Множественного мира у Шанкары. - раздел Образование, Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр Шанкара(Начало 8 Века, Конец 7 В. –Его Рождение). Основные Труды: «Бхашья» — ...
Шанкара(начало 8 века, конец 7 в. –его рождение). Основные труды: «Бхашья» — коммент. на «Брахма-сутры» Бадараяны, коммент. к основным упанишадам, коммент. к «Бхагавадгите». В традиционном сознании сущность учения Шанкары выражена в популярном санскритском стихе: «Брахман — истина, мир — ложь, душа неотличима от Брахмана». В целом адвайта Шанкары оказалась первой вполне оформленной и наиболее влиятельной школой в рамках веданты. Опираясь на тексты Священного писания, Шанкара предлагает собственную интерпретацию отношений между Богом и миром; он стремится прежде всего примирить речения упанишад о Брахмане как источнике Вселенной с не менее авторитетными речениями о его неизменности. Согласно Ш., Брахман —это высшая и единственная реальность; он не просто един — с точки зрения «высшей истины» (парамартхика) с ним никогда ничего не происходило, а все многообразие природного мира обязано своим феноменальным существованием майе, или «космической иллюзии». Майя — это творящая сила (шакти), или своего рода оборотная сторона самого Брахмана; в своем гносеологич. аспекте майя тождественна авидье, или неведению. Именно майя-авидья мешает осознать, что духовное начало,или Атман, каждого живого существа абсолютно тождественно высшему Брахману.Освобождение индивидуальной души из-под власти иллюзии и прекращение сансарного цикла перерождений возможно лишь как возвращение ее к Брахману как чистому знанию. Высший Атман – носитель таких качеств как безгрешность и тому подобное, а душа противоположна этому. Душа – раздробленная, вошедшая в отдельные тела, - обладает кармой в виде святых заслуг или недолжного поведения, связана со счастьем и страданием. Значит и рождение души должно происходить в подходящих для этого обстоятельствах. От вечного Атмана рождаются все живые существа и к нему же уходят. Душа(вечный атман) не порождается. Душа не исчезает и не гибнет. У атмана, посредством отбрасывания всех характеристик сансары утверждается природа высшего атмана. Поскольку сознание проявляется лишь временами, атман наделен преходящим сознанием. Сущность атмана познается благодаря знанию. Душа бесконечна(она не размером с атом). Размер с атом приписывался душе в переносном смысле(имеется ввиду трудность познания души как атома). Состояние действия привносится атману неведением(авидьей). Деятельность не присуща атману по его собственной природе. Подобно плотнику, деятельность присуща атману двойственным образом. В нашем мире плотник несчастен, когда в руках у него инструменты. Только вернувшись к себе домой и сложив инструменты – довольный, бездеятельный и незанятый, этот плотник счастлив. Так и атман, соединенный с двойственностью, которую приносит авидья, пребывая во сне со сновидениями или бодрствуя, является деятелем и потому несчастен. Атман для уничтожения усталости, войдя в самое себя, т.е. в Высший Брахман, свободный от цепи причин и следствий, бездеятельный, - счастлив и пребывает самосветящимся. Шанкара о наложении: «в силу различных упадхи(образований авидьи) происхождение, варна, жизненная стадия и прочие признаки накладываются на атмана, как вкус, цвет и прочие различия на воду». Сам атман отличен от упадхи. «Покинув все связанное с образом, цветом и прочими признаками, познавший высшую истину пребывает в совершенстве, наделенным по своей природе мыслью и блаженством». В «Атмабодхе» Шанкара критикует локаяту. Локаята и адвайта Шанкары – наиболее полярные учения. Судя по передачи Шанкары, локаятики утверждали: «3 веды – это всего лишь средство прожить для тех, кто лишен разума и мужества». Локаята учит, что душа тождественна телу. С точки же зрения адвайты, телесные характеристики лишь временно накладываются на неизменную сущность атмана, затемняя его вечную природу. К числу этих характеристик относятся не только внешние, физические признаки, но и психические особенности личности: темперамент, привычки, эмоции, всевозможные восприятия. Люди, которые отождествляют свой атман с телом, должны «найти» атман. Атман делает возможным само познание. С точки зрения Шанкары, вселенная образована волшебными переливами майи – завесы или магической иллюзии, скрывающей иную, неизменную сущность. Подобно тому, как веревка в руках факира кажется змеей, многообразные свойства мира лишь временно накладываются на его истинную основу – Брахман. Слияние атмана с Брахманом – единственная возможность спасения из круга сансарных перерождений. После чтения священных текстов появляется неутолимое желание познать Брахмана. Брахман и есть знание. Речения шрути не могут непосредственно привести к Атману, но они подводят к нему вплотную, снимая одну за другой все временные характеристики. Священное писание занимает в адвайте главенствующее положение. Тело как бы вспомогательно атману. Локаятики не допускали существования адришты. Адришта – это своего рода остаточный результат прошлых поступков, который влияет на то, как сложится судьба живого существа в последующих рождениях. Апофатика: Шанкара критикуют локаяту за ее положение о том, что душа – это свойство тела. Нельзя как джайны утверждать, что вещи одновременно существуют и не существуют, такая неопределенность вредна. Душа не размером с тело, утверждает Шанкара(джайны утверждают противоположное). Катафактика(утверждение существования Брахмана): шанкара полимизирует со школой буддизма сарвастивадой. Противоречие во взглядах представителей разных школ буддизма Шанкара объясняет психологически: демонической враждебность Будды ко всем живым существам, на погибель которым и было создано ложное учение. Шанкара считает, что буддизм – это учение об отсутствии атмана. Шанкара критикует буддистскую трактовку причинности. Сарвастивада утверждает, что все объекты окружающего мира возникают из комбинации атомов. По мнению Шанкары, такое соединение не может образоваться без целенаправленной деятельности некой сознающей причины. Шанкара упрекает сарвастивадов в том, что в их системе «вкушение должно существовать только ради вкушения, без того, кто мог бы его добиваться. Но тогда и спасение будет только ради спасения и нет сверх этого желающего спастись. Нирвана у буддистов равносильна уничтожению коренного неведения, уничтожению авидьи. Высшее знание адвайты, тождественное атману, также связано с прекращением авидьи. В адвайте виварта-вада(учение о видимости). Асаткарья-вада(следствие всегда несет в себе радикально новое по сравнению с причиной), так считали вайшешики и буддисты. Саткарья-вада(следствие всегда заложено в причине), так считали санкхьяки. Шанкара развил учение о майе. У Бадараяны же слово «майя» употребляется один раз и означает волшебство, иллюзию и не несет никакой дополнительной смысловой нагрузки. Рамануджа критиковал учение о майе, называл это прямой уступкой буддизму.Авидья-майя противопоставлена атману и в то же время зависит от него. Человек, желающий понять, что такое авидья, уподобился бы тому, кто желает разглядеть темноту при помощи горящего факела. Иногда появляется сомнение относительного внешнего объекта, но никогда не бывает сомнения относительно воспринимающего субъекта-я ли это, или только подобный мне». Поэтому учение отрицающих атман, непоследовательно. Многие историки философии отмечали близость адвайты к махаяне. Адвайта близка буддизму своей трактовкой высшей реальности как несказуемой, невыразимой. Для освободившегося вселенная как бы «свертывается». Человек чувствует свой атман. Само наличие сознания не нуждается в верификации каким либо иным знанием. Сдержанность и строгость адвайты по сравнению с буддизмом заметна в ее стремлении упорядочить и разграничить этапы восхождения к высшей истине. Первопричина(Брахман – первоисточник мира) производит все следствия вплоть до последнего.
Билет Эволюция гелиопольской теокосмогонии... Билет Памятник мемфисской... Билет Соотношение понятий джет и нехех в древнеегипетской...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Множественного мира у Шанкары.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Эволюция гелиопольской теокосмогонии.
Гелиопольская теокосмогония бога Ра излагается в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Ее развитие происходит в заклинании 80 «Текстов Саркофагов».В первой
Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.
Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Бри
Памятник мемфисской теологии».
В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупне
Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.
Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом п
Категория Маат в древнеегипетской мысли.
Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – э
Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.
Черноголовые – самоидентификация шумеров и аккадов.Представления о мире как целостности у шумер не было. Мир – это небо и земля. До возникновения мира небо(Ан) и земля(Ки) были едины. Потом Ан и Ки
Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.
Абзу – пресноводный океан(подземный) в загробном мире, либо это название чертогов бога Энки. Ку – мир мертвых, враждебность мира мертвых миру живых. Нерга правит миром мертвых. Сошествие в подземны
Шумерское сказание о потопе.
Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атр
Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.
Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним напи
Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.
Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, -
Базовые падартхи вайшешики.
Вайшешика произошла от слова вишеша – отличие или особенность, отличать или различать. Ранняя вайшешика содержит множество следов ритуалистического мышления. Канада написал «Вайшешика-сутры», их 37
Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш».
Отец Мардука – Эйа, мать – Дамкина. Центральная фигура поэмы Энума Элиш – Мардук, главный бог города Вавилона. Описание Мардука: «ростом высок он был необычайно, превосходил их во всем…был облик ег
Учение о трех гунах.
Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Сан
Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.
После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Са
Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте».
«Пуруша» - дословно «первочеловек». Елизаренкова считает, что Пуруша – это Вселенная. Но Пуруша – это все, что стало и станет («Это все» - универсум). Пуруша – главное действующее лицо одного из ги
В «Мандукья-кариках» Гаудапады.
3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услыша
Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Мэн-цзы(372-289 г до н.э) – ученик внука Конфуция(Цзы Сы), оставил сочинение Мэн-цзы. Эта книга состоит из 7 глав, каждая из которых делится на 2 части. Мэн Цзы не только ра
Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».
О жизни Чжуан Чжоу, автора «Чжуан-цзы» известно немного. Приблизительными датами его жизни считаются 369-286 год до н.э. Основным источником знания о нем является его краткая биография. Как философ
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов