Смерть чиновника”. “Толстый и тонкий”. Проблема рассказчика
Смерть чиновника”. “Толстый и тонкий”. Проблема рассказчика - раздел Образование, Стихотворение А.С.Пушкина о любви Блаженство, Будь подобен полной чаше, Буря, В крови горит огонь желанья, В отдалении от вас ...
Ознакомьтесь с этими короткими рассказами; что-то в них есть знакомое, верно? Как будто мы всё это уже читали, но давным-давно. Вот история о мелком чиновнике Червякове, который чихнул на лысину генералу, страшно перепугался, попробовал оправдаться, не поверил тому, что генерал не придал этому событию никакого значения, стал надоедать, ввёл генерала в гнев – и тотчас умер от ужаса... Да ведь это странное подобие гоголевской “Шинели” – с одной стороны, и “Повести о капитане Копейкине” – с другой!
Тот же тип героя, маленького человека, униженного и оскорблённого своей социальной ролью, разменявшего собственную жизнь на страх перед сильными мира сего. Вспомните визит Копейкина к важному министру, “поход” Башмачкина к “одному значительному лицу”, после которого несчастный Акакий Акакиевич, подобно Червякову, заболел и умер...
А вот сюжет о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого. В нём тоже очевидны знакомые – гоголевские! – черты. Сразу вспоминается и майор Ковалёв, который превратился в функцию собственного положения в обществе. И герой “Записок сумасшедшего” Поприщин...
Пока толстый и тонкий ничего не знают друг о друге, они проявляют себя как люди (ремарка: “Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз”). Но стоит им обменяться “анкетными данными”, как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Причём, как то было и в “Смерти чиновника”, вышестоящий сохраняет хоть какие-то человеческие черты: “Ну, полно! – поморщился толстый. – ...к чему тут это чинопочитание!” А нижестоящий, напротив, без всякого принуждения начинает раболепствовать и пресмыкаться.
Так намечается содержательное расхождение между Чеховым и Гоголем, между чеховскими чиновниками – и чиновниками гоголевскими. Автор “Шинели” создаёт такую картину социального мира, в которой всё построено на жёсткой иерархии. Поднимаясь по ней, начальники теряют лицо, начинают третировать подчинённых; подчинённые восстают против собственного униженного положения. Если не в реальной жизни, то хотя бы в лживых мечтах, как Хлестаков, или в посмертной фантасмагории, как тень Акакия Акакиевича, или в мареве безумных видений, как Поприщин.
Автор “Смерти чиновника” и “Толстого и тонкого” видит чиновную реальность совсем иначе. Он выводит на авансцену сюжета “маленьких людей”, которые никогда не восстают против царящего миропорядка и унижают сами себя – без всякого требования свыше. Просто потому, что жизнь уже сформировала из них рабов. Важная и характерная подробность: в первой редакции рассказа “Толстый и тонкий” герой, которому повезло в жизни больше, сам вынуждал бывшего приятеля пресмыкаться. Но Чехов понял, что при таком повороте сюжета замысел его рушится; дело ведь вовсе не в том, что человека рабом быть заставляют, а в том, что он рабом хочет быть. Недаром Чехов однажды сказал, что сам всю жизнь по капле выдавливал из себя раба...
В этом принципиальное отличие между картинами мира, созданными в прозе Гоголя и в прозе Чехова. Чем заметнее переклички между их произведениями, тем яснее, что по гоголевской канве Антон Павлович вышивал собственные узоры. Однако если есть содержательные отличия, значит, обязательно должны быть и различия в области художественной формы. В чём же они заключаются?
Гоголь ведёт сложное литературное исследование окружающей жизни, её нравов, её неправедных законов. Он вовлекает в процесс этого исследования читателей, приоткрывает им тайные помыслы героев, сталкивает с ними точку зрения рассказчика. Его произведение разворачивается как череда эпизодов, которые подсвечивают друг друга, раскрывают новые и новые стороны темы.
Чехов предлагает читателю познакомиться не с самим процессом исследования, а с готовым диагнозом социальной болезни. Он ставит в центр своего произведения один эпизод, в котором, как в капле воды, все противоречия действительности отражаются сразу, одновременно. И потому роль рассказчика в чеховской прозе этого периода не может быть значительной. Почему? Потому что его рассказы должны воздействовать на читателя энергично, быстро, как вспышка; отчётливая фигура рассказчика утяжелила бы произведение, ослабила бы эффект. Рассказчик здесь – объективный свидетель, почти хроникёр; он лишь сообщает о происходящих событиях, вводит нас в курс дела, расставляет необходимые акценты.
Получается какая-то непривычная сатира: без образа страстного обличителя-сатирика, без ярко выраженной язвительной интонации. За счёт чего в таком случае автор воздействует на читателя, каким образом обличает несовершенство жизни? Давайте задумаемся. И вот на что обратим внимание. Мы не случайно употребили слово “ремарка”, когда приводили цитату из “Толстого и тонкого”. Это театральный термин. Так вот, повествовательная проза Чехова тех лет во многом близка драматургии, использует многие её принципы. И драматургическими средствами решает задачу сатирического изображения жизни. В сатирических комедиях отрицательные герои саморазоблачаются, без всякой помощи автора, без его насмешливых пояснений и публицистических выпадов; то же происходит и в сатирических рассказах Чехова начала 1880-х годов.
В результате многие современные ему читатели не сумели различить в чеховском творчестве особую содержательную основу, авторскую позицию. Они объявили Чехова литературным “фотографом”, который делает мгновенные снимки с реальности, но не способен преобразовать их в произведение искусства.
В отдалении от вас
Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотв
Споры вокруг романа И.С.Тургенева " Отцы и дети " в критике.
Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни челов
Раскрасневшись, шатается ельник.
Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тиха и безветренна. Оказывается, что
Я трепетал, чтоб с робких уст
Твое признанье не слетело… Эту творческую задачу ему помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, н
Которое устало ненавидеть.
Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях "Поэт и г
Драть будет волостной
так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобипшно и т. д., красноречиво характеризует условия их жиз
Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения. Центральной темой литературы 60-х годов
Тема маленького человека в произведениях Н.В. Гоголя
гоголь маленький чехов человек
Тему «маленького человека» в литературе Гоголь развивал в петербургских повестях. «Маленький человек» это человек не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими
Тема маленького человека в произведениях А.П. Чехова
Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели, тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему «маленького человека».
Его герои - «маленькие люди», но многие из них стал
Мысль семейная в романе «Война и мир».
“Война и мир” — русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над роман
В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»?
Во многих своих рассказах А.П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение
Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
В пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели «дворянских гнезд». В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашн
СТАРЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ САДА.
Когда мы впервые видим и слышим Раневскую, все в ней кажется нам милым и привлекательным. Ее радость, ее слезы при воспоминании о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но уже в первом де
Роль «Пролога» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет
В чем заключается своеобразие ранних рассказов Чехова?
Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основное в творчестве Антона Павловича Чехова. Пошлость и обывательщина был
Укажите причину раскола в редакции журнала « Современник».
Журнал с таким названием издавался в России трижды.
Первый «Современник» был основан Пушкиным в 1836 году. После смерти поэта журнал издавала группа писателей во главе с П. А. Вяземским (1
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов