Реферат Курсовая Конспект
Руандийский геноцид: причины, характер, значение - раздел Образование, И.в.кривушин Руандийский Геноцид: Причины, Характер, ...
|
И.В.Кривушин
Руандийский геноцид: причины, характер, значение*
В крахе иллюзий «эпохи надежд», начавшейся с окончанием Холодной войны и завершившейся терактами 11 сентября 2001 г., значительную роль сыграл так называемый «кризис в регионе Великих озер», который порой именуют – из-за его масштабов – «Третьей мировой войной». В специфически африканском контексте он разрушил надежды, связанные с широкой волной демократизации начала 1990-х гг. Та волна, по словам известного французского журналиста Филиппа Леймари, «…потрясла весь континент и породила большое количество общенациональных конференций, многопартийных конституций и выборов. Такое количество ярких сигналов, казалось, открывает… эру возрождения… Но высоты ужаса, достигнутые… в 1994 г. с геноцидом тутси в Руанде и столкновениями хуту и тутси в Бурунди, так же как и последние сюрреалистические конвульсии режима Мобуту в Заире, вскоре сметенного ударной волной руандийской трагедии, чьи отзвуки до сих пор ощущаются во всей Центральной Африке, смешали все карты»[1].
6 апреля 1994 г. самолет, на борту которого находились президент Руанды Жювеналь Хабиаримана, был сбит на подлете к руандийской столице Кигали; все пассажиры погибли. Возложив ответственность за террористический акт на Руандийский патриотический фронт (антиправительственное движение повстанцев из этноса тутси) власти Руанды, принадлежавшие к этносу хуту, организовали массовый геноцид против тутси, длившийся в течение трех месяцев при общей пассивности международного сообщества и расквартированных в стране сил ООН. Его результатом стало уничтожение ок. 800 тыс. руандийцев (750 тыс. тутси и 50 тыс. хуту)[2]. Резня прекратилась только после захвата повстанцами-тутси большей части территории Руанды. Опасаясь возмездия, 2 млн. хуту бежали из страны в соседние Бурунди, Заир и Танзанию.
Руандийский геноцид воспринимается и как центральное событие «кризиса в регионе Великих озер», и как его первотолчок, и даже как его причина. Геноцид произвел и производит настолько шоковое впечатление, что, анализируя его, исследователям трудно оставаться беспристрастными[3]. Сила этого впечатления заставляет их концентрировать внимание прежде всего на гуманитарном измерении руандийской катастрофы и непосредственно связанных с ним проблемах и тематике — событийном воплощении геноцида, его виновниках и их наказании, роли международного сообщества, страданиях беженцев и т.д. —, отодвигая на второй план ее историко-политическое и геостратегическое измерение: глубинные исторические причины событий 1994 г., связь их с особенностями функционирования руандийской социальной и политической систем и с основными тенденциями постколониальной эволюции всего региона Великих озер, их воздействие на трансформацию политических структур как в Руанде, так и в соседних странах, и их значение для будущего африканского государства как такового.
Пример Руанды, Бурунди и Заира (ДРК) любят приводить как доказательство ставшей особенно популярной с середины 1990-х гг. теории о «крахе государства в Черной Африке» – действительно, что лучше иллюстрирует деградацию африканской политической реальности и политической культуры, чем руандийский геноцид, а также последние годы существования мобутистского режима в Заире и его практически моментальный развал в 1997 г.? Многие подобные построения, однако, весьма уязвимы, прежде всего потому, что их создатели пытаются объединить в рамках универсальной модели очень различные исторические ситуации, возникавшие каждая в своих специфических условиях. Нередко также их подводит желание – вольное или невольное – отталкиваться при анализе от традиционных категорий, когда они пытаются, например, определять соотношение внутренних и внешних факторов того или иного события. Негативную роль играет и весьма популярное, доходящее практически до автоматизма объяснение политических конфликтов в Черной Африке 1990-х гг. этническими противоречиями («этничностью»), что далеко не всегда учитывает реальное содержание понятия «этнос» применительно к африканским условиям. Адекватное понимание причин и значения таких масштабных событий, как «кризис в регионе Великих озер», невозможно без анализа его исторического контекста, природы социальных и политических структур в рамках каждой страны, в него вовлеченной, и его регионального измерения.
Osabu-Kle D.T. Compatible Cultural Democracy: The Key to Development in Africa. Peterborough (Ont.); Orchard Park (NY): Broadview Press, 2000. P. 230.
[37] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 45.
[38] Если в 1973 г. она составляла 5% национального дохода, то в 1991 г. уже 22%.
[39] См.: Brachet J. and Wolpe H. Conflict-Sensitive Development Assistance: The Case of Burundi // Social Development Papers: Conflict Prevention and Reconstruction. Paper № 27. June 2005. Washington (DC). P. 5.
[40] См.: Ben Hammouda H. Op. cit. P. 54.
[41] См.: Gahama J. Op. cit. P. 102.
[42] См.: Manisha P. L’origine du conflit ethnique au Burundi // http://burundi.news.free.fr/archives/origineduconflit.html (9 janvier 2003). Ср.: d’Hertefelt M. Les clans du Rwanda... P. 49–62.
[43] Ibid.
[44] См.: Ben Hammouda H. Op. cit. P. 115.
[45] В результате «социальной революции» в Бурунди бежало ок. 160 тыс. руандийских тутси (Ben Hammouda H. Op. cit. P. 114).
[46] Prunier G. Burundi: A Manageable Crisis? London: Writenet, 1994. P. 9.
[47] См.: Lemarchand R. Selective Genocide in Burundi. London, 1974.
[48] См.: Rukindiza G. Criminalisation socio-éconimique du pouvoir au Burundi // http://burundi.news.free.fr/actualites/criminalisationsocio.html (21 juin 2003)
[49] Подробно см.: Nkurunziza J. and Ngaruko F. Explaining Growth in Burundi: 1960–2000. Oxford: Centre for the Study of African Economies, 2002.
[50] Reyntjens F. Burundi: Landet med kuppen utan slut. Uppsala: Nordiska Afrikainstitutet, 1996. S. 8.
[51] Rukindiza G. Le régionalisme au Burundi: Sujet tabou ou hypocrisie ? // http://burundi.news.free.fr/archives/originearmee.html (2 juin 2003).
[52] Lemarchard R. Patterns Of State Collapse... P. 182.
[53] Rukindiza G. Origine et evolution...
[54] См.: Rukindiza G. Criminalisation...
[55] См.: Brachet J. and Wolpe H. Op. cit. P. 9.
[56] Cм.: Rothchild D. and Groth A.J. Pathological Dimensions of Domestic and International Ethnicity // Political Science Quarterly. Vol. 110. 1995. № 1. P. 74.
[57] Так, число беженцев-тутси в Уганде, Бурунди, Заире и Танзании составило к 1990 г., по разным оценкам, от 500 до 600 тыс. чел. См.: Guichaoua A. Vers Deux Générations de Réfugiés Rwandais? // Les Crises Politiques au Burundi et au Rwanda (1993–1994): analyses, faits et documents / Ed. A.Guichaoua. Lille: Université des sciences et technologies, 1995. P. 343.
[58] В отличие от беженцев-хуту в Руанде и беженцев-тутси в Бурунди.
[59] Lemarchard R. Patterns Of State Collapse... P. 178. По словам Рене Лемаршана, «Важный аспект региональной эскалации состоит в присутствии в каждой стране большого количества беженцев, большинство которых ожесточены воспоминаниями о пережитом насилии на родине. Массы беженцев следует рассматривать как инструменты, посредством которых высвобождаются эмоции, происходит манипуляция этническими связями, мобилизируется коллективная энергия и обеспечивается внешняя поддержка. Ставка здесь — не только физическое выживание людей, но политическое выживание особых этнических обществ. Движения беженцев, независимо от того, являются ли они инструментами в руках экстремистов для извлечения помощи из гуманитарных организаций, сделок с местными властями или заключения союзов с родовыми группами, или политическим ресурсом, используемым правительство принимающей страны или игроками второго уровня для достижения собственных политических целей, являются сильно политическими» (Ibid. P. 178–179).
[60] Cм.: Des Forges A. Op. cit. P. 48.
[61] См.: Meredith M. Op. cit. P. 491–492.
[62] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 46.
[63] См.: Meredith M. Op. cit. P. 492.
[64] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 44.
[65] См.: Gasana J.K. La Guerre, La Paix et La Démocratie au Rwanda // Les Crises Politiques... P. 214–215.
Как пишет Р.Лемаршан, «демографический рост фокусирует внимание на дефиците земли как главном элементе этнической борьбы (особенно в Руанде, но также и в Восточном Заире) и на неспособности государства проводить политику эффективного и справедливого перераспределения земли, причиной чего отчасти было то, что земля неизбежно стала главным ресурсом в арсенале государства при выстраивании лояльных клиентел привилегированных социальных групп» (Lemarchand R. Patterns Of State Collapse... P. 182).
[67] О политике Франции по отношению к режиму Ж.Хабиариманы см.: Des Forges A. Op. cit. P. 116–122.
[68] По мнению Ж.Прюнье, идея такого решения возникла среди экстремистского крыла политической элиты в 1992 г., а соглашение в Аруше только увеличило число его сторонников и их влияние (Prunier. Rwanda's Struggle...).
[69] «Страна Тысячи Холмов» – традиционное прозвище Руанды.
[70] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 103–108.
[71] См.: Ibid. P. 87.
[72] См.: Reyntjens F. Burundi… S. 8–31.
[73] См.: Ben Hammouda H. Op. cit. P. 140–166.
[74] См.: Chretien J.-P., Guichaoua A. et Le Jeune G. La crise d’août 1988 au Burundi. Paris: Editions AFERA, 1989.
[75] См.: Reyntjens F. Burundi… P. 8.
[76] См.: Ben Hammouda H. Op. cit. P. 167.
[77] Фронт за демократию в Бурунди.
[78] Reyntjens F. Burundi… S. 17.
[79] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 111–116.
[80] Подробно см.: Des Forges A. Op. cit. P. 65–86.
[81] См.: Dallaire R. Shake Hands with the Devil: The Failure of Humanity in Rwanda., Canada: Random House, 2003.
[82] «Турецкая операция» (Opération turquoise) — военная операция, проведенная Францией под эгидой ООН в западных районах Руанды с 22 июня по 21 августа 1994 г. Объявленной ее целью было предотвращение гуманитарной катастрофы в стране, однако, по мнению многих наблюдателей, официальный Париж, создав «зону безопасности» на юго-западе Руанды, пытался таким образом остановить наступление РПФ и спасти этнократический режим хуту. Операция не смогла помешать массовому исходу хуту и успехам РПФ, и в конце августа французские войска были эвакуированы из страны.
[83] Эта связь хорошо видна, в частности, на примере истории Либерии и Заира. См.: Hentz J.J. State Collapse and Regional Contagion in Sub-Sahara Africa: Lessons for Zimbabwe // Scientia Militaria. Vol. 32. 2004. № 1. P. 145–149.
[84] До сих пор не известно, кто сбил самолет президента при подлете к Кигали. В этом были заинтересованы как РПФ, так и экстремисты-хуту. Данные последнего времени скорее указывают на виновность РПФ. Однако следует также отметить угрозы и «предсказания» гибели Хабиариманы со стороны экстремистски настроенных СМИ (газета «Кунгура», «Радио Тысячи Холмов»), также быстроту и организованность «ответа» на теракт армии и полувоенных формирований. См.: Meredith M. Op. cit. P. 506–507.
[85] См., прежде всего: Braeckman C. Rwanda: Histoire d'un génocide. Paris: Fayard, 1994; Des Forges A. Op.cit. P. 180ff.; Gourevitch Ph. Op. cit; Keane F. Season of Blood: A Rwanda Journey. New York: Viking, 1995; Maloba W. When Victims Become Killers: Colonialism, Nativism and the Genocide in Rwanda, Oxford: Currey, 2001; Melvern L. A People Betrayed: The Role of the West in Rwanda's Genocide. London: Zed, 2000; Idem. Conspiracy to Murder: The Rwandan Genocide. London: Verso, 2004; Prunier G. The Rwanda Crisis… P. 213–311; The Path of a Genocide: the Rwanda Crisis from Uganda to Zaire / Eds. H.Adelman and A.Suhrke. New Brunswick: Transaction Press, 1999.
[86] Согласно данным переписи 1991 г., хуту составляли 91%, а тутси – лишь 8,2% населения Руанды (Case Study: Genocide in Rwanda, 1994 // http://www.gendercide.org/case_rwanda.html)
[87] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 234–237. Свидетельство крестьянина-хуту из Кибунго: «Указание сверху было передано местным главам, советникам. Эти советники имели списки тутси, которых следовало убить. Они просто организовали своих подчиненных… Предводители <правящей> партии и милиции собрали всех мужчин деревни. Нам сказали, что у нас есть задача. Нам дали список людей, которых следовало убить. Если нам встречался кто-то из этого списка, мы должны были убить их… Мы должны были являться лично. Мы убили несколько человек, но совместно… Я знал некоторых из них. Они были соседями… Я убивал, потому что был вынужден. Либо я должен был делать это, или убили бы меня самого. Многих убили за то, что они отказались убивать… <Мой зять> не заслуживал смерти. Он был старым человеком… Мы убили его в его доме. Его вытащили из спальни и убили в гостиной. Эмманиэль ударил его первым. Он был предводителем милиции… Что касается меня, я стоял и смотрел. Я ничего не мог сделать» (Цит по.: Meredith M. Op. cit. P. 516–517).
[88] См.: Chrétien J.-P., Dupaquier J.-F. Rwanda: Les Médias du Génocide. Paris: Editions Karthala, 1995.
[89] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 260–262.
[90] См.: Ibid. P. 263ff.
[91] См.: Gender & Catastrophe / Ed. R.Lentin. London: Zed Books, 1997. P. 12; El-Bushra J. Transforming Conflict: Some Thoughts on a Gendered Understanding of Conflict Processes // States of Conflict: Gender, Violence and Resistance / Ed. S. Jacobs, R. Jacobson and J. Marchbank. London: Zed Books, 2000. P. 73.
[92] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 295–297.
[93] Об этом см.: Human Rights Watch. Shattered Lives: Sexual Violence During the Rwandan Genocide and its Aftermath (http://hrw.org/reports/1996/Rwanda.htm).
[94] По словам Криса Макгрила, «изнасилование было столь же брутальным орудием геноцида, как и мачете» (McGreal Ch. A Pearl in Rwanda's Genocide Horror // The Guardian. December 5, 2001).
[95] См.: Des Forges A. Op. cit. P. 215.
[96] Цит. по: Meredith M. Op. cit. P. 522.
[97] Подробно см.: Lemarchand R. Patterns Of State Collapse… P. 178–181.
[98] Human Rights Watch. Background to the Hema-Lendu Conflict in Uganda-controlled Congo. January 2001 // http://www.hrw.org/backgrounder/africa/hemabckg.htm.
[99] Особенно после массового возвращения в Руанду беженцев-хуту, начавшегося в ноябре 1996 г.
[100] Прежде всего, предоставление относительной свободы СМИ.
[101] См.: Constitution de la République Démocratique du Congo. Kinshasa, 2006. P.3–4, 19–52.
[102] Loi № 1/018 du 20 octobre 2004 portant promulgation de la Constitution interimaire post-transition de la République du Burundi // burundi.news.free.fr/actualites/constitutionbu.html
– Конец работы –
Используемые теги: Руандийский, Геноцид, чины, характер, значение0.076
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Руандийский геноцид: причины, характер, значение
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов