рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности 41 в

Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности 41 в - раздел Образование, Понятие мировоззрения, его структура и функции Уникальность Человека Определяется Своеобразным Переплетением Индивидуальных ...

Уникальность человека определяется своеобразным переплетением индивидуальных и всеобщих моментов. Особая сложность этого процесса связана с невозможностью однозначного разделения внутреннего и внешнего, творческого и традиционного, субъективного и объективного в человеке.

«Индивидуальная универсальность личности» исследуется в философии в двух проекциях: «тело-видимое» (тело-объект), и «тело-видящее» (тело-субъект).

1) «Тело-видимое» обречено на встраивание себя в жесткую культурную матрицу приемлемых стандартов поведения, к примеру, даже взгляд на себя в зеркало — это оценка себя глазами Другого. Такое сведение индивидуального к единому шаблону находит свое наиболее яркое воплощение в науке, объективирующей и унифицирующей все индивидуальное. 2) «Тело-видящее», осуществляется лишь в конкретной жизненной ситуации, окрашенной всегда уникальными чувствами и впечатлениями человека. Жизнедеятельность «тела-видящего», его возможные проявления, описываются современной философией через понятие телесности. Категорией «телесность» описывается все то, что не поддается жесткому контролю разума и воли. В современной философии «телесность» понимается как категория, акцентирующая такие фрагменты действительности как текст, смерть, опыт повседневности. Наиболее ярко проявления телесности заявляют о себе в состоянии аффекта, где исчезают механизмы самоконтроля и человека подчиняется своей стихии. Спектр многообразных аффективных состояний обусловливается векторами страдания и наслаждения, конкретизирующихся в феноменах страха и эроса. Рассмотрим следующие проявления телесности:

Страх — это психическая реакция, связанная с предчувствием опасности. Внутренняя «логика» страха построена на определенном дисбалансе знания и незнания: мы знаем источник опасности, но не можем быть уверены в возможности благополучного исхода. Страшит всегда что-то непонятное, незнакомое, другое. Однако человека, лишенного страха, называют безрассудным. Некоторые исследователи утверждают: «лишь ничего не зная и ничего не имея, можно позволить себе ничего не бояться» или «страх и стремление к его преодолению становятся мощным импульсом культуры, благодаря страху перед неразведанным пространством возникают города, а страх перед природой создал богов». Человечество живет, преодолевая старые страхи и создавая новые. Феноменами, помогающими преодолеть страх, являются агрессия и смех. Агрессия рассматривается как спонтанная реакция, связанная с «жаждой разрушения» (З. Фрейд), в конечном итоге определяется борьбой за собственное существование и собственное «Я». Смех рассматривается как специфическая реакция на комическую ситуацию, которая дает человеку право и привилегию радоваться, несмотря на смерть и побеждая страх. Сходные функции психологической разрядки выполняет плач это естественная альтернатива смеха. Мощным жизнеутверждающим фактором в комплексе феноменов телесности является эрос — стремление к удовольствию, наслаждению, конкретизация глубинной жизнеутверждающей энергии человека. Эрос выступает своеобразным индикатором жизненных сил в целом, проявляющихся в неистребимой жажде желать, любить. Изначальная направленность эроса ориентирована всегда на что-то внешнее, где избранный объект стремления необходимо приблизить и сделать своим, что делает эрос мощной силой. Не случайно в древних космологиях любовь понималась как единое организующее начало мира, собирающее в единый организм и придающее всему жизнь. Платон, например, состояние влюбленности отождествлял с манией, одержимостью, когда трезвые доводы рассудка отступают перед энергетикой желания. Однако, как правило, именно эрос задает конкретную направленность человеческих действий, вносит смысл в отдельные поступки, будучи сам подчинен исключительно инстинкту жизни и самосохранения. Особый статус эроса в культуре определяется его творческими возможностями. Устремляя человека к чему-то внеположенному, временно недоступному, эрос преобразует как самого человека, заставляя его становиться лучше, так и вожделенный объект, раскрывая его новые грани. Он дает как бы первичный импульс любому творческому акту, вне зависимости от преследуемой цели (другой человек, истина, власть, благо). Экзистенциальные характеристики личности 42 в

Экзистенциальная проекция человека предполагает акцент на его уникальных, индивидуально-личностных свойствах и характеристиках. Начало их коренится в ситуации ценностного выбора, связанного с ответом на вопрос о смысле жизни, являющемся традиционной темой философии. При этом ни философия, ни культура не в состоянии дать однозначно правильного ответа, в равной мере приемлемого для всех людей и эпох. Вне зависимости от наличия множества мудрых советов по поводу того, как и во имя чего следует жить, каждый человек в той или иной форме решает этот вопрос самостоятельно. Исследование этого вопроса в философии связано с темой о природе и сущности человека. В результате чего оформились следующие концепции:

1) натурализаторская концепция рассматривающая человека как природное начало и утверждающая, что человек, не имея над собой никаких высших авторитетов, кроме самой природы, должен ценить жизнь, где качество жизни и ее смысл измеряются величинами счастья и наслаждения. В современных натурализаторских концепциях человек имеет право на личное счастье лишь при условии сохранения жизни как таковой, в силу чего его первейшей задачей становится забота не столько о себе, сколько о природе в целом.

2) концепция религиозного персонализма, где проблема смысла жизни решается в контексте того, что истина и цель человеческого существования соотнесены не с земным, а с потусторонним миром, земная история человека является лишь подготовкой, преддверием настоящей жизни в вечности.

3) социологизаторская концепция рассматривает долг, отождествляя его не столько с нравственной максимой поведения, сколько с необходимым основанием социальных отношений и взаимодействий, поэтому цель любого человека это следование долгу, достижение поставленной цели.

4) концепция экзистенциализма ориентирует человека на осознание уникальности каждой жизни и ее отдельных моментов.

Решение вопроса о смысле жизни предполагает необходимость определения статуса смерти, так как сам факт наличия смерти дискредитирует все человеческие попытки ввести в абсолют жизнь и ее достоинства. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл. Спектр многообразных человеческих стремлений в каждом отдельном случае заканчивается одинаково: можно преуспеть больше или меньше, жить ради себя или ради других, в конечном итоге смерть уравнивает всех. Если смерть — это естественное завершение всякой жизни, то, возможно, именно она и составляет наиболее глубинный смысл существования, делая абсурдными любые человеческие претензии противопоставить ей что-то более высокое и абсолютное. Человек — это единственное существо, «знающее о смерти», отдавая ей дань уважения в ритуальной практике. Наиболее радикально эту мысль в философии высказал Эпикур, заявив, что нечего бояться того, чего нет, поскольку пока есть мы, то смерти нет, а когда есть она, то нет уже нас. Для всей классической культуры смерть выступает как переход к какому-то иному состоянию жизни. В ситуации современной философии, смерть утрачивает значение «перехода», но начинает восприниматься как действительный «уход», окончание и завершение жизни.

Рассмотрим феномен свободы, который составляет сущностную проекцию мира человека. Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Сама природа человеческой деятельности и разума является лишь следствием глубинной свободы, позволяющей человеку преобразовывать действительность в соответствии со своим замыслом, а не пассивно «вписываться» в среду. Но именно эта свобода выступает лишь прекрасной грезой человечества, ведомого жесткой необходимостью и обманывающего себя иллюзией свободного выбора. Никакие достижения прогресса не в состоянии избавить нас от смерти, самой горькой насмешки над свободой, от подчинения природным законам или включенности в социокультурный контекст. Реализуя себя как свободные личности, мы в действительности очень многого не выбираем, предоставляя право решать за нас обстоятельствам и окружению.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие мировоззрения, его структура и функции

Аристотель из Стагира великий древнегреческий философ и ученый энциклопедист Ученик Платона подвергший критическому переосмыслению многие его... Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона Он считал что Платон... Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно научного Он выделяет первую...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности 41 в

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие мировоззрения, его структура и функции. 3 в
Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убежден

Генезис философии. 2 в
Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои про

Соотношение веры и разума – основная проблема философии в эпоху Средневековья. 9 в
Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоласти

Образы философии в истории культуры 1 в
В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей: 1. Философия как любовь

Философия как знание и понимание
В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск теоретической мысли по решению насущных проблем, обоснованию новых ориенти

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции 3 в
Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем

Предмет философии и его историческая динамика 4 в
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества

Структура философского знания 4 в
В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, которые постепенно оформились в следующие разделы философского знания: • онтол

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия
Для того чтобы предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории 5 в
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов —

Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм 6 в
Даосизм: основателем является философ Лао-цзы (букв. старый учитель), собственное имя Ли Эр. Возникло около VI -V вв. до н. э. Лао-Цзы развивает учение о правильном пути и добродетели. Ему приписыв

Периодизация античной философии
Философия в Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, народа, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Факторы, которые способствовали реализац

Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
Основателем атомистического учения является Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Еще одним представителем является Левкипп из Милета. Атомисты выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до беск

Исторические этапы развития средневековой философии 10 в
I этап: На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В соответствии с этим начальный период в р

Принципы средневекового философского мышления 11 в
Каноны христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, символизм, принцип оппозиции души и тела, провиденциа

Гуманизм философской мысли Возрождения 12 в
С начала XIV в. в различных областях культуры Западной Европы стали происходить существенные изменения. Изменения произошли литературе, в религиозных настроениях, в художественном творчестве, в соц

Социально-политические идеи Возрождения 13 в
Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV-XVI вв., нашло свое отражение в создании новых социально-политических учений. Наиболее яркие и своеобразные идеи в области обществен

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре 14 в
В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит ст

Философия и идеология в эпоху Просвещения 15 в
Во второй половине XVII – XVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии. Философскую мысль этого периода принято называть философией Просвещения. В широком смысле слова Прос

Основные черты марксистской философии 18 в
Марксизм возникает в середине 40-х г. 19 в. Его основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс на новом уровне осмыслили закономерности развития общества, открыли материалистическое понимание истории

Основные исторические формы позитивистской философии 21 в
Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное

Религиозная философия: неотомизм 22 в
Неотомизм — течение в современной католической философии, в основе которого лежит учение средневекового философа Фомы Аквинского (1227-1274). Представители неотомизма - Э. Жильсон, Ж. Маритен во Фр

Философские концепции экзистенциализма 23 в
Экзистенциализм — от позднелат. «exsistentia» философия существования. Э. возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мир. войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и

Основные идеи феноменологии 25 в
Феноменология — одно из ведущих направлений философии XX в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Гуссерль разрабатывал феноменологию как «переворот» в философии, как откр

Философская герменевтика 26 в
Герменевтика (греч.: hermeneutike — толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений XX в. Предыстория гер

Структурализм и постструктурализм 27 в
Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философског

Философия постмодернизма 28 в
Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на

Философия и национальное самосознание
Рубеж ХХ и ХХI в. является переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран пост

Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси 29 в
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было п

Основные направления и типологические характеристики русской философии 30 в
Подлинно национальная русская философия появляется только в ХIХ в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева. Главное философское произведение П.

Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии 31 в
Слово метафизика (греч. meta ta physica ,буквальный перевод: после физики, физика обозначает природу) — это философское учение о первичных основах всякого бытия или сущности мира. Данное понятие во

Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия 33 в
Понятие онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив онтологию как науку

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке 34 в
Материя (лат. materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к созна

Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы 32 в
Происхождение данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения и

Основные структурные уровни организации материального бытия
Структурная организация всего мира означает, что любое материальное явление — система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруп

Природа как объект философского и научного анализа 35 в
В широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понимание природы в различные эпохи: Античность: В философии истоки пон

Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания 36 в
Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что ос

Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы» 37 в
Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько то

Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации 38 в
Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в

Научные и философские модели происхождения человека 40 в
1) концепция креационизма (лат. сreatio — творение, создание) была исторически первой моделью происхождения мира и человека. Рассматривает человека как продукт специального божественного творчества

Проблема генезиса сознания 44 в
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет

Структура сознания. Сознание и самосознание 45 в
Структуру сознания можно представить как определенную систему уровней и проекций, описывающих характер отражения действительности и спектр отношений к ней. Необходимо сказать, что приведенная струк

Творческая природа и социокультурная размерность сознания
Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания отделяет кла

Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру 46 в
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно и осмысленно преобраз

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания 47 в
Человек получает все знания о мире, используя в первую очередь две стороны познавательного процесса — чувственное и рациональное познание. Чувственное познание реализуется в трех основных

Понятие и основные функции науки 48 в
Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. Наука зародилась в древности,

Эмпирический и теоретический уровни научного познания
В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретиче

Определение общества 49 в
В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в о

Общество как развивающаяся система 50 в
Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого — целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отнош

Социальная структура общества. Типы социальных структур 51 в
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составл

Политическая организация общества 53 в
Политика (от греч. politikа — государственные и общественные дела) — социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных фор

Феномен власти в жизни общества 52 в
Важное значение в развитии общества имеют властные отношения. По словарю В.И. Даля, «власть — право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление..Властвоват

Государство как важнейший компонент политической организации общества 54 в
Государство — основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и дру

Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории 56 в
Одним из важнейших вопросов философии истории является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении, которое и есть исторический пр

Глобализация как предмет социально-философского анализа 57 в
Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области обществен

Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология 58 в
Термин «культура» (лат. cultura — возделывание, обрабатывание, почитание) используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность при

Традиции и новации в динамике культуры
Ценностные изменения структуры культуры предопределяют развитие и формы организации социума. Общество способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая цен

Религия как форма духовного освоения реальности 59 в
Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio — благочестие, набожность, святыня). Религия — мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существов

Искусство как форма духовного освоения реальности 60 в
В эволюции духовной культуры существенно важную роль играют социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают смыслы и язык культуры, стимулируют ее

Приоритеты философии в новом тысячелетии 61 в
Современная философия — это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначал

Мораль как регулятор социального поведения 62 в
Мораль (лат. moralis — нравственный, mores — обычаи, нравы, поведение) – специфический способ регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преобладание ценностного отношения к действительн

Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество 63 в
Термин «личность» произошел от лат.persona — маска, роль актера. Данное понятие было сформулировано для отображения социальной природы человека, с целью рассмотрения его как участника социокультурн

Глобальные проблемы современности 64 в
Понятие «глобальные проблемы современности» как «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху», получило широкое

Проблема смысла жизни человека 65 в
Смысл жизни — только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальн

Понятие общественного прогресса, его критерии и типы 66 в
Понятие общественного, социального пространства и времени. Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденции ритмов истории. Рождение идеи социального прогр

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 24 в
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, преобладающее течение мысли в англоязычных странах 20 в.; способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости. Последние были выраже

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги