рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 17.

Вопрос 17. - раздел Образование, Вопрос 1 Музейная Экспозиция Музейную Экспозицию Сост...

Музейная экспозиция

Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонаты,то есть предметы, выставленные для обозрения.

Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство.

Согласно современным представлениям, музейная экспозиция– это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции – выставки:тематические, фондовые, отчетные.

Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях; способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспроизводит интерьер усадьбы или фрагмент природной среды, а иногда определенным расположением предметов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однородных пред-метов. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции.
В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспони-рования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответст-вуют систематическая, ансамблевая, ландшафтная и тематическая экспозиции.

Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы – из одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

«Сухость систематической коллекции, расставленной в предназначенном постепенном порядке, совершенно скрадывается благодаря присутствию вышеупомянутой биологической коллекции, – делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолог А. Ященко. – Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея.
В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы; в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц».

К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования.

Композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не всегда может наблюдать.

Тематическойназывают экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему; создает музейный образ отражаемых событий или явлений.

Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегри-руются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспози-цией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.

Основу экспозиции составляют музейные предметы,а также предметы, созданные для экспонирования, – копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы.

Некоторые виды воспроизведений очень точно соответствуют оригиналу. Это относится прежде всего ккопиям, репродукциям и слепкам. Реплика –в изобразительном искусстве – авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.

Точно передают облик подлинника слепки с произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точности воспроизводят муляжи. При утрате памятника материальной культуры создается так называемый новодел– точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.

Макет представляет собой объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. Модель–воспроизведение предмета, сохраняющее конструктивные принципы и фактуру оригинала, создается в тех случаях, когда требуется изменить масштаб предмета.

Голограмма – это объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другие научно-вспомогательные материалы. Однако их неправильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нарушать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами.

Особое место в экспозиции принадлежит текстам.По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные (оглавительные), ведущие, пояснительные, этикетаж и указатели.

В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находят фонокомментарии. Голоса птиц, животных и различные природные шумы воспроизводятся в краеведческих и естественно-научных музеях. Музыкальные, театральные, литературные музеи включают в экспозицию в качестве основных экспонатов документальные звукозаписи лучших музыкальных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писателей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музыки.

Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производст-венно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решения и технического оснащения. Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.

Второй этап проектирования экспозиции – разработка расширенной тематической структуры – деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы.
В музейной практике расширенной тематической структуре часто соответствует тематический план экспозиции – документ, который составляется одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.

На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план. Суть тематико-экспозиционного плана как документа состоит в том, что в нем находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками.

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана при проектировании экспозиции нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция,или раскладка.Современные компьютерные технологии позволяют строить модель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.

Разработка тематико-экспозиционного плана в большинстве случаев является завершающим этапом научного проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился сценарий. В сценарии объединяются документы научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия литературной форме. Особое внимание уделяется средствам усиления эмоционального воздействия на посетителей.

Задача музейного художника заключается в переводе научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный. Его работа стала сродни творчеству театрального режиссера.

В музейный обиход вошло понятие «зрелищность». Музейная экспозиция органически соединяет научную достоверность содержания с яркой зрелищностью показа.

Художественное проектирование учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации.

В их числе такие данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса; угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов; количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека; объем информации, которую способен усвоить человек за полтора – два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление.

Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое.

На современном этапе развития искусства музейной экспозиции активная роль стала отводиться бутафории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события.

Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты, или стенды, различные по конструкции и принципам установки в интерьере. Иногда во избежание перегрузки экспозиции или в целях экономного использования имеющихся площадей часть экспозиционных материалов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скрытый план» помещается в турникеты – подобие книги с твердыми перекидными листами, укреплен-ными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы – документы, плакаты, фотографии.

Для пространственного экспонирования используются: витрины разных конструкций и форм – горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора; подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы – каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые.

Воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Оборудование может быть стилизованным, повторяя своими формами художественные приемы эпохи создания памятника, но может быть и контрастным, и в этом случае оно призвано отделить современную экспозицию от исторического интерьера.

Специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений.

Последние десятилетия XX в. стали временем активного поиска нетрадиционных решений постоянных экспозиций и в российских музеях. Ярким примером тому может служить экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского (Москва), открывшаяся в 1989 г. Созданная на основе сценарной концепции Т.П. Полякова и архитектурно-художественного проекта Е.А. Амаспюра, она вызвала и продолжает вызывать противоречивые суждения специалистов. Ее авторы поста-вили перед собой задачу: «заменить традиционную для интерпретаторов Маяковского полити-ческую мифологию мифологией поэтической – то есть не навязывать посетителям наукообразную концепцию поэта Октября и социалистического строительства» в качестве аксиомы, а создать эспозиционно-художественную, откровенно субъективную модель поэта-максималиста, судьба которого была богата не только творческими победами, но и трагическими ошибками.

Итак, в зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий художник использует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается в результате компоновки музейных предметов и их комплексов, в других случаях акцент делается на специально создаваемых произведениях искусства, в третьих – на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наибольшей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе музейных предметов и научного содержания при поддержке художественно-изобразительными и техническими средствами.

Экспозиции создаются в творческом содружестве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слаженным и результативным, необходимо четко определить последовательность работ, характер деятельности на каждом этапе, состав проектной документации, при этом основные этапы художественного проектирования должны быть соотнесены с этапами научного проектирования.

Исходным документом для начала работ является генеральное решение экспозиции,то есть первоначальный художественный проект, в котором раскрываются творческий замысел автора и общий подход ко всем архитектурно-художественным проблемам относительно облика будущей экспозиции, которые на последующих этапах проектирования будут развертываться и детализироваться.

Современная методика проектирования экспозиции предполагает разработку генерального решения в форме художественной концепции экспозиции,которая выполняется в виде чертежей, макетов и пояснительных документов.

На втором этапе художественного проектирования, после составления и утверждения тематико-экспозиционного плана и сценария, разрабатывается эскизный проект.Он представляет собой детализацию художественной концепции (генерального решения). В эскизном проекте прорабатываются следующие вопросы: окончательное распределение экспозиционной площади разделов, тем и подтем; размещение всех экспозиционных материалов; окончательное объемно-пространственное и цветовое решение экспозиции; освещение залов, экспозиции и отдельных экспонатов; принципиальное решение конструкции оборудования и объемных декоративных элементов; расстановка экспозиционного оборудования; размещение аудиовизуальных и технических средств.

Заключительный этап художественного проектирования состоит в разработке технического и рабочего проекта,который, как правило, включает в себя: монтажные листы, авторские разработки художественно-конструкторских решений оборудования, прокладки коммуникацион-ных линий для освещения и крепления экспонатов, авторские предложения к инженерным решениям отопления, вентиляции и пожарно-охранной сигнализации.

Одновременно с руководством монтажными работами художник принимает участие в подготовке необходимых материалов для рекламы экспозиции, и ее торжественного открытия, которое обычно называют вернисажем.

За последние десятилетия искусство музейной экспозиции окончательно утвердилось в качестве самостоятельного вида творчества. Современная музейная экспозиция – это результат созидательного союза научного сотрудника и художника-экспозиционера, в котором иногда принимает участие и сценарист. В искусстве музейной экспозиции еще очень много нерешенных и даже спорных проблем. Недостаточно разработаны в теоретическом отношении средства создания музейного образа, специфика музейной зрелищности, жанровые особенности экспозиций, или то, что в искусстве принято называть законами жанра. Методика художественного проектирования требует осмысления и обобщения по широчайшему спектру вопросов. Поэтому искусство музейной экспозиции, как и музейное дело в целом, нуждается в творческом эксперименте, благодаря которому оно может быть защищено от шаблонов и стереотипов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вопрос 1

В процессе подготовки музейных экспозиций часто возникают вопросы которые еще не нашли полного отражения в исторической литературе но для... Результаты исследований в связи с подготовкой экспозиций представляют широкий... Исследования в области музейной коммуникации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 17.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1.
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. В русскоязычной литературе, как правило, употребляляются в качестве равнозначных термины "музееведение" и "музеология". В последнее

Исследовательская деятельность в музеях
Под исследованием в музее понимается особая форма деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало. Исследования являются составн

Методы исследования музейных предметов
Прежде всего, необходимо помнить, что не существует ни одного аналитического метода, который мог бы дать исчерпывающие сведения одновременно о природе, составе, структуре, технике исполнения. Поэто

Вопрос 3.
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное му

Комплексные.
Исторические музеи. Коллекции таких музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом,

Вопрос 4.
Феномен коллекционирования уходит корнями в глубокую древность. Начиная со II тысячелетия до н. э. в Уре и других городах Двуречья писцы собирали религиозные, литературные и научные тексты, написан

Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки.
Понятие «музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» в буквал

Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма.
В Египте связующим звеном между греческими поселенцами и их исторической родиной призваны были стать Александрийский мусейон и Александрийская библиотека, занимавшиеся помимо прочего изучением и со

Частные собрания Древнего Рима.
Небольшая олигархическая республика, возникшая на берегах Тибра, Рим постепенно стал полновластным хозяином всего Апеннинского полуострова, а затем превратился в огромную державу, поглотившую все С

Европейское Средневековье
В европейской истории средними веками принято называть огромную эпоху, хронологические грани которой в силу их размытости и неопределенности традиционно являются предметом научных дискуссий. Средне

Средневековый Восток
В истории Востока, который в своем развитии шел принципиально иным путем, нежели Европа, введенное европейцами для удобства периодизации понятие «Средневековье» имеет иные хронологические грани и и

Музей как научно-исследовательский центр.
Музеи входят в систему научно-исследовательских учреждений, и комплектование музейного собрания обязательно связано с проведением исследований как на предварительном этапе (на этапе отбора предмето

Научные исследования в рамках профильных наук
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из профильных и музееведческих изысканий. Научные исследования в рамках профильных наук соответствуют те

Исследования в области хранения и охраны
Исследования в области хранения и охраны музейных фондов направлены на обеспечение физической сохранности музейных предметов, в них задействован целый круг специалистов –

Музейная социология и психология
Музейная социология исследует музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению. Главной задачей музейной со

Состав музейных фондов.
75. Собрания всех музеев состоят из основного и научно - вспомогательного фондов. В естественно - научных музеях, кроме того, имеется фонд "сырьевых материалов". 76. К основному

Вопрос 8.
Научная организация музейных фондов В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фо

Научно-фондовая работа
Фонды музея представляют собой совокуп­ность всех материалов, которые в соответствии с уста­новленными правилами поступили на постоянное хра­нение в музей. Они составляют осно

Вопрос.
Учет музейных фондов – направление фондовой работы, которое закрепляет определенный юридический статус (принадлежность к всемирному, национальному и т.п. достоянию, принадлежно

Вопрос 10.
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.   Экспозиционный комплекс, структурный элемент экспозиции музейной, представляющий собой группу экспонатов, объединенных тематич

Менеджмент и маркетинг в музейном деле
Музейный менеджмент Понятие “менеджмент” обозначает совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми

Пермская государственная художественная галерея
Что уникально: Пока это единственный российский музей, пожелавший подчинить себе всю культурную инфраструктуру города. Музей хорош не только своей коллекцией, но

Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
Что уникально: Радищевский — единственный в стране музей, в котором старая западноевропейская живопись сопоставима по уровню с коллекцией русского искусства. Это

Красноярский культурно-исторический музейный центр
Что уникально: Это единственный в России музей, умеющий быть чутким барометром актуальных артпроцессов. Самая большая площадка современного искусства в Сибири — К

Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (Мелихово)
Что уникально: Это единственный у нас музей, в котором посетители чувствуют себя актерами театральной постановки Серебряного века. В 2010 году отмечается 150 лет

Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Что уникально: Это единственное в России место, последовательно поддерживающее имидж города-музея. Этот музейный комплекс включает главные памятники «старшего бра

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Что уникально: Это единственный российский музейный комплекс, хранящий добрый десяток архитектурных ансамблей большого города. Ярославский музей-заповедник являет

Самарский художественный музей
Что уникально: Музей тщательно собирал коллекцию русского авангарда… Самарский художественный музей — единственный в стране, в котором работу директора можно прир

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
Что уникально: Краснодарский музей — единственный из музеев России, дающий надежду на стабилизацию культурной жизни Северного Кавказа. Здесь отличная коллекция ру

Влпрос 14.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ. Культурно-образовательная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная пед

Вопрос 15.
Режим хранения фондов. Все предметы подвержены естественному старению, однако, если ослабить воздействие на них неблагоприятных факторов, процесс можно замедлить. И

Вопрос 16.
Система хранения музейных фондов. Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение – фондохранилище,

Методы построения музейных экспозиций
Методом построения экспозиции называется научно обосно- ванный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов

Иллюстративный (иллюстративно-тематический
или тематический) метод позволяет посредством экспозиционных материалов раскрыть определенную тему, сюжет, проблему, создает музейную иллюстрацию отражаемых с

Организация монтажа экспозиции
Хорошо подготовленный проект обеспечивает быстрые сроки монтажа экспозиции, который ведется специальной группой рабочих-монтажников. Перечень необходимых работ составляется художником проектантом,

Сти чего-то нового), вернисаж (открытие художественной
выставки) –проводится в торжественной обстановке в присутствии приглашенных лиц, средств массовой информации (TV-каналы, радио, газеты). Таким образо

Показ экскурсионных объектов
В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии – это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических со

Средства показа экскурсионных объектов
Все перечисленные приемы показа самостоятельно почти не применяются (за исключением приема предварительного осмотра) и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом. Средствами показа экскурсионных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги