рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психоделическая революция в США 60-е ХХ века

Психоделическая революция в США 60-е ХХ века - раздел Образование, Федеральное Агентство По Образованию Гоу Впо «Омский Государственный...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории

 

«“Психоделическая революция” в США 60-е ХХ века»

Курсовая работа

 

 

Выполнила: Клименко Е.А.

Научный руководитель: доцент, к.и.н. Ефименко Е.Н.

 

Омск, 2013 г.

 

Оглавление.

Введение 3

1. Причины «психоделической революции» 7

2. «Психоделическая революция» 21

3. Психоделическое искусство 41

Заключение 46

Введение

Шестидесятые были одним из самых значимых десятилетий в истории Америки. В это время общество шло к новой форме существования, что выражалось в противоречиях между поколениями. Молодое поколение, рожденное в период после Великой депрессии и Второй мировой войны, считало необходимым отказаться от ценностей старшего поколения, нарушало все запреты, изобличало старших в мещанстве, в аморальности их общества. Молодежь хотела изменить мир, но это противоречило интересам старшего поколения, которое не хотело менять существующего положения вещей. Этот период в истории США связан с расцветом и угасанием американской контркультуры – феномена, представившего комплекс новых ценностных ориентаций, выступивших в качестве противовеса традиционной культуре,то есть система ценностей контркультуры находилась в противостоянии ценностям, принятым и утвердившимся в качестве доминантных в социо-культурной системе Запада. Термин «контркультура» принадлежит американскому философу и социологу Теодору Роззаку, обозначившему таким образом различные американские общественные движения, направленные против официальной культуры. Американская контркультура представлена прежде всего движением битничества, и хиппи. Доминантой системы ценностей контркультурного движения стало изменение сознания. Идеологи контркультуры Ч. Рейч и Т. Роззак призывали к «революции сознания», которую они видели в изменении качества сознания, расширению его границ. Т. Роззак писал о том, что контркультура выступает как интегрирующая сила нового мировоззрения, основанного на стремлении к раскрытию личностного начала в человеке, развитию в нем чувственного в противоположность рациональному и противопоставляющего себя репрессивной цивилизации и культуре.

Стремление изменить мир путем внутренней трансформации самого человека, его сознания, было попыткой найти выход из системного кризиса, сложившегося в связи с появлением тенденции к замене существующей господствующей системы ценностей на ту, что будет соответствовать сложившейся ситуации. Таким образом, контркультура пыталась создать новый тип культуры, основанный на раскрепощении человеческой чувственности и развитии эстетических способностей индивида. Психоделические переживания были объявлены перспективным путем культурного развития, ведущим к формированию нового духовного мировоззрения, которое может реально противостоять дегуманизируюшей индустриальной цивилизации. Психоделики предложили многим людям альтернативный образ жизни, который не укладывался в рамки двадцатого века, общество со страхом и подозрением относилось к опыту запредельного, поэтому применение наркотиков имело идеологическое обоснование протеста против общества потребления.

Тимоти Лири в 1960-х годах превратился из ученого-исследователя в вождя и политического деятеля, обретя славу признанного гуру психоделической революции. «Революцию сознания» предлагалось осуществить с помощью группы психоактивных веществ ― психоделиков (ЛСД, псилоцибин, мескалин, марихуана). Т. Лири видел в пропаганде и распространении наркотиков «политику» глобального переустройства общества, не некоторых его частей, а всего образа жизни. Он первым стал использовать ЛСД на социальном уровне, пропагандируя его как инструмент расширения сознания и возводя психотропные методы в область науки и даже почти религии. Теория «психоделической революции», заложенная им в свод идей американской контркультуры, в нем прочно закрепилась. Т. Лири трактовал психоделики как форму сопротивления давлению внешнего буржуазного мира; в его классической триаде «turn on, tune in and drop out» («включайся, настройся, выпади») последняя часть носила политический характер: «выпади» означало «откажись от сотрудничества с капиталистическим обществом».

Тимоти Лири подготовил теоретическую базу, но разжег «психоделическую революция» Кен Кизи, который передал «факел от битников к хиппи». В середине 60-х Кизи пребывал на передовой психоделического фронта, активно пропагандируя свой подход подход к ЛСД и проводя «кислотные тесты».

Изучение феномена «Психоделической революции» помогает в раскрытии темы контркультурого движения. Актуальность исследования обусловлена растущим интересом науки и общества в целом к феномену контркультуры и особенно к американскому контркультурному движению, которое предоставляет богатый материал для анализа конфликта поколений, вызванного историческими потрясениями, и для выявления спектра молодежных бунтарских реакций на ценности общества потребления. Наиболее актуальны проблемы психоделики для понимания природы ряда современных молодежных субкультур. В России уже долгое время происходит формирование молодежных субкультур, в том числе контркультурной направленности, но этот процесс протекает в России и США в разных временных фазах. Течения в российской молодежной культуре заимствуют, как правило, готовые формы западных субкультур, которые уже прошли этапы становления, расцвета и интеграции в культуру мэйнстрима.

Степень изученности темы в работах отечественных историков, «Психоделической революции», психоделической культуры, а также основных аспектов идеологии движения хиппи, рассматривались достаточно поверхностно. В историографии феномен «Психоделической революции» рассматривается фрагментарно, её анализ отсутствует или подменяется субъективистскими оценками.

Для данного исследования особое значение имеют работы[1], посвященные изучению истории психоделических наркотиков (особое место отводится ЛСД) и психологии изменения состояния сознания. Данным работам свойственна субъективность, вследствие пропагандистской направленности большинства из них, но нельзя не отметить, что фактический материал по истории психоделического движения является их положительной чертой. Нельзя ни отметить ценность работ[2], посвященным культуре психоделического движения,в них подробно подробно рассматриваются отдельные аспекты культурных явлений и идеологии «психоделической революции». В монографии И.Б. Губанова рассматривается психоделическое движение как часть традиции западного иррационализма и показывается его связь с древневосточной философией, религиозно-мистическими культами и традиционным искусством североамериканских индейцев. Изучение измененных состояний сознания в культурном аспекте предпринято в работе В.А. Кузьминой.

Зарубежные источники в силу объективных причин значительно превышают по числу отечественные. Использованную литературу можно разделить на следующие группы:

1. Литература, посвященная исследованиям истории шестидесятых и контркультуре США в целом[3].

2. Литература, рассматривающая психоделическое движение[4].

3. Литература, освещающая психоделическую культуру[5].

В книге Мартина Ли и Брюса Шлэйна представлен интересный и глубокий взгляд на то, какое влияние ЛСД оказало на контркультуру. Авторы активно используют опубликованные ЦРУ документы, для того чтобы наиболее точно проследить реальную историю развития культуры наркотиков в шестидесятые годы.

Следует подчеркнуть, что объектом исследования является контркультура США 60-х гг. А предметом исследования является «Психоделическая революция».

Соответственно, целью настоящего исследования основные аспекты «Психоделической революции». Для реализации цели автором были поставлены следующие задачи:

・определить причины психоделической революции

・ анализ истории психоделической революции США в 1960-е гг.

・ проанализировать основные аспекты идеологии хиппи

Хронологические рамки охватывают 60-е годы XX века. Указанное временное ограничение было выбрано в связи с тем, что более точные временные рамки определить очень сложно. Данный период совпадает с основными этапами «контркультурного движения» США: её началом, апогеем, спадом и завершением.

Источниковая база исследования состоит из следующих групп.

В первую группу источников вошли произведения Т. Лири[6], играющие важную роль для анализа философии психоделического движения, а также его воспоминания[7], которые позволяют выявить роль Т. Лири в период «психоделической революции».

Вторую группу источников составило произведение Т. Вульфа[8], описывающее период жизни Кена Кизи, когда он и сформировавшаяся вокруг него неформальная субкультурная коммуна, наиболее ярко проявила себя в контркультурном движении, помогает узнать больше о деятельности и мировоззрении Кизи и Проказников.

Третью группу источников представляют документальные фильмы[9], повествующие о лидерах «психоделической революции», ходе движения, наркотиках, а также помогают почувствовать эмоциональную атмосферу тех лет.

 

Причины контркультурного движения

Контркультура – это течение, отвергающее ценности и нормы господствующей культуры в обществе, частью которого оно само и является [11];… В XX в. в США возросло доверие к технологиям, укрепилась организация,… В 1960-х инакомыслие и радикализм все также воспринимались как противоправный вклад в американское общество.…

Психоделическая революция.

Галлюциногенные наркотики, наиболее часто используется термин «психоделики» (введенный в оборот одним из пионеров исследования ЛСД Хамфри Осмондом,… На протяжении 50-х тысячи людей принимали лсд в психиатрических больницах. В… В 1962 году он и его коллега Ричард Альперт основали «Международный фонд внутренней свободы» («IFIF»), который была…

Психоделичсекое искусство

Главным очагом психоделического искусства стал район Сан-Франциско, а именно парковая зона между Хейт-стрит и Эшбери-стрит. Хэйт на своем пике был… Художественная форма, которая перевернула представление о том, каким должен… В изобразительном искусстве были популярны неоновые картины, появляются новые основы – пластические, растворимые в…

Заключение.

Рассматриваемая мной тема контркультуры США в 60-е годы XX века является довольно многогранной. В данной работе я попыталась выявить основные аспекты «Психоделической революции».

В конце 60-х годов в мире появился новый самостоятельный социоисторический феномен, контркультура —комплекс новых ценностных ориентаций, выступивших в качестве противовеса традиционной культуре, мощному истеблишменту, чье мировоззрение и ценности казались тогда незыблемыми. Родилось новое явление, вызвавшее затем невиданный разлом в общественном сознании США. Контркультурные установки имеют ярко выраженную антисайентистскую и антитехнократическую направленность;они по сути лежат в основе философии «Великого отказа» от всех целей и ценностей техногенной цивилизации. В целом в концепциях контркультуры отразились критические умонастроения американской молодежи и интеллигенции 60-х годов, социальное и политическое поведение которых явилось реакцией на общецивилизационные противоречия и глобальные проблемы эпохи. Поэтому леворадикальная, контркультурная молодежь выступила против закабаляющей этике труда, противопостав ей гедонизм, радость и наслаждение жизнью, по принципу «рай — немедленно!». Таким образом, она несет мощный антиэтатистский заряд — протест против чрезмерного регламентирующего вмешательства государства в жизнь людей. Молодежь отвергла многие устарелые представления и догмы. Произошла переоценка этики труда, смысла жизни, изменения происходят в системе образования, в искусстве, в формах отдыха, в отношениях в семье, между полами, в нравственных представлениях. Американская контркультура в значительной степени способствовала тому, что в обществе стали распространяться «постматериальные» ценности, приоритет духовных начал,качественные характеристики человеческого бытия. В роли «незримого собеседника» контркультуры выступает официальная культура, а репликами в этой действительно напряженной беседе могут быть такие разные проявления, как манифесты, художественные произведения, музыкальные фестивали, акции протеста.

С развитием цивилизации уменьшается роль ценностного начала культуры. Нормы, регламентирующие жизнь общества, становятся все более жесткими, а духовное ее наполнение – все более бедным. Массовость в культуре преобладает над элитарностью. Как реакция, в узком кругу ученых, мыслителей, творческих деятелей возникают идеи поиска новых направлений. В художественной культуре это выражается в поиске новых форм, стилей, жанров («импровизированная проза» Джека Керуака, «техника нарезки» Уильяма Берроуза), которые не просто отличались бы от традиционных, а означали бы переход на качественно новый уровень развития (высший, с точки зрения носителей контркультуры). Каждое произведение протестной культуры – это вызов, брошенный культуре «мэйнстрима» с целью привлечь внимание к глубинным проблемам, существование которых отрицается (расовое и социальное неравенство, духовная нищета общества потребления), и к новым или «запретным» темам (гомосексуализм, наркомания, криминализация общества).

Психоделическая революция не была революцией в обычном понимании, члены контркультуры не проявляли активности в решении проблем общества на политической арене, а пологали,что после экспериментов с расширением границ обыденного состояния сознания при помощи психоделиков, появится возможность изменить себя и мир вокруг. Многие люди экспериментировали в этой области, стремясь пробудить свои творческие возможности и повысить возможности осмысления действительности. Однако с течением времени отношение к ним изменяется и их используют только для развлечения, именно,это и погубило психоделическое движение. Психоделическая революция в значительной степени выразила аксиологическую антиномичность американской контркультуры. Попытка разрешить духовный кризис общества с помощью философии «доверия к себе», понятой как необходимость высвободить бессознательное отдельного индивида из оков «коллективного сознательного», приводит к тому, что игровое, мнимое безумие оборачивается истинным безумием наркотической зависимости.

На первом этапе преобразования осознаются прежде всего как личностный рост, приоритет индивидуального над социальным (личная свобода как главная ценность; интерес к восточным религиозным практикам, медитации, отшельничеству; дневники самонаблюдений, снов; социальная пассивность, аполитичность). После появляются харизматичные лидеры, способные воспринять новые идеи и донести их до больших групп людей. Популяризация идей мешает их дальнейшему развитию, что отчасти приводит к разочарованию и протесту внутри самой протестной культуры . Внимание общества переключается с содержания протеста на формы его выражения («психоделические» автобусные туры, музыкальные фестивали, Лето любви 1967 г., «перформансы» и т.д. как самодостаточные явления). Бунт из философского, экзистенциального, индивидуального превращается в социальный, массовый. Из попытки разрешить духовный кризис с помощью интеллектуальных и творческих исканий контркультура переходит сначала к эскалации, а затем снятию социального напряжения. После выплеска определенной дозы очень мощной, но быстро исчерпываемой энергии бунта востребованность контркультуры сходит на нет, и она не просто оказывается приемлемой, но незаметно сливается с «мэйнстримом».

В заключение скажем несколько слов о том, какая судьба ждала субкультуру хиппи и ее искусство после того как произошел спад психоделического движения. Уже в начале 1970-х годов актуальность культуры и идеологии хиппи постепенно начала уменьшаться, бывшие хиппи выросли, превратившись в рефлексирующее поколение старших. Некоторые наиболее яркие элементы культуры хиппи вошли в моду, тем самым был нивелирован весь заключавшийся в них протест; другие, наоборот потеряли свою притягательность для широкого круга молодежи. Настало время иных культур и продиктованных ими иных моральных ценностей. Идеалы мира, любви и нестяжания уступали место более приземленному и прагматичному мировоззрению. В середине 70-х обнаружила себя несостоятельность мечтаний о превращении мира в одну большую коммуну, в которой каждый по мере сил трудится на благо общества и не требует сверх необходимого, где все принадлежат друг другу, объединенные сознанием общины, искусством и галлюциногенами. Время в очередной раз доказало утопичность мифа об Идеальном Обществе. Тем не менее, роль, которую ”психоделическая революция” с её идеями и методами сыграла в мировой культуре XX века, а также влияние, оказанное ей на современное искусство, философию и общественную мысль, трудно переоценить.

 

 

Список источников и литературы

1. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт:Руководство на основе «Тибетской книги мертвых». Киев.: Ника-Центр, 2003. 224 с. 2. Leary, Timothy. High Priest. Berkeley: Ronin Publishing Co., 1995. 348 p.

– Конец работы –

Используемые теги: Психоделическая, Революция, США, 60-е, ХХ, века0.096

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психоделическая революция в США 60-е ХХ века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Научная революция в физике начала ХХ века: возникновение релятивистской и квантовой физики
Во всех инерциальных системах т.е. движущихся прямолинейно и равномерно друг по отношению в другу применимы одно и те же законы механики.Но… Отдаленные истоки такого рода исследований складывались еще в ХVIII веке в… Решение этого вопроса требовало введения ряда допущений.Эти гипотетические допущения касались явлений, которые было…

Прощая, ХХ век! Здравствуй, век ХХI!
И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали.Жизнь… На немпокоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни. Только зная и… Сколькоталантливых людей он подарил истории. Мир замирал в восхищении у бессмертныхполотен, создавалась удивительная,…

Линия "Зла" в произведениях русской литературы 90-х годов ХХ века
ЦдваУЪй бвЪ УгЦЫ гУаЦЫ УЯЦкЯЦЫ ЯЦегдваЦЯЯагдЪ Ъ ЯЪЬйЦЮЯагдЪ, ЯЦ агдСУЪУкЪЫ багЭЦ гЦТс ЯЪйЦФа, ЬваЮЦ ХУез ЮЦвд-Унз дЦЭ , ЯЪ веЬабЪгЪ , ЯЪ ХЦдЦЫ , ЯЪ…

История женщин в США в XX веке
Была принята XIX поправка к Конституции США, гарантировавшая женщинам право голоса.Суфражистское движение надолго обеспечило источниками женские… Помимо трудов, написанных лидерами движения, и их автобиографий, шеститомная… Историками подчеркивались различия между частной сферой для женщин и общественной сферой для мужчин. По мнению…

Марксизм в ХХ веке
При отнесении тех или иных событий к глобальным конфликтам они должны соответствовать критерию общемировой значимости по своим… Это главная причина вначале региональных, а затем и мировых войн 3. Социальная… При этом следует отметить огромную роль Философии Просвещения в крушении старых порядков.

Зарубежное искусство ХХ века
В мире вновь началось противостояние с безудержной гонкой вооружения, теперь уже ядерного. Образ врага проникал в общественное сознание людей,… После войны на освобожденной Советской Армией Территории Европы образовалось… Здесь образовались различные и своеобразные школы со своими путями к реалистическому искусству , исходящими из…

Культура ХХ века
Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве,… Все большую роль играют информационные процессы, а технико-технологические… В то же время культурный мир XX века богат и многообразен, и это все больше ценится и понимается как его достоинство.…

Россия в 90-е гг. ХХ века
Еще живы старики, помнящие Октябрьскую революцию, а уже ходят по улицам люди, готовые пожертвовать жизнью ради очередного политического и… Россия много раз пыталась догнать Европу, достичь западных параметров… Можно даже сказать, что Россия избалована реформами. Пожалуй, россияне всех поколений, так или иначе, испытывали на…

Создание индустрии секса в конце ХХ века
Объемы оборотов всекс-индустрии составляют триллионы долларов. И эта индустрия работает черезрынок. Но рынок не может быть безмолвным. Товар… Девиз нынешнего времени ВСЕ НА ПРОДАЖУ . И в таком мире понятие стыда вообще… Гдекончается стыд, там кончается и совесть.

Россия в 90-е годы ХХ века
Слишком много осталось пережитков старого, и слишком мало решено нашим правительством новых проблем. С конца 1991г. на международной политической… Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое… Правящая элита России, включая ее президента, говорит и пишет о том, что Россия - великая держава, и о том, что она,…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Психоанализ ХХ века История развития психоаналитического движения во многих странах мира не столь драматична, как история психоанализа в России, характеризующаяся… Первая фундаментальная, знаменовавшая собой открытие психоанализа работа З.… С этого времени начались регулярные дискуссии по проблемам психоанализа, а образовавшийся кружок единомышленников…
  • Философия культуры ХХ века В основание культурогенеза Фрейд поставил фигуру терзаемого несознаваемым чувством вины дикаря, параноика древнего мира, проецирующего вовне… Оперевшись на краеугольный камень классического психоанализа — постулат о… Фрейд не только использовал свое глубокое знание историко-философской традиции (особенно близки ему платоновское…
  • Экономическая политика СССР в первой половине ХХ века Уравнительное распределение осуществлялось методами насилия и принуждения. Ленин весной 1918г. не говорил о развитии торговли, кот. должна была… В 18г. введена хлебная монополия, установившая цены в 2-3 раза ниже… Введена карточная система. Размеры продов. пайка определялись по классовому признаку дети получали одинаково. К концу…
  • Национальные революционные движения на Украине в начале ХХ века (Укр.) У результат Великого Жовтня, революцйно боротьби трудящих усх народв колишньо Росйсько мпер вперше в стор була утворена суверенна держава… Переважна бльшсть укранцв жила в селах, але понад чверть з них були… У пошуках кращо дол тисяч й тисяч людей подавалися до кран Пвнчно та Пвденно Америки, Африки й аж до Австрал. нш…
  • Архитектура Москвы ХХ века Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре.Характерным для него было… Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в…