рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Комплексные.

Комплексные. - раздел Образование, Вопрос 1 Исторические Музеи. Коллекции Таких Музеев Документируют...

Исторические музеи. Коллекции таких музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п. На рубеже 1980–1990-х гг. в РСФСР насчитывалось около 300 исторических музеев и около 200 филиалов. До сих пор исторические музеи остаются одной из самых крупных профильных групп отечественных музеев. Военно-исторических музеев в РФ около 120; около 80 музеев-заповедников, 26 этнографических и свыше 15 историко-этногра­фических и архитектурно-этнографических музеев и т.д. Практически все профильные группы исторических музеев имеют международные объединения: Международная ассоциация музеев военной истории и оружия при UNESCO, Комитет ICOM по музеям археологии и истории; Международный совет по охране памятников и исторических мест (International council on monuments and sites – ICOMOS), Организация городов Всемирного наследия (Organization of world heritage cites – OWHC) и др.

Самый крупный представитель данной профильной группы в Российской Федерации – Государственный исторический музей (ГИМ, Москва). В его коллекции более 4 млн предметов, 44 тыс. архивных дел, 10 млн листов различных документов. ГИМ владеет коллекциями мирового уровня, внесенными в каталоги UNESCO: нумизматической, произведений изобразительного искусства (в том числе икон), оружия, одежды и тканей (в том числе археологических – с конца XII в. до начала XIX в., насчитывает около 390 единиц хранения). Имеет филиалы «Покровский Собор», «Новодевичий монастырь», «Церковь Троицы в Никитках», «Музей декабристов», «Крутицкое подворье» (музей русских ремесел).

Уникальные музеи исторического профиля относятся к подгруппе военно-исторических музеев – музеи исторического пространства. В СССР их было 3 (в РСФСР, нынешней РФ – 2): Бородинское поле (Московская область, 124 км к юго-западу от Москвы); Куликово поле (Тульская область), поле Полтавской битвы (теперь за рубежом: Украина, 9 км от Полтавы).

Музеи под открытым небом, музеи-заповедники часто представляют собой смешанные историко-художественные музеи и в принципе должны быть отнесены к комплексным музеям (рис. 7).

Художественные музеи. Хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетические потребности человека. В Российской Федерации на начало 1990-х гг. насчитывалось более 350 музеев данной группы. Выделяют музеи изобразительных искусств (собрания без четкой национальной окраски), национального, зарубежного искусства; архитектурные музеи (музеи-памятники, музеи-дворцы, музеи-усадьбы и т.п.); музеи слепков (собрание точных воспроизведений предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры, возникли в XVI в. в Европе); музеи декоративно-прикладного искусства; художественно-про­мышленные музеи и выставки, музеи народного искусства, мемориальные музеи выдающихся художников (музеи-мастерские, музеи-квартиры, дома-музеи).

Наиболее крупные и известные из российских музеев этой профильной группы Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей искусства народов Востока, Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусского искусства им. А. Рублева (Москва) и др. Из проектов, направленных на популяризацию современных художественных тенденций, проходящих в Российской Федерации, наиболее интересны международные выставки-ярмарки «АРТ – МИФ», «Арт-Москва»5, «Арт-Манеж»6.

Литературные музеи – документируют историю литературы. Как и художественные, могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, течений, групп и писателей. На начало
1990-х гг. в Российской Федерации музеев данной профильной группы было более 140. При ICOM с 1977 г. действует Международный комитет литературных музеев (International committee of literature museums). Самое крупное отечественное собрание по истории литературы – Государственный литературный музей в Москве. Фонды его насчитывают более 450 тыс. единиц хранения в основном фонде и около 200 тыс. – в фонде научно-вспомогательных материалов: рукописные и первопечатные книги, прижизненные издания и книги с автографами писателей, личные архивы и фонды деятелей русской литературы и культуры (М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.); архивы издательств, творческих объединений, фотографии, картины, собрания мемориальных вещей, фоно- и видеозаписей и т.д. Музей имеет 10 филиалов.

Музыкальные музеи – документируют историю музыкальной культуры. Профильная группа объединяет музеи музыкальной культуры и истории музыки (мировой и отдельных национальных музыкальных культур (классика и фольклор), иногда и отдельных музыкальных направлений и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов и т.п. Деятельность таких музеев во всем мире координирует Комитет ICOM по музыкальным музеям и коллекциям музыкальных инструментов. Крупнейший из отечественных музеев в данной профильной группе – Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве. В основном фонде музея более 771 тыс. единиц хранения, а также свыше 2 тыс. – в научно-вспомогательном. Музейные коллекции включают личные архивы композиторов, рукописи-автографы, декорации (а также макеты, проекты и т.п.) костюмов и спектаклей, музыкальные инструменты, фонотеку записей, нотные издания и т.д. Музей имеет 5 филиалов.

Театральные музеи – документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. На конец 1980-х гг. эта группа насчитывала в РСФСР более 60 музеев. Международный координационный центр деятельности театральных музеев – Ассоциация театральных музеев и библиотек объединяющая более 30 национальных организаций стран Европы и Америки. В 1961 г. по ее инициативе был издан справочник «Театральные коллекции мира».

Крупнейший в мире и головной в своей профильной группе для музеев Российской Федерации – Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. Основные фонды музея насчитывают более 1,2 млн единиц хранения, научно-вспомогательные – свыше 40 тыс. В музейном собрании выделяют рукописный отдел (письма, дневники, тексты ролей, записи репетиций, личные архивы актеров, драматургов, композиторов, режиссеров и т.д.); собрание декораций (эскизы декораций и костюмов, макеты, портреты театральных деятелей); архивный фонд (коллекции афиш и программ, плакатов и т.п., записи выступлений, постановок и др.); фотоотдел. Музей имеет 4 филиала (мемориальные музеи).

Свои музеи имеют многие известные театры: Большой драматический театр им. А.М. Горького в Санкт-Петербурге, Центральный театр кукол С. Образцова и др.

Музеи физкультуры и спорта – документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. Музеи такой группы (одной из самых молодых) стали возникать в начале ХХ в. В Российской Федерации они появляются в 1980-е гг. В 1988 г. при Комитете по физкультуре и спорту СССР создается Центральный музей физической культуры и спорта. До 1994 г. шло комплектование коллекции, хотя уже в эти годы музей стал организовывать первые выставки. В настоящее время фонды насчитывают около 50 тыс. единиц хранения: грамоты, дипломы, знамена спортивных организаций, вымпелы, плакаты, афиши, кубки; фалеристическая коллекция (жетоны, медали, знаки и др. награды с начала ХХ в. и по настоящее время), образцы спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря (в том числе мемориальные вещи выдающихся спортсменов, тренеров), более 7 тыс. редких книг (XVIII – XX вв.).

Педагогические музеи – документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов. Первые в мире педагогические музеи возникли в России. В 1864 г. открылся Педагогический музей военно-учебных заведений при Главном управлении военно-учебных заведений в Петербурге. Этому педагогическому музею, как и его собратьям, недолго пришлось существовать. В 1918 г. он был преобразован в Центральный музей педагогики, а в 1920 г. – во Всероссийский педагогический музей. В 1924 г. его объединили с педагогическим и экскурсионным институтами и преобразовали в Государственный институт научной педагогики. Становление этой профильной группы в СССР достаточно часто прерывалось закрытием головных центров. Так, Всесоюзный педагогический музей (с 1943 г. – Музей по народному образованию АПН СССР) в 1963 г. был преобразован в Дом педагогической пропаганды. Большая часть современных музеев данного профиля появилась в 1960–1980-е гг. Среди них и дальневосточные педагогические музеи Музей народного образования в Хабаровске (1977), Музей народного образования ПИПКРО во Владивостоке.

Естественнонаучные музеи – документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Ранее в эту группу включали музеи техники, промышленные, сельскохозяйственные музеи, которые сейчас выделяют в отдельные профильные группы. Выделяют комплексные музеи, ведущие коллекционирование сразу по нескольким естественнонаучным направлениям; и музеи, имеющие коллекции в рамках отдельной дисциплины: ботанические, зоологические, палеонтологические, геологические, минералогические, почвоведческие, антропологические, медицинские и т.д. (рис. 8).

К естественнонаучным музеям относят музеи-заповедники, музеи-аквариумы, музеи-террариумы, музеи-дендрарии, ботанические сады, зоопарки, памятники природы и т.п. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся ученых, музеи-лаборатории, музеи, посвященные выдающимся теориям и учениям (Дарвиновский музей в Москве, Музей-квартира К.А. Темирязева в Москве и т.д.).

 

Старейший естественнонаучный музей в России – Петербургская кунсткамера, возникший в XVIII в.

Музеи техники – документируют историю развития техники и технологий. Могут быть многопрофильными (комплексными), как Политехнический музей в Москве; могут коллекционировать предметы, документирующие развитие конкретного вида техники (Центральный музей железнодорожного транспорта России в Петербурге, Музей автомотостарины во Владивостоке), в эту же группу относят мемориальные музеи выдающихся естествоиспытателей, механиков (Мемориальный музей А.С. Попова при Государственном электротехническом институте в Петербурге) и т.п.

Крупнейшее отечественное собрание в данной профильной группе принадлежит Политехническому музею, основанному в 1872 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. Современное его собрание включает более 120 тыс. единиц хранения, более 150 фундаментальных коллекций, имеющих национальное и мировое значение: коллекции микроскопов, стальных пишущих перьев (8 тыс. единиц хранения); пишущих машинок (140 экземпляров); часов, автомобилей (в том числе единственный в мире экземпляр «Руссо-Балта» выпуска 1913 г.) и т.д. (рис. 9).

Промышленные музеи – документируют историю развития и современное состояние отраслей производства (ремесленного, кустарного, мануфактурного и фабрично-заводского), отдельных предприятий. Формирование музеев данного профиля связано с идеями Французского просвещения и относится ко времени Великой Французской революции. Первый такой музей был открыт в Париже в 1793 г. – Консерватория искусств и ремесел. В России первый промышленный музей появился в 1744 г. – Музей Петербургского фарфорового завода. В 1811 г. открылся Мануфактурный музеум при департаменте мануфактур и торговли Министерства финансов. Идея промышленных музеев нашла свое воплощение и в организации промышленных выставок, первая из которых состоялась в Европе в 1798 г. в Париже. В России подобную выставку организовали в 1829 г. – Публичная выставка мануфактурных товаров в Петербурге. В советское время идея промышленных выставок наиболее полно воплотилась в Выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР, с 1959 г.), в настоящее время преобразованная во Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) (рис. 10).

Сельскохозяйственные музеи – собрания таких музеев документируют и отражают историю и современное состояние сельскохозяйственного производства, его отдельных отраслей, историю сельского быта. Первый в мире музей этого профиля был создан в России при Вольном экономическом обществе (учреждено в 1765 г.). Он носил академический характер: в модель-камеру допускались только члены Общества, экспонаты могли использоваться только членами Общества в научных целях. В 1803 г. этот музей начинает принимать посетителей 1 раз в неделю. В 1859 г. преобразован в Сельскохозяйственный музей Департамента земледелия Министерства государственных имуществ. При Советской власти был преобразован в Музей социалистической реконструкции сельского хозяйства (с 1930 г. по 1952 г.). В настоящее время в Российской Федерации музеи данной профильной группы существуют при высших учебных заведениях (Музей сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева; Музей животноводства им. Е.Ф. Лискуна, Музей коневодства и др.).

Новое явление – экомузеи. Их обычно относят к профильной группе сельскохозяйственных музеев, хотя логичнее говорить о естественнонаучном, причем комплексном профиле данных музеев. Первые экомузеи создавались во Франции на базе региональных природных парков. Термин «экомузей» предложил в 1971 г. Ю. де Варин-Боан. Самый крупный экомузей действует в Канаде в провинции Квебек – экомузей От-Бос. Его площадь составляет около 30 тыс. га, на его территории расположено 25 населенных пунктов. К понятию «экомузей» в практике отечественного музееведения наиболее близки «музеи-заповедники».

Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко-художес­твенные, литературно-художественные и др. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.). Собственно комплексными музеями следует считать музеи-усадьбы, музеи-заповедники, музеи-дворцы, музеи под открытым небом, музеи исторического пространства (рис. 11).

Наиболее распространенный вид комплексного музея – краеведческий. Краеведческие музеи собирают коллекции по природе, экономике, истории, культуре и т.д. определенного административно-террито­риального региона, населенного пункта. Это самая массовая группа музеев в России. На начало 1992 г. их насчитывалось 513 (из них 338 – филиалы), что составляет 41,5% всей музейной сети страны. Краеведческие музеи не имеют аналогов в зарубежной музееведческой практике. Местные музеи в Европе и Америке документируют, как правило, один из аспектов жизни региона: культуру, быт, развитие экономики и хозяйственной деятельности, конкретный раздел истории. Обычно музеи истории города (в США, а также музеи истории штата) более похожи на российские краеведческие музеи.

К комплексным музеям стоит отнести и большую часть мемориальных музеев, так как хотя «сфера интересов» того лица, которому посвящен музей, и определяет приоритет определенных профильных изысканий, но музеи мемориальные, кроме того, документируют быт определенной эпохи, историю страны и отдельного региона. В этом смысле мемориальный музей чаще всего – комплексный, с преобладанием в его деятельности определенного профиля. Первые такие музеи появляются в XVIII в. в связи с желанием увековечить память Петра I – первым можно считать «Императорский кабинет» кунсткамеры. В СССР мемориальных музеев насчитывали около 450, из них в РСФСР на 1986 г. – 181 (19,8% от всей музейной сети республики): 87 – литературные, 55 – исторические, 15 – посвящены художникам и скульпторам, 13 – деятелям театра, 11 – ученым и естествоиспытателям.

Данная классификация по профилю не является окончательной. Сам вопрос о выделении некоторых профильных групп (технических музеев из естественнонаучных, промышленных и сельскохозяйственных музеев) до сих пор остается дискуссионным, несмотря даже на организационное оформление определенных профильных групп, в том числе и на международном уровне. Классификации по профилю различны и в различных национальных традициях музееведения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вопрос 1

В процессе подготовки музейных экспозиций часто возникают вопросы которые еще не нашли полного отражения в исторической литературе но для... Результаты исследований в связи с подготовкой экспозиций представляют широкий... Исследования в области музейной коммуникации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Комплексные.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1.
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. В русскоязычной литературе, как правило, употребляляются в качестве равнозначных термины "музееведение" и "музеология". В последнее

Исследовательская деятельность в музеях
Под исследованием в музее понимается особая форма деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало. Исследования являются составн

Методы исследования музейных предметов
Прежде всего, необходимо помнить, что не существует ни одного аналитического метода, который мог бы дать исчерпывающие сведения одновременно о природе, составе, структуре, технике исполнения. Поэто

Вопрос 3.
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное му

Вопрос 4.
Феномен коллекционирования уходит корнями в глубокую древность. Начиная со II тысячелетия до н. э. в Уре и других городах Двуречья писцы собирали религиозные, литературные и научные тексты, написан

Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки.
Понятие «музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» в буквал

Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма.
В Египте связующим звеном между греческими поселенцами и их исторической родиной призваны были стать Александрийский мусейон и Александрийская библиотека, занимавшиеся помимо прочего изучением и со

Частные собрания Древнего Рима.
Небольшая олигархическая республика, возникшая на берегах Тибра, Рим постепенно стал полновластным хозяином всего Апеннинского полуострова, а затем превратился в огромную державу, поглотившую все С

Европейское Средневековье
В европейской истории средними веками принято называть огромную эпоху, хронологические грани которой в силу их размытости и неопределенности традиционно являются предметом научных дискуссий. Средне

Средневековый Восток
В истории Востока, который в своем развитии шел принципиально иным путем, нежели Европа, введенное европейцами для удобства периодизации понятие «Средневековье» имеет иные хронологические грани и и

Музей как научно-исследовательский центр.
Музеи входят в систему научно-исследовательских учреждений, и комплектование музейного собрания обязательно связано с проведением исследований как на предварительном этапе (на этапе отбора предмето

Научные исследования в рамках профильных наук
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из профильных и музееведческих изысканий. Научные исследования в рамках профильных наук соответствуют те

Исследования в области хранения и охраны
Исследования в области хранения и охраны музейных фондов направлены на обеспечение физической сохранности музейных предметов, в них задействован целый круг специалистов –

Музейная социология и психология
Музейная социология исследует музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению. Главной задачей музейной со

Состав музейных фондов.
75. Собрания всех музеев состоят из основного и научно - вспомогательного фондов. В естественно - научных музеях, кроме того, имеется фонд "сырьевых материалов". 76. К основному

Вопрос 8.
Научная организация музейных фондов В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фо

Научно-фондовая работа
Фонды музея представляют собой совокуп­ность всех материалов, которые в соответствии с уста­новленными правилами поступили на постоянное хра­нение в музей. Они составляют осно

Вопрос.
Учет музейных фондов – направление фондовой работы, которое закрепляет определенный юридический статус (принадлежность к всемирному, национальному и т.п. достоянию, принадлежно

Вопрос 10.
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.   Экспозиционный комплекс, структурный элемент экспозиции музейной, представляющий собой группу экспонатов, объединенных тематич

Менеджмент и маркетинг в музейном деле
Музейный менеджмент Понятие “менеджмент” обозначает совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми

Пермская государственная художественная галерея
Что уникально: Пока это единственный российский музей, пожелавший подчинить себе всю культурную инфраструктуру города. Музей хорош не только своей коллекцией, но

Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
Что уникально: Радищевский — единственный в стране музей, в котором старая западноевропейская живопись сопоставима по уровню с коллекцией русского искусства. Это

Красноярский культурно-исторический музейный центр
Что уникально: Это единственный в России музей, умеющий быть чутким барометром актуальных артпроцессов. Самая большая площадка современного искусства в Сибири — К

Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (Мелихово)
Что уникально: Это единственный у нас музей, в котором посетители чувствуют себя актерами театральной постановки Серебряного века. В 2010 году отмечается 150 лет

Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Что уникально: Это единственное в России место, последовательно поддерживающее имидж города-музея. Этот музейный комплекс включает главные памятники «старшего бра

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Что уникально: Это единственный российский музейный комплекс, хранящий добрый десяток архитектурных ансамблей большого города. Ярославский музей-заповедник являет

Самарский художественный музей
Что уникально: Музей тщательно собирал коллекцию русского авангарда… Самарский художественный музей — единственный в стране, в котором работу директора можно прир

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
Что уникально: Краснодарский музей — единственный из музеев России, дающий надежду на стабилизацию культурной жизни Северного Кавказа. Здесь отличная коллекция ру

Влпрос 14.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ. Культурно-образовательная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная пед

Вопрос 15.
Режим хранения фондов. Все предметы подвержены естественному старению, однако, если ослабить воздействие на них неблагоприятных факторов, процесс можно замедлить. И

Вопрос 16.
Система хранения музейных фондов. Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение – фондохранилище,

Вопрос 17.
Музейная экспозиция Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонаты,то есть предметы, выставленн

Методы построения музейных экспозиций
Методом построения экспозиции называется научно обосно- ванный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов

Иллюстративный (иллюстративно-тематический
или тематический) метод позволяет посредством экспозиционных материалов раскрыть определенную тему, сюжет, проблему, создает музейную иллюстрацию отражаемых с

Организация монтажа экспозиции
Хорошо подготовленный проект обеспечивает быстрые сроки монтажа экспозиции, который ведется специальной группой рабочих-монтажников. Перечень необходимых работ составляется художником проектантом,

Сти чего-то нового), вернисаж (открытие художественной
выставки) –проводится в торжественной обстановке в присутствии приглашенных лиц, средств массовой информации (TV-каналы, радио, газеты). Таким образо

Показ экскурсионных объектов
В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии – это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических со

Средства показа экскурсионных объектов
Все перечисленные приемы показа самостоятельно почти не применяются (за исключением приема предварительного осмотра) и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом. Средствами показа экскурсионных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги