Эта книга – из разряда тех редких и немногих книг, которые становятся настольными, сопровождают по жизни и незримо соединяют между собой самые разные поколения читателей. Она написана художником-провидцем, властителем еще одной "Державы Рериха", истинные масштабы которой нам пока трудно оценить. Она является плодом размышлений глубокого, самобытного философа, свободно оперировавшего категориями и западных и восточных школ и воплотившего в своей жизни все проповедуемые им нравственные максимы. Она базируется на знаниях вдумчивого естествоиспытателя, пристально наблюдавшего законы естественного развития в различных царствах Природы и отдавшего свою дань экспериментам по изучению тонких ее свойств. Она вобрала в себя опыт человека, воспринимавшего Жизнь во всей ее многомерности, человека, который, свободно погружаясь в высшие, духовные сферы, прочно стоял на земле. Она несет на себе печать той многогранной и целостной личности, о которой мечтали гуманисты европейского Возрождения, создавая свой идеал "huomo universale"; той кристально чистой, уравновешенной в мыслях и действиях, сострадающей всему живому личности, которая отвечает представлениям Востока о "сынах духа". И, наконец, она принадлежит перу вдохновенного мастера слова, за античной простотой и ясностью стиля которого стоит необычайная внутренняя ясность и видение самой сути вещей.
"Одни ценят Святослава в Искусстве, другие высоко ставят его в жизни, третьи восхищаются им и в Искусстве, и в Жизни", – писали о Святославе Рерихе в индийской прессе в конце 1940-х годов. А в начале 1950-х в его литературно-философском наследии появится книга, созданная в жанре дневниковых заметок на английском языке, в которой он отразит свои взгляды на ключевые вопросы искусства и жизни. Переведенная в год столетнего юбилея С. Н. Рериха на русский язык, книга эта, несомненно, для многих будет открытием – не только безбрежности внутреннего космоса великого художника, но и беспредельности самой Жизни и безграничности своих собственных возможностей.
"Знать Святослава Рериха, восхищаться его Искусством и многогранным гением – поистине ни с чем не сравнимая радость духа!" – так еще в 1930-е годы о совсем молодом в ту пору художнике писал один из тех, кто имел счастливую возможность соприкасаться с ним самым тесным образом. Пожелаем этой радости и нашим читателям!
Ирина Нейч
________________
СОДЕРЖАНИЕ
КНИГА ПЕРВАЯ
КНИГА ВТОРАЯ
КНИГА ТРЕТЬЯ
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
РЕПРОДУКЦИИ
СПИСОК РЕПРОДУКЦИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Д-р X. Гётц. ИСКУССТВО СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
Д-р X. Гётц. РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
Г. Венкатачалам. ЗАПАДНЫЙ ХУДОЖНИК, ОТВЕЧАЮЩИЙ ВОСТОЧНОМУ ИДЕАЛУ
Франсис Р. Грант. СВЯТОСЛАВ РЕРИХ
Р. Сараджуддин. ИСКУССТВО СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
Елена Рубисова. ДОМ СРЕДИ ЛИНАЛОЭ
С. Санджива Дев. СВЯТОСЛАВ РЕРИХ
РЕЧЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ИНДИИ ДЖАВАХАРЛАЛА НЕРУ НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ ЖИВОПИСИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА В НЬЮ-ДЕЛИ
Д-р П. В. Раджаманнар. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ К КАТАЛОГУ ВЫСТАВКИ ЖИВОПИСИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА В НЬЮ-ДЕЛИ
Шри К. Т. Сайидайн. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВЫСТАВКЕ ЖИВОПИСИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА ПЕРЕД ГРУППОЙ СТУДЕНТОВ
Шри А. К. Брохи. ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИСКУССТВО СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
ЗАПАДНЫЙ ХУДОЖНИК, ОТВЕЧАЮЩИЙ ВОСТОЧНОМУ ИДЕАЛУ
ИСКУССТВО СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
ДОМ СРЕДИ ЛИНАЛОЭ
СВЯТОСЛАВ РЕРИХ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ К КАТАЛОГУ ВЫСТАВКИ ЖИВОПИСИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА В НЬЮ-ДЕЛИ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВЫСТАВКЕ ЖИВОПИСИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА ПЕРЕД ГРУППОЙ СТУДЕНТОВ
ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ
Приложение
Стр. 291. Эклектика (от греч.), произвольное соединение элементов различных стилей, подмена композиции простым сложением готовых элементов без их органичной внутренней взаимосвязи.
Стр. 292. Экспрессионизм (от лат.), в широком смысле стремление к острой, максимально яркой выразительности художественного образа посредством особой динамики и некоторой деформации форм.
Вермеер Ян Делфтский (1632–1675), голландский живописец, один из самых выдающихся мастеров жанровой живописи; для его творчества характерны созерцательное спокойствие, поэтизация повседневной жизни, живая вибрация световоздушной среды.
Символизм (франц. от греч), в широком смысле стремление к отображению в художественном образе сути вещей, скрытого содержания и смысла внешних форм, к установлению связей видимого мира с областью идеальных представлений (аллегорические изображения, символика линий и цветовых отношений и т. д.).
Имманентный (лат.), внутренне присущий данному явлению, процессу, предмету, проистекающий из его природы.
Веданта (санскр.), наиболее распространенная из шести индийских религиозно-философских систем, существующая около 3, 5 тыс. лет; проповедует воссоединение человеческого духа с Божеством, считая главной целью бытия – освобождение, достижение изначального тождества Атмана (индивидуальное познающее начало) и Брахмана (Высшая Реальность, вечная несотворенная причина всего сущего).
Стр. 294. "Иаков и Ангел" ("Яков с Ангелом"). Сюжет этой картины, не раз использовавшийся в мировой живописи (Рафаэль, Рембрандт и др.), восходит к библейскому эпизоду: Иаков, родоначальник народа Израилева, во сне борется с Богом, представшим ему в образе Ангела.
Инь–Ян (кит.), одна из основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею дуальности мира, проявляющуюся в соотношении пар противоположностей: темное – светлое, пассивное – активное, мягкое – твердое, внутреннее – внешнее, нижнее – верхнее, земное – небесное и т. д.
Даосизм, одно из основных направлений древнекитайской философии и выросшая из нее религия Китая, проповедующая достижение единства с первоосновой мира (Дао) путем культивирования Десяти добродетелей и соблюдения заповедей.
Стр. 295. Апокалипсис (др.-греч.), одна из книг Нового Завета, в которой содержатся пророчества о Конце света, о борьбе Христа с Антихристом, о Страшном Суде.
Херувимы (от др. евр. , один из высших ангельских чинов, "покрытые очами" шестикрылые существа, способные принимать высшую мудрость и сообщать ее другим, стражи божественной славы; в иконописи изображаются обычно в композиции "Спас в силах" (особый тип изображения Христа Вседержителя в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства).
Реминисценция (франц. от лат.), сознательное или невольное заимствование отдельных черт или образов из другого произведения искусства.
Мария Магдалина, евангельская кающаяся блудница, образ которой изображали в своих картинах Тициан, Ж. де Латур и др. европейские художники.
Стр. 296. Вергилий Марон Публий (70–19 гг. до н. э.), римский поэт, автор героического эпоса "Энеида", вершины римской классической поэзии.
Данте Алигьери (1265–1321), итальянский поэт, автор поэмы "Божественная комедия", в основе сюжета которой – странствие самого поэта вместе с Вергилием по сферам загробного мира.
Блейк Уильям (1757–1827), английский поэт и художник, иллюстрировал "Божественную комедию" Данте.
"Ладья Данте" (1822), картина французского художника Э. Делакруа, написанная на сюжет из "Божественной комедии" Данте.
... микеланджеловский Раб, по всей вероятности имеется в виду "Скованный пленник" (ок. 1513), статуя Микеланджело для гробницы папы Юлия II.
Эль Греко (собств. Теотокопули) Доменико (1541–1614), испанский живописец, грек по происхождению, творчество которого отличается особой экспрессией; композиции его картин, написанных преимущественно на религиозные сюжеты и изображающих святых в состоянии мистического экстаза, строятся на ритмическом соотношении выпуклых и угловатых форм, беспокойных волнообразных линий, произвольно смещающихся планов, смелых ракурсов, на контрастах света и тени.
De profundis (лат.), преисподняя.
Стр. 297. Логос (греч.), в христианстве второе лицо Троицы, Бог Сын.
Mater dolorosa (лат), скорбящая, страдающая женщина-мать.
Pieta (итал. сострадание), "Оплакивание Христа", в живописи или скульптуре изображение скорбящей Богоматери, которая вместе с Иоанном и тремя Мариями (число участников сцены может варьироваться в зависимости от замысла художника) держит тело снятого с креста Иисуса и оплакивает его.
Стр. 298. Месяц Vaisakh, второй месяц индийского календаря, годовой цикл которого начинается с 22 марта; соответствует 21 апреля – 22 мая григорианского календаря.
Равана (санскр.), в индийской мифологии десятиглавый демон, царь ракшасов (демонов – противников людей), антагонист главного героя древнеиндийской эпической поэмы "Рамаяна" – мудрого и добродетельного Рамы.
Вальмики (санскр.), легендарный поэт, которому приписывается авторство "Рамаяны".
Стр. 299. Карлейль Томас (1795–1881), английский публицист, историк, философ
Стр. 300. Лама (тиб.), буддийский монах-священник в странах, где распространен ламаизм (тибето-монгольская форма буддизма).
Садху (санскр.), святой, аскет, подвижник.
Стр. 301. Пандит (санскр.), почетное звание ученого, знатока индусского богословия. Memorabilia (лат), памятный список.
Стр. 302. Архетип (др.-греч), первичная форма, прообраз, образец. Стр. 303. Химават (санскр), Гималаи.
Стр. 304. "Ангел-Судия", имеется в виду картина "Воззри, человечество! (Предупреждение человечеству)".
"Иаков борется с Ангелом", авторское название картины – "Яков с Ангелом".
Стр. 306. Ван Гог Винсент (1853–1890), французский живописец, голландец по происхождению, представитель постимпрессионизма, для творчества которого характерны особое эмоциональное напряжение, преувеличенная экспрессия цвета и фактуры.
Матисс Анри (1869–1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства, представитель фовизма (течение в живописи французского постимпрессионизма), отличительной чертой которого была необычайная яркость цвета и нарочитая огрубленность формы.
Стр. 307. Фактура (лат.), здесь: особенность поверхности какого-либо материала или предмета.
Эпикуреец (от др.-греч.), любитель чувственных удовольствий.
Стр. 309. ... образов "мира бренного" (так японцы называют то, что на Западе обозначается словом "жанр")... Жанр (франц.) (спец.), жанровая живопись, живопись на бытовые сюжеты (то же, что бытовая живопись, бытовой жанр). В японском искусстве изображение сцен обыденной, повседневной жизни связано с укиё-э ("картины повседневной жизни"), школой рисунка и гравюры на дереве (17–19 вв.); первоначально термин укиё-э имел отношение к философии буддизма и обозначал "бренный мир".
Стр. 314. Шримати (санскр.), женский род от слова Шри, которое в Индии ставят перед именем человека, особую духовность которого хотят подчеркнуть.
Гурудев (санскр), Великий, божественный Учитель.
Стр. 315. Риши (санскр.), святой мудрец, провидец; первоначально так называли вдохновенных творцов ведийских гимнов.
Стр. 317. Икбал Мухаммад (1877–1938), индийский поэт и философ, писавший на урду и персидском языках.