рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Воспоминание о России

Воспоминание о России - раздел Образование, Спасибо, Что Скачали Книгу В Бесплатной Электронной Библиотеке Royallib.ru...

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке RoyalLib.ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

 

Приятного чтения!

 

Леонид Л. Сабанеев

Воспоминание о России

 

Леонид Л. Сабанеев

Воспоминание о России

 

КЛАССИКА-ХХI

МОСКВА 2005

  Составление, предисловие Т. Ю. Масловская

Л. Л. САБАНЕЕВ О ПРОШЛОМ

  (Вместо предисловия) История этой книги символична. Как иначе можно назвать… Сабанеева, снова, уже в наши дни, подтвердившие свою славу истинного бестселлера

ВОСПОМИНАНИЯ МОСКОВСКОГО СТАРОЖИЛА

  Я возымел идею написать воспоминания о моей достаточно продолговатой жизни,… Мой отец, принадлежавший к очень старому русскому дворянскому роду татарского происхождения [002], окончил…

М. И. ГЛИНКА

  С Глинки обычно начинают русскую историю музыки. В сущности, это справедливо в… Сонаты для скрипки Хандошкина только глубоко осведомленный музыкант отличит от сонат Баха, а фактура, например, оперы…

РОБЕРТ ШУМАН И РУССКАЯ МУЗЫКА

  На чрезвычайно тесную связь, которая существует между русской «национальной… Берлиоза – заметил (хотя и слабо) Шопена, – но до Шумана как-то не доехал.

ИЗ МОИХ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ

 

ОБ АНТОНЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ РУБИНШТЕЙНЕ

Зверев умер в 1893 году почти одновременно с Чайковским, и я перешел (уже на профессорские классы) к П. Ю. Шлецеру, который сам был учеником Листа и… В те годы Рубинштейн давал свои знаменитые и глубоко культурно задуманные… Имя Антона Рубинштейна, организатора русского музыкального систематического образования, неразлучное с именем его…

П. И.ЧАЙКОВСКИЙ

  Чайковский появился на моем горизонте, когда мне было восемь лет. Он умер,… Чайковский его не любил. Я вспоминаю, как в тесной квартирке Сергея Ивановича Танеева, где я чаще всего с ним…

ЧАЙКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР III

  Александр III был не очень музыкален, в противоположность своему старшему… Этот могучий инструмент со страшными звуками находился безусловно в каком-то стилевом соответствии со всей личностью и…

А. П. БОРОДИН

  Бородин должен быть причислен к величайшим представителям русской музыки и к… Всю эту группу я лично помню, за исключением самого гениального, Мусоргского, который на шесть месяцев не дождался…

О МУСОРГСКОМ

  Понемногу и по очереди проходят через свое «столетие» все великие русские… Язык этих странных цифровых совпадений красноречив и таинственен [030]. А вообще эта цифровая дата – сто лет – наводит…

О РИМСКОМ-КОРСАКОВЕ

  О Римском-Корсакове, которого я считаю своим учителем, несмотря на краткий… «высунувшимся» в Европу и в ней получившим полное и блестящее признание.

А. СТАНЧИНСКИЙ

  Никто теперь почти ничего не знает о композиторе Ал. Станчинском. А между тем… Я его очень хорошо знал. Он выдвинулся и стал частью московского музыкального мира в самом начале нашего столетия. Он…

СКРЯБИН-МЫСЛИТЕЛЬ

  Скрябин – и он один – является отражением в музыке эпохи символизма. Он… И так же, как трудно, если не невозможно, рассматривать поэтов и писателей-символистов вне их идеологической доктрины,…

РАХМАНИНОВ И СКРЯБИН

  Трудно представить себе две натуры столь противоположные, как Рахманинов и… Не будем этому удивляться – вспомним, что Толстой никогда не встретился с Достоевским, будучи его современником.…

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О РАХМАНИНОВЕ.

ПРАВДА И «МИФЫ» Сергея Васильевича Рахманинова я знал очень давно – с моего семилетнего… Зверев был выдающейся личностью на характерном и специфическом «московском» музыкальном горизонте, который сильно…

С. В. РАХМАНИНОВ

  ‹…› Рахманинов прожил блестящую жизнь, содержательную, долгую и счастливую. … Очень немногие музыканты могут похвастаться такой удачливостью, сопутствующей Рахманинову с его юных лет и до могилы.…

Н. К. МЕТНЕР

  Метнера надо было бы вообще играть несравненно больше и чаще, чем его играют,… В нем текла германская кровь, отчасти оттого многие русские критики склонны были в нем усматривать «немецкие влияния».…

О ГРЕЧАНИНОВЕ

  Александра Тихоновича Гречанинова я увидал и узнал впервые в конце прошлого… Насколько я мог тогда отметить, в московском музыкальном мире (по-видимому, и в петербургском тоже, но в меньшей…

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

  Русская музыка несет тяжелые потери. За сравнительно короткий срок она… Прокофьев ворвался в русскую музыку и принес с собой молодой задор, смелость, свежесть вдохновения, неистощимую…

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ

  В настоящий момент Игорь Стравинский является наиболее крупным и, по всей… Он вполне соизмерим с великими гениями, которых еще недавно умела вырабатывать Россия. Сейчас она либо разучилась их…

О ШАЛЯПИНЕ

  Могучая фигура Шаляпина освещала русскую и мировую оперную сцену в течение… Впрочем, в настоящих строках я вовсе не хочу касаться биографии великого певца, удовольствуясь только указанием, что…

ИЗ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОШЛОГО

 

СТАРЫЙ РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР

Как иной «спецификум» нашего юного музыкального мира надо отметить и то, что если быть строго беспристрастным, то надо признать, что до последних… Я хорошо помню мои отроческие впечатления от квартетных выступлений Квартета… Рубинштейнов) только «приблизительными» исполнителями.

АБИССИНСКИЙ МАЭСТРО АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ

  Любопытной и оригинальной фигурой русского музыкального прошлого является… Его прозвище «абиссинский маэстро» основано на том. что он некоторое время жил в Абиссинии и претендовал на глубокие…

В. САФОНОВ

  В старом московском музыкальном мире Василий Ильич Сафонов был чрезвычайно… В сущности, выбор был правилен: Сафонов – превосходный музыкант – ученик знаменитого Брассена и Лешетицкого –…

ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР А. ЭРАРСКОГО

  В старой музыкальной России было всегда много интересных начинаний, обычно… Сам Анатолий Александрович Эрарский – преподаватель московского Синодального училища – был очень интересной фигурой.…

ПЕРВЫЙ ФОНОГРАФ

  Это происходило в 1893 году. Незадолго перед этим в Соединенных Штатах Эдисон… Вот раз к нам является Танеев, как всегда «по-московски» неожиданно. без всяких предупреждений (в те времена в Москве…

ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ

  Это было вечером, московской зимой, в тихой маленькой комнатке, заставленной… Мы (а «мы» – это были трое: я, мой покойный брат, впоследствии профессор Московской консерватории, и, ныне тоже…

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

БАЛТРУШАЙТИС

Эпоха символистов была слишком значительной по своей внутренней, философско-мыслительной зарядке – может быть, наиболее значительной из возникших до… Ныне именно эта иератичность искусства утрачена, и оно вернулось к тем унылым… О Балтрушайтисе мне хочется написать прежде всего потому, что именно он является наиболее забытым, наиболее…

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ

  Самый старший из созвездия символистов и всех их переживший, безусловно самый… Я должен сказать, что он был одним из наиболее удивительных людей, которых я встречал в жизни: глубоко ученый филолог,…

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

  В те времена, когда я его встречал, его имя далеко не было окружено тем… Я редко встречал людей со столь удачным «наружным оформлением». Он удивительно «нашел» эту свою позднейшую наружность,…

О СВЯЩЕННИКЕ ПАВЛЕ ФЛОРЕНСКОМ

  Священник Павел Флоренский является одним из интереснейших людей, с которыми… В этой науке его привлекали преимущественно области, связанные с геометрией изогнутых пространств (Риман,…

ЧУДАКИ

 

 

Россия всегда была поставщицей несравненных чудаков. Некоторых из них хотелось бы воскресить в памяти: ведь это – мир ушедший, и вновь таких уже не будет никогда. Будут другие, возможно; но не те. потому что «те» были кровно связаны с ушедшим жизненным укладом. А может быть, и вовсе переведутся они, если удадутся старинные и неизменные мечты русских царей, императоров и революционеров об острижении под гребенку всех российских граждан – на предмет полного порядка и уравнения.

Я хочу начать мою галерею чудаков с брата моего профессора С. И. Танеева – Владимира Ивановича Танеева. Он был «на Москве» знаменитым чудаком. И мой Танеев, Сергей Иванович, тоже был чудаком, но далеко не в той степени и много безобиднее – у него все его чудачества смягчались его огромной деликатностью и благожелательством, – а у Владимира Ивановича в чудачествах была свирепость и злобность, и он подчас мог быть и вовсе неприятен.

Я узнал его сравнительно поздно: причина была та, что он был в размолвке со своим братом и не бывал у него. И мне пришлось с ним познакомиться именно в тот момент, когда примирение братьев, наконец, состоялось и Владимир Иванович пришел к брату с «примирительным» визитом. Надо заметить, что ссора произошла немедленно после смерти их матери, Владимир Иванович, выражаясь не очень деликатно, попросту обобрал «моего» Сергея Ивановича, решив, на правах «старшего брата» (он был почти на пятнадцать лет старше), что тот – музыкант и философ и ему ничего не нужно. Сергей Иванович, из деликатности и непрактичности, не возражал, но порвал связь с братом почти на двадцать лет [108].

В. И. Танеев был тогда уже отставным председателем московского Совета присяжных поверенных, так сказать, главою адвокатского сословия на покое. Это был крупный старик с сивой шевелюрой и узкой длинной бородой, с голосом резким и ядовитым, в котором была какая-то «плачущая» интонация; как подобает адвокату – он любил говорить и любил, чтобы его слушали не перебивая. Он не разговаривал, а «произносил» и «поучал» – его речи были собранием афоризмов, которые было необходимо с почтением выслушивать, и он в них очень повторялся. Он производил впечатление «старинного» человека, говорил со стародворянскими «крепостническими» интонациями, медлительно и важно; выговаривал «аглицкий» и «эфтим» («я эфтим хочу. милостивый государь, вам сказать»). Это был старый вольнодумец, безбожник и богохулитель, ненавистник всех «властей предержащих», противоестественное сочетание лютейшего аристократизма с политическим радикализмом – и все это не мешало ему прекрасно устраивать свои житейские дела. Всякому новому человеку он начинал, не спросясь об его интересе, рассказывать свою «классификацию людей». Люди, по его мнению, разделялись на три категории: «разбойников», «волшебников» и «хамов».

Разбойники – это были дворяне и купцы; волшебники – священники и монахи; все прочие были хамами. Чтобы не заподозрили его в пристрастии, В. И., изложив эту классификацию, неизменно прибавлял:

– Ну-с, сударь, изволите ли видеть, – сам я, стало быть, отношусь одновременно и к разбойникам и к хамам.

В доме Сергея Ивановича к брату относились с каким-то странным «почтением», точно его побаивались. Что касается старенькой (крепостных времен) нянюшки Танеева – всему музыкальному русскому миру известной Пелагеи Васильевны, то для нее это почтение было понятно: и она ведь «ростила» обоих, и для «ее Владимир Иванович был «старшенькой», а Сергей Иванович «младшенькой». Что же касается самого Сергея Ивановича, то мне казалось, что он просто опасался со стороны брата выходок и резкостей, на которые тот был в высшей степени способен, и потому, только что примирившись, не хотел вновь ссориться. Помню такой диалог старшего брата с нянюшкой:

– Ну что, нянюшка, – обратился он к ней. – не полагаете ли вы, что пора нам с вами, нянюшка, «к черту»? Старушка обиделась.

– Нет уже, батюшка Владимир Иванович. Это вы, если желать изволите, ступайте к черту, а я-то пойду к Богу…

Как бы то ни было, его речи и афоризмы покорно и почтительно выслушивались, хотя и без удовольствия.

– Всякое доброе дело должно быть наказуемо, – изрекал старший Танеев почтительно внимавшим вокруг. – Только раз в жизни я сделал доброе дело – и был немедленно наказан.

«Доброе дело» заключалось в том, что он из окна своей усадьбы усмотрел, что его сын «Павлушенька» – личность, чрезвычайно свободно воспитанная, – влез на обледеневшую крышу и уже готов был к тому, чтобы «извергнуться» вниз… Когда встревоженный отец побежал, чтобы предотвратить катастрофу, Павлушенька уже лежал на земле.

– Я ему говорю: «Павлушенька, ты не ушибся ли?..» А он мне в ответ: «Пошел к черту, старый хрыч!»

– Так я был наказан за доброе дело и побуждение, – внушительно заканчивал В. И. свой рассказ.

Этого самого Павлушеньку В. И. воспитывал при помощи гувернантки-англичанки. Но когда сыну было еще года три, он пожелал залезть в пруд и чуть не утонул.

Гувернантка с опасностью для своей жизни его вытащила. Владимир Иванович рассчитал гувернантку.

– Мой сын свободен, – объяснил он, – раз он хочет утонуть, вы не имеете права ему препятствовать.

В своем имении-даче близ города Клина он терроризировал всю округу. Крестьянам он запретил проходить чрез свою землю. Коль скоро он усматривал подобное нарушение – он выходил сам и, остановив крестьянку, нарушительницу «действующих узаконений», начинал говорить ей раздельно и грозно:

– Сударыня! Вам, наверное, неизвестно, что настоящая территория принадлежит мне, потомственному дворянину Владимиру Танееву, и что…

Крестьянка уже ревела белугой, ничего не понимая из речи страшного барина и думая только о том, как бы удрать поскорее…

В парке своего Демьянова он отдавал в наем дачи и тщательно, мелочно следил за абсолютной чистотой парка. Если он усматривал, что кто-либо из дачников бросил в траву окурок, – он шел следом, поднимал окурок и прятал его.

Ночью, часа в два, когда все уже спали, грозный хозяин усадьбы звонил в дачу, где жил провинившийся, и когда в дверь высовывались перепуганные лица, недоумевавшие, в чем дело, он спокойно вручал окурок, говоря:

– Вы, сударь, изволили забыть в моем саду вашу вещь. Благоволите ее принять обратно.

И торжественно удалялся.

Он был великим любителем книг. В его библиотеке было одно из лучших собраний книг по истории революционных движений. Там были и редчайшие издания, уникумы.

Изредка он их давал знакомым на просмотр – но когда книги ему возвращались, то возвративший должен был подвергнуться целой унизительной церемонии.

В. И. садился за стол. клал принесенную книгу и, вооружившись огромной лупой, начинал ее просматривать страницу за страницей, выискивая, не испорчена или не замазана она в каком-нибудь месте. Это издевательство длилось часами и проводилось с адским педантизмом, причем «возвративший» книгу должен был стоять, потому что другого стула не было. Наконец, найдя какую-нибудь царапину или отметку, Владимир Иванович шумно поднимался и, отдавая книгу изумленному читателю, говорил:

– Милостивый государь, вы можете себе взять эту книгу. В таком виде она мне не нужна, изволите ли видеть.

И уходил, оставив неосторожного читателя в полном недоумении и растерянности.

Обычно тот просто ретировался, конечно книги не взяв. И больше уже книг не просил.

Он любил доставлять людям неприятности, заставлял их выслушивать то, что, по его мнению, могло бы их «позлить». С религиозными людьми он начинал обычно богохульствовать и издеваться над религией. Помню его длинный богохульный разговор с С. П. Бартеневым, который был очень религиозным человеком. В. И. богохульствовал, пустив в ход свою самую тяжелую и грубую антирелигиозную артиллерию, – а Бартенев спокойно слушал. Вдруг Танеев замолчал.

– Вот вы спокойно слушаете, – сказал он разочарованно, – а иные ведь в ярость приходят.

Музыкантам он обычно говорил, что музыка – это пустое дело.

– Все музыканты – идиоты. Вот мой брат, например, – сущий идиот. – Потом, помолчав: – А из инструментов я предпочитаю скрипку… – Тут он делал паузу. – Потому что ее легче выбросить в окошко [109].

Когда Сергей Иванович скончался, Владимир Иванович, обычно редко посещавший своего брата, вдруг проявил неожиданную «резвость» и распорядился немедленно опечатать всю его квартиру и потом вывез всю огромную музыкальную библиотеку Сергея Ивановича к себе в Демьяново. А эту библиотеку Танеев (наш – музыкальный) предполагал оставить основанной им вместе с проф. Э. Розеновым Музыкально-теоретической библиотеке. И поневоле деятелям этой последней пришлось познакомиться с Владимиром Ивановичем в порядке отвоевывания своего достояния.

Это была трудная задача. Музыканты, особенно теоретики – народ непрактичный и не осведомленный в юридических тонкостях. Владимир Иванович жил далеко за Москвой – его было трудно «заставать», разговаривать с ним тяжело, к тому же он был «крючок» и сутяга. Его боялись, зная его издевательский нрав. Но надо было действовать, Ю. Энгель, музыкальный критик и человек, близкий покойному Танееву, взялся переговорить с его братом. Профессор Московской консерватории Н. Райский, богатый человек, предоставил свой автомобиль, и Энгель поехал в Демьяново. Но его ждала неудача: старик его просто не принял. Потом, в разговорах со знакомыми, говорил:

– Прислали ко мне какого-то стрекулиста. Да еще на автомобиле приехал. Будто я не знаю, что на автомобилях одни жулики ездят. Пусть пришлют порядочного человека.

Пришлось разыскивать подходящего к понятиям В. И. «порядочного человека». Выбор пал на старого Кашкина. друга Чайковского и Рубинштейна. Наученный опытом Энгеля, Кашкин поехал по железной дороге и удостоился приема.

– Книги мне не нужны, – сказал старый самодур, – ведь это же книги о музыке, а я музыку терпеть не могу. Надо было бы их сжечь – но так и быть, отдам их вам.

Самая отдача, впрочем, произошла не очень скоро. В. И. любил поучить людей, особенно когда они в нем нуждались.

Но желание друзей исполнить волю покойного Танеева было так сильно, что все утомительные и многократные визиты к нему за пятьдесят верст, во время которых он всем рассказывал свою теорию о трех сортах людей и о своей нелюбви к музыке, – все было проделано, и книжное достояние Танеева водворилось на месте, ему уготованном.

Владимир Иванович пережил своего брата на много лет – он дожил до крушения старой России и увидел большевиков и советский режим. Уже больной, преклонных лет, страшный старик лежал в имении своих знакомых около Демьянова, когда уездный «исполком» постановил реквизировать его библиотеку и отобрать книги в «книжный фонд»… Приехали в отсутствие хозяина красноармейцы и комиссары и стали хозяйничать на старом пепелище русского феодала-анархиста. Перерыли все книги и вдруг остановились, пораженные священным ужасом…

В отдельной папке среди книг лежала толстая пачка писем…

Это была переписка Карла Маркса с… Владимиром Ивановичем Танеевым.

Немедленно все книги были водружены на свои места, священная папка бережно помещена в шкаф… Было собрано экстренное заседание исполкома. И единогласно постановлено:

«Товарищу Танееву вернуть его имение в пожизненное владение, равно и книги и всю обстановку и назначить ему месячное содержание в размере 3000 рублей».

«Товарищ Танеев» тем временем ничего не подозревал и, чувствуя, что ему вообще жить остается уже мало, совершенно спокойно и равнодушно-злобно относился ко всему вокруг свершавшемуся.' Но вот к нему приехали вестники уездного правительства с «постановлением». Старый анархист еще раз остался верен своему «стилю».

Он встретил вестников в халате, прочитал постановление и сказал:

– Ступайте вы все к… -Тут следовало нечто из репертуара мало литературного, но хорошо понятного «вестникам».

– А о Марксе, – прибавил он, – не смейте мне ни слова говорить [110].

Справедливость требует указать, что несмотря на столь нелюбезный прием «друга Маркса» постановление не было отменено и пенсия выплачивалась Танееву, но очень малое время, ибо скоро Владимир Иванович действительно отправился, как он когда-то выразился, «к черту» и не оставил никаких завещаний, что при данных обстоятельствах было только логично.

 

 

***

Московский университет был крупным поставщиком всевозможного типа чудаков – настолько, что порой казался настоящей кунсткамерой. Интересно, что главная масса чудаков падала на «старшее» поколение профессоров, т. е. в мое время – таких, которые родились не позднее сороковых годов прошлого века: более молодые были обыкновенные, нормальные с житейской точки зрения и не давали такой пищи для анекдотов. Облик «молодых» был более европейский – они более аккуратно одевались, обычно бывали красноречивы и более либеральны по политическим убеждениям.

Я хорошо знал университетскую среду именно московскую. Университет, можно сказать, окружал меня с колыбели – при моем рождении присутствовало трое профессоров. Среди профессорской коллегии у меня насчитывалось пять дядей и один дедушка (старый ботаник Горожанкин). Дядя Ал. Пав. Сабанеев – химик – провел пятьдесят пять лет жизни в университете, двадцать лет (после проф. Бугаева) был бессменным деканом физико-математического факультета – до самой смерти (уже при большевиках]. Почти весь факультет бывал у нас, составляя часть привычного домашнего ландшафта моего детства. Приходили, по московскому обычаю, когда попало, порой в девять утра, иногда – на огонек – после полуночи.

Одно из воспоминаний моего раннего детства: в большой зале три огромных бородатых мужчины бегают взапуски, пуская какие-то бумажные стрелки. Это были мой отец. дядя и профессор Бутлеров, который в ту пору увлекался летательными аппаратами, еще не существовавшими, и… спиритизмом, за что, как говорят, и попал в «Плоды просвещения» Толстого в качестве «профессора-спирита». Он же и был инициатором этой беготни с бумажными стрелками, обнаружив огромную «резвость» при этом.

Так что поле для наблюдений профессорского мира у меня было огромное и с чудаческими свойствами многих я познакомился еще в раннем детстве. Потом, когда я поступил в университет, мне было странно видеть всех этих знакомых дядей, наряженных в вицмундиры с хвостиками и золотыми пуговицами (отсутствие вицмундира тогда считалось признаком либерального образа мыслей), обычно чрезвычайно заношенные, которые им придавали незнакомый, одновременно официальный и грязноватый характер. Их уже мне знакомая чудаковатость, которая в интимной обстановке бывала уютна и даже трогательна, тут, на кафедре и перед аудиторией, приобретала тоже какой-то официальный и угрожающий характер.

Знаменитый впоследствии проф. Жуковский, «отец русской авиации», создал о себе анекдотическую литературу благодаря своей фантастической рассеянности. Огромного роста, массивный, с каким-то слоновьим профилем, очень смуглый и черный, он говорил неожиданно писклявым голосом и к концу лекции обыкновенно делался седым, потому что все время держал мелок у бороды и незаметно для себя ее перекрашивал.

Постоянно он ошибался лекцией: читал не ту, которую надо было. На моей памяти был такой случай. Жуковский прочел первому курсу лекцию, которую должен был в тот же день читать на высшем курсе Технического училища. Первокурсники благоговейно внимали, ничего не понимая. Перед самым концом вдруг профессора осенило:

– Вы – это первый курс? – заговорил он своим писклявым голосом. – Значит, это я ошибся – я вам прочитал не то. Но в следующий раз вам прочту что надо, – и в смущении (он был очень застенчив) он выбежал из аудитории…

По-видимому, он очень твердо решил себя реабилитировать и выполнить обещанное, потому что немедленно приехал в Техническое училище – и прочитал там именно ту лекцию, которая предназначалась для первокурсников университета, вызвав вторичное недоумение уже другой аудитории.

Про него рассказывали, что раз вечером, возвращаясь домой, он позвонил у парадной, и когда вышедшая на звонок прислуга, не рассмотрев его, сказала, что «барина дома нет», – он покорно повернулся и, проговорив: «А! Нет дома», – пошел… Куда только?

Был даже такой миф, что Жуковский, увидев стоящую на улице большую черную карету, в которой возили по улицам Иверскую икону, почему-то вообразил, что перед ним аудиторная доска, и, вынув всегда находившийся у него в кармане мел, стал писать на задней стенке кареты какие-то формулы, пока карета не поехала.

У Жуковского сущность чудачества заключалась в простой «профессорской» рассеянности, так как он вечно был погружен в свои мысли и вычисления. Помню, раз я встретился с ним в трамвае – он сидел в углу в странной позе, устремив глаза на свою руку, которую он держал перед лицом, оттопырив три пальца и подогнув опустившиеся два. Я его окликнул:

– Николай Егорович! Что вы на свою руку так смотрите? Он посмотрел на меня как спросонья, потом забормотал извиняющимся голосом:

– Да это у меня тут «оси координат» (это были три растопыренных пальца) – я так все тогда яснее соображаю…

Как деталь: он бывал у нас дома, я у него работал по механике – но до самого конца он путал мою фамилию (казалось, можно было бы запомнить – фамилия факультетского декана), он помнил только, что фамилия «профессорская», и я у него бывал то Тимирязевым, то Горожанкиным, то Бугаевым.

В ином роде чудаком был Ник. Вас. Бугаев, отец Андрея Белого, который в своих воспоминаниях [111] очень красочно описал нашу факультетскую среду, но папашу своего сильно подгримировал и от его чудачеств ничего не оставил. Бугаев прежде всего был замечателен тем, что, уже давно будучи седым, он каждое первое число месяца красил какой-то ваксой волосы в некий неправдоподобный, сапожный цвет, который к концу месяца обращался во что-то сложное: тут было и бурое, и желтое, и даже какие-то фиолетовые прослойки. Все это исчезало первого числа, и студенты нередко его встречали в таком «обновленном» виде громкими аплодисментами, которые он сам, впрочем, принимал всегда как знак уважения к своей личности, а не как высказывание восторга по случаю периодического омоложения, во время которого он напоминал какого-то оперного разбойника в наскоро сделанном гриме.

В нем бесспорно были элементы некоей маниакальности: часто высказывал он странные мысли, которые поражали не столько глубиной, сколько неожиданностью…

Раз я с ним ехал на извозчике по Москве: вдруг он неожиданно толкает извозчика в спину и говорит ему:

– Ты ведь мужик?

– Так точно, барин.

– А я вот и барин, да еще и генерал, действительный статский. А ты ко мне спиной сидишь. Так вот ты повернись ко мне мордой.

– А лошадка-то как побежит?

– Пусть как хочет бежит – а ты должен ко мне мордой оборотиться.

Извозчик в недоумении и даже страхе. По правде сказать, и я был в недоумении. Я решил, что это, по всей вероятности, был опыт «остроумия» – опыт не вполне удавшийся, как часто бывает с университетскими опытами.

Он был очень хорошим шахматистом и рассеян до анекдотичности, что, как известно, часто совмещается. Во время университетских «зачетов» он постоянно бывал объектом специального спорта, сущность которого заключалась в том, что один из студентов (обычно с хорошими познаниями) сдавал у Бугаева зачеты за своих коллег, малоопытных в математике.

Риск и пикантность заключались в том, что этот студент подряд несколько раз подходил к сидящему за столом Бугаеву, который вызывал студентов по фамилиям, и бедный профессор не замечал, что к нему подходит все один и тот же, который в довершение всего лично был знаком с Бугаевым.

Лекции его не были интересны ни с научной, ни с педагогической стороны. Он их отчитывал, как многие профессора старой формации, как неприятную повинность – в них было даже немало математических неточностей. Зато они были обильно пересыпаны анекдотами, которые математически точно повторялись из года в год.

Над этими анекдотами он хохотал преимущественно сам. Никогда он не пропускал лекций, никогда не опаздывал – зато с первым звуком звонка он, не окончив ни фразы, ни часто слова, кубарем скатывался с кафедры и устремлялся в «профессорскую», где был в безопасности от студенческих вопросов и приставаний. Общения со студентами он не признавал.

Иного типа был Лутинин, красочная фигура на университетском горизонте. Первое о нем сведение я получил, прочитав в «Московских ведомостях» в отделе казенных публикаций объявление о том, что «отставной гвардии поручик, доктор химии «гонорис кауза» Лозаннского и Гейдельбергского университетов» потерял какие-то свои документы. Я заинтересовался странной комбинацией «отставного гвардии поручика» с «почетным доктором» двух лучших университетов Европы в одном лице. Потом выяснилось, что это еще не все «совмещения противоположностей» в нем.

Один из богатейших людей России, владетель миллионов десятин (ему принадлежала большая половина Ветлужского уезда), так что общая площадь его земель превышала площадь Черногории, – он был сторонником «Черного передела» помещичьих земель в пользу крестьян и за участие в нем был «гоним» правительством и сделался политическим эмигрантом [112].

Одно время он был другом Герцена и делал предложение его дочери, Нат. Алекс.

Герцен – но получил отказ, несмотря на симпатии к нему Герцена. Въезд в Россию ему был воспрещен, и запрет этот снят только приблизительно за год до моего поступления в университет. Тогда он был уже пожилым человеком. Наружность у него была не профессорская и не «доктора гонорис кауза», а скорее именно «отставного гвардии поручика», с густыми висячими усами и многократным подбородком. Он был весьма некрасив, так что я вполне посочувствовал Нат. Алекс. Герцен в ее нежелании выходить за него замуж. Первое от него зрительное впечатление было – «чучело».

Так его и прозвали в факультете, когда он появился на московском горизонте. Но на самом деле это был человек очень морально чистый и беззаветно преданный своей науке, один из последних могикан «шестидесятников» с их непоколебимой верой в науку и полным «тоталитарным» атеизмом, с преданностью идее романтической революции и лозунгу «земля – на ней трудящимся». Однако, насколько мне известно, из принадлежащих ему трех с половиной миллионов десятин он до своей смерти крестьянам не дал ни одной [113].

Его научные заслуги пред его наукой (термохимией) были действительно велики, хотя протекали исключительно в «измерительной» области. Он был учеником знаменитого Вертело и женился на его дочке. Говоря в своих лекциях о точнейших термохимических измерениях, Вертело не раз упоминал о том, что измерения эти можно было бы и еще уточнить, но для этого надо построить измерительные приборы из чистого золота или платины, «чего, – прибавлял он, – никто сделать не может».

А вот Лугинин взял да и сделал. Его лаборатории (в Швейцарии и в Москве) были образцом «научной роскоши». Главные калориметры были сделаны из чистой платины, а лабораторный стол был покрыт листом платины во всю ширину. Все это он завещал Московскому университету.

Широкая русская натура сказывалась и в его образе жизни. Даже в ту эпоху (рубеж века) его барственность уже была анахронизмом, особенно в университетской среде.

Приезжая в Москву, он нанимал огромный трехэтажный дом Шереметева – на углу Воздвиженки и Шереметевского переулка и жил там один, окруженный штатом прислуги, в тридцати комнатах, выезжая в университет в прокатном «фаэтоне» парой – городской собственностью он не желал обзаводиться.

Раньше чем перейти к самому забавному из чудаков-профессоров – Каблукову, упомяну вкратце об историке Церкви проф. Лебедеве. Это был не «мой» профессор – я был на другом факультете, – но мы подвизались в одном здании. Этот огромный мужчина – настоящий «соборный протодиакон» – читал в маленькой аудитории, называвшейся библиотекой. Читал он громовым голосом по тетрадке, держа ее перед собой и ею заслоняясь от студентов. Слушателей у него было очень мало – два, три; студенты-филологи установили очередь, кому быть «дежурными» на лекции. Однажды я, придя в университет, заметил странное явление: у стеклянной двери библиотеки стояли студенты и с хохотом смотрели чрез окно в аудиторию. Оказалось, что Лебедев начал читать свою лекцию, как всегда по тетрадке; было два слушателя, сначала улизнул один, потом другой, последний, воспользовавшись тем, что профессор из-за своей тетрадки не видит его, тоже ухитрился уйти незамеченным. А Лебедев все читал в пустой комнате, тем же громовым голосом – и на эту странную лекцию одинокого профессора смотрели через стеклянную дверь другие студенты, со смехом, ожидая, когда, наконец, он заметит свою покинутость… Я до сих пор не знаю – было ли это рекордом рассеянности или же это было «принципиальное выполнение профессорского долга» вне зависимости от количества слушателей. И то и другое объяснение позволяет мне зачислить Лебедева тоже в группу чудаков.

 

 

***

Профессор Иван Алексеевич Каблуков был в своем роде знаменитостью в Москве.

Знаменит он был не как профессор и не как ученый-химик, а в чисто обывательском плане: как человек со странным и смешным недостатком речи: он перепутывал слова, начало одного слова приставлял к концу другого так, что получалось: «палка с набалдым золоташником». Это случается и со всеми людьми, но у Каблукова это было постоянно и систематически, так что его речь приобретала характер совершенно карикатурный и неудобопонятный. Делал он это совершенно непроизвольно, очень этого своего недостатка стеснялся и от стеснения только путал еще больше. Для профессора это свойство было вовсе неудобно, но зато оно составило ему анекдотическую известность даже за пределами Москвы.

Дело доходило до того, что «на Каблукова» приглашали, как на своего рода комический аттракцион, пикантность которого усиливалась оттого, что хотя всех слушателей распирало от смеха – смеяться было неудобно: все-таки почтенный профессор, уважаемый человек, и притом еще гость. И «салон» приглашенных имел очень оригинальный вид: все сидели с красными, напряженными лицами, чтобы не потерять равновесие и не прыснуть со смеху. Когда же Каблуков выступал публично, то аудитория бывала менее благовоспитанна, не стеснялась и неожиданно награждала лектора не аплодисментами, а диким взрывом хохота.

«Перепутаница» в речениях Ивана Алексеевича сопровождалась у него еще характерным не то заиканием, не то звучным покашливанием, которое он вставлял подчас в середину слова, а также частым употреблением слова «это», которое он выговаривал «эт-та» – и употреблял в самых неожиданных случаях. Так, например, когда он «представлялся» кому-нибудь, то он всегда, тыча пальцем в живот собеседника, произносил:

– Эт-та – э-э… Каблуков.

И собеседник оставался в недоумении.

Знал я его очень близко и хорошо – он был младшим коллегой моего дяди-химика и декана факультета -А. П. Сабанеева, и у дяди моего я его постоянно встречал. С его «ораторскими» особенностями я имел случай познакомиться в интимной обстановке и в «аудиторной». Студенты к нему бывали безжалостны, и я полагаю, что чтение лекций для него было сплошной мукой, но он героически выдерживал создававшуюся смехотворную атмосферу. По-видимому, у него многое зависело от состояния нервов. Иногда он в течение целой лекции не говорил несообразностей, и специально приходившие ради них студенты (часто совершенно других факультетов) бывали разочарованы и даже недовольны, – иногда же «лапсусы» лились как из рога изобилия, так что по окончании лекции слушатели уходили с больными животами и в самом деле уставшими.

Литература о его «речениях» в Москве составилась огромной – думаю, что много бывало в ней и присочинено досужими личностями. Но и того, что мне лично удалось услышать, более нежели достаточно. Сейчас я хочу поделиться с читателями этой моей коллекцией, причем оговариваюсь, что во всем этом нет ничего легендарного и вымышленного.

Одним из первых впечатлений была первая же лекция Каблукова, на которую я попал в качестве первокурсника математического факультета.

Каблуков – приземистый, но благообразный мужчина, имевший вполне приличный «профессорский» облик, – лил какую-то жидкость в пробирку и почему-то упорно и многократно называл ее «порошок». Так и говорил, заикаясь и откашливаясь.

– Вот видите, э-э – я лью этот порошок, и вы можете наблюдать…

Студенты ничего не могли наблюдать, потому что слишком далеко сидели от «порошка» и профессора. Вдруг его как бы осенило. Он выпрямился и сказал звучно и отчетливо.

– Я оши… э-э… бся. Это не жидкость – это порошок… то есть это порошок, а не жидкость… (совсем грозно и решительно) – ЖИДКОСТЬ!!

Студенты уже похихикивали, но это было еще не все…

Потом он говорил:

– Вот я беру деревянную дощечку с такой же деревянной дырочкой.

Студенты уже откровенно хохотали, кто-то спросил насчет деревянной дырочки, другие начали зажигать и гасить электричество – молодежь расшалилась. Профессор насупился, даже покраснел.

– Как вам не стыдно смеяться над старым дур…

И при общем хохоте поправился – академическим тоном: -…я хотел сказать – профессором.

Помню его у моего дяди – там он чувствовал себя спокойнее. Тем не менее улов «лапсусов» бывал и тут обилен.

Я вхожу в квартиру дяди (это были его именины, и факультет почти весь присутствовал). Навстречу мне выходит из комнаты Каблуков и, как бы продолжая прежний разговор, говорит, взяв меня за пуговицу:

– Вот теперь как эт-та… очень быстро… стали ездить из Америки в Россию. Вот когда я был в Америке, так я выехал двадцать второго, а приехал… э-э… в пятницу…

Я не смог, конечно, оценить при этих указаниях быстроты его путешествия, но постарался соблюсти полную серьезность. За именинным столом хозяйка его спрашивает: «Иван Алексеевич, вы что хотите – чаю или кофе?» – на что следовала реплика:

– Я попросил бы кошечку чаю.

Лиха беда начало. Каблуков был явным образом в ударе. В этот вечер мне пришлось от него услышать восторженное описание крымского побережья; он говорил:

– Там такая красота: кругом, куда ни посмотришь – только горе да моры (надлежало понимать – море да горы).

Кроме того, он – большой почитатель музыки – объявил, что слышал симфонию Мендельховена, и, продолжая разговор об Америке, сообщал, что «в Америке очень почитаемы русские вели… э-э…кие писатели, как, например… Толстоевский…»

С его любовью к музыке у меня связано несколько эпизодов… Помню, как в фойе Большого зала консерватории я вижу направляющегося ко мне Каблукова. Он, видимо, обеспокоен, почему концерт запаздывает. Смотря на часы, спрашивает серьезно и задумчиво.

– Скажите, пожалуйста, – в каком носу чесало? На другой день должна была исполняться Девятая симфония Бетховена в концерте филармонии, под управлением директора ее – известного виолончелиста Брандукова… Каблуков очень хотел туда попасть. Он спросил об этом стоявшего рядом со мной проф. Игумнова.

– Так это очень просто, – отвечал Игумнов, – вот там стоит Брандуков, скажите ему, кто вы, и он вам даст пропуск.

Каблуков ушел. а я остался с Игумновым. Вдруг видим – возвращается наш Каблуков с печальным видом.

– Так что эт-та… ничего не вышло, – сказал он. Оказалось, что Иван Алексеевич подошел к Брандукову и, как у него бывало обычно, тыкая пальцем в Брандукова, сказал:

– Эт-та…э…э…э Каблуков… – на что Брандуков ему отвечал резонно:

– Нет – это Брандуков, – и смущенный Иван Алексеевич отошел с печалью…

Так что действительно «ничего не вышло».

Особое место в анекдотической памяти И. А. Каблукова занимает его путешествие в Соединенные Штаты с целью изучения там постановки химических лабораторий. Это из этой командировки он так «быстро» выехал двадцать второго, а приехал в пятницу.

Приехавши же, он делал доклад в Москве в Политехническом музее при большом стечении публики.

Начал он свой доклад с того, что сказал, что ездил в университет Джона Гопкинса.

К сожалению, я не могу передать тех чисто «каблуковских» вариаций имени Джона Гопкинса, которыми он сразу ошарашил аудиторию, ибо они совсем неудобны для печати. Скажу только, что он долго пытался выпутаться из этих трех сосен, где он заблудился, – но безуспешно: каждый раз выходило все не то и все более непристойно – аудитория помирала со смеху. Каблуков смущался и краснел. Наконец он отчаялся и замолк – публика так и не услышала имени университета в должном произношении.

Видимо, это расстроило его нервы. А надо было переходить к главному пункту – к устройству химических лабораторий. То, что он хотел рассказать, было не сложно.

Он обратил внимание, что в американских университетах в лабораториях нет общего вытяжного шкафа для ядовитых и летучих веществ, как в русских лабораториях, а каждый студент имеет индивидуальный вытяжной шкаф. Это свое наблюдение он изложил таким образом:

– Я заметил, что в лабораториях там не так, как у нас… там каждый студент имеет свое отверстие, чрез которое может выпускать вонючие газы в любом количестве и по своему желанию.

Можно вообразить тот прием, который встретило подобное заявление, – хохот в зале был таков, что сам докладчик, наконец, решился к нему присоединиться, хотя я не ручаюсь, что именно он понял причины такого веселья. Долго помнили москвичи историю об устройстве американских студентов…

Закончу эти воспоминания еще одним эпизодом: раз Каблуков закончил свою лекцию и хотел сообщить студентам изменения в расписании следующих лекций. Он сказал (точная современная запись):

– Господа, следующая лекция будет не во вторницу… (он запнулся, смутившись), а в пятник, то есть не так: в пятник, а не во вторницу. Я ошибся, она будет не в пятни… (запнулся и дальше осторожно)… цу, а в понедельни…

Тут он, видимо боясь перепутать, вовсе не окончил слова и ушел за дверь.

Студенты хохотали. Но, очевидно, он испытывал какую-то неловкость перед аудиторией за неоконченность… через минуту дверь приотворилась. Каблуков высунулся в аудиторию и сказал возможно звучнее (что было трудновато): – к!.. – после чего, выполнив долг, скрылся окончательно.

Надо заметить, что студенты его любили, хотя и изводили порой, – он был из добрых профессоров и потому популярен. Где-то он, милый Иван Алексеевич? Вернее всего, что на том свете – ему должно было быть уже под девяносто, хотя химики живут долго: его коллега и сверстник ак. Зелинский все еще здравствует (девяносто четыре года).

Последнюю весть о нем я получил уже в Париже от одного своего университетского коллеги – в 1932 году; он говорил, что он жив, но «испортился»: перестал путать слова и тем доставлять удовольствие москвичам – впрочем, за достоверность этих потусторонних сведений я ручаться не могу. Да и разрешается ли там путать слова?

Мало ли как их можно попутать. Это по меньшей мере рискованно.

 

 

СЫН РИХАРДА ВАГНЕРА И ВНУК ФРАНЦА ЛИСТА

  Не помню точно, в каком это году было; думаю, что в 1912 или 13-м – в эпоху… С. А. Кусевицкий тогда только что сформировал свой действительно превосходный оркестр и давал каждый год в Москве (и в…

МОСКОВСКИЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ КЛУБЫ

КЛУБ «АЛАТР» Московские артисты всех наименований долгое время не имели вообще своего… Первой попыткой организации «артистического клуба» был «Литературно-художественный кружок», помещавшийся на Большой…

ГИМНАЗИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

  Когда в начале 1905 года я оказался преподавателем математики в старших… Только позднее, когда я осмотрелся, я понял, что Чехов был прав. И эти были в футлярах – только в красных.

АЙСЕДОРА ДУНКАН В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

  Посещение Айседорой Дункан Советской России в начале двадцатых годов нашего… Я хорошо помню все перипетии этого «мирового» (как думала Айседора сама про это свое деяние) события, потому что в…

ТУХАЧЕВСКИЙ РЕАЛЬНЫЙ

 

И ТУХАЧЕВСКИЙ МИФИЧЕСКИЙ

Оно называлось «Советская файв-о-клокня» и было злой пародией на православную обедню и одновременно на советскую власть: там были «тропари»,… Он был большим любителем музыки и постоянным посетителем симфонических… Он делал очень много добрых и хороших услуг людям своего крута в тяжелые времена военного коммунизма, выручал из…

ПИСЬМА О МУЗЫКЕ

  Наше время отличается тем, что в нем невероятно много музыки. Она лезет во все… Оно (радио) не только вульгаризирует музыку, но и приучает к неуважению к ней.

МЫСЛИ О МУЗЫКЕ.

 

НЕМНОГО МУЗЫКАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

И этой же боязнью объясняется и самое появление «русской национальной школы» Глинки, «Могучей кучки» и прочих – композиторы хотели сохранить в своих… Во всяком случае, о выдыхании песенной стихии русского народа много говорилось уже в конце века. Это выдыхание шло…

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭМИГРАЦИИ

  Может быть, точнее было бы озаглавить эту статью: музыкальное творчество… Многие и в юридическом смысле вовсе не представляют собою эмигрантов. Какой же эмигрант Стравинский, живущий во…

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ, В ИСКУССТВЕ

 

И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Оно было известно со времени античной древности – им занимались эллинские философы. И именно они заметили, что золотое сечение каким-то образом… Самое положение точки золотого сечения на отрезке прямой линии выражается… Значительно позднее феномен золотого сечения был обнаружен в явлениях «временного характера», а не пространственного,…

Л.Л.САБАНЕЕВ НА СМЕРТЬ БРАТА

  Почему… оттуда Ни звука… ни слова?

СПИСОК

 

ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ Л. Л. САБАНЕЕВА

   

СПИСОК

ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА:

Скрябин. М., 1916; 2-е изд.: М., 1923

Клод Дебюсси. М., 1922 Музыка речи. Эстетическое исследование. М., 1923 Психология музыкально-творческого процесса // Искусство. 1923. № 1 Морис Равель. Характеристика его творческой деятельности и очерк его жизни. М.,

 

 

 

 

История русской музыки. М., 1924; нем. перевод: Lpz, 1926 Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения. Опыт позитивного обоснования законов формы // Искусство. 1925. № 2 Еврейская национальная школа в музыке. М., 1924; переведена на пять языков.

Всеобщая история музыки. М., 1925

Что такое музыка. М., 1925

Воспоминания о Скрябине. М., 1925

Музыка после Октября. М., 1926 Modern Russian Composers. N. Y., London, 1927 Александр Абрамович Крейн. М., 1928 С. И. Танеев. Мысли о творчестве и воспоминания о жизни. Париж, 1930 Music for the films. London, 1935

 

 

КОММЕНТАРИИ

Статьи и воспоминания Л. Л. Сабанеева печатаются главным образом по прижизненным изданиям, хранящимся в виде вырезок из газет и журналов в личном архиве В. Л.

Сабанеевой-Ланской. В отдельных случаях даты публикаций установить не удалось.

Ряд материалов печатается по авторским машинописным оригиналам.

«Я возымел идею написать воспоминания…»

 

 

Л.Л. САБАНЕЕВ О ПРОШЛОМ

    «С КАКОГО ПУНКТА НАЧИНАТЬ…»

ВОСПОМИНАНИЯ МОСКОВСКОГО СТАРОЖИЛА

[002] Родоначальником считается некий Сабан Али Хан. чей сын мурза Сабан Алей перешел из Золотой Орды на службу к великому князю Василию Темному (XV… [003] Если «Цыганы» («Алеко» у Сабанеева) действительно начаты в Одессе и… [004] Имеется в виду Иван Васильевич Сабанеев (1770-1829), участник походов Суворова и войн с Наполеоном. Пушкин…

М. И. ГЛИНКА

  Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1954, 30 мая.…  

С. 35).

[008] Имеются в виду Сталин, Зиновьев и Каменев, фактически руководившие страной во время болезни Ленина и в первое время после его кончины.

[009] В 1939 г. опера была поставлена с новым либретто С. Городецкого сперва в Москве, Ленинграде и Саратове, а затем и во многих других городах СССР.

 

 

РОБЕРТ ШУМАН И РУССКАЯ МУЗЫКА

  Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1957, 21 января. … [010] Сабанеев перефразирует здесь слова Римского-Корсакова из его воспоминаний:

ИЗ МОИХ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ АНТОНЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ РУБИНШТЕЙНЕ

[012] Пианист Иосиф Левин не учился у Зверева, а поступил в Московскую консерваторию сразу в класс Сафонова. [013] Подробнее см. об этом: Зилоти А. И. Мои воспоминания о Ф. Листе //… [014] См. «П. И.Чайковский» в настоящем издании, а также «Воспоминания о Танееве» (М., 2003).

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

  Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1952, 3… В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

1920).

 

 

[017] Об этом Сабанеев подробнее рассказывает в другом своем мемуарном очерке о Чайковском: «Танеев был человек очень общительный и любил ходить, как все москвичи, в гости. ‹…› У него также была тенденция вводить в любезные ему семейства своих друзей.

С тех пор у нас в доме установилась традиция: каждую субботу, когда происходили репетиции в Благородном собрании на Дмитровке – репетиции симфонических концертов Музыкального общества, – у нас по утрам собирались некоторые музыканты, чтобы потом вместе с нами идти на репетиции, ибо слушание этих репетиций было требованием Танеева.

Обычно приходил сам Танеев, почти всегда с Чайковским (когда он был в Москве) и с концертмейстером оркестра Муз. об-ва – Гржимали. Приходили к утреннему чаю, потому что мы жили в двух шагах от Благородного собрания. На этих "утренниках" я насмотрелся на Петра Ильича, хотя по моему возрасту, конечно, не мог участвовать в разговорах…"старших", а иметь только функцию "наблюдателя". Это мне было очень по душе» (Сабанеев Л. Л. Мои встречи с П. И. Чайковским // «русская мысль», 1963, 3 октября).

[018] В другом варианте воспоминаний о Чайковском история с разорванной рукописью Пятой симфонии Чайковского звучит несколько по-иному: «Он (Чайковский.

– С. Г.] принес ее Танееву, с которым всегда советовался, и просил его сказать свое мнение. Танеев со свойственной ему педантичностью начал указывать ему то, что считал недостатками, чем поверг П. И. в еще большее отчаяние. Он схватил партитуру и написал на ней красным карандашом поперек – "Страшная гадость". Не довольствуясь этим наказанием, он разорвал партитуру пополам и бросил на пол. А сам выскочил из комнаты и ушел вовсе. Танеев с сокрушением поднял партитуру и сказал мне: – Как Петр Ильич все близко к сердцу принимает – ведь он сам же просил меня сказать свое мнение.

Эта партитура имела дальнейшую историю. После смерти Чайковского Танеев мне ее подарил, как он выразился, "в напоминание той сцены и в память о Петре Ильиче".

Она находилась у меня до самого моего отъезда из России в 1926 году. Уезжая, я ее подарил библиотеке Московской консерватории, где она, по всей вероятности, и ныне находится, если только то лицо, которому я, уезжая, поручил это "подарение" выполнить, его действительно выполнило. Но эта партитура не была рукописью самого П. И., а переписанным экземпляром, так что ценности автографа она не представляла» (Там же).

[019] Ср. дневниковую запись Чайковского от 20 сентября 1886 г.: «Мое отношение к нему напоминает мне то, что в детстве я испытывал насчет Бога Саваофа. Я питал (да и теперь чувства мои не изменились) к нему чувство удивления, но вместе и страха (Чайковский Л. И. Дневники 1873-1891. М., 1923. С. 212).

[020] В последнем утверждении мемуарист несколько «сгущает краски, что вообще характерно для его литературного стиля.

[021] Подробнее см. об этом ниже, в очерке Сабанеева «Детский оркестр А.

Эрарского».

[022] См. прим. [016].

[023] Сабанеев повторяет тут легенду о самоубийстве Чайковского, возникшую вскоре после смерти композитора. В последние десятилетия оживилась полемика на этот счет в связи с публикациями в зарубежной прессе статей музыковеда А. А.

Орловой. В них утверждалось, что Чайковский сам принял яд или заразился холерой, вынужденный к этому шантажом со стороны своих бывших соучеников по Училищу правоведения. Ряд известных исследователей продолжает отстаивать официальную версию – случайной смерти от холеры. Опираясь практически на один и тот же фактологический материал, биографы делают диаметрально противоположные выводы. С их доводами можно ознакомиться, например, в кн.: Холден Э. Петр Чайковский. М., 2003; Познанский А. Самоубийство Чайковского: Миф и реальность. М., 1993. В целом нельзя не признать, что нынешний широкий интерес к щекотливым подробностям жизни и смерти Чайковского в значительной мере отвечает запросам современного «массового сознания* с его мифологическими представлениями о «трагической судьбе гения», «загадочной русской душе» и т. п.

 

 

ЧАЙКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР III

  Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956, 23… [024] Александр III играл также на валторне.

С. 259).

[026] Возможно, в этом анекдоте отразилось назначение Чайковскому в 1888 г. ежегодной пенсии в 3000 рублей. Интересно, что аналогичную пенсию в 3000 рублей получал с 1882 г. драматург А. Н. Островский.

[027] См. прим. [023]8 к очерку «П. И. Чайковский».

[028] Имеется в виду легенда, распространившаяся после смерти императора Александра I, о том, что на самом деле тот не умер, а удалился в сибирский скит под именем старца Федора Кузьмича.

 

 

А. П.БОРОДИН

 

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 24 февраля. В оригинале подзаголовок: «К 75-летию его кончины 28 феврали 1887«.

[029] Фамилия отца А. П. Бородина – Гедианов.

 

 

О МУСОРГСКОМ

[030] Поиск математических соответствий в музыкальных и исторических явлениях – характерная черта Сабанеева, критика и музыковеда. В этом… [031] Ср. в этой связи высказывание Антона Рубинштейна о критике В. Стасове:… Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Т. 2. Л., 1962. С. 253).

О РИМСКОМ-КОРСАКОВЕ

  Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1958. 22… В оригинале подзаголовок: «Полвека со дня кончины».

А. СТАНЧИНСКИЙ

[040] На самом деле Станчинский умер в 1914г. Метнер посвятил ему свои «Три пьесы для фортепиано» ор. 31 (Импровизация, Траурный марш. Сказка). [041] Имеется в виду теория итальянского врача-психиатра Ч. Ломброзо,… [042] Со слов Н. С. Жиляева известно, что «в 1914 году, в Логачеве (где у Станчинских была усадьба. – С. Г.) летом он…

СКРЯБИН-МЫСЛИТЕЛЬ

 

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959,11 августа.

[043] Имеются в виду Брюсов, Блок и Белый.

[044] Русские Пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы. Т.6. М.,1919.

[045] Имеется в виду главный теософский труд Е. А. Блаватской «Тайная доктрина».

[046] Подробнее см.: Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2000.

 

 

РАХМАНИНОВ И СКРЯБИН

[047] Рахманинов и Скрябин изучали у одних профессоров лишь теоретические дисциплины. По фортепиано Рахманинов учился в классе А. И. Зилоти, а… И. Сафонова. [048] Эволюция взглядов Сабанеева на Скрябина и Рахманинова особенно ясно выступает при сопоставлении этой публикации…

С. В. РАХМАНИНОВ

 

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово', 1953, 23 марта.

 

 

Н. К. МЕТНЕР

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959. В оригинале подзаголовок: «К 80-летию его рождения».

[052] Свои взгляды на этот счет Метнер изложил в книге «Муза и мода» (Париж,

 

 

1930).

 

 

[053] В эсхатологии иудаизма и христианства термин «эон» означает очень продолжительное, но принципиально конечное состояние времени и всего мира во времени.

 

 

О ГРЕЧАНИНОВЕ

[054] Гречанинов написал музыку к нескольким спектаклям Художественного театра. [055] В другой своей статье о Гречанинове («Александр Тихонович Гречанинов – к… [056] Ср. в воспоминаниях А. Т. Гречанинова: «Весть о февральской революции была встречена в Москве с большим…

1954).

 

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

[057] Имеются в виду официальные гонения на «формализм», последовавшие за постановлением ЦК КПСС «Об опере В. Мурадели "Великая дружба"»,… [058]Возможно, именно этот взгляд Сабанеева на Прокофьева как на композитора,… Сабанеев, относившийся в то время отрицательно к музыке Прокофьева, опубликовал рецензию на несостоявшееся исполнение…

М., 1947. С. 272).

 

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 17 июня. В оригинале подзаголовок: «К его восьмидесятилетию 17-го июня 1962 г.»

 

 

О ШАЛЯПИНЕ

[059] Вероятно, речь идет об исполнении революционной «Дубинушки» со сцены Большого театра в октябре 1905 г. и коленопреклонении перед Николаем II в… [060] Имеется в виду так называемая «Сцена с часами» из 3-го действия оперы… Из русского музыкального прошлого

СТАРЫЙ РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР

В нем перед названием обозначена рубрика: «Из прошлого». [061] Представление о Гофмане как пианисте «всегда одинаковом» справедливо… [062] Видимо, в конце XIX в. эта старомодная манера свидетельствовала о неприятии вагнеровских новаций – как известно,…

АБИССИНСКИЙ МАЭСТРО АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ

 

 

Печатается по авторской машинописи.

[065] См.. например, брошюру: Лазарев А.Лазарев и Бетховен. Творения их и музыкальные заслуги. СПб., 1860.

 

 

В. САФОНОВ

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1953, 13 сентября. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

[066]Поводом послужило распоряжение Сафонова об увеличении до 40 человек числа учеников в классе специальной инструментовки (его вел в консерватории Г. Э.

Конюс). См. об этом в кн.: Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Танееве. М., 2003. С.

 

 

141-143, 183-184.

[067]Этот эпизод так описан С. В. Смоленским (речь идет о репетиции оперного консерваторского спектакля, проходившей «при полной публикою зале Большого театра»: «Уставшие ученицы рискнули попросить трудный и высокий ля-мажорный хор полутоном ниже и услыхали: "Хорошо, послушаем вас, дур" ‹…›. Обиднее всего было то, что нашлись между ученицами такие, которым каламбур показался забавным, и из давно обезличенных барышень не нашлось ни одной возмутившейся грубостью публичного оскорбления, хотя две-три заплакали» (Смоленский С. В. Воспоминания.

 

 

М., 2002. С. 224).

 

 

[068] Имеется в виду оригинальная система технических упражнений, опубликованная Сафоновым в брошюре: Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано.

Лондон, 1915. (Целиком переиздана в Приложении к кн.: Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М., 1959.)

[069]Ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже. Анализ этой партитуры см.:

Томпакова О. О вновь найденной партитуре «Прометея» // Ученые записки Музея А. Н.

Скрябина. Вып. 3. М., 1998.

 

 

ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР А. ЭРАРСКОГО

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 29 сентября. В оригинале обозначена рубрика: «Из прошлого».

[070] Оркестр был создан в 1891 г.

[071] Эрарский преподавал в Синодальном училище до 1895 г. и умер в 1897 г.

[072] В наследии Кастальского есть ряд произведений «революционной тематики»: «В.

И. Ленину (у гроба)», «Красная Русь» и т. д., однако композитор не был членом партии.

 

 

ПЕРВЫЙ ФОНОГРАФ

В оригинале обозначена рубрика: «Из воспоминаний». [073] А.Н. И. Чайковский в разные годы служил вице-губернатором в Ревеле и… [074] На самом деле фонограф был привезен Ю. И. Блоком в Россию в 1889 г. (См.:

ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ

 

 

Печатается по авторской машинописи. Опубликовано: «Современные записки», 1939,№

 

 

69.

 

 

[075] Девичья фамилия Софьи Андреевны Толстой – Берс.

[076] Ср. впечатление Шаляпина о доме Толстых: «Как раз против меня сидел Лев Николаевич, засунув обе руки за ременный пояс своей блузы. Нечаянно бросая на него время от времени взгляд, я заметил, что он с интересом следил за моими лицом, глазами и ртом» (Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство. Т. 1. М.,

 

 

С. 322).

[077] Об отношении Скрябина к Толстому см.: Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2003. С.185-186.

[078] Ср. высказывание Толстого, приведенное его сыном С. Л. Толстым: «Музыка не действует ни на ум, ни на воображение. В то время, как я слушаю музыку, я ни об чем не думаю и ничего не воображаю, но какое-то сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования, и это чувство – воспоминание» (Толстой С. Л. Очерки былого. 2-е изд. М., 1955. С. 376).

[079] Характерно, что после того как в апреле 1904 г. такая «неловкость» все-таки обнаружилась (имеется в виду «нелепое», по выражению Танеева, письмо С. А.

Толстой), он стал реже с ней видеться. (См. об этом там же, с. 360-361.)

[080] Имеются в виду сложные драматические отношения в семье Толстых, связанные с духовным переворотом в жизни Л. Н. Толстого, приведшим его к разладу с большинством родных и к уходу из Ясной Поляны в 1910г. Подробнее см. об этом в очерке Т. Л. Толстой «О смерти моего отца и об отдаленных причинах его ухода» в кн.: Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. М., 1980. С. 357-414.

 

 

«ДЕКАДЕНТЫ»

 

 

Печатается с небольшими сокращениями по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1953, 5 июля, 19 июля. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

[081] На самом деле «нежный как мимоза Поляков» значится в ряду тех, кому посвящена книга К. Бальмонта «Будем как солнце» (1903); Полякову посвящены также стихотворения Ю. Балтрушайтиса «Рассветные волны качают ладью», «Возврат», «Поклонение земле», «Молитва».

[082] Поляковы владели «Фабрично-торговым товариществом Знаменской мануфактуры».

Балансы этого предприятия в начале 1900-х годов колебались между 3 и 4 миллионами рублей. В специально посвященном Полякову мемуарном очерке Сабанеев сообщает некоторые подробности о его родных: «Семья была в известном смысле старозаветная, еще не вполне изжившая традиции "быта Островского". ‹…› Дед его был – "рабочий порохового завода", неграмотный человек. При большевиках С. А., который, как и все буржуи, "пострадал" в качестве буржуя, отнесся к этому своему разорению с философским спокойствием, но был обижен, что его признали за буржуя.

"Я самый пролетарский из пролетариев, – говорил он, – на пороховые заводы набирали самую последнюю сволочь"» (Сабанеев Л. Л. О прошлом. Серебряный век русской литературы // «Русская мысль», 1959, 5 ноября).

[083] «Общество свободной эстетики» существовало в Москве в 1906-1917 гг.

[084] К. Д. Бальмонт – автор брошюры «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» (М., 1917).

[085] Вот примеры некоторых «политически небезопасных» шуток Полякова. Так, он «пытался развивать тогдашние большевисткие мечты о "новой породе людей", о "человеководстве", высказывал мнение, что при построении коммунизма надо брать примеры с насекомых – с муравьев. Сам же лично предпочитал пчелиное устройство – "единую Женщину" – во главе, всеобщую жену. ‹…› Когда Ленин обмолвился своей знаменитой фразой, что "всякая кухарка должна уметь управлять государством", – он добродушно сказал:

"Вот он и управляет как кухарка". Во время всеобщей переписи в начале большевизма он в анкете написал, что родился две тысячи лет до Рождества Христова, что он – женского пола и имеет в квартире три тысячи окон на улицу (там была такая графа). Когда я ему сказал, что подавать такую анкету небезопасно, он успокоительно сказал: "Ничего подобного – все равно никто ее читать не будет". И кажется оказался прав» (Сабанеев Л. Л. О прошлом. Серебряный век русской литературы // «Русская мысль», 1959, 5 ноября). В 30-е годы Поляков снова жил в Москве, умер в 1943 г. в Новосибирске – в эвакуации.

[086] Здесь и ниже цитируется стихотворение А. Блока «Вячеславу Иванову (1912).

[087] Выражение из стихотворения Андрея Белого «Маг» (1903), посвященного Брюсову.

[088] «Фармацевтами» в кругах художественно-литературной богемы называли состоятельных завсегдатаев артистических клубов и кафе, не принадлежавших к артистическому миру, но желавших быть причастными к таковому.

[089]Сабанеев ошибается: стихотворение Брюсова «Два голоса», откуда он цитирует строчку, написано задолго до революции и не имеет никакого отношения к политическим событиям.

[090] Вероятно, имеется в виду старший сын Каменева, Александр, осужденный впоследствии по делу «троцкистско-зиновьевского блока».

 

 

БАЛТРУШАЙТИС

 

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959, 8 декабря. В оригинале обозначение рубрики: «О прошлом. Серебряный век русской литературы»

[091] На самом деле Балтрушайтис родился в 1873 г.

[092] Стихи Балтрушайтиса на литовском языке публиковались с 1930 г.

[093] Балтрушайтис был послом Литвы в СССР до 1939 г.

[094] Балтрушайтис умер в Париже в 1944 г.

 

 

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ

[095] Драматическая поема «Человек» была издана в Париже в 1939 г. [096] Имеется в виду литературный салон в петербургской квартире Иванова на… [097]На самом деле Иванов не был совсем чужд политической «злобе дня». Вместе с Бальмонтом он написал текст «Гимна…

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

  Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1955, 13… В оригинале обозначение рубрики: «Мои встречи».

О СВЯЩЕННИКЕ ПАВЛЕ ФЛОРЕНСКОМ

[103] В противовес Сабанееву, многие мемуаристы утверждают, что в советские учреждения Флоренский приходил в рясе. [104] Эти идеи развиты в книге Флоренского «Мнимости в геометрии» (1922). [105] Флоренский был армянином по материнской линии.

81).

 

 

[110] Весь этот эпизод передан Сабанеевым в стиле, характерном для эмигрантской печати 20-х-ЗО-х годов (ср. рассказы М. Аверченко, Тэффи и др.). На самом деле «толстой кипы писем», разумеется, не было. По воспоминаниям П. В. Танеева, «у отца был особый бумажник из красного сафьяна, который лежал отдельно от всех других бумаг.

В нем лежала фотография Карла Маркса с автографом Владимиру Ивановичу и длинное письмо К. Маркса профессору М. М. Ковалевскому на французском языке с отзывом о Владимире Ивановиче» (Танеев П. В. Из воспоминаний о Владимире Ивановиче Танееве // Танеев В. И. Детство. Юность. Мысли о будущем. С. 705).

[111] См.: Андрей Белый. На рубеже двух столетий. М., 1989.

[112] Лугинин происходил из семьи уральских заводчиков. Помимо химии, он занимался также теорией и практикой сельского кооперативного движения, опубликовав несколько трудов по этому вопросу, однако об участии его в революционной народнической организации «Черный передел» не известно.

[113] Лугинин широко занимался благотворительностью, построив на принадлежавших ему землях, школы, больницы и т. д.

 

 

СЫН РИХАРДА ВАГНЕРА И ВНУК ФРАНЦА ЛИСТА

 

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

[114] Приведенная фраза может быть истолкована двояко: «Зигфрид фон Вагнер лучше, чем Зигфрид Вагнер» и "Зигфрид" Вагнера лучше, чем Зигфрид Вагнер».

 

 

КЛУБ.АЛАТР.

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 10 апреля. В оригинале обозначена рубрика: «Из прошлого».

[115] От lancer (фр. – запускать.

[116] Тангистами называли исполнителей танго.

[117] Имеется в виду Николай Романович Бакалейников, флейтист, композитор, брат альтиста Владимира Бакалейникова.

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК

[118] В доме размещался Московский комитет РКП(б), ныне – Прокуратура РФ. Литературно-художественный кружок был основан в 1899 г., с 1905 г. он… [119] «Железка» – под этим названием в России приобрела широкую популярность азартная карточная игра «шмен-де-фер». …

ГИМНАЗИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

  Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». В оригинале… [120] Лобковский пер., 5 (ныне ул. Макаренко). Теперь в этом здании находится НИИ теории и истории педагогики.

АЙСЕДОРА ДУНКАН В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

[126] В этом доме (Пречистенка, 20) ныне находится Управление по обслуживанию дипломатического корпуса. [127] В литературе о Есенине обычно говорится, что Дункан познакомилась с ним… [128] А. Дункан покинула Москву в 1924 г.

ТУХАЧЕВСКИЙ РЕАЛЬНЫЙ И ТУХАЧЕВСКИЙ МИФИЧЕСКИЙ

  Печатается по недатированной авторской машинописи. Статья написана, вероятно,…  

ПИСЬМА О МУЗЫКЕ

Печатается по газетной публикации: «Русская мысль», 1956,13 ноября.

[133] См. прим. 2 к статье «Н. К. Метнер».

[134] Закон Бойля-Мариотта определяет обратно пропорциональную зависимость между объемом данной массы газа и его давлением.

 

 

МЫСЛИ О МУЗЫКЕ. НЕМНОГО МУЗЫКАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Печатается по газетной публикации: «Русская мысль», 1958, 19 августа.

 

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭМИГРАЦИИ

[135] От avion [фр.] – самолет. [136] Мистическая оратория «Книга жизни» так и не была закончена композитором.… [137] Кроме Вышнеградского, четвертитоновую систему разрабатывали Р. Штайн и В.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ, В ИСКУССТВЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959, 15 декабря.

[138] См.: Сабанеев Л. Л. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения. Опыт позитивного обоснования законов формы // «Искусство», 1925, № 2.

 

 

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Один из близких друзей Л. Л. Сабанеева в зарубежные годы Александр III (1845-1894) – российский император Александр II (1818-1881) – российский… Блок, Александр Александрович (1880-1921) – поэт Блок, Юлий Иванович… Боборыкин, Петр Дмитриевич (1836-1921) – писатель Бодлер, Шарль (1821-1867) – поэт Бородин, Александр Порфирьевич…

О РУССКОЙ МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

  М. И. Глинка «Жизнь за царя»

ИЗ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОШЛОГО

Старый русский музыкальный мир

Абиссинский маэстро Александр Лазарев

В. Сафонов

Детский оркестр А. Эрарского

Первый фонограф

 

 

О ПИСАТЕЛЯХ И ПОЭТАХ

Толстой в музыкальном мире

«Декаденты»

 

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балтрушайтис

Вячеслав Иванов

Владимир Соловьев

О священнике Павле Флоренском

 

 

МОИ ВСТРЕЧИ

Чудаки

Сын Рихарда Вагнера и внук Франца Листа

 

 

МОСКОВСКИЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ КЛУБЫ

Клуб «Алатр»

«Литературный кружок»

Гимназическая революция

Айседора Дункан в Советской России Тухачевский реальный и Тухачевский мифический В санатории «Узкое»

 

 

MISCELLANEA

 

 

Письма о музыке Мысли о музыке. Немного музыкальной социологии Музыкальное творчество в эмиграции Золотое сечение в природе, в искусстве и в жизни человека Приложения В. Л. Сабанеева-Ланская. Леонид Сабанеев (1881-1968) Л. Л. Сабанеев. На смерть брата Письмо С. Рахманинова Л. Сабанееву Список трудов Л. Л. Сабанеева

 

 

КОММЕНТАРИИ

 

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

This file was created

With BookDesigner program

Bookdesigner@the-ebook.org

05.01.2009

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке RoyalLib.ru

Написать рецензию к книге

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

– Конец работы –

Используемые теги: Воспоминание, России0.048

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Воспоминание о России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Магазин воспоминаний о море сборник Магазин воспоминаний о море
Магазин воспоминаний о море сборник... Мастер Чэнь...

Современные тенденции в международной торговле сырьевыми товарами. Место и роль России и Дальнего Востока России
В наше время создать производство, отвечающее самым современным требованиям технологии, организации производства и труда, опираясь только на… Развитие внешнеэкономических связей требует, прежде всего, изучения мирового… В экономической политике большинства стран мира акцент по-прежнему делается на использовании частной инициативы,…

Рыночная экономика в России и вхождение России в мировой рынок
Перед этим реферат стоят следующие задачи 1. Что такое рыночная экономика 2. Как она развивается в России 3. Россия, как один из участников на… Сравнить ее с другими развивающимися странами. Это нужно и необходимо делать,… Начатая в 1992г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г. Макроэкономическая…

МЫ И ОНИ. Краткий курс выживания в России Мы и Они. Краткий курс выживания в России
Мы и Они Краткий курс выживания в России... Владимир Соловьев...

Рыночная экономика в России и вхождение России в мировой рынок
Перед этим реферат стоят следующие задачи 1. Что такое рыночная экономика 2. Как она развивается в России 3. Россия, как один из участников на… Сравнить ее с другими развивающимися странами. Это нужно и необходимо делать,… Начатая в 1992г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г. Макроэкономическая…

год России в Испании и Испании в России

Раздел 1 Политические идеи России X-XVII вв. Тема1 Политическая мысль в России : специфика и основные этапы развития.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ... ХАНТЫ МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА...

Бренды СССР: приключения в России
Необходимость платить за нее возникла в 2004 году, когда ранее свободный бренд "Советское шампанское" по решению суда перешел в собственность… С целью выбить для себя эксклюзивные условия пользования брендом, "Игристые… Главный аргумент производителей в переговорах с СПИ состоит в том, что они готовы вкладывать деньги в продвижение…

Брендинг в России
Кроме того, бренд имеет положительный знак для большой группы населения.Наличие бренда означает, что даже при приблизительно равных потребительских… Дело в том, что большинство общемировых брендов имеют многолетнюю историю… Проблема маркетологов – обычно экономистов по образованию в том, что просто по складу мышления они не всегда…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Приказное делопроизводство в царской России (XV-XVII вв) Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.Система государственного делопроизводства начинает складываться в период… Особенности развития делопроизводства в России в XV - XVII вв. По мере… Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением – Боярской Думой. Московским великим князьям…
  • Спорные территории Японии и России Ибо в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет. Однако 9 августа 1945 года, три дня… После окончания войнывся территория Японии была оккупирована союзными… Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп,…
  • Проблемы причинного комплекса преступности в соременной России Они в свою очередь либо реализовывались, либо нет. Современный этап развития российского общества характеризуется стратегическим курсом на создание… В стране осуществляются радикальные социально-экономические реформы, идет… Вместе с тем в последние годы произошло резкое ухудшение криминальной обстановки, которая в настоящее время…
  • Прогноз развития рекламы в России Другими словами, профессиональное мастерство рекламных фирм растет как бы "в глубину", в то время как потребности потенциальных Заказчиков - "в… Постепенно это противоречие будет разрешаться двумя способами: А. Объединением… Подобную взаиморекламу делают редакции газет и радиостанции: по радио анонсируются газетные статьи, а газеты упоминают…
  • Антимонопольная политика России Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного… В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов… Из зарубежной литературы необходимо выделить работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Д. Нордхауса, Ф. Шерера и Д. Росса.…