Руандийский геноцид: причины, характер, значение

И.В.Кривушин

Руандийский геноцид: причины, характер, значение*

 

В крахе иллюзий «эпохи надежд», начавшейся с окончанием Холодной войны и завершившейся терактами 11 сентября 2001 г., значительную роль сыграл так называемый «кризис в регионе Великих озер», который порой именуют – из-за его масштабов – «Третьей мировой войной». В специфически африканском контексте он разрушил надежды, связанные с широкой волной демократизации начала 1990-х гг. Та волна, по словам известного французского журналиста Филиппа Леймари, «…потрясла весь континент и породила большое количество общенациональных конференций, многопартийных конституций и выборов. Такое количество ярких сигналов, казалось, открывает… эру возрождения… Но высоты ужаса, достигнутые… в 1994 г. с геноцидом тутси в Руанде и столкновениями хуту и тутси в Бурунди, так же как и последние сюрреалистические конвульсии режима Мобуту в Заире, вскоре сметенного ударной волной руандийской трагедии, чьи отзвуки до сих пор ощущаются во всей Центральной Африке, смешали все карты»[1].

6 апреля 1994 г. самолет, на борту которого находились президент Руанды Жювеналь Хабиаримана, был сбит на подлете к руандийской столице Кигали; все пассажиры погибли. Возложив ответственность за террористический акт на Руандийский патриотический фронт (антиправительственное движение повстанцев из этноса тутси) власти Руанды, принадлежавшие к этносу хуту, организовали массовый геноцид против тутси, длившийся в течение трех месяцев при общей пассивности международного сообщества и расквартированных в стране сил ООН. Его результатом стало уничтожение ок. 800 тыс. руандийцев (750 тыс. тутси и 50 тыс. хуту)[2]. Резня прекратилась только после захвата повстанцами-тутси большей части территории Руанды. Опасаясь возмездия, 2 млн. хуту бежали из страны в соседние Бурунди, Заир и Танзанию.

Руандийский геноцид воспринимается и как центральное событие «кризиса в регионе Великих озер», и как его первотолчок, и даже как его причина. Геноцид произвел и производит настолько шоковое впечатление, что, анализируя его, исследователям трудно оставаться беспристрастными[3]. Сила этого впечатления заставляет их концентрировать внимание прежде всего на гуманитарном измерении руандийской катастрофы и непосредственно связанных с ним проблемах и тематике — событийном воплощении геноцида, его виновниках и их наказании, роли международного сообщества, страданиях беженцев и т.д. —, отодвигая на второй план ее историко-политическое и геостратегическое измерение: глубинные исторические причины событий 1994 г., связь их с особенностями функционирования руандийской социальной и политической систем и с основными тенденциями постколониальной эволюции всего региона Великих озер, их воздействие на трансформацию политических структур как в Руанде, так и в соседних странах, и их значение для будущего африканского государства как такового.

Пример Руанды, Бурунди и Заира (ДРК) любят приводить как доказательство ставшей особенно популярной с середины 1990-х гг. теории о «крахе государства в Черной Африке» – действительно, что лучше иллюстрирует деградацию африканской политической реальности и политической культуры, чем руандийский геноцид, а также последние годы существования мобутистского режима в Заире и его практически моментальный развал в 1997 г.? Многие подобные построения, однако, весьма уязвимы, прежде всего потому, что их создатели пытаются объединить в рамках универсальной модели очень различные исторические ситуации, возникавшие каждая в своих специфических условиях. Нередко также их подводит желание – вольное или невольное – отталкиваться при анализе от традиционных категорий, когда они пытаются, например, определять соотношение внутренних и внешних факторов того или иного события. Негативную роль играет и весьма популярное, доходящее практически до автоматизма объяснение политических конфликтов в Черной Африке 1990-х гг. этническими противоречиями («этничностью»), что далеко не всегда учитывает реальное содержание понятия «этнос» применительно к африканским условиям. Адекватное понимание причин и значения таких масштабных событий, как «кризис в регионе Великих озер», невозможно без анализа его исторического контекста, природы социальных и политических структур в рамках каждой страны, в него вовлеченной, и его регионального измерения.

Исторические предпосылки этнического конфликта в Руанде

Общим местом в историографии стало выводить руандийскую катастрофу, а, следовательно, и всю последующую цепь событий, из противостояния двух этносов… Важным моментом в трансформации прежних чисто профессиональных различий между… Социальному размежеванию тутси и хуту, несомненно, также способствовало введение Кигели IV своеобразной «феодальной…

Внутриполитические последствия «социальной революции» 1959 г.

В истории региона Великих озер ключевое значение имела «социальная революция» (или «революция власть – хуту») 1959 г. в Руанде[30]. Эта первая… Главным внутриполитическим последствием «социальной революции» 1959 г. стало… 1)сохранение колониальной системы этнической регистрации; в 1970-х гг. она дополнилась ограничением права руандийцев…

Региональные последствия «социальной революции» 1959 г.

«Социальная революция» 1959 г. имела значение не только для Руанды, но и оказала большое влияние на ситуацию во всем регионе Великих озер, прежде… По своему этническому составу Бурунди очень напоминает Руанду, однако в ней до… «Социальная революция» 1959 г. в Руанде громко отозвалась в бурундийском обществе. С одной стороны, она усилила…

Предыстория и непосредственные причины руандийского геноцида

а) «Угандийский толчок» Механизм «переливающегося насилия» таил в себе угрозу общерегионального… Руандийские беженцы-тутси, начавшие прибывать в Уганду с конца 1959 г., селились преимущественно на юге страны, где…

Особенности руандийского геноцида

События геноцида апреля-июня 1994 г., этого беспрецедентного саморазрушения руандийской нации, освещены и проанализированы в работах многих… Тотальность субъекта геноцида. Руандийский геноцид был геноцидом,… Свидетельства очевидцев показывают, что на всех уровнях – общенациональном, провинциальном, общинном –…

Последствия руандийского геноцида

Можно с полным основанием утверждать, что геноцид 1994 г. оказал огромное воздействие на историю как Руанды, так и стран зоны Великих озер. Масштаб… Через традиционные механизмы взаимодействия (потоки беженцев, информационная… С другой стороны, руандийский геноцид разрушил систему «государств-сосудов» Руанды и Бурунди и в конечном итоге…

Osabu-Kle D.T. Compatible Cultural Democracy: The Key to Development in Africa. Peterborough (Ont.); Orchard Park (NY): Broadview Press, 2000. P. 230.

[37] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 45.

[38] Если в 1973 г. она составляла 5% национального дохода, то в 1991 г. уже 22%.

[39] См.: Brachet J. and Wolpe H. Conflict-Sensitive Development Assistance: The Case of Burundi // Social Development Papers: Conflict Prevention and Reconstruction. Paper № 27. June 2005. Washington (DC). P. 5.

[40] См.: Ben Hammouda H. Op. cit. P. 54.

[41] См.: Gahama J. Op. cit. P. 102.

[42] См.: Manisha P. L’origine du conflit ethnique au Burundi // http://burundi.news.free.fr/archives/origineduconflit.html (9 janvier 2003). Ср.: d’Hertefelt M. Les clans du Rwanda... P. 49–62.

[43] Ibid.

[44] См.: Ben Hammouda H. Op. cit. P. 115.

[45] В результате «социальной революции» в Бурунди бежало ок. 160 тыс. руандийских тутси (Ben Hammouda H. Op. cit. P. 114).

[46] Prunier G. Burundi: A Manageable Crisis? London: Writenet, 1994. P. 9.

[47] См.: Lemarchand R. Selective Genocide in Burundi. London, 1974.

[48] См.: Rukindiza G. Criminalisation socio-éconimique du pouvoir au Burundi // http://burundi.news.free.fr/actualites/criminalisationsocio.html (21 juin 2003)

[49] Подробно см.: Nkurunziza J. and Ngaruko F. Explaining Growth in Burundi: 1960–2000. Oxford: Centre for the Study of African Economies, 2002.

[50] Reyntjens F. Burundi: Landet med kuppen utan slut. Uppsala: Nordiska Afrikainstitutet, 1996. S. 8.

[51] Rukindiza G. Le régionalisme au Burundi: Sujet tabou ou hypocrisie ? // http://burundi.news.free.fr/archives/originearmee.html (2 juin 2003).

[52] Lemarchard R. Patterns Of State Collapse... P. 182.

[53] Rukindiza G. Origine et evolution...

[54] См.: Rukindiza G. Criminalisation...

[55] См.: Brachet J. and Wolpe H. Op. cit. P. 9.

[56] Cм.: Rothchild D. and Groth A.J. Pathological Dimensions of Domestic and International Ethnicity // Political Science Quarterly. Vol. 110. 1995. № 1. P. 74.

[57] Так, число беженцев-тутси в Уганде, Бурунди, Заире и Танзании составило к 1990 г., по разным оценкам, от 500 до 600 тыс. чел. См.: Guichaoua A. Vers Deux Générations de Réfugiés Rwandais? // Les Crises Politiques au Burundi et au Rwanda (1993–1994): analyses, faits et documents / Ed. A.Guichaoua. Lille: Université des sciences et technologies, 1995. P. 343.

[58] В отличие от беженцев-хуту в Руанде и беженцев-тутси в Бурунди.

[59] Lemarchard R. Patterns Of State Collapse... P. 178. По словам Рене Лемаршана, «Важный аспект региональной эскалации состоит в присутствии в каждой стране большого количества беженцев, большинство которых ожесточены воспоминаниями о пережитом насилии на родине. Массы беженцев следует рассматривать как инструменты, посредством которых высвобождаются эмоции, происходит манипуляция этническими связями, мобилизируется коллективная энергия и обеспечивается внешняя поддержка. Ставка здесь — не только физическое выживание людей, но политическое выживание особых этнических обществ. Движения беженцев, независимо от того, являются ли они инструментами в руках экстремистов для извлечения помощи из гуманитарных организаций, сделок с местными властями или заключения союзов с родовыми группами, или политическим ресурсом, используемым правительство принимающей страны или игроками второго уровня для достижения собственных политических целей, являются сильно политическими» (Ibid. P. 178–179).

[60] Cм.: Des Forges A. Op. cit. P. 48.

[61] См.: Meredith M. Op. cit. P. 491–492.

[62] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 46.

[63] См.: Meredith M. Op. cit. P. 492.

[64] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 44.

[65] См.: Gasana J.K. La Guerre, La Paix et La Démocratie au Rwanda // Les Crises Politiques... P. 214–215.

Как пишет Р.Лемаршан, «демографический рост фокусирует внимание на дефиците земли как главном элементе этнической борьбы (особенно в Руанде, но также и в Восточном Заире) и на неспособности государства проводить политику эффективного и справедливого перераспределения земли, причиной чего отчасти было то, что земля неизбежно стала главным ресурсом в арсенале государства при выстраивании лояльных клиентел привилегированных социальных групп» (Lemarchand R. Patterns Of State Collapse... P. 182).

[67] О политике Франции по отношению к режиму Ж.Хабиариманы см.: Des Forges A. Op. cit. P. 116–122.

[68] По мнению Ж.Прюнье, идея такого решения возникла среди экстремистского крыла политической элиты в 1992 г., а соглашение в Аруше только увеличило число его сторонников и их влияние (Prunier. Rwanda's Struggle...).

[69] «Страна Тысячи Холмов» – традиционное прозвище Руанды.

[70] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 103–108.

[71] См.: Ibid. P. 87.

[72] См.: Reyntjens F. Burundi… S. 8–31.

[73] См.: Ben Hammouda H. Op. cit. P. 140–166.

[74] См.: Chretien J.-P., Guichaoua A. et Le Jeune G. La crise d’août 1988 au Burundi. Paris: Editions AFERA, 1989.

[75] См.: Reyntjens F. Burundi… P. 8.

[76] См.: Ben Hammouda H. Op. cit. P. 167.

[77] Фронт за демократию в Бурунди.

[78] Reyntjens F. Burundi… S. 17.

[79] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 111–116.

[80] Подробно см.: Des Forges A. Op. cit. P. 65–86.

[81] См.: Dallaire R. Shake Hands with the Devil: The Failure of Humanity in Rwanda., Canada: Random House, 2003.

[82] «Турецкая операция» (Opération turquoise) — военная операция, проведенная Францией под эгидой ООН в западных районах Руанды с 22 июня по 21 августа 1994 г. Объявленной ее целью было предотвращение гуманитарной катастрофы в стране, однако, по мнению многих наблюдателей, официальный Париж, создав «зону безопасности» на юго-западе Руанды, пытался таким образом остановить наступление РПФ и спасти этнократический режим хуту. Операция не смогла помешать массовому исходу хуту и успехам РПФ, и в конце августа французские войска были эвакуированы из страны.

[83] Эта связь хорошо видна, в частности, на примере истории Либерии и Заира. См.: Hentz J.J. State Collapse and Regional Contagion in Sub-Sahara Africa: Lessons for Zimbabwe // Scientia Militaria. Vol. 32. 2004. № 1. P. 145–149.

[84] До сих пор не известно, кто сбил самолет президента при подлете к Кигали. В этом были заинтересованы как РПФ, так и экстремисты-хуту. Данные последнего времени скорее указывают на виновность РПФ. Однако следует также отметить угрозы и «предсказания» гибели Хабиариманы со стороны экстремистски настроенных СМИ (газета «Кунгура», «Радио Тысячи Холмов»), также быстроту и организованность «ответа» на теракт армии и полувоенных формирований. См.: Meredith M. Op. cit. P. 506–507.

[85] См., прежде всего: Braeckman C. Rwanda: Histoire d'un génocide. Paris: Fayard, 1994; Des Forges A. Op.cit. P. 180ff.; Gourevitch Ph. Op. cit; Keane F. Season of Blood: A Rwanda Journey. New York: Viking, 1995; Maloba W. When Victims Become Killers: Colonialism, Nativism and the Genocide in Rwanda, Oxford: Currey, 2001; Melvern L. A People Betrayed: The Role of the West in Rwanda's Genocide. London: Zed, 2000; Idem. Conspiracy to Murder: The Rwandan Genocide. London: Verso, 2004; Prunier G. The Rwanda Crisis… P. 213–311; The Path of a Genocide: the Rwanda Crisis from Uganda to Zaire / Eds. H.Adelman and A.Suhrke. New Brunswick: Transaction Press, 1999.

[86] Согласно данным переписи 1991 г., хуту составляли 91%, а тутси – лишь 8,2% населения Руанды (Case Study: Genocide in Rwanda, 1994 // http://www.gendercide.org/case_rwanda.html)

[87] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 234–237. Свидетельство крестьянина-хуту из Кибунго: «Указание сверху было передано местным главам, советникам. Эти советники имели списки тутси, которых следовало убить. Они просто организовали своих подчиненных… Предводители <правящей> партии и милиции собрали всех мужчин деревни. Нам сказали, что у нас есть задача. Нам дали список людей, которых следовало убить. Если нам встречался кто-то из этого списка, мы должны были убить их… Мы должны были являться лично. Мы убили несколько человек, но совместно… Я знал некоторых из них. Они были соседями… Я убивал, потому что был вынужден. Либо я должен был делать это, или убили бы меня самого. Многих убили за то, что они отказались убивать… <Мой зять> не заслуживал смерти. Он был старым человеком… Мы убили его в его доме. Его вытащили из спальни и убили в гостиной. Эмманиэль ударил его первым. Он был предводителем милиции… Что касается меня, я стоял и смотрел. Я ничего не мог сделать» (Цит по.: Meredith M. Op. cit. P. 516–517).

[88] См.: Chrétien J.-P., Dupaquier J.-F. Rwanda: Les Médias du Génocide. Paris: Editions Karthala, 1995.

[89] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 260–262.

[90] См.: Ibid. P. 263ff.

[91] См.: Gender & Catastrophe / Ed. R.Lentin. London: Zed Books, 1997. P. 12; El-Bushra J. Transforming Conflict: Some Thoughts on a Gendered Understanding of Conflict Processes // States of Conflict: Gender, Violence and Resistance / Ed. S. Jacobs, R. Jacobson and J. Marchbank. London: Zed Books, 2000. P. 73.

[92] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 295–297.

[93] Об этом см.: Human Rights Watch. Shattered Lives: Sexual Violence During the Rwandan Genocide and its Aftermath (http://hrw.org/reports/1996/Rwanda.htm).

[94] По словам Криса Макгрила, «изнасилование было столь же брутальным орудием геноцида, как и мачете» (McGreal Ch. A Pearl in Rwanda's Genocide Horror // The Guardian. December 5, 2001).

[95] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 215.

[96] Цит. по: Meredith M. Op. cit. P. 522.

[97] Подробно см.: Lemarchand R. Patterns Of State Collapse… P. 178–181.

[98] Human Rights Watch. Background to the Hema-Lendu Conflict in Uganda-controlled Congo. January 2001 // http://www.hrw.org/backgrounder/africa/hemabckg.htm.

[99] Особенно после массового возвращения в Руанду беженцев-хуту, начавшегося в ноябре 1996 г.

[100] Прежде всего, предоставление относительной свободы СМИ.

[101] См.: Constitution de la République Démocratique du Congo. Kinshasa, 2006. P.3–4, 19–52.

[102] Loi № 1/018 du 20 octobre 2004 portant promulgation de la Constitution interimaire post-transition de la République du Burundi // burundi.news.free.fr/actualites/constitutionbu.html