рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории 56 в

Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории 56 в - раздел Образование, Понятие мировоззрения, его структура и функции Одним Из Важнейших Вопросов Философии Истории Является Проблема Периодизации ...

Одним из важнейших вопросов философии истории является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении, которое и есть исторический процесс, существуют два основных подхода. Первый из них — стадиально-поступательный, или линейный — заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества, называется формационный подход. Второй подход, который обычно называют цивилизационным, исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную историю. Вся история человечества есть бесконечное творение множества одних и тех же процессов.

В марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену общественно - экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Именно ее имеют в виду, когда говорят о формационном подходе к истории.

В современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества используется понятие цивилизация. Сам термин цивилизация (лат. сivilis — гражданский, государственный) в философской литературе чаще всего употребляется в следующих основных значениях:

1. как синоним культуры (А. Тойнби).

2. как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).

3. как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

В последнее время понятие цивилизация легло в основу цивилизационного подхода к анализу развития общества. Его сущность заключается в построении такой типологии общественных систем, при которой периоды развития общества анализируются на основе выделения качественно различающихся между собой технико-технологических условий развития, социально-этнических и социально-психологических особенностей тех или иных регионов планеты. Существует несколько типологий цивилизаций. Одна из наиболее распространенных связана с выделением восточной и западной цивилизаций. Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями. Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым (наиболее характерный пример: США). Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям. Для Западной Европы свойственна установка на инновационный путь развития, который предполагает сознательное вмешательство людей в общественные процессы, культивирование таких интенсивных факторов развития как наука и техника. В политической сфере западной цивилизации присущи гарантии частной собственности и гражданских прав личности как стимула к инновациям и творческой активности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества. Восточная цивилизация чаще всего определяется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально - политические и духовные особенности данного региона. В отличие от Запада здесь отмечается господство авторитарно-административной системы, характеризующейся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Данные обстоятельства определяют научные и духовные ориентации восточной цивилизации. Развитие научных знаний характеризовалось не столько ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя. В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого языка понятий. Высшей целью науки считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно - образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре объяснения, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.

Широко распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер). В качестве критерия выделения данных этапов цивилизационной динамики рассматривается развитие материально-производственных технологий и тесно связанных с ними социально - политических и духовных отношений: 1. доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил. 2. индустриальная цивилизация связана с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. В этом обществе «размывается» аграрный сектор, начинает доминировать промышленное производство, в результате чего активизируются процессы урбанизации (рост городов). Наука становится системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса. Данные процессы ведут к изменению места и роли человека в обществе, формируется буржуазно-демократический строй, для которого характерно провозглашение равных гражданских прав, нарастание демократических тенденций в социально-политической сфере. 3. постиндустриальная цивилизация отличается рядом новых особенностей по сравнению с индустриальной. В ней доминирует так называемый «третий сектор» — сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую промышленность. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа — профессионалов-управленцев. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности. Данное обстоятельство дало возможность Тоффлеру назвать такое общество информационным.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие мировоззрения, его структура и функции

Аристотель из Стагира великий древнегреческий философ и ученый энциклопедист Ученик Платона подвергший критическому переосмыслению многие его... Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона Он считал что Платон... Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно научного Он выделяет первую...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории 56 в

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие мировоззрения, его структура и функции. 3 в
Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убежден

Генезис философии. 2 в
Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои про

Соотношение веры и разума – основная проблема философии в эпоху Средневековья. 9 в
Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоласти

Образы философии в истории культуры 1 в
В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей: 1. Философия как любовь

Философия как знание и понимание
В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск теоретической мысли по решению насущных проблем, обоснованию новых ориенти

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции 3 в
Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем

Предмет философии и его историческая динамика 4 в
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества

Структура философского знания 4 в
В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, которые постепенно оформились в следующие разделы философского знания: • онтол

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия
Для того чтобы предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории 5 в
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов —

Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм 6 в
Даосизм: основателем является философ Лао-цзы (букв. старый учитель), собственное имя Ли Эр. Возникло около VI -V вв. до н. э. Лао-Цзы развивает учение о правильном пути и добродетели. Ему приписыв

Периодизация античной философии
Философия в Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, народа, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Факторы, которые способствовали реализац

Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
Основателем атомистического учения является Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Еще одним представителем является Левкипп из Милета. Атомисты выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до беск

Исторические этапы развития средневековой философии 10 в
I этап: На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В соответствии с этим начальный период в р

Принципы средневекового философского мышления 11 в
Каноны христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, символизм, принцип оппозиции души и тела, провиденциа

Гуманизм философской мысли Возрождения 12 в
С начала XIV в. в различных областях культуры Западной Европы стали происходить существенные изменения. Изменения произошли литературе, в религиозных настроениях, в художественном творчестве, в соц

Социально-политические идеи Возрождения 13 в
Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV-XVI вв., нашло свое отражение в создании новых социально-политических учений. Наиболее яркие и своеобразные идеи в области обществен

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре 14 в
В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит ст

Философия и идеология в эпоху Просвещения 15 в
Во второй половине XVII – XVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии. Философскую мысль этого периода принято называть философией Просвещения. В широком смысле слова Прос

Основные черты марксистской философии 18 в
Марксизм возникает в середине 40-х г. 19 в. Его основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс на новом уровне осмыслили закономерности развития общества, открыли материалистическое понимание истории

Основные исторические формы позитивистской философии 21 в
Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное

Религиозная философия: неотомизм 22 в
Неотомизм — течение в современной католической философии, в основе которого лежит учение средневекового философа Фомы Аквинского (1227-1274). Представители неотомизма - Э. Жильсон, Ж. Маритен во Фр

Философские концепции экзистенциализма 23 в
Экзистенциализм — от позднелат. «exsistentia» философия существования. Э. возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мир. войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и

Основные идеи феноменологии 25 в
Феноменология — одно из ведущих направлений философии XX в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Гуссерль разрабатывал феноменологию как «переворот» в философии, как откр

Философская герменевтика 26 в
Герменевтика (греч.: hermeneutike — толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений XX в. Предыстория гер

Структурализм и постструктурализм 27 в
Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философског

Философия постмодернизма 28 в
Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на

Философия и национальное самосознание
Рубеж ХХ и ХХI в. является переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран пост

Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси 29 в
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было п

Основные направления и типологические характеристики русской философии 30 в
Подлинно национальная русская философия появляется только в ХIХ в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева. Главное философское произведение П.

Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии 31 в
Слово метафизика (греч. meta ta physica ,буквальный перевод: после физики, физика обозначает природу) — это философское учение о первичных основах всякого бытия или сущности мира. Данное понятие во

Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия 33 в
Понятие онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив онтологию как науку

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке 34 в
Материя (лат. materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к созна

Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы 32 в
Происхождение данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения и

Основные структурные уровни организации материального бытия
Структурная организация всего мира означает, что любое материальное явление — система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруп

Природа как объект философского и научного анализа 35 в
В широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понимание природы в различные эпохи: Античность: В философии истоки пон

Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания 36 в
Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что ос

Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы» 37 в
Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько то

Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации 38 в
Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в

Научные и философские модели происхождения человека 40 в
1) концепция креационизма (лат. сreatio — творение, создание) была исторически первой моделью происхождения мира и человека. Рассматривает человека как продукт специального божественного творчества

Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности 41 в
Уникальность человека определяется своеобразным переплетением индивидуальных и всеобщих моментов. Особая сложность этого процесса связана с невозможностью однозначного разделения внутреннего и внеш

Проблема генезиса сознания 44 в
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет

Структура сознания. Сознание и самосознание 45 в
Структуру сознания можно представить как определенную систему уровней и проекций, описывающих характер отражения действительности и спектр отношений к ней. Необходимо сказать, что приведенная струк

Творческая природа и социокультурная размерность сознания
Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания отделяет кла

Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру 46 в
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно и осмысленно преобраз

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания 47 в
Человек получает все знания о мире, используя в первую очередь две стороны познавательного процесса — чувственное и рациональное познание. Чувственное познание реализуется в трех основных

Понятие и основные функции науки 48 в
Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. Наука зародилась в древности,

Эмпирический и теоретический уровни научного познания
В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретиче

Определение общества 49 в
В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в о

Общество как развивающаяся система 50 в
Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого — целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отнош

Социальная структура общества. Типы социальных структур 51 в
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составл

Политическая организация общества 53 в
Политика (от греч. politikа — государственные и общественные дела) — социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных фор

Феномен власти в жизни общества 52 в
Важное значение в развитии общества имеют властные отношения. По словарю В.И. Даля, «власть — право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление..Властвоват

Государство как важнейший компонент политической организации общества 54 в
Государство — основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и дру

Глобализация как предмет социально-философского анализа 57 в
Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области обществен

Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология 58 в
Термин «культура» (лат. cultura — возделывание, обрабатывание, почитание) используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность при

Традиции и новации в динамике культуры
Ценностные изменения структуры культуры предопределяют развитие и формы организации социума. Общество способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая цен

Религия как форма духовного освоения реальности 59 в
Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio — благочестие, набожность, святыня). Религия — мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существов

Искусство как форма духовного освоения реальности 60 в
В эволюции духовной культуры существенно важную роль играют социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают смыслы и язык культуры, стимулируют ее

Приоритеты философии в новом тысячелетии 61 в
Современная философия — это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначал

Мораль как регулятор социального поведения 62 в
Мораль (лат. moralis — нравственный, mores — обычаи, нравы, поведение) – специфический способ регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преобладание ценностного отношения к действительн

Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество 63 в
Термин «личность» произошел от лат.persona — маска, роль актера. Данное понятие было сформулировано для отображения социальной природы человека, с целью рассмотрения его как участника социокультурн

Глобальные проблемы современности 64 в
Понятие «глобальные проблемы современности» как «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху», получило широкое

Проблема смысла жизни человека 65 в
Смысл жизни — только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальн

Понятие общественного прогресса, его критерии и типы 66 в
Понятие общественного, социального пространства и времени. Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденции ритмов истории. Рождение идеи социального прогр

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 24 в
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, преобладающее течение мысли в англоязычных странах 20 в.; способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости. Последние были выраже

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги