рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сыновья бога белого и черного.

Сыновья бога белого и черного. - раздел Образование, ШАМАНИЗМ Давно В Старину В Намском Улусе Жил, Как Рассказывают, Один Очень Богатый Ста...

Давно в старину в Намском улусе жил, как рассказывают, один очень богатый старик, по имени Юёдэй Угаалаах. Он имел девять сыновей, из которых восемь были уже женаты. Одни из последних выделились от отца и жили самостоятельно, другие – при нем. Младший из них, последний плод матери, был самым любимым сыном. Он был ещё холост.

В том же Намском улусе, но далеко от упомянутого богача, жил другой богатый старик, который в своем наслеге был князем и одновременно слыл за конокрада. Тот имел сына и дочь. Юёдэй Угаалаах младшему сыну сговорил дочку этого старика за очень дорогую плату и подарки. Хотя весь договоренный калым был выплачен сполна, но старик-тесть медлил свадьбой и выдачей своей дочери, выдумывая разные дополнительные подношения-подарки «разжатия челюстей» и тому подобное, которые тоже аккуратно доставлялись ему.

Однажды весной у Юёдэй Угаалаах ожеребилась молодая, перворожавшая кобылица. Жеребенок-самец бело-пегой масти имел гриву, которая росла по хребту вплоть до основания хвоста. Жеребенок был настолько слаб, что не мог подняться на ноги. Старик-хозяин, получив первую весть о появлении такого особенного жеребенка, сказал:

«Я родился по предопределению самого Юрюнг-Айыы-Тойона и считался его сыном. («Юрюнг Айыы Тойон ыйан, кэрдэн биэрбит уола этим»). Это, наверное, он сам нарочито даровал мне, как мы наделяем невесту приданным имуществом с живым скотом, идущим на поводу. Этот слабый («оккуранг») жеребенок вплоть до поздней осени пока не пожелтеет и не засохнет трава, не поднимется на ноги. Старательно ухаживайте за ним, на руках подносите к матке»!

Слуги поступили так, как было приказано: целое лето нянчились с жеребенком, на руках поднося к матери. Как предвидел сам старик, он поднялся на ноги поздней осенью и стал отменным «убаса» (однолеток). Жеребенок вырос и был оставлен табунным жеребцом. Замечательно рослый и плодовитый, он стал известен во всем ближайшем околотке под именем Мюллю Босхонг (неподвижный калека). Он брал с собой только шесть кобылиц. Когда он ржал, казалось сама земля в ответ дрожала, а небо откликалось шумным эхом. Когда Юёдэй Угаалаах сговорил сыну невесту, этот жеребец уже был у него.

Однажды сам старик с сыном поехали к свату, чтобы окончательно сговориться о переезде невесты. Два старца завели беседу о том, о сем. Но вдруг старик домохозяин завел такую речь:

«Мы ведь с тобой оба – люди известные и именитые! По моему мнению, последний подарок, который полагается по нашим обычаям при переезде невесты к мужу, должен соответствовать нашему положению. Я слышал, что у тебя есть именитый жеребец Мюллю Босхонг. В качестве заключительного подарка взамен моей дочери я жду от вас половину туши этого жеребца. Заколи его, одна половина останется у тебя, а другая мне»!

Слова свата настолько поразили Юёдэй Угаалаах, что он сразу замолчал и прервал беседу. Он подумал про себя:

«Смотрите-ка, каков он! Приманивая своей белоликой дочерью, заставил меня перетаскать все мое богатство, а теперь ему не хватало лишить меня и жеребца Мюллю Босхонг? Нет, этому не бывать!»

Старик не дал слова и, прекратив дальнейший разговор на этот предмет, вернулся домой, а сын остался ещё у невесты.

После отъезда свата домохозяин сказал зятю:

«Твой отец уехал, не дав решительного слова по поводу моего предложения. Это его дело, но и ты сам, улучив ветреную погоду, можешь привести ко мне жеребца Мюллю Босхонг! При этом условии я не стану отсрачивать ещё на лишний день отъезд твоей жены. Будучи человеком именитым, я хотел бы отведать мясо знаменитого коня»!

Будучи зятем, парень не захотел нарушить слов своего тестя. (По старинным обычаям якутов авторитет жениной родни стоял выше отцовской). И, действительно, выбрав один очень бурный день, он пригнал ему просимого жеребца с табуном – шестью кобылицами. Всех семерых тотчас же закололи. Оказывается, в юрте тестя комелек на особой оси поворачивался и под ним был вырыт большой погреб. Все туши склали в тот погреб.

У этого старика был подручный парень-любимец, который заменял ему руки и ноги. С быстротой летящей птицы он исполнял все его поручения. Однажды старик услышал молву, что где-то в Мегинцах (другой улус на противоположном, правом берегу Лены) есть знаменитый конь. Он приказывает упомянутому парню тотчас же отправиться и привести ему этого коня. (Дословно – «привести на поводу или на крыльях по воздуху», - обычная манера якутов характеризовать быструю езду). Парень не медлил и скоро привел коня. Прикрутили его к коновязи. Родной сын старика вышел с топором и с размаха ударил, метясь в лоб коня, но удар просвистал по воздуху и угодил в другого парня, который держал конец повода. Обух пришелся в голову и вдребезги разбил череп. Старуха-мать, увидев несчастье, стремглав побежала в юрту и сказала мужу:

«Старик, случилась страшная беда: сын убил человека»!

Но, однако, старик был совершенно спокоен и возразил ей:

«Ничего, успокойся, мы найдем способ избавиться»!

Выйдя на двор, он обратился к сыну:

«Ну, паренек, этот конь, наверное, имеет в себе духа покровителя, божество! («Айыылаах, тангра лаах»). При новой попытке заколоть его, пожалуй. Случиться другое несчастье? Подвяжи хвост коню («чюёрчэлээн»), а убитого парня, спутав ремнем за кисти, пусти волоком за конем»!

Сделав так, как советовал старик, коня отпустили на свободу. Он, волоча за собой труп убитого, примчался домой. Там решили, что какой-то конокрад, поймав коня, убился…Произвели в этом смысле маленькое расследование и труп человека предали земле. Тем и делу конец.

Вернемся теперь к Юёдэй Угаалаах. Когда обнаружилась пропажа жеребца Мюллю Босхонг с его табуном, девять его сыновей пустились на тщетные розыски. Наконец, отец приказал им прекратить дальнейшие розыски и при этом сказал:

«Я не представляю себе, чтобы кто-нибудь из имеющих десять пальцев решился протянуть их на мое добро, чтобы кто-нибудь из имеющих пять пальцев осмелился что-либо взять у меня? Само божество Юрюнг-Айыы даровало мне этот конный скот, оно же само, наверное и распорядилось убрать их»!

Наступила весна, стало теплее, а дни длиннее. В эту пору один старик-нищий из родичей Юёдэй Угаалаах пошел попрошайничать в тот район. Где жил сват последнего. Придя во двор его, он остался ночевать в юрте, отведенный для скотников. Ему почему-то очень долго не спалось, но однако, он лежал на постели, прикинувшись сонным. В это время вошла в юрту одна женщина и вступила в беседу с той, которая жила там. Домохозяйка вдруг среди разговора сказала гостье с упреком:

«Что же ты не поделилась со мной с изобилием наступившего года, совершенно забыла меня»?

Другая женщина возразила:

«О чем ещё думала говорить? Я попыталась было взять в ведро потроха одной кобылицы и спрятала это в телячьи ясли. Моя хозяйка, обнаружив это, так разбранилась, что и сама не рада осталась! И за такой пустяк»?

Женщины продолжали беседу.

«Ныне вы закололи знаменитого жеребца вашего свата Мюллю Босхонг с шестью кобылицами. Вероятно, у вас такое изобилие пищи, подбрюшного жира и прочее?»…

«Ну, что значит закололи скотину, это ещё пустяки! А вот нынче они убили человека. Знаешь, приказали своему парню привести из Мегинцев коня… Привязали его к коновязи. Хотели топором в лоб, но хлопнули в голову бедного парня, который держал коня. Труп убитого привязали к хвосту коня и отпустили с ним. Вот какие дела они творят»!...

«Ну а пищи той много запасено у вас, наверное лежит»?

«Давным-давно все съели, неужели у нас будут хранить по сию пору? Лишь одно стегно Мюллю Босхонг запасли для лета. Положили в холлогос с таром («холлогос» - большое ведро из бересты; «тар» - скопы скисшего, снятого молока) и вывезли в летник».

Старик нищий, услышав разговор женщин, на следующее же утро поспешил домой и обо всем услышанном подробно рассказал Юёдэй Угаалаах. Последний в то время ослеп на оба глаза. Тотчас же, взяв провожатого, он поехал в город. Уезжая, сказал сыновьям:

«Я вывезу из города начальство, к этому времени дом приведите в порядок»!

Через несколько дней он вернулся с представителем власти, который имел приказ произвести по его указанию обыск. Переночевав одну ночь, проехали прямо к свату. Под комельком обнаружили погреб, который был пуст. Поехав в его летник, в холлогосе с таром обнаружили одно стегно Мюллю Босхонг. Приказали привести ту самую женщину, которая была свидетельницей убийства человека и строго допросили. Та, не утаив ничего, обо всем подробно рассказала – как было. Сына арестовали и увезли в город судить.

Старик отец стал таскаться по судам и начальству. Для уплаты уворованного и на взятки властям того времени, жадным до денег, он промотал почти все свое богатство. Под конец сына сослали на каторгу, отец и мать остались одни дома.

Однажды старик сказал жене:

«Я был человек – созданный по произволению самого Хара-Суоруна. («Черный-Воронов» - древнее божество якутов). Родился я с предопределением судьбы – не ведать, пока живу в этой средней земле, какой-либо неудачи, не подвергаться случайному несчастью. А Юёдэй Угаалаах родился по произволению самого Юрюнг Айыы (Белого, святого творца) и потому, будучи выше по указу судьбы, одержал верх надо мной. Видимо, сказалось его исконное превосходство»!

Старуха возразила ему:

«Случившегося не вернешь и никакая сила за нас не отомстит. Наша песенка уже спета»!

Старик встрепенулся и добавил:

«Нет, погоди, не все ещё кончено! Вот у меня есть сосед Кутуйах-Шаман, который силою своих духов проходил сквозь иголье ушко. («Иннэ бюргэс юютюнэн кыырар» - поговорка). Надо бы его попросить совершить камлание и пожрать Юедэй Угаалаах со всем семейством. Ну их к чертям!... Эта одна белоликая дочь, родившись, довела нас до несчастья»!

Пригласил он шамана и заставил совершить камлание. Тот проплясал три дня и три ночи и совершенно напрасно молили своих духов. Погубить Юёдэй Угаалаах никак не не удавалось. Вернувшись со своих полетов, шаман сказал:

«Его дух-покровитель, его божество преграждало дорогу и не впустило к нему»!

«Если так, то значит они – люди с прочным назначением и никакая сила их не одолеет. Но тем не менее, не откажи ещё раз потрудиться! Вознесись к создавшему меня Хара-Суоруну! Я создан был с твердым назначением не попадать в беду в течение всей своей жизни в этой средней земле».

Шаман согласился и ещё одну ночь совершил камлание, отправился к Хара-Суоруну. Добравшись, он говорит ему:

«Созданный самим Юрюнг Айыы, сын его Юёдэй Угаалаах созданного тобою сына довел до несчастья»!...

Хара Суорун ответил:

«Правда, он был создан мною со счастливым уделом – избегать беды земли. Если же он терпит ныне разные неудачи, то это происходит потому, что его противник создан более высшим чем я божеством, Юрюнг-Айыы-Тойоном. Но тем не менее, возьми с собой вот эту веревку и брось ее около изгородей Юёдэй Угаалаах! Если кто-нибудь из них найдет эту веревку, то все они станут конокрадами и будут не выводиться из темниц».

С этими словами Хара Суорун вручил ему окровавленную веревку, длиной в девять маховых сажен. Шаман, спустившись на землю, ту веревку бросил около жилища Юёдэй Угаалаах. Она пролежала там очень долго. Люди Ю. Уг. часто проходили мимо того места, но с открытыми глазами не видели ее. Только много лет спустя собственный внук того старика (по просьбе которого веревка была брошена), сын его дочери, увидел веревку и принес домой. С тех пор он стал неисправимым конокрадом, день и ночь, не сидя у себя дома, промышлял воровством. Часто попадался и садился в острог. Каждый раз родные освобождали его, неся большие расходы, но он опять попадался. Благодаря этому его семья промотала весь свой скот. Сам Юёдэй Угаалаах со старухой умерли, сыновья обеднели и все постепенно превратились в конокрадов.

Другой старик был ещё долго жив и при получении каждой новой вести о несчастьи в семье своего врага радовался и говорил:

«Ну, хорошо, значит, и они пошли по моему пути и разделят мою участь»!

Вот таким то путем Намские якуты, как рассказывают, стали конокрадами.

Этот рассказ я слышал от Афанасия Корякина. Он умер лет шесть или семь тому назад.

 

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 

Шаманские «чудеса»

 

Иванов Петр Степанович 62 лет,

1-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

21 декабря 1924 года, г. Якутск.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ШАМАНИЗМ

Г В Ксенофонтов... ШАМАНИЗМ Избранные труды Публикации гг...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сыновья бога белого и черного.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Избранные труды
В настоящий сборник включены работы известного якутского этног­рафа и фольклориста Г. В. Ксенофонтова, посвященные шаманству якутов и других народов Сибири, опубликованные в конце 1920-х годов.

От собирателя.
    С 1921 г., состоя членом Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества, пишущий эти строки принимал посильное участие в общей работе иркутских этногра

ШАМАНСКОЕ СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО
На небесах есть дерево под названием «Ыйык-Мас»[69]. Вершина его доходит до девятого неба, окружность его никто не может определить. Начиная от корня до самой верхушки — дерево это по

ШАМАНСКОЕ ДЕРЕВО.
  Душа будущего шамана зарождается («аллараа»[71]) внизу у горы под названием Джокуо. Там растет большая ель с отломанной верхушкой (или с плоской, как бы отрубленной вершиной) и с ве

ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ ПРИЗЫВАЕМОГО К ШАМАНСТВУ.
  Сначала будущий шаман хворает умопомешательством некоторые — с девятилетнего возраста, иногда, даже, с семилетнего. Душевная болезнь продолжается от трех до семи лет. Иные сумасшест

РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ПРИЗЫВАЕМОГО К ШАМАНСТВУ.
Имеющий стать шаманом должен пройти особый обряд «эттэнии[72]», рассекания тела. Эту процедуру совершают духи умерших шаманов, предков данного кандидата в шаманы. При совершении рассекания

А. Ознакомление шамана с путями нижних духов.
  Как только кандидат, по окончании рассекания, встанет с ложа, тотчас же призывает он другого шамана. Этот последний должен знать тот сучок (на священном шаманском дереве), где лежит

Б. Восхождение в страну верхних духов.
  Кандидат в шаманы со своим учителем восходят[75] (камланием) в верхнюю страну (юёсээ дойдуга) к духу по имени Юёлэн-Кунньаас, имеющему жеребца (или жеребцов) с крыланом на оплечьях

РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА.
  В древности, как рассказывают, при зарождении великого шамана его род вымирал: за каждую кость шамана духи требовали человеческий выкуп из среды его родственников. По преданию – рас

ЖЕРТВЕННОЕ КРОПЛЕНИЕ ТЕЛА ШАМАНА
  Человек, который должен стать шаманом, в течение трех, четырех лет хворает умопомешательством. Про это именно и говорят, что «он лежит, подвергаясь рассечению — эттэнии». По рассказ

ТРЕХДНЕВНЫЙ СОН РАССЕКАЕМОГО ШАМАНА.
  Имеющий стать шаманом еще в отрочестве хворает душевной болезнью в продолжение двух, трех лет, иногда болеют и до шести лет. Перед тем, как стать ему шаманом, он видит во с

СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ШАМАНА
  Когда совершается рассечение тела шамана, он в течение семи дней лежит в обморочном состоянии, ничего не ест и не пьёт; из всех суставов и из обоих глаз всё время вытекает ка

А. Причина беснования призываемого к шаманству.
  Сначала будущий шаман долго хворает — бывает одержим приступами истерического пения. Поют вселяющиеся в него духи. Болезнь продолжается разно, иногда до пяти и шести лет. Нисходят д

Страдания шаманского рода.
  У некоторых призываемых гибнут почти все его ближай­шие родственники. Их убивает, уничтожает (досл. — съедает) дух предка-шамана за то, что его потомок противится при­зывам.

Искупительное страдание самого шамана.
  В старину (по понятиям якутов) хороший шаман должен был обязательно подвергнуться «эттэнии» (рассеканию, разрубанию на части его тела). При совершении последнего шаман должен лежать

В. Обряд посвящения на шаманское призвание.
  Нового шамана должен посвятить на служение — «усуйар» старый, опытный шаман («усуйуу» — не есть обучение в педагогическом смысле, как думают некоторые этнографы, а по своей сути явл

Г. Поднятие останков умершего шамана.
Знаменитого шамана хоронят не в земле, а кладут на открытом воздухе в особое сооружение – арангас. Потом (когда арангас сгнивает и валится от времени) кости шамана в течение веков «поднимают» после

ПОДНЯТИЕ КОСТЕЙ УМЕРШЕГО ШАМАНА.
  На речке Хаастаах есть могила древнего шамана по имени Тимир-Чарапчылаах (в переводе — «имеющий железный ко­зырек над глазами»). Труп положен в колоду, выдолбленную из обрубка листв

ЗВЕРЬ – МАТЕРЬ» ШАМАНА
  По рассказам, у каждого шамана бывает, так называемый мать-зверь («иньэ кыыла»), который имеет, будто бы, вид большой птицы с клювом, напоминающим железную ледоколку, с крючковатыми

ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ ПРИЗЫВАЕМЫХ К ШАМАНСТВУ.
  (Из биографии живых шаманов).   1. В нашем наслеге шаман Петр, по прозвищу Тааппына - Уола в возрасте 25 лет, еще до получения шаманского дара, три года страд

ШАМАНСКОЕ СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО
  Рассказывают, что существует особое дерево – «Аар-Кудук-Мас» (в приблизительном переводе – «Священное дерево» или «Великое дерево»), так как слово «аар» имеет двоякое значение – огр

РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА
  По рассказам, древние шаманы в период эттэнии - рассекания их тела (бесами) живут, запершись в своем доме, в безлюдной местности. Рассекание тела шамана состоит, будто бы,

ФАКТ СОВРЕМЕННОСТИ.
(Рассказ о шамане, проходящем искус становления).   У нас живет теперь одни человек по имени Михаил Никитин, который проходит ныне искус становления в шаманы. Этот человек дв

СТАНОВЛЕНИЕ ШАМАНА.
(Показания очевидца).   В Бёртюнцах два года тому назад, летом, один человек, говоря, что он должен скоро сделаться шаманом, велел построить себе в лесу вблизи елани (поляна

ЖАРЕНИЕ И ПОЕДАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА БЕСАМИ
  Шаманское «эттэнии» (рассекание тела) продолжается три дня. Он в этом время лежит лишенный речи. Видит только он сам, как отделяют друг от друга все его главные кости («мюсэ мюсэтин

ОБРАЗ ШАМАНСКИХ БЕСОВ.
(Вороны и собаки).   По её словам (предыдущей К.-Матрёны), когда она не шаманит в течение 20-ти дней, то у ней начинает погибать скот (уничтожают недовольные духи)...Духи её

СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ СМЕРТЬ ШАМАНА
  Перед смертью она (Матрена), будто бы, сказала: «Если моя смерть будет сопровождаться ветром и бурей (досл. — «если я отправлюсь с ветром и бурей»), то в этот край не воз­вращусь бо

О ПОСВЯЩЕНИИ ШАМАНА
  Нового шамана может посвящать на служение только шаман, который сильнее чем он. Здесь у нас был новый шаман Сэмэнчик. Он, прежде чем стать шаманом, тяжко прохворал одно лет

ВОЗНЕСЕНИЕ ШАМАНА НА НЕБО
  Когда шамана Сэмэнчик (о котором говорилось выше) подвергали рассеканию, то его, будто бы, вознесли на небо и там, усадив на верхушку высохшего дерева, заставили куковать – «ку-ку!!

ШАМАН, ТРИЖДЫ УБИТЫЙ, ТРИЖДЫ ВОСКРЕСШИЙ И ЖИВЫМ ПЕРЕШЕДШИЙ В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ.
(Древнее сказание).   Когда-то давно жил, говорят у нас один шаман; как его первоначально звали неизвестно, но позже получил прозвание – Сынгаага-Суох (в перев. – без челюсте

РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЯ ДУШИ ШАМАНА
  Шаманы зарождаются далеко на севере, у корня мерзких заболеваний. Там бывает лиственница, на ветвях которой имеют гнезда на разной высоте. Самые большие шаманы воспитываются на верх

Попов Василий.
Хаданский наслег Хочинского улуса 22 марта 1925 г.   В Мархинском улусе когда-то давно жил шаман по имени Ааджа. О нем рассказывают так. Жили два бра

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ШАМАНА
Рассказывают у нас, что (имеющий стать) шаманом отправляется на какую-то гору под названием «Солнце-Гора», «Месяц-Гора» и там, лежа на свежесодранной бересте, подвергается рассеканию, при этом рожа

ТРИЖДЫ УМИРАЮЩИЕ И ТРИЖДЫ ВОСКРЕСАЮЩИЕ ШАМАНЫ
  Избранные шаманы, как говорят, три раза подвергаются рассеканию, а плохие только раз. Дух редких, исключительных шаманов, рассказывают, после смерти снова рождается. А про великих ш

РАССЕКАНИЕ ШАМАНА.
  Разрубив на части тело шамана, говорят, его мясо (злые духи) делят между собой и съедают. В это время сам шаман сильно хворает, едва лишь теплится в нём жизнь, сохнет, худеет. А нек

ТРЕХДНЕВНАЯ СМЕРТЬ ШАМАНА.
  Сами шаманы рассказывают, что подвергаются рассека­нию. В это время они, якобы, три дня лежат без ды­хания. Слышал также, что при совершении рассекания тела шамана его укладывают на

ТРЕХДНЕВНАЯ СМЕРТЬ ШАМАНА И ЕГО ВОСКРЕСЕНИЕ.
  Человек, имеющий стать шаманом, целый год лежит на постели, хворает, тело его покрывается сыпью. Про это и говорят – подвергается рассеканию. Также говорят, что шаман умирает, три д

ШАМАН НА ТРИ ДНЯ ПРИВЯЗАННЫЙ К ДЕРЕВУ
  Когда-то давно жил, рассказывают, шаман по имени Бютэй-Илии, из какого улуса неизвестно. Когда он устремлял свой взгляд на скот и людей, то все они погибали. По этой причине его при

СТРАСТНЫЕ ДНИ ШАМАНА
  Тот человек, который должен стать большим шаманом, говорят, в течение пяти-шести дней лежит, лишившись речи, как будто мертвый. Все тело его в то время покрывается сине-багровыми кр

ШАМАН-ОХОТНИК И МАТЬ ЗВЕРЬ.
(Шаманский тотем).   У каждого шамана должен быть мать-зверь, или перво­образ—зверь («иньэ-кыыл», «кэп-кыыл»). Он по большей части представляется в виде лося, редко—в виде ме

ЧАСТИЦЫ ШАМАНСКОГО ТЕЛА, СПАСАЮЩИЕ ЛЮДЕЙ ОТ БОЛЕЗНЕЙ.
Настоящий шаман (прежде чем стать таковым) должен хворать. Затем он трижды подвергается рассеканию. Мне не доводилось слышать, что при этом шамана кладут на свежесодранную бересту. Сами ша

МАТЬ-ЗВЕРЬ ШАМАНА.
  Мать-зверь у якутских шаманов – бык, а у тунгусов, говорят, - олень. До смерти шамана его мать-зверь приходит только три раза. У лучших, избранных шаманов, рассказывают, им

ШАМАНСКИЙ МАТЬ ЗВЕРЬ.
  У якутского шамана мать-зверь (иньэ кыыла), говорят, голубо-пестрый бык, а у тунгусского — пятнистый олень. Этот зверь, будто бы, обитает очень далеко. Говорят, что мать-зверь играе

ДВЕ ШАМАНСКИЕ СОБАКИ.
Сами шаманы рассказывают, что у них бывают две собаки (невидимые их слуги). При камлании именуют их – «Хардас» и «Бётёс». У кровожадного шамана (т. е. вдохновляемого злыми духами) эти собаки, будто

СТРАДАНИЯ ШАМАНА
Рассказывают сами шаманы, что тело большого шамана три раза подвергается рассеканию, а маленького - один раз. В это время он сам, будто бы, лежит, борясь со смертью. Говорят, что в ту пору собирают

ВОЗВЕДЕНИЕ ШАМАНА НА ГОРУ.
  Шаманы рассказывают: «После рассекания тела приводят на хребет под названием – «Кёмюс – Джирбиит - Гора». Самого большого шамана ставят у самой вершины горы, среднего - на середине.

ШАМАНСКОЕ ДЕРЕВО И ВОСПИТАНИЕ ДУШИ ШАМАНА.
До появления шамана душа того человека, который пред­назначается для этой роли, берется бесами, злыми духами и воспитывается ими до тех пор, пока она не приобретет свойств злого духа. В это время ч

БОЛЕЗНЬ И СТРАДАНИЯ ШАМАНА.
Человек, который должен стать шаманом, раньше хворает в течение двух, трёх лет. Только после этого он может приступить к своему служению. Шаманы про этот период своей болезни рассказывают,

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ШАМАНА.
  Хороший настоящий шаман, как рассказывают, подвергается рассеканию. У нас в виде поговорки говорят: «Он три раза был рассечен — великий шаман». Сами шаманы рассказывают так: «Сначал

ДУХИ-СОБАКИ И ДРУГИЕ ШАМАНСКИЕ ЗВЕРИ.
У шаманов бывают духи-собаки. Их они обычно кличут (при камлании) – «Хардас, Хардас», иногда же, жалеючи, из почтения к ним, называют – «Юнюгэс». Мать-зверь у шамана – лось или олень. Он п

СМЕРТЬ И ВОСКРЕШЕНИЕ ШАМАНА.
Имеющий стать шаманом должен подвергнуться рассеканию. О времени, когда это должно совершиться, он заранее знает и ложится на свежесодранную бересту или же на кору другого дерева. При расс

СТРАДАНИЯ ШАМАНА.
  Рассказывают у нас, что шаман (при становлении) триж­ды подвергается рассеканию. У великого шамана, говорят, отделяют все его конечности. (Рассказчик почему-то слова «ноги» и «руки»

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ ШАМАНОВ.
Прежде чем сделаться шаманами, люди долго болеют, худеют, остаются у них «кости да кожа» (дословно – «кости делаются утиными, а глаза впадают как у дохлой рыбы»), сходят с ума, безумствуют, постоян

ПОКЛОНЕНИЕ БЫКУ.
  У меня была бабушка по имени Мэппичиэйэ, которая умер­ла 50 лет тому назад, когда мне было только 15 лет. При кон­чине ей уже перевалило за сто лет. Она родом была из Якут­ского окр

Рождение шамана девою.
  В древние времена в Мытахцах[86] жила одна девица, которая по своей наружности была одной из самых красивейших. Она в сознании собственного достоинства долго жила, не выходя замуж.

Борьба шамана с оспой.
Однажды, описанные выше два брата-шамана, боясь при­ближающейся с юга оспы, бежали в горы. Переселяясь со скотом, они расположились на ночлег и раскинули урасу в местности под названием «Кымырдагас

Шаман – богоборец.
Однажды Джаанай совершил камлание и направился к своему отцу – сыну Хара-Суоруна. Добравшись до него, он стал умолять и упрашивать: «Буду ли я приходить к вам, едва передвигая своими четыр

Шаманка светлых духов.
У Джаанайя была одна младшая сестра – шаманка светлых, небесных духов («Айыы удагана»). Однажды эта сестра говорит ему: «В этой стране я не могу жить с тобою, так как слишком умножились тв

ЛЕГЕНДА О ДВУХ БРАТЬЯХ-ШАМАНАХ.
(Из культа близнецов).   В древности, в местности под названием «Юёттээх» в нашем Баппагайском наслеге, как гласит о том легенда, родились два брата – шамана. Одного из них з

БОРЬБА ШАМАНА В ОБРАЗЕ БЫКА СО ЗЛЫМ ДУХОМ.
В древности в Удюгейском улусе, в наслеге Мэйик жили два брата, известные шаманы. Старшего из них звали Лагларыйа-Шаман, а младшего – Сабыкы. Однажды появилась оспенная эпидемия. Заболел о

БОРЬБА ШАМАНА С ДУХОМ ОСПЫ.
Один шаман в нашем 2-м Удюгейском наслеге по имени Бодонгкос, по прозванию Огусар-Ойун, рассказывал, что он бодался с духом оспы, приняв вид голубо-пестрого быка. Он говорил: «Я чувствовал, что мог

ШАМАН, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ БЫКА И НАРАЩЕНИЕ ИМ РОГОВ.
В старину, когда мне было десять лет, пошёл я однажды в Одейцах на камлание шамана Павла. Я помню, как во время камлания шаман вдруг, бросив свой бубен, стал издавать бычий рев и, ставши на четвере

ШАМАН-БЫК И БОРЬБА ЕГО С БЫКОМ-ОСПОЙ
Когда-то в древности жил, говорят, предок всего Мытахского наслега — шаман по имени Наачабыл. Есть, будто бы, «Госпожа» (так якуты называют духа оспенной эпидемии, боясь произносить ее собственное

СТРАДАНИЯ БУРЯТСКОГО ШАМАНА.
Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки) приходят и учат. Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознатель

БУРЯТСКАЯ ЛЕГЕНДА О РАССЕЧЕНИИ ТЕЛА ШАМАНА.
Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амин) берет утха (те шаманские духи, от которых новый шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулган - собрание, сходка) на небо и там учат. Когда уче

КРЕСТНАЯ ПОЗА В БУРЯТСКОМ ШАМАНИЗМЕ.
Если шаман долго не выздоравливает, то булук его (односельчане, одноулусники) все время брызгает Буха-Нойыну и всем (другим заянам – святым предкам и божетсвам)… Из своих записей мне не удалось выя

ТУНГУССКАЯ ЛЕГЕНДА О РАССЕКАНИИ ТЕЛА ШАМАНА И ПОЕДАНИИ ЕГО ЗЛЫМИ ДУХАМИ.
Человек не может стать шаманом, если у него в роду нет шаманов. Только тот воспринимает дар шаманства, кто в прошлом имеет предков-шаманов, идущих из поколения в поколение. Мой старший брат Илья Се

ШАМАНСКОЕ СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО.
Наверху (на небесах?) есть особое дерево, где воспитываются души шаманов, прежде чем они стали таковыми. На этом дереве, на ветвях есть гнезда (в которых лежат, воспитываются души). Дерево это назы

СУМАСШЕСТВИЕ ТУНГУССКИХ ШАМАНОВ.
  По нашим тунгусским понятиям, человек, прежде чем стать шаманом, хворает умопомешательством в продолже­ние нескольких лет. Бывают умершие шаманы, они (рассказ­чик разумеет, конечно,

К главе первой.
1. Данилов Иннокентий Иванович, 71 года, якут 3-го Мальжегарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Неграмотный. Постоянно живёт в своем наслеге. В молодости бывал на Ленских пр

К главе второй.
1. Попов Василий Федорович, 45 лет, якут 2-го Бордонского наслега Хочинского улуса. Грамотный, известный в своем районе певец – импровизатор, хороший рассказчик. Когда я, во время

К главе третьей.
  1. Васильев Евдоким Васильевич, 65 лет, якут Баппагайского наслега Средне-Вилюйского улуса. Неграмотный, в прошлом состоятельный человек, владелец оленных стад, слу

К главе четвертой.
1. Степанов Михаил, 53 года, бурят Басаевского улуса Ользонского хошуна, Эхирит-Булагатского аймака. Неграмотный, известный во всем околотке шаман. Почти каждый день его сородичи в

МОЛЕНИЕ ДУХУ УМЕРШЕГО ШАМАНА У АЛАРСКИХ БУРЯТ
(Из дневника)   Каждое лето перед наступлением сенокоса буряты Аларского ведомства совершают целыми улусами (одна деревня из ближайших родичей) поездки на горы для поклонения

Моление и жертвоприношение
  Главное жертвоприношение духу шамана заключается в заклании овцы. Но до этого совершается предварительное моление духу, разделенное на два отдельных акта, сопровождаемые брызганием

Первое обращение к духу
На задах общей площадки горят два костра, где поставлены две большие чугунные чаши для варки мяса. По приезде сразу приступают к кипячению в них воды. Этим делом занимаются мужчины; женщинам вообще

Второе обращение к духу
Пока варится жертвенное мясо, шаман в сопровождении человек направляется к главному «сэргэ» умершего шамана, к священной березе с его реликвией. Один из сопровождающих исполняет обязанности туургэ

Угощение духа мясом
  Угощение духа жертвенным мясом у бурят также сводится к актам коллективной трапезы самой улусной общины, а на долю духа достаются голые кости, которые сжигаются тут же всеми собравш

Сообщества духа умершего шамана
  Наиболее интересным моментом во всей этой церемонии является заключительная сцена – разыгрывания шаманом-распорядителем сошествия на него духа древнего шамана. Но, к сожалению, по н

Необходимость установления постоянного культа умершего шамана
Когда-то давно в Багарахском роде 4-го Мальжегарского наслега, по рассказам, жил шаман по имени Тимир-Чарапчылаах. Он был похоронен на «арангасе» на острове Харыйалаах. Во время сильного н

Шаман Тимир Чарапчылаах
В древности среди Бёртюнских якутов жил один человек, который на 52-м году жизни неожиданно превратился в шамана. Однажды он, неся на себе две кожаные сумы с тааром (кислое молоко), отправился коси

Древний обычай похорон шамана.
  (Из рассказов о шамане Бигэк-Джаарын)   В древности среди предков Бёртюнского наслега (2-го Мальжегарского) был знаменитый шаман по имени Бигэк-Джаарын. Сына

Древние похороны членов шаманского рода
  (Из рассказов о шамане Бигэк-Джаарын).   Предком Бёртюнцев (якутов 2-го Мальжегарского наслега) был известный шаман Бигэк-Джаарын. Он имел брата – Хонгхо-Окой

Дух мертвого шамана — покровитель потомков
  Когда-то в древности в Курбусахском наслеге Борогонского улуса жил шаман по имени Басыллай. Имел он двух братьев, одного из них звали Ниргиэрдээх, а другого Джэндэгэ. Эти братья шам

Правление шаманов
  У нас в Борогонцах, вокруг озера Табын-Ибэ похоронены кости девяти шаманов. В древности около этого района по-видимому, шаманов было очень много. По преданиям, в те времена

Кунньаас-шаман
Про древнего шамана Кунньаас говорят у нас так «Айыы Буодбут» (ставший божеством, духом-покровителем), что служит заменой его имени. Также именуют «Сур-Джагыл-Атыырдаах», («имеющий жеребца серой ма

Из легенд о шамане небожителей Юёлэн-Кунньаас.
В глубокой древности жил князь по имени Чёмчёй; сына его звали Юёлэн-Кунньаас. Последний был шаман. Однажды летом, во время праздника «ысыах», шаману Юёлэн-Кунньаасу подали первую

ШАМАН-РОЖДЕННЫЙ ДЕВОЙ
Одна дева родила ребенка и со стыда спрятала его в кучу сырого скотского навоза, обмазав снаружи так, чтобы его не было видно. На третий день после этого кто-то, услыхав плач ребенка, нашел его, во

ШАМАН-ВОСПИТАННЫЙ В ЯСЛЯХ КОРОВЬЕГО ХЛЕВА
В древности в нашем Кангаласском наслеге, в той части, которая теперь образовала особый наслег Эчик-Хангаласа, по преданию, родился и жил шаман по имени Абаасы-Ойуна (шаман злых духов). Его кости л

ШАМАН-НАЙДЕННЫЙ РЕБЕНКОМ СРЕДИ КОРОВ
Предок нашего наслега «айыы ойуна» (белый шаман), по имени Элэмтэ. Про него рассказывают так. Было большое наводнение на какой-то реке, людей и скот снесло водой; из них одного ребенка и ш

БЕСПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ ШАМАНА
Лет 15 или 16 тому назад, когда я жил ещё на родине в Намцах, одна старуха, мать старика Кудараас, передала мне рассказ о своих предках шаманах. В то время ей было чуть ли не около ста лет, но тем

ЛЕГЕНДА О ШАМАНЕ, РОЖДЕННОМ ДВА РАЗА
(Первую вариацию это легенды см. «Легенды о шаманах» ч. I. 29—32 стр.)   В древности в Таастахском наслеге Намского улуса жил белый шаман («айыы ойуна») Арбаанча. Пр

Сумасшествие шамана и обновление его тела.
Душу человека («сюрюн, кутун»), который должен стать шаманом, берут (духи) и уносят в подземный мир. Там, говорят, есть особый дом, где заключаются эти (похищенные) души. Душа хорошего шамана заклю

Обмирание шамана на три дня перед призванием.
В Немюгинском наслеге не особенно давно был шаман Бётюрюю. Про него рассказывали: перед тем как стать ему шаманом, духи привели его на гору около местности Тураахтаах-Аана и там рассекли его тело н

Трехдневная смерть и воскресение шаманов перед призванием.
  Человек, который должен стать шаманом, сначала в течение 3-4 лет сходит с ума, поэтому запирают его в амбар. Затем, при становлении великих шаманов из его кровной родни умирают люди

Смерть и воскресение шамана перед призванием.
В древности, по преданиям, рассекание тела шаманов при их становлении совершалось воочию. О том, как стал шаманом Бюкэс-Юллэйээн, который позже служил наслежным князем, рассказывают так. О

Шаман, воскресший после смерти.
В Дюллюкюнском наслеге, по существующим рассказам, когда-то жил один шаман, которого называют Юктюччю. Про него говорят, что он умер и воскрес. Подробностей рассказов о нем я не удержал в своей пам

Шаманская болезнь
(Рассказ больного, одержимого «шаманскими духами»).   У меня в роду шаманов нет. Моя болезнь приключилась так. Месяц тому назад я поехал через реку в лес на восточный берег (

ЛЕГЕНДА О ВОСКРЕСШЕЙ ЖЕНЩИНЕ
(Идея трехдневной смерти).   В старину в Качикатцах, как гласит о том предание, жил один богатый человек. У него неожиданно умерла жена. Он положил в ея гроб четыре безмена м

Сын бога Улуу-Тойона. (Великого повелителя).
Когда-то в глубокой древности в Атамайцах (Намский улус) жил человек громадного роста и неимоверный силач, по имени Лукапыар. Однажды он ехал верхом. Вдруг с запада поднялась темная туча и оттуда п

ШАМАН КЮСТЭХ
1. Отыскание дороги в темноте   Во втором Мальжегарском наслеге не так давно жил шаман Иван Иванов, по прозванию Кюстэх-Ойун. Однажды он, только что ставши шаманом,

Исцеление бесноватого
  В старину в Малтанцах один человек захворал умопомешательством. В продолжение целых пяти лет родные обращались к разным шаманам, но безрезультатно. Наконец, они призвали Кюстэх-Шама

Хождение по водам, как по суше
  Давно когда-то в Качикатском наслеге жил шаман, который известен под именем Качикаат-Ойуна. Про него ходят разные рассказы. Однажды он пришел в Немгогинский наслег и попрос

Исцеление бесноватых
  В это время пришли в юрту старухи два человека из свадьбы и рассказали, что из собравшихся там людей 25 человек лишились рассудка и поют, вселяя в себя злых духов («уйгуур мэнэрнк б

ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕПРАВА ШАМАНА ЧЕРЕЗ РЕКУ
  Про древних шаманов существует такой рассказ. Они, если не имели лодки для переправы (через реку или протоку), то будто бы вызывали её с противоположного берега. Для этого брали тал

ШАМАН ЧУУЧУГУС
В древности у нас в Внлюйском крае был знаменитым шаман Сысыл-Ойун (Лиса-Шаман). В далеком Якутском крае захворала жена одного богатого человека. Муж ея от­правил на Вилюй верхами двух слуг с тремя

Превращение коры дерева в живую рыбу.
Люди, приехавшие из Якутского края, глядя на невзрачную наружность шамаиа, насмехались над ним и говорили между собою: «Имея такой жалкий вид, какую пользу он думает принести и зачем едет

Возвращение сбежавших коней
В ту ночь, когда шаман показал живую рыбу, выпал большой снег. Утром четырёх привязанных коней на мете не оказалось. По следам было видно, что кони побежали обратно в сторону Вилюя. Двое якутян пош

Воскрешение умершей женщины
  Наконец добрались до дома, где жила больная. Муж последней встретил шамана с такими словами: «Из такой дали вам пришлось напрасно терять время и труд. Больная уже скончалас

ШАМАНСКИЕ ЧУДЕСА.
(Воскрешение мёртвого).   В глубокой древности, в эпоху прадедов («былыр ёбюгэ сагана»), как гласит предание, а Мастахском улусе жил старик-рыбак. Он имел сына, который с сем

ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВОГО
В старину у нас жил известный шаман, по имени Бэргэсэ-Ойун, а в Хочинском улусе одновременно с ним жил другой шаман Хамначчит-Ойун. У первого шамана в Якутском крае (Якутском уезде) был приятель, у

ИСПРОШЕНИЕ ДЕТЕЙ ШАМАНАМИ
Сиэллээх-Ёсюргю состарился, жене его было уже 60 лет и она ни разу не рожала. Однажды приехали к ним из Якутского края два шамана, назвались Качикатцами. (Наслег с таким названием имееется в Восточ

ИСПРОШЕНИЕ ШАМАНАМИ ДЕТЕЙ
Кюннэт-Князь имел двух жен, но они долгое время были бездетны. Поэтому он пригласил из Вилюя одного шамана небожителей («айыы ойуна»), не причастного ни к чему грязному и нечистому, чтобы совершить

ШАМАНСКИЕ ЧУДЕСА
(Сказания о шаманах Бэргэсэлээх, Бютэй-Ытыс, Хадаар и Айалга)   О Вилюйском шамане Бэргэсэлээх существует такие рассказы. Когда он однажды в Якутском крае держал вер

ДЖААРЫН
(Князь-Шаман)   Джаарын был знаменитый шаман. От него произошел один род, живущий около озера Мэгэджэк, носящий его имя. Ныне они образовали один наслег, 1-ый Бордонгский; в

ЗА ДУШОЙ БОЛЬНОГО
Когда душу человека уносят северные злые духи, шаман, совершив камлание, отправляется в их страну с разными подношениями. Когда-то давно направились на север женщины из «нучча» (русские),

ВОЗНЕСЕНИЕ ШАМАНА НА НЕБО К УЛУУ-ТОЙОНУ
(Из преданий о Борогонском шамане Хагыстаайы)   Хагыстаайы до обретения шаманского дара лежал на обучении у Уэуу-Тойона (т.е. душа его). Однажды, лежа там, он был свидетелем

ОБРЯД ВЫЗЫВАНИЯ ПОЛОВОЙ СТРАСТИ
(«Джалын Ылыыта»).   В старину, по рассказам, шаманы совершали особое моление духу земли и ниспослании на женщин-«джалын» (силы полового влечения). Оно устраивалось совместно

БОРЬБА ШАМАНА С КНЯЗЕМ.
(Из преданий о Борогонском шамане Хагыстаайы)   Давно в старину у нас в Борогонцах жил шаман, по имени Хагыстаайы. В одно время с ним жил один знатный якут Усуктаах-Сэмэн («О

ВРАЖДА ШАМАНА С ВОЖДЕМ НАРОДА
  В старину, приблизительно четыре поколения назад, в Маганинском роде нашего наслега жил, по рассказам, один шаман злых духов, по имени Бютэй-Илии. (Сросшиеся пальцы). Так прозвали е

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖЕРТВА ЗЛЫМ ДУХАМ
(Идея искупительной жертвы)   В старину, рассказывал мой отец, у нас когда-то жил человек, по имени Джангсай. Когда ему исполнилось семьдесят лет, он сильно захворал и, лежа

ШАМАНЫ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ ДУХОВ
(«Белые» и «черные»)   Шаманы делятся на тех, которые совершают путешествие к верхним духам, и на тех, которые могут камлать только к нижним духам. Первые воспитываются в вер

КОНЬ – ПУТЕВОДИТЕЛЬ ШАМАНА
  Предок нашего Кэнтикского наслега Сасыл-Ойун (Лиса-Шаман). Он первым выехал и поселился в здешних краях. Они видел во сне озеро Кэнтик и приехал – отыскать его. Это озеро н

ШАМАН, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ КОНЯ ПРИ КАМЛАНИИ
  В Орсюдском наслеге сравнительно недавно жил шаман, по имени Бётюрююнкэ (искаж. Петр). Он умер всего 7-8 лет тому назад. Мать или бабушка его была из Хоринского наслега, поэтому он

БЕЛЫЕ ШАМАНЫ
  Древние «айыы-ойуна», шаманы светлых духов (небожителей), никогда не совершали камланий к «абаасы» - злым духам. Только про позднего шамана, по имени Муочай Григорий, рассказывают,

ШАМАН ДЖЮСЭГЭЙ‘А
(Белый шаман)   Предком нашего наслега считается шаман Бюгэс-Джаарын, по прозванию – Хаппахчылаах. («Хаппахчы» в данном случае – козырек над глазами). Люди не могли выносить

ДВА ШАМАНА – БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ
  Мы в Одунинском наслеге составляем особое «инье ууса» (подразделение рода), под названием – «Хоро». Наш предок, шаман Хоро-Бюктээн имел девять сыновей и восемь дочерей, кот

ПРЕДАНИЕ О БЕЛОМ ШАМАНЕ
  Мой отдаленный предок («ёбюгэм») Максим был белый шаман («айны ойуна»). Его отец Лэнгкэ-Огонньор (Л. старец ), про которого рассказывают, что он носил шапку, сшитую из семи заячьих

ДРЕВНИЙ ШАМАН ЮРЮНГ-БАС
  В древности, когда мы были «саха» (Дословно – «когда мы были якутами»; рассказчик поясняет эту фразу – «когда мы еще не приняли русской веры»), в Чириктейском наслеге (Дюпсюнского у

КУННЬААС-ШАМАН
(Наведение им истерии на людей)   Мой дядя по матери Егор Михайлович, якут моего же наслега из рода Сата, с молодых лет был одержим истерическим пением («мэнэрик этэ»). При п

БЕСНОВАНИЕ ШАМАНСКИМ ДУХОМ
  В детстве я учился в Октемской школе, недалеко от улусной управы. Учителем был Н.П.Припузов. (Позже был известен как этнограф, давая статьи по верованиям и обычаям якутов. Г.К.).

СТРАШНЫЙ ШАМАН
(Из рассказов о легендарном шамане Кунньаас)   У моего старшего брата много лет тому назад заболела жена. Он пригласил шамана и по его указанию посвятил духу шамана Кунньааса

ЯВЛЕНИЕ ШАМАНСКОГО ДУХА С ДОЖДЕМ, ГРОМОМ И МОЛНИЕЙ
  Давно в старину Харыйалахсий шаман Батыйалаах, когда у нас была оспенная эпидемия, бодался с оспой и победил ее. Оспа дала ему обязательно не бывать на острове Харыйалаах. Шаман уме

ГОЛОС С НЕБА
  Депутат Сыранов был главой над всеми якутами. С ним никто из якутов не смел тягаться; на кого он взглянет косо, того мог подвергнуть телесному наказанию. При нем был даже особый чел

ИЗ РАССКАЗОВ О ШАМАНЕ БЮКЭС-ДЖААРЫН
  В древности среди Бёртюнских якутов жили два брата. Один из них был шаман Бюкэс-Джаарын. Оба имели по нескольку сыновей. Однажды сыновья отправились на восточную сторону Ле

КАННИБАЛИЗМ СРЕДИ ШАМАНОВ
  В Якутском крае жил известный шаман, по имени Бютэй. «Абаасы» - духи двух вилюйских шаманов, а именно Бэргэсэлээх и другого тунгусского, отправились в Якутский край пожрать

БОРЬБА ШАМАНСКИХ ДУХОВ
(Из преданий о Борогонском шамане Хыгыстаайы).   Это было в пору расцвета силы известного Борогонского шамана Хыгыстаайы. Последний услышал, что в Баяганстайском улусе живет

БОРЬБА ШАМАНСКИХ ДУХОВ
  Рассказывают, что шаманы имеют свои охотничьи самострелы («айа»). У хорошего шамана бывает три самострела, у среднего два, а у плохого один. Эти луки-самострелы они будто бы настора

БОРЬБА ШАМАНСКИХ ДУХОВ
  Шаман Бюкэс-Джаарын был шаман Джюсэгэй`я. («Белый шаман» - служитель бога – предка и покровителя конного скота). Он совершал камлание в течение 20-ти лет, начиная с пятидесятилетнег

БОРЬБА ШАМАНСКИХ ДУХОВ
(Из сказаний о борогонском шамане Ёлкён Быраайы.)   В старину, когда мы ещё были якутами, «былыр саха сагана». На мой вопрос – с какого момента якуты перестали быть таковыми,

СОЗВЕЗДИЕ ОХОТНИКА С СОБАКОЙ
(Орион и псы)   На небе есть ряд звёзд, которых мы называем Тонгус Арангас-Сулус. (Дословно – «Тунгусская Большая Медведица» или – «Тунгус-лабаз-Звезда»). Выйдя во двор, расс

ШАМАН, РУБЯЩИЙ СКРЕПУ ПЛАНЕТУ
  В древности когда-то жил, говорят, предок всего Мытахского наслега, шаман по имени Ётююлээх-Ёрген-Ойун. (Дословно в переводе – Имеющий свитую из кожи верёвку Ёргён-Шаман). Он, когда

БОРЬБА ШАМАНА СО ЗВЕЗДОЙ, НАВЕВАЮЩЕЙ ХОЛОД.
  По рассказам, в древние времена жил шаман по имени Тюктюн. Он был из Хоринского рода. От него родился тоже шаман Сэргэх-Кююркэх, который был усыновлен шаманом Арджа. У шамана Сэргэх

НЕБЕСНЫЕ ДЕВЫ
  Сначала, как рассказывают, превратилась в злого духа – юёр старшая дочь Омогона, предка якутов. (Презренная женихом Эллэйем). Отец ея Омогон (после ея смерти) внес в свой дом пёстру

ШАМАНСКИЕ МАТЬ-ЗВЕРИ
(Лоси)   Мать-зверь Билюйского шамана Суолта, лось чёрной масти белой мордой, поднявшись на облака, пасся. Мать-зверь другого шамана Балгыя, лось водянистой масти, (дословно

БОРЬБА ШАМАНА С ДУХОМ ОСПЫ
  Давно когда-то оспа погубила в нашей стране очень много людей н отправилась в глухие, отдаленные места, (Дословно, «к верховьям речек». Так называются вообще дальние стра­ны), а име

ЕТЮЮЛЭЭХ-ЁРГЁНТЁЙ
(Борьба шамана с оспой)   Ётююлээх Ёргёнтёй – дед Мытахского шамана Боруочан. Брат его (Ё.Ё.) Кыырчыг тоже был шаман. Последний бодался с Оспой и бежал от неё в тайгу, в Мыта

К Гл. 1
Примечание: Фраза – «Ютюгэн Юрэйдин, Сах сарайдын» - старинная поговорка, произносимая, когда грозит какая-либо страшная беда. Общий смысл – пусть не сбудется это, и да не допустят до того б

К гл. 4
Примечание: «Айыы буолбут»-ставший Айыы. Это выражение употребляется как нарицательное имя для некоторых общеизвестных духов умерших, а в отношении местного всем известного духа заменяет и с

К гл. 5
Примечание 2: Устин Павлов происходит из знатного рода, служил очень долго в улусных должностях – выборным и имел возможность бывать во многих углах улуса, вести беседы с знатоками старины.

А. Окладников.
ОТ АВТОРА   Настоящая статья была приготовлена в качестве теоретического введения к сборнику материалов по шаманству, под заглавием «Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бу

КУЛЬТ СУМАСШЕСТВИЯ В УРАЛО-АЛТАЙСКОМ ШАМАНИЗМЕ
  Факты сибирского шаманизма могут служить весьма красноречивым и показательным материалом для антирелигиозной пропаганды вообще и против христианства в частности. В этом отн

Борьба быков и коней
(Важнейшие этапы кочевого быта)   Начальные стадии шаманистических представлений, обусловленные собаководческим хозяйством приполярных обитателей (которые одновременно были р

Идеи всемирного потопа и страшного суда
(Исторические корни мессианской идеи)   Анализируя библейские сказания, в особенности книги пророков, не трудно установить, что идея разрушительного потопа в странах переднег

Ковчег завета.
(Происхождение Южно-европейской культуры)   Но, однако, и бычья аристократия не совсем оказывалась в тупике, чтобы пасть на землю пред копытами гордого коня. Божественный бра

Троянский конь
(Происхождение Илиады и Одиссеи)   В потускневших от времени и искаженных от позднейших переделок образах героев Троянского эпоса тоже не трудно отыскать те же мотивы. Божест

Тотемное божество древних евреев
(Экономическая основа еврейского монотеизма)   В связи с изложенным мы имеем некоторое право пересмотреть и другие библейские легенды под разрезом борьбы быков и коней.

Религия рабского хозяйства
(происхождение антропоморфизма богов)   Но, тем не менее, было бы нелепо все содержание культуры, расцветшей главным образом по берегам Средиземного моря, выводить лишь из по

Авторитеты науки и кочевой быт.
  Один из великих авторитетов западно-европейской этнологии Вейле в своей книге «Элементы человеческой культуры» пишет: «Очаг развития человеческого рода мог находиться лишь в теплых

Миф о «белой расе».
  Останавливаясь выше на исторической роли северных кочевников, которые, по-видимому, через Кавказские ворота, вторгаясь в пределы цивилизаций древнею Востока производили там опустоше

Крылатый пегас и вопросы культуры
(Заключение)   Теперь мы можем резюмировать все изложенное. В начале в древнем Востоке жил-был бог - бык, потом явился бог конь. Они оба имели своих излюбленных детей, которы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги