рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психоделичсекое искусство

Психоделичсекое искусство - раздел Образование, Психоделическая революция в США 60-е ХХ века Термин «Психоделия», Обозначающий Круг Явлений, Связанных С «Изменением» И «Р...

Термин «психоделия», обозначающий круг явлений, связанных с «изменением» и «расширением» сознания, возникающих после приема психоделиков (в первую очередь ЛСД), еще используется термин «галлюциногены» (вызывающие галлюцинации). Этоодно из краеугольных понятий, вокруг которых вращалось искусство субкультуры хиппи. Представителям психоделического искусства была характерна неуемноя яркая фантазия и желание экспериментировать. «Психоделическим» искусство делают не конкретные художественные техники и приемы, а в первую очередь время, место и атмосфера, создающие определенный эмоциональный настрой и специфическое состояние сознания.

Главным очагом психоделического искусства стал район Сан-Франциско, а именно парковая зона между Хейт-стрит и Эшбери-стрит. Хэйт на своем пике был сердцем движимой ЛСД революции в сознании, музыке, искусстве, моде и образе жизни. Психоделическое сознание проявило себя в кино и театре, музыке и танце, в работе и жизни, на которые ориентировалась коммуна.

Художественная форма, которая перевернула представление о том, каким должен быть вечер в клубе, – это хеппенинг. Гибкий сценарий, подразумевающий импровизацию, принцип симультанности и активное вовлечение зрителей, среди которых, кстати, был очень высокий процент представителей художественных кругов, сделали хеппенинг идеальной формой существования психоделии. А психоактивные вещества, используемые почти ежедневно представителями рок-богемы, усиливали яркость этих мистерий, наполняли их особым глубоким смыслом и создавали у их участников ощущение сплоченности и духовной близости[86]. Вечеринки принимали вид художественного действа, соединяющего в себе различные виды искусства, такие как музыка, танец, живопись, световые шоу, оформление интерьеров, запахи, костюмы и т. д., воспринимаемые через призму ЛСД. Такой подход давал возможность включить в хеппенинг наряду со специфически художественными методами воздействия целый набор других раздражающих факторов, а также максимально расширить границы самого понятия «искусство». Главная цель состояла в том, чтобы предоставить любому из участников максимально широкий спектр возможностей освободить свое творческое начало, стать частью таинства. Причем в данном случае употребление этих препаратов являлось одним из главных и неотъемлемых условий для восприятия и оценки художественного замысла. В процессе представления задействуются все органы чувств, и каждый компонент хеппенинга служит созданию художественного целого. Немаловажную роль здесь играла также возможность ЛСД развивать и усиливать способности к трансперсональной чувствительности, совместному восприятию внутри группы людей, также неоднократно отмечалась и высоко оценивалась многими художниками. Все эти обстоятельства размывали границу между артистами и зрителями. Цель авторов – создать яркую полноценную картину одного из альтернативных миров. Часто психоделические хеппенинги представляли собой просто сборища в каком‑нибудь облюбованном общественном помещении для совместного слушания музыки, разговоров и танцев в сопровождении световых шоу и т. д1. Специфика их состоит лишь в том, что все это делается разом, в атмосфере непринужденного хаоса. Так или иначе, хеппенинги, проявив себя во многих сферах жизни и искусства, стали одной из основных характерных черт молодежной культуры Сан-Франциско. Сан-Франциско всегда был отличался от других городов Америки атмосферой терпимости. В конце 50’х – начале 60’х он был городом богемы. Джек Керуак, Аллен Гинзберг и другие писатели, художники и музыканты жили здесь и устраивали дикие вечеринки. В 1964 Калифорнийский Университет в Беркли был обителью движения за свободу слова. Так что это был прекрасный отправной пункт для революции в стиле, отношениях и сознании. Настоящее развитие пошло, когда в 1965 году Кен Кизи и Прикольщики устроили здесь первые «кислотные тесты» - по форме то были предшественники современных дискотек - с танцами, широким применением стробоскопии и проекционных установок для продуцирования цветных психоделических образов[87]. Световое оформление стало полноправной частью рок-концерта: преобразовало его, сделало многослойным, синкретическим жанром. На рок-концертах с лайт-шоу часто создается очень сильное впечатление сверкающего и переливающегося звука, или звучащего света. Создается впечатление, что звучит буквально весь зал. Эти электрокислотные тесты с музыкой Grateful Dead и первыми появившимися световыми шоу были первыми искрами, которые зажгли тысячи свечей. Психоделическая музыка стала главным символом рок-музыки конца 1960-х и основой для большей части музыкальных инноваций того времени. Психоделический рок — музыкальный жанр, возникший в середине 60-х годов в Калифорнии,окончательное формирование жанра произошло в 1967 году. Он начинает набирать популярность в 1965 и продалжает таким оставаться до 1970 года. Психоделический рок — сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя. Изначально связанный непосредственно с употреблением психоделиков как слушателями, так и музыкантами, психоделический рок пытался выразить наркотические впечатления музыкальными средствами. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты при исполнении музыки. В американской психоделии в большей или меньшей степени проявлялось влияние её истоков — фолк-рока (в общем звучании) и гаражного рока (в экспериментальности и импровизационности). Термин впервые был применён по отношению к фолковой группе Holy Modal Rounders; одной из первых гаражных психоделических групп стали The 13th Floor Elevators; первым психоделическим хитом принято считать «Eight Miles High» The Byrds. Именно музыка стала скрепляющим звеном, философией и рупором контркультуры. Мода на рок-музыку вынесла на волну популярности целую плеяду ярких, самобытных групп. В истории развития рок-музыки появление психоделического рока стало переломным моментом. С появлением эйсид-рокa произведения рок-музыки переносятся на качественно новый уровень. Вместе с расширившимся сознанием раздвигаются границы возможностей рок-музыкантов, перестраивается сам музыкальный язык. Все аспекты многогранной, в чем-то противоречивой и чрезвычайно сложной эстетики переносятся на музыку, снимаются все ограничения с текстов, формы, гармонии, аранжировки. Единственным критерием остается правдивость изображения странного неведомого мира психоделических иллюзий[88]. В музыке это в полной мере проявило себя как алеаторика – техника, которая изначально стала использоваться рок-музыкантами именно для создания психоделического колорита. Излюбленными художественными приемами музыкантов являются «потусторонние» звуковые эффекты, получаемые посредством нетрадиционных приемов игры на гитаре, манипуляций со шнуром от электрогитары, очень популярен тембр «зашкаливающего» микрофона,огромное внимание уделяется перкуссии, в музыкальную ткань включено большое количество семплов, звуков из повседневной реальности, что делает ситуацию, описываемую в песне, более осязаемой, реальной. Наравне с традиционным жанром рок-музыки – песней – приобретают все большую значимость инструментальные пьесы, в вокальных номерах более пристальное внимание музыкантов привлекают инструментальные отыгрыши – в психоделическом роке они значительно усложняются, увеличивается их продолжительность. Важнейшая роль отведена тексту, особенно если в музыке присутствует тяготение к звуковыразительным и звукоизобразительным эффектам, а также к моментам программности[89]. Работая в этом стиле, музыканты любыми способами стараются подчеркнуть аномальность, неестественность своих произведений. Самым невероятным причудливым образом смешиваются стили и техники, разрушаются традиционные формы и тональности, вместо подготовленных и ожидаемых эпизодов перед слушателем предстает нечто совершенно несообразное.

В изобразительном искусстве были популярны неоновые картины, появляются новые основы – пластические, растворимые в воде, прозрачные, очень яркие, сверкающие; используются флюоресцирующие краски, отражающие свет металлические пигменты, впервые появляется кинетическая скульптура[90]. На платаках - надписи, сопровождающие оформительскую продукцию 1960-х годов, характеризует необычный формат строк с «плавающими» междусловными пробелами и междустрочными интервалами, а также необычайно самобытные и узнаваемые дизайнерские шрифты – контурные, фактурные, орнаментальные, с обилием вензелей и других декоративных элементов. При этом текст был весьма трудночитаемым, но выглядел при этом необыкновенно эффектно, ярко и эпатажно. Используются специфичные символы, целью которых является вызвать у пользователей, не включенных в контркультуру, двоякую реакцию. Во-первых, неприятие и отторжение – так маркируются и отсеиваются «чужие»; во-вторых, любопытство и желание разобраться в содержимом ресурса – это один из возможных путей притока в сообщество неофитов. В этом отношении синкретизм декоративной и художественной роли символов – с одной стороны, и конкретного месседжа, зашифрованного в них, – с другой, служит мощным аттракционным фактором[91]. Оформление в стиле «ар-нуво» афиш психоделических рок-групп и хипповских периодических изданий – прежде всего, газеты Сан-Франциского «Оракла» (Oracle),которая начинает выходить в 1966. Ее название, как видим, подчеркивало мессианский характер и мистическую направленность психоделической культуры. Издание, как и афиши многих психоделических рок-групп, было роскошно оформлено в стиле «Ар-Нуво» и «византийском»[92].

В 1967 все собралось до кучи: музыка, наркотики и, конечно, тысячи хиппи. Этот год начался со «Слета Племен», а позже проходит «Лето Любви», когда тысячи молодых людей съехались в Сан-Франциско. Важную роль в формировании местной богемы сыграли клубы, из которыхнаиболее популярными и значимыми были «Авалон» (Avalon), «Фэмили Дог» (Dog), «Филмор» (Filmore), и др. Все эти клубы обладали очень дорогим и высокотехнологичнымпо тем временам оборудованием. Непременными и чуть ли не главенствующими атрибутами практически всех эйсид-тестов в клубах Сан-Франциско были танец и длинные преимущественно инструментальные композиции, основной функцией которых была помощь в достижении состояния транса.В клубы стали приходить для того, чтобы отдохнуть развлечься или «убить» время. Главной целью было почувствовать себя участником фантастической феерии, которая не имеет и в принципе не может иметь никаких аналогов в обыденной жизни.

Одним из проявлений активности – как служащих популяризаторским целям, так и являющихся формой проведения досуга – стали многочисленные рок-фестивали. Фестивали конца 1960-х годов связаны в первую очередь с идеями культуры хиппи и новых левых, и главный аспект такого мероприятия – это сборище, тусовка, love‑in. Фестивали были чем‑то вроде таинств, актов приобщения к сакральному. «Рок-фестиваль» – название условное: многочисленные Be‑In`ы (дословно – Быть-В), такие как Be‑In в Центральном парке Нью-Йорка 26 марта, собравший десять тысяч человек, знаменитые Be‑In 14 января («Слет Племен») и праздник Летнего солнцестояния 21 июня 1968 года в Парке Золотых ворот, не менее знаменитый Вудсток 1969 года и многочисленные хеппенинги в калифорнийских клубах: «Filmore West», «Family Dog on the Great Highway» или «Avalon Ballroom» отличались по сути только масштабами. До 1967 года, пока молодежное движение находилось в стадии формирования, фестивали проводились лишь эпизодически. «Кислотные тесты» Кена Кизи «вдохновили Стюарта Бранда на создание «Фестиваля путешествий» в «Лонгсхорманс-холл» (Сан-Франциско) в январе 1966‑года. Это был трехдневный фестиваль музыки в Лонгшормен Холл с танцами и световым шоу, которое имитировало «опыт ЛСД без самого ЛСД». Здесь же появились сам Кизи и Проказники (вместе с рок-группой Grateful Dead и множествомнастоящей кислоты), превратив фестиваль в самый крупный «Кислотный тест». Успех этого мероприятия вдохновил Билла Грэхема на проведение подобных вечеринок на регулярной основе в «Филмор Аудиториум».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психоделическая революция в США 60-е ХХ века

ГОУ ВПО Омский государственный университет им Ф М Достоевского... Исторический факультет... Кафедра всеобщей истории...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психоделичсекое искусство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Причины контркультурного движения
Движение контркультуры появляется, когда США переживали рост материального благополучия. Экономическое изобилие сформировало особый стиль жизни, который почти сразу же окрестили обществом потреблен

Психоделическая революция.
«Психоделическая революция» - собирательный термин для обозначения исторического периода, когда психоделики стали доступны и завоевали большую популярность в среде молодежи,как средство изменения л

Список источников и литературы
Источники: 1. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт:Руководство на основе «Тибетской книги мертвых». Киев.: Ника-Центр, 2003. 224 с. 2. Lea

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги