Функции света в архитектуре и особенности восприятия архитектурных объектов
цвет – особенность зрительного восприятия, позволяющая наблюдателю…
Влияние ЕО на человека
- По интенсивности и t действия
дневное
сумеречное
ночное
- По воздействию
психофизиологическое
морфофункциональное
бактерицидное
косвенное
Ео - естественное освещение
Ес - прямой солнечный свет (определяется по картам климатических атласов)
n1 – число лучей по гр.1, проходящих от неба через световые проем в расчетную… n2 – число лучей по гр.2, проходящих от неба через световые проемы в расчетную точку на плане помещения
Графики А.М. Данилюка. Расчет геометрического КЕО при верхнем освещении
n3 – число лучей по гр.3, проходящих от неба в расчетную точку через световые проемы на поперечном разрезе помещения
n2 - число лучей по гр.2, проходящих от неба в расчетную точку через световые проемы на продольном разрезе помещения
Предварительный расчет площади световых проемов. Эмпирические коэффициенты используемые для расчета ЕО.
А) при боковом освещении
100=Sо/Sп=eнкзηо Кзд/τоr1
Sо – площадь световых проемов (в свету) при боковом освещении
Sп – площадь пола помещения
Ęб –геометрические КЕО в расчетной точке при боковом освещении,… Ęзд – геометрический КЕО в расчетной точке при боковом освещении, учитывающий свет, отраженный от фасадов…
Ęв – геометрический КЕО в расчетной точкепри верхнем освещении (2 и 3)… Ęср – среднее значение геометрического КЕО при верхнем освещении на линии пересечения УРП и плоскости ХВР…
- боковое (одно-, двух-, трехстороннее и круговое)
- верхнее (различные устройства: от полностью светопропускающего покрытия, до… - комбинированное (боковое + верхнее)
- нормы: КЕО и неравномерность ЕО (КЕО нормируется в зависимости от сложности зрительной работы (которая классифицируется в СНиП_II-4-79) и от… --При одностороннем боковом ЕО нормируется минимальное значение КЕО в т.,… --При двустороннем боковом освещении нормируется минимальное значение КЕО в средней зоне помещения на пересечении…
а) средняя зона
Трапециевидный (1,43)
Классификация зданий по требованиям к световой среде
Группа зданий
| Требования к световой среде
| Примеры
|
I
| определяется в основном идейно – художественными задачами
| Зд. мемориальной архитектуры
Парламентов, судов, власти
Дворцы культуры, науки и искусства
Культовые сооружения
|
II
| функциональные с учетом зрительной адаптации посетителей
| Панорамы, диорамы
Картинные галереи, музеи
Выставочные здания
Спортивные залы
|
III
| определяются высокими требованиями к обеспечению условий зрительной работоспособности в сочетании с эстетическими и гигиеническими требованиями
| Зд. высших и средних УЗ
Школы
Зд. проектных и НИИ
Производственные здания и офисы
|
IV
| определяются в основном психологическими, эстетическими и гигиеническими требованиями
| Зд. лечебных учреждений, санаториев, домов отдыха
Зд. детских учреждений
Жилые дома
|
Проектирование естественного освещения в зданиях , различающихся по требования к световой среде (здания мемориальной архитектуры)
- подчеркивание архитектурного значения центральных (главных) помещений
- акцент на оси и членение пространства
- направлять движение потоков людей
+ Возможно удачное применение темновой – световой адаптации и зрительных иллюзий по увеличению пространства
Виды демонстрационных залов:
- с плоскостными экспонатами
требования:
- освещение арены через фонари или световые шахты, расп. в центре помещения, при этом необходимо защитить спортсменов от прямых солнечных лучей
- боковое освещение трибун нужно осуществлять через окна, расположенные под… - искусственное освещение должно продолжать естественное по характеру распределения света и по соотношению яркостей,…
Lо : Lр = 1:40
Lпт : Lр = 1:20
Lст : Lр = 1:5
1 выбор и распределение светлот в интерьере в соответствии с художественным замыслом архитектора
2 определение допустимых яркостей окон, фонарей, источников света и… 3 выбор цветового решения интерьера, связанный со спектром источников света и общими требованиями к насыщенности…
ослепленность (Р)
Дискомфортная блесткость является следствием применения нерациональных приемов… Методы устранения:
Е, лк – освещенность
Е≥Ен (+20%, -10% - допустимые отклонения от нормы)
для определения яркостей и светлот пользуются номограммой Гусева-Хорошилова
- цветовое решение интерьера при искусственном освещении нужно максимально сохранить также как и при естественном
- индекс цветопередачи – основной показатель качества цветопередачи
3 основных источника белого света:
Свет излучает тело накала, разогревающееся под воздействием проходящего через него электрического тока до температуры свыше 1000К, когда в его…
- световая отдача и экономичность малы
- более высокие значения обеспечиваются за счет компактности и утолщения… - небольшой срок службы
- из-за применения ртути не экологичны
- в 5-15 раз более высокая эффективность
- широкий диапазон мощностей и высокие единичные мощности (до 100кВт)
- общее (равномерно или локализованное)
- комбинированное (+местное)
1гр. – помещения с напряженной зрительной работой и фиксированной линией зрения (классы, читальные залы)
2гр.- различение объекта и обзор окружающего пространства (магазин, музей)
3гр. – преобладают архитектурно-художественные требования к световой среде (зрительные залы, фойе)
задачи освещения городов:
- создание необходимых условий освещения для обеспечения безопасности движения… - обеспечение свободной ориентации в пространстве
Роль цвета в архитектуре
задачи цвета:
А - обеспечение психофизиологического комфорта, обеспечение оптимальных условий для осуществления определенной зрительной работы и компенсации неблагоприятных воздействий среды
Б - организация систем коммуникации, информативная роль
В - фактор эмоционально-эстетического воздействия
- особенность среды и характера действий человека (технологический процесс, условий зрительной работы, освещения), климата
- архитектурные особенности объекта (форма, размер, пропорции, фонари)
- подстраивание под природные сочетания (пол темный – потолок светлый)
Особенности восприятия объектов архитектуры при естественном и искусственном освещении в разных регионах
- структурная дифференциация городского пространства (3 типа: дороги (обеспечить безопасноть), общественные зоны (лучше применять цвет),… - иерархическая дифференциация (городское, районное, местное)
- масштабная светомодулировка пространств