Ветви йоговского учения - раздел Образование, ОСНОВЫ МЕДИТАЦИИ Неискушенный Читатель Может Запутаться В Разнообразнейших Трактовками Названи...
Неискушенный читатель может запутаться в разнообразнейших трактовками названиях различных йог, а также сект, школ и учений? 5 Поэтому следует для начала как-то систематизировать различные на-правления йоги, дав им краткую характеристику. Лучше всего это сделать исходя из только что разбиравшейся схемы "восьмеричного пути". Принимая также во внимание другие аспекты практики и свойства человека в целом, автор составил следующую таблицу:
Название йоги
| Основная работа над:
|
1. Крама-йога
| этикой поведения, постижением принципов Ямы и Ниямы
|
2. Карма-йога
| Выработкой способности к бескорыстному труду на благо общества; совершенствованием трудовых навыков
|
3. Крийя-йога
| Религиозным действием
|
4. Мантра-йога
| Управлением звуковыми вибрациями заклинаний и молитвенных формул
|
5. Янтра-йога
| цветными изображениями: янтрами
|
6. Гхатастха-йога
| телесной тренировкой
|
7. Хатха-йога
| совершенствованием физического тела путем выполнения асан и пранайам; приведением в состояние равновесия внутренних полярных токов методами физических упражнений
|
8. Санньяса-йога
| выработкой способности к отречению от мира; преодолением мирских соблазнов
|
9. Лайя-йога
| волевыми способностями; выработкой чувства "растворения" индивидуальной души
|
10. Дхьяна-йога
| совершенствованием медитативной практики
|
11. Кунта-йога
| специальными знаками
|
12. Нада-йога
| Внутренними каналами— меридианами энергии
|
13. Свара-йога
| тонкими проявлениями звуковых вибраций и управлением внутренними энергетическими каналами — Идой и Пингалой
|
14. Удварета-йога
| силами сексуальной энергии путем разных способов перевода ее в духовную энергию
|
15. Кундалини-йога
| пробуждением внутренних неосознанных сил
|
16. Джнани-йога
| системой знаний о природе истинного "Я"
|
17. Раджа-йога
| интеллектуальным состоянием
|
18. Адхьятма-йога
| познанием проявлений высшего "Я" в себе и в людях
|
19. Бхакти-йога
| Постижением любви к Богу
|
2О. Шакти-йога
| энергетическим состоянием организма
|
21. Агни-йога
| Управлением психической энергией
|
22. Самадхи-йога
| глубиной погружения в самадхи; силой и качеством экстаза
|
23. Абхасья-йога
| высшей духовной практикой; трансом
|
24. Аштанга-йога
| последовательным прохождением восьмеричного пути йоги и совершенствованием каждого этапа
|
25. Брахма-йога
| сосредоточением на Брахмане
|
26. Буддхи-йога
| совершенствованием духовного разума, развитием Божественного сознания
|
Приводимый список йог — далеко не полный. Каждый из перечисленных путей вполне заслуживает отдельной книги. Некоторые исследователи выделяют также Тантра-йогу, Адхьятма-йогу, Дайва-йогу, йогу Тормы и т. д.[48; 106; 173; 179; 180]. Н. К. Рерих [118; 120] указывает, что существует 1000 различных йог, которые не противоречат, а дополняют друг друга.
Один из основных классических текстов — "Бхагавад-Гита" — описывает множество разных подходов к йоге, причем едва ли не каждая глава ее посвящена отдельной йоге (понимаемой как путь к совершенству). Однако в качестве основных здесь явно доминируют три основные пути : путь действия (Карма-йога), путь знания (Джнани-йога) и путь любви (Бхакти-йога) [82 ].
Разные исследователи зачастую представляют разные группы, объединяющие йоги в основные направления. Так, Эванс Вентц в книге "Тибетская йога, или секрет учений" [см. 15] выделяет 4 основные пути: Хатха-йогу, Лайя-йогу, Дхьяна-йогу и Раджа-йогу. Ряд других исследователей признают целесообразным разграничение только двух основных направлений: на Хатха-йогу и Раджа-йогу. Однако если учитывать, что направлений телесной тренировки, предусматривающих разностороннее совершенствование физических способностей с учетом даосских, дзэн-буддийских и тантри-ческих школ, давших в свое время целый ряд ветвей типа у-шу, каратэ и других динамического характера, было огромное множество, — такая классификация представляется явно упрощенной.
Существует также деление йог на "низшие" и "высшие". При этом к числу первых относят все те направления, в которых основное внимание в практике уделяется с 1 по 4 ступень восьмеричного "пути достижения". В приведенном списке это, например, Крама-йога, Крийя-йога, Мантра-йога, Гхатастха-йога и Хатха-йога. Эти йоги, таким образом, соответствуют тем ступеням "восьмеричной йоги", которые традиционно объединяются под названием "асамп-раджнята-йога", т. е. буквально означающим "не связанные с самопознанием". Следующие этапы практики, которые начинаются, собственно говоря, с 5-й ступени (т. е. с Пратьяхары), объединяющиеся под названием "сампраджнята-йога", соответствуют так называемым "высшим йогам". При этом, если в первой группе "низших" йог объект работы — принципы Ямы и Ниямы или телесные аспекты, то во второй группе основной способ постижения "Я" и Истины лежит только через длительные медитации и углубленное созерцание.
Наконец, в последнее время можно также выделять классические и неклассические йоги. Наиболее яркие примеры "неклассических" йог, которые были сформулированы в XX веке, — Интегральная йога, разработанная Шри Ауробиндо Гхошем, и Агни-йога, провозвестниками которой явились Е. И. Рерих и Н. К. Рерих. Синонимом Интегральной йоги, а точнее — ее индийским эквивалентным названием является "Пурна-йога", т. е."полная йога, совершенная йога". Исходный аспект в ней — самоуглубление и сосредоточение на Безмолвии, а основными теоретическими посылками служат представления о различных уровнях сознания, структурной организации "тонкого тела", задача полного и всестороннего раскрытия человеческого "Я" не путем ухода из "мирской" жизни, а в процессе активного преобразования внутреннего и внешнего мира. Цель Интегральной йоги — трансформация сознания в "сверхсознание", становление супраментального Разума. К этой йоге мы не раз будем обращаться в дальнейшем, а читатель может получить о ней всестороннее представление из прекрасной книги Сатпрема [127 ] и самих работ А. Гхоша [42—44 ]. Второе направление — Агни-йога — связано с пониманием многосторонней причастности каждого человека к Космосу и его законам, причем задачей здесь также является бесконечное самораскрытие человеческого Духа, его устремленность к высшему бытию и уровням сознания. Достижение космического сознания (сверхсознания — в терминах Гхоша) и здесь представляется одной из основных целей [116-118; 120].
Выделение самого термина "неклассическая йога" автор считает целесообразным по следующим соображениям. Появление новейших методик погружения в транс или близкое к нему состояние, например, по способам Дж. Л ил л и [4 ] или д-ра Монро [34 ], а также по методикам так называемой "трансцендентальной медитации" [162; 163] или "стоп-метода" Г. Гюрджиева [45; 100], еще по сути далеко неравнозначно появлению новой "йоги". Для этого необходимо прежде всего, чтобы новое направление представляло собой четко оформленную Систему, связывающую основную цель с разносторонними аспектами человеческой и мировой реальности, а также — чтобы оно прямо или косвенно опиралось на классический восьмисту-пенчатый путь. Этим требованиям пока отвечают только Интегральная и Агни-йога.
Следует также принимать справедливым выделение таких общих направлений йоги, как индийская, даосская, буддийская и тантрическая йога, включая еще две крупные группы — "статическая йога" и "динамическая йога". Выделение последней стало целесообразным по мере раскрытия тайн таких в высшей степени эзотерических ветвей восточных учений, как Шаолиньская школа, японское каратэ, китайское у-шу и других ветвей системы восточных боевых искусств [см. 56 ]. Так, оказалось, что система тренировок во многих школах восточных единоборств основывалась на принципиально тех же представлениях и основных подходах, что и система классической йоги: углубленное изучение человеческого организма и его возможностей, длительные медитации и строгая система морально-нравственных заповедей показывают, несомненно, общие свойства индийской статической йоги и у-шу.
Проведение многомерной классификации разных направлений и школ йогической практики вряд ли представлялось бы интересным для читателя и оправданным в этой книге. Наиболее важно здесь другое — понять, что все направления, школы и т. д. базируются на одних и тех же принципиальных положениях и направлены на достижение освобождения — Мокши, или Нирваны.
Вопрос о взаимосвязи отдельных йог настолько важен для дальнейшего понимания всего материала, излагаемого в данной книге, что на нем следует остановиться более подробно. Этот вопрос сейчас имеет большую актуальность в нашем обществе. Так, в советской печати, когда вся йога находилась под фактическим запретом, довольно распространенными были призывы отделять "рациональное зерно" от ложных идеалистических течений, причем под первым понималась исключительно Хатха-йога, а все остальные пути, из которых наиболее известным была Раджа-йога, отбрасывались полностью, подвергаясь "аргументированной" критике с позиций современной науки. Такие представления о якобы коренных .различиях путей Хатха- и Раджа-йоги распространены и до сих пор.
Многообразие йогических путей развития личности, представленное еще в древней "Бхагавад-Гите" [22; 95], породило множество споров у более поздних философов древней Индии, какой их них следует считать главным, основным? 'Этот вопрос неоднократно поднимался как в период древности, так и в средневековье. Шанкара отстаивал превосходство Джняна-йоги, Рамануджа — Бхакти-йоги, а комментаторы нового времени отдавали предпочтение Карма-йоге, причем каждый ссылался на "Бхагавад-Гиту" в качестве первоисточника [81; 82]. Таким образом, решающими направлениями развития личности в "Бхагавад-Гите" считались три: путь действия (карма-марга), путь знания (джнани-марга), путь любви (бхакти-марга). Третье направление при этом доминирует, как показал В. С. Костюченко [82], что, собственно, и нашло свое отражение в весьма своеобразной, на наш взгляд, трактовке всей "Бхагавад-Гиты" Бхактиведантой [22] как памятника исключительно кришнаитской направленности. Когда речь идет о существенных различиях одной йоги от другой, следует помнить, что следующий по пути бхакти должен совершать бескорыстные действия, подобно карма-йогину. Оба эти пути невозможны без истинного знания, свойственного джнани-йогу [Костюченко, 1983], и вся "Бхагавад-Гита" полна соответствующими изречениями, подтверждающими это.
Есть указания [8; 22—24; 105 ], что в КалиЮгу ("Железный век") наиболее действенный путь — Мантра-йога и устремленность к Божественному через Бхакти-йогу, тогда как Хатха-йога в наше время сама по себе не ведет к освобождению. Кроме того, приверженцы Раджа-йоги неоднократно заявляли, что Хатха-йога им просто не нужна, поскольку ее эффектов можно достичь и одним только мышлением и медитацией, организованными соответствующим образом. Однако Свами Шивананда [131 ] писал, что многие ведантисты характеризуются физической немощностью и могут только повторять мантру "Ом". Кроме того, пока раджа-йогин достигнет такого уровня, при котором он может полностью контролировать свое физическое состояние, он за это время может состариться.
Существенный прогресс в одном направлении развития человека обязательно создает условия для прогресса в других. Об этом писали Ауробиндо Гхош [см. 127 ], а также Н. К. и Б. И. Рерих в своей "Агни-йоге": " Йога, как высшая связь с космическими достижениями, существовала во все века. Каждое учение содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции. Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем. Полный новыми силами странник продолжает путь... Не избегайте, сил Йоги, но как свет относите их в сумерки неосознанного труда." [118; 120]. Именно такой подход наиболее соответствует требованиям современной эпохи.
Все темы данного раздела:
Вводный практический курс
ОТ АВТОРА............................................................................................................................................................
Что такое "медитация"?
Слово "медитация" происходит от латинского " meditor ", что означает "размышляю, обдумываю". Впрочем, латинское " meditatio " имеет аналоги и в других языках
Цели медитативной практики
Когда кто-то слаб и не развит физически, мы советуем ему заняться гимнастикой, записаться в какую-нибудь секцию, где по мере систематических тренировок он смог бы ликвидировать или существенно умен
Медитативная практика и мировая культура
Медитация как специальный метод познания высших философских истин и религиозных идей существовала с древнейших времен в культуре разных народов. Вопросы о смысле человеческого "Я", его св
Медитация в период античности и в средневековой Европе
В Европе системы религиозного и философского психотренинга был известны еще в период античности, начиная от Критской цивилизации и древней Рреции. Так, уже в IY в. до н. а. Пифагор использовал лече
Медитация в древнем Китае
И. А. Ефремов в известном романе "Таис Афинская" привел гипотезу, согласно которой небольшая уцелевшая часть населения Атлантиды двинулась на восток. Одна группа беженцев обосновалась в у
Медитация в чань(дзэн)-буддизме
Чань-буддизм за долгую историю своего существования оказал огромное влияние на развитие китайской, японской и всей дальневосточной культуры. Исходно это течение возникло в форме эзотерической секты
Медитация в тантризме
Тантризм (букв. "тайная доктрина") —одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской йоги (см. ниже) с положениями буддизма. Как самостоятельное учение
Медитация в индуизме
Если в формировании культуры Китая основную роль играли даосизм, буддизм и конфуцианство, то развитие индийской религиозно-философской традиции шло в основном под знаком индуизма. К середине XX в.
Медитация в мусульманстве
Подобно буддизму, христианству и другим религиям, в мусульманской религии — исламе — можно также выделить внешнюю, экзотерическую сторону учения, рассчитанную на большинство верующих масс, и внутре
Шесть даршан и "йога-сутра" патанджали
Развитие древнеиндийского общества и накопление эмпирических знаний привели к становлению позитивной науки, включая различные философские течения, возникавшие на базе учения Вед. Обособление филосо
Восьмеричный путь индийской йоги
Основная заслуга Патанджали состоит не только в том, что он систематизировал в рациональной форме различные методы йоги, но и в том, что он сформулировал концепцию "восьмеричного пути", к
Типы медитации
Начиная с теории классической йоги Патанджали, можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики. Так, традиционным является выделение двух больших типов медитации: Сагу-на-дхьяна (
Миры во вселенной
Одно из наиболее частых наших представлений о взглядах древних на строение Вселенной — греческий "круг Ойкумены": земля в виде круглой плоскости покоится на трех китах, плавающих в океане
Жизнь на астральном плане
По традиционным воззрениям теоретической биологии мы привыкли рассматривать жизнь как форму существования белковых тел и нуклеиновых кислот, которая имеет обмен веществ, способна к самовоспроизведе
Что такое "прана"?
Особо важное значение в теории йоги имеет концепция праны. Слово "прана" в переводе с санскрита означает "жизненное дыхание, жизненная энергия". Другая трактовка термина—"п
Биополе человека и его структура
Концепция, согласно которой человек — это только его тело, а душа — абстрактная фикция, сейчас уже не признается даже материалистами. Многочисленные факты проявления сверхнормальных психических сил
МУЛАДХАРА-ЧАКРА
· Локализация на физическом плане: окончание позвоночника, между анусом и половыми органами.
· Анатомический коррелят: крестцовый плексус.
· Контролируемый орган чувств: обоняние.
АНАХАТА-ЧАКРА
· Локализация на физическом плане: середина груди, на уровне сердца, между сосками.
· Анатомический коррелят: сердечный плексус.
· Контролируемый орган чувств: осязание.
САХАСРАРА-ЧАКРА (ТЫСЯЧЕЛЕПЕСТКОВЫЙ ЛОТОС)
· Локализация на физическом плане: верхушка головы.
· Анатомический коррелят: гипофиз, мозговой плексус.
· Контролируемый орган чувств: мировое сознание.
· Контролируемая
Макрокосм и микрокосм
Одно из основных положений теории йоги и других восточных учений состоит в соответствии структуры и свойств человека структуре и свойствам Вселенной. Это положение может быть охарактеризовано форму
Психофизиологические аспекты медитации
В настоящее время резко возрос научный интерес к исследованию восточных оздоровительных систем, включая и разностороннее исследование явлений, связанных с медитацией. Последнее в наибольшей
Самадхи
Самадхи — последняя и высшая фаза восьмиступенчатой лестницы йоганг (средств достижения). Это слово, многозначное как и большинство других восточных терминов, переводится одновременно как "оза
Сверхнормальные способности человека
О возможностях индийских йогов управлять своим телом и физиологическими функциями ходят легенды, и эти необычайные способности стали даже материалом для анекдотов. Однако постепенное увеличение наш
Ступени духовного развития человека и общества
Сразу следует сказать, что объем известной социально-психологической литературы по этим вопросам огромен, и мы не будем его рассматривать. С другой стороны, ступени развития религиозного сознания,
Основы психогигиены в йоге
...В текстах "Махабхараты" можно найти много рекомендаций об отношении к жизни и системе жизненных ценностей. Эти книги — одни из первых, где говорится о теснейшей связи образа жизни, пси
Этические аспекты Садханы
Главный критерий правильности поступков, определявший всю линию поведения человека в древней Индии, — Дхарма, т. е. круг обязанностей, предписанных для данной касты. "Не кшатрий {воин — Ю.К .}
Распорядок дня
Теперь мы должны рассмотреть такой важный аспект, как распорядок дня, точнее — принципы конструирования оптимального режима активности в течение суток, который соответствует представлениям йоги. Ра
Секс и вредные привычки
Секс и вредные привычки необходимо рассматривать как факторы, сдерживающие прогресс в йоге вообще и в медитации в частности. Однако следует сразу оговориться, что секс не приравнивается к "вре
Совершенствование духовных знаний
Процесс совершенствования духовных знаний, с учетом рекомендаций Свами Шивананды [131; 132; 179], А. Ч. Бхактиведанты [24], СвамиРамаянды [130] и других Учителей, включает в себя следующие аспекты:
Благоприятные астрологические соответствия
Каждый человек, родившийся под тем или иным знаком зодиака и планетой, имеет свои, благоприятные для него атрибуты: цвет, число месяца, день недели, металл, камень, дерево и т. д. [64 ]. Эти аспект
Контроль дыхания
Для того чтобы овладеть искусством медитации, вовсе не обязательно уметь выполнять в совершенстве все дыхательные упражнения Хатха-йоги. Однако, согласно восьмеричной схеме Патанджали контроль дыха
Позы для медитации
Для медитации рекомендуются следующие восемь поз [15; 30; 60; 63—64; 86; 131—132 и др.]:
1. ПАДМАСАНА ("поза Лотоса"): сесть на коврик, положить левую ступню на правое бедро, а з
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
При нахождении в сидячей медитативной позе ладони обычно кладутся на колени тыльной стороной вверх ("рука закрыта") или вниз ("рука открыта"). Когда ладонь открыта, согнутые бол
Ограничения и противопоказания
Перед разучиванием медитативных упражнений следует хорошо усвоить основные ограничения и противопоказания, играющие роль "техники безопасности". Многие указания уже были сделаны выше по м
Сочетания упражнений в одном цикле занятий
В первый месяц занятий не следует делать больше одного упражнения. Однако для развития духовных навыков и расширения духовных знаний автор рекомендует, независимо от приведенных здесь упражнений, ч
Медитация над звуками
ОБОСНОВАНИЕ: Согласно онтологическим концепциям йоги и санкхьи, все объекты мироздания при своем движении и взаимодействии с другими телами создают определенные вибрации. Движущиеся материальные об
ПЕРВОЕ УПРАЖЕНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ: Мантры — молитвенные формулы, или заклинания, произнесение которых человеком, вызывая определенные вибрации, приводит к изменению его психики в том или ином желаемом , направлении. Мод
Медитация над дыханием (1 и 2)
ОБОСНОВАНИЕ: Начальные этапы сосредоточения и медитации всегда имеют в своей исходной основе контроль дыхания. Об этом не один раз уже говорилось выше. Однако важно не только научиться контролирова
Тратака на свечу
ОБОСНОВАНИЕ: Успех в делах, совершенство исполняемой работы определяются почти исключительно способностью концентрировать усилия, собранностью человека. Эта, казалось бы, природная способность на с
Тратака на предмет
ОБОСНОВАНИЕ: Выполнение Тратаки на свечу во многом облегчается природной склонностью человека смотреть, не отрываясь, на огонь. Значительно сложнее долгое время сосредоточиваться на предмете, особе
Тратта на цветок
ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА: См. выше — разделы 6.5 и 6.6. Однако появляется дополнительный элемент: вместе с пристальным взглядом и концентрацией всех умственных сил на данном цветке вы вдыхаете его за
Медитация над янтрой
ОБОСНОВАНИЕ: Способность живописи и графики оказывать воздействие на душевное состояние человека была известна еще в глубокой древности и подтверждается новейшими научными исследованиями [51 ]. В И
Пять малых упражнений в медитации (для развития памяти)
ВВЕДЕНИЕ: Данная группа упражнений носит в основном специальный характер и предназначена для лиц с пониженной в силу тех или иных причин памятью. В отличие от элементарных, знакомых каждому школьни
Медитация над музыкой (1)
ВВЕДЕНИЕ: Данная группа упражнений — медитация над музыкой (1—3) — не является традиционной и зачастую не входит в основной курс. Однако их выполнение существенно помогает выработать навыки длитель
Медитация над музыкой (2)
ОБОСНОВАНИЕ: Музыка имеет не только цветовые, но и геометрические аналоги. Источник такой аналогии имеет двоякое происхождение. Первый состоит в структурных особенностях, конфигурациях музыки, моде
Медитация над музыкой (3).
ОБОСНОВАНИЕ: Третье упражнение связано с анализом структуры музыкальных произведений. Поэтому наиболее успешно его могут выполнять те люди, которым знакомо сольфеджио. Однако и для несведущих в муз
Медитация над расширением сознания (1)
ОБОСНОВАНИЕ: Границы представлений человека всегда относительны. Это психологически отражается не только на объективных возможностях его "Я ", но и при самооценках личности, причем обычно
Медитация над первоэлементами
ОБОСНОВАНИЕ: Одно из важных представлений в восточных и ранних античных философских системах — концепция так называемых первоэлементов, или "основных элементов" [9; 56; 131 и др.], из кот
Медитация над расширением сознания (2)
ОБОСНОВАНИЕ: Находясь и действуя в обществе, человек связан с ним множеством разных по характеру и силе незримых связей. Сознание большинства людей связано с довольно узким миром идей, представлени
Психическое дыхание (1 и 2)
ОБОСНОВАНИЕ: Дыхание — основа жизни. Без кислородного дыхания функции физического тела не могут проявляться в обычных условиях. Однако есть еще один фактор для того, чтобы грубоматери-альное тело (
Медитация над мантрой (3)
Рис. 18. Графический аналог мантры ХАТ: фиолетовый знак на голубом фоне.
ОБОСНОВАНИЕ: Вы уже знаете, например, из раздела 6.2
Генерация тумо
ОБОСНОВАНИЕ: "Тумо" — тибетский термин, означающий примерно "внутренний жар, скрытое тепло организма". Тибетские отшельники, так же как и индийские, придерживаются представления
Медитация над чакрами и нади
ОБОСНОВАНИЕ: В разделе 3.4 были подробно описаны энергетические структуры, функционирующие в биополе человека. Для того чтобы управлять прановыми потоками в организме, например, для лечения себя ил
Медитативная пранайама
ОБОСНОВАНИЕ: Как уже неоднократно отмечалось выше, зарядка правой может производиться как методами Хатха-йоги, которые являются наиболее известными, так и при помощи специальных медитативных упражн
Джива-комплекс (1)
ОБОСНОВАНИЕ: Выявление чакр и нади важно не только само по себе: оно позволяет освоить ряд других аспектов практики, важнейшим из которых является промывка правой и одновременное очищение астрально
Джива-комплекс (2)
ОБОСНОВАНИЕ: Закрепление навыков, полученных при выполнении Джива-комплекса (1), дальнейшее продвижение по пути управления энергетическими потоками в организме достигается за счет следующего упражн
Медитация над мантрой (4 и 5)
Рис. 20. Графический символ мантры "СОЛЬ": синий знак на голубом фоне.
ОБОСНОВАНИЕ: Для приведения психики в состоя
Пробуждение кундалини
ОБОСНОВАНИЕ: Активизация сил Кундалини означает, по сути, перевод части резервной, скрытой, потенциальной энергии организма, сосредоточенной в Муладхаре, в динамическую форму, которая помогает чело
Активизация чакр (1)
ОБОСНОВАНИЕ: Управление внутренними правовыми потоками в организме требует соответствующей подготовки для чакр. Такая подготовка осуществляется главным образом через их активизацию, и, выявив чакры
Активизация чакр (2)
ОБОСНОВАНИЕ: Если в предыдущем упражнении акцент делался на использование ряда приемов Хатха-йоги, в данном варианте практики пробуждения чакр используется несколько иная методика, всецело основанн
Активизация чакр (3)
ОБОСНОВАНИЕ: В предыдущем упражнении эффект активизации чакр достигался благодаря "вращению" чакр вокруг некоторой горизонтальной оси. Понятно, что основная работа здесь проводится значит
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Человек, живущий в обществе, испытывает на себе огромное влияние со стороны окружающих людей, как хороших, так и плохих, но большей частью эти влияния отрицательны. Такие воздействия могут существе
Методы исцеления правой
Сукшма-прана — жизненная сила. Чем больше в организме Правы, тем больше жизнеспособность человека. Болезни различных органов вызваны нарушенным энергетическим обменом, когда Праны в них или недоста
Развитие экстрасенсорных способностей
Существуют и такие дополнительные упражнения, которые позволяют развить в себе навыки экстрасенса. Их следует практиковать во время, свободное от ваших обычных ежедневных занятий, как дополнение (н
НЕКОТОРЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ОТРЫВКИ
Герман Гессе [35]
СТУПЕНИ
Цветок сникает, юность быстротечна,
И на веку людском ступень любая,
Любая мудрость временна, конечна,
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
На склоне жизни облекая в слово
Дум и занятий многолетних мед,
Из понятого и пережитого
Старик свой труд итоговый плетет.
С мечтой о славе свой з
ШРИ АУРОБИН ДО ГХОШ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ [1271
...И, может быть, тщету всех упований испытав,
Мы к совершенству ключ внутри обрящем.
Свет, не рожденный ни солнцем, ни луной, ни огнем,
Свет, который обитает внутри и та
ФОРМУЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ САМОВНУШЕНИЯ
1. Я постепенно успокаиваюсь. С каждым днем я становлюсь все более и более спокойным.
2. Мне ничто не угрожает. Моему "Я" ничто не может нанести вреда и теперь я, наконец, узнал
МОЛИТВЕННЫЕ ФОРМУЛЫ
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ И СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ [103 ]
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне придаться воле
М А Н Т Р Ы
1. ОМ ТАТ САТ [Ом! Ты Истина! ]
2. ТАТ ТУАМ АСИ [О, Ты есть То! ]
3. ОМ НАМАХ ШИВАЙА [Ом! Почтение Шиве! ]
4. АЙАМ АТМА БРАХМА [Этот дух — Брахман ]
5. САРВАМ ЕВ
Новости и инфо для студентов