ИСКУССТВО Турции кон. 14 - кон. 15 вв. - раздел Образование, ИСКУССТВО СТРАН ИСЛАМА После Крестовых Походов И Монгольского Нашествия, Сельджукский Султанат Распа...
После крестовых походов и монгольского нашествия, сельджукский султанат распался – период феодальной раздробленности.
1299 г. - образование Османского государства (Осман основал династию, сын Аркан), Традиции кочевой культуры, сельджукское наследие и проникновение элементов арабской и персидской культуры к османскому двору.
1453 г - Взятие Константинополя Мехмедом II и судьбы культурного наследия. Переселение в Стамбул греческих, армянских и др. ремесленников. Отношение турок к сохранившимся античным и византийским памятникам. Проблема антропоморфных изображений. Градостроительные характеристики Стамбула. Дворцовый комплекс Топ-Капы на площади акрополя. Рынки, бани, караван-сараи.
Проблема взаимодействия с античными и византийскими памятниками на территории бывших византийских провинций в городах Изнике, Бурсе и др.
Мечеть Улу-Джами в Бурсе 1395.
- большой зал, разделенный рядом столбов, поддерживающих своды
Все темы данного раздела:
ИСКУССТВО СТРАН ИСЛАМА
Основные регионы мусульманского мира. Возникновение и распространение культуры ислама в средние века, Новое и Новейшее время.
Особенности искусства стран Аравийского полуос
Дом Мохаммада в Медине
- первое молитвенное помещение: большой внутр двор, в Юж части – портик для проповедей с колоннами в виде стволов пальм, покрытый пальмовыми листьями
Святилище Каабы в Мек
Сирия, Ирак, Палестина.
Арабская экспансия 7-8 вв. Особенности развития арабской культуры на территории бывших византийских провинций.
Главную роль стала играть Сирия
Мечеть Омейядов в Дамаске
Мозаики и монументальные росписи эпохи Омейядов
Росписи в дворцовых постройках и загородных резиденциях
Каср аль-Хайра (западный) (8 в.) близ Пальмиры (Сирия)
- дворцовая постройка с открытыми с
Арх-ра Арабского Халифата династии Аббасидов ( 8-10 ВВ.), 11-14 ВВ.
сер. 8 в - власть перешла к Аббасидам.
Центр культурной жизни передвинулся в Ирак
Багдад (построен в 762-766) – столица, город мира «маддинат ас-салам»
-
Арабская миниатюра 10-13 в. Сирийская школа.
- традиции византийской живописи: монументальна, немногословна
“Фармакология” Диоскорида 1229
- иллюстр. на всю страницу, геральдично
- Диоскорид в арке
Декоративно-прикладное искусство стран Арабского Халифата
Художественное ремесло Сирии и Ирака 9-13 вв.
Керамика:
9 в.- создали технику надглазурной люстровой росписи. Существовала керамика с подглазурным
Художественное стекло
10 в – в Сирии изобретена стеклодувная трубка, появляются сосуды, бокалы, лампады с росписью позолотой. Центр: Дамаск и Алеппо.
13 в – расцвет
- лампада для мечети: гербы, рас мот
Арх-ра Каира 7-12 в.
Сер. 7 в. – Египет входит в состав Арабского халифата, приобретает большое экономическое значение, проникновение ислама
Сер 10 в - в Египте правит самостоятельная династия
Резной деревянный фриз из дворца Фатимидов 11 в.
- сцена винопития, производства вина – утоления жажды познания Бога
Мечеть аль-Азхар (970-972)
- древнейший в мире университет, 3 внутр двора со стройными колонна
Арх-ра Египта 13-14 в.
(господство мамлюкских династий)
1270-1512 – династия мамлюков (военачальников)
- время могущества Египта: в к 13 в вытеснили монголов из Сирии , 1291 – разбили к
Коран Аргун-шаха
- Фронтиспис: живой, плотный, мясистый орнамент, не растворяется в геометр узорах как у арабов
“Макамы” аль Харири 1334 г.
- веселая, авантюрная трактовка истории
Арх-ра средневекового Магриба
Магриб: Алжир, Тунис и Марокко
Магриб – по араб. Запад, мавр – по греч. черный
В 7 в вошел в состав арабского халифата; предшествующие художественные традиции на
Искусство Мавританской Испании времен Кордовского Эмирата
711 г. – войска Омейядских правителей из Сев Африки через Гибралтар вторглись на Пиринейский п-ов, разгромили Королевство вестготов, Испания вошла в состав Багдадского Халифата
756 г. – Аб
Арх-ра Гранадского Эмирата
После 1238 г, когда мавры вытеснены на юг, где создана Гранада, воздействие традиций мавританской архитектуры продолжается на постройки других конфессий.
Кордова – «жилище
Башня замка Сан Сальвадор 13 в.
-
замок Альгамбра (13-15 вв., осн. сооружения - 14 в)
- стоит на холме на месте укрепления 11 в.
- алхамра– красный (красные стены)
ДПИ Мавританской Испании
Расцвет художественных ремесел.
Керамика:
12 в – появление пюстра. Центры: Малага, Альмерия
Альгамбрские вазы. 2 пол 14 в
- сдел
ИСКУССТВО ИРАНА 7-15 ВВ.
Древнеперсидское наследие и культура Ирана средних веков.
Ахеменидов 4 – 6 в до н э
Селевкидов 3 в до н э – 3 в н э
Парфянского царства
и Сасанид
Мечеть в Нейризе 10 в
- типа “мечеть-айван”: главная часть мечети имеет вид глубокого сводчатого айвана, открытого во двор
Джума-мечеть (9 в., перестр.11-12 и 14-16 вв.) в Исфахане, т.е. Соборн
Мавзолей в Радкане 1280-1300
- похож на карандаш, кажется составлен из полуколонн, более изящный, вверху - фриз
- тонкая кладка из плинфового кирпича как скорлупа
Мавзолей хана Олджейту(1305-
Декоративно-прикладное искусство Ирана 7-15 в
Стуковые рельефы: техника лепки по сырому стуку с добавлением резьбы
( мягкая трактовка + глубокие отверстия)
- Голова воина 12 в
- Изо-
КЕРАМИКА.
8-9 в – керамика с надглазурной люстровой росписью, богатая орнаментика
Нишапурская керамика 9-10 вв и аналогии с керамикой Афрасиаба (близ Самарканда).
11-13 вв - расцвет керамик
Иранская миниатюра к 13-15 в. ТЕБРИЗ.
Хулагуиды и “монгольский стиль” при Ильхане Ахмаде (1282-84) и его преемниках в к. 13 - нач. 14 вв..
“Бестиарий” ибн-Бактишу 1298
- Изо-е животных попарно (самец
Иранская миниатюра к 13-15 в. ШИРАЗ.
Школе присуща монументальность, простота, крупные фигуры без деталировки
“Шах-намэ”1333 г. из библ. им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге
- монохромное изо-е в
Иранская миниатюра к 13-15 в. ГЕРАТ.
Расцвет живописи в столичном тимуридском Герате в 15 в при дворе Байсонкура.
“Шах-намэ” 1440 (частное собрание, Лондон) Мухаммеда Джуки
- Битва на
Искусство Средней Азии эпохи Тимуридов
Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан
7 в – арабы вторглись в Сред Азию
9 в - Сред Азия – самостоятельное гос-во с династией Саманидов (819-999 г)
- офиц язык – таджикски
Площадь Регистан
- огорожена невысокой стеной, из-за которой видны постройки
- окружена с 3 сторон 3 медресе - купольные зданиями типологии пештак:
медресе Шир Дор, Улуг-бека, Тилля-кари
Медресе Тилля-кари
- фасад украшают 2-ярусные стрельчатые ниши по сторонам от портика
- красивые салатовые изразцы на синем фоне
Соборная мечеть Биби-Ханум(1399-1404)
- иде
Большая шахская мечеть (нач. 17 в),
-обе мечети расположены под углом к площади
- 4-айванная, вход под углом к мечети
- купола оплывающей луковичной формы!!!
- барабан полузакрыт порталами
Мечеть Лутфаллы (нач. 17 в),
-
- купол внутри покрыт изразцами с изо-ем лепестков
дворец Али-Капу(«Высокие Ворота»)
- павильон в парке, 6 этажей, терраса с колоннами
Павильон Чихель-Сотун (1590)
- павильон в саду м-у бассейном и садом
- 2-этажный портик с 18 колоннами из чинары высотой 16 м
- перед портиком – искусственный водоем
- эффект ажурного просвечивания р
Текстильное искусство Ирана 15-18 в
Орнаментика, изобразительные мотивы: симметричные медальоны со сценами охоты, животных, птиц, горизонт надписи с военными призывами
Воздействие на текстильное искусство Запада. Центры: Йез
ТЕБРИЗ. с 1530 г.
Бехзада и другие крупные художники: Мир-Сайид-Али, Султана Мухаммада.
“Хамсэ” Низами 1539-1543 гг.
- Хосров наблюдает за купанием Шерин: лошади переглядываются –
КАЗВИН.
Перенос столицы в Казвин в 1548 г. Развитие казвинской и мешхедской школы ( все художники переехали из Тибриза сюда)
“Антология “ Джами ок. 1570 г.
- лирическая п
Мухаммед аль Кусейн
- Любовная сцена: юноша обнимает девушку за талию, его друг подглядывает, идеализированные, а не конкретные образы
Творчество Риза -и -Аббаси(раб.в 1593- 1635 гг.)
ИСКУССТВО ТУРОК-СЕЛЬДЖУКОВ В 11-14 ВВ.(1077-1307).
Территории распространения сельджукской культуры: Анатолия (ныне терр. Румынии) со столицей Эрзерум, районы Персии, Месопотамии, берега Черного моря.
Турки – кочевники, получившие название
Медресе Иглинчи 13 в.
- портал повторяет силуэт сельджукских мавзолеев
- иранский тип минаретов – граненый, с выступ контрфорсами, турки считали своим изобретением
медресе Чирте Минар в Урзурум
Ешиль Джами в Бурсе
- 2 купол зала на главной оси (в одном – мраморный бассейн для омовения), по бокам примыкают по 2 купол помещения
София Константинопольская и ее превращение в мечеть.
Архитектура Турции 16 В.
Расширение территории османской Турции. Рост городов.
Мечеть Баязида II (1507).
- купол лежит не на стенах, а на 4 столбах с 2 конхами
-
Мечеть Сулеймание (1556) в Стамбуле,
- гармоничный, плавный изящный силуэт вписан в правильный треугольник
- квартал примыкает к рынку, огромный двор, усыпальница
- минареты вокруг дворика, а не центр объема
Турецкая миниатюра 16 в.
Образование в 16 в. единой миниатюрной мастерской в Стамбуле и ее состав. Наследие Стамбульских альбомов. Развитие портрета: портрет Селима II. “Описание стоянок войны султана Сулей
Портрет Махмуда 2 Синан Бей
- под влиянием реалистичного иск-ва Европы
16 в – расцвет миниатюры, призвана прославлять султана
- более прозаична, чем у Сефевидов, нет романтики, повествовательна, ясный расска
Искусство Турции 17 В.
Архитектура: развитие традиций Синана в творчество его ученика Мехмеда-ага (1540-1620).
Ансамбль Голубой мечети (Ахмедие)(1609-1614).
- на площади
Мечеть Лавели (тюльпановая)
- на высоком цоколе, меленькая мечеть без двора
- зелено-красная декорация, полосатые арки, 2 яруса окон
- граненый барабан
Мечеть Валиде султан к 19 в.
Турецкая керамика и изразцы
Крупные раст мотивы, исполненные в декоративной, свободной манере
2 группы по типу росписей:
1) Изникская школа в 16 в.: кораллово-красный и зел-голубой, рельефные узоры, растител
Текстильное искусство Турции
Ткачество и ковроделие, их центры: Изник, Бурса, Стамбул, Ушак и др.
Костюм османского времени.
Турецкий ковер: звездчатая и медельонная схемы композиции. Колорит, особенности лин
Арх-ра Делийского Султаната
7 в - первые вторжения мусульман, но мусульман гос-во в Индии образовалось в 13 в.
нач. 13 в – тюркские племена (иранцы, афганцы) вторглись в Сев. Индию, образовали Делийский султанат – пе
Арх-ра Индии эпохи Великих Моголов
1526 г.– Индию завоевал Гаид Бабур – потомок Чингисхана, основал династию Великих Моголов до 18 в. Новое централизованное гос-во – держава Великих Моголов.Усваиваются традиции Перси
Агра-форт 1637
- мощная крепость с объемными башнями, массивная кладка пирамидальных стен
- сдержанный декор по верху
- форт стоит на реке Джамна, посвящен богине Ямне – супруга Бога смерти , на
Могольская школа индийской миниатюры
Школа возникла в Дели при Акбаре из многонац худ-ков: главные -2 иранца
- ощущение перспективы, свето-возд среда, появилась светотень. Динамичные композиции, живость, точность деталей, ярк
Портерт шаха Джиханджир, худ Бигитр н 17в
- ему представлены люди разных религий, он выбрал Сикха, ангелочки-путти, песочные часы держат трон
- смешение португ и Европ традиций
Хан Давран – опирается на п
Новости и инфо для студентов