рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПИСЬМА О МУЗЫКЕ

ПИСЬМА О МУЗЫКЕ - раздел Образование, Воспоминание о России     Наше Время Отличается Тем, Что В Нем Невероят...

 

 

Наше время отличается тем, что в нем невероятно много музыки. Она лезет во все щели, звучит из всех окон, слышится там, где ее никогда раньше не слыхали. Есть экономический закон, что когда какого-нибудь продукта очень много, то он дешевеет. Так происходит и с музыкой – она дешевеет как таковая, ее слишком много. Она дешевеет и, кроме того, вульгаризируется, она, подобно евангельскому бисеру, «мечется перед свиниями», и уважаемые «свинии» попирают ее ногами. Радио есть могущественный инструмент для метания музыкального бисера пред свиньями.

Оно (радио) не только вульгаризирует музыку, но и приучает к неуважению к ней.

Ее можно ежесекундно прекратить простым поворотом кнопки, будь там поет сам Шаляпин или играет Артур Рубинштейн. Да и играет не он, а музыкальный консерв, именуемый диском. Таким образом акт слушания музыки – акт, который раньше был как бы священным (конечно, для настоящих любителей и знатоков музыки), – этот акт ежесекундно во всем мире миллиарды раз профанируется.

Во всех явлениях искусства характерно то, что в них важен не максимум, а оптимум.

Преизбыток художественных явлений гибелен для искусства. При этом и в актах выполнения и исполнения, и ‹в актах› слушания необходимо «сотворчество» всех. В наше время не стало или уменьшилось число «талантливых слушателей»; слушают кое-как между делом или вместе с делом, безо всякого внимания, небрежно. Слушают бездарно, ибо самая техника новых музыкальных инструментов, наводнивших мир и обративших его в какую-то сплошную музыкальную эстраду, способствует этой бездарности.

Музыка сама по себе рождается из великой тишины. Теперь во всем мире же не существует этой великой тишины – есть великий гвалт, и шум, и треск. Из этого гвалта никакое творчество не в состоянии родиться. А то, что рождается, есть какая-то функция этого гвалта, а вовсе не отражение психики творящего.

В начале и середине XIX века, когда создавались величайшие творения музыкального искусства, – в каждый данный момент существовало не более двух десятков крупных композиторов во всем мире. Примерно столько же было и крупных инструменталистов-исполнителей.

Певцов было несколько больше – но крупные все-таки исчислялись десятками. Теперь композиторов – миллионная армия, крупных же новых почти вовсе не появляется.

Исполнители тоже исчисляются миллионами – но исполнители большого калибра малочисленны. В XIX веке Антон Рубинштейн, как-то давший в Америке и Европе сотню концертов в год, утверждал, что это уже перестает быть искусством, а становится промыслом. Теперь совершенно естественно, что крупный пианист или дирижер выступает чуть ли не ежедневно и летает из одной страны в другую. Есть ли это еще искусство? Или промышленность особого вида?

Все-таки исполнители еще существуют в мире. Но вот что-то не видно нарождающихся крупных композиторов. Ведь все, что имеется, – это дети прошлого века, в лучшем случае начала нынешнего. Молодым композиторам теперь считается тот, кому нет шестидесяти. Почти все крупные уже перешли на тот свет. В западном мире остался Стравинский, да и тот уже что-то мало пишет. Англосаксонские страны вообще всегда мало поставляли музыкальных творцов. Германия, потеряв всех своих крупных, безмолвствует музыкально, Россия – всегда бывшая обильной композиторскими силами – осталась при Шостаковиче и Хачатуряне, которых при всей моей к ним симпатии никак не могу признать за «крупных» – это типичные «ниже среднего» композиторы, без индивидуальности, но плодовитые. А ведь в России «приобщены к культуре новые многомиллионные слои населения» – русский народ музыкален. Где же композиторы?

Их не видно.

По-видимому, дело с музыкальным творчеством обстоит не совсем благополучно. Это неблагополучие еще более рельефно вырисовывается, когда мы усматриваем, что исполнительскими силами, и первоклассными. Советская Россия оказывается даже богата (Ойстрах, Гилельс и др.) Видимо, в атмосфере не только Советской России, но и всего мира есть что-то, препятствующее возникновению именно творческих элементов. Мы проходим некий «антимузыкальный зон» [133].

Музыка была ведущим и характернейшим искусством христианской культуры. Она играла одну из главнейших ролей. Сейчас ведущая роль переходит к балету и кинематографу. Музыка становится все более и более подсобным искусством для других искусств (театра, кинематографа, увеселительных искусств), становится более занятием, чем искусством, техническим пособием. Многие тысячи мелких композиторов заняты фабричным изготовлением музыки для надобностей развлекающегося человечества – все это в плане «продукции», но не творчества. А главное, творческое русло музыки все мелеет и мелеет. Тут, конечно, не обходится без вездесущих «экономических факторов».

Основное русло, «творческое русло» музыки требует от человека героизма и самоотвержения. Оно экономически невыгодно, композитор серьезный и в доброе старое время, и теперь обречен на экономически жалкое существование. Чем значительнее и оригинальнее композитор, тем ему было и есть труднее жить.

Музыкальное творчество – искусство громоздкое, особенно в своих монументальных формах – оно берет много времени и занимает всю жизнь, а человека не обеспечивает. Несмотря на все технические усовершенствования в области музыки – продвижение композитора на пути известности и признания никаких усовершенствований не испытало. Напротив: теперь еще труднее даровитому новатору продвинуться сквозь многотысячную толпу бездарностей, завистливых и обычно практически несравненно более сметливых. И героев становится в области искусства все меньше: большинство предпочитает дешевую славу и немедленные деньги.

С другой стороны, и искатели новых путей в музыке тоже испытали общую судьбу современных искусств – они находятся в тупике. Ясно, что не имеет смысла писать «по старинке, как прежде писали», – это уже написано и это труд бесплодный. Но в поисках новых родников музыкального творчества композиторы много времени не были счастливы. Как, впрочем, и в других областях искусства. Потеряв путь к прямому источнику творчества, гениальность покинула мир. В частности, с музыкой происходит странный процесс: ищут новых звуков и новых звуковых сочетаний, но не ищут того, что порождает именно эти сочетания, – не ищут и не находят в себе самих душевного и духовного мира, который должен был в этих звуках отобразиться.

Обеднела психика современного человека, потому что нет уединения, нет молчания в мире, есть суета и прыготня, погоня за скоростью и за мелкими раздражениями нервной системы. Таким образом никогда не может создаться великое искусство.

Многие в восторге оттого, что теперь можно у себя в комнате слушать оркестр и величайших солистов. На самом деле именно в этой предельной доступности и заключена истинная профанация. Исчезает праздник искусства, его особость, его иерархичность – оно становится буднями, музыкальными буднями. Между прочим, ошибочно мнение, будто распространение радиомузыки способствует распространению новых произведений. Это большое заблуждение. Радио вульгаризирует главным образом произведения доброго старого времени, и его клиенты, по моим наблюдениям, систематически игнорируют все не только вполне новое, но и умеренно новое.

Радио стабилизует культ, если так можно выразиться, школьной, общепонятной музыки, но к пропаганде нового оно не способно. Для того чтобы оценить новое, если оно само того заслуживает, нужно в него вслушиваться, и долго вслушиваться.

Иногда вслушивание даже у больших музыкантов протекает в течение многих лет.

Ведь Танеев – превосходный музыкант – только к концу своей жизни «вслушался» в Вагнера, а до Мусоргского так и не дослушался. Все это процессы спокойные и по природе своей медлительные. А теперь некогда. Сразу не понравилось, повернул кнопку – и музыка долой! Так ни во что не вслушаешься.

В общем, я смотрю пессимистически на музыкально-творческое будущее. Я его просто не вижу. Музыка приближается к своему изнурению, подобно архитектуре, искусству наиболее ей родственному. Архитектура уже, в сущности, скончалась. Она обратилась в техническое ремесло, в комплекс знаний и умений, имеющих практическое применение. Музыка сейчас по дороге к такому состоянию. Она тоже становится более прикладным ремеслом «для житейских надобностей», а ее самобытное существование, автономное, достигнутое ею в течение ее тысячелетнего развития – начинает померцать.

По-видимому, количество, если так можно выразиться, музыкальной энергии в мироздании конечно и постоянно. Когда музыки становится слишком много, то она теряет в качестве. Своего рода закон Бойля-Мариотта [134]. Думаю даже, что этот закон вызывается другим законом, более общим. Ибо музыка есть в своих высших формах – отображение душевно-духовного мира композитора. Ее иные «ипостаси», или «лица»: музыка как звукоподражание, музыка как звуковая игра – имеют подчиненное значение. Но мне представляется, что и душевно-духовная, творческая субстанция человечества тоже конечна и постоянна. Когда людей становится слишком много на земном шаре, то их психика тем самым обедняется. Творческих проявлений, может быть, становится и больше, но они становятся мельче и вялее.

В сущности, это именно то, что мы сейчас наблюдаем в искусстве – оно внутренне чахнет, у него начинается сухотка, оно уже почти лишилось духовности и душевности и приближается к простой игре, к техническому умению, к эквилибристике. Оно больше не питается из глубоких родников.

Да и жизнь сама становится как-то далека в особенности от такого искусства, как музыка. В ней что-то чувствуется уже старомодное, прошлое, прежнее. Наш прозаический век уже не понимает, в сущности, зачем это искусство существует.

Это «романтично» и «сентиментально» – в общем, в этом совестно признаваться.

Человек нового поколения не понимает, к чему это общение творческого мира композитора с другими людьми. Кому какое дело до его чувствований и переживаний?

Открытость внутреннего мира, нужная и необходимая для художника, теперь вызывает усмешку и иронию – современный человек становится герметически закупоренным сосудом, наподобие коробки с сардинками. Сквозь эту оболочку никакое искусство не сможет проникнуть. Да и сам композитор современный большею частью в своих сочинениях не присутствует – он его написал, но не сотворил и души своей в него не вложил, потому что и у него она тоже находится в герметической коробке и оттуда не откупоривается. Наблюдается душевный и духовный артериосклероз в мире, какая-то закупорка психических сосудов.

Есть ли это трагические последствия двух войн и многих революций, результаты несомненного, но, может быть, временного и излечимого душевного огрубения, которое влекут за собою обычно исторические военные эпохи? Или же причины лежат еще глубже?

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Воспоминание о России

Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПИСЬМА О МУЗЫКЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МОСКВА 2005
    Составление, предисловие Т. Ю. Масловская Комментарии С. В. Грохотов Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России. – М.: Классик

Л. Л. САБАНЕЕВ О ПРОШЛОМ
    (Вместо предисловия) История этой книги символична. Как иначе можно назвать стечение обстоятельств, цепь неожиданных совпадений, случайностей, которые в конечном сче

ВОСПОМИНАНИЯ МОСКОВСКОГО СТАРОЖИЛА
    Я возымел идею написать воспоминания о моей достаточно продолговатой жизни, считая это интересным с исторической точки зрения, так как моя жизнь прошла почти вся сре

М. И. ГЛИНКА
    С Глинки обычно начинают русскую историю музыки. В сущности, это справедливо в такой мере, как если бы начинать с Пушкина русскую литературу. Конечно, была в России

РОБЕРТ ШУМАН И РУССКАЯ МУЗЫКА
    На чрезвычайно тесную связь, которая существует между русской «национальной школой» и всей последующей русской музыкой – и творчеством Роберта Шумана, до сих пор обр

ОБ АНТОНЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ РУБИНШТЕЙНЕ
Я застал Антона Григорьевича Рубинштейна уже близко к концу его жизни. Когда он скончался в 1894 году – семьдесят лет тому назад, – мне было всего тринадцать лет. Правда, я был уже «сознательным му

П. И.ЧАЙКОВСКИЙ
    Чайковский появился на моем горизонте, когда мне было восемь лет. Он умер, когда мне минуло двенадцать… Ясно, что мои встречи с ним, встречи многочисленные, так как

ЧАЙКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР III
    Александр III был не очень музыкален, в противоположность своему старшему брату Николаю, который чрезвычайно любил музыку и разбирался в ней. Сам он играл на… гелико

А. П. БОРОДИН
    Бородин должен быть причислен к величайшим представителям русской музыки и к одному из сравнительно немногочисленных великих мировых творцов музыки. Он входил в груп

О МУСОРГСКОМ
    Понемногу и по очереди проходят через свое «столетие» все великие русские композиторы – можно сказать, что в наши дни вся русская музыка празднует свое столетие. И д

О РИМСКОМ-КОРСАКОВЕ
    О Римском-Корсакове, которого я считаю своим учителем, несмотря на краткий срок того общения, которое между нами было, уже написано много и будет написано, вне сомне

А. СТАНЧИНСКИЙ
    Никто теперь почти ничего не знает о композиторе Ал. Станчинском. А между тем были годы, когда на него возлагались огромные надежды, бывало неоднократно произносимо

СКРЯБИН-МЫСЛИТЕЛЬ
    Скрябин – и он один – является отражением в музыке эпохи символизма. Он единственный композитор-символист. Это течение, по природе мистическое и религиозно-философск

РАХМАНИНОВ И СКРЯБИН
    Трудно представить себе две натуры столь противоположные, как Рахманинов и Скрябин. Они были почти погодки (Скрябин на два года старше), по рождению принадлежали к о

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О РАХМАНИНОВЕ.
  ПРАВДА И «МИФЫ» Сергея Васильевича Рахманинова я знал очень давно – с моего семилетнего возраста, когда мы оба учились у одного и того же Зверева, у которо

С. В. РАХМАНИНОВ
    ‹…› Рахманинов прожил блестящую жизнь, содержательную, долгую и счастливую. Очень немногие музыканты могут похвастаться такой удачливостью, сопутствующей Ра

Н. К. МЕТНЕР
    Метнера надо было бы вообще играть несравненно больше и чаще, чем его играют, писать о нем больше, чем пишут. Можно быть несогласным с его художественным устремление

О ГРЕЧАНИНОВЕ
    Александра Тихоновича Гречанинова я увидал и узнал впервые в конце прошлого века, конечно, у того же самого Сергея Ивановича Танеева, который был чем-то вроде «музык

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ
    Русская музыка несет тяжелые потери. За сравнительно короткий срок она потеряла лучших своих представителей. Рахманинов, Метнер, Мясковский, теперь Прокофьев – всё и

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ
    В настоящий момент Игорь Стравинский является наиболее крупным и, по всей вероятности, и наиболее прославленным русским композитором. Более того, он является и во вс

О ШАЛЯПИНЕ
    Могучая фигура Шаляпина освещала русскую и мировую оперную сцену в течение почти сорока лет – срок для лирического артиста очень большой. Вот уже двадцать лет, как о

СТАРЫЙ РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР
Русский музыкальный мир как художественно-социальное явление представляется – если смотреть на него беспристрастно – чрезвычайно молодым. В начале прошлого века его еще вовсе не было: были отдельны

АБИССИНСКИЙ МАЭСТРО АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ
    Любопытной и оригинальной фигурой русского музыкального прошлого является композитор Лазарев, родившийся в Уфе 14 февраля 1819 года (по старому стилю), – дата его см

В. САФОНОВ
    В старом московском музыкальном мире Василий Ильич Сафонов был чрезвычайно красочной фигурой. На директорском троне консерватории пришел на смену Танееву – превосход

ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР А. ЭРАРСКОГО
    В старой музыкальной России было всегда много интересных начинаний, обычно исходивших из частной инициативы. Обычно они вызывали большой интерес в музыкальном мире и

ПЕРВЫЙ ФОНОГРАФ
    Это происходило в 1893 году. Незадолго перед этим в Соединенных Штатах Эдисон изобрел инструмент, ставший ныне чем-то вполне заурядным и обыкновенным, – фонограф. То

ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ
    Это было вечером, московской зимой, в тихой маленькой комнатке, заставленной до отказа двумя фортепианами, огромным шкафом, столом и качалкой, заваленной грудами нот

БАЛТРУШАЙТИС
Я вовсе не имею намерения писать литературную критику и «расценивать» так или иначе художественные достижения (для меня лично очень значительные) Серебряного века русской литературы. Моя цель: напи

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ
    Самый старший из созвездия символистов и всех их переживший, безусловно самый глубоко образованный и самый глубоко мыслящий из них, Вячеслав Иванов одновременно был

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
    В те времена, когда я его встречал, его имя далеко не было окружено тем ореолом мыслителя, пророка и чуть не святого, каким оно оказалось потом, в «декадентскую» эпо

О СВЯЩЕННИКЕ ПАВЛЕ ФЛОРЕНСКОМ
    Священник Павел Флоренский является одним из интереснейших людей, с которыми мне приходилось встречаться. Возможно даже сказать, что он был именно самым интересным л

СЫН РИХАРДА ВАГНЕРА И ВНУК ФРАНЦА ЛИСТА
    Не помню точно, в каком это году было; думаю, что в 1912 или 13-м – в эпоху моей наибольшей близости и дружбы со Скрябиным и Кусевицким, которые в ту эпоху сами были

МОСКОВСКИЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ КЛУБЫ
  КЛУБ «АЛАТР» Московские артисты всех наименований долгое время не имели вообще своего клуба, посещали «общие» клубы, а больше собирались по ресторанам, сре

ГИМНАЗИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
    Когда в начале 1905 года я оказался преподавателем математики в старших классах реального училища Ивана Ивановича Фидлера, что в Москве на Чистых Прудах [120], то за

АЙСЕДОРА ДУНКАН В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
    Посещение Айседорой Дункан Советской России в начале двадцатых годов нашего века было одним из немногочисленных «красочных» эпизодов на серо-тусклом и, в сущности, т

И ТУХАЧЕВСКИЙ МИФИЧЕСКИЙ
‹…› Он находил в своей внешности сходство с Наполеоном I, и, видимо, это наводило его на мысль о его будущей роли в России. Он снимался фотографией в «наполеоновских» позах, со скрещенными руками и

НЕМНОГО МУЗЫКАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ
По совести говоря, русская музыка вовсе не так богата композиторами, как надлежало бы ожидать, основываясь на количестве народонаселения и на молчаливо всеми признаваемой «музыкальности» русского н

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭМИГРАЦИИ
    Может быть, точнее было бы озаглавить эту статью: музыкальное творчество зарубежной России. Менее иных групп русского рассеяния композиторы имеют право именоваться «

И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Многие, может быть, и не знают, что такое золотое сечение, – это будит далекие воспоминания школьных дней, уроки геометрии, деление линии «в среднем и крайнем отношении». Большинством все это позаб

Л.Л.САБАНЕЕВ НА СМЕРТЬ БРАТА
    Почему… оттуда Ни звука… ни слова? Иль душа к приятию тайн не готова, Или вечны, незыблемы мира оковы И нет в мире чуда?

ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ Л. Л. САБАНЕЕВА
Кантата «Апокалипсис» (1940) Симфоническая поэма «Flots d'azur» («Морская лазурь») (1936) «Трагическая эпопея» для оркестра (1928) Чакона для оркестра (1930) Балет «Авиатриса» («Летчица») (1928) Дв

Л.Л. САБАНЕЕВ О ПРОШЛОМ
[000] Граф Николай Павлович Ланской (1892-1977) родился в Санкт-Петербурге, получил образование в кадетском корпусе и военной школе. Его ждала блестящая карьера офицера русской армии. Во время Перв

ВОСПОМИНАНИЯ МОСКОВСКОГО СТАРОЖИЛА
Печатается по авторской недатированной машинописи. В оригинале обозначение рубрики: «Из прошлого» [002] Родоначальником считается некий Сабан Али Хан. чей сын мурза Сабан Алей перешел из З

М. И. ГЛИНКА
    Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1954, 30 мая. В оригинале подзаголовок: «К 150-летию со дня рождения».   &nbs

РОБЕРТ ШУМАН И РУССКАЯ МУЗЫКА
    Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1957, 21 января. [010] Сабанеев перефразирует здесь слова Римского-Корсакова из его воспоминаний:

ИЗ МОИХ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ АНТОНЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ РУБИНШТЕЙНЕ
Печатается по недатированной авторской машинописи. Опубликовано: «Русская мысль», 1964, 25 февраля. [012] Пианист Иосиф Левин не учился у Зверева, а поступил в Московскую консерваторию сра

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ
    Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1952, 3 февраля. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи». [016] Известно об

ЧАЙКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР III
    Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956, 23 сентября. [024] Александр III играл также на валторне. [025]Политические

О МУСОРГСКОМ
Печатается по недатированной авторской машинописи. Опубликовано: «Современные записки», 1939, № 68. [030] Поиск математических соответствий в музыкальных и исторических явлениях – характер

О РИМСКОМ-КОРСАКОВЕ
    Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1958. 22 июня. В оригинале подзаголовок: «Полвека со дня кончины». [038] В воспоми

А. СТАНЧИНСКИЙ
Печатается по недатированной авторской машинописи. В оригинале обозначение рубрики: «Из русского музыкального прошлого». [040] На самом деле Станчинский умер в 1914г. Метнер посвятил ему с

РАХМАНИНОВ И СКРЯБИН
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1956, 28 августа. [047] Рахманинов и Скрябин изучали у одних профессоров лишь теоретические дисциплины. По фортепиано Рахманинов

О ГРЕЧАНИНОВЕ
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956. [054] Гречанинов написал музыку к нескольким спектаклям Художественного театра. [055] В другой своей статье

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1953, 17 марта. [057] Имеются в виду официальные гонения на «формализм», последовавшие за постановлением ЦК КПСС «Об опере

О ШАЛЯПИНЕ
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1957. [059] Вероятно, речь идет об исполнении революционной «Дубинушки» со сцены Большого театра в октябре 1905 г. и коленопрекло

СТАРЫЙ РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР
Печатается по авторскому машинописному и рукописному недатированному оригиналу. В нем перед названием обозначена рубрика: «Из прошлого». [061] Представление о Гофмане как пианисте

ПЕРВЫЙ ФОНОГРАФ
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956, 25 ноября. В оригинале обозначена рубрика: «Из воспоминаний». [073] А.Н. И. Чайковский в разные годы служил

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959. В оригинале обозначение рубрики: «О прошлом. Серебряный век русской литературы». [095] Драматическая поема «Человек» была и

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
    Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1955, 13 ноября. В оригинале обозначение рубрики: «Мои встречи». [101]К числу таки

О СВЯЩЕННИКЕ ПАВЛЕ ФЛОРЕНСКОМ
Печатается по недатированной авторской машинописи. [103] В противовес Сабанееву, многие мемуаристы утверждают, что в советские учреждения Флоренский приходил в рясе. [104] Эти иде

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». Заголовок в оригинале: «Мои встречи. Московские артистические клубы». [118] В доме размещался Московский комитет РКП(б), ны

ГИМНАЗИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
    Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи». [120] Лобковский пер., 5 (ныне ул. Макаренко

АЙСЕДОРА ДУНКАН В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 17 марта. В оригинале обозначение рубрики: «Из прошлого». [126] В этом доме (Пречистенка, 20) ныне находится Управление по

ТУХАЧЕВСКИЙ РЕАЛЬНЫЙ И ТУХАЧЕВСКИЙ МИФИЧЕСКИЙ
    Печатается по недатированной авторской машинописи. Статья написана, вероятно, вскоре после реабилитации Тухачевского в 1957 г.    

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭМИГРАЦИИ
Печатается по тексту журнальной публикации: «Современные записки», 1937,№ 64. [135] От avion [фр.] – самолет. [136] Мистическая оратория «Книга жизни» так и не была закончена комп

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абельман – петербургский врач Авенариус, Рихард (1843-1896) – философ, основоположник эмпириокритицизма Авербах, Софья Михайловна (1882-1951) – врач, сестра Я. М. Свердлова Адамович, Георгий Владим

О РУССКОЙ МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ
    М. И. Глинка «Жизнь за царя» Роберт Шуман и русская музыка Из моих личных воспоминаний об Антоне Григорьевиче Рубинштейне П. И. Чайковский.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги