Реферат Курсовая Конспект
КИНОСЪЕМОЧНОГО АППАРАТА - раздел Образование, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КИНОСЪЕМОЧНАЯ АППАРАТУРА И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В период существования СССР Киносъемочный Аппарат (Кса) Состоит Из Следующих Основных Элементов: Лентопро...
|
Киносъемочный аппарат (КСА) состоит из следующих основных элементов: лентопротяжного механизма, обтюратора, оптической части привода, вспомогательных механизмов и корпуса.
Лентопротяжной механизм предназначен для подачи неэкспонированной кинопленки к фильмовому каналу, удержания ее в строго определенной плоскости относительно киносъемочного объектива, прерывистого передвижения на шаг кадра и намотки экспонированной кинопленки в рулон. Лентопротяжный механизм содержит кассеты, зубчатые барабаны, ролики, фильмовый канал и грейферный механизм.
Подающая (1) и принимающая (2) кассеты (рис. 1.1) являются съемными, благодаря чему аппарат можно перезаряжать на свету. Заряженную в лаборатории в темноте подающую кассету устанавливают на КСА. Зарядный конец кинопленки выпускают из кассеты, заправляют в лентопротяжный механизм и закрепляют на сердечнике принимающей кассеты.
Чтобы свет не проникал в кассеты, когда они сняты с аппарата, предусмотрены специальные устья 3, не препятствующие выходу кинопленки и в то же время предохраняющие ее от засветки. Кроме того, принимающая кассета снабжена устройством для намотки экспонированной кинопленки в рулон, а подающая — тормозным устройством, предотвращающим самопроизвольную размотку рулона.
Кассеты характеризуются емкостью, т. е. количеством кинопленки, которое может быть в них заряжено. Емкость кассет для 35-мм КСА лежит в пределах от 60 до 300 м кинопленки.
Зубчатые барабаны 4 и 5 обеспечивают непрерывное движение и подачу кинопленки к фильмовому каналу. Кроме того, барабан 5 задерживает кинопленку перед поступлением ее в принимающую кассету. (Соответственно зубчатый барабан 4 называют тянущим, а барабан 5 — задерживающим.) Возле зубчатых барабанов 4 и 5 кинопленка удерживается роликами 6, которые обычно крепятся на каретках, позволяющих отводить ролики от барабанов при зарядке КСА. В некоторых КСА вместо тянущего и задерживающего базабанов используют один комбинированный.
Фильмовый канал 7 удерживает кинопленку в строго определенной плоскости относительно киносъемочного объектива. В передней части фильмового канала имеется кадровое окно, ограничивающее размеры записываемого на кинопленке изображения.
Грейферный механизм 8 предназначен для прерывистого передвижения кинопленки в фильмовом канале. Другие типы механизмов (мальтийские, пальцевые и т. п.) в КСА распространения не получили, поскольку они уступают грейферному по точности передвижения кинопленки на шаг кадра, размерам, массе, уровню звука механизма.
Работа механизмов непрерывного и прерывистого передвижения кинопленки должна быть согласована так, чтобы средняя скорость, сообщаемая кинопленке грейферным механизмом, была равна скорости ее непрерывного движения.
Конструкция лентопротяжного механизма во многом определяет габаритные размеры КСА, а также время, необходимое для его перезарядки. В целях сокращения времени перезарядки в некоторых КСА часть лентопротяжного механизма размещают внутри так называемой быстросменной кассеты. Время перезарядки КСА обычно лежит в пределах от 12 до 120 с.
Обтюратор 9 перекрывает кадровое окно во время прерывистого передвижения кинопленки в фильмовом канале. В КСА
получили применение в основном дисковые и конические обтюраторы. Обтюратор характеризуется углом раскрытия α0, который определяет выдержку tB при киносъемке:
tB=1/vс(α0 г/360)
где vс — частота киносъемки; г — число лопастей обтюратора (360 — в градусах).
В некоторых КСА в целях регулирования выдержки угол раскрытия обтюратора делается переменным. Плавное изменение угла раскрытия обтюратора во время киносъемки позволяет производить киносъемки «в затемнение», «из затемнения» и «в наплыв».
Обтюраторы иногдахарактеризуют не углом раскрытия, а коэффициентом обтюрации η0, равным отношению выдержки к периоду То смены кадров'
η0 = tB/T0.
Современные профессиональные КСА имеют коэффициент обтюрации около 0,5.
К оптической частиотносятся киносъемочный объектив 10 и визир 11.
Киносъемочный объектив служит для образования действительного оптического изображения в плоскости кинопленки. В современных КСА используются многолинзовые объективы-анастигматы. Объективы характеризуются фокусным расстоянием и относительным отверстием. Фокусное расстояние определяет масштаб изображения на кинопленке. Относительное отверстие современных объективов равно или превышает 1 ■ 2. В комплект профессиональных КСА обычно входят несколько объективов с различными фокусными расстояниями. В некоторых аппаратах объективы крепятся на револьверной головке, позволяющей быстро заменять рабочий объектив.
В настоящее время широко распространены объективы с переменным фокусным расстоянием (ОПФ). Эти объективы не только заменяют несколько объективов с различными фокусными расстояниями, но и позволяют при киносъемке, плавно изменяя фокусное расстояние, имитировать киносъемку с движением киносъемочного аппарата, т. е. киносъемку «с наездом». Анализ условий эксплуатации КСАна киностудиях показал, что при съемке более 50% планов были использованы ОПФ, причем большая часть планов была снята с фиксированными значениями фокусных расстояний объективов.
Визир )/ предназначен для наблюдения за объектом съемки и определения границ пространства, изображаемого киносъемочным объективом в пределах кадрового окна. На рис. 1.1, а изображен приставной визир, который имеет существенный недостаток — пространственный параллакс, т. е. пространственное смещение входного зрачка визира по отношению к входному зрачку кино-
съемочного объектива. Это вызывает некоторое несоответствие изображения, видимого в визир и изображаемого на кинопленке. Поэтому в современной профессиональной аппаратуре применяют сопряженные визиры, которые позволяют наблюдать объект съемки без пространственного параллакса. Наиболее распространены сопряженные визиры с зеркальным обтюратором (рис. 1.1, б).
Киносъемочный объектив 10, как и прежде, строит изображение объекта в плоскости кинопленки, находящейся в фильмовом канале 7. Плоскость дискового обтюратора 12 расположена под углом 45° к оптической оси объектива. Причем поверхность обтюратора, обращенная к объективу, — зеркальная, поэтому при перекрытии обтюратором кадрового окна, что происходит во время движения кинопленки в фильмовом канале, свет из объектива направляется к матированной плоской поверхности коллектива 14. Поскольку расстояние а от точки пересечения обтюратором оптической оси объектива до плоскости кинопленки равно расстоянию от той же точки до матированной поверхности линзы 14, то на матированной поверхности образуется точно такое же изображение объекта, как и на поверхности кинопленки. Это изображение рассматривается в увеличенном виде через лупу, состоящую из объектива 15, второго коллектива 16 и окуляра 17. Объектив лупы 15 строит вторичное изображение объекта съемки в плоскости второго коллектива 16. Коллективы 14 и 16 служат для обеспечении равномерности яркости изображения на всем поле зрения визира. Коллектив 16 помещается в плоскости, близкой к передней фокальной плоскости окуляра 17. Окуляр 17 предназначен для рассматривания изображения. Как правило, для удобства работы кинооператора окуляр имеет возможность диоптрийной поправки путем поступательного перемещения вдоль оси лупы. Во время киносъемки изображение, наблюдаемое в визир, будет мелькать, поскольку частота перекрытия обтюратором кадрового окна равна частоте киносъемки, которая меньше критической частоты слияния мельканий. Однако, как показывает опыт, эти мелькания не очень затрудняют наблюдение за объектом. Для того чтобы увеличить выдержку, сократив время перекрытия обтюратором кадрового окна, дисковый зеркальный обтюратор часто снабжают дополнительной шторкой конического обтюратора 13,
В последние годы в профессиональной КСА применяют телевизионные визиры, которые представляют собой замкнутую телевизионную систему. Передающая трубка системы находится на киносъемочном аппарате, и на ее фотокатоде образуется изображение объекта съемки. Видеоконтрольные устройства располагаются на самом киносъемочном аппарате, а также у рабочих мест режиссера, звукооператора, ассистента и т. д.
Привод киносъемочного аппарата служит для приведения в действие элементов лентопротяжного механизма и обтюратора. Он состоит из двигателя и передаточного механизма. В профес-
атональной КСА применяют только электродвигатели g питанием от сети или от автономного источника питания. В некоторых киносъемочных аппаратах используют вспомогательные ручные приводы, которые служат для проверки правильности зарядки аппаратов кинопленкой.
К вспомогательным механизмам относятся устройства, облер-чающие проведение киносъемки или монтажа кинофильма.
Тахометры и указатели частоты киносъемки показывают частоту киносъемки или указывают на то, что аппарат работает е неправильной частотой киносъемки.
Счетчики и указатели метража кинопленки показывают метраж кинопленки, пропущенной через аппарат, или неэкспонированной кинопленки, оставшейся в подаюпшй кассете.
Синхрокадроотметчики предназначены для нанесения на кинопленку и на носитель записи звука синхронизирующих меток, служащих для совмещения негатива изображения и фонограммы при печати совмещенной фильмокопии.
Устройство для записи на кинопленку служебной информации предназначено для записи в закодированном виде на кинопленке наименования кинофильма, снимаемого плана, номера дубля и т. п. Существуют системы для записи на кинопленке и носителе фонограммы в закодированном виде меток времени. Эти метки облегчают монтаж совмещенной копии, что наиболее удобно для кинохроники.
Механизмы автоблокировки служат для отключения питания от электродвигателя при неисправной работе аппарата, например при обрыве кинопленки.
Встроенные экспонометрические устройства служат для экспо-нометрического контроля режима киносъемки, а также позволяют автоматически или полуавтоматически устанавливать диафрагму в зависимости от яркости объекта съемки и времени выдержки.
В корпусе аппарата крепят его основные элементы. Кроме того, он выполняет роль светозащитного кожуха, предотвращающего засвечивание кинопленки при ее прохождении через лентопротяжный механизм, а также звукозаглушающего бокса.
Конструкции всех современных киносъемочных аппаратов основаны на рассмотренной принципиальной схеме.
В профессиональном кинематографе принята частота кинопроекции 24 кадр./с, в телевидении — 25 кадр./с. Очевидно, что частота киносъемки должна также составлять 24 (25) кадр./с. Частоты 24 (25) кадр./с называют нормальными.
Кинематограф имеет замечательное свойство, позволяющее при проекции изменять масштаб времени, т, е. изменять скорость протекания снятого процесса. Последнее достигается тем, что частота киносъемки может отличаться от частоты кинопроекции. Так, если частота киносъемки равна 120 кадр ./с, а частота кинопроекции 24 кадр./с, то зритель воспримет скорость движения 8
изображения в пять раз меньшей, чем была скорость движения объекта в действительности. Если же частота киносъемки меньше частоты кинопроекции, то скорость движения изображения на экране будет больше скорости движения объекта. Киносъемку с частотой, превышающей нормальную частоту киносъемки (в пределах до 240—300 кадр ./с), называют ускоренной, киносъемку с частотой выше 240—300 кадр./с — высокоскоростной, киносъемку с частотой, меньшей нормальной, — замедленной. Если замедленная киносъемка осуществляется при помощи автоматических устройств, обеспечивающих съемку только одного кадра при каждом включении аппарата, то такую киносъемку называют покадровой. Киносъемочный аппарат при проведении покадровой киносъемки включается специальным устройством через заданные промежутки времени.
Киносъемку с нестандартной частотой используют при производстве некоторых видов комбинированных и специальных киносъемок, а также для научно-технических исследований. Особенно большое значение для научно-технических исследований имеют ускоренная и высокоскоростная киносъемки, позволяющие наблюдать на экране процессы, которые вследствие инерционности зрения невозможно подробно рассмотреть в действительности,
В профессиональных КСА обычно предусматривается возможность проведения киносъемок с частотами от 8 до 32 кадр./с. Для ускоренных киносъемок выпускаются специальные киносъемочные аппараты.
1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИНОСЪЕМОЧНОЙ АППАРАТУРЫ в СССР
Художественно-выразительное и техническое качество кинофильма, экономические показатели его производства в значительной степени зависят от состава и эксплуатационно-технических свойств используемой техники, в частности от одного из наиболее важных элементов кинематографической системы — киносъемочного аппарата.
Киносъемочная аппаратура, как и другая отечественная кинотехника, прошла большой исторический путь развития.
В дореволюционной России КСА не выпускалась, для съемок кинофильмов использовались аппараты иностранного производства. В «наследство» от русских кинопредпринимателей Советское государство получило разрозненные кустарные съемочные ателье, оснащенные устаревшей для того времени аппаратурой.
После Великой Октябрьской социалистической революции началась планомерная борьба за использование кинематографа в просветительной и пропагандистской работе среди народа. Советские кинематографисты снимали массовые демонстрации, собрания, торжества. 1 мая 1918 г. был выпущен на экраны пер-
вый номер киножурнала «Кинонеделя» с кадрами, запечатлевшими В. И, Ленина. Бесценны кадры кинохроники первых дней Советской власти, снятые в тяжелых условиях разрухи.
После окончания гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству. Чтоба развивать отечественную кинематографию, нужно было разрабатывать и выпускать аппаратуру и необходимое кинотехнологическое оборудование. Но так как производить мелкосерийную высокоточную киносъемочную аппаратуру было крайне сложно, то такая задача и не ставилась, вся КСА приобреталась за рубежом. В то же время многие механики-самоучки и кинооператоры усовершенствовали отдельные образцы импортной аппаратуры и даже предпринимали попытки создать оригинальные советские киносъемочные аппараты. Были созданы первые производственные звенья — киноремонтные мастерские, необходимые для поддержания и расширения кинопроизводства.
Для того чтобы развивать отечественную кинотехнику, были нужны инженерно-технические кадры и научно-техническая база Основанием для организации высших учебных заведений кинемато-
графии, развития техникумов и роста школ киномехаников послужило постановление ЦКВКП(б) от 11 января 1929 г. «Об укреплении кадров кино». 11 ноября 1929 г. начал свою работу Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). В начале 1930 г. на базе ремонтных мастерских созданы специализированные киномеханические заводы в Москве, Ленинграде, Одессе. В эти же годы сделаны первые шаги в области создания советской киносъемочной аппаратуры. На ряде предприятий (на Киевской киностудии, в «Союзкинохронике», ЛИКИ, НИКФИ) были разработаны и изготовлены опытные образцы киносъемочных аппаратов (ККС «Союз», К-4, КС-1, КС-4, КСК-16-16, ХК-16, аппаратура для подводных и комбинированных киносъемок), московская студия кинохроники выпустила небольшую серию аппаратов «Хроникой».
Таким образом, постепенно накапливался опыт создания киносъемочной аппаратуры, что позволило в дальнейшем приступить к ее промышленному производству.
В 1936 г. завод «Ленкинап» начал промышленный выпуск первого отечественного киносъемочного аппарата КС-2, предназначенного для синхронных киносъемок, а к 1941 г. кинопромышленность выпускала уже почти все типы киносъемочной аппаратуры, необходимой киностудиям страны (табл. 1,1). Многие из этих аппаратов не только не уступали зарубежным аналогам, но по ряду технических показателей даже превосходили их. Так, аппарат «Конвас-1» * (рис. 1.2) имел значительные преимущества перед зарубежными «Дебри-Парво Л» и «Асканией».
Успешному развитию отечественного киносъемочного аппарато-строения способствовало серьезное отношение к прогнозированию развития и обоснованию необходимых типов аппаратов и их технических показателей. Для выработки предложений по направлениям дальнейшего развития производства киносъемочной аппаратуры в 1940 г. было созвано Всесоюзное техническое совещание по типизации киносъемочного оборудования, резолюции которого нацеливали промышленность на решение наиболее важных задач того времени. Было признано необходимым иметь четыре аппарата общего назначения: бесшумный студийный; штативный экспедиционный, штативно-плечевой и ручной. Совещание одобрило подробные технические требования ко всем типам аппаратов. В качестве специальных было предложено выпускать прецизионный, скоростной и сверхскоростной аппараты. В резолюциях также отмечалось, что борьба с разнотипностью — это борьба за качество, за то, чтобы любой аппарат серийного производства не уступал по качеству опытному образцу. Наряду с этим была подчеркнута необходимость более тесно связать киномеханическую промышленность о фильмопроизводством.
8 Название аппарата составлено из первых букв фамилии и имени его конструктора Константинова Василия Дмитриевича (рис. 1.3).
II
Претворению резолюций совещания в жизнь помешала Великая Отечественная война, однако в первые же послевоенные годы эта работа была продолжена. Уже в 1946 г. завод «Москинап» выпустил новый синхронный киносъемочный аппарат «Москва» модели KС-31 оригинальной конструкции (табл. 1.2). В отличие от аналогичных аппаратов иностранного производства он имел меньшие размеры и массу, более удобную систему наводки по матовому стеклу и систему управления объективом, выведенную на заднюю стенку корпуса. Долгое время этот аппарат был основной моделью отечественного синхронного аппарата, который в различных модификациях выпускался до 1960 г.
Существенной разработкой конца 1940-х годов явился хроникальный киносъемочный аппарат 1КСХ, серийный выпуск которого завод «Москинап» начал в 1952 г. Впервые в отечественном киносъемочном аппарате был применен зеркальный обтюратор, которым в настоящее время снабжены все профессиональные киносъемочные аппараты. Удачная конструкция лентопротяжного и передаточного механизмов позволила при емкости кассет 120 и 300 м обеспечить малые габаритные размеры и массу аппарата. В течение многих лет этот аппарат и его модификация ЗКСХМ («Родина») были основными моделями штативной хроникальной киносъемочной аппаратуры.
Большим событием в истории отечественного киноаппарато-строения стало создание ручного киносъемочного аппарата «Кон-вас-автомата модели 1КСР, разработанного на заводе «Моски-
Таблица 1,2. Модели 35-мм КСА общего назначения
1--------- | Годы | Основные харак- | |||||
теристики | |||||||
Модели | Разработчик | Изготовитель | Примечание | ||||
разра- | мас- | уровень | |||||
ботки | выпуска | са, кг | звука, ДВА | ||||
Синхронные шта | твввве | ||||||
КС-31 | «Москинап» | «Москинап» | 58,5 | 28—29 | _______ , | ||
1948—1960 | «Москва» КС-ЗШ, | То же | То же | 28—29 | — | ||
КС-32, КС-32М | |||||||
1958—1965 | СК-1 | МКБК | «Москинап» | 28—29 | -— | ||
«Украина» УС-1 | Киностудия имени | Киностудия имени | 28—29 | — | |||
А. П. Довженко | А. П. Довженко | ||||||
2КСС | МКБК, НИКФИ | «Москинап» | 28—29 | —i | |||
1960—1974 | «Дружба», УС-2, | МКБК, НИКФИ, ки- | То же | — | |||
УС-2М | ностудия им. А. П, Дов- | ||||||
женко | |||||||
1962—1974 | «Мир», ЗКСС, ЗКССМ | МКБК | — | ||||
«Союз» УС-3 | МКБК, киностудия им. | С телевизиром | | |||||
А. П. Довженко, НИКФИ | |||||||
ЗКССУ | МКБК | То же | |||||
1984—1986 | 5КСН | То же | Плечевой | ||||
Натурные, штат | и в н ш е | ||||||
iKC-л, | «Москинап» | «Москинап» | е* I | С ходом кино- | |||
пленки в трех | |||||||
плоскостях | |||||||
1953—1975 | «Родина» 3KGX, | То же | То же | —# | — | ||
зксх-м |
Продолжение табл. 1.2
Про | д о л ж е i | ( и е табл. 1.2 | |||||
Годы | Основные харак- | ||||||
теристики | |||||||
Модели | Разработчик | Изготовитель | Примечание | ||||
разра- | мас- | уровень | |||||
ботки | выпуска | са, кг | звука, дБА | ||||
4КСХ | МКБК | МКБК | |||||
1КСН | То же | «Москинап» | ____ | _______ | |||
1964—1977 | «Эра» ЩОС, 2КОС | » | То же | (40) 36 | _______ | ||
«Мини-СК» | Киностудия имени | Киностудия имени | — | — | |||
А. П. Довженко | А. П. Довженко | ||||||
«Балтика-Т» | Киностудия «Ленфильм» | Киностудия «Ленфильм» Киностудия имени | — | — | С телевизиром | ||
«Славутич» | Киностудия имени | .___ | ____ | То же | |||
А. П. Довженко | А. П. Довженко | ||||||
УС-ЗН | МКБК | Москинап | _______ | ||||
С 1986 по | 9КСН | То же | То же | Плечевой | |||
настоящее | |||||||
время | |||||||
Ручные | |||||||
КС-50Б | кмз | кмз | 4,5 | ||||
С 1954 по | «Конвас-автомат» | «Москинап», МКБК | «Москинап» | 5,7 | (65)55 | Турельная и од- | |
настоящее | 1КСР, 1КСР-1М, | нообъективная | |||||
время | 1КСР-2М | модели | |||||
АРК | МКБК | МКБК | ____ | _______ | |||
1962—1968 | «Спутник» 5КСР | То же | «Москинап» | _______ | |||
1КР-М | » | МКБК | 7,3 | _______ | |||
ЗКСР-2М | » | «Москинап» | — |
Рис.1.4. Киносъемочный аппарат «Конвас-автом&тзмодели
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА... И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КИНОСЪЕМОЧНОГО... Таблица Допустимый уровень звука КСА...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КИНОСЪЕМОЧНОГО АППАРАТА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов