Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология 58 в - раздел Образование, Понятие мировоззрения, его структура и функции Термин «Культура» (Лат. Cultura — Возделывание, Обрабатывание, Почитание) Исп...
Термин «культура» (лат. cultura — возделывание, обрабатывание, почитание) используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632–1694), который употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, или естественному, состоянию человека. Этот смысл внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохраняется за понятием культура до настоящего времени.
Существует множество дисциплин, которые формируют представление о культуре как предмете собственного исследования, поэтому «образ культуры» в различных науках выглядит своеобразно. В современной литературе встречается более 250 определений культуры, фиксирующих ее различные аспекты, черты, проявления, модификации. Однако перечень этих признаков не позволяет выработать целостное представление о культуре как системной характеристике общества, задающей ему качественную определенность, данными вопросами занимается философия культуры как относительно самостоятельная область философского знания. (Термин «философия культуры» ввел в научный оборот в начале ХIХ в. немецкий романтик А.Мюллер). Становление философии культуры как особой системы представлений о культуре стимулировалось осознанием факта многообразия путей культурной эволюции человечества, несовпадения исторического и культурного развития, а также кризисных явлений в культуре ХХ в. Присущая философии культуры органичная связь различных углов зрения на свой предмет отличает ее от культурологии – междисциплинарной области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм с помощью различных методов. Несмотря на то, что становление философии культуры как самостоятельной области знания началось в ХIХ в., исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная философская проблема (она осознается уже в античности софистами).
В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.
Натуралистическая модель, сформировавшаяся в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», видела в ней человеческое продолжение природы. Французские просветители вместо понятия культура использовали понятие цивилизации, которую определяли как проект идеального социального устройства, основанного на разуме, справедливости и нравственности. Немецкие просветители связывали понятие культура с личностным развитием человека, а понятие цивилизация применяли для характеристики социально- политической жизни общества.
Классическая модель культуры, сложившаяся в ХIХ в., является отказом от натуралистических тенденций. Человек — субъект культуры — в рамках данной модели провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры. Культура отождествляется здесь с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества форм и типов культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию эволюции человечества. В основе данной модели лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма.
Трактовка культуры как чисто духовного образования, воплощающегося в прогрессе морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания, получила материалистическую интерпретацию в марксистской философии. Данное определение основано на том, что культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека. В таком понимании культура не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека.
Неклассическая (модернистская) модель возникает в ХХ в. как реакция на трудности рационалистического познания культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры, фиксации факта относительной самостоятельности и самоценности каждой культуры. Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека, рассматривает культурную реальность как объект переживания, а не рационального осмысления. Для модернистской модели культуры характерны пессимизм, идея абсурдности мира, отказ от систематизации и упорядоченного моделирования мира.
Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности. Она основывается на утверждении о бесперспективности попыток творческого преобразования мира, на установке отказа от попыток его систематизации, сводимости всех проявлений культуры к какой-то первооснове, акцентируя внимание на их самодостаточности. В результате распадается субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип осмысления культуры – философствование без субъекта. В рамках такой модели культура оказывается ориентированной на некий лежащий в бесконечности образ, который определяется как свойство сознания человека или группы людей.
Существуют различные теоретические подходы к исследованию и определению культуры в философии ХХ в.: аксиологического, деятельностного , семиотического, структуралистского, социологического, гуманитарного и др. Рассмотрим некоторые из данных подходов:
1. Деятельностный подход, при котором культура — специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура как системно организованная деятельность обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального мира конкретного типа общества, а также программирует его развитие и формы организации.
2. Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры определяет внебиологический механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. В рамках данного подхода культура — это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем. В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков (предметные действия человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи, религиозные представления и т.п.).
3. Аксиологический (ценностный) подход, в котором культура сложная система материальных и духовных ценностей, идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы.
Таким образом, феномен культуры выступает:
- как мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;
- как сложная, многоуровневая система ценностей;
- как совокупность овеществленных средств и способов человеческой жизнедеятельности;
- как совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;
- источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;
- сфера проявления родовой сущности человека;
- форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.
В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования. Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их практические потребности, а с другой — выступают средствами закрепления, хранения и передачи социально значимой информации. Духовная культура — это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в социальном пространстве и историческом времени, ценности духовной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире. В качестве основных социальных функций культуры выделяют функцию освоения и преобразования мира, коммуникативную, нормативную, функцию накопления, сохранения и трансляции социальной информации.
Все темы данного раздела:
Понятие мировоззрения, его структура и функции. 3 в
Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убежден
Генезис философии. 2 в
Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои про
Соотношение веры и разума – основная проблема философии в эпоху Средневековья. 9 в
Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоласти
Образы философии в истории культуры 1 в
В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей:
1.
Философия как любовь
Философия как знание и понимание
В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск теоретической мысли по решению насущных проблем, обоснованию новых ориенти
Понятие мировоззрения, его структура и основные функции 3 в
Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем
Предмет философии и его историческая динамика 4 в
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества
Структура философского знания 4 в
В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, которые постепенно оформились в следующие разделы философского знания:
• онтол
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия
Для того чтобы предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим
Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории 5 в
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов —
Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм 6 в
Даосизм: основателем является философ Лао-цзы (букв. старый учитель), собственное имя Ли Эр. Возникло около VI -V вв. до н. э. Лао-Цзы развивает учение о правильном пути и добродетели. Ему приписыв
Периодизация античной философии
Философия в Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, народа, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Факторы, которые способствовали реализац
Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
Основателем атомистического учения является Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Еще одним представителем является Левкипп из Милета. Атомисты выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до беск
Исторические этапы развития средневековой философии 10 в
I этап: На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В соответствии с этим начальный период в р
Принципы средневекового философского мышления 11 в
Каноны христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, символизм, принцип оппозиции души и тела, провиденциа
Гуманизм философской мысли Возрождения 12 в
С начала XIV в. в различных областях культуры Западной Европы стали происходить существенные изменения. Изменения произошли литературе, в религиозных настроениях, в художественном творчестве, в соц
Социально-политические идеи Возрождения 13 в
Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV-XVI вв., нашло свое отражение в создании новых социально-политических учений. Наиболее яркие и своеобразные идеи в области обществен
Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре 14 в
В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит ст
Философия и идеология в эпоху Просвещения 15 в
Во второй половине XVII – XVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии. Философскую мысль этого периода принято называть философией Просвещения. В широком смысле слова Прос
Основные черты марксистской философии 18 в
Марксизм возникает в середине 40-х г. 19 в. Его основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс на новом уровне осмыслили закономерности развития общества, открыли материалистическое понимание истории
Основные исторические формы позитивистской философии 21 в
Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное
Религиозная философия: неотомизм 22 в
Неотомизм — течение в современной католической философии, в основе которого лежит учение средневекового философа Фомы Аквинского (1227-1274). Представители неотомизма - Э. Жильсон, Ж. Маритен во Фр
Философские концепции экзистенциализма 23 в
Экзистенциализм — от позднелат. «exsistentia» философия существования. Э. возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мир. войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и
Основные идеи феноменологии 25 в
Феноменология — одно из ведущих направлений философии XX в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Гуссерль разрабатывал феноменологию как «переворот» в философии, как откр
Философская герменевтика 26 в
Герменевтика (греч.: hermeneutike — толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений XX в. Предыстория гер
Структурализм и постструктурализм 27 в
Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философског
Философия постмодернизма 28 в
Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на
Философия и национальное самосознание
Рубеж ХХ и ХХI в. является переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран пост
Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси 29 в
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было п
Основные направления и типологические характеристики русской философии 30 в
Подлинно национальная русская философия появляется только в ХIХ в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева. Главное философское произведение П.
Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии 31 в
Слово метафизика (греч. meta ta physica ,буквальный перевод: после физики, физика обозначает природу) — это философское учение о первичных основах всякого бытия или сущности мира. Данное понятие во
Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия 33 в
Понятие онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив онтологию как науку
Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке 34 в
Материя (лат. materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к созна
Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы 32 в
Происхождение данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения и
Основные структурные уровни организации материального бытия
Структурная организация всего мира означает, что любое материальное явление — система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруп
Природа как объект философского и научного анализа 35 в
В широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понимание природы в различные эпохи:
Античность: В философии истоки пон
Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания 36 в
Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что ос
Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы» 37 в
Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько то
Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации 38 в
Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в
Научные и философские модели происхождения человека 40 в
1) концепция креационизма (лат. сreatio — творение, создание) была исторически первой моделью происхождения мира и человека. Рассматривает человека как продукт специального божественного творчества
Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности 41 в
Уникальность человека определяется своеобразным переплетением индивидуальных и всеобщих моментов. Особая сложность этого процесса связана с невозможностью однозначного разделения внутреннего и внеш
Проблема генезиса сознания 44 в
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие:
1. Сознание имеет
Структура сознания. Сознание и самосознание 45 в
Структуру сознания можно представить как определенную систему уровней и проекций, описывающих характер отражения действительности и спектр отношений к ней. Необходимо сказать, что приведенная струк
Творческая природа и социокультурная размерность сознания
Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания отделяет кла
Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру 46 в
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно и осмысленно преобраз
Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания 47 в
Человек получает все знания о мире, используя в первую очередь две стороны познавательного процесса — чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание реализуется в трех основных
Понятие и основные функции науки 48 в
Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.
Наука зародилась в древности,
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретиче
Определение общества 49 в
В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в о
Общество как развивающаяся система 50 в
Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого — целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отнош
Социальная структура общества. Типы социальных структур 51 в
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составл
Политическая организация общества 53 в
Политика (от греч. politikа — государственные и общественные дела) — социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных фор
Феномен власти в жизни общества 52 в
Важное значение в развитии общества имеют властные отношения. По словарю В.И. Даля, «власть — право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление..Властвоват
Государство как важнейший компонент политической организации общества 54 в
Государство — основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и дру
Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории 56 в
Одним из важнейших вопросов философии истории является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении, которое и есть исторический пр
Глобализация как предмет социально-философского анализа 57 в
Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области обществен
Традиции и новации в динамике культуры
Ценностные изменения структуры культуры предопределяют развитие и формы организации социума. Общество способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая цен
Религия как форма духовного освоения реальности 59 в
Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio — благочестие, набожность, святыня). Религия — мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существов
Искусство как форма духовного освоения реальности 60 в
В эволюции духовной культуры существенно важную роль играют социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают смыслы и язык культуры, стимулируют ее
Приоритеты философии в новом тысячелетии 61 в
Современная философия — это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначал
Мораль как регулятор социального поведения 62 в
Мораль (лат. moralis — нравственный, mores — обычаи, нравы, поведение) – специфический способ регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преобладание ценностного отношения к действительн
Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество 63 в
Термин «личность» произошел от лат.persona — маска, роль актера. Данное понятие было сформулировано для отображения социальной природы человека, с целью рассмотрения его как участника социокультурн
Глобальные проблемы современности 64 в
Понятие «глобальные проблемы современности» как «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху», получило широкое
Проблема смысла жизни человека 65 в
Смысл жизни — только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальн
Понятие общественного прогресса, его критерии и типы 66 в
Понятие общественного, социального пространства и времени. Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденции ритмов истории. Рождение идеи социального прогр
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 24 в
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, преобладающее течение мысли в англоязычных странах 20 в.; способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости. Последние были выраже
Новости и инфо для студентов