рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

IKCP-2M

IKCP-2M - раздел Образование, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КИНОСЪЕМОЧНАЯ АППАРАТУРА И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В период существования СССР Нап»В ТворческомСодружестве О Коллективом О...

нап»в творческомсодружестве о коллективом операторов и. кон­структоров Центральной студии документальных фильмов. Этот аппарат был выпущен взамен ручного аппарата КС-50 Б и отли­чался от него наличием зеркального обтюратора, быстросменных кассет, обеспечивающих автоматическую зарядку камеры, элек­тропривода (как основного вида привода). Аппарат «Конвас-автомат» сразу завоевал симпатии кинооператоров и стал широко применяться на киностудиях художественных, документальных и научно-популярных фильмов, а его модификации 1КСР-1М и 1КСР-2М(рис. 1.4) выпускаются до настоящего времени.

Отечественные аппараты, созданные в начале развития совет­ской кинопромышленности и в более поздний период, способст­вовали расцвету киноискусства, созданию кинолетописи нашего государства, производству учебных и научно-популярных филь­мов. Некоторые модели отечественных киносъемочных аппаратов были высоко оценены ведущими кинооператорами страны.

Отечественными камерами КС-4и КС-5 снимали советские кинооператоры во время Великой Отечественной войны. Вспоми­ная киносъемки военных лет, заслуженныйдеятель искусств РСФСР кинооператор М. Ошурков пишет: «... Вся наша техника (в основном отечественная) работала неплохо, с ней мы дошли до Берлина» г.

Знаменательно высказывание заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР С. Школьникова: «Иногда нашу технику у нас сравнивают с однотипными образцами, выпускаемыми за рубежом, и начинают ее при этом огульно ругать. Я с этим совершенно не согласен. В 1956 г. я получил «Конвас» (КСР) московского за-

Техиика кино ителевидения. — 1965. — Ms 5.

 

 

вода «Кинап» g заводским номером 100. С тех пор —; вот уже

16 лет — эта камера работает бессменно»1.

Началом нового этапа в развитии отечественного киносъемоч­ного аппаратостроения следует считать создание в 1954 г. Москов­ского конструкторского бюро киноаппаратуры (МКБК). С этого момента разработка всех видов отечественной профессиональной КСА сосредоточивается в этой специализированной организации, что позволило значительно расширить объем разработок новых видов аппаратуры и планомерно развивать ее,

Уже в конце 1950-х годов была разработана новая линейка 35-мм КСА, включающая синхронный студийный аппарат СК-1* натурный штативный аппарат 1КСН и специальный аппарат для скоростных и комбинированных киносъемок 1КСК. Эти аппараты, хотя и не имели системы зеркального визирования, а по техниче­ским характеристикам были подобны аналогичным моделям амери­канского производства фирмы «Митчелл», но обладали технологич­ностью конструкции и высокой эксплуатационной надежностью, что позволило в сжатые сроки осуществить их промышленный выпуск в значительных количествах на заводе «Москинап» и обеспечить киностудии отечественной киносъемочной аппарату­рой.

Приобретя необходимый опыт в создании КСА, конструктор­ский коллектив МКБК разработал ряд новых оригинальных мо­делей съемочных камер с повышенными эксплуатационными ха­рактеристиками, оснащенных зеркальными обтюраторами,

Так, был создан ручной аппарат «Спутник» (модель 5КСР), предназначенный для производства хроникально-документаль­ных фильмов, который в отличие от аппарата «Конвас-автомат» имел пониженный уровень звука и был оснащен специальной системой управления объективами. Эта система позволяла опе­ратору управлять киносъемочной оптикой, не отрывая рук от рукоятки аппарата.

Чтобы обеспечить синхронные съемки на натуре для докумен­тального кинематографа, был разработан аппарат «Эра» (рис. 1.5), серийное производство которого началось в 1964 г. В дальнейшем этот аппарат был модернизирован, что позволило значительно снизить уровень звука и повысить его эксплуатационную надеж­ность.

В 1962 г. в промышленном производстве на заводе «Москинап» был освоен разработанный МКБК новый синхронный павильон­ный аппарат «Мир» (модель ЗКСС), оснащенный индивидуальным электроприводом кассеты, встроенным кадроотметчиком, систе­мами параллаксного и беспараллаксного визирования. В этом аппарате был использован ряд прогрессивных технических ре­шений, на его основе созданы различные модификации (модели ЗКСС-М, ЗКСС-У).

1 Техника кино и телевидения. — 1973, — Ш 1. 16

 

В последующие годы была проведена большая работа, направ­ленная на повышение технических и эксплуатационных характе­ристик киносъемочной аппаратуры, объема ее выпуска, в резуль­тате которой был значительно снижен уровень звука в различных типах киносъемочной аппаратуры. Так, уровень звука аппарата «Конвас-автомат» был доведен до 55 дБА, штативного натурного аппарата «Эра» 2КОС — до 36 дБА, синхронной павильонной ап­паратуры — до 26 дБА.

В творческом содружестве научных, проектных и эксплуата­ционных организаций были созданы новые модели синхронной аппаратуры, оснащенные современными системами телевизион­ного визирования.

Так, в 1971 г. в МКБК при участии НИКФИ на базе аппарата ЗКСС-М был разработан кинотелевизионный аппарат ЗКСС-У, Позднее на базе этого аппарата в ЦКБ К и на киностудии «Лен-фильм» создали кинотелевизионный комплекс для многокамерных съемок.

Дальнейшее развитие телевизионного направления в кино­съемочной технике выразилось в создании кинотелевизионного съемочного комплекса «Союз» (рис. 1.6), явившегося совместной разработкой МКБК, киностудии им. А. П. Довженко, завода «Москинап» и НИКФИ, Кинотелевизионный комплекс состоит из киносъемочного аппарата УС-3, созданного на базе аппарата

 

УС-2М, с телевизионно-оптическим визиром, телевизионного ка­нала с блоком дистанционного управления и контроля, портатив­ного видеомагнитофона и системы видеозвукоконтрольных уст­ройств. Киносъемочный аппарат УС-3 служит для обычных и широкоэкранных съемок и имеет три модификации: для съемок в павильоне с телевизионно-оптическим визиром, для съемок в павильоне с обычной оптической лупой, для съемок на натуре в облегченном варианте (без бокса) с обычной оптической лупой.

В целях повышения технических характеристик КСА, расши­рения ее эксплуатационных возможностей была проведена значи­тельная работа по оснащению ее объективами с переменным фокус­ным расстоянием, электроприводами автономного питания с квар­цевой стабилизацией, устройствами дистанционного управления вариообъективами, что в известной степени способствовало каче­ственным изменениям технологических процессов съемки в связи с внедрением электронных методов, основанных на применении телевизионных систем, оснащением аппаратуры съемочнымиобъ­ективами с переменным фокусным расстоянием, переводом на новую беспроводную систему синхронизации, базирующуюся на использовании электроприводов с кварцевой стабилизацией

Поиски новых технических решений, способствующих созда­нию более совершенной киносъемочной аппаратуры, проводились не только в проектных организациях, но и на киностудиях.

Так, в 1958 г, на киностудии им. А. П. Довженко был разра­ботан новый синхронный киносъемочный аппарат УС-1 («Украина»^ который имел оригинальную конструкцию, был снаб-18

 

жен зеркальным обтюратором, обладал сравнительно небольшой массой и был достаточно малошумным. Впоследствии объединен­ными усилиями работников киностудии им. А. П. Довженко, МКБК, «Москинапа» и НИКФИ конструкция аппарата была до­ведена до вида, пригодного для серийного производства. В ре­зультате был разработан аппарат УС-2 («Дружба»), который с 1961 г. выпускался серийно. В дальнейшем этот аппарат был мо­дернизирован и выпускался под маркой УС-2М.

Технические работники киностудий напряженно работали над модернизацией устаревшего парка аппаратуры типа СК-1. В ре­зультате на киностудии им. А. П. Довженко был создан натурный аппарат «Мини-СК», а на киностудии «Ленфильм» — аппарат «Балтика», оснащенный системой телевизионного визирования.

На базе аппарата «Мини-СК» работники киностудии им. А. П. Довженко создали кинотелевизионный аппарат «Славутич» для съемки игровых фильмов в условиях натуры, в котором был реализован новый подход к созданию технических средств для оснащения съемочных площадок. Этот аппарат включает в себя телевизионно-оптическое визирное и видеоконтрольное устрой­ства, встроенный экспонометр, систему дистанционного программ­ного управления параметрами объектива, кодирующее устрой­ство для записи управляющей информации, средства радиосвязи и ряд вспомогательных электропитающих и коммутационных эле­ментов, его применение позволяет повысить производительность труда съемочной группы.

Одновременно с аппаратами общего назначения в МКБК, а также в НИКФИ разрабатывались специальные киносъемочные аппараты (табл. 1.3). В результате была создана широкая номен­клатура киносъемочных аппаратов, призванная обеспечить все виды съемок профессионального кинематографа.

Был разработан и освоен в производстве облегченный скорост­ной аппарат 1СКЛ «Темп» для ускоренных киносъемок с частотой до 150 кадр./с. Этот аппарат благодаря небольшой массе (12 кг), широкому диапазону скоростей съемок (24—150 кадр./с), нали­чию зеркального обтюратора и механизма изменения диафрагмы, обеспечивающего постоянство экспозиции при плавном изменении частоты съемки, широко применяется на киностудиях при съем­ках художественных, научно-популярных, документальных, спор­тивных и других кинофильмов.

Был модернизирован скоростной аппарат 1КСК, в него введен зеркальный обтюратор и проведены другие дополнительные усо-вер шенствования.

Шестидесятые годы характерны появлением новых систем кине­матографа — панорамного, широкоэкранного, широкоформатного, для обеспечения которых работники НИКФИ и МКБК создали необходимую аппаратуру, в том числе и линейку широкоформат­ных киносъемочных аппаратов (табл. 1.4), включающую в себя различные по назначению модели аппаратов, которые по основным

 

 

Таблица 1.3, Специальные 35-мм КСА

 

  Годы      
Назначение разра-   Модели Разработчик Изготови­тель
  ботки выпуска      
Комбинированные и прецизион- 1946 — 1960 ПСК-21, ПСК-24, ПСК-29, ПСК-30 ГОМЗ ГОМЗ
ные киносъемки          
Комбинированные и ускоренные С 1959 по настоящее время 1КСК, 2КСК, 2КСК-М МКБК «Москинап*
киносъемки С 1975 по настоящее время 1СКЛ, 1СКЛ-М То же То же
Съемки по методу блуждающей   ткс-з НИКФИ НИКФИ
маски   «Маска» 5КФН МКБК МКБК
Мультипликационные съемки С 1961 по настоящее время 1КСМ, 2КСМ, ЗКСМ, БКСМ То же «Москинап*
Съемки с экрана кинескопа   «Миг* 35КСТ » МКБК
Съемки панорамных фильмов ПСО никфи «Москинап*

Таблица 1.4. Модели 70-мм КСА (разработчик МКБК)

 

 

 

Назначение Годы Модели Изгото­витель Основные характери­стики
разра­ботки выпуска
Синхронные киносъемки Съемки о рук Натурные киносъемки Комбинированные и уско­ренные киносъемки Съемки по методу блужда­ющей маски 1960 1966 1961 1961 1967 С 1962 по настоящее время 1973 1962 — 1971 1964 70СК «Россия* 1СШ0 1КСШР, 1КСШРУ «Березка» 1СШН 70КСК «Маска-70* 1КФШ «Москипап* То же «Москинап* МКБК «Москинап* МКБК Масса 85 хг, без зеркально­го обтюратора Масса 70,5 кг, о зеркальным обтюратором v Масса 8 кг, с зеркальным обтюратором Масса 26 кг, о зеркальным обтюратором Частота съемки до 90 кадр./о

 

Таблица 1.5. Киносъемочная аппаратура для производства фильмов по системе «Стерео-70»

 

Тип Год разработка Модель Разработчик
Синхронный Ручной Натурный Скоростной 1965 1969 1974 1974 70СК-Д 1КСШРУ-Д 1СШН-Д 70КСК-Д МКБК То же НИКФИ

техническим характеристикам и сегодня не уступают зарубежным аналогам.

В период 1965—1974 гг. силами НИКФИ и МКБКбыла про­ведена большая работа по созданию киносъемочной аппаратуры для производства фильмов по системе «Стерео-70» (табл. 1.5).

Для того чтобы удовлетворить потребности развивающегося телевидения, кинопромышленностью был создан ряд узкопленоч­ных киносъемочных аппаратов 16-мм формата (табл. 1.6).

Первый отечественный профессиональный КСА для 16-мм пленки — ручной аппарат модели 16СП (позднее 16СПМ) — был разработан в МКБК уже в 1958 г. и выпускался Красногорским механическим заводом. Затем были разработаны и выпущены ап­параты для синхронных павильонных съемок 16СК, 16СКМ и для съемок с экрана кинескопа 16КСБ.

В 1965 г. работники МКБК создали новый оригинальной кон­струкции ручной узкопленочный аппарат «Кинор» (модель 16СХ), который по техническим характеристикам в течение ряда лет пре­восходил зарубежные аналоги. Впоследствии этот аппарат был модернизирован, и две его модели: 16СХ-М (турельный) и 16СХ-2М (бестурельный — рис. 1.7) — выпускает по настоящее время завод «Москинап». На базе аппарата «Кинор» была разра­ботана ручная синхронная камера 2СР со встроенным устрой­ством записи фонограммы на боковую магнитную дорожку кино­пленки.

Таким образом, к середине 1970-х годов профессиональная киносъемочная аппаратура, разработанная и выпущенная оте­чественной промышленностью, представлена значительным чис­лом моделей для всех видов киносъемок, на всех форматах кино­пленки, применяемых в профессиональном кинематографе.

Многие модели отечественных КСА получили признание у опе­раторов. Так, ручная, скоростная, широкоформатная аппаратура не только не уступала по техническим характеристикам зарубеж­ным аналогам, но и превосходила их. Многие оригинальные техни­ческие решения, примененные в этих аппаратах, защищены автор­скими свидетельствами и патентами. Широкий ряд моделей КСА отмечен дипломами и медалями ВДНХ СССР, а аппарат «Союз» награжден золотой медалью «Интеркамера-75».

Таблица 1.6. Модели 16-мм профессиональных КСА (разработчик МКБК)

 

  Годы  
Назначение     разработки выпуска модель аппарата   изготовитель   Основные характеристики  
Синхронные кино- «Русь» 16СК «Москинап» Масса 21 кг, с зеркальным обтю-
съемки         ратором
  1967—1976 16СКМ То же Масса 28 кг; оснащен телевизо-
  1969—1977 2СР, 2СР-М » ром Масса 9,5 мг, уровень звука
          36 дБ; с записью фонограммы
  С 1978 по насто- 16СК-2 » Масса 27 кг, уровень звука
    ящее время     26 дБ
Съемки G рун 16СП кмз Масса 4 кг; с турелью на 3 объ-
          ектива
  С 1975 по насто- «Кинор» 16СХ, «Москинап» Масса 4,7 кг; уровень звука (42)
    ящее время 16СХ-М, 16СХ-2М   39 дБ; однообъективный и
          гурельный варианты
  4КСР То же Масса 7 кг, уровень звука 32 дБ
Съемки о экрана   16КСБ МКБК Масса 32 кг; грейфер с ускорен-
кинескопа         ным продергиванием кино-
          пленки
Съемки мульти- 16КА-1* «Москинап» Масса 20 кг
пликационных 4КСМ То же Масса 30 кг
фильмов          

 

Однако нельзя считать нормальным наблюдавшееся в 1960— 1970 гг. увлечение созданием чрезмерно большого числа разно­типных (а иногда и однотипных) аппаратов с ограниченными тех­нологическими возможностями, которые могли удовлетворять лишь индивидуальные потребности конкретного заказчика (киносту­дии). Это приводило к многономенклатурности отечественной киносъемочной аппаратуры, к появлению различных моделей аналогичного или близкого назначения, к отсутствию базовых конструкций, распыляло конструкторские силы, создавало за­труднения в производстве и эксплуатации аппаратуры.

Такое положение объясняется тем, что долгое время не прово­дили серьезные работы по научному прогнозированию дальней­шего развития киносъемочной аппаратуры, анализу и обобще­нию требований эксплуатации, выявлению оптимального ряда аппаратуры. Если в послевоенный период в основу развития киносъемочной аппаратуры легли решения Всесоюзного совеща­ния по типизации киносъемочной аппаратуры (1940 г.), позволив­шие создать оптимальный ряд моделей киносъемочных аппара­тов, вполне удовлетворявших потребностям фильмопроизводства того времени, то впоследствии эти работы были подменены созда­нием чрезмерно большой номенклатуры моделей аппаратов не всегда с высокими качественными параметрами. Для отдельных этапов отечественного аппаратостроения было характерно копи­рование «модных», часто пропагандируемых в рекламных коммер­ческих целях и не всегда оптимальных конструкций зарубежных киносъемочных аппаратов.

Учитывая создавшуюся обстановку, Госкино СССР поставило в 1974 f. задачу провести комплексную научно-исследователь-

скую работу — «Разработка принципов построения унифициро­ванного ряда киносъемочных аппаратов для профессионального кинематографа». В выполнении этой работы приняли участие ЛИКИ, НИКФИ, ведущие киностудии страны, МКБК. Резуль­таты работы были доложены в 1977 г. научно-техническому со­вету Госкино СССР, который одобрил их и утвердил номенкла­турный ряд и граничные параметры КСА общего назначения, а также аппаратов, предназначенных для комбинированных и спе­циальных видов киносъемок1. Далее отечественная киносъемоч­ная аппаратура развивалась в соответствии с программой созда­ния аппаратов номенклатурного ряда, разработанной Техниче­ским управлением Госкино СССР и НИКФИ.

1.3. ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УНИФИЦИРОВАННОГО РЯДА КИНОСЪЕМОЧНОЙ АППАРАТУРЫ

В зависимости от назначения профессиональную кино­съемочную аппаратуру можно разбить на две группы: общего наз­начения и специальную.

Киносъемочные аппараты общего назначения служат для выполнения обычных киносъемок в художественном, научно-популярном, хроникальном кинематографе. Они используются для киносьемок в павильонах, на натурных площадках, в интерь­ерах, на чистой натуре. Эти аппараты наиболее распространены в практике работы кинооператоров и составляют более 90% всего парка киносъемочной аппаратуры на киностудиях, поэтому к ним предъявляются повышенные требования: они должны быть удобны в работе, обладать малыми массой и габаритными разме­рами, низким уровнем звука, высокой надежностью. Художест­венная ценность снятого фильма во многом зависит от качества киносъемочного аппарата, использованного при киносъемках.

Чтобы разработать оптимальный номенклатурный ряд профес­сиональных КСА общего назначения, необходимо было решить следующие вопросы:

изучить современное состояние и тенденции развития КСА в СССР и за рубежом, степень ее использования и техническое со­стояние на киностудиях;

разработать предварительные технические требования на опти­мальный ряд профессиональных 35-мм КСА и организовать их широкое обсуждение;

исследовать условия эксплуатации КСА на киностудиях страны в целях уточнения ряда параметров (необходимости обрат­ного хода аппарата, переменного угла раскрытия обтюратора, киносъемок с нестандартной частотой, требуемого комплекта кино­съемочных объективов и т. п.)$

& Техника кино и телевидения, — 1978, — № 2, 24

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КИНОСЪЕМОЧНАЯ АППАРАТУРА И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В период существования СССР

ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА... И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КИНОСЪЕМОЧНОГО... Таблица Допустимый уровень звука КСА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: IKCP-2M

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КИНОСЪЕМОЧНОГО АППАРАТА
Киносъемочный аппарат (КСА) состоит из следующих основных элементов: лентопротяжного механизма, обтюратора, оптической части привода, вспомогательных механизмов и кор­пуса. Лентопротяжной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги