Реферат Курсовая Конспект
Искусство Западной Европы в XVII веке - раздел Образование, Искусство Греции. Гомеровская Греция. Греческая архаика Великие Географические Открытия, Начатые Еще В Эпоху Возрождения, За Ними — К...
|
Великие географические открытия, начатые еще в эпоху Возрождения, за ними — колонизация Нового Света, затем победа гелиоцентрической космогонии, теории бесконечности миров должны были потрясти сознание людей, изменить их мировоззрение. Возрожденческий антропоцентризм и наивная вера в гармонию мира уже не отвечали духовным запросам человека. Если антропоцентризм остается неколебимым, то где этот центр в бесконечности Вселенной? «Весь зримый мир —лишь едва приметный штрих в необъятном лоне природы (...) Человек в бесконечности —что он значит?» —писал Паскаль («Мысли») в XVII в. как бы в ответ на ренессансное представление о человеке как о «великом чуде», которое Бог поставил во главе мира. В XVII столетии человек уже понимает, что он не есть ни средоточие Вселенной, ни мера всех вещей, что он одновременно «венец всего сущего», «краса Вселенной» — но и «квинт-эссенция праха», говоря словами Гамлета.
Разница в понимании места, роли и возможностей человека и отличает прежде всего искусство XVII столетия от Ренессанса. Это иное отношение к человеку выражено с необыкновенной ясностью и точностью тем же великим французским мыслителем Паскалем: «Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий». Этот «мыслящий тростник» создал в XVII в. мощнейшие абсолютистские государства в Европе, сформировал мировоззрение буржуа, которому предстояло стать одним из основных заказчиков и ценителей искусства в последующие времена. Сложность и противоречивость эпохи интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе определили характер новой культуры, которую принято в истории искусства связывать со стилем барокко, но которая не исчерпывается только этим стилем. XVII столетие — это не только искусство барокко, но и классицизм, и реализм.
Мировоззрение Ренессанса строилось прежде всего на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек — мера всех вещей. Возрождение дало нам примеры объединения науки и искусства в одной творческой индивидуальности. Мировоззрение XVII столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство, углубившись, уже не идут рука об руку; никогда не объединяются в одном лице.
Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и приземленностью, с истинно бюргерской деловитостью. При всей своей противоречивости барокко вместе с тем имеет вполне выраженную систему изобразительных средств, определенные специфические черты. В нем преобладает в религиозной тематике интерес к сюжетам чудес и мученичества, где смогли ярко проявиться излюбленные для этого стиля гиперболичность, аффектированность, патетика. Последнее, впрочем, не менее характерно и для светских сюжетов.
Величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются любовью к динамике. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах, асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.
Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти (например, в плафоне) из пространства изображенного в пространство реальное. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, партеры, бассейны, боскеты; городские и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению.
Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и лепится форма. Оно нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы (которой столько сил отдали художники Кватроченто и с которой более вольно обращались мастера Высокого Возрождения) для усиления глубинности, иллюзии ухода в бесконечность.
Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, находящиеся в тесной зависимости от архитектуры, парадный, репрезентативный портрет становятся основными видами искусства барокко. Натюрморт и пейзаж как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств этой эпохи.
Место и время развития барокко — XVII век и прежде всего те страны, где торжествовали феодальные силы и католическая церковь. Это сначала Италия, где барокко нашло ярчайшее развитие в архитектуре (барочный Рим превалирует над современным и даже над античным), затем Испания, Португалия, Фландрия, оставшаяся под владычеством Испании, несколько позже — Германия, Австрия, Англия, Скандинавия, Восточная Европа, Новый Свет. В XVIII в. барокко нашло своеобразное и блестящее развитие в России. Ни во Франции, ни в Голландии барокко не получило первенствующей роли. За исключением некоторых стран, оно затухает в Европе в начале XVIII в., уступая место рококо.
Основные пути развития искусства XVII в. определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская,—хотя, несомненно, ими не исчерпывается все многообразие художественной жизни Западной Европы этого столетия.
11. Западноевропейское искусство 17век: Рембрандт (Голландия)
История: Образцовая капиталистическая Голландия: обширная колониальная торговля, мощный флот, земледелие. + Важный центр культуры. Протестантизм вытеснил католичество: свободомыслие, развитие философии, естественных наук, математики. Художники решают станковые, а не монументально-декоративные задачи: полотна не большие + церкви отвегали роскошь и храмы не расписывали.
Человек и природа – объект наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте. Бытовая живопись – ведущий жанр, наименование создателей – «малые голландцы». Непритязательность сюжетов и малый размер картин, узкая специализация по отдельным видам тематики: портрет/натюрморт/пейзаж + специализация внутри жанра: равнинные пейзажи (Конинк), натюрморты-завтраки (Хеда). В малом объеме живопись на библейкие сюжеты. Мастера находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей.
Хармен ван Рейн Рембрандт 1606-1669, семья зажиточного мельника. Бросил университет ради недолгой учебы у мастера. 1625-1632 – Лейденский период творчества – время становления художника. 30-е гг – расцвет. Урок анатомии 1632, не боится реализма, но избегает натурализма. 1634-свадьба на богатой Саскии ван Эйленборх, материальная свобода, успешное утворчество, дом привлекает лучших и богатейших аристократов. Романтизм. Пишет себя и любимую в роскошных нарядах: Автопортрет с Саскией на коленях 1636. Влияние итальянского барокко, его полотна пронизаны ликованием и радостью. Жертвоприношение Авраама 1635: Рембрандт как психолог: проникновенное прослеживание душевного состояния Авраама: усталость и недоумение. Ночной дозор 1642 групповой портрет стрелковой роты, в котором расширены рамки жанра (представление исторической картины). Картина не воспринята – начало конфликта с обществом, смерть Саксии.40-50 гг – рост мастерства, зрелое творчество, пересморт своего прошлого. Переписанная Даная 1636. Изображает простых людей, простой быт. Большое место занимают пейзажы. Пейзаж с мельницей. В конце жизни: разорение, потеря близких, предательство учениками. Рембрандт, будучи офортистом, не знает себе равных в мировом искусстве. Усложнение техники для выражения сострадания к обездоленным. 2000 технически блестящих рисунков, демократизм мироощущения в графике: Снятие с креста, Три креста. Эпилог творчества – Блудный сын 1669. Ученики усваивали систему светотени, но не усваивали его постижение личности. После смерти художника – упадок голландской живописной школы, а затем и конец великой эпохи голландского реализма.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Еще в VI в до н э Афины вступили в пору расцвета В конце века реформами Клисфена была закреплена победа демократии над аристократией Афины... В первой половине V в до н э Афины возглавляли борьбу греческих городов с... Истинный расцвет Афин справедливо связывается со временем когда город возглавлял первый стратег Перикл гг...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Западной Европы в XVII веке
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов