рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФЕНОМЕНОГНЯ И СИЯНИЯ

ФЕНОМЕНОГНЯ И СИЯНИЯ - раздел Образование, СК-метод развития человека   В Разные Времена Русские Жрецы И Ученые Утверждали И Утвержда...

 

В разные времена русские жрецы и ученые утверждали и утверждают, что существует особая Космическая энергия, по своей природе похожая на электрическое и гравитационное поле, и что именно эта энергия лежит в основе существования всего Космоса и самого феномена Жизни. Но эта грозная и загадочная сила может иногда действовать совершенно неожиданно. Так, например, за последние триста лет зафиксировано свыше ста случаев достоверного самопроизвольного возгорания людей. Это всегда происходит неожиданно, поэтому потерпевшим редко успевают оказать помощь.

Интересно, что во всех случаях отсутствуют какие-либо внешние источники огня, от которых могло бы произойти возгорание. Как правило, пламя обращает человека в пепел за несколько секунд и быстрее. Известны удивительные случаи, когда одежда или место (кровать, стул и т. д.), где находился человек, оставались совершенно нетронутыми огнем, хотя температура при горении достигала 3000 °C.

В 1899 г. в Западном Йоркшире (Англия) две дочери Джона и Сары Кирби внезапно воспламенились в одно и то же мгновение, хотя находились в разных домах, отстоящих друг от друга на расстоянии более километра.

В 1988 г. полностью сгорел в своей кровати пожарный из Нью-Йорка Д. Моттом. Однако простыни, одеяло, кровать, спички, лежащие рядом, далее не вспыхнули. В этом же году точно так же сгорела в своем автомобиле в Далласе Ольга Сте-фансон, при этом машина и обивка сиденья не пострадали.

Наши соотечественники, супруги Кирлиан, установили революционный по своему значению для современной науки факт, что все живые организмы обладают собственным сильным излучением, Кирлиан установили, что каждый орган человека, любая его ткань или клетка имеют свой диапазон излучений и при изменениях внешней среды характер и интенсивность этих излучений соответственно изменяются, причем характер световой реакции мгновенен, что полностью исключает ее химический характер.

Опыты Кирлиан были повторены во многих лабораториях мира – исследования американских, японских, бразильских, индийских, немецких и других ученых полностью подтвердили утверждение Кирлиан.

В настоящее время появились факты, говорящие о том, что могут существовать и люди, которые «притягивают» огонь, то есть вызывают его своим присутствием – при них даже могут самовозгораться различные предметы, хотя часто здесь имеет место умысел или ошибка исследователей, особенно в случаях с "полтергейстом".

В СК-2 любой человек автоматически приобретает способность к повышенной устойчивости к огню, поэтому смело может ходить по раскаленным углям, камням и пр., а также несколько секунд не обжигаться при воздействии огнем на любую часть тела. Известны случаи прохождения в трансе даже по огненной лаве на вулкане.

Изменение температуры на поверхности кожи происходит практически мгновенно, и потом в течение нескольких секунд температура не меняется. Это и позволяет ходить по огню или соприкасаться с ним. Дальше все зависит от тепловой активности, которая в свою очередь зависит от плотности, удельной теплоемкости и теплопроводности соприкасающихся тел.

Наибольшая тепловая активность у металлов – 10 тысяч единиц. У легких, пористых тел (например, древесного угля) – 100–200 единиц, у кожи человека – 800-1500 единиц, причем у сухой кожи, как на ступнях, еще меньше. Если тепловая активность горящего объекта больше тепловой активности кожи, то кожа добирает температуру объекта (например, металла), а если меньше, то горящий объект гаснет в местах соприкосновения, что мы и наблюдаем при хождении по горячим древесным углям, где кожа нагревается приблизительно до 70 °C, что не представляет угрозы для человека, тем более в состоянии транса.

Если транс неглубокий, то опасно прикасаться к раскаленным металлическим изделиям. Так, известны случаи, когда испытуемые в неглубоком трансе (СК-1) случайно касались гвоздя или металлической пробки и получали легкий ожог.

С древних времен известно, что в абсолютной темноте можно заметить, что тело любого человека светится. Особенно заметно свечение в районе головы, груди, кистей рук. Некоторые лица с очень развитым воображением и способностью к визуализации, при соответствующей сознательной или бессознательной установке, могут как бы «видеть» воображаемую цветную или бесцветную, лучистую, туманообразную или вихревую и т. д. ауру вокруг тела людей и вообще любых объектов. Эта биолокационная способность объясняется действием субпороговых информационных сигналов-раздражителей разного происхождения и физико-химического состава на подсознание. Из подсознания, благодаря осознанной преднамеренной или интуитивно-бессознательной установке, мозг по психофизиологическому механизму обратной биологической связи как бы «выдает» на зрительный анализатор уже декодированные сигналы, которые попадают на зрительные анализаторы и раздражают их. Затем в обычном биологическом порядке эти раздражения преобразовываются и поступают в мозг, где вновь преобразуются и осознаются уже как объективно видимое изображение, в данном случае под действием «сработавшей» предварительной усталовки – «ауры». Таков субъективно-объективный психофизиологический механизм восприятия человеком субпороговых сигналов-раздражений при установке «увидеть». Информацию можно выводить и на любой другой орган чувств или на несколько одновременно при наличии соответствующей установки, сознательной, преднамеренной или бессознательно-интуитивной. В первом случае «видения» вызываются произвольно в любой момент и на любой срок, а во втором случае «видения» возникают случайно, непроизвольно.

Однако зарегистрированы случаи, когда свечение человеческого тела столь интенсивно, что напрямую видно как яркое и сильное, без всякого экстрасенсорного биолокационного механизма восприятия, то есть чисто объективно. Хотя роль установки в восприятии человеком внешней и внутренней информации столь велика, что его восприятие всегда субъективно. И если два или более очевидцев утверждают, что видели что-нибудь, и при этом их информация до деталей совпадает, значит, врут или договорились (хотя возможны и совпадения). Это особенно следует знать юристам и некоторым ученым, которые переоценивают роль показаний очевидцев при установлении каких-либо событий, фактов и т. д. А если очевидец находился слишком близко, то следует еще обязательно учитывать и его влияние как источника информационного раздражения на показания приборов и показания других людей.

Однако продолжим рассказ о светящихся людях. В мае 1934 года ("Тайме", 5 мая 1934 г.) обнаружено подобное явление у Анны Монаро, страдающей астмой, из груди у которой исходило во время сна сильное глубокое свечение в течение нескольких недель. Свечение наблюдали врачи, каждый раз оно продолжалось с перерывами в несколько секунд. После свечения Анна Монаро обильно потела, и сердце начинало биться вдвое быстрее, чем обычно.

Различные глубоко религиозные люди и лица с нарушенной психикой утверждают, что они могут видеть ауру действительно, особенно у «святых». Вот как комментирует этот феномен доктор медицины Н. И. Лосев: "Современной науке известно явление люминесценции, или «холодного» свечения, при котором испускание света обусловлено иными процессами, чем при тепловом (температурном) излучении. В зависимости от фактора, вызывающего свечение, выделяют различные виды люминесценции, в том числе биохемилюминесценцию, представляющую собой испускание светового излучения живыми организмами, а также их отдельными органами и тканями, благодаря протекающим в них биохимическим реакциям. Являясь частным случаем люминесценции, биохемилюминесценция, в свою очередь, подразделяется на биолюминесценцию и сверхслабое свечение.

Биолюминесценция – видимое глазом свечение, свойственное некоторым живым существам, например жукам-светлякам, микробам, содержащимся в гнилушках, многим морским организмам и др. Для биолюминесценции характерно наличие специализированных систем, производящих непосредственное превращение химической энергии в свет. По спектральному составу биолюминесценция характеризуется максимум в синей, голубой или реже в красной областях видимой части спектра. Встречается также белое свечение…

Сверхслабое свечение (второй вид биолюминесценции) свойственно, по-видимому, всем живым организмам – растениям и животным. Оно отличается чрезвычайно малой интенсивностью… Максимум этого вида свечения также находится в видимой части спектра, однако в связи с ничтожной силой света оно может быть обнаружено лишь при помощи специальных электронных приборов – фотоумножителей. Явление сверхслабого свечения было открыто лишь в нашем веке и стало интенсивно изучаться только в последние 20–25 лет.

Сверхслабое свечение сопровождает ряд биохимических процессов, в основном окислительных, причем его способны испускать не только цельные ткани, но и отдельные клетки, и их части…"

Русский ученый Д. И. Панченко смог установить редкий факт разности потенциалов между ногами и головой человека в 160 вольт, а во время магнитных бурь разность потенциалов у некоторых людей может доходить до тысячи вольт!

Современные ученые утверждают, что организм человека является генератором биоэлектричества. Это объясняется тем, что в живых клетках и тканях имеется множество мельчайших электрически заряженных частиц: электронов, ионов и заряженных групп более крупных частиц – так называемых макромолекул. Движение и определенное размещение этих частиц создает в тканях, клетках и их составных частях разность потенциалов, наиболее выраженную на биологических мембранах, входящих в состав клеток нервной системы, сердца, скелетных мышц и некоторых других.

При определенных условиях биоэлектрические потенциалы приводят к возникновению биотоков во внутренней среде организма. Эти электрические явления могут находить свое отражение на поверхности тела и даже на небольшом расстоянии от него. Однако величина биопотенциалов в человеческом организме очень мала и исчисляется всего лишь тысячными долями вольта, соответственно малы и величины токов, протекающих в живых структурах человеческого тела. Поэтому ни при каких обстоятельствах вырабатываемые организмом человека биотоки не могут совершать сколь-нибудь заметную работу, такую как движение предметов или что-нибудь в этом роде. Максимум, что может человек за счет биотоков, – это сдвинугь стрелку компаса или малый кусочек тонкой бумаги на гладкой поверхности, и тс сделать это может далеко не каждый.

Другой вид электрических явлений, связанных с человеческим организмом, – это наведенное электростатическое электричество. Оно образуется в виде заряда на поверхности тела при трении о него одежды, особенно из синтетических тканей. Одежда приобретает заряд, противоположный по знаку заряду на теле, и притягивается к нему, что можно наблюдать, если одежда изготовлена из легкой ткани. Заряд с поверхности тела или одежды у любого человека может стекать в виде мелких искр, хорошо видимых в темноте, а иногда и при неярком свете. При этом могут ощущаться легкие «уколы», свойственные действию слабого электрического тока, однако такие разряды никогда не достигают интенсивности, могущей вызвать сильную боль, шок, а тем более передвижение предметов.

Всем биологическим объектам, включая и человека, присущ еще и магнетизм. Это связано с наличием в организме человека множества неподвижных и движущихся элементарных частиц (ионов, макромолекул), несущих электрический заряд и обладающих слабыми магнитными свойствами. В 1869 г. в г. Сент-Урбене (Франция) родилась необычная девочка. Она с рождения была как бы заряжена какой-то похожей на электрическую энергией, и это чувствовали все, кто находился недалеко от ее люльки, как какой-то толчок. Пальцы рук новорожденной источали светящиеся лучи меняющейся интенсивности. Если ребенка придвигали к каким-либо легким предметам, то эти предметы сдвигались с места. Иногда колыбель ребенка освещалась так сильно, что исходящий от нее свет освещал всю комнату. В некоторые моменты при приближении к ребенку можно было получить реальный сильный толчок, почти сбивающий с ног. Ребенок прожил до 8 месяцев.

Не зря знаменитый русский ученый Д. Л. Чижевский предлагал защищать людей от атмосферного электричества и радиации в специальных экранированных помещениях, стены которых обшивались бы металлическими листами.

Известный московский ученый Э. М. Каструбин на основании собственных многолетних исследований пришел к выводу, что "факты свидетельствуют о постоянном контроле Природы за взаимодействием человека и электромагнитных полей, что и доказывает отсутствие феномена самовозгорания у подавляющего большинства людей. Но в отдельных случаях этот контроль Природы прекращается, и вся электрическая энергия клеток человеческого тела превращает его в огонь". Головной мозг и его миллиарды электрически активных нейронов являются своеобразной линзой, фокусирующей проникающую радиацию из Космоса. А форма сфероида помогает мозгу концентрировать эту энергию в нервных клетках, которые подобно пьезокристаллу создают электрический ток возбуждения; в виде биоэлектричества, биоэнергии он действует в направлении центра Земли ("давление жизни", по В. И. Вернадскому). И следует заметить, что мозг работает в данной ситуации в виде своеобразного приемного устройства для распределения потока Космической энергии. А профессор Г. Богданов считает, что некоторые структуры мозга могут играть роль биологической "твердотелой электроники", работающей при физиологически малых воздействиях. Именно эти структуры мозга и могут, с учетом использования топографического принципа, обеспечивать поступление кодированной информации, вызывающей образные представления и чувственное восприятие Реальности – через слух, зрение, кожную чувствительность и др.

В книге В. Леруа «Люди-саламандры» приводится описание церемонии хождения по углям, состоявшейся в окрестности Мадраса в присутствии католического епископа (приславшего свой рассказ Леруа) и местного магараджи. Распорядителем церемонии был один мусульманин, который передавал всем, кто должен был пройти через пламя, невосприимчивость к огню, причем сам к костру не приближался. Одни шли в огонь добровольно, других он буквально толкал, и, как писал епископ, "выражение ужаса на их лицах сменялось изумленной улыбкой". Музыкантов духового оркестра магараджи тоже заставил пройти сквозь пламя. Они были настолько взволнованы успехом, что повторили прогулку, трубя и ударяя по тарелкам, – это было зрелище, которое увидишь не каждый день. По словам епископа, поднимавшиеся языки пламени лизали инструменты и лица, однако их сапоги, мундиры и даже ноты остались нетронутыми.

Макс Фридом Лангер подробно описал, как его наставник, сотрудник Британского музея д-р У. Т. Бригэм совершил в сопровождении трех кахунас – местных магов – прогулку по раскаленной лаве на вулкане Коне. Маги велели ему разуться, ибо защита бога Кахуны не распространялась на его сапоги, но он отказался. Бригэм смотрел, как один из его спутников медленно идет по потоку лавы, в это время двое других внезапно толкнули его, и он, оказавшись на раскаленной лаве, вынужден был бежать к противоположному краю потока. Пока он пробежал по нему 150 футов, его сапоги и носки сгорели. Трое кахунас, продолжавших идти босиком по лаве, расхохотались, показывая на волочившиеся за ним куски горящей кожи.

В книге "Дикие женщины" Розита Форбес описала, как на Суринаме потомки африканских рабов, смешавшихся с местным населением, плясали в огне под руководством жрицы-девственницы. Во время пляски жрица находилась в состоянии транса. Если бы она вдруг вышла из него, то танцевавшие потеряли бы свою невосприимчивость к огню.

Проблему хождения по огню следует рассматривать с двух позиций: как чисто физическую задачу взаимодействия двух различных тел и как свидетельство возможностей человеческого организма.

Представление о той или иной температуре у каждого из нас связано с субъективными ощущениями тепла и холода (и не всегда соответствует действительности). Например, деревянный столб зимой кажется гораздо теплее вбитого в него железного гвоздя. В бане тот же гвоздь будет обжигающе горяч, а деревянная полка лишь приятно тепла. Поскольку температура сравниваемых тел одинакова, а наши ощущения тепла или холода при прикосновении к ним различны, значит, они зависят не только от температуры, но и от физических свойств этих тел.

Когда мы рукой касаемся какого-то предмета, то происходит теплообмен. В результате температура поверхности кожи, где расположены наши терморецепторы, изменяется. Изменяется и температура предмета в месте прикосновения к нему. Причем чем меньше тепловая активность нагретого тела, тем сильнее мы охлаждаем его и тем прохладнее оно нам кажется. Тепловая активность – характеристика тела, зависящая от его плотности, удельной теплоемкости и теплопроводности. Чем они больше, тем выше тепловая активность.

Когда тепловая активность тела значительно больше тепловой активности кожи, то кожа принимает температуру предмета (например, при прикосновении к металлу). Если же его тепловая активность значительно меньше, то температура кожи почти не меняется (поэтому мех нам даже при сильном морозе кажется теплым). Можно привести несложный опыт. Если нагреть в духовке пятикопеечную монету и древесный уголек до 200° и потрогать их, то легко убедиться, что пятак обжигает, а уголек кажется едва теплым. Этот простой опыт дает «ключ» к пониманию феномена хождения по углям, то есть почему человек (при соответствующем настрое) не обжигается горящими углями.

Повторим, что наибольшая тепловая активность у металлов – 10 тысяч единиц. У легких, пористых тел (например, древесного угля) – 100–200 единиц. Тепловая активность человеческой кожи составляет 800-1500 единиц, причем наибольшая активность у полнокровной кожи, наименьшая – у сухой. В теории теплопроводности существует формула для подсчета изменения температуры поверхности тел при их соприкосновении. Если принять, что температура углей 600"С, их тепловая активность 100 единиц, тепловая активность кожи 1500 единиц, то в результате расчета получим, что увеличение температуры кожи за несколько секунд прикосновения с углями составляет 35 °C, а следовательно, общая температура достигает всего 72 °C. Примерно такое же тепловое ощущение будет при прикосновении к металлическому листу, нагретому не выше 70 °C.

У нашей кожи есть интересная особенность: изменение температуры на ее поверхности происходит практически мгновенно, и потом в течение нескольких секунд температура не меняется (на поверхности кожи формируется так называемый температурный скачок). Это обстоятельство и позволяет танцующему на раскаленных углях не спешить – он чувствует то же самое температурное воздействие и через полсекунды, и через три секунды. Поэтому некоторые танцоры позволяют себе стоять на раскаленных углях по несколько секунд неподвижно или пройти несколько шагов не спеша, что, конечно, производит сильное впечатление на зрителей.

Сотрудник Института физики плазмы имени Макса Планка (ФРГ) Ф. Каргер провел следующий эксперимент. Перед началом ритуального "танца огня" аборигенов островов Фиджи в Тихом океане ученый нанес на подошвы одного из танцоров слой краски-индикатора, чувствительной к изменениям температуры. Этой же краской исследователь покрыл и куски базальта, по которым ходили участники церемонии. По цветовым изменениям индикатора Ф. Каргер установил, что максимальная температура камней в местах соприкосновения с подошвами танцоров составляет около 330 °C. А цвет окрашенных ступней участника церемонии в самые критические моменты соответствовал температуре всего лишь 83 °C, не более. Фактически раскаленные угли (или камни) охлаждаются под ступней огнепроходца до умеренных температур, близких к порогу безопасности. Это можно увидеть в буквальном смысле: за идущим остаются темные следы. Наверное, именно это явление имел в виду Вергилий в "Энеиде":

 

Жар пожирает, а мы идем, сильные верой,

Через огонь и следы оставляем на тлеющих углях!

 

Конечно, свечение гаснет лишь в тонком поверхностном слое угля, и темный след, оставляемый на ковре огня, снова разгорается, как только нога переступает на другое место.

В процесс подготовки углей обязательно входит дробление их на небольшие, примерно одинаковые по размеру угольки. В углях не должно быть предметов с высокой тепловой активностью (например, металлических). Прикосновение к ним согласно законам теплофизики, неизбежно вызовет ожог. Это подтверждают и нестинары (так в Болгарии называют людей, ходящих по огню).

На вопрос корреспондента, бывает ли, что они обжигаются при хождении, один из "огненных танцоров" отметил: "Нет, никогда. Но если в костер попадает гвоздь или металлическая крышка от лимонадной бутылки, тогда обжигаемся. Против раскаленного железа мы бессильны".

Надо сказать, что сразу после эксперимента с красителем-индикатором Ф. Каргер положил на один из камней кусочек затвердевшей кожи, срезанной с подошвы танцовщика. Через несколько секунд этот кусочек, подобно лоскутку ткани, обуглился. Ученый пришел к выводу, что наряду с чисто физическими законами, при хождении по огню действуют и законы человеческой психики, механизм которых пока еще до конца не разгадан.

Профессор Арнаудов и доктор Горвалова (Болгария) считают, что "явление объяснимо на основе физиологического учения академика И. Павлова о высшей нервной деятельности. Абсолютная уверенность нестинарки в том, что она не получит ожогов, плюс быстрый танец, когда ноги едва касаются углей, – вот секрет хождения по огню".

Американский антрополог С. Кейн считает, что поразительные способности ходящих по углям являются классическим примером преобладания силы самовнушения над нервными раздражительными процессами, в которых участвует вещество, известное под названием «брадикинин». Его активность ходящие по огню, вероятно, умеют подавлять усилием воли. Одновременно происходит сжатие кровеносных сосудов в ногах – и уменьшается тепловая активность кожи. Это соответствует субъективным ощущениям участников танцев на огне. Когда болгарскую нестинарку Невену спросили, как ей удается по два-три раза за один вечер показывать свое искусство, она ответила: "Сама не знаю. Едва заиграет музыка, как мне кажется, кровь уходит из моих ног, ступни деревенеют, и сама я как во сне лечу над красной землей".

Психологический настрой перед огнехождением может состоять в сложной подготовке, включающей танцы, пение, в прикосновениях мага или священнослужителя, «отвечающих» за ритуал, и т. д. и может быть совершенно незаметным для окружающих и самого участника действия. Что касается случаев ожогов, когда "вера внезапно сломалась" у идущих, по углям, то нет никакой необходимости привлекать для объяснения этого "некую новую реальность, при которой огонь не горит как обычно". Огонь горит как обычно, но в силу каких-то причин внезапно могли произойти изменения в психике человека, в результате чего резко увеличилась тепловая активность кожи, и, как следствие этого, человек получал ожоги.

Упомянутый выше случай с Анной Монаро пытались объяснить по-разному. Многие врачи наблюдали это явление, которое каждый раз с перерывами продолжалось в течение нескольких секунд. Один психиатр предположил, что "явление вызвано электрическими и магнетическими организмами, которые получили достаточно сильное развитие в теле этой женщины и посему испускают сияние" – другими словами, еще один способ сказать: "Я не знаю". Другой врач предложил теорию электромагнитной радиации, связав ее с определенными химическими компонентами, находящимися в коже больной, что было близко к модной тогда теории биолюминесценции. Д-р Прот-ти, который сделал пространное заявление относительно своих наблюдений над синьорой Монаро, предположил, что ее слабое здоровье вместе с голоданием и набожностью увеличили количество сульфидов в крови. Человеческая кровь испускает лучи в ультрафиолетовом диапазоне, а сульфиды можно заставить люминесцировать ультрафиолетовым облучением – это и объясняет сияние, исходящее от груди синьоры Монаро ("Таймс", 5 мая 1934 г.).

Предложенная теория не объясняла странной периодичности или локализации синеватых вспышек, и вскоре сбитые с толку исследователи окончательно умолкли. Харви говорит о светящихся бактериях, которые питаются человеческим потом, но, по свидетельству Протти, Анна Монаро начинала обильно потеть лишь после того, как ее грудь испускала сияние, и как раз в этот момент сердце у нее начинало биться вдвое быстрее, чем обычно. Во многих учебниках и научных трудах по токсикологии описываются раны, испускающие сияние. Объясняется это, как правило, наличием в раках люминесцирующих бактерий или выделений, в которых содержатся биохимические вещества люциферин и люцифера-за, а также АТФ (аденозинтрифосфат), которые, как правило, не соединяются, а если их соединить, то они начинают испускать свет. Аналогичный процесс происходит при свечении светлячков и огненных мух. Однако, если бы эти теории можно было применить к случаю с синьорой Монаро, то светиться должно было бы все ее тело.

В своей работе "Смерть: ее причины и связанные с ней явления" Хэревард Каррингтон рассказывает о ребенке, который умер от острого несварения желудка. Когда соседи готовили, ему саван, они заметили, что тело мальчика испускает голубоватое сияние и от него распространяется тепло. Было такое впечатление, что оно находится на огне. Попытки погасить это сияние ни к чему не привели, но через некоторое время оно – само по себе прекратилось. Когда передвинули тело, то обнаружили, что простыня под ним обожжена.

В медицинской литературе случаи свечения человеческого тела обычно связывают с патологией. Например, Гулд и Пайл в своей монументальной монографии "Аномалии и курьезы в медицине" (1937 г.) рассказывают о женщине, которая страдала раком молочной железы; исходящий из поврежденного участка груди свет был достаточен для того, чтобы увидеть циферблат часов, находящихся на расстоянии нескольких футов.

Единственный случай излучения света практически здоровым человеком (не считая, конечно, святых) описан в журнале "Английский механик" от 24 сентября 1869 г.: "Одна американка, ложась спать, обнаружила свечение верхней части четвертого пальца ее правой ноги. Когда она терла ногу, свечение увеличивалось, и какая-то неведомая сила раздвигала пальцы на ней. От ноги исходило зловоние, и как светоизлучение, так и запах не прекращались даже тогда, когда нога была погружена в таз с водой. Даже мыло не могло погасить или уменьшить свечения. Длилось это явление три четверти часа, и наблюдал его муж этой женщины".

Однако никакое свечение больных людей не может соперничать со свечением мистиков. Нимб или сияние всегда являются признаком духовности, и остается лишь предположить, что этот универсальный символ берет свое начало из не менее универсального явления. Святые, например, как об этом повествуют жития, светятся ослепительно ярко. Наконец, в нашей повседневной жизни мы говорим о людях, сияющих от счастья. Это не всегда лишь фигуральное выражение, и церковь не считает данные слова простой метафорой. Папа Бенедикт XIV писал, например: "Похоже, что следует признать фактом наличие естественного пламени, которое иногда становится видимым вокруг человеческой головы, и также похоже на правду, что иногда от всего тела человека может исходить огонь, однако не как костер, устремляющийся кверху, а скорее в виде искр, летящих во все стороны".

В качестве примера процитируем фрагмент из биографии святой Лидвины, написанной Фомой Кемпийским: "И хотя она всегда лежала в темноте и свет материальный был невыносим для глаз ее, свет божественный был ей приятен; вот почему ее келья часто чудесно озарялась и всем казалось, что она полна материальных светильников или факелов. И не было странным то, ито даже тело ее переполняет божья яркость".

Герберт Сёрстон писал: "Существует так много рассказов о святых, от которых становилось светло в келье или даже во всей часовне благодаря свету, который струился от них или падал на них, что я готов понимать описываемое буквально… Вне всякого сомнения, существуют сотни подобных примеров, которые мы можем найти в житиях святых, и хотя многие из них покоятся на довольно зыбкой основе, имеется достаточно случаев, которые нельзя просто так отбросить… Трудно отказать в достоверности подобным явлениям, если мы признаем, что люди эти обладают удивительным даром благости" ("Физические проявления в мистицизме", 1952 г.). Возможно, самым интересным в повествовании Сёрстона является ссылка на свет, который "струился от них или падал на них". Оба эти свечения встречаются в приведенной выдержке из биографии святой Лидвины. Сёрстон рассказывает о случае, который заслуживает более подробного изложения. К испанскому богослову отцу Франциско Суаресу из иезуитского колледжа в городе Коимбра, в Португалии, пришел один старик, по имени Хероме да Сильва, чтобы рассказать святому отцу о приезде какого-то вельможи. Первая в анфиладе комната была погружена в темноту, на окнах были опущены шторы и закрыты ставни, чтобы не проникала внутрь невыносимая жара. Биограф Суареса, отец Р. Скоррель, передает впечатления да Сильвы о том, что произошло: "Я позвал святого отца, но ответа не последовало. В щели между косяком двери и занавесом, отделяющим его кабинет от остального помещения, был виден яркий свет. Я отдернул занавес, вошел во внутренние покои и увидел, что ослепительный свет исходит от распятия. Он был настолько сильным, что напоминал отражение солнечных лучей от оконного стекла, и я почувствовал, что если буду продолжать смотреть на этот свет, то ослепну. Свет струился от распятия и падал на лицо и грудь отца Суареса. В этом ярком свете, коленопреклоненный, с непокрытой головой, со сплетенными руками, он парил в воздухе примерно на высоте одного метра от пола на уровне стола, на котором стояло распятие. Увидев эту картину, я, пораженный, тихо удалился, волосы стояли у меня дыбом, и я не знал, что мне делать".

Примерно через четверть часа святой отец вышел и с удивлением увидел, что его ждут. "Когда святой отец услышал мой рассказ о том, что я входил во внутренние покои, он схватил меня за руку и со слезами на глазах умолял никому ничего не говорить из того, что я увидел, по крайней мере, пока он жив".

У них был один и тот же исповедник, который предложил да Сильве написать обо всем, запечатать написанное в конверт и не вскрывать его, пока отец Суарес будет жив. Все трое были известны своей набожностью и вряд ли могли извлечь какую-либо выгоду из обмана.

Таким же образом парил в воздухе святой Франциск Ассизский и сияли святые Филипп Нери, Екатерина де Ричи, Франциск из Паолы, Альфонс Лигори и многие другие не менее благие, но не возведенные в ранг святых люди. Когда Моисей спустился с горы Синай, кожа на его лице, как говорит легенда, сияла так ярко, что тот, кто видел это, боялся к нему подойти. Еще некоторое время после этого, ему приходилось закрывать лицо в присутствии других людей (Ис. 34:29–35).

В середине XIX в. некоему американскому торговцу, которому тогда было 32 года, приснился странный сон. "Мне снилось, что я стоял за прилавком у себя в лавке, – был яркий солнечный день, – и вдруг в одно мгновенье все погрузилось во тьму: стало темней, чем самой непроглядной ночью, темней, чем в забое шахты. Джентльмен, с которым я беседовал, бросился на улицу. Я последовал за ним – и хотя было темным-темно, я мог видеть, что на улицу в недоумении высыпали сотни, если не тысячи людей. И тут я заметил на небе, далеко на юго-западе, яркий свет – он сиял, словно звезда, – он был размером с мою ладонь и стремительно становился все больше и больше, приближаясь, – покуда тьма не начала рассеиваться. Он уже достиг размеров шляпы – и тогда разделился на двенадцать меньших огней, а один большой огонь был посередине, и тут он начал стремительно расти – и я внезапно понял, что это – пришествие Христа и двенадцати апостолов. Стало светлее, чем самым светлым днем, просто невообразимо светло, а когда сияние достигло зенита, знакомый, с которым мы говорили в лавке, воскликнул: "Это – мой Спаситель!" – и во сне я знал: он тут же покинул тело и вознесся на небо; а я подумал, что недостоин последовать за ним. Тогда я проснулся".

Сон оставил о себе столь сильное впечатление, что какое-то время торговец просто не решался его рассказывать. На исходе второй недели он поделился видением с домочадцами, а позже пересказал его нескольким знакомым. Прошло три года, и некий человек, известный своей праведностью, сказал жене торговца: "Bain муж заново родился, но сам того не знает. В духовном смысле он – что слепой младенец, но вскоре он должен прозреть". И действительно, через три недели после этого разговора, проходя с женой по Второй авеню (Нью-Йорк), торговец воскликнул: "Мне дана вечная жизнь!" Он почувствовал, что в этот момент в нем пробудился Христос, и понял, что сознание его пребудет вечно. Через три года, находясь в толпе, на борту судна, он пережил еще один духовный и психический опыт: ему казалось, что его душа и тело омылись в потоке света. При этом, рассказывая свою историю, фрагменты которой мы и цитировали, он замечает, что пережитое наяву так и не смогло вытеснить из его памяти переживания, связанные с самым первым сном.

Привести этот пример спонтанной люминофании ("явления света") меня побудили два соображения: 1) описываемые события произошли с обычным торговцем, вполне удовлетворенным своим уделом, который вовсе не был подготовлен к каким-либо мистическим озарениям такого рода; 2) первый опыт люминофании произошел во сне. Судя но всему, пережитый опыт произвел на торговца самое глубокое впечатление, но при этом он не осознал его значимость. Он просто почувствовал, что с ним произошло нечто очень важное, каким-то образом касающееся спасения его души. Мысль о том, что это – духовное возрождение, впервые посетила его, когда он услышал слова «праведника», переданные женой. Только после замечания человека, обладавшего духовным авторитетом, он осознал присутствие Христа в своей жизни, а еще три года спустя пережил опыт сверхъестественного света, омывшего его тело и душу.

Психолог мог бы сказать много интересного по поводу глубокой важности подобного опыта. Со своей стороны, историк религий отметил бы, что случай с американским торговцем прекрасно иллюстрирует ситуацию нашего современника, который считает себя безрелигиозным – или, во всяком случае, желает быть таковым: религиозное отношение к бытию вытеснено у него на уровень Бессознательного, там оно нашло себе прибежище. По утверждению К. Юнга, Бессознательное современного человека всегда проникнуто религиозными представлениями. В самом общем виде это можно сформулировать следующим образом: мы наблюдаем у наших современников процесс исчезновения религиозных чувств, точнее – вытеснение их на глубинные уровни психики.

Пример, данный выше, водит нас в самую суть проблемы: мы видели, как встреча с этим светом – даже если она произошла во сне – ведет к радикальному изменению человеческого бытия, – оно раскрывается навстречу духовному миру. Все опыты переживания сверхъестественного света имеют одну отличительную черту: всякий, удостоившийся подобного опыта, изменяется: достигает иного уровня существования и тем самым получает доступ к духовному миру. Каково действительное значение изменений, затрагивающих самое бытие личности, и каков характер духовности, к которой таким образом приобщается человек, – особая проблема, ее мы коснемся чуть позже. Вдумаемся пока в сам факт: даже в западной цивилизации встреча со светом вела к духовному перерождению.

Мифология молнии представляет особый интерес, Моментальное духовное озарение уподоблялось молнии во многих религиях. Более того, вспышке молнии, прорезающей тьму, приписывалось значение mysterium trernendum ("жуткой тайны"), которая, преображая мир, наполняла душу священным ужасом. Считалось, что люди, убитые молнией, вознесены на небеса божествами грозы, а их останки почитались как священные реликвии. Человек, выживший после удара молнии, полностью меняется; он начинает поистине новое существование, он – новый человек. Якут, которого молния ударила, но не убила, рассказывал, что с Неба сошел Бог, разметал его тело на части, а затем вернул его к жизни – но к жизни новой, ибо после этой смерти-посвящения он, вернувшись к жизни, обрел дар шамана. "Теперь, – прибавил он, – я вижу все, что происходит за 30 верст вокруг". Весьма показательно, что в этом примере мгновенной инициации обычная тема смерти и воскрешения сопровождается и дополняется мотивом внезапного озарения; слепящая вспышка молнии ведет к духовной трансформации, в результате которой человек получает провидческие способности. "Видеть на 30 верст" – традиционное выражение, используемое сибирскими шаманами для обозначения ясновидения.

Отметим, что подобное ясновидение приобретается в результате мистического опыта, который у эскимосов называется "удар молнии" или «озарение» (кавманек), и, не пройдя через него, шаманом стать невозможно. Так, по свидетельствам шаманов эскимосов-иглюлик, собранных Расмуссеном, кавманек – это переживание "таинственного света, который шаман внезапно ощущает в своем теле, в голове, в мозгу, некий необъяснимый прожектор, светоносный пожар, позволяющий шаману видеть в темноте, причем и в прямом, и переносном смысле слова, ибо он видит во тьме даже с закрытыми глазами и воспринимает вещи и грядущие события, от других сокрытые; так шаманы всматриваются в будущее и в тайны других людей". Когда новичок впервые проходит через переживание этого мистического света, он ощущает, "как дом, в котором он находится, вдруг словно поднимается в воздух: он видит далеко-предалеко, сквозь горы, как если бы земля была одной великой равниной, и его взор может достичь пределов земли. Для него более нет ничего сокрытого; теперь он может видеть не только очень удаленные вещи, но также обнаруживать души, похищенные души, которые либо упрятаны в дальних, странных землях, либо вознесены на небо или забраны в Страну мертвых".

Основные моменты опыта мистического озарения: а) оно является следствием длительной подготовки, но всегда случается внезапно, "подобно вспышке молнии"; б) оно связано с внутренним светом, ощущаемым в теле, прежде всего – в голове; в) когда человек впервые проходит через это озарение, он ощущает, что его возносят вверх; г) с этим озарением связано видение на расстоянии и одновременно – ясновидение: шаман видит все происходящее далеко вокруг, но при этом он видит и невидимые сущности (души больных, духов и т. д.), а также прозревает грядущие события.

Прибавим, что опыт кавманек неотделим от иного, специфически шаманского духовного упражнения – способности видеть собственное тело, обнажившееся до скелета. Другими словами, шаман способен «видеть» то, что невидимо во времени. Это можно понять двояко: либо он видит сквозь плоть и зрение его подобно рентгену), либо он провидит далекое будущее – то, что произойдет с телом после смерти. В любом случае, эта способность – тоже своего рода ясновидение, обретаемое благодаря озарению. На этом моменте следует остановиться особо: хотя проявление внутреннего света, ощущаемое как лю-минофания, происходит в почти прямом смысле слова, на физическом уровне, это озарение дает эскимосскому шаману парагномические способности и знания мистического порядка.

Было бы весьма соблазнительно от анализа опыта шаманов сразу перейти к концепциям внутреннего света, сформированным в Индии. Здесь мы обнаружим сходное сочетание представлений о световом потоке, познании и возможностях преодоления человеческого уровня существования. Однако я хотел бы ненадолго коснуться другой группы фактов, связанных с примитивными обществами, и в первую очередь – с инициацией австралийских знахарей. Мне неизвестны примеры из австралийского материала, напоминающие озарения шаманов у эскимосов-иглюлик, но, возможно, это связано с недостатком знаний об австралийских знахарях в целом. Тем не менее, у нас есть все основания сравнивать их с шаманами Сибири и Арктики, не только потому, что и у тех и у других обряды инициации имеют много сходного, но также потому, что и шаманам и знахарям приписывают сходные парапсихологичес-кие способности: они могут ходить по углям, исчезать и появляться по собственному желанию, обладают ясновидением, способны читать чужие мысли и т. д.

В церемониях инициации австралийских знахарей мистический свет играет весьма важную роль. Во время посвящения знахарь должен отождествиться с Байаме, мастером инициации, который во всем сходен с неофитом, но "из его глаз льется свет". Другими словами, сверхъестественное состояние бытия связывается со сверхизобилием света. Байаме посвящает претендентов, окропляя их "священной водой, дарующей силы", которая, по словам знахарей, не что иное, как жидкий хрусталь. Хрусталь играет важную роль в инициации. Считается, что сверхъестественное существо убивает посвящаемого, расчленяет его и наполняет тело горным хрусталем: когда знахарь возвращается к жизни, он способен видеть духов, читать мысли, взлетать на Небо, делаться невидимым и т. д. Благодаря кристаллам горного хрусталя, заключенным в его теле и особенно в голове, знахарь находится на другой ступени бытия по сравнению с прочими смертными. Такое почитание хрусталя связано с его небесным происхождением: трон Байаме сделан из хрусталя, и Байаме кидает на землю выломанные из него осколки. Другими словами, подразумевается, что кристаллы – упавшие фрагменты небесного свода, то есть своего рода "застывший свет".

Точно так же даяки, живущие на побережье, называют кристаллы "камнями света". Считается, что свет, заключенный в хрустале, имеет сверхъестественную природу: благодаря ему знахари получают способность видеть души, причем даже души, находящиеся чрезвычайно далеко: души больных, скитающиеся в зарослях или похищенные демонами. Более того, благодаря этим кристаллам знахари способны взлетать на Небо – сходные представления распространены и у индейцев Северной Америки. Способность видеть на большом расстоянии, подниматься на Небо, видеть духов (души мертвых, демонов, богов) означает, что знахарь более не принадлежит профанной Вселенной, а разделяет бытие сверхъестественных Существ. Он достиг этого уровня благодаря смерти-посвящению, когда в его тело вошла субстанция, описываемая как застывший свет: когда он таинственным образом воскрес к жизни, можно сказать, что он омылся внутренним, сверхъестественным светом.

Таким образом, у австралийских знахарей мы находим то же отождествление духовного света, познания, вознесения, ясновидения и способности к сверхчувственному восприятию, что мы встречали у эскимосских шаманов. Но при этом интересующий нас элемент – духовный свет – имеет несколько иное качество. Предполагается, что в Австралии посвящаемый не проходит через озарение, сходное с тем, которое испытывают эскимосские шаманы: сверхъестественный свет заполняет его тело в прямом смысле слова – в виде кристаллов горного хрусталя. Он получает свет не благодаря мистическому переживанию озарения, а благодаря инициатической смерти, во время которой его тело наполняют кристаллами, символизирующими божественный небесный свет. В данном случае мы имеем дело с ритуалом экстатического типа: хотя посвящаемый «мертв» и расчленен на куски, он наблюдает происходящее с ним: он видит сверхъестественные Существа, которые заполняют его тело кварцем, и, вернувшись к жизни, в той или иной мере обладает способностями, получаемыми эскимосскими шаманами в результате опыта озарения. Акцент падает на ритуал, отправляемый сверхъестественными Существами, в то время как озарение эскимосского шамана – опыт, обретаемый в одиночестве и являющийся результатом долгих упражнений. Но, повторяем, результат обеих инициации может быть описан в сходных терминах: эскимосский шаман, как и австралийский знахарь, – преображенный человек, «видящий», понимающий, обладающий сверхъестественными знаниями и способный совершать сверхъестественные действия.

В религиозных и философских концепциях Индии, как и следовало ожидать, мистика света носит более сложный характер. На первое место выступает основополагающее представление о том, что свет – творящая сила. О "порождении из света" (джиотир праджанаман) говорится в «Шатапатха-брахмане» (VIII, 7, 2, 16–17). Свет – это "порождающая сила" ("Тайттирия-самхита", VIII, I, I, 10). Уже в «Ригведе» (I, 115,1) утверждается, что Солнце есть Жизнь, или атман, «Я» всего сущего. Особое внимание уделяется этой проблеме в упанишадах; бытие манифестирует себя в виде чистого света, человек же познает бытие, проходя через опыт приобщения сверхъестественному Свету. Так, в «Чхандогья-упани-шаде» (III, 13, 7) говорится, что "свет, который сияет над этим небом, над всем, над каждым в непревзойденных, высших мирах, поистине, он и есть тот свет, который [находится] в этом человеке (антах пуруше)".

Осознание единства внутреннего света и света сверхкосмического сопровождается двумя известными феноменами, проявляющимися на тонком психическом уровне: повышением температуры тела и восприятием таинственного гула (там же, 13, 8). Это свидетельствует, что откровение атмана брахмана в виде Света не просто акт метафизического мышления, но внутренний опыт, к которому человек должен стремиться. Высшее знание ведет к изменению способа человеческого существования. Так, в "Брихадараньяка-упанишаде" (I, 3, 28) сказано: "Веди меня от небытия (асат) к бытию (сат). Веди меня от тьмы к свету (тамасо ма джиотир гамайя). Веди меня от смерти к бессмертию".

Свет отождествляется с бытием и бессмертием. В «Чхандо-гья-упанишаде» (III, 17, 7) приведены два стиха из «Ригведы», в которых говорится о созерцании "Света, сияющего под небом", далее же сказано, что "за тьмою видя высший свет, видя высший блеск, мы достигли солнца, бога среди богов…". В соответствии с известной формулой "Брихадараньяка-упаниша-ды" (IV, 3, 7) атман отождествляется с сущностью, пребывающей в сердце человека, в виде "света, внутри сердца (хрди ангар джиотих пурушах)". "Это совершенное успокоение, которое, возникши из этого тела и достигнув высшего света, проявляется в своем образе (свена рупенабхиниспадиате), и есть атман. Это бессмертное, это бесстрашное, это брахман. Поистине, имя этого Брахмана – Действительное (сатиям)" ("Чхандогья-упа-нишада", VIII, 3,4). В момент смерти, говорится в «Чхандо-гья-упаншаде» чуть далее (VIII, 6, 5), душа с помощью лучей Солнца восходит вверх. Она достигает Солнца, "врат мира", которые – "доступ знающим, преграда незнающим".

Тем самым мы сталкиваемся с учением, имеющим трансцендентальный и инициатический характер, ибо воспринявший его приобретает не только знания, но и достигает нового, высшего уровня бытия. Откровение приходит внезапно; в силу этого его сравнивают со вспышкой молнии – в ином контексте мы уже рассматривали индийскую символику "мгновенного озарения". Так, на Будду озарение сходит в момент, находящийся вне времени, – когда на заре, после ночи, проведенной в медитации, он поднимает взор к небу и внезапно видит утреннюю звезду. В философии Махаяны свет утреннего неба, когда на нем нет Луны, символизирует "Чистый Свет, называемый Вселенской Пустотой". Иными словами, состояние Будды, – того, кто освободился от всякой обусловленности, – символизируется Светом, который Гаутама увидел в момент озарения. Этот Свет описывается как «ясный», «чистый», – то есть в нем не только нет ни следа тени, но также отсутствуют цвета и качества. Поэтому он назван "Вселенской Пустотой", так как термин пустота (санкхья) точно выражает тот факт, что этот свет лишен всех атрибутов, всех отличий: это – Urdrund ("первооснова"), абсолютная реальность. Осознание Вселенской Пустоты, как и акт постижения единства брахмана и атмана, описывается в упанишадах как мгновенное озарение, подобное вспышке молнии. Точно так же, как ничто не предшествует внезапной вспышке, прорезающей тьму, ничто не предшествует опыту озарения; он принадлежит совершенно иному плану бытия, и потому отсутствует переход от момента, ему предшествующего, к вневременному мгновению, в которое он происходит.

Тем не менее, в текстах упоминается о "предварительных образах (рупани пурассарани) проявления Брахмана", открывающихся йогу в форме светящихся проявлений: туман, дым, солнце, огонь, ветер, светлячки, молния, кристалл и луна.

"Мандала-брахманаупанишада" (II, 1) предусматривает иную последовательность: звезда, алмазное зеркало, лунный диск солнце в полдень, круг пламени, кристалл, темный круг, за тем точка бинду), палец (кала), звезда (наксатра), снова солнце лампа, глаз, сияние солнца и девяти ожерелий».

Как мы видим, не существует каких-либо жестких правил, регулирующих последовательность образов, связанных с опытом люминофании. Больше того, порядок, в котором перечисляются световые манифестации, вовсе не соответствует последовательному увеличению световой интенсивности. Так, в тексте "Шветашватара-упанишады" свет солнца упоминается намного раньше света луны. В тексте "Мандала-брахмана-упа-нишады" последовательность световых манифестаций еще более прихотлива. С моей точки зрения, это является еще одним подтверждением того, что мы имеем здесь дело не с физическим светом, принадлежащим природному миру, но с опытом мистического характера.

О манифестации внутреннего света упоминают различные школы йоги. Так, комментируя «Йога-сутру», Вьяса говорит о "концентрации внутри лотоса сердца", ведущей к переживанию чистого света. В ином контексте (III, 1) он упоминает "свет головы" как один из объектов, на котором следует концентрироваться йогу. Буддийские трактаты настаивают на потенциальной важности для успеха медитации световых знамений. "Не дайте ускользнуть световым образам, – читаем мы в «Сра-вакабхуми», – будь то светильник, отблеск костра или солнечный диск!"

Нет нужды говорить, что эти световые символы служат лишь отправными точками для различных йогических медитаций. В трактатах Йогавакары детально описана цветовая последовательность мистических световых образов являвшихся ему в ходе йогических практик. Основная тема его сочинения – медитация на космические стихии; в нем предлагается ряд упражнений, каждое из которых состоит из трех стадий, и соответствующая стадия распознается по окраске возникающего в сознании светового образа. Заметим, что проникновение в сущность каждого космического элемента – проникновение, достигаемое посредством йогических медитаций, – сопровождается переживанием световых образов разной окраски.

Мы поймем значение и сотериологическую ценность погружения в конечную суть космической субстанции, если вспомним, что в махаяне космические стихии – скапдха или дхату – отождествляются с татхагатами; медитация йога на космические стихии фактически является методом достижения откровения самой сущности Татхагаты, что есть продвижение по пути освобождения. Таким образом, абсолютная реальность Татхагат – свет различной окраски. "Все татхагаты – пять огней", – пишет Чандракирти Дхарама Дату – трансцендентная форма Ваджрадхары, является Чистым Светом, Светом, совершенно лишенным окраски. Чандракирти говорит: "Дхарама-Дату есть яркий Свет, а концентрация йога есть восприятие такового". Заметим в заключение, что бытие может быть воспринято лишь посредством мистического опыта – и восприятие бытия сопровождается переживанием световых образов. Напомним, что в упанишадах брахман, или атман тождествен Свету.

Таким образом, мы имеем дело с учением, характерным для Индии в целом; вкратце его можно свести к следующему: чистое бытие, абсолютная реальность отчасти может быть познана через переживание чистого света; процесс космического откровения представлен в виде серии световых манифестаций, и возврат к космическому бытию, растворение в нем идет как последовательная манифестация световых образов, имеющих различную окраску.

Традиция, следы которой можно проследить в «Дигха-ни-кае» (I, 2, 2), утверждает, что после разрушения Мироздания останутся лишь сияющие существа, называемые абхасвары: тела их состоят из эфира, они витают в воздухе, от них исходит ^свет, и жизнь их не имеет конца. Растворение на уровне микрокосма происходит в момент смерти – и, как мы увидим ниже, умирание фактически представляет собой ряд переживаний световых образов.

Характерная для всей Индии метафизика Света подталкивает к определенным выводам: отметим особо, что

1) наиболее адекватное откровение божества осуществляется благодаря Свету;

2) достигшие высоких степеней духовности – по крайней мере, достигшие ступени «освобождения» или Будды – также способны излучать свет;

и наконец, заметим,

3) что космогония сравнима со световым откровением. Проиллюстрируем эти выводы некоторыми примерами.

Читавшим «Бхагавадгиту» известно, что порой теофания ("явление божества") обретает вид слепящего потока света. Напомним знаменитую XI главу, где Кришна открывается Арджуне в своем истинном облике, который, в сущности, есть проявление огня:

 

 

Если бы свет тысячи солнц разом из неба возникли,

Эти светы были бы схожи со светом того Махатмы.

(XI, 12)

 

 

Венчанного, лучезарного, всеозаряющего, со скипетром, диском,

Труднозримого, неизмеримого, в блеске огня и молний я Тебя вижу?

(XI, 17)

 

 

Безмерномощного, неисчислиморукого, без конца, середины, начала

Солнце-луноокого, вижу Тебя; жертвенным пламенем

Пылают Твои уста. Ты озаряешь весь этот мир своим блеском.

(XI, 19)

 

 

Неба касаясь, Ты сияешь огромными, пылающими очами, многоцветный, разверзнув зевы…

Узрев подобные огням губительного времени страшные зевы с торчащими клыками,

Не узнаю сторон, не нахожу спасенья…

(XI, 24–25).

 

Однако этот пример – всего лишь самая известная из многочисленных теофаний, упоминаемых в «Махабхарате» и пуранах. В «Хариванше» рассказывается о путешествии Кришны, Арджуны и одного брахмана на север, к великому океану. Когда они наконец достигают его, волны расступаются по слову Кришны, и странники проходят по дну, а справа и слева от них вздымается стена воды. Далее странники прибывают к подножию величественных гор, и, повинуясь велению Кришны, горы исчезают. И вот путники достигают некой туманной области; лошади останавливаются и отказываются идти дальше. Тогда Кришна поражает туман лучом, исходящим из чакры, – и туман рассеивается. При этом Арджуна и брахман видят очень яркий свет, в котором пропадает в конце концов Кришна. Позже Кришна открывает Арджуне, что этот свет и есть истинное "Я".

В XII книге «Махабхараты» Вишну открывается в виде вспышки молнии, яркой, как свет тысячи солнц. Вслед за этим описанием в тексте сказано: "проникаясь этим светом, смертные, искусные в йоге, достигают конечного освобождения". В той же XII книге изложена история трех отшельников, которые в стране, что к северу от горы Меру, тысячу лет практиковали тапас, чтобы постигнуть истинный облик Нараяны. И вот голос с неба повелел им отправиться на север, где посреди молочного океана расположен остров Светадвипа, таинственная "Белая земля" индийских мифов: ее символика связана как с метафизикой Света, так и с сотериологическим гнозисом. Отшельники добрались до Светадвипы, но свет, исходящий от Нараяны, был столь ярок, что они ослепли. Еще сотню лет они провели в медитации и стали различать людей, белых, как лунный свет. "Сияние их, – сказано в тексте, – подобно сиянию Солнца, когда оно сойдет, чтобы испепелить Вселенную". Внезапно три отшельника видят свет, сравнимый со светом тысячи Солнц. Это манифестация Нараяны – и все население Светадвипы устремляется к божеству, чтобы преклонить перед ним колени и вознести молитвы.

Последний пример иллюстрирует сразу два момента: Свет есть сама сущность божественности, и те, кто достиг мистического совершенства, окружены сиянием. Образ Светадвипы, белого острова, подтверждает, что свет неразрывно связан с представлением о духовном совершенстве; эта земля бела, ибо она населена совершенными людьми. Если мы вспомним другие "белые земли", присутствующие в индоевропейской традиции, – Левка, Авалон, – то увидим, что в основе мифа о трансцендентных областях – чудесных странах, которых нет на географической карте, – лежит представление об особом качестве белого цвета, который символизирует трансцендентность, совершенство и святость.

Сходные представления можно обнаружить в буддизме. Усами самого Будды в «Дигха-никае» сказано, что знак, предшествующий манифестации Брахмы, – "льющийся свет и сияющая слава". В одной из китайских сутр утверждается, что боги благодаря практике созерцания и отсутствию нечистых желаний достигают состояния самадхи, известного как "вспышка пламени", когда их тела источают свет, который ярче света Солнца и Луны. Это необычайно яркое сияние проистекает от совершенной чистоты сердца. Согласно «Абхидхармакоше», божества, соотносимые с Брахмой, белы как серебро, тогда как те, что соотносятся с рупадхату, – желты и белы. В других буддистских текстах говорится, что боги всех 18 классов имеют тела, сияющие как серебро, и живут во дворцах, желтых как золото.

A fortiori ("тем паче") изображают в сиянии Будду. В Ама-равати он представлен в виде колонны пламени. В конце повествования Будда замечает: "Я стал пламенем и поднялся в воздух на высоту семи пальмовых деревьев" ("Дигха-никая", III, 27), Два образа, выражающие преодоление человеческого уровня – огненная яркость и вознесение на небо, – здесь использованы рядом. Упоминания о сиянии Будды – своего рода клише, переходящие из текста в текст ("Дивьявадана", XLVI–VII, 75; "Дхаммапада, XXVI, 51 и др.). Статуэтки школы Гандхары отличаются тем, что изображают языки пламени, исходящие от тела Будды, особенно – от его плеч. Иногда Будда изображается парящим в воздухе, и тогда трудно дать однозначный ответ на вопрос, видим ли мы за его спиной языки пламени или крылья.

То, что этот свет имеет йогическую природу, то есть является результатом практической реализации трансцендентного состояния, свободного от всяких ограничений, подтверждается рядом текстов. Так, «Лалитавистара» говорит, что когда Будда пребывает в самадхи, "луч, называемый Украшение Света Знания ("джнаналокаланакрам намарасмих"), поднимается от его черепного шва (усниса) я сияет над головой". Поэтому в иконографии Будду принято изображать с нимбом пламени, окружающим его голову. А. К. Кумарасвами цитирует вопрос из Саддхармапундарики" (с. 467): "Ради ка-кого знания сияет нимб над головой "Татхагаты?" – и находит ответ в строке из Бхагавадгиты" (XIV, II): "Там, где знание, свет сияет сквозь отверстия тела". Тем самым сияние тела есть признак преодоления всех обусловленных состояний; боги, люди и Будды сияют, когда они погружены в самадхи, то есть когда они составляют одно с абсолютной реальностью, Бытием. Традиция, связанная с чань-буддизмом, утверждает, что при рождении каждого Будды он осиян пятью огнями, а от тела его исходит пламя. Точно так же любой Будда может озарить всю Вселенную светом, что исходит от нескольких волосков, растущих между его бровями. Характерно, в ами-дизме – мистическом течении, которое придает опыту люми-нофании гораздо большее значение, чем другие школы буддизма, – именно Амида, Будда Бесконечного света, играет главную роль.

Другая мистическая тема, важная для нашего исследования, – посещение Будды, медитирующего в пещере, Индрой (Индра-шайлагуха). Согласно этому мифу, Индра в сопровождении сонма богов сошел с неба в Магадху, где в пещере на горе Ведийяка медитировал Татхагата. Пробужденный пением Гандхарвы от медитации. Будда волшебным образом раздвинул пещеру, так что все гости смогли войти в нее, а он – принять их подобающим образом. Пещеру освещал яркий свет. В «Дигха-никае» (Сакка Панха Сутта) говорится, что свет исходил от богов, однако другие источники ("Диргханаиа-сутра", X и далее) приписывают причину этого света "пламенеющему экстазу" Будды. В классических биографиях Будды, написанных на пали и санскрите, это посещение Индры не упоминается. Однако данный эпизод занимает важное место в искусстве Ган-дхары и Центральной Азии. Параллель с пещерой Рождества и поклонением волхвов напрашивается сама собой. Монере Вил-лар заметил, что обе легенды повествуют о том, как Царь богов (Индра) или "Цари, сыновья царей" посещают пещеру, чтобы поклониться Спасителю, при этом пещера чудесным образом озарена сиянием. Несомненно, сам этот мотив старше, чем индо-ирано-эллинистический синкретизм; он неотделим от мифа о победном появлении Бога Сына из изначальной пещеры.

Следует сказать несколько слов о связи космогонии с метафизикой света. Мы видели, что махаяна отождествляет тат-хагат с космическими стихиями (скандха), рассматривая их как светоносные сущности. Это весьма смелое онтологическое допущение может быть понято лишь на фоне развития буддизма в целом. Однако возможно, что сходные представления высказывались и раньше: во всяком случае, в текстах гораздо более древних можно обнаружить предпосылки этой грандиозной космогонии, трактующей творение как манифестацию Света. Так, Кумарасвами связывает санскритское лила – «игра» и в первую очередь – "игра космических сил" с корнем ле-лэй – «гореть», «искриться», «сиять». Таким образом, слово лелэй могло значить Огонь, Свет или Дух. Судя по всему, уже тогда индийские мудрецы осознали связь между творением космоса, возникающего из игры божественных сущностей, и танцем языков пламени, пожирающего топливо. Аналогия эта напрашивалась сама собой, так как пламя изначально считалось парадигматической манифестацией божественности. Приведенные здесь примеры подтверждают именно такой вывод. Пламя и, соответственно, свет в Индии были символами творения и выражали самую сущность Космоса, особенно если учесть, что Вселенная считалась всего лишь манифестацией божественного или, точнее, "побочным результатом" «игры» божественных сил.

Параллельный ряд образов и представлений, выкристаллизовавшихся вокруг майи, обнаруживает сходное видение: творение мироздания – божественная игра, мираж, иллюзия, магически проецируемая божеством. Известно, сколь серьезное значение имело представление о майе для развития онтологии и сотериологии в Индии. Меньшее ударение делалось на ином: чтобы разорвать покрывало майи и прорвать космическую иллюзию, необходимо сперва осознать ее характер как «игры» – свободной спонтанной активности божества – и вслед за этим, имитируя божественный образ действий, можно достичь свободы. Парадокс индийской мысли заключается в том, что представление о свободе скрыто за представлением о майе – то есть об иллюзии и рабстве, – и потому обрести свободу можно лишь косвенным путем. Тем не менее, достаточно открыть глубокое значение майи – божественной «игры», чтобы уже встать на путь освобождения.

В махаяне Чистый Свет одновременно символизирует и абсолютную реальность, и сознание, погруженное в нирвану. В момент смерти каждый на несколько мгновений встречается с этим светом; йоги переживают встречу с ним в состоянии самадхи; Будда пребывает в свете постоянно. Смерть – это процесс растворения в космосе, не в том смысле, что плоть возвращается в землю, но в том, что космические стихии последовательно растворяются одна в другой: Земля поглощается Водой, Вода – Огнем и т. д. Очевидно, каждый из этих «переходов» стихий соответствует определенной ступени развопло-щения, и в конце процесса микрокосмос, явленный в человеке, уничтожается, подобно тому как уничтожается в конце Великого Цикла (махаюги) Вселенная. Каждый переход стихий посвященным воспринимается на психическом уровне. Так, когда Земля растворяется в Воде, тело лишается опоры (буквально: "подпорки"), иначе говоря – теряется способность управлять членами, тело становится разболтанным, как у марионетки.

Когда процесс развоплощения достигает конца, умирающий видит свет, напоминающий лунный, потом – солнечный, потом погружается в темноту. Внезапно его будит слепящий свет: это – встреча с истинным «Я», которое в соответствии с учением, общим для всех индусов, одновременно является и абсолютной реальностью, Бытием. "Тибетская книга мертвых" называет этот Свет &

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СК-метод развития человека

СК метод развития человека... ПРЕДИСЛОВИЕ Я призываю вас развивать в себе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФЕНОМЕНОГНЯ И СИЯНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Метод Д. В. Кандыбы основан на следующих развивающих упражнениях.
1. СК-специалист (СК-невролог) погружает ученика на 2– часовом СК-сеансе пассивного СК в глубокий СК-сон. Через 30–40 минут после начала сеанса СК-кодированием у ученика последовательно развивают:

Теория первого этапа СК-метода Д. В. Кандыбы.
  Мозг каждого человека излучает в зависимости от своего состояния различную частоту электромагнитных волн: 1. Бета-волны. Состояние «бета» – это состояние бодрствования, в к

Технология погружения в гипно-СК-сон.
  Погружение состоит из двух этапов: Первый – внешнее сосредоточение . Ученика просят посмотреть на неподвижный предмет, такой как ручка, карандаш, стеклянны

Выход из состояния СК-сна.
  С выведением из состояния гипноза справляются обычно легко. Для начинающего гипно-терапевта главная проблема – погружение в состояние гипноза. Даже если гипнотизер покинет кабинет,

Переход от тестов к СК-сну.
  После проведения теста на сжимание рук, скажите: "Теперь ваши руки крепко сжаты… крепко сжаты вместе… вы не можете разъединить их… вы стараетесь, но не можете… перестаньте стар

Возрастная регрессия.
Двадцатичетырехлетний Ф. страдал от повышенной тревожности и был подвержен депрессиям. Он боялся ездить в метро и находиться среди людей, страдал от клаустрофобии. Ф. по медицинским показаниям осво

Временная прогрессия.
И возрастная регрессия, и временная прогрессия под гипнозом подразумевают переориентацию человека в восприятии пространства и времени. Прогрессия означает искусственное воссоздание будущих событий.

Автоматическое письмо.
Автоматическое письмо является одним из самых удивительных и ценных инструментов гипноза, хотя используют его немногие. Некоторые гипнотерапевты, заблуждаясь, считают, что автоматическое письмо тре

Групповой, или массовый гипноз.
  Поскольку после наблюдения за сеансом гипноза зрители становятся более внушаемы, я рекомендую следовать такой процедуре: 1. Проведите тестирование на внушаемость, используя

Непрямой гипноз.
  Людей, легко поддающихся внушению, можно погрузить в гипнотическое состояние без их ведома. Некоторые стоматологи прибегают к данному методу при работе с детьми, говоря им: "Ко

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ СК-МЕТОДА
  СК – метод состоит из теоретической части и практической части. Практика состоит из СК-упраж-нений; именно эти СК-упражнения, которые строго пронумерованы и находятся в специальной

ИНФОРМАЦИОННО-БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
  Мир материален и ничего кроме материи в нем нет, но существует материя в трех основных формах: поля, излучения, вещества. Человек является частью Вселенной, поэтому он такж

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
  Психоэнергетика – система знаний, изучающая способность психики производить определенную физическую работу. Основным понятием этой системы является сознание – наибо

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ БОЛЕВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
  СК – упражнение 60. Цель – управление ощущениями боли. При работе с конкретным феноменом СК всегда специфично. Специализация направлена всегда на перевоплощение в «

РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
  СК – упражнение 61. Цель – развитие мозговых механизмов управления вкусовыми ощущениями, а) Войдите в СК и сосредоточьте внимание на кончике языка, прижатого к нёбу

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
  СК – упражнение 62. Цель – развитие мозговых механизмов управления обонятельными ощущениями. 1) Надо войти в СК и кончиками пальцев несильно выполнить нажа

РАЗВИТИЕ СЛУХА
  СК – упражнение 63. Цель – развитие слуха в СК. Для начала активизируем ушные раковины. Для этого: 1) указательными пальцами трижды проведем нажим по всему

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИКОЙ
  СК – упражнение 64. С древних времен практики разработали нижеприведенный комплекс СК-ауто-тренинга на развитие мозга и синхронизации работы Бессознательного, Созна

РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  Одним из самых эффективных способов работы в режиме СК-Сверхсознания является известный десятки тысяч лет русским жрецам метод лозоходства (пруткарства). Древнейшие изображ

Геопатогенные зоны делятсятся следующим образом.
1. Геопатогенные зоны – небольшие участки земной поверхности. Размеры этих зон вредоносных излучений и их форма чрезвычайно разнообразны – от линейных образований шириной несколько см до квадратов,

ГЕОПАТОГЕННЫЕ ЗОНЫ ПО БАРСОВУ
  В науке существует понятие "геопатогенных зон" (от греческого «гео» – Земля и «патос» – страдание, болезнь), то есть небольших участков земной поверхности, длительное преб

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  СК – упражнение 66. Цель – овладение телепатией в приеме и индукции. Телепатия (греч. tele – вдаль, pathos – чувство) – это способность всех объектов Вселенной обме

Техника телепатии выглядит следующим образом.
Индуктор и перципиент входят в глубокое СК-Сверхсозна-ние (как минимум, СК-2) и в договоренное время дают самоприказ-установку: "Я связываюсь телепатически с… (указывается имя, и на мысленном

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  Психометрия – это облегченный вид начального ясновидения. С древних времен замечено, что если какие-либо объекты природы когда-либо находились в близком контакте, то экстрасенс, вст

А теперь приведем технику достижения ясновидения.
Первый, наиболее древний способ овладения способностью к ясновидению, заключается в самопогружении в глубокий СК-сон с закрытыми или открытыми глазами на глубину, когда способность к ясновидению от

РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  СК – упражнение 69. Цель – развитие психокинетических способностей. Психокинез – это способность двигать предметы психической энергией, то есть не касаясь

СИЛОВОЙ ГИПНОЗ ИЛИ МАГИЧЕСКОЕ СК
  СК – упражнение 70. Цель – овладеть искуством магического СК. Установите перед собой на стене лист белой бумаги с черной точкой посредине диаметром 5 см. Отойдите о

РАЗУМНАЯ ВСЕЛЕННАЯ
  В основе теории вероятности лежит возможность появления случайного события. Известный американский ученый, выходец из России А. Азимов сказал, что вероятность возникновения клетки н

ПРОРОЧЕСТВО
  СК – упражнение 71. Цель – развитие пророческого и прорицательского дара. 1) Развитие способности предсказывать и прорицать у учеников В. М. Кандыбы.

ВЫДЕЛЕНИЕ АСТРАЛЬНОГО ТЕЛА
  СК – упражнение 72. Цель – обучиться умению действовать в астральном теле. Суть метода заключается в том, что, послав свое астральное тело в любое место, н

ЛЕВИТАЦИЯ
  СК – упражнение 73. Цель – управление гравитацией. Управление гравитацией состоит из трех этапов: 1. Уменьшение веса собственного тела на 70–80 %. Для этог

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ
  Ск – упражнение 74. Цель – овладение искусством материализации. 1. Управление «гомункулом». Это древнее упражнение учит умению психо-телекинетически оживля

ТЕЛЕПОРТАЦИЯ
  СК – телепортация – это феномен переноса объектов из одного места в другое без видимого участия физической силы. СК-упражнение 75. Цель – овладение искусст

КОНЦЕПЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СК-МЫШЛЕНИЯ ПО Д. В. КАНДЫБЕ
  Великий Н. И. Вавилов писал: "Конечная цель всей мировой науки – управление процессами собственной эволюции". О новом "лучистом человечестве" мечтали еще в начал

БЕССМЕРТИЕ
  СК – упражнение 76. Цель – бессмертие. Бессмертие – это духовная способность постоянно пребывать в астральном теле не менее года. В период от 40 д

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Я посвятил многие годы изучению методов развития необычных способностей и достижения бессмертия. Созданный мной СК-метод воплотил в себя лучшие дос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги