рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 4. Аналитическая психология Карла Юнга

Тема 4. Аналитическая психология Карла Юнга - раздел Образование, Зарубежные теории личности   К.юнг Начал Создавать Собственную Теорию Еще До Встречи С З.ф...

 

К.Юнг начал создавать собственную теорию еще до встречи с З.Фрейдом, и эта работа непрерывно продолжалась в период их сотрудничества, поэтому уход из кружка Фрейда был предопределен существенными расхождениями между ними во взгляде на природу человека. Главные различия между ними связаны с тем, что у З.Фрейда был клинический подход к рассмотрению человека, а у К.Юнга – культурологический. К.Юнг говорил о З.Фрейде, что он так и остался врачом в восприятии людей. Кроме того, З.Фрейд объяснял поведение человека, исходя из его прошлого, т.е. вскрывал причинно-следственные отношения между поступками человека, а К.Юнг сочетал причинно-следственное объяснение и телеологическое (т.е. через рассмотрение целей и стремлений человека). Он считал, что человек живет, как под влиянием своего прошлого опыта, так и во имя будущих целей.

Индивидуальная личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории. Каждый человек формируется под влиянием опыта предшествующих поколений, уходящего к корням человечества. Человеческие существа рождаются, обладая многими предрасположенностями, переданными предками; эти предрасположенности управляют их поведением и отчасти определяют то, что они осознают и на что реагируют в мире.

Личность в целом, или психика, как называл ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные из них: Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное, состоящее из архетипов. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Я – это сознающий ум, который строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Я отвечает за чувство самотождественности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Я. Оно состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного, подобно материалу предсознательного у Фрейда, доступно сознанию; между личным бессознательным и Я идет сильное "двустороннее движение".

Понятие коллективного или надличного бессознательного – одна из наиболее оригинальных идей теории личности К.Юнга. Коллективное бессознательное– это хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Коллективное бессознательное наследие эволюционного развития человека, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально.

Расовые воспоминания не наследуются как таковые: скорее люди наследуют возможность повторного проживания опыта предшествующих поколений. Например: поскольку человеческие существа всегда имели матерей, каждый младенец рождается с предрасположенностью к восприятию матери и реагированию на нее.

Как люди рождаются со способностью трехмерного видения мира и развивают эту способность опытом и тренировкой, так люди рождаются со многими предрасположенностями к мышлению, чувствованию, восприятию соответственно определенным схемам и содержаниям, которые анализируются в индивидуальном опыте. Коллективное бессознательное – врожденное основание всей структуры личности. На нем вырастают Я, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути, определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее или селективное влияние с самого начала жизни человека. Эти два региона бессознательного, личного и коллективного, имеют для человека огромное значение. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления вырастают из отвержения бессознательных процессов.

Архетипы по Юнгу – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают человека воспринимать и реагировать на события определенным образом. Это универсальная мыслительная форма, содержащая значительный эмоциональный элемент. Архетипы формируются на основе переживаний, стабильно повторяющихся на протяжении многих поколений. Выделял целый ряд архетипов, наиболее важными из которых являются маска (персона), тень, анима / анимус, самость.

Маска – это роль, предписанная человеку обществом, та партия, которую он должен исполнять в жизни соответственно общественным ожиданиям. Цель маски – произвести определенное впечатление на других, и она часто, хотя и не всегда, скрывает истинную природу человека. Маска или персона – это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом. Если Я отождествляется с маской, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет, он отчуждается от себя.

Архетиптени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Тень содержит неприятные и социально-неодобряемые мысли, чувства, действия. Теневая сторона личности влияет на частные аспекты Я и составляет значительную часть личного бессознательного. Тень, подобно Оно у З.Фрейда, благодаря ее энергии и страстности животных влечений придает личности активность.

Анима и анимус. В каждом человек есть мужское и женское начало. На сознательном уровне люди идентифицируют себя в соответствии с биологическим полом, поэтому противоположное начало относится к сфере бессознательного. Анима представляет собой женский архетип в мужчине, а анимус – мужской архетип в женщине. Они являются представлениями человека о лицах противоположного пола и формируются на основе трех источников:

а) образов мужчин и женщин, накопленных в процессе истории человечества (исторические личности, персонажи в искусстве),

б) образов близких людей (в первую очередь родителей),

в) тех черт, которые характерны для лиц противоположного пола и имеются у самого человека.

Они играют большую роль в жизни каждого человека, помогая понять поведение лиц противоположного пола и выработать по отношению к ним свою стратегию поведения. Мужчина чувствует природу женщины через реальность своей анимы, женщина чувствует мужскую природу через реальность своего анимуса. Но анима и анимус могут привести к непониманию между мужчиной и женщиной, если люди не видят различий между их архетипом и характером реального партнера.

Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Юнг рассматривал Самость как точку нового равновесия (по сравнению с Я), новый центр всей личности, который, имея ввиду его положение между бессознательным и сознательным, обеспечивает новое и более прочное основание личности.

Процесс развития личности, проявляющийся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознательную и бессознательную части. Познание себя в процессе индивидуации идет в следующей последовательности: познание своей маски, отвержение или принятие своей тени, установление половой идентичности на основе своего мужского и женского начал (анима / анимус), формирование самости.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Зарубежные теории личности

Тема Основные положения теории психоанализа З Фрейда З Фрейд в статье для Британской энциклопедии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 4. Аналитическая психология Карла Юнга

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда
  З.Фрейд в статье для Британской энциклопедии 1922 года заявил, что психоанализ это: 1) способ исследования психических процессов, иными путями недоступных; 2) метод лечения невротич

Тема 2. Основные направления неофрейдизма
  Неофрейдизмом называют все теории, сформировавшиеся на основе отдельных идей и положений теории Фрейда, но внесшие существенные изменения в понимание природы человека по сравнению с

Тема 3. Индивидуальная психология А.Адлера
Еще до знакомства с З.Фрейдом А.Адлер заинтересовался проблемой влияния физической неполноценности ребенка на его развитие. Будучи терапевтом, он заметил, что часто дети с физическим недостатком, к

Типология личностей по К.Юнгу
В основе выделенных К.Юнгом типов лежат два основания: доминирующая установка и ведущая психическая функция. Он различал две основных установки или ориентации личности – установку экстраве

Тема 5. Теория личности Э. Фромма
  Большое влияние на формировании взглядов Фромма оказало то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывала

Тема 6. Теория личности Карен Хорни
  Основным побудительным мотивом поведения людей К.Хорни считала стремление к безопасности. Чувство тревоги и беспокойства, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизн

Тема 7. Персонологическая теория личности Г.Мюррея
  Генри Мюррей предложил термин «персонология», под которым он понимал исследование личности как уникальной целостности. Именно в таком направлении работал он сам, стремясь вскрыть пр

Тема 8. Теория черт личности Г. Оллпорта
  Он известен тем, что первым в США начал читать курс по психологии личности. Это произошло в 1924 году в Гарвардском университете на факультете социальной этики, а в 1937 году он опу

Тема 9. Факторная теория личности Р. Кеттела
  Личность, по Кеттеллу, это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Целью психологического исследований личности является установление законов

Тема 10. Теория личности Г. Айзенка
Ганс Айзенк является самым знаменитым английским психологом. Он написал около 45 книг и множество статей по проблемам интеллекта и психологии личности, наибольшую известность ему принесла теория ти

Тема 11. Теория самоактуализации личности А.Маслоу
  А.Маслоу является выдающимся представителем гуманистического направления исследований личности, которое выступило в противовес идеям бихевиоризма и фрейдизма. По мнению А.М

Структура потребностей по Маслоу
Он выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию: 1) потребность в жизнеобеспечении (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности); 2)

Тема 12. Теория логотерапии В.Франкла
В.Франкл (1905 -1997) представитель экзистенциальной психологии, основатель нового направления психотерапии, которое получило название логотерапии. Эта терапия основана на поиске смысла жизни для к

Тема 13. Теория личности К.Левина
Его часто относят к представителям гештальтпсихологии, что верно только отчасти. Он, действительно, опирался на некоторые теоретические положения гештальтпсихологии, но начинал свою профессиональну

Тема 14. Теория личностных конструктов Дж. Келли
Главная функция человеческой психики, по мнению Дж. Келли, заключается в исследовании реальности, а именно, в прогнозировании будущего и контроле над своим поведением. Поскольку психика выполняет и

Список основной рекомендуемой литературы
1 Виттельс Ф., Фрейд. Его личность учение и школа. Л.: Эго, 1991 (репринт с издания 1925 г.) . 2 Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. 3 Лейбин В.М. Фрейд,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги