рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предполагаемый ход работы

Предполагаемый ход работы - раздел Образование, СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ По курсу СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК 1. Выбор Темы. 2. Выбор Источника Исследования. 3. Знакомст...

1. Выбор темы.

2. Выбор источника исследования.

3. Знакомство с теоретическим материалом.

4. Первоначальный сбор картотеки.

5. Уточнение теоретических позиций. Подбор необходимых базовых цитат. Знакомство с историей вопроса.

6. Чистка картотеки в соответствии с более ясной, уточненной классификацией.

7. Выбор из картотеки самых показательных примеров для рассмотрения в аналитической части разнообразных образцов исследуемого явления.

8. Отбор примеров, которые находятся на периферии обозначенной темы, для завершения аналитической части и для выводов.

9. Создание текста курсовой работы (введения, аналитической части, выводов).

10. Создание оглавления.

11. Оформление библиографии.

12. Оформление картотеки.

ВЫБОР ТЕМЫ включает две стороны вопроса: ЧТО именно планируется исследовать и ГДЕ лучше всего искать соответствующий материал. Рекомендуемые списки возможных тем для исследования являются образцами, по которым каждый студент может найти свое собственное сочетание лингвистической проблемы и источника исследования. Важно, чтобы избранный текст давал неограниченную возможность для анализа данного языкового материала. Нельзя, например, искать такое громоздкое синтаксическое явление, как период, в жанре репортажа, невозможно рассчитывать на большое количество сравнительных оборотов в рекламных текстах и т. д. Соотнесенность «теории» и «практики» – первое условие успеха в написании курсовой работы.

ТЕМА курсовой работы не должна быть чрезмерно широкой и неконкретной, а объем анализируемых текстов не должен превышать размера статьи, главы, рассказа. Выборка языковых примеров должна быть предельно полной (то есть из данного текста должны быть извлечены буквально все примеры, имеющие отношение к теме).

Источником примеров для исследования может служить не одно произведение (одно издание, один жанр, один автор и т. д.), а два разных источника, которые рассматриваются в сопоставлении, что обозначается в подзаголовке темы: на примере стихотворений Ахматовой и Цветаевой, или на примере очерка и репортажа, или на примере «МК» и «Известий» и т. д.

ТЕОРИЯ. Знакомство с теоретическим материалом предполагает не только чтение рекомендуемой научной литературы, но и умение пользоваться библиотечным каталогом для поисков книг, наиболее приближенных по содержанию к избранной конкретной теме. Самостоятельная библиографическая работа необходима также для поиска источников, в которых можно найти характеристику выбранной газеты или журнала, а также ознакомиться с творческой биографией автора, тексты которого служат материалом для исследования. Список литературы, приводимый в конце той или иной курсовой работы, сугубо индивидуален применительно к каждой конкретно избранной теме.

КАРТОТЕКА. Создание картотеки примеров – ключевая, базовая проблема в написании курсовой работы. Полнота и точность выборки предопределяет композицию всей работы, ее теоретические предпосылки, количество параграфов в главной части (в соответствии с классификацией), правильность выводов.

Сбор примеров – это поэтапный, поступенчатый процесс. Первоначальный список примеров будет все время уточняться по мере ознакомления с теоретическим материалом. И в то же время сами примеры будут ставить новые теоретические вопросы, ответы на которые нужно будет искать дополнительно. Например, если вы ищете односоставные предложения в газетных заголовках и вам все время попадаются однотипные неопределенно-личные предложения, то это может означать следующее: либо в данной газете выработался свой стандарт, своеобразный штамп в составлении заголовков, либо вы просто не различаете, скажем, безличных предложений и пропускаете их. Необходимо заново обратиться к теории и уточнить все возможные разновидности односоставных предложений, а потом вернуться к анализу газетного материала и восполнить картотеку недостающими примерами.

КАРТОЧКА – это условное название для одной единицы из списка примеров. Это может быть настоящая бумажная или картонная карточка достаточного объема, а может быть (в компьютерном исполнении) рамка, включающая приводимый пример.

Карточка должна содержать рассматриваемую синтаксическую конструкцию (например, причастный оборот) в достаточном для понимания контексте. Если для понимания фразы (скажем, неполного предложения), необходимо несколько предложений, все они должны войти в карточку.

Кроме собственно языкового примера в карточку входят выходные сведения – ссылка на название произведения (статьи, рассказа и т. д.), на автора публикации, на номер соответствующего газетно-журнального издания, номер главы, год издания или дату выпуска, номера газеты, журнала и т. п. и обязательно номер страницы. Если все примеры берутся из одной книги одного автора, то выходные сведения указываются в начале списка, а на карточке проставляется только страница.

ОБЪЕМ картотеки, как говорится в науке, должен быть репрезентативным. То есть картотека должна по возможности включать все разновидности рассматриваемого явления, а случаи отсутствия в тексте тех или иных типов исследуемых конструкций должны быть обязательно отмечены в аналитической части работы. Особую ценность для картотеки представляют случаи, не входящие ни в одну разновидность. Им следует дать соответствующую квалификацию как промежуточного случая.

Как уже говорилось, выборка примеров должна быть полной, то есть из выбранного текста извлекаются буквально все примеры, имеющие отношение к избранной теме. Количество примеров зависит от самой темы и от объема и качества текста. Как показывает опыт, достаточно представительной является картотека, включающая от 70 до 100 примеров и более. Меньший объем, как правило, не содержит необходимого количества примеров для полной классификации языкового явления. Если текст не дает нужного количества примеров, это значит, что следует взять еще одну главу, рассказ, еще одну публикацию.

РАСПОЛОЖЕНИЕ примеров в списке должно быть удобным для ознакомления с материалом. Поскольку для синтаксических примеров невозможен алфавитный принцип расположения, необходимо представить все примеры в виде готовой классификации, то есть предъявить озаглавленные группы примеров. Например, для темы «Обособленные обстоятельства» это могут быть: 1) деепричастные обороты, 2) одиночные деепричастия, 3) необособленные деепричастия и деепричастные обороты, 4) обстоятельства, выраженные наречием, 5) обстоятельства, выраженные падежной формой существительного, 6) обстоятельства с уточняющим значением и т. д. Внутри отдельных списков можно расположить примеры по мере их встречаемости в тексте.

ТЕКСТ курсовой работы пишется в свободной форме. Предпочтение отдается нейтральному литературному стилю, приближенному к научному. Но это может быть и повествование от 1-го лица, в котором отражается весь ход работы над курсовой: как выбиралась тема и источники, как составлялась картотека, чем определялась выборка примеров, какие задачи ставит перед собой работа, какой классификации отдается предпочтение и почему, на каком основании делаются те или иные выводы.

Терминология неизбежно присутствует в работе, однако ввод терминов требует строгого научного обоснования и четких дефиниций, а также отсылок на научные труды, из которых заимствованы соответствующие понятия.

Не следует писать работу в излишне эмоциональном, приподнятом стиле, не являются уместными разговорные и вульгарные словечки, недопустим развязный тон.

Все положения работы должны быть аргументированы научными доводами и конкретными примерами. В работе не должны присутствовать голословные утверждения слишком общего, абстрактного плана, не связанные с избранной темой. Курсовая работа должно быть конкретной по содержанию и четко привязанной к поставленным задачам.

ОБЪЕМ курсовой работы предопределяется выбором темы, объемом выборки, дробностью классификации, индивидуальным стилем пишущего. Как правило, работа занимает от 10 до 15 страниц (не считая картотеки). В любом случае объем работы должен обеспечить полноту раскрытия заявленной темы.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ По курсу СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ По курсу СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предполагаемый ход работы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова
Утверждено кафедрой истории отечественной журналистики и культуры русской речи   С о с т а в и т е л и: канд. филол. наук, доц. Е.Н. Гаврилова;

Цели и задачи курса
Курс синтаксиса современного русского языка является логическим продолжением курса лексики и морфологии, так как синтаксис – учение о связной речи – базируется на лексических значениях и морфологич

Тема 2. Принципы русской пунктуации
Типы знаков препинания: разделительные, выделительные. Основные принципы русской пунктуации: структурно-грамматический, семантический, интонационный. Группы правил: простое предложение (тире между

Тема 3. Словосочетание как синтаксическая единица
Словосочетание и словоформа. Словосочетание как минимальный контекст. Понятие о подчинительных отношениях. Компоненты словосочетания: стержневое и зависимое слово. Понятие о словосочетании и его ти

Вопросы для обсуждения
1. Назовите главные члены предложения. 2. Каковы основные способы выражения подлежащего? 3. Какие типы сказуемых вы знаете? 4. Назовите основные типы связи между подлежащ

Тема 6. Второстепенные члены предложения
Второстепенный член предложения как зависимый компонент словосочетания. Разновидности второстепенных членов предложения. Дополнение прямое и косвенное. Определение согласованное, несогласованное. П

Тема 7. Односоставные предложения
Общая классификация односоставных предложений. Способы выражения главных членов как различные формы выражения предикативности. Противопоставление определенности/неопределенности, с одной стороны, и

Вопросы для обсуждения
1. Какие предложения называются односоставными? 2. На какие группы принято разделять односоставные предложения? 3. В чем отличие обобщенно-личных предложений от определенно-лич­ны

Вопросы для обсуждения
1. Что такое однородность? В чем она проявляется? Что такое контекстуальная однородность? 2. Как оформляются однородные члены предложения? 3. Какие союзы употребляются при однород

Тема 17. Понятие о сложном предложении
Признаки сложного предложения, отличающие его от простого предложения, с одной стороны, и от цепочки простых – с другой (полипредикативность, лексико-грамматическое единство частей, интонация завер

Тема 20. Сложноподчиненные предложения с одним придаточным
Сложноподчиненные предложения с одним придаточным. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Семантика главной части (синсемантизм). Роль соотносительных слов в формировании нерасчлен

Тема 25. Типы чужой речи
Чужая речь: общая классификация. Прямая речь как возможность дословной передачи чужого высказывания с его лексическими, стилистическими, интонационными особенностями. Косвенная речь как способ пере

Методические рекомендации к написанию курсовой работы
В задачикурсовой работы входит развитие у студента навыков научной работы, для которой необходимо: · поставить научный вопрос, определить задачи исследова

ОСЛОЖНЕНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Темы 1. Художественные функции – средство создания художественного образа – деепричастных оборотов (на примере одного рассказа). 2. Сравнительные обороты в по

ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Темы 1. Текстообразующие функции вводности в газете (на примере одной публикации). 2. Вводность как индивидуально-авторская стилевая черта (на примере одного

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Темы 1. Сложное предложение в газете. Статистический подход (на примере одной публикации). 2. Пословицы, построенные как сложное предложение. Средства связи и

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Темы 1. Семантика союза и в сложносочиненном предложении. Выход за пределы сочинительных отношений (на примере художественной прозы и публицист

ЧУЖАЯ РЕЧЬ
Темы 1. Период как средство пропаганды. Листовки и прокламации революционного периода. 2. Период как художественное средство. Проза поэта (Ходасевич, Цветаева

ТИПЫ РЕЧИ
Темы 1. Игра повествователя я/он в романе Набокова “Соглядатай”. 2. Роман в письмах. Стилевые черты повествования. 3. Диалог

СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ
Темы 1. Способы построения сложного синтаксического целого (ССЦ) в газете. 2. Индивидуально-авторские способы построения ССЦ (на примере одного рассказа).

Простое предложение
1. Основные синтаксические единицы (словоформа, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое), их функции, структурная характеристика. 2. Система синтаксических отношений и си

Сложное предложение
25. Понятие о сложном предложении. Принципы классификации. Средства связи между частями сложного предложения. Расчлененные и нерасчлененные сложноподчиненные предложения. 26. Понятие о соч

Пунктуация
49. Употребление тире в простом предложении. 50. Случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже. 51. Тире между главными чл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги