рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Скоморошины

Скоморошины - раздел Образование, Хороводные, игровые, плясовые песни Скоморошины – Эпические Песни Комического Содержания (Не Обя...

Скоморошины – эпические песни комического содержания

(не обязательно связаны с репертуаром скоморохов).

Разновидности скоморошин:

1) Пародиина тексты былин. «Птицы на море» - пародия на описание былинного пира богатырей. (Птицы в скоморошине = богатыри в былине)

2) Небылицы. Персонажами нередко являются насекомые. «Во зелёном во бору» (смерть блохи в бане)

3) Былины о скоморохах. «Вавило и скоморохи» («переигрывали» царя-собаку)

Небылица про льдину
Во стольнём во городе во Туесе1), За сильней стеной было за жорновом, Серьди было моря ище синего, Была тут-де льдина нонь великая, На ей был городовоёт хозяин-от, Нековды эта льдина-та не таела. Серьди лета это было ё Петрова дни, Тогда эта льдина-та ростаела, Потонул городовоёт хозяин-от, Да не стало во городе хозяина, Да не стало во Туесe управителя. Роздралисе невески со золовками, Тима нонь саблями всё лопатами, Тима ле щиками все юхватами, Буёвыма палицьми мутовками, Питья-ти ле ества они в полон взяли, Пироги, это ле шаньги во полон взяли, Пресно-то молоко ёни пролили, Пресно-то молоко-то на юход ушло. Бежит как караблицок из-за моря, Не чернёной караблицок не кочёрненой, Хорошо был караблик изукрашеной, Да нос-от корма да по звериному, Ищэ хоботы мецёт по змеиному, На носу-ту стоит росматривщицок, На кормы-то сидит ищэ росправщицок, Середи как караблицька роспорядчицок: Серой-от волк стоит розсматриват, Да бык-от сидит ищэ прнправливат, Медведь-от сидит роспоряжаитце, Да заюшко тут бицевой бежит, Лисичка из-за куста выглядыват, Как бы зайка укрась, как бицеву сорвать.

 

«Былина представляет собою соединение пародии и небылицы,– отмечал В.Я. Пропп.– В основе пародийной части лежат, возможно, не сохранившиеся в русской эпической традиции сюжеты о борьбе поляниц-богатырш. В пародии рассказывается о некоем городе, которым управляла княгиня-льдина: со «смертью» льдины, растаявшей весной, между обитательницами города происходят раздоры, которые выливаются в целое побоище. Как обычно в русских былинных пародиях, это побоище изображается как кухонная драка». Но помимо эпических мотивов – предполагаемых или явных – в этой небылице отражены черты чисто северные, беломорские. Это само таяние льдины на Петров день (29 июня), описание побоища щиками-юхватами (штыками-ухватами) и палицами-мутовками (палками для взбалтывания), а главное – описание черненого, изукрашенного поморского корабля, на носу которого «росматривщицок» – серый волк, на корме «росправщицок» – бык, а в середине «роспорядчицок» – заяц. «Небылица про льдину» записана Н.Е. Ончуковым от одного из представителей знаменитого печорского рода сказителей Чупровых Григория Ивановича Чупрова (Печорские былины, № 41). В.И. Калугин 1) Туес – берестяной короб.

 

 


Протекало теплое море,
Слеталися птицы стадами,
Садилися птицы рядами,
Спрашивали малую птицу,

Малую птицу синицу:
«Гой еси ты, малая птица,
Малая птица синица,
Скажи нам всю истинную правду,
Скажи ты нам про вести морские,
Кто у вас на море большие,
Кто у вас на море меньшие?»
Провещает малая птица,
Малая птица синица:
«Глупые вы, русские пташки,
Все птички на море большие,
Все птички на море меньшие.
Орел на море — воевода,
Перепел на море — подьячий,
Петух на море — целовальник,
Журавль на море — водоливец,
То-то долгие ноги,
То-то французское платье,
По овсяному зернышку ступает;
Чиж на море — живописец,
Клест на море — портной мастер,
Сова у нас на море — графиня,
То-то высокие брови,
То-то веселые взгляды,
То-то хорошая походка,
То-то желтые сапожки,
С ножки на ножку ступает,
Высокие брови подымает;
Гуси на море — бояра,
Утята на море — дворяне,
Чирята на море — крестьяне,

Воробьи на море — холопя,
Везде воробейко срывает,
Бит воробейко не бывает;
Лебеди на море — князи,
Лебедушки на море — княгини,
Желна у нас на море — трубачей,
Ворон на море — игумен,
Живет он всегда позадь гумен;
Грачики на море — старцы,
Галочки — старочки, черьнички,
Ласточки — молодички,
Касаточки — красные девочки;
Красная рожа ворона,
Зимою ворона по дорогам,
Летом ворона по застрехам;
Рыболов на море — хорчевник,
Дятел на море — плотник,
Всякое дерево он долбит,
Хощет нам храм сорудити;
Сокол у нас на море — наездник,
На всякую птицу налетает,
Грудью ее побивает;
Кулик на море — россыльщик,
Кокушка та — вздорная кликушка,
Блинница на море — цапля,
Чечет — гость торговой,
Сорока — то у нас щеголиха,
Без колача не садится,
Без милова спать не ложится,
Без сладкого меду не вставала,
Пешая к обедни не ходит,
Все бы ей в богатых колымагах,
Все бы она во коляске,
Все бы ей кони вороные,
Все бы ей кореты золотые,
Все бы ей робята молодые,
Все бы молодые, холостые;
Бедная малая птичка,
Малая птичка синичка,
Сена косить не умеет,
Стада ей водить не по силе,
Гладом я, птичка, помираю».



– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Хороводные, игровые, плясовые песни

Поэтический параллелизм образы природы пейзаж служат передаче эмоционального состояния... Символы горя бел горюч камень ракитов куст ч рный ворон... Символы счастья утраченного или не состоявшегося калина малина цветы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Скоморошины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Хороводные, игровые, плясовые песни
1. Связь с календарём. У древних восточных славян хороводы входили в круг весенних календарных песен. К началу весенних хороводных гуляний приурочена песня «А мы просо сеяли».

Протяжная лирическая песня
1. Время формирования жанра – XVI век.   2. Особенности напева. Влияние напева на структуру текста. (Напев – основной компонент

Былины, скоморошины
Знать: 1. Определение жанра (обратите внимание на признаки эпическихжанров). 2. Время возникновения жанра. 3. Особенности отражения исто

Проникновение западноевропейских музыкальных жанров в городской быт.
В XVIII веке впервые обозначились существенные стилевые различия между городской и крестьянской песней.Причина: с петровского времени в городском быту получили распространение евро

Тексты городских бытовых песен
В городской культуре происходит сближение устного народного творчества с книжной поэзией. Народными песнями нередко становятся стихи известных поэтов: Пушкина («Узник»), Лермонтова («Бородино», «Вы

Революционные песни
1905 – 1907 – 1-я русская революция 1917 – Февральская (буржуазная) революция 1917– Октябрьская (социалистическая) революция

Частушка
Время возникновения. Частушка становится одним из ведущих песенных жанров во 2-й половине ХIХ века. Среда бытования. Исполнители. Первона

Происхождение сказки. Среда бытования жанра. Функции сказки.
Возникновение жанра связано с обрядовой жизнью первобытного общества (см. пункт 3а). Магические функции сказки в дальнейшем были утрачены (произошло переключе­ние функций). В народной сред

Дотеатральные игровые виды фольклора.
Корни фольклорного театра – в древних обрядах и обрядовых играх. Элементы театрализации есть в молодёжных и детских необрядовых играх, в игровых хороводах. Скоморохи –

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги