоды улучшения условий жизни и создается разрывмеждуувеличением потребностей и падением возможностей для их реали­зации.

Социальная неудовлетворенность. Социальная неудовлетво­ренность — это общее недовольство людей условиями жизни и сис­темой социальных отношений в данном обществе. Существуют три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетво­ренность: относительная неудовлетворенность, ощущение несправед­ливости и статусная неопределенность.

Согласно концепции относительной неудовлетворенности, разра­ботанной английским социальным психологом С. Стоффером, люди ощущают неудовлетворенность в результате разрыва ме­жду тем, что они имеют, и тем, что они могли бы иметь. Например, когда в нашей стране приоткрылся железный занавес и люди увиде­ли более высокий уровень жизни в других государствах, такое откры­тие породило неудовлетворенность, так как многие поняли, что мог­ли бы жить в значительно более комфортных условиях. Чем больше разрыв между надеждами и ожиданиями и их реализацией, тем силь­нее чувство социальной неудовлетворенности.

Относительная неудовлетворенность широко проявляется в слаборазвитых странах, где общество сильно дезорганизовано. Люди хо­тят иметь автомобили, компьютеры, холодильники и многие другие вещи, хотя слабо понимают, что их нужно еще и производить. Не­хватка этих предметов приводит к еще большему желанию владеть ими. Однако у этих обществ существуют ограниченные ресурсы в об­ласти обучения, образования, развития материальной базы. Кроме того, часто сельская структура населения не дает возможности развивать производство в городских условиях, что приводит к отчуждению многих людей и является основой для будущих революций и социальных движений.

Социальная несправедливость не является объективным социальным фактом. Это субъективное ценностное суждение. Должен ли один человек обладать богатством, в 10 раз большим, чем другой? Ответ на этот вопрос зависит от традиций и системы ценностей. Во многих странах массы населения живут в бедности, а немногие — в роскоши, фактически не платят налоги и блокируют попытки социальных реформ. Справедлива ли такая система? На это нельзя ответить однозначно. Только тогда, когда члены социальной системы считают ее несправедливой и становятся разочарованными и отчужденными, на данный вопрос можно ответить отрицательно. Ощущение социальной несправедливости встречается не только у представителей беднейших или бесправных слоев общества. Некоторые группы с высоким уровнем потребления и высоким социальным статусом также могут чувствовать себя жертвами несправедливости. Люди, имеющие значительные богатства, твердо уверены, что их накопления и привилегии являются результатом справедливого рас­тения, и полагают несправедливыми большие налоги и государственные ограничения их бизнеса. Следовательно, чувство социальной несправедливости может вызывать социальные движения, как среди бедных, так и среди богатых груш населения.

Тема 17. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

17.1. Социальные изменения и социальное развитие. Концепции социального прогресса

 

Социальное изменение занимает основное место во многих социологических работах, так как ни общества, ни их составные части никогда не бывают статичными, находятся в постоянном развитии, в процессе перехода из одного состояния в другое. Еще О. Конт отметил эту черту общественной жизни, назвав ее социальной динамикой. У исследователей, занимающихся этой проблемой сейчас и в прошлом, всегда существовал вопрос, как и куда движется общество, какие факторы определяют направленность его развития, ускоряют или замедляют прогресс. Не случайно социология как дисциплина, появилась тогда, когда теоретики попытались понять природу драматических социальных, экономических и политических изменений, связанных с промышленной революцией XVIII-XIX столетий в европейских странах.

Социальные изменения - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Социальное изменение отражает различие между нынешним и предшествовавшим состоянием какого-либо избранного аспекта социальной организации или структуры.

Понятие «социальные изменения» не идентично понятию «социальное развитие». Социальное развитие характеризует лишь определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, совершенствования. Социальное развитие – процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социальных групповых и организационных структурах и т.д.

По направленности и характеру социальные изменения могут быть прогрессивными и регрессивными, эволюционными и революционными. Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к социальной системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося общества. Понятие прогресса соотносимо с понятием регресса.

Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – тип социальных изменений, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций; регресс включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. По своей направленности регресс противоположен прогрессу. Между ними существует сложная многосторонняя связь; с одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития системы; с другой – при нарастании регрессивных изменений системы в целом отдельные составляющие могут сохранять прогрессивное направление развития.

По своему характеру социальные изменения можно подразделить на эволюционные и революционные. Эволюционные процессы – частичные, постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые тенденции к увеличению качеств, элементов в социальных системах. Эволюционные изменения могут организовываться сознательно, в таких случаях речь идет о социальной реформе. Реформа – это переустройство, преобразование какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не затрагивающее основ существующей социально-экономической структуры.

Революционные изменения – относительно быстрые, коренные и качественные изменения. Социальная революция – глубокое качественное изменение, коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества. По определению английского социолога Э. Гидденса, политическая и социальная революция – насильственный захват государственной власти лидерами массового движения для последующего использования этой власти с целью крупных процессов социальной реформы. Это отличает революции от переворотов, которые также предполагают использование силы для захвата власти, но без преобразования классовой структуры и политической системы и без массовой поддержки. Как эволюционные, так и революционные социальные изменения происходят не только в масштабах общества в целом, но и в рамках отдельных его звеньев и ячеек.

Особенностью толкования социального развития сторонниками эволюционной теории (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) была вера в безграничный прогресс общества. О. Конт подразумевал под социальной динамикой однонаправленные поступательные процессы общественного развития, исключающие скачки и перерывы. Социальные революции признавались только в качестве деструктивного фактора, нарушающего нормальный ход социального развития. Эволюционные теории видели в индустриализированных странах представителей наиболее высокой стадии долгосрочного процесса развития, начавшегося с гораздо более простых форм. Доиндустриальные (аграрные) общества либо простые, живущие охотой и собирательством, - считались примером более ранних стадий развития, и индустриальный мир оставил их далеко позади. Эволюционные теории, следовательно, объединяют два суждения: эволюционное продвижение вперед предполагало развитие сложных форм социальной организации из простых посредством увеличения дифференциации социальной структуры и специализации функций; подобные структурные изменения предусматривали параллельный процесс продолжения нравственного, интеллектуального и эстетического развития.

Очевидными трудностями теории социальной эволюции является: во-первых, предположение об однолинейности, т.е. о наличии одного пути развития, через который пройдут все общества; во-вторых, неспособность сказать многое о промежуточных стадиях развития между простыми и сложными обществами и процессах, приведших к изменениям; в-третьих, неспособность объяснить попятные движения и кризисы, распады обществ и целых цивилизаций.

Ограниченность классического эволюционизма в XX в. преодолевалась путем поиска новых подходов к социальным изменениям. В циклических теориях развитие общества понимается не как прямолинейный процесс движения к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Цикл является способом существования и сохранения общества. Развитие общества в порядке социально-функциональных циклов свидетельствует о его относительно стабильном состоянии: воспроизводятся естественно сложившиеся социальные общности, устойчивые формы деятельности социальных субъектов, политические, общественные и иные институты, т.е. социальные изменения в рамках одного качественного состояния. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей.

Исторический цикл является единством процесса генезиса, расцвета и распада социальных систем и отражает тот реальный факт, что общество, как и любое материальное образование, имеет определенный срок жизни, по истечению которого прекращает свое существование. Отражением циклического типа социальной динамики являются теории исторического круговорота (Дж. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Вариантами циклического движения является движение по кругу, маятникообразные колебания социальных процессов, последовательность циклов в форме спирали, циклы в виде волн.

Ведущий представитель структурного функционализма Т. Парсонс и некоторые другие современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях. Общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, однако это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы должны исчезнуть.

Помимо теории социальных изменений Т. Парсонса, необходимо отметить однофакторные теории социальных процессов, которые пытаются найти какой-то один ведущий фактор исторического развития. Социокультурные теории ставят во главу угла изменения, происходящие в мировоззрении, религиях, системах ценностях, менталитете социальных групп, обществ и эпох (П. Сорокин). Индустриально-технологические теории интерпретируют социальные изменения как в той или иной степени производные от уровня развития индустриальной технологии и техники, например, «стадии экономического роста» У. Ростоу. Социально-экономические теории, к которым относится, прежде всего, марксизм, полагают, что развитие материального производства в конечном счете предопределяют изменения всех других сторон и сфер общественной жизни.

В современных теориях для обозначения исторического процесса перехода от традиционного (аграрного) общества к современному (индустриальному) обществу используется понятие модернизация как вид социальных изменений, отвечающих требованиям современности. Под модернизацией следует понимать: во-первых, тип социальных перемен, имеющий корни в английской индустриальной и политической французской революциях, в результате которых развилась небольшая группа модернизированных обществ (страны Западной Европы и Северная Америка); во-вторых, процесс, в котором отстающие догоняют ушедших вперед; в-третьих, как попытки модернизированных государств дать ответы на новые вызовы на пути инноваций и реформ

Согласно теории модернизации «современной» (и «развитой») может считаться страна со следующими отличительными чертами: значительным уровнем индустриализации; устойчивым экономическим развитием при высоком ВВП; верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса; изобилием пищепродуктовых и промышленных потребительских товаров; высоким уровнем и качеством жизни населения; развитой профессионально-отраслевой структурой высокомобильного населения, занятого преимущественно в промышленности, науке, сфере обслуживания; большим удельным весом «среднего класса» в системе социальной стратификации; значительным влиянием акторов «гражданского общества» в политической жизни и т.д. Общества или страны, не удовлетворяющие этим требованиям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным» (соответственно к «неразвитым» и «развивающимся»). Таким образом, модернизация – это комплексный феномен, имеющий технологическое, экономическое, социальное, политическое и психологическое измерения.

Различают два вида модернизации: органическую и неорганическую (догоняющую). Примером органической модернизации выступает большинство стран Западной Европы и Северная Америка (США и Канада), имевшие собственные предпосылки, внутренние импульсы модернизации. Их трансформация, главными рычагами которой послужили промышленный переворот и либерально-демократические революции XVIII-XIX веков, была признана примером первой, или классической, модернизации. В этих странах все сферы общественной жизни – экономика, политика, право, культура, общественные отношения (гражданское общество) – развивались более или менее органично.

При изучении более позднего освоения механизмов и институтов современного общества странами Третьего мира родилось понятие «догоняющая модернизация». «Догоняющая модернизация» является ответом на внешний вызов со стороны более развитых стран, стремлением преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Так обстояло дело в Японии несколько лет спустя после «дружественного визита» в порт Эдо американской эскадры под командованием Мэтью Пэрри. Японская правящая элита, осознав военно-техническое и экономическое превосходство стран Запада, приступила к реформам, расчистившим дорогу капиталистическому развитию в стране («революция Мэйдзи» 1868 г.). Стране Восходящего Солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологии и финансы. За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и в свою очередь служит образцом для подражания.

Однако даже в тех странах, где «догоняющая модернизация» оказывалась в целом успешной, преобразования никогда не могли охватить разом все стороны общественной жизни. Экономику или высшее образование, например, быстро подтягивали до уровня более развитых государств, политическая же система в это время делала первые шаги по пути демократизации. Такое несоответствие разных сторон жизни друг другу порой вызывало острые конфликты и угрожало самой модернизации. Наибольшего успеха достигали там, где удавалось примирить перемены с социокультурными основами повседневности, с традициями неевропейских обществ. Так было в Японии, а позднее и в новых индустриальных государствах Азии (Южной Корее, Тайване, Сингапуре).

Россия, которая вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно предпринимала попытки догоняющей, форсированной модернизации с целью догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х гг. XX в., перестройка конца 80-х гг. и экономические реформы 90-х гг. Первым примером российской модернизации с использованием западных образцов принято считать петровские реформы. Петр I в своих действиях руководствовался простым здравым смыслом: если Россия не переймет западного опыта, она будет обречена оставаться второразрядной, экономически отсталой страной.

В настоящее время Россия находиться в процессе модернизации. Современная модернизация России, по мнению западных социологов (К. Фридрих и З. Бзежинский) отличается рядом специфик, одним из которых является посттоталитарный синдром. Теории посттоталитарного синдрома исходят из того, что общество России живет инерционно: рядовые граждане ведут себя по-прежнему несвободно, а элита продолжает руководить и распоряжаться по-старому бесконтрольно. Однако проявляются и новые процессы: 1. Игнорирование общего интереса и преувеличение роли частных интересов; 2. Наступление идеологического безверия; 3. Протесты масс против любого насилия и игнорирование «нажима сверху» как следствия многолетнего массового террора; 4. Демилитаризация общества в противовес глубочайшей милитаризации экономики, политики и патриотического сознания советской эпохи; 5. Информационный плюрализм в сфере информационного обмена.

Российский исследователь Н.Ф. Наумова выдвинула концепт рецидивирующей модернизации, поскольку именно в нашем обществе, часто предпринимавшем попытки реализовать «догоняющий» способ социального развития, обновление чревато рецидивами, возвратами к «старине».

Ряд социологов, рассматривая социальные изменения в Восточной Европе, Среднем Востоке, Центральной Америке, Южной Африке и других регионах, отмечают, что, в сущности, есть только один доминирующий путь развития – тот, которым шли Япония и западные страны. Поэтому общества должны сближаться на основе модернизации. Возможность того, что страна третьего мира начнет развиваться в направлении либеральной западной демократии увеличивается, когда национальная экономика в состоянии обеспечить высокий уровень грамотности, образованности и обмена информацией, создает не авторитарный, а плюралистический социальный порядок и препятствует развитию крайностей неравенства социальных слоев.

Социологи, стоящие на позициях теории мировой системы, рассматривают развитие современных обществ в контексте международного, географического разделения труда. Согласно теории мировой системы, страны третьего мира не могут повторить путь развития, пройденный западными странами, так как узкая специализация производства и экспорт сырьевых ресурсов ухудшают долгосрочные перспективы национальных государств, поскольку отвечают потребностям мирового рынка, а не внутренним интересам развития страны.

 

17.2. Источники и факторы социальных изменений.

 

Теоретический и эмпирический материал, накопленный социологией, свидетельствует как о многообразии, так и сложности источников и факторов социальных изменений. К ним исследователи относят и внешние, внесоциальные условия, и внутрисоциальные факторы и взаимодействие тех и других причин.

Социальные перемены могут быть вызваны природными причинами – изменениями физической среды обитания человека, космическими ритмами солнечной активности, влиянием природных стихий (смерчи, землетрясения, наводнения, ураганы). Все это требует от людей изменений в социальной организации и технологиях, помогающих приспосабливаться к внешним условиям. Согласно циклической концепции английского историка А. Тойнби основным законом движения цивилизации является механизм «вызов-ответ». Любая цивилизация сталкивается с тем, что история бросает ей вызов, который выводит общество из статичного состояния (природные катаклизмы, длительные годы засухи, наводнения). Цивилизация должна приспособиться к новым природным обстоятельствам, найти ответ. Если накапливаются не совсем точные или совсем неточные ответы, цивилизация из стадии развития переходит в стадию упадка.

О. Конт в качестве определяющего фактора социальных изменений видел прогресс знания, духовное и интеллектуальное развитие человеческого общества.

Научное открытие ранее неизвестного аспекта реальности добавляет новую черту в запасы знаний, проверенных и воспринятых людьми и становится частью культуры, общества, человеческих отношений. Примером могут служить теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя.

Изобретение – новая комбинация или новое использование существующего знания. Именно таким образом изобретатель Джордж Селден в 1895 г., комбинируя двигатель, топливный бак, ременную передачу и колеса, изобрел автомобиль. Изобретения подразделяют на два типа: материальные (лук, стрелы, телефон, самолет) и социальные (алфавит, выборная демократия и т.д.) Изобретение может быть новым по форме, функционированию и значению. Форма означает вид нового объекта или новых действий, нового типа поведения; функционирование – это то, что совершается посредством данного изобретения; значение – это долговременные последствия использования его людьми.

В обиход довольно прочно вошло слово «инновация», которое включает в себя как открытие, так и изобретение. Под инновацией понимается научно-техническое, производственное, управленческое и иное новшество, являющееся основным содержанием модернизации экономики и общества в целом. Инновации есть результат деятельности по обновлению, преобразованию, приводящий к замене одних элементов, сфер человеческой активности другими, либо дополнению уже имеющихся новыми, т.е. это преодоление инерции сложившегося порядка. Инновации – не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколения в поколение наращиваемых знаний с использованием ряда новых элементов. Следовательно, чем больше количество культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических ламп, ламп для радио- и телевизионных приемников и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер, фонариков и т.д.

Первыми крупнейшими теоретиками инновационных процессов по праву считаются Н.Д. Кондратьев и Й. Шумпетер. Ученый с мировым именем Николай Дмитриевич Кондратьев относится к числу выдающихся русских экономистов ХХ века. Наибольшую славу и известность принесла Н.Д. Кондратьеву его концепция больших циклов конъюнктуры, в настоящее время во всем мире называемых «циклами Кондратьева». Разработанная им теория получила известность на Западе как теория «длинных волн» в экономической динамике.

Кондратьевым было сделано важное наблюдение относительно характера больших циклов: перед началом и в начале повышательной волны каждого длинного экономического цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества. Главную роль Кондратьев отводил научно-техническим новациям. В развитии первой повышательной волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (середина XIX в.) был обусловлен прежде всего строительством железных дорог, развитием морского транспорта. Третья повышательная волна (конец XIX-началоXX в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств. Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются во времени неравномерно, появляясь группами, или кластерами. Таким образом, в исследованиях Н.Д. Кондратьева впервые просматриваются основы кластерного подхода.

Шумпетер увидел в нововведениях возможности для ускоренного преодоления экономических спадов через активизацию радикальных технологических изменений. Норма здоровой экономики – в динамическом неравновесии, вызванном деятельностью новатора-предпринимателя. Цель инновации – повысить отдачу на вложенные ресурсы. Инновация является скорее экономическим и социальным понятием, чем техническим.

Й. Шумпетер выделил 5 типичных изменений.

1. Изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям блага или создания нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Различные типы новвоведений можно дифференцировать в зависимости от масштабности самого процесса, меры и кардинальности преобразований, степени инновационного воздействия на все сферы социально-экономической жизни общества. Й. Шумпетер разделил нововведения на базисные, которые являются основой для появления новых отраслей и новых рынков, и вторичные (улучшающие), не затрагивающие основную технологическую схему, но улучшающие качество товара или незначительно изменяющие отдельные элементы технологического процесса в целях экономии определенных видов ресурсов. Г. Менш выделил псевдонововведения или мнимые нововведения, которые вносят изменения под влиянием краткосрочных колебаний потребительских предпочтений. Дж. Гроссман (1970) выделил инструментальные и принципиальные инновации. Принципиальные инновации представляют собой «ценность-в-себе», тогда как инструментальные инновации замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения принципиальных инноваций.

В науке общепринятой стала следующая типология нововведений:

1) радикальные (базисные), т.е. принципиально новые технологии, виды продукции, методы управления, которые знаменуют кардинальные подвижки не только в различных сферах хозяйствования, но и во всей жизни общества; они воплощают принципиально новые научные идеи и революционизируют производительные силы; 2) эволюционные, основанные на смене поколений техники, появлении новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа; 3) модифицирующие, связанные с улучшением, дополнением отдельных параметров продукта, технологии, принципов и форм хозяйственной деятельности, способствуют их обновлению в рамках базовых конструкций и принципов.

При определении инновации учитываются образцы потребительского поведения. Этот подход лежит в основе типологии, в соответствии с которой существуют: 1) вялотекущая инновация (имеет минимальное воздействие на образцы поведения); 2) динамично развивающаяся инновация (новые и традиционные формы поведения содержатся в личностной структуре индивидов в равной мере); 3) скоротечная инновация (быстро утверждает новые образцы поведения).

Материальная культура, техника, технология, открытия, изобретения, инновации вносят существенные перемены в социальную жизнь: меняется не только характер деятельности, но и способы коммуникации, формы культуры, пути познания. Машинное производство потребовало навыков управления механизмами, побудило к миграции сельских жителей в города, изменило социальную структуру, породило новые социальные институты, противоречия, новое понимание социального престижа и многие другие перемены. Наши знания, кругозор, формы отдыха, способы научения существенно изменило телевидение.

Социальные изменения могут быть результатом диффузии, т.е. взаимопроникновения различных культур, распространения культурных черт и образцов от группы к группе. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они – от иудейских сект начала новой эры. Частушки как вид фольклора возникли у татар, а затем проникли в русскую среду. Методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах. Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Очень часто группы намеренно увеличивают число контактов, чтобы усилить диффузию (например, в случае обучения менеджеров с посылкой обучаемых в США, Германию и другие развитые страны). Но иногда общество или группа стремиться избежать диффузии и снижает число контактов (например, когда хотят избежать влияния нежелательной идеологии). Таким образом, диффузия является селективным действием: группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие.

Инновации могут оказывать не только позитивное, функциональное воздействие на социальную сферу, способствуя повышению уровня и качества жизни людей, укреплению безопасности страны, но и негативное, дисфункциональное влияние, нарушая экологию и баланс сил в международных отношениях. Нередко осуществление инноваций вызывает большое число вторичных, изменений, объем которых может превышать непосредственный эффект исходного нововведения, а некоторые из них могут оказаться неприемлемыми. Это ведет к возрастанию риска и ответственности за нововведения, к стремлению уклоняться от них, оказывать им сопротивление. Сопротивление изменениям может быть результатом как влияния ситуативных установок, так и действия культурных, социальных и коммуникативных переменных. Под сопротивлением изменениям понимается любое поведение члена организации, направленное на срыв и дискредитацию осуществляемых преобразований. Данный феномен является прямым следствием фактора неопределенности, заключающегося в новшестве и воспринимаемого определенной частью индивидов как угрозу их стабильному положению в рамках существующей социальной системы.

Одним из факторов, влияющих на сопротивление инновациям, можно считать наличие специфических установок и ценностей, которые, отличаясь от общей установки на изменение, могут мешать принятию изменения и даже блокировать его. Социальные изменения всегда должны преодолевать сопротивление специфических установок и ценностей по той причине, что никогда не бывает такого благоприятного положения, когда все единодушно поддерживают социальные изменения. Так, первое появление автомобилей вызвало всеобщее к ним презрение, которое выразилось в лозунге «Верните нам лошадей».

Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, является демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией. Выделяют два типа демонстрации: демонстрация использования (методическая демонстрация) – показ процесса эксплуатации инновации и демонстрация результата – показ благ, приобретенных в результате использования инновации. Опыт показывает, что инновация быстрее принимается, если может быть легко продемонстрирована ее полезность. Некоторые инновация могут быть продемонстрированы очень легко, без больших затрат, для других же требуются дорогостоящие крупномасштабные испытания. Так, большинство технических изобретений можно проверить буквально за несколько часов или дней, в то время как многие социальные изобретения не могут испытываться в лабораториях или на стендах и потому их полезность и необходимость доказывается лишь спустя длительное время и с помощью всего общества. Поэтому практически все социальные изменения (например, новые законы) внедряются в жизнь путем преодоления недоверия и сопротивления некоторых социальных групп общества, через властные структуры и нередко через жесткое принуждение. Однако, внедрившись в повседневную жизнь, многие работоспособные инновации кажутся уже привычными и необходимыми.

В принятии социальных изменений важную роль играет их совместимость с духовными традициями существующей культуры. Инновации могут быть несовместимыми с существующей культурой по крайней мере по трем причинам.

1. Инновации могут находиться в конфликте с существующими культурными образцами, вследствие чего: а) инновация просто отвергается обществом или социальной группой; б) инновация принимается вместе с ее конфликтными чертами, но эти черты время от времени вызывают протест, что делает ее принятие неустойчивым; в) инновация принимается, и содержащиеся в ней конфликты с существующей культурой скрыты и трудно осознаются, что вызывает общее напряжение в обществе, не направленное на данную инновацию.

2. Инновации могут вносить новые культурные образцы, не представленные в существующей культуре. Любое общество старается вносить новое, не отказываясь от использования старых, проверенных культурных образцов. Когда эти старые образцы не годятся, общество может медленно, осторожно развивать новые образцы, все время оглядываясь на старое, привычное.

3. Некоторые инновации могут только замещать и вытеснять культурные образцы в существующей культуре, а не просто присоединяться к ним, что значительно замедляет принятие этих инноваций. В этих случаях социологи говорят об социальных издержках изменений. Социальные издержки представляют собой совокупность статусных позиций, которые в рамках релевантной социальной системы прекратят существование в результате эффективности функционирования системы. Осознание социальных издержек влечет за собою реакцию сопротивления, отторжения инновации индивидом (группой), подвергаемых риску потенциальной утраты социального статуса, владельцем которого он является. С другой стороны, под социальными издержками может пониматься социально-психологический ущерб, который наносится агенту изменений со стороны определенной части элементов социальной системы-реципиента инновации с целью дискредитации последней. Такие издержки могут выражаться в виде определенных социальных действий – насмешек, остракизма, физического насилия над агентом изменений в рамках релевантной системы.

Итак, не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Некоторые могут приниматься немедленно, другие спустя длительное время. При этом необходимо учитывать ценностное измерение этого процесса. Нет социальных изменений, которые проходили бы бесследно для существующей культуры. Большинство инноваций, которые не просто присоединяются к старым культурным образцам, а разрушают их, создавая новые культурные образцы, новые виды социальных отношений, нередко вызывают сопротивление таким изменениям. Тем не менее, современное общество, являющееся крайне динамичным образованием, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности. Непринятие инноваций немедленно порождает застой социальной жизни и социальные эффекты с признаками регресса. Нединамичное, закостеневшее общество отстает от других обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни.

 

17.3. Кризисы в общественном развитии и пути их преодоления (реформы и революции)

 

Прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, цивилизационных тупиков, кризисов и даже срывов. Социальный кризис – переломный, решающий момент в развитии общества, время, характеризующееся обострением социальных противоречий и нарушением социальной стабильности. Кризис порождает дестабилизацию общества, которая может охватывать экономику, политику, духовную сферу, затрагивать психику человека (чувство отчаяния, безысходности, ощущение тупика).

Социальный кризис – это неспособность существующей общественной системы функционировать, воспроизводить себя на базе тех социальных отношений, институтов, ценностей, на которых она раньше существовала.

Согласно марксизму социальный кризис является закономерностью исторического развития и предшествует смене общественно-экономических формаций. Теорию социального кризиса К. Маркса можно свести к нескольким положениям:

1) общество развивается на основе внутренних противоречий;

2) общество впадает в кризис вследствие неспособности регулировать и разрешать внутренние противоречия на основе существующих структур;

3) ни одна общественная система не вечна, уступает место новой социальной системе;

4) ни одна общественная система не погибнет раньше, чем в ее недрах не сформируется ядро перехода к новой системе;

5) кризис есть столкновение больших социальных групп, прежде всего классов, которые не могут ужиться в существующей системе отношений;

6) кризис есть крушение господствующего класса или надлом его господства.

Концепция структурно-функционального анализа (Т.Парсонс, Ч. Джонсон) рассматривает социальный кризис как аномалию, дисфункциональное расстройство социальной системы, являющееся следствием неверных решений, неправильного управления. Ч. Джонсон выделяет следующие этапы социального кризиса:

1.нарастание социального недовольства широких слоев населения из-за нерешенности социальных проблем и снижения уровня жизни; отдельные классы, слои стремятся изменить свой статус в обществе;

2.раскол в правящих кругах, который обусловлен тем, что различные сегменты власти предлагают различные пути выхода из кризиса;

3.резко падает авторитет властвующих институтов, так как проявляется их неспособность улучшить ситуацию;

4.повышается политическая активность широких масс, которые, поняв тупиковость сложившейся ситуации, ищут свои пути выхода из кризиса и выдвигают политические требования.

5.завершением социального кризиса является переход к новой социальной системе или кардинальное переустройство существующей социальной системы.

Хотя кризисы неизбежны, общество не бессильно перед ними. Опираясь на теории циклического развития, можно предсказывать характер и сроки предстоящих кризисных потрясений, нейтрализовать негативные последствия, выбирая наиболее эффективные пути выхода из них как за счёт накопленного опыта, так и за счёт приобретения нового. Позитивные аспекты кризиса заключаются в том, что он выводит общество из статичного состояния, расчищает поля для обновления, стимулирует появление новых способов решения проблем, приспособления к изменяющимся условиям существования. Выработка наиболее конструктивного подхода к разрешению социального кризиса способствует началу нового, более динамичного этапа развития общества. Выйти из

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебное пособие предназначено для студентов бакалавров всех специальностей очной и очно-заочной форм обучения

Социология учеб пособие под ред И А Обертяевой Воронеж ГОУВПО... Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом для студентов бакалавров и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Степень удовлетворения, учета интересов другой стороны

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Формирование первичных социальных взаимосвязей
  Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Какими же невидимыми нитями люди связаны друг с другом, обществом, как возн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги