рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XI—XV СТОЛЕТИЙ

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XI—XV СТОЛЕТИЙ - раздел Образование, АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ Xi Век В Древнерусской Архитектуре — Это Эпоха «Трёх Софий». Византий­ская Ар...

XI век в древнерусской архитектуре — это эпоха «трёх Софий». Византий­ская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наиболь­шей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси — Киева, Чернигова, Переяславля — строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше соб­ственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской — София Новгородская и София Полоц­кая — возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие твор­чески преобразили его до неузнаваемости.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В

НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот го­род славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажа­ли» на новгородский престол своих старших сыновей. Вплоть до середи­ны XII в. княжеская власть в Новго­роде располагала немалыми права­ми; новгородский князь, используя неисчислимые богатства города, мог возводить огромные величествен­ные храмы.

В 1045—1050 гг. повелением кня­зя Владимира Ярославича, «поса­женного» в Новгороде отцом Яро­славом Мудрым, возвели один из самых известных соборов Древней Руси — Софию Новгородскую. «Где Святая София, там и Новгород», —любили говорить в старину новго­родцы. Храм стал символом города, и даже в бой новгородские ратни­ки ходили с кличем: «За Святую Со­фию!».

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня, и, хо­тя кладка грубее и проще, чем в Ки­еве, все арки и своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом» (см. статью «Киевская архитектура»). Обширные хоры (открытые галереи внутри храма) опирались на мощ­ные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчан­ное куполом. Несмотря на то что ос­новные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новго­родской во многом совпадают, они производят совершенно различное впечатление.

Тринадцать куполов Софии Киев­ской как бы постепенно, от господ­ствующей центральной главы к бо­ковым, переходят в основной храмовый объём. Новгородский храм выглядит суровее, монумен­тальнее и компактнее. Пять его мощ­ных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него, Стены Софии Киевской «дышат», наступая на зрителя и отступая от него, создавая гармонию ниш, окон, полукружий и малых куполов. Внеш­ний облик северного Софийского собора гораздо строже, его стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из вза­имосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» про-

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ... НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XI XV СТОЛЕТИЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XI—XV СТОЛЕТИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Русское искусство эпохи Средневековья начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христиан­ской верой, которую русский народ вслед за своими византийски­ми учител

Фундаменты Десятинной церкви. X в.
называли храмом, красотой превос­ходящим знаменитые библейские святилища. На образном языке того времени в этих словах звучала высо­чайшая похвала. Вероятно, поража­ла красотой и великолепием и Дес

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. XI в. Современный вид.
князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный со­бор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строи­ли константинопольские масте

Тройные аркады в Спасо-Преображенском соборе.
польного квадрата между боковыми столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Сами арка­ды — очень древний архитектурный мотив, встречающийся в византий­ски

Киевский собор Святой Софии. XI в. Реконструкция.
мый грандиозный из всех известных в наше время соборов византий­ской художественной традиции. Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, свя­зан

Саркофаг великого князя Ярослава Мудрого. XI в.
пол как символ Церкви Небесной и алтарь — символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается вели­кое таинство: двумя рядами идут к Христу апостолы, их шаг мерен, ко­ренастые фигуры исполнены внут­

Руины киевского собора Михаила Златоверхого.
ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В ЧЕРНИГОВЕ На рубеже XII—XIII вв. в Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской архитектуре, которые

Софийский собор в Новгороде Великом. XI в.
странств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее ар­хитектурное убранство Софии Нов­городской создаёт впечатление не­обычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза вы­ше

Церковь Николы Белого Николо-Бельского монастыря. 1312—1313 гг.
конца XII столетия несколько хра­мов было построено новгородски­ми князьями за пределами города. Последней княжеской постройкой стал храм Спаса на Нередице, воз­ведённый в 1198 г. МАЛЫЕ ХР

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги