рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

М. Монтень

М. Монтень - раздел Образование, Учебник нового века По Мере Становления Цивилизации Первый Тип Воспитания, Основанный На Ес­теств...

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на ес­тественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности пер­вобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детер­минирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди име­ли возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциа­ция целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека (А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов). Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до. н. э. и также утвердилась в Корее и Японии. Не­смотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма.

Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории че­ловечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отда­вал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в моло­дых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование. Последнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надеж­ды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило пре­имущественно семейно-сословный характер.

Центром Южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны общинный уклад жизни и кастовая организация общества, ос­вященная ритуальным символизмом. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предка­ми. Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над-личным и над-социальным божественным абсолютом. То есть достичь нирваны.

Мировоззренческой основой педагогической традиции Южноазиатской циви­лизации был индуизм, а позднее буддизм. Данная основа и определяла образ жиз­ни человека, систему социальных и этических норм, обрядов и праздников. Ни воспитание, ни обучение не считались всесильными. Врожденные качества и на­следственность в рамках данной традиции полностью обусловливали возможно­сти воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический иде­ал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие чер­ты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность. Например, у брахманов ведущим качеством считалось проявление интеллекту­альных способностей, у кшатриев — силы и мужества, у вайшьев — трудолюбия и терпения, у шудров — покорности.

Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием исла­ма, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетав­шейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также тре­бовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сак­ральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни — конфесси­ональную, кастовую, родовую общность.

К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относили не только религию, знания и науку, мудрость, справедливость, практику и мораль, но и одаренность человека.

Базисные педагогические традиции великих цивилизаций Востока определили восточный тип воспитания. Данному типу свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Человек здесь понима­ется как духовное единство эмоций, воли и разума. Одновременно эта традиция стремится обратиться прямо к сердцу как средоточию божественного и челове­ческого. Поэтому знание носит вторичный характер как способ достижения «ло­кальных» задач. В результате, для человека Востока ограничение индивидуаль­ной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично.

Западная цивилизация зародилась в античную эпоху. Становление западной педагогической традиции началось в Древней Греции. Именно тогда сложились спартанская и афинская модели обучения и воспитания, ставшие первоисточни­ком развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта продемон­стрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины — систему всестороннего и гармоничного развития человека. Именно здесь был выдвинут идеал воспитания свободной творческой личности, включен­ной в полисный (общественный) уклад жизни, соразмерно античному пониманию космоса. Пафос практики воспитания и обучения в Древней Греции пронизывал принцип соревновательности (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. В трактате «Государство» Платон одним из пер­вых выдвинул идею воспитания человека на протяжении всего жизненного пути.

Уже на данном этапе развития западной цивилизации как генотипа современ­ной европейской культуры проявилась тенденция сочетания целенаправленных и ценностно-рациональных подходов к решению воспитательно-образовательных проблем.

Базовая педагогическая традиция западной цивилизации прошла долгий и про­тиворечивый путь.

Следует выделить основные черты педагогической традиции, определившей западный тип воспитания.

К ним относятся:

• ценностно-рациональный характер обучения и воспитания;

• преимущественная ориентация на развитие воли и разума;

• утверждение в человеке индивидуального и творческого начал, сочетавшее­ся с гармонизацией отношений с социумом.

Для понимания исторического развития педагогических традиций западной цивилизации и формирования соответствующего процесса в России особое значе­ние имеет римский период.

Воспитание в Риме носило гражданский и политический характер, а образова­ние было по преимуществу риторическим.

Воспитание в Византии ориентировалось на познание души или самопознание и, соответственно, на самосовершенствование. Именно в этот период зарождает­ся педагогическая традиция светского и книжного образования, стремящаяся к независимости от диктата церкви и поиску гуманистических идеалов в воспита­нии человека.

Соответствующие традиции складывались в России преимущественно под вли­янием западной культуры и цивилизации, в особенности византийской.

В. О. Ключевский характеризовал ее следующим образом:

• в древний период — семейно-общинное воспитание и мифологическое обра­зование;

• затем христианское воспитание человека на «миру» и приобщение человека к православию с самого раннего возраста;

• схоластическое образование.

На протяжении длительного исторического периода воспитание в России подразделялось на народное (крестьянское), домостроевское (воспитание в семьях купцов и мещан) и дворянское. В свою очередь народное образование было на­чальным и ремесленным, а дворянское высшим.

С 1917 года в России реализуются идеи коммунистического воспитания. По­следнее предполагает программу всеобщей грамотности и трехступенчатую сис­тему непрерывного образования, характеризующуюся единообразием образова­тельных учреждений во всех регионах России (детский сад, школа, училище, тех­никум, институт, университет).

С начала 1990-х годов Россия перешла к новому этапу решения воспитатель­ных и образовательных задач.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебник нового века

СОДЕРЖАНИЕ... ВВЕДЕНИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: М. Монтень

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Педагогика
  Учебник для вузов     Общая педагогика и история педагогики Педагогика и психология личности Педагогические задачи и ситуации

ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
  Что такое «педагогика»? Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые се­годня придают этому слову. Все мы целенаправленно или неосознанно в

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки под­растающего поколения к жизни и деятельности.
Потребность передавать опыт от поколения к поколе­нию появилась, наряду с другими потребностями челове­ка, на самом раннем этапе возникновения общества. По­этому практика воспитания первоначально о

Педагогика представля­ет собой науку о сущ­ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Так, например, известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в дру­гом не любишь, того и сам не делай»,

Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека.
Как они решаются — в повседневной жизни и профес­сионально? В жизни встречаются различные педагогические про­блемы — формирование гуманного и гармонично развито­го человека, выработка эффе

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
  Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при ус­ловии выделения специфического предмета исследований. Предметом педагогики как науки явля

М. Монтень
Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспи­татели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, с

Педагогика представ­ляет собой науку о сущности, закономер­ностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Объединяющим началом воспитания, обучения и обра­зования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках кон­кретной педагогической системы. В настоящ

Культуру можно назвать “памятью мира и общества”».
А. Молье В наше время пришли к осознанию того, что образование и воспитание явля­ются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию обще­ства и уровень

Проперций
Вместе с тем, выявлена их общая направленность на изменение отношения воспитанника к обществу или само­му себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда

ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному челове­ку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффек­тивность и значительное соот

То, что мы знаем, ограничено, а что не знаем бесконечно». Лаплас
Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаив

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
  Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: • адаптацию человека к разл

Образование ¾ это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диал

М. Монтень
Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики. Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систем

Истина редко бывает чистой и никогда — однозначной». Оскар Уайльд.
Догматическое обучение. Сложившийся в средневе­ковье вид церковно-религиозного обучения через слуша­ние, чтение, механическое запоминание и дословное вос­произведение текста. Раз

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
  В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных

Конфуций
Концепция дидактического энциклопедизма. Сто­ронники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) счи­тали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся

Цицерон
Начальный период развития школы, высших учебных заведений и других образовательных институтов восходит к эпохе великих цивилизаций. Каковы истоки возникновения и развития современ­ных школ

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА
  Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии шко­лы или ву

СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
  Мировое образовательное пространство объединяет национальные образователь­ные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню

Система — это совокуп­ность множества вза­имосвязанных элемен­тов, образующих определенную целост­ность и взаимодейству­ющих между собой.
Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов. Однако с точки зрения П. К. Анох

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
  Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой до­шла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по

А. Адлер
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспита­ния), имеющее определенные педагогические функции и

А. А. Леонтьев
В исследовании С. В. Кондратьевой анализируется вза­имосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воз­действий. (Уровень понимания педагогом у

Короли смотрят на мир очень упрощен­но: для них все люди — подданные». А. де Сент-Экзюпери
При демократическом стиле оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в об­суждении хода предстоящей работы и ее органи

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф. Ларошфуко.
В настоящее время проблема познания педагогом лич­ности учащегося приобрела особую значимость, ибо она непосредственно связана с гуманистическими тенденция­ми, которые составляют ядро современного

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
  Образовательные системы — это все те социальные институты, чья цель — обра­зование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, на­чальная и средняя школа, професс

В. А. Сухомлинский
Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности — важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в каче­стве ее системообразующего компонента. В современно

Социализация — это процесс и результат усвоения и последую­щего активного воспро­изводства индивидом социального опыта.
Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На э

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они — «недоросли»,

Ф. Ницше
Проблематикой социальной зрелости личности зани­маются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным

Ф. Ницше
Вспомните 12-летнюю княжну Катю, одну из главных героинь «Неточки Незвановой» Достоевского. Взрослые никак не могут понять, что заставляет ее то и дело совершать необдуманные, противоречивые и дерз

Результаты диагностики
Название выборки_____________________ Объем выборки_______________________ Пере­менные Фактор

РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ
  Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для р

О. Уайльд.
Вторую группу образовали дети, недостаточно уверен­ные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не

Типы взаимодействия родителей в соответствии с моделью поведения детей
Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, от

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
  К ситуациям, имеющим педагогическое значение, можно отнести: 1) ситуации стимулирования; 2)ситуации выбора; 3) ситуации успеха; 4) конфликтные си

Ситуации самокритики и самосозерцания
  С и т у а ц и я 1. Д о ч ь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком? Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нра

Ситуация соперничества
  Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и ис­править ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошиб­ку там, где ее и не было вовсе.

Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки
— Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что про­изошло. Сын пытается объяснить ситуацию с

МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
  Диагностика направленности личности Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала—Кучера л

Ключ к опроснику Смекала—Кучера
Направленность   на себя (НС)   на взаимодействие (ВД)   на задачу (НЗ)  

Форма 2
    НС   ВД   НЗ   Количество «+»      

Бланк оценки по 8 октантам
Октант   Аспект I   II   III   Я (самооценка) &

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги