рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Феноменологическая социология

Феноменологическая социология - раздел Образование, Эта книга — в определенной степени ответ на вызов среды   Именно Этому Направлению, Становление Которого Происходило В ...

 

Именно этому направлению, становление которого происходило в первой половине XX века, социология обязана тем, что предметом научного теоретизирования стала повседневная жизнь людей. До этого времени миру повседневности в истории общественной мысли если и уделялось внимание, то в контексте противопоставления чему-то другому, более истинному, более достойному. Философия с самого начала своего существования искала истину не в изменчивой повседневности, но в другом мире, в частности в мире познания. В классической методологии жизнь и познание оказывались в непересекающихся плоскостях: Нововременной Познающий Разум всегда ориентирован на реальность, максимально «очищенную» от жизненных переживаний субъекта познания, на мир, который только можно познавать и осваивать, но в котором невозможно жить. Предтечей этого направления социологической мысли можно считать феноменологическую философию и прежде всего выдающегося немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859—1938). Именно Гуссерль, обозначив проблему кризиса европейской науки, обосновал необходимость для социальных наук обращения к повседневной жизни человека, разработав ключевое для феноменологической социологии понятие жизненного мира.

Предметом феноменологии, по Гуссерлю, является тот мир, с которым человек вступает в отношение в своем познании. Опыт человека в мире есть часть его опыта жизни в мире совместно с другими людьми. Мир, который кажется нам несомненным, основан на доверии к нему. Этот само собой разумеющийся мир непосредственно переживаемого опыта Гуссерль называет жизненным миром. Он является миром вещей, каким мы его воспринимаем до и вне всякой науки. Этот мир просто существует, он сам себя утверждает и не требует никаких дополнительных обоснований. По отношению к нему мы обладаем естественной установкой, которая всегда непроблематична. Естественная установка является нерефлексируемой (т.е. неосознаваемой) и постоянно подтверждает себя через рутину повседневного повторения одного и того же. Жизненный мир есть несомненная реальность, т.е. не подлежащая сомнению основа естественного мировоззрений.

Последователь Гуссерля, основатель феноменологической социологии, американский социолог Альфред Шюц (1899—1959) главной своей задачей считал прояснение самой природы исследования в общественных науках. Как возникают понятия в общественных науках и как они относятся к миру и человеку? Ответить на эти методологические вопросы, по Шюцу, невозможно без анализа процесса приобретения человеком социального опыта как дорефлексивной, непосредственно переживаемой реальности, и того, как этот опыт определяет общение с миром, т.е. без исследования конституирования мира сознанием и конструирования человеком своего мира. Только таким образом, изучая предельные основания социальности, отвечая на вопрос «как возможно общество?», можно, по Шюцу, построить новую методологию социальной науки, участвуя тем самым в разрешении кризиса нововременной формы науки, обозначенного еще Гуссерлем.

В построении новой методологии социальных наук А. Шюц отправлялся от гуссерлевского «жизненного мира» и от вебе-ровского понимания социального действия как такого действия, «которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него».

Первая главная его книга «Смысловое строение социального мира»2, вышедшая в 1932 г. в Вене, посвящена описанию структур социального мира с точки зрения действующего субъекта, прослеживанию перехода от непосредственного личного опыта к социальному как объективному. Фактически — это систематическое описание познания социального мира: Шюц последовательно прослеживает процесс социального познания от субъективно подразумеваемого смысла индивида до понятий социальной науки, претендующих на объективность. Его новая социология — это фактически социология познания, где четко устанавливается связь между повседневным миром человека и теоретическими понятиями науки. При этом мир повседневности — это верховная, первичная реальность, по отношению к которой наука (как, впрочем, и другие «конечные области значений», в терминах Шюца — мир игры, мир фантазий) выступает лишь квазиреальностью (псевдореальностью).

Не случайно главную задачу социальных наук он формулирует так: «науки об истолковании и объяснении человеческого действия и мышления должны начать с описания базовых структур донаучного знания, которое является само собой разумеющейся реальностью для людей с естественной установкой. Эта реальность представляет собой и «повседневный жизненный мир».

Жизненный мир, по Шюцу, — это, во-первых, область реальности, где только и возможно взаимодействие с соплеменниками, «строительство» общей среды коммуникации, особая реальность, свойственная лишь человеку; во-вторых, область реальности, которая свойственна в качестве простой данности нормальному бодрствующему взрослому человеку в здравом рассудке. Простая данность значит здесь переживание действительности как само собой разумеющейся, как непроблематичной, как несомненной; в-третьих — это интерсубъективный мир, который изначально воспринимается как мир, общий с другими людьми, мир, в котором люди взаимно воспринимают друг друга и имеют значение друг для друга; в-четвертых — это и мир действий, поступков. Это действительность, которую люди изменяют и которая изменяет их.

Можно сказать, что наша естественная установка в отношении мира повседневной жизни определяется нашим прагматическим мотивом. Мы действуем в нашем жизненном мире, который сам по себе дает рамки нашему мышлению и действию.

Каким,же образом происходит конституирование социального мира? Прежде всего, Шюц делает акцент на несовместимости индивидуальных позиций Я и Другого. Каждая индивидуальная позиция определяется биографической ситуацией: обстоятельствами рождения, взросления, воспитания. Для каждого индивида она уникальна и потому превращает «мир вообще» в «мой собственный мир» каждого конкретного человека. Биографическая ситуация создает перспективу видения, где индивид оказывается как бы центром мира, откуда он интерпретирует мир. Здесь термин «перспектива» означает не проект будущего, но особый индивидуальный способ интерпретации. Вместе с тем биографические ситуации имеют и много общего: в процессе воспитания и образования создается знание, которое одновременно является и общим знанием, разделяемым многими. Это накопленное индивидом знание, представляющее собой сплав личного непосредственного прошлого опыта переживаний и опыта других людей, переданного родителями, учителями, выступает основой для определения каждой новой ситуации, действия в ней, нового опыта. Здесь накопленный опыт (запас знаний) есть типичное знание, с которым сравнивается новая ситуация, требующая решения.

Типизация начинается тогда, когда имеющийся прошлый опыт можно поставить в смысловую связь с решением новой проблемы, с новым переживаемым опытом. Смысл возникает тогда, когда все наше рефлексивное Я используется в текущих новых переживаниях. Смысл здесь не что иное, как «самоистолкование переживания о новом переживании», по яркому выражению А.Шюца'. Если типичное знание оказывается адекватным новой ситуации, т.е. оказывается эффективным, то оно переходит в разряд привычного знания, использование которого происходит «автоматически» в повседневных, рутинных операциях. Так каждый человек упорядочивает мир, так формируется его непротиворечивая повседневная «теория», содержа ние здравого рассудка, которое расставляет все на свои «правильные» места, оберегая нас от сомнений.

Важнейшая методологическая проблема, рассматриваемая в феноменологической социологии, — это процесс формирования понятий и теории в общественных науках, его принципиальное отличие от естественных наук. Еще раз повторим: в повсе-• дневной жизни люди руководствуются обыденным знанием различных сфер социального мира, в котором они живут. Этого знания, которое, по Шюцу, часто непоследовательно и «представляет все степени ясности и отчетливости, начиная с глубокого понимания... и кончая слепой верой»1, тем не менее достаточно, чтобы наладить взаимоотношения с людьми, культурными объектами, социальными институтами. Обыденное знание, по Шюцу, так же, как и любое другое знание о мире — научное например, включает мыслительные конструкции, синтез, обобщение, формализацию, идеализацию, специфичные для соответствующего уровня организации мысли. Естественные науки, строя свои теории в строгом соответствии с принципами формирования понятий в науке, абстрагируются от обыденного знания, поскольку мир природы в том виде, в каком он исследуется естествоиспытателями, ничего «не значит» для молекул, атомов, электронов. Но сфера изучения обществоведа — «социальная реальность» имеет специфическое значение и конкретную структуру для людей, живущих, действующих и думающих в ее пределах»2. С помощью конструктов обыденного сознания люди интерпретируют этот мир, который они воспринимают как реальность их повседневной жизни. Поэтому, по Шюцу, идеальные объекты, сконструированные обществоведом для познания этой реальности, т.е. понятия, должны извлекаться из идеальных объектов, сконструированных обыденным сознанием, т.е. быть конструктами второго порядка, конструктами конструктов. Вместе с тем понятно, что конструкты первого порядка (обыденное знание) всегда субъективны, т.к. представляют собой личностную интерпретацию индивидом мира, в котором он живет, его определение ситуации. Это означает, что социальные науки, создавая свои конструкты второго порядка — понятия и теории, должны включать ссылку на субъективно значащее действие, т.е. на значение, которое действие имеет для действующего индивида: ведь именно оттуда берет свое начало социальная реальность.

В то же время общественные науки, как и все эмпирические науки, должны, по Шюцу, быть объективными в том смысле, что подлежат контролируемой проверке и не должны ссылаться на личный неконтролируемый опыт исследователя. Главная проблема здесь в том, как примирить противоречивые принципы, как сформировать объективные понятия и объективно проверяемую теорию субъективно значащих структур. Выход из этой проблемной ситуации Шюц видит в том, чтобы понятия научной теории, «эти гомункулусы, которыми обществовед заселяет свою модель социального мира повседневной жизни»1, строились, во-первых, в соответствии с требованиями логической последовательности (непротиворечивости), что гарантирует их объективность, во-вторых — в соответствии с требованиями адекватности. Здесь адекватность понимается как их совместимость с конструктами повседневного сознания. Признаком такой совместимости, по Шюцу, является понятность научных конструктов действующим субъектам.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эта книга — в определенной степени ответ на вызов среды

Эта книга в определенной степени ответ на вызов среды Качественная... Сегодня когда и в России кажется утихают страсти по качественной социологии наступает пора взвешенного подхода к...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Феноменологическая социология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что такое методология социологического исследования
Термин методология (от греч. цебобо^ — способ познания и Яоуо^ — учение, знание) имеет ряд значений. В узком значении, впрочем, наиболее распространенном, методология представляет собой описание ко

Что такое количественный подход в социологическом исследовании
  Термин количественный подход в социологическом исследовании, весьма распространенный в западной литературе, представляет собой скорее метафору, нежели строгое научное понятие. Он по

Из истории становления количественного подхода
  Философской колыбелью той социологии, которую мы сейчас называем классической, был позитивизм, в рамках которого «позитивная» наука, выстроенная в традициях Нового времени, в традиц

Критерии научного знания
Известно, что существует несколько типов знания, которые одновременно и результат осмысления человеком мира, и средство (способ) выживания в нем: мифологическое, религиозное, обыденное наконец.

Опытное изучение реальности
  Прежде всего, наука строит свои выводы на опытном изучении фактов, т.е. включает эмпирическую составляющую (от лат. empiricus— опыт). Опытное изучение природы означало использование

Достоверность научного знания
  Научное знание — это достоверное знание. Достоверность понимается как соответствие полученного знания истинному положению дел, т.е. тем реальным отношениям, которые существуют в при

Объективность и предметность научного знания
  Научное знание — это объективное знание. Под объективностью здесь понимается полная независимость знания от личностных особенностей познающего субъекта, личностная нейтральность зна

Практическая направленность научного знания
  Научное знание всегда практически ориентировано, нацелено на практическую полезность. Так, Декарт полагал, что знание сил природы можно использовать во всех свойственных им применен

Направленность на обнаружение законов
  Научное знание всегда направлено на отыскание, обнаружение законов окружающего мира, т.е. на описание устойчивых, необходимых, повторяющихся связей универ- .. сума. Основатели механ

Рефлексия по поводу методов достижения целей
Для научного познания характерна определенная «защищенность» на методах как способах достижения исследовательских задач. Действительно, в повседневной жизни мы, как правило, не выделяем, не анализи

Особый язык науки
  С первых моментов своего существования наука создавала свой особый язык, язык теоретических понятий — терминов, по большей части принципиально отличающийся от естественного языка по

Вопросы для самоконтроля
  1. Что означает термин «методология»? 2. Назовите две составляющие методологии социологического исследования. 3. Почему знание об обществе, предшествующее социолог

Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании
Ключевые понятия: Фокус исследовательского интереса, объективная социальная реальность, социальный факт, массовые явления, социальная группа, нисходящая стратегия, теоретическая гипотеза, измере

Фокус исследовательского интереса
Ранее мы уже дали в самом общем виде определение количественному (классическому) подходу. Рассмотрим теперь подробнее его основные характеристики. Существует известная оппозиция индивид —

Исследовательская ориентация
  Идеал нововременного знания с его верой во всевластие человеческого разума и универсальный миропорядок «диктует» и классической социологии ее основную исследовательскую ориентацию.

Особенности измерения в социологии
  1. Измерение социальных признаков в значительной степени опосредовано, в то время как в естественных науках (исключая измерение явлений микромира) используется только непосредственн

Типы шкал, используемых в социологическом исследовании
  Социолог, пытающийся разработать одномерную числовую ось (шкалу) для измерения тех или иных социальных признаков в соответствии со своими теоретическими гипотезами, должен прежде вс

Процедура построения порядковой шкалы
  Процедура построения порядковой шкалы1 (как, впрочем, и метрических) — несомненно, творческий процесс. Вместе с тем существует и определенный алгоритм этой деятельности, который зав

Что такое качество социологического исследования
  Качество исследования, его «хорошесть» здесь понимается как мера соответствия полученного знания истинному положению дел, т.е. тем реальным закономерным связям изучаемого явления ил

Как оценить достоверность результатов исследования
  Вместе с тем опосредованно оценить достоверность результатов можно. Дело в том, что социологическое исследование представляет собой специфический вид познавательной деятельности. Из

В социологическом исследовании
  Достоверность получаемой по итогам социологического исследования информации самым тесным образом связана и с качеством интерпретации результатов, понимаемой здесь как процесс восхож

Характер получаемого знания. Позиция исследователя в исследовательском процессе
В методологии классического социологического исследования исследователь-наблюдатель находится вне изучаемого процесса или явления: социальная реальность, как объективная вещь, отделена от исследова

Вопросы для самоконтроля
  1. Каков фокус исследовательского интереса в классическом социологическом исследовании? 2. Почему классическую парадигму называют ларадиг-. мой социальных фактов!

Что такое качественный подход в социологическом исследовании
Термин «качество» уже употреблялся нами в предыдущей теме в значении меры «хорошести», определенных достоинств предмета. В этом смысле мы говорим «качественная вещь», «высокое качество образования»

Из истории становления
  Традиционно считается, что качественная социология родилась в знаменитой Чикагской социологической школе1 в 20—30-х годах XX столетия. Ее рождение связывают с уникальным пятитомным

Предпосылки становления
  По нищему мнению, следует выделять две группы причин, способствующих возникновению альтернативного подхода в социологическом исследовании: причины глобального характера, связанные с

Теоретические истоки
  Качественный подход в социологическом исследовании уходит корнями в целую гамму концепций, теоретических направлений, сложившихся в европейской и американской социальной философии в

В работах В.Дильтея и Г.Зиммеля
Немецкий социолог Вильгельм Дилыпей (1833—1911) вошел в историю социологии прежде всего своим резким противопоставлением наук о природе наукам о духе (позитивизм, как мы помним, наоборот, уравнивал

Социальное действие в трудах М.Вебера
  Важнейший антипозитивистский пафос социологии Макса Вебера (1864—1920) заключается в том, что в отличие от Э.Дюркгейма он рассматривал социальные образования (под ними он понимал го

Прагматизм в социологии
  Прагматизм, как важнейшее направление американской социальной философии начала XX века, был тем источником теоретических понятий и подходов, которые потом, воспринятые Г.Мидом, И.Го

Символический интеракционизм Дж.Г.Мида и Г.Блумера
  Теорема Томаса, о которой мы упомянули, имеет самое прямое отношение к проблеме символизма в социальном взаимодействии (интеракции), наиболее авторитетно разработанной американскими

Драматургическая социология И.Гофмана
  Крупнейший американский социолог Ирвинг Гофман (1922—1982), который к тому же был прекрасным писателем (его даже называли Кафкой нашего времени), был последовательным «мидовцем». Эт

Этнометодология Г.Гарфинкеля
  Авторство в изобретении термина «этнометодология» принадлежит основателю этого направления американскому социологу Гарфинкелю (род. в 1917). В каждой из частей этого сложного слова

Вопросы для самоконтроля
  1. Когда возник качественный подход? 2. Назовите глобальные предпосылки его возникновения. 3. По каким причинам резко упал престиж науки в XX веке? 4. Поч

Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании
Ключевые понятия: Микропроцессы, повседневность, с точки зрения действующего, становление, незавершенность, смысл, понимание, интерпретация, реалистский подход, нарративный подх

Фокус исследовательского интереса
  Ранее мы уже говорили, что термином «фокус исследовательского интереса» мы фиксируем своеобычность, специфический угол рассмотрения главной оппозиции: индивид — общество. Классическ

Оппозиция индивид — общество в экзистенциализме
  С позиции экзистенциализма индивид рассматривается как творец общественной жизни, ставящий перед собой цели, которые и придают жизни определенный смысл. Отправная точка здесь — чело

Оппозиция индивид — общество в феноменологической социологии
  В рамках другого социально-философского направления — феноменологической социологии — социальное есть результат коллективного истолкования (определения) повседневной жизни: предметы

Индивидуальное и типическое
  Фокус исследовательского интереса в качественном подходе — это микропроцессы, практика повседневной жизни как единственная социальная реальность. Отсюда акцент на изучении социально

Естественный способ получения данных
  Акцент на изучении индивидуального в качественной парадигме «законно» сочетается с естественным способом получения данных об этом индивидуальном. Это означает, что социологу нужно т

Понимание как специфический способ познания
  Рассмотрение в качественной социологии социальной реальности как принципиально другой, отличной от мира природы, как реальности, в которой люди наделяют любые явления индивидуальным

Почему исследователь может понять информанта
  Понять смысл действия значит установить связь между действием и намерениями, мотивами, потребностями индивида. Это удается сделать исследователю с той или иной степенью успешности б

Понятие интерпретации
  Ранее мы уже говорили, что классический подход, ориентированный на познание социального мира как вещи, как внешней отделенной от человека реальности претендует на производство объек

Уровни репрезентации опыта
  Английская исследовательница К.Риссман рассмотрела этот процесс более детально, «протягивая» его от реального социального явления до чтения результатов, выводов исследования. Постав

Задачи интерпретации
  Еще один значимый вопрос: каковы возможные задачи интерпретации или что можно интерпретировать? Д.Сил-вермен выделяет два подхода, имеющих место в качественном исследовании1:

Образы результата исследования
  Язык результата классического социологического исследования (прежде всего фундаментального) — это язык теоретических понятий и математики, где математика, являясь способом доказател

Язык результата научно ориентированного исследования
  Большинство социологов сегодня полагает, что итогом качественного социологического исследования должно быть теоретическое знание, представляющее собой определенную взаимосвязь понят

Язык исследовательского комментария
  Язык исследования, претендующего на комментарий исследователя, принципиально ориентирован на понимание изучаемой группой и потому приближен к повседневной речи: в комментариях широк

Язык простого или плотного описания
  Язык исследования, ориентированного на простое или плотное описание, максимально приближен к языку информанта. Такой подход обусловлен как сознательной антинаучной позицией

Общая характеристика
  Ранее, в Теме 2, мы говорили, что для классического социологического исследования характерна «нисходящая» — дедуктивная логика производства знания: из сформулированных исследователе

Основные правила логики на практике
  1. Конкретные способы получения знания всегда строятся так, чтобы обобщения или мини-теории не теряли связь с первичным текстом, с конкретным изучаемым эмпирическим опытом. По-англи

Объективная истина и истина опыта
  В Теме 2 мы говорили, что классическая парадигма с ее нацеленностью на познание законов объективной, противостоящей человеку социальной реальности ориентирована на производство исти

Качество качественного исследования
  Наиболее распространенной является позиция, вводящая так называемый постулат адекватности как методологический принцип. Согласно ей «хорошее» качественное исследование должно адеква

Как повысить обоснованность результатов исследования
  В исследованиях, ориентированных на комментарий исследователя, где, как мы помним, чаще всего используется язык, близкий к повседневной речи, таким «полезным рецептом» выступает оце

Позиция исследователя
  В Теме 2 мы уже говорили, что в классическом социологическом исследовании исследователь-наблюдатель находится вне изучаемого процесса, производя знание, максимально очищенное от его

Вопросы для самоконтроля
  1. Каков фокус исследовательского интереса в качественном исследовании? 2. Опишите образ социальной реальности в качественной парадигме. 3. Что означает понять соц

Описание и объяснение в качественной парадигме
    2.1. Описание: широкое и узкое значение Термин «описание» используется в качественной парадигме в двух смыслах: широком и узком. В широком

Качественное исследование и управление
  Принципиально качественная социология, провозглашая индетерминизм, рассматривая социальную реальность как гибкую, ситуативно определяемую ее-участниками, как некий «кубик Рубика», к

Качественное социологическое исследование — в помощь конкретному человеку
  Известно, что изменение . социальной ситуации «сверху» всегда оборачивается усилением социального контроля за участниками ситуации, уменьшением их реальной свободы. В то же время гу

Мотивы обращения социолога к качественному исследованию
  Следует обратить внимание еще на одну грань нашего разговора об экзистенциальных (смысложизненных) мотивах обращения социолога к качественному исследованию. Сама постановка вопроса

Вопросы для самоконтроля
  1. Каковы познавательные функции классического социологического исследования? 2. Назовите его прикладные функции. 3. Опишите проблемы, связанные с реализацией прог

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги