Леонардо да Винчи в галереях мира

Леонардо да Винчи в галереях мира


Содержание:

Введение. 3

Феномен эпохи Возрождения. 5

Творческий путь Леонардо да Винчи. 9

Великие полотна мастера в галереях мира. 14

Заключение. 33

Список литературы: 35


Введение

В настоящее время мы переживаем новый этап мировой истории культуры, философии, мировоззрения. Масштабы происходящих перемен позволяют некоторым исследователям говорить о новом Ренессансе. Современная цивилизация, достигнув определенного этапа своего развития, оказалась на краю гибели. В связи с чем, все чаще звучат вопросы о правильности выбранного пути развития.

Одним из путей поиска решения сложившихся проблем является обращение к опыту предыдущих поколений художников и мыслителей, в ряду которых Леонардо да Винчи несомненно занимает одно из ключевых мест. Таким образом, актуальность темы определяется чрезвычайной востребованностью на современном этапе опыта и культуры мыслителей и художников прошлого, в частности, Леонардо да Винчи. В 2002 году отмечался 550-летний юбилей итальянского мастера, что лишний раз подчеркивает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования настоящей работы является искусство Возрождения, а предметом - творчество Леонардо да Винчи.

Целью исследования является обзор художественного наследия Леонардо. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи. Во-первых, освещение феномена Возрождения, как уникальной эпохи, давшей жизнь многим гениальным мыслителям и художникам, среди которых Леонардо занимал совершенно особое положение. Во-вторых, обзор жизни и творческого пути Леонардо, который позволяет понять причины и истоки художественных приоритетов мастера. В-третьих, обзор истории создания, семантики некоторых наиболее известных картин с указанием их современного местонахождения.

Основные положения исследования:

1. Эпоха Возрождения представляла собой совершенно уникальный период истории, оставивший неизгладимый след в культурном наследии человечества.

2. Леонардо да Винчи занимает особое положение среди мастеров Возрождения. Его отличает разносторонность интересов, использование специфических техник живописи и необыкновенная динамика картин.

3. Полотна Леонардо да Винчи хранятся и экспонируются в крупнейших и известнейших галереях мира, таких как, Уфицци, Лувр, Петербургский Эрмитаж, в художественных коллекциях Венеции, Мюнхена, Нью-Йорка, Лондона, Рима, Ватикана и др.

При написании работы были использованы классические жизнеописания Вазари, сделанные еще при жизни Леонардо, тематические монографии Баткина М.Л., Гуковского М.А., Даниловой И.Е., популярные издания, философские размышления Лосева А.Ф. и др.


Феномен эпохи Возрождения

Ренессанс обычно характеризуют как возрождение античных наук и искусств. С точки зрения Лосева А.Ф. это правильно[1]. Однако сводить Ренессанс… Новизной в данную эпоху является прежде всего чрезвычайно энергичное… Предвестия итальянского Возрождения заметны уже в XIII веке, особенно в его заключительные два-три десятилетия. Эти…

Творческий путь Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Леонардо был внебрачным сыном… С 1462 по 1482 годы длился так называемый первый флорентийский период жизни и… В 1472 году Леонардо закончил обучение у Вероккио и был принят в цех флорентийских художников - членом Флорентийской…

Великие полотна мастера в галереях мира

Абсолютно достоверно известно, что ранние картины Леонардо вне всяких подозрений. Вазари специально останавливается а этом вопросе в своих… «Крещение Христа», которое висит сегодня в галерее Уфицци во Флоренции,… Поза изящной, одетой в голубой плащ фигурки свободна и грациозна. Поворот тела и головы, согнутые колени и руки…

Заключение

Во всем мире интерес к творческому наследию великого итальянского художника и изобретателя с годами только растет. Несравненный гений Высокого Возрождения унес с собой в могилу много тайн и загадок, и человечество пытается их разгадать.

Творческое наследие мастера пользуется неизменным вниманием публики. Работы Леонардо да Винчи, являясь культурным наследием всего человечества, относятся к наиболее ценным в коллекциях музеев мира. Выставки произведений Леонардо да Винчи собирают рекордное число посетителей. Самой посещаемой выставкой 2003 года стала экспозиция рисунков Леонардо да Винчи, организованная музеем Метрополитен, на которой были представлены 120 работ Леонардо - от набросков к картинам до анатомических и пейзажных зарисовок.

За первый день ее посетили почти 7 тыс. человек. Таковы данные ежегодного рейтинга, опубликованного газетой The Art Newspaper. Издание отмечает, что впервые за все девять лет существования рейтинга высшую позицию заняла выставка рисунков. Кураторы музея связывают такой ажиотаж с именем великого итальянца. Еще одна его выставка, организованная Лувром, заняла в списке четвертое место.

22 декабря 1998 года в Александровском зале Зимнего дворца прошла выставка "Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Государственного Эрмитажа".

Универсальное наследие Леонардо да Винчи стало темой 28-й Экспозиции Совета Европы, открытой 27 марта во флорентийской Галерее Уффици. За выставкой «Мысль Леонардо: в Лаборатории универсального гения», открытой до 7 января следующего года, последуют экспозиции в Оксфорде и Лондоне, в Будапеште и Мюнхене. Флорентийская выставка посвящена деятельности Леонардо в области искусства, анатомии, науки и технологии.

Музеи и художественные галереи выполняют исключительно важную функцию сохранения творческого наследия Леонардо да Винчи. Выставки, которые проводятся на различных мировых площадках собирают произведения художника из разных музеев, позволяя зрителям из разных уголков планеты познакомиться с великими произведениями искусства.

Таким, образом, Леонардо да Винчи является ярчайшим представителем Высокого Возрождения. Его картины отличает необыкновенная динамика, с помощью которой художник стремился передать мысли и чувства. Использованная мастером техника сфумато по сей день не перестает поражать воображение своим совершенством.

Леонардо да Винчи не оставил большого числа полотен. Тем более ценной является каждая его картина. Работы Леонардо хранятся и экспонируются во Флоренции, Милане, Париже, Риме, Лондоне, Санкт-Петербурге, Базеле, Кракове, Мюнхене.

 


Список литературы:

1. Аникин М.А. Леонардо да Винчи, или Богословие в красках. - СПб.: Респекс, 2000. - 38,[5] с.

2. Античность в европейской живописи 15 - начало 20 вв. : Выставка картин из музеев СССР, ГДР, Нидерландов, Франции : Каталог / [Подгот.: К.С. Егоровой и др.]; Статьи М.В. Алпатова и др.]. - М. : Сов. художник, 1982. - 36, [84] с.

3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности . - М. : Наука, 1989.- 270, [2] с.

4. Баткин Л.М. . Итальянское Возрождение : Проблемы и люди. - М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - 446 с.

5. Баткин Л.М. Леон Альберти и Леонардо да Винчи о жесте в живописи - М. : РГГУ, 2002. - 62,[2] с.

6. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990. - 413, [2] с.

7. Вазари, Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи.- М.: Эксмо, 2005. - 638,[1] с.

8. Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - М. : Алгоритм, 1997. - 525 с.

9. Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М. : Мол. гвардия, 1982. - 400 с.

10. Гелб, Майкл Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. - Минск: Попурри, 2004.- 431 с.

11. Гуковский, М.А. Итальянское Возрождение - Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. - 618, [3] с.

12. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения: Древняя Русь. Италия. Живопись, архитектура, скульптура. Искусство и зритель. - М. : Сов. художник, 1984. – 271 с.

13. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. - М.: Терра-Кн. клуб, 2001. - 221,[2] с.

14. Дзери Ф. Леонардо. - М. : Белый город, [2002]. - 48 с.

15. Кустодиева Т.К. Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа.- СПб.: Славия, 1998. - 231 с.

16. Леонардо да Винчи и культура Возрождения : [Сб. ст. / Рос. акад. наук, Науч. Совет "История мировой культуры", Комис. По культуре Возрождения; Отв. ред. Л.М. Брагина]. - М. : Наука, 2004. - 269,[3] с.

17. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М. : Мысль, 1982. - 623 с.

18. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения; Исторический смысл эстетики Возрождения - М. : Мысль, 1998. - 750 с.

19. Мережковский, Дмитрий Сергеевич. Леонардо да Винчи. Воскресшие боги. - М. : Рипол Классик, 2005. - 765, [1] с.

20. Стам С.М. Загадочный шедевр : "Джоконда" Леонардо да Винчи и культура Возрождения. - Саратов : Науч. кн., 1999. - 248 с.

21. Стендаль. История живописи в Италии. Жизнь Леонардо да Винчи. Жизнь Микеланджело. - М.: Голос-пресс, 2003. - 456, [3] с.

22. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Терра, 1997. – 192 с.

23. Филиппов М.М. Леонардо да Винчи. - СПб. : Лио-Редактор и др., 1998.- 380,[1] с.

24. Чанки М. Леонардо да Винчи. - М.: Белый город, 2000. - 63 с.


 

Приложение

Поклонение Волхвов Крещение Христа
Мадонна в скалах Мадонна Литта
Тайная вечеря Портрет музыканта
Дама с горностаем Мадонна Бенуа
Мадонна с гвоздикой Святой Иероним
   
Эскиз пропорций человеческого тела Автопортрет  
     
       

 

Мона Лиза


[1] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения; Исторический смысл эстетики Возрождения - М. : Мысль, 1998. – С. 49.

[2] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения; Исторический смысл эстетики Возрождения - М. : Мысль, 1998. – С.52.

 

[3] Баткин Л.М. . Итальянское Возрождение : Проблемы и люди. - М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. – С.28.

 

[4] Баткин Л.М. . Итальянское Возрождение : Проблемы и люди. - М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. – С.30.

 

[5] Баткин Л.М. . Итальянское Возрождение : Проблемы и люди. - М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. С.32.

 

[6] Вазари, Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи.- М.: Эксмо, 2005. – С. 8.

 

[7] Гуковский, М.А. Итальянское Возрождение - Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. – С. 53-54.

 

[8] Стендаль. История живописи в Италии. Жизнь Леонардо да Винчи. Жизнь Микеланджело. - М.: Голос-пресс, 2003. – С.152-153.

 

[9] Филиппов М.М. Леонардо да Винчи. - СПб. : Лио-Редактор и др., 1998.- С. 96..

 

[10] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Тера, 1997. – С. 175.

 

[11] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Тера, 1997. – С. 27.

[12] Вазари, Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи.- М.: Эксмо, 2005. – С. 28.

 

[13] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Тера, 1997. – С. 22.

[14] Гелб, Майкл Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. - Минск: Попурри, 2004.- С. 131.

 

[15] Кустодиева Т.К. Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа.- СПб.: Славия, 1998. – С.86.

[16] Кустодиева Т.К. Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа.- СПб.: Славия, 1998. – С.87.

 

[17] Кустодиева Т.К. Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа.- СПб.: Славия, 1998. – С. 88.

 

[18] Кустодиева Т.К. Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа.- СПб.: Славия, 1998. – С.95.

[19] Кустодиева Т.К. Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа.- СПб.: Славия, 1998. – С.98.

 

[20] Чанки М. Леонардо да Винчи. - М.: Белый город, 2000. – С.25.

[21] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Тера, 1997. – С.105-106.

 

[22] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Терра, 1997. – С.78.

 

[23] Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М. : Мол. гвардия, 1982. – С. 247-248.

 

[24] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Тера, 1997. – С. 66.

[25] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Тера, 1997. – С. 82.

[26] Филиппов М.М. Леонардо да Винчи. - СПб. : Лио-Редактор и др., 1998.- С.253.

[27] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Тера, 1997. – С.127.

[28] Стендаль. История живописи в Италии. Жизнь Леонардо да Винчи. Жизнь Микеланджело. - М.: Голос-пресс, 2003. – С.162.

 

[29] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Тера, 1997. – С.153.

 

[30] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Тера, 1997. – С. 154.

 

[31] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности . - М. : Наука, 1989.- С. 187.

 

[32] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: Терра, 1997. – С. 162-163.

[33] Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. - М.: Терра-Кн. клуб, 2001. – С. 179.