рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Система педагогического просвещения в России во второй половине ХIХ в Педагогическая мысль Н.И. Пирогова

Работа сделанна в 2001 году

Система педагогического просвещения в России во второй половине ХIХ в Педагогическая мысль Н.И. Пирогова - раздел Педагогика, - 2001 год - Педагогическое образование родителей. Работа с родителями ребёнка-инвалида Система Педагогического Просвещения В России Во Второй Половине Хiх В Педагог...

Система педагогического просвещения в России во второй половине ХIХ в Педагогическая мысль Н.И. Пирогова. Среди первых, кто взбудоражил педагогическую общественность 1860-х гг возвестив об актуальности реформ воспитания и обучения, был Николай Иванович Пирогов 1810-1881. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем.

В 1856 г. Пирогов уходит из Медико-хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в Морском сборнике появилась его статья Вопросы жизни, которая имела значительный отклик в педагогических и общественных кругах.

Статья была перепечатана почти во всех периодических изданиях, пробудив, как писал К.Д. Ушинский, спавшую педагогическую мысль. В течение 1858-1861 Пирогов возглавлял Киевский учебный округ. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразований в системе просвещения. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентации сверху программ обучения и за предоставление педагогическим советам гимназий значительных прав в отношении корректировки программ.

В статье Нужно ли сечь детей, возражая против физических наказаний учащихся. Пирогов подчеркивал, что розги уничтожают в ребенке стыд. Пирогов усилил подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путем издания циркуляров, оказавшихся своеобразными педагогическими журналами.

Пирогов, однако, не всегда мог препятствовать ретроградам. Так, он не сумел противостоять большинству чиновников Киевского учебного округа и подписал циркуляр, допускавший физическое наказание гимназистов. В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статье Вопросы жизни и в других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее 1857. Идеал нравственного воспитания Пирогов видел в христианской религии.

Общественное бытие в значительной мере препятствует становлению отдельной личности в духе такого идеала, ибо в обществе нет ни малейшего следа помощи человеку в течение его земного существования, направленной на то, чтобы он приблизился к будущей загробной жизни. Воспитание должно исправить такое положение. Пирогов выделял два рода воспитания - общечеловеческое и специальное. До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после общечеловеческого.

Таким образом, главное - это нравственное воспитание. Осуществлять его предлагалось в ходе целостного педагогического воздействия и собственно при обучении. Под нравственным воспитанием понимались, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды, во-вторых превращение добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды, в-третьих формирование характера и убеждений.

Не прошел Пирогов и мимо проблемы народности воспитания, активно обсуждавшейся в общественных и педагогических кругах. Он полагал, что общечеловеческое воспитание должно быть согласовано с идеей национального воспитания Все мы можем сделаться через воспитание настоящими людьми нисколько не переставая быть гражданами своего отечества и еще рельефнее выражая через воспитание прекрасные стороны своей национальности. Пирогов разработал проект школьной системы.

Первая ступень - двухлетняя элементарная школа с традиционным набором дисциплин Закон Божий, чтение, письмо, счет. Предлагалось обучать во все времена года, широко применяя наглядность и по возможности соединяя обучение с ремесленной подготовкой. Планировалось построить на фундаменте начальной школы две ветви среднего образования - реальную и классическую. Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев прогимназии и гимназии.

Срок обучения в реальной прогимназии составлял 4 года. Программа включала Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, 2 новых языка, географию, историю, естествознание, черчение и другие предметы из области современных знаний. Классическая прогимназия должна была состоять из четырех классов. В дополнение к программе реальной прогимназии добавлялись древние языки. Назначение классической прогимназии определялось как подготовка в классическую гимназию и далее в университет.

Возвышавшиеся над прогимназиями реальная и классическая гимназии должны были иметь особые отличия в программах. В реальной гимназии предлагалось выбор дисциплин. Пирогов являлся поборником расширения женского образования и возражал против дискриминации женщин. Вместе с тем он ограничивал масштабы применения женского воспитания и образования и сферу применения последнего. По его мнению, женщинам не дано служить в армии, в государственном аппарате, претендовать на получение других профессий считающихся мужскими.

Пирогов видел главное предназначение женщины в том, чтобы услаждать сочувствием жизнь мужчины, быть воспитательницей юного поколения. Пирогов в статье Чего мы желаем, в брошюре Университетский вопрос и других работах затронул волновавшие русское общество проблемы высшего образования. Он заявил о необходимости реформ университетского образования. В число предложений Пирогова входила организация подготовки профессуры и научных работников.

По Пирогову, преподавание в университете должно было носить прежде всего общечеловеческую направленность, т. е. быть далеким от узкой специализации. Он настаивал на автономии университетов. Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику. К ним прежде всего относились Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Хотелось бы привести ряд примеров педагогических взглядов на воспитание и обучение детей того времени, идеи которых находят отражение и сегодня. Дмитрий Иванович Писарев 1841-1868 в статьях О Журнале для воспитания, О Русском педагогическом вестнике, Наша университетская наука, Педагогические софизмы, Школа и жизнь и др. настаивал на изучении ребенка и защите его прав Чтобы быть хорошим воспитателем и наставником, нужно любить ребенка и уметь уважать в нем его человеческую личность, его формирующийся характер, его стремление к самостоятельности и к деятельной мысли.

Писарев отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы Призрак специального образования никак не решается исчезнуть и до сих пор мешает нашему обществу разглядеть действительный смысл и задачу, образования. Николай Гаврилович Чернышевский 1828-1889 вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил, кто пользуется политической властью, тот не может спастись и от невежества. Недостатки школы Чернышевский видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским и в казарменном духе воспитания.

Чернышевский руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию. Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма писал он. Чернышевский полагал, что нравственные свойства невозможно наследовать.

Каждому человеку природа дает особый темперамент, что сказывается на особенностях его поведения, не обусловливая, однако, самый характер. Темпераментом определяется только степень быстроты движений, и, вероятно, перемен душевного настроения. Должно думать, что человек, имеющий быструю походку, расположен к более быстрой смене настроений, чем человек, движения которого медленны.

Но этой разницей не определяется то, который из них более трудолюбив, и тем менее определяется степень честности или доброжелательности того и другого. Чернышевский считал одним из ведущих свойств человека активность, а важными источниками активности - потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей.

Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления личности. Добролюбов критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе монополией богатых. Добролюбов стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении естественных стремлений человека, которые могут быть выражены в двух словах чтобы всем было хорошо.

Исходя из принципа антропологизма человек - целое, нераздельное существо. Добролюбов указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. При, этом делились радикальные, далеко идущие выводы. Поскольку общество и воспитание мешают естественным потребностям деятельности личности, следует предпринять коренное изменение для общественных отношений, господствующих над нами и изменяющих нашу деятельность.

Излагая свое педагогическое кредо, Добролюбов заявил, что современная система воспитания и обучения убивает в детях и подростках внутреннего человека, лишает их сил. Таким образом, Добролюбов помещал в центр воспитания заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека к активной и счастливой жизни. Цель образования не столько сообщение неких знаний, сколько научение думать самостоятельно, внушить любовь к знаниям, сообщить ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития.

Владимир Яковлевич Стоюнин 1826-1888, исповедовал идеи общечеловеческого, гуманного и народного воспитания. Он много размышлял о сущности национального характера воспитания. Стоюнин писал Для того чтобы перестроить наши школы на национальных началах, надо учесть народную психологию и историю, согласовать школу с общественными потребностями, принять во внимание строй семьи, экономические, климатические и прочие условия народной жизни.

Стоюнин ратовал за развитие наряду с классическим современного среднего образования, в котором, по его убеждению, общество испытывало все большую потребность. Он всячески приветствовал частную инициативу в создании гимназий и прогимназий и полагал возможным для школы дистанцироваться от государства. Василий Иванович Водовозов 1825-1886 особенно настаивал на соблюдении в начальной школе наглядности и последовательности обучения. Он писал в этой связи в своей книге Предметы обучения в народной школе 1873 Мы знаем, что ребенок приобретает представления и понятия лишь после того, как предмет разносторонне действовал на его чувства.

Следовательно, при всяком объяснении предмета нужно обращаться к чувствам ребенка преподавание должно быть наглядным в обширном значении этого слова, то есть следует не только показывать ребенку предмет, но и давать, где нужно, осязать его, действовать и на слух, и на обоняние, и на вкус учащихся. Ребенок имеет лишь понятие о том, что он видел и наблюдал, и только постепенно, через скопление новых наблюдений, переходит к новым понятиям. Следовательно, в преподавании нужно иметь в виду то, что ребенок знает, что он твердо усвоил путем впечатлений, какие давала ему окружающая жизнь.

Иначе говоря, надо начинать с ближайшего, известного, вполне доступного ребенку. Виктор Петрович Острогорский 1840-1902 находился под сильным влиянием идей свободного воспитания. Известен как один из организаторов частной Василеостровской школы в Петербурге, деятельность которой была построена на таких идеях. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогическое образование родителей. Работа с родителями ребёнка-инвалида

Лечебная педагогика А.А. Дубровского20Литература, рекомендуемая родителям для самообразования1. Теория воспитания и образования с точки зрения… Этому способствовали многие важные факторы рост требований к объему знаний,… Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Система педагогического просвещения в России во второй половине ХIХ в Педагогическая мысль Н.И. Пирогова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория воспитания и образования с точки зрения зарубежных педагогов
Теория воспитания и образования с точки зрения зарубежных педагогов. В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие в

Тотас Гордон о педагогическом образовании родителей
Тотас Гордон о педагогическом образовании родителей. По общему мнению, именно на родителях лежит вина за все проблемы, связанные с молодежью. Психиатры их обвиняют в том, что растет число де

Аллан Фромм о педагогическом образовании родителей
Аллан Фромм о педагогическом образовании родителей. В современной образовательной системе складывается примечательная ситуация в силу различных причин множество взрослых сегодня получают второе, вы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги